Научная статья на тему 'Формирование духовно-нравственных ценностных ориентаций студенческой молодежи средствами народного искусства'

Формирование духовно-нравственных ценностных ориентаций студенческой молодежи средствами народного искусства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
349
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОПЕДАГОГИКА / НАРОДНОЕ ИСКУССТВО / FOLK ART / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / VALUE ORIENTATIONS / ETHNOPEDAGICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баймяшкина Елена Юрьевна

Рассматривается формирование духовно-нравственных ценностных ориентаций у студентов педагогических вузов средствами этнопедагогики и изобразительного искусства. Выявляется уровень духовно-нравственного развития студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баймяшкина Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SPIRITUAL AND MORAL VALUES AT STUDENTS BY MEANS OF FOLK ART

The system of formatioh of spiritual and moral education at students of pedagogical universities through ethnopedagogics and folk art is considered. The article reveals the level of spiritual and moral development of students.

Текст научной работы на тему «Формирование духовно-нравственных ценностных ориентаций студенческой молодежи средствами народного искусства»

УДК [316.752:37.017.92]-057.875

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА

FORMATION OF SPIRITUAL AND MORAL VALUES AT STUDENTS BY MEANS OF FOLK ART

Е. Ю. Баймяшкина E. Y. Baymyashkina

ЧОУ ВПО «Институт экономики, управления и права», г. Казань

Аннотация. Рассматривается формирование духовно-нравственных ценностных ориента-ций у студентов педагогических вузов средствами этнопедагогики и изобразительного искусства. Выявляется уровень духовно-нравственного развития студентов.

Abstract. The system of formatioh of spiritual and moral education at students of pedagogical universities through ethnopedagogics and folk art is considered. The article reveals the level of spiritual and moral development of students.

Ключевые слова: этнопедагогика, народное искусство, ценностные ориентации.

Keywords: ethnopedagics, folk art, value orientations.

Актуальность исследуемой проблемы. Перемены, произошедшие за последние десятилетия в России и в мире, привели к утрате старых ценностей и идеалов, в то время как новые не были созданы. Современное общество находится в состоянии глубокой социально-экономической напряженности. На смену духовно-нравственным ориентациям, которые были составляющей воспитания подрастающего поколения, пришли неавторитетные системы ценностей отдельных групп людей, различных неформальных организаций, а также западные духовные ценности, распространение которых сегодня носит массовый характер. Современная молодежь и старшие поколения ощущают на себе проблемы конфликта ценностей. Их многообразие и противоречивость в обществе на современном этапе дезориентируют подрастающее поколение. В связи с этим, безусловно, наступает духовно-нравственный кризис: народ потерял тот духовный «стержень», который на протяжении многих веков давала этнопедагогика. Все это приводит к произвольному духовно-нравственному развитию, последствия которого могут быть непредсказуемыми для общества.

Материал и методика исследований. В процессе исследования нами были использованы теоретические и эмпирические методы: наблюдение, беседа, диалог, анализ научной литературы по проблеме исследования; анкетирование, интервьюирование, наглядное рисование, сравнение полученных данных, моделирование; изучение и обобщение передового педагогического опыта; педагогический эксперимент. Нрав-

ственная культура подростков определялась по таким критериям, как глубина знаний о системе общечеловеческих ценностей, устойчивость личностной позиции студентов в вопросах морального выбора, знание социально приемлемых и неприемлемых форм поведения. Было проведено тестирование для выявления уровня духовно-нравственного развития студентов средствами народного декоративно-прикладного искусства, проведены занятия и выполнены задания на тему народных сказаний и притч. На формирующем этапе исследования студенты были разделены на две группы: экспериментальную и контрольную.

Решение проблемы видится в применении средств и методов воспитания, выработанных в процессе общественного развития и адаптированных к условиям сегодняшнего дня, в том числе народного воспитания и народного творчества.

Результаты исследований и их обсуждение. Вопросы воспитания посредством народного творчества рассматривались в работах целого ряда исследователей (И. А. Арабов, Г. А. Аргунова, Х. Х.-М. Батчаева, Г. Н. Волков, М. Г. Харитонов и др.). Важным представляется точка зрения Г. Н. Волкова, который считает, что народная педагогика эмпирическим путем приходила к выяснению воспитательно-образовательных функций песен, притч, сказаний. «Воспитатели из народа, - указывает данный автор, - интуитивно понимали педагогическую ценность тех или иных музыкально-поэтических произведений и, не ставя конкретных целей, стихийно культивировали наиболее эффективные в воспитательном отношении произведения устного народного творчества, в том числе и детского» [5, 209]. Н. Н. Лебедева также отмечает, что «воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа... Всякая живая историческая народность есть самое прекрасное создание божие на земле, и воспитанию остается только черпать из этого богатого и чистого источника» [6, 161].

Базируясь на данных положениях, в ходе нашей экспериментальной работы мы осуществляли формирование духовно-нравственных ценностных ориентаций студенческой молодежи на основе народного творчества и этнопедагогики. В исследовании приняли участие 189 студентов Института экономики, управления и права г. Казани.

На констатирующем этапе эксперимента была проведена диагностика ценностных ориентаций студентов. Было обнаружено преобладание следующих ценностных ориентаций:

• высокий социальный статус и управление людьми - 40 %;

• признание и уважение людей и влияние на окружающих - 40 %.

• высокое материальное благосостояние - 60 %;

• приятное времяпрепровождение, отдых - 70 %;

И, напротив, наименее значимыми оказались:

• помощь и милосердие к другим людям - 20 %;

• социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе - 30 %

• познание нового в мире, природе, человеке - 30 %;

• поиск и наслаждение прекрасным - 40 %.

Среднее положение заняли такие ценностные ориентации, как «любовь», «общение», «здоровье».

Таким образом, студенты принимают те ценности, которые воспринимают как наиболее адекватные окружающей реальности. Отсюда можно сделать вывод о том, что воспитательная работа в образовательных учреждениях не вполне адаптирована к особенностям современной действительности.

Структура программы формирующего эксперимента состояла из девяти этапов воспитания духовно-нравственной культуры, предложенных Н. Н. Лебедевой:

• самоактуализация опыта деятельности;

• извлечение знаний о духовно-нравственной ценности в виде понятий;

• оценка духовно-нравственной ценности объекта;

• деятельность на основе ценностных ориентаций;

• сравнение собственных ценностей с ценностями других людей;

• освоение сути духовно-нравственной ценности объекта;

• формулирование гипотез о значимости, смысле духовно-нравственных ценностей, анализ последствий поступков, поведения.

Содержание воспитательных мероприятий на каждом этапе осуществлялось на основе средств и методов народного искусства и народного творчества. Подбирались сюжеты народного искусства, нравоучительный смысл которых применим к реалиям сегодняшнего дня. В ходе обсуждений раскрывался поучительный смысл народных пословиц, поговорок, сказок, рассказов. Через участие в играх, пение песен студенты вовлекались в процесс изучения народной культуры. Давались кратковременные задания в изобразительной деятельности на тему народных сказаний, легенд, преданий.

Анализируя поведение героев народных произведений, студенты обнаруживали вечные общечеловеческие ценности. Понимание их значимости в жизнеустройстве человеческого общества в те далекие времена и сейчас приводит молодое поколение к переоценке прежних ценностей и выстраиванию новой системы ценностных ориентаций, в которых духовно-нравственная составляющая уже имела субъективно-значимый смысл.

На контрольном этапе эксперимента были выявлены существенные изменения ценностных предпочтений студентов. Качественно обобщая результаты количественных замеров, отметим, что теперь среди наиболее выраженных ценностных ориентаций оказались:

• социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе;

• здоровье;

• общение;

• любовь.

Менее значимыми стали:

• высокий социальный статус и управление людьми;

• приятное времяпрепровождение, отдых;

• познание нового в мире, природе, человеке;

• поиск и наслаждение прекрасным.

Среднее положение заняли следующие ценностные ориентации:

• признание и уважение людей и влияние на окружающих;

• высокое материальное благосостояние;

• помощь другим людям и милосердие к ним.

Резюме. Полученные результаты свидетельствуют о существенном позитивном влиянии методов и средств изобразительной деятельности через народное творчество на формирование духовно-нравственных ценностных ориентаций студенческой молодежи. Связь жизненного опыта народа с проблемами, волнующими современную молодежь, обеспечивает его личную вовлеченность в процесс познания духовно-нравственных ценностей и делает их субъективно-значимыми.

ЛИТЕРАТУРА

1. Арабов, И. А. Этнопедагогика (культурологический аспект) / И. А. Арабов, Г. Ю. Нагорная. - Ка-рачаевск : Изд-во КЧГПУ, 1999. - 215 с.

2. Аргунова, Г. А. Формирование духовно-нравственных ценностных ориентаций подростков на морально-этических традициях адыгов : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Г. А. Аргунова. - Карача-евск, 2005. - 22 с.

3. Баймяшкина, Е. Ю. Этнопедагогика в системе духовно-нравственного воспитания студентов педагогических вузов // Вестник Чувашского государственного педагогического университета имени И. Я. Яковлева. - 2013. - № 1 (77). Ч. 1. - С. 3-7.

4. Батчаева, Х. Х.-М. Традиционная педагогическая культура карачаевского народа (история, теория, практика) / Х. Х.-М. Батчаева. - Казань : Изд-во Казан. ун-та, 2002. - 417 с.

5. Волков, Г. Н. Этнопедагогика : учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Г. Н. Волков. -М. : Академия, 1999. - 168 с.

6. Лебедева, Н. Н. Развитие компетентности педагогов в воспитании духовно-нравственной культуры детей и молодежи : сб. статей / Н. Н. Лебедева. - Омск : Министерство образования Омской области. -2009.-С. 3-9.

7. Ушинский, К. Д. Педагогические сочинения : в 6 т. Т. 2 / К. Д. Ушинский ; сост. С. Ф. Егоров. -М. : Педагогика, 1988. - 496 с.

8. Харитонов, М. Г. Этнопедагогическое образование учителей национальной школы / М. Г. Харитонов. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2004. - 330 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.