Научная статья на тему 'Традиции женского воспитания адыгов в контексте этнокультурного образования'

Традиции женского воспитания адыгов в контексте этнокультурного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
334
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ / SYSTEM OF EDUCATION / АДЫГИ / CIRCASSIANS / АДЫГЭ ХАБЗЭ / ТРАНСМИССИЯ / TRANSMISSION / ЗОЛОТОШВЕЙНОЕ ИСКУССТВО / GOLD EMBROIDERY ART / ADYGHE HABZè

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тепсаева Зарема Меджидовна

В статье раскрываются этнокультурные принципы и особенности системы духовно-нравственного и трудового воспитания адыгов, определяется состояние современного женского воспитания, выявляется эффективность применения национального этикета в современном образовательном пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITIONS OF FEMALE EDUCATION OF ADYGHE IN A CONTEXT OF ETHNOCULTURAL EDUCATION

The article reveals the ethnocultural principles and features of the system of spiritual-moral and labor education Circassians, to determine the state of the modern women's education, reveal efficiency of application of the national etiquette in the modern educational space.

Текст научной работы на тему «Традиции женского воспитания адыгов в контексте этнокультурного образования»

5. Модель образовательной структуры этнокультурного центра [Электронный ресурс] : [веб-сайт]. Режим доступа: http://www.menobr.ru/materials/l3/

6. Стратегия государственной национальной политики Российской федерации на период до 2025 г ода [Электронный ресурс] : утверждена Указом Президента Российской федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666 : [веб-сайт]. Режим доступа: http://base.garant.ru/70284810/

7. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии. Москва : ФАМР-ПРЕСС, 2004. 576 с.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс] : [веб-сайт]. Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588

9. Федеральный закон РФ «Об общественных объединениях» // Собрание законодательства РФ. Москва, 1995. № 21. С. 19.

10. Федеральный Закон РФ «О национально-культурной автономии». Москва, 1996.

11. http://minjust.ru/ru/siteguide/for_public_organizations

РАДИЦИИ ЖЕНСКОГО ВОСПИТАНИЯ АДЫГОВ В КОНТЕКСТЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 37.018.1:39(470.631) 3. М. Тепсаева

Майкопский государственный гуманитарно-технический колледж Адыгейского государственного университета, г. Майкоп, Республика Адыгея

В статье раскрываются этнокультурные принципы и особенности системы духовно-нравственного и трудового воспитания адыгов, определяется состояние современного женского воспитания, выявляется эффективность применения национального этикета в современном образовательном пространстве.

Ключевые слова: система воспитания, адыги, адыгэ хабзэ, трансмиссия, золотошвейное искусство.

Z. M. Tepsaeva

Maikop State humanitarian and technical college of the Adyghe State University

TRADITIONS OF FEMALE EDUCATION OF ADYGHE IN A CONTEXT OF ETHNOCULTURAL EDUCATION

The article reveals the ethnocultural principles and features of the system of spiritual-moral and labor education Circassians, to determine the state of the modern women's education, reveal efficiency of application of the national etiquette in the modern educational space.

Keywords: system of education, Circassians, Adyghe habze, transmission, gold embroidery art.

Современное социокультурное пространст- гративными процессами. Содержание обра-

во отличается динамичной изменчивостью зования не всегда адекватно отражает дан-

информационного потока. Динамика его ный процесс, так как новые источники ин-

развития определяется различными инте- формации влияют на уровень знаний. Воз-

122

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 6 (56) ноябрь-декабрь 2013 122-126

никает педагогическая проблема — каким содержанием наполнить образовательную среду, на каких основаниях её организовывать.

На сегодняшний день развитие современного поликультурного общества имеет два основных вектора. Во-первых, это процесс интеграции традиционных обществ в мировое сообщество, то есть глобализацион-ные процессы, во-вторых, попытки сохранения и возрождения национальной культуры, то есть развитие этнически специфических средств. В этих условиях особо привлекает внимание процесс формирования личности членов этого общества.

Согласно современным педагогическим концепциям на формирование личности влияют четыре группы факторов: мега-, макро--, меза- и микрофакторы. В данной статье мы рассматриваем национальную культуру как фактор развития личности девочки, то есть влияние факторов группы меза на процесс её психического становления. Нас также интересуют и факторы группы макро, но основное внимание будет сосредоточено на влиянии традиционной эстетической культуры. Гуманистические преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества и российском образовании, актуализируют потребность в переосмыслении сущности процесса воспитания, поиске новых подходов, способствующих наиболее полному развитию молодёжи, в том числе и как представителей определённого пола. Несмотря на понимание различий между мужчинами и женщинами в способностях, интересах и склонностях, особенностях поведения, проблемам полового воспитания в последнее время не уделяется должного внимания [1].

Адыгская этнопедагогика и организованный в ней гендерно-дифференцированный подход выявляет воспитание личности как сложный диалектический процесс, где воедино слито развитие общечеловеческого и специфического, мужского и женского, социально-типического и индивидуально-личностного. Тендерная дифференциация в адыгской этнопедагогике — это учёт инди-

видуально-типичных черт личности через группирование детей по половой принадлежности и различное построение воспитательного процесса в данных группах.

Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью формирования характера, морально-этического облика человека, его взаимоотношений с обществом и во многом определяет реальный статус человека в социальной среде. В ментальной культуре адыгов для оценки личности обществом важны были не столько сама связь человека с другими членами общества, сколько результат этой связи — нравственная культура, чувства чести и долга, воспитанность, которые находили конкретное воплощение в совокупности адыгских обычаев (адыгэ хаб-зэ). Адыгэ хабзэ представляет собой широкий спектр социальных норм во всех областях жизнедеятельности — от простых житейских правил до обязательных норм правового регулирования.

Главным в нравственном воспитании были выработка и закрепление у подрастающего поколения таких качеств, как уважение к старшим, к лицам противоположного пола, чувство долга и чести, честность, скромность, чувство собственного достоинства.

Воспитанием мальчиков и девочек до шес-ти-семи лет в адыгской семье занималась, как правило, женская половина семьи. Постепенно, по мере взросления детей, с момента привлечения их к труду подход к воспитанию дифференцировался. Воспитанием мальчиков в большей степени занимались мужчины, девочки лее оставались под непосредственным влиянием матери до момента замужества.

Адыгская народная педагогика уделяла особое внимание роли женщины в обществе и семье, предписывая почтение и внимание к ней.

В традиционном адыгском обществе роль женщины в передаче культурных навыков, то есть в воспитании личности, адаптированной к определённой социальной и культурной среде, особенно велика. Именно она закладывала основы народной мудрости в

молодое поколение, передавая при этом исторический опыт народа через фольклор, религиозные культы, родовые запреты, транслируя сложные и многочисленные этикетные нормы поведения, сопровождая данный процесс пояснениями.

О роли, статусе и месте женщины в адыгском обществе свидетельствовали права и нормы поведения, принятые в адыгском этикете: принцип почитания женщины; помощь женщине в беде; способность женщины приостановить любые действия мужчин; обычай вставать при виде женщины, не кричать, не ругаться, не сквернословить в её присутствии и т.п.

Адыгская система женского воспитания выделяет девушку как объект и субъект воспитательного процесса с её психологическими, физиологическими, возрастными и индивидуальными особенностями развития; основными функциями её воспитания считает: подготовку к труду, формирование морально-волевых черт характера, развитие ума, заботу о здоровье, привитие любви к прекрасному, не забывая при этом о влиянии на данный процесс природы, специфики общения, традиций быта и искусства.

Пример матери в воспитании ребёнка адыги считали одним из основных методов воспитания. Об этом свидетельствуют следующие пословицы: «Сначала посмотри на мать, а потом женись на её дочери», «Что покажешь ребёнку, таков и его путь», «Привычки матери — выкройка для дочери» и др. Женщина-черкешенка — мать, являлась символом хранительницы домашнего очага, этикета, верности мужу.

В политической истории адыгов женщины также играли значительную роль. Выходя замуж за родовитых и могущественных представителей других народов, они способствовали налаживанию связей и тесных контактов с Черкесией. Эти связи порой затрагивали не только политические, но и культурные, хозяйственные, торговые, военные и другие отношения.

Самый известный брак в черкесской истории, заключённый из политических сообра-

жений, брак княжны Гошевнай Идаровой, известной в истории Российского государства как Мария Темрюковна, с Иваном Грозным. История таких браков в жизни черкесов имеет длинную цепь родства и сотрудничества с известными историческими личностями разных времён.

Красота и грациозность черкесских женщин позволила им внести свой вклад в культуру западноевропейских стран. Например, Эльмесхан Эдыговна Хагундокова, известная во Франции под именем графини Мрен Де-Люар, была «кавказской звездой» в доме моды Коко Шанель в начале двадцатого века. Знаменитая черкешенка была бригадным генералом, великим офицером, кавалером национального ордена Французской Республики «За заслуги», лауреатом множества правительственных наград различных стран.

Графиня Аиссе — дочь черкесского князя, в раннем детстве попавшая в турецкий плен, а впоследствии выкупленная французским послом и воспитанная в его семье, вошла во французскую историю под именем Шарлотты-Элизабет, отличаясь в высшем свете своим острым умом, красотой и манерами.

Задачи воспитания у адыгов включали в себя не только формирование в сознании нравственных идей, но и способности реа-лизовывать их и находить им практическое применение.

Девушки и женщины общественным мнением обязывались быть искусными мастерицами. Их приучали готовить различные лакомства, вести домашнее хозяйство. Подготовка к замужеству включала в себя, кроме всего прочего, необходимость овладения различными видами прикладного искусства: плетением тесьмы, ткачеством галуна, вышиванием золотом. Данный этап являлся итогом воспитательного процесса всей жизни девушки, представлял собой цельную и логическую структуру развития её личности.

К моменту своего замужества у девушки всегда был готов свадебный наряд. В нём преобладало золотое шитьё с орнаментом растительного, зооморфного или солярного характера. Адыги использовали четыре вида

техники золотого шитья: шитье «вприкреп», «гладь», тканье галуна и плетение басонных изделий, кружев [2].

Золотое шитье воспитывало эстетический вкус, обеспечивало строгое знание обычаев, скромность в манерах, сдержанность в выражении чувств, послушание и уважение к труду. Чаще орнамент был скромным, неброским, лаконичным, что являлось прямым отражением хозяйственного уклада и духовной культуры адыгов.

Трансмиссия традиционной системы женского воспитания в современное образовательное пространство в условиях модернизации российского образования ориентирует развитие полиэтнической образовательной системы региона и его полиэтнической среды на совершенствование этнокультурного и регионального компонентов образования, индивидуализацию и гуманизацию воспитательного процесса личности современной девушки.

На сегодняшний день женщины Адыгеи продолжают оставаться хранительницами культурного наследия своего народа.

Ярким примером тому служит творчество Аси Еутых — российского ювелира, оружейника, члена Союза художников России, народного художника Республики Адыгея.

Произведения Аси Еутых хранятся в фондах Государственного Эрмитажа и в Государственном историческом музее Москвы. Её работы выполнены в технике литья, гравировки и позолоты. Основные материалы работ включают бронзу, серебро, золото и драгоценные камни. Ася Еутых активно передаёт секреты и традиции древнего искусства адыгов своим воспитанникам.

Педагогический коллектив Майкопского государственного гуманитарно-технического колледжа ФГБОУ ВПО «Адыгейский государственный университет» проводит активную работу по сохранению и приумножению духовного и культурного наследия этноса адыгов.

На сегодняшний день в колледже реализуется несколько проектов:

• «Сэ сыадыг» («Я — адыг») — инноваци-

онный педагогическии проект по духовно-нравственному воспитанию молодёжи на основе кодекса чести адыгов «Адыгэ хабзэ»;

• «Толерантный я в толерантном мире» — социальный проект по формированию межэтнического согласия и культурного взаимодействия молодёжи в Республике Адыгея;

• «Псынэк1эчъ» («Родник») — творческий проект по сохранению традиционных видов прикладного искусства и рукоделия.

На протяжении 15 лет на базе специальности «Дизайн», «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий» мы продолжаем работу по изучению и развитию идей национального костюма, расширяем и углубляем свои знания, пропагандируем красоту и самобытность черкесского национального костюма.

Студенческий театр моды «Де Люкс» является творческой лабораторией, в которой ежегодно создаются коллекции национальных костюмов, успешно демонстрирующиеся на республиканском конкурсе молодых модельеров и дизайнеров одежды «Молодёжный подиум». Наиболее значимым и серьёзным достижением в работе этого творческого объединения являются коллекции, участвовавшие и побеждавшие в разные годы на престижном международном конкурсе высокой моды национального костюма «Этно-Эрато».

Коллекция «Родник» построена на основе создания нескольких образов: воинов стрелков, крестьян и дворянского сословия. Способы формообразования старинного кроя одежды и трансформация их в современном прочтении, в сочетании с традиционными принципами колористического и декоративного решения, лежат в основе успешной реализации этого проекта.

В композиционном решении коллекции мы пытались передать тонкий вкус, чувство меры, сдержанность в использовании отделки и в выборе цвета, мастерство исполнения декора, характерные для адыгского костюма. Коллекция «Родник» удостоена самых высоких наград на различных конкурсах и фестивалях российского и между-

народного уровней.

Человек, создающий национальные костюмы, становится столь лее гармоничным, как и его произведения. Наряду с авторами, девушки, участницы студенческого театра моды, демонстрирующие национальную одежду, проникаются уважением к своему прошлому, к истокам национальной культуры, соблюдают этикетные нормы, впитывают в себя духовные и нравственные ценности, заложенные веками. На почве сформированной таким образом национальной идентичности и сознания молодёжь реализуется в лучших своих проявлениях и качествах.

Работа, осуществляемая коллективом педагогов Майкопского государственного гуманитарно-технического колледжа ФГБОУ ВПО «Адыгейский государственный уни-

верситет», содержит богатый опыт духовно-нравственного воспитания молодых девушек и всего молодого поколения, а также сохранения и приумножения культурного наследия адыгов, осуществляя тем самым трансмиссию системы женского воспитания в современное образовательное пространство полиэтничного региона Республики Адыгея.

Таким образом, традиционная система женского воспитания, основываясь на общих психолого-педагогических принципах, может выступить эффективным средством конструирования личности современной девушки, при условии её целенаправленного и системного использования в общем комплексе учебно-воспитательной работы учреждений системы профессионального образования, а также в семье и обществе в целом.

Примечания

1. Урусова Л. Х. Методы нравственного воспитания девочек в адыгской этнопедагогике // Вестник НГУ — Новосибирск: Новосибирский государственный университет. Серия: Педагогика. 2007. Т. 8, вып. 1. С. 39—42.

2. Золотое шитье адыгов (черкесов) / сост. Н. Теучеж, М. Хабаху. Майкоп, 2000. С. 9—11.

Перспективы РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРНОГО

ТУРИЗМА В АЗЕРБАЙДЖАНЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

УДК 338.48:06.07(555) Сиявуш Магишев

Азербайджанский государственный университета культуры и искусства

Просветительный туризм является ведущим среди основных видов туризма. Развитие этого вида туризма связано с возросшей потребностью людей в расширении знаний по различным направлениям жизнедеятельности, в повышении умственного потенциала человека. Туристы знакомятся с объектами культурно-просветительного туризма в процессе того или иного путешествия или турпохода. В новой для него среде обитания турист активно усваивает всё непривычное, необычное, ранее не виденное и неизвестное, приобретает новые знания и сведения. Стремительный ритм жизнедеятельности настоятельно требует развивать научно-теоретическую и методологическую базу просветительного туризма ускоренными темпами, что предполагает также оснащение этой важнейшей отрасли современными методами, средствами и технологиями в режиме опережения.

Ключевые слова: просветительный туризм, экскурсия, музей, выставка, экспонат, экспозиционная деятельность.

126

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 6 (56) ноябрь-декабрь 2013 126-132

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.