Абидова Н.Т.
«Этнокультурные традиции народов северного кавказа как основа формирования...»_
ПЕЛНГОГПЧЕСКПЕ ИНУКП
ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ
Н.Т. Абидова
ETHNIC-CULTURAL TRADITIONS OF NORTH CAUCASIAN PEOPLES AS BASIS OF YOUTH'S SPIRITUAL-ETHIC VALUE ORIENTATION DEVELOPMENT
Abidova N.T.
The article considers the problems of personality development, the decline of spiritualmoral sphere, the fall of humanistic values, the crisis condition of views upon cultural-historical heritage including ethnic-cultural traditions, and methods to have an influence upon these negative factors.
В статье рассматриваются вопросы формирования личности, оскудение духовно нравственной сферыi, упадок отношения к гуманистическим ценностям, кризисное состояние взглядов на культурно-историческое наследие, в т.ч. на этнокультурные традиции, и методыI воздействия на эти негативные факторы .
Ключевые слова: этнокультурные традиции, духовно-нравственное развитие, педагогика, спецкурс.
УДК 930.1.378:379.8 (470.6)
Современное общество на этапе перехода к рыночной экономике испытывает кризис в духовно-нравственной сфере, который выражается в упадке гуманистических ценностей, кризисном состоянии взглядов на культурно-историческое наследие, в т.ч. на этнокультурные традиции, переходе от декларирования коллективных ценностей к личностным, индивидуализме, развивающемся культе денег, что особенно губительно для наименее приспособленной части общества - детей, подростков, юношества. Как показывает история развития человеческого общества, этим негативным воздействиям может противостоять устойчивая система этнокультурных традиций, основанная на национальных духовных и нравственных ценностях. Тем не менее, в школах формированию личности на основе этнокультурных традиций уделяется мало внимания. Основная причина этого, наряду с другими, кроется, на наш взгляд, и в недостаточной эт-нопедагогической подготовке учителей, и в слабой этнопедагогизации учебного процесса. Этим и был обоснован выбор темы нашего исследования.
Общая методология исследования базируется на фундаментальных философских положениях о ценности, взаимной связи и обусловленности всех элементов человеческой культуры, методологию исследования составляет: культурологический, аксиологический, системный, личностно-деятельностный и эт-нопедагогический подходы.
Культурологический подход предполагает исследование проблемы на разных уров-
54/2008
Вестник Ставропольского государственного университета
нях культурного развития народа, связанного с историческим путем развития. Он связан с аксиологическим подходом, который рассматривает этнокультурные традиции как систему национальных ценностей, включающих в себя ценности - цели, ценности - содержания, ценности - средства.
Целостный подход рассматривает этнокультурные традиции как составную часть единого образовательно-воспитательного процесса.
Теоретической базой изучения содержательной составляющей этнопедагогической культуры послужили исследования И.А. Ара-бова, Х.Х..-М. Батчаевой, Г.Н. Волкова, С.И. Гессена, П.П. Блонского, В.Ф. Динзе, А. А. Мусина-Пушкина, Ш.А. Мирзоева, П.Ф. Каптере-ва, М.М. Рубинштейна, С.Д. Смирнова, Т.Т. Мунзук, К.Д. Ушинского, И.А. Шорова, Я.И. Ханбикова и др.
Важным для нашего исследования является вывод о принципиальном единстве народной культуры, изложенный в трудах А.К. Байбурина, Т.А. Бернштам, М.М. Громыко, А.Л. Топоркова, Б.Х. Бгажнокова, К.Х. Унежева и других этнографов и педагогов.
Национальная система воспитания и образования впервые в отечественной педагогике глубоко и всесторонне была обоснована К.Д. Ушинским. Он разработал принцип народности, в основу которого включил изучение родного языка, отражающий жизнь народа, устное народное творчество, сохраняющее и передающее из поколения в поколение духовные ценности народа, историю и географию, раскрывающие неповторимость русской природы и героическое прошлое народа. Не отрицая изучения опыта воспитания и образования других народов, вместе с тем он подчеркивал, что надо иметь свою собственную систему воспитания. «Каждый народ имеет свой собственный идеал человека и требует от своего воспитания воспроизведения этого идеала в отдельных личностях. Идеал этот у каждого народа соответствует характеру, определяется его общественной жизнью, развивается вместе с его развитием», - пишет он (8, с. 122).
Идеи К.Д. Ушинского о создании национальной системы воспитания нашли развитие во взглядах ученых педагогов и психоло-
гов начала столетия. Разграничились две основные трактовки во взглядах на концепцию народного характера воспитания. Одни ученые (В.Ф. Динзе, А.А. Мусин-Пушкин, И.А. Си-корский, К.Н.Ярош) главным недостатком отечественного образования считали его космополитизм. По их мнению, "общечеловеческие идеалы служат обыкновенно удобной маской шарлатанам" (9, с. 19). А предметы, изучаемые в школе, "лишались национальной своей основы и преподавались ... имея в виду не русских учеников, а какую-то космополитическую молодежь" (5). Другие (П.Ф. Капте-рев, М.М. Рубинштейн, С.И. Гессен), поддерживая идею К.Д. Ушинского о приоритетной значимости родного языка в национальном образовании, вместе с тем исходили из неправомерности признания педагогики только как национального явления. Бесспорно, педагогические технологии национальны и в этом прикладная значимость педагогики, но в своей теоретической части, как и всякая другая наука, она общечеловечна. Например, инвариантность возрастных особенностей и психолого-физиологических детерминаций, могут создать реальную основу, как утверждал П.Ф. Капте-рев, для создания общей теории воспитания, где "средства развития общечеловеческих свойств будут общечеловеческими" (4, с. 145).
Идею придания школе народного характера образования вместо западной модели, предложенный К.Д. Ушинским, по их мнению, можно было бы заменить идеей замены плохой школы - хорошей. "Всякое хорошо поставленное образование, - писал С.И. Гессен, - по необходимости будет национальным, и наоборот, подлинно национальным образованием, действительно созидающим, а не разрушающим нацию, будет только хорошо поставленное нравственное, научное и художественное образование, хотя бы оно не заботилось социально о развитии национального чувства" (3, с. 345).
Дискуссия о соотношении национального и общечеловеческого особенно обострилась во время Первой мировой войны и была переведена в практическую плоскость. Усилилась значимость национально-патриотических идей в создании образовательной стратегии в школе. В педагогической науке и практике обозна-
Абидова Н.Т.
«Этнокультурные традиции народов севе
чились два подхода к национальному образованию.
Первый подход основывался на педагогических концепциях о создании национального образования П.П. Блонского, В.Ф. Динзе, С.Д. Смирнова, А.А. Мусина-Пушкина и др. Они предложили концепцию приоритетности национального характера образования, поставив на первое место традиционные ценности (В. Волжанин, В.Ф. Динзе). Обучение в школе следует направить в первую очередь на изучение "малой России".
П.П. Блонский предложил концентрическое построение образовательного процесса, предусматривающее поэтапное формирование личности. На первом этапе она должна была осознать себя представителем племени. На втором - гражданином страны, третьем - частицей всего человечества. В соответствии с этим в начальной школе следует обратить особое внимание на формирование национального самосознания, а в средней школе стремиться к более обширному приобщению "ученика к мировым духовным ценностям, с тем, чтобы созревшая национальная личность, обогащенная внешним содержанием, создавала бы новые сокровища культуры" (1, с. 34).
П.П. Блонский особо настаивал на глубоком изучении ценностей мировой культуры, но не с целью механического заимствования его элементов, слепого подражания ее нормам. Ознакомление с достижениями мировой культуры, - по его мнению, является средством познания самобытности творчества своего народа. И поэтому при формировании содержания образования он настаивал: "Сокращайте, что угодно, но только не изучение Запада, и вообще человеческого Мира: этим вы нанесете непоправимый ущерб общему развитию ученика, его общему знанию человеческой жизни и этим же вы ухудшаете его знание родного народа; широкое общение с мировой культурой лишь повышает национальное творчество" (1, 38).
Второй подход был основан на культурно-антропологической концепции, автором которой были П.Ф. Каптерев, М.М. Рубинштейн, ВН. Сорока-Росинский, СИ. Гессен, П. О. Де-вин. Они были против недооценки роли общечеловеческого в воспитании детей и стояли на
кавказа как основа формирования...»
том, чтобы школьные программы включали в национальные ценности образования такие понятия, которые отвечали бы духу и знаниям современной действительности (2).
Школьное обучение не должно ограничиваться изучением исторического наследия и культурных традиций своего народа, а пополняться ценностями мировой культуры. По М.М. Рубинштейну, "все изучение должно быть насыщено тенденцией - духом, чтобы каждый народ своим бытием и по-своему дал, возможно, больше не только себе и своим сынам, но и всему человечеству и человечности... Только при этом условии педагог выполнит настоящую учительскую миссию" (6, с. 393).
В многочисленных работах учёных (М.Ю. Айбазова, И.А. Арабов, Ф.С. Баязитова, К.И. Бузаров, Г.Н. Волков, Д.М. Генкин,
A.С. Койчуева, В.А. Кочисов, Б.А. Тхахохов,
B.С. Кукушин, В.А. Руднев, Л.Д. Столяренко, И.В. Суханов, Р.К. Уразманова, И.А. Шоров, Я.И. Ханбиков) доказано, что этнокультурные традиции, проявляются человеком в семейной и общественной жизни, носят постоянный характер и признаются как неотъемлемая часть национальной культуры. Они свойственны каждому народу, зависят от его исторического пути, уровня культуры и науки. При этом система традиций и обычаев имеет ярко выраженный этнический характер, обусловленный специфическими особенностями развития каждого народа . Эта система имеет мощный воспитательный материал, так как осуществляет механизм передачи норм поведения, культурных и духовных ценностей от одного поколения к другому, т. е. их трансмиссию подрастающим поколениям.
Разработке вопросов, связанных с использованием воспитательных возможностей этнической культуры (фольклора, религии, игры, промыслов и т.д.) уделяли внимание в своих исследованиях следующие учёные: И.А. Арабов, К.И. Бузаров, Д.Ж. Валеев,
B.П. Иванов, А.Э. Измайлов, А.И. Караева,
C.В. Лурье, М.А. Хубиев, И.М. Шаманов и др. учёные). В них дается анализ обычаев, традиций, накладывающих отпечаток на нравственное формирование личности ребенка, на взаимоотношения между людьми, на привычные черты характера и поведения у различных на-
54/2008
Вестник Ставропольского государственного университета
родов в историческом связи с их прошлым и настоящим.
В последние два десятилетия появилось множество работ, специально посвященных вопросам обучения и воспитания школьников на традициях и обычаях своего народа. Данная проблема получила достаточно широкое освещение в педагогических исследованиях Г.А. Аргуновой, А.М. Аджи-евой, Б.М. Борлаковой, В.М. Джашаккуева, С.Б. Узденовой, К.Б. Семёнова, И.М. Манн-сурова и других учёных. Перечисленные исследования помогли нам вникнуть в вопросы использования народных традиций и обычаев в деле воспитания духовно-нравственных качеств личности старшеклассников; раскрыть индивидуальные и возрастные особенности школьников и особенности их сензитивности в изучении этнокультурных традиций; подойти к проблеме оценки этнокультурных традиций с точки зрения их воспитательного потенциала и разработать модель опытно-экспериментальной работы. В научной литературе культурная традиция предстаёт как один из важнейших механизмов поддержания устойчивости норм, ценностей, образцов этнической культуры. Этим термином обозначается непосредственная трансляция специфических культурных форм от поколения к поколению и соблюдение строгого следования таким формам. Благодаря действию механизма традиции структурируется опыт социокультурной идентификации, упорядочиваются взаимодействия с представителями других групп в стандартных ситуациях. Это происходит благодаря тому, что под действием традиции в процессе социализации индивид осваивает стандартный этнично-специфичный опыт.
В эксперименте приняло участие 412 учащихся средних школ республик Северного Кавказа в возрасте от 14 до 16 лет, из которых 120 учащихся составляли контрольную группу.
В ходе опытно-экспериментальной работы мы использовали следующие основные направления и формы работы школы по приобщению старших школьников к народным традициям: организационные (родной язык, личность учителя, внеурочная дея-
тельность, школьные уроки, музеи, традиции, порядки, праздники, семейные и сельские традиции); методические направления (информирование, просвещение, обучение, консультирование); индивидуальные, групповые, массовые; социальные - изучение социокультурного окружения. Были определены критерии и основные показатели, согласно которым выделены уровни сформи-рованности ценностных ориентаций на духовно-нравственные ценности
До эксперимента число старшеклассников с низким и критическим уровнем составляло 27,8% и 24,3% соответственно: число учащихся с достаточным и высоким уровнем сформированности ценностных ориен-таций на духовно-нравственные ценности составило 36,7% и 11,2%. Данные контрольной группы не отличались от экспериментальной.
Специально организованная учебная деятельность на основе нами спецкурсов «Этнокультурные традиции народов Северного Кавказа» с использованием таких форм, как интегративный урок, дискуссия, «круглый стол», конференция, деловая игра, семинар, экскурсия, урок демонстрации основ соционормативной культуры, уроки-полилоги о нравственной культуре, уроки-сказки, уроки-демонстрации, уроки компьютерной разработки национальных костюмов и т.д., индивидуальная работа с ними способствовали тому, что число старшеклассников с низким и критическим уровнем составляло 16,1% и 14,3% соответственно; число учащихся с достаточным и высоким уровнем сформированности ценностных ориентаций на духовно-нравственные ценности составило 45, 7% и 23,9%. Данные контрольной группы практически не изменились, что даёт возможность констатировать тот факт, что интеграция традиционных и нетрадиционных подходов к организации внеклассной и внешкольной деятельности, заключающаяся в этнопедагогизации, этно-регионализации, этнокультурализации учебно-воспитательного процесса дала положительные результаты
Таким образом, на основании проведенного нами исследования и анализа полу-
Абидова Н.Т.
«Этнокультурные традиции народов
ченных результатов, можно сделать следующие заключения.
• Ценностные ориентации характеризуют направленность и содержание активности личности, являются составной частью системы отношений личности, определяют общий подход человека к миру, к себе и проявляются в мировоззрении, взглядах, идеалах, потребностях, интересах личности.
• Этнокультурные традиции имеют мощный воспитательный потенциал, являются базой формирования духовно-нравственных ценностных ориентаций, вследствие чего их необходимо использовать в учебно-воспитательном процессе средних образовательных школ.
• На более высоких ступенях развития общества в связи с образованием этноса, нации характер ценностных ориентаций структурируется, обогащается общечеловеческими и национальными особенностями. Ценности национальной культуры являются составной частью общероссийской и общечеловеческой. Поэтому изучение ценностей этнонациональной культуры должно находиться в неразрывной связи с изучением российской и мировой культуры.
• Национально-региональный компонент образования открывает широкие возможности для осмысления старшеклассниками духовных ценностей своей национальной культуры. При этом крайне важен вдумчивый отбор этнокультурного материала, включаемого в учебно-воспитательные системы с учетом современных реалий, стремления к сохранению единого образовательного пространства России. Новая парадигма российского образования в реализации своих основных концептуальных положений опирается на высококвалифицированных педагогов, имеющих наряду с педагогическими качествами ценностно-ориентировочной деятельности, склонность к творчеству, способность к педагогической рефлексии, самообразованию, креативности.
• Он нуждается в совершенствовании ориентация старшеклассников к ценностям: духовно-нравственным, в том числе любовь к Родине, ценностное отношение к
кавказа как основа формирования...»
культурно-историческому наследию; требуют коррекции не интериоризированные ценности: гражданственность, патриотизм, интернационализм, особенно актуализировавшиеся в период общего социально-политического и морального кризиса общества.
• В учебном процессе национальной школы содержатся активные предпосылки для такого построения образования, которое обеспечивало бы целостное формирование ценностных ориентаций школьников: усиление этнокультурной направленности преподавания учебных дисциплин, использование новых технологий обучения, введение факультативного курса «Этнокультурные традиции народов Северного Кавказа».
ЛИТЕРАТУРА
1. Блонский, П.П. О национальном воспитании / П.П. Блонский // Вестник воспитания. - 1915. -№ 4. - 40 с.
2. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / С.И. Гессен. - М., 1995. - С. 345.
3. Девин, П.О. О национально-русском воспитании / П. О. Девин // Русская школа. - 1916. - № 2, 3. - С. 128.
4. Каптерев, П.Ф. Новая русская педагогия, ее главнейшие идеи, направления и деятели / П.Ф. Каптерев. - СПб., 1914. - 145 с.
5. Мусин-Пушкин, А.А. Среднеобразовательная школа в России и ее значение / А.А. Мусин-Пушкин. - П., 1915. - 141 с.
6. Рубинштейн, М.М. Очерки педагогической психологии /М.М. Рубинштейн. - М., 1920. - 393 с.
7. Ушинский, К.Д. О необходимости сделать русские школы русскими / К.Д. Ушинский // Собр. соч. - М.: АПН РСФСР, 1948. - Т. 3. - С. 306314.
8. Ушинский К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании / К.Д. Ушинский // Соч в 11-ти тт. -М.; Л.: изд-во АПН РСФСР, 19481951. - Т. 2.
9. Юм, Д. Эссе. О национальных характерах / Д. Юм // соч. в 2 т. - М.: Мысль, 1966. - Т. 2. -927 с.
Об авторе
Абидова Неля Тафаровна, старший преподаватель Кабардино-Балкарской Государственной Академии. Сфера научных интересов педагогическая аксиология. Abidov82@yandex.ru