Научная статья на тему 'Этнопедагогика в системе духовно-нравственного воспитания студентов педагогических вузов'

Этнопедагогика в системе духовно-нравственного воспитания студентов педагогических вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
206
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОПЕДАГОГИКА / НАРОДНОЕ ИСКУССТВО / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ETHNOPEDAGOGICS / FOLK ART / VALUE ORIENTATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баймяшкина Елена Юрьевна

В статье рассмотрено формирование духовно-нравственных ценностных ориентаций студентов педагогических вузов средствами этнопедагогики и изобразительного искусства. Выявлен уровень духовно-нравственного развития студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNOPEDAGOGICS IN THE SYSTEM OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL INSTITUTES

The article considers the formation of spiritual and moral education in students of pedagogical institutes by means of ethnopedagogics and folk art. It reveals the level of spiritual and moral development of students.

Текст научной работы на тему «Этнопедагогика в системе духовно-нравственного воспитания студентов педагогических вузов»

УДК 378.034:378.017.92

ЭТНОПЕДАГОГИКА В СИСТЕМЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ

ETHNOPEDAGOGICS IN THE SYSTEM OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL INSTITUTES

Е. Ю. Баймяшкина E. Y. Baymyashkina

ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Аннотация. В статье рассмотрено формирование духовно-нравственных ценностных ориентаций студентов педагогических вузов средствами этнопедагогики и изобразительного искусства. Выявлен уровень духовно-нравственного развития студентов.

Abstract. The article considers the formation of spiritual and moral education in students of pedagogical institutes by means of ethnopedagogics and folk art. It reveals the level of spiritual and moral development of students.

Ключевые слова: этнопедагогика, народное искусство, ценностные ориентации.

Keywords: ethnopedagogics, folk art, value orientations.

Актуальность исследуемой проблемы. Современное общество находится в состоянии глубокой социально-экономической напряженности. Перемены, произошедшие за последние десятилетия в России и в мире, привели к утрате старых ценностей и идеалов, в то время как новые не были созданы. Заменой духовно-нравственных ориентаций, бывших некогда неотъемлемой составляющей воспитания подрастающего поколения, стали разрозненные системы ценностей отдельных групп людей, представляющих различные неформальные организации, в том числе прозападные, распространение которых сегодня носит массовый характер.

Старшее поколение и современная молодежь сталкиваются с проблемой конфликта ценностей. Подрастающее поколение «оторвано от корней» и выстраивает свою собственную ценностную ориентацию, зачастую несущую только субъективную значимость, а не общечеловеческую. Многообразие и противоречивость ценностей в обществе на современном этапе дезориентируют подрастающее поколение. Неопределенность в том, чем следует руководствоваться при выборе ценностей и идеалов, приводит к произвольному духовно-нравственному развитию, последствия которого могут быть непредсказуемыми для общества.

Современные социальные институты пересматривают существующие ценностные ориентации. При этом все же они не могут решить проблему формирования духовнонравственных ценностей у подрастающего поколения. Поскольку предлагаемые социальными институтами ценности поставлены в противовес разрозненным, противоречивым, но более предпочитаемым ценностям. Ценностные ориентации семьи и школы не удовлетворяют интересы подрастающего поколения [1].

Процессы глобализации, ассимиляции, влияние западных стран приводят к тому, что народ утрачивает свою этническую принадлежность, а вместе с ней и многовековой культурный опыт, ценности, язык. При этом, безусловно, наступает и духовнонравственный кризис: народ теряет тот духовный «стержень», который на протяжении многих веков дает этнопедагогика. Народные традиции, обряды, особенности быта - это этнокультурная среда, в которой происходят духовная преемственность поколений, обмен опытом, закладываются социальные установки и ценностные ориентации. В этой среде человек отождествляет себя со своим народом, родным языком, становится преданным месту, где он вырос. Средства этнопедагогики, включающие в себя народную мудрость и практический жизненный опыт многих поколений, ориентируют подрастающее поколение на общечеловеческие ценности.

В то же время каждый народ обладает определенным своеобразием педагогической культуры. Он в этом отношении отличается особой консервативностью и верностью традициям. Стабильность системы ценностных ориентаций, прививаемых подрастающему поколению, сделала народ духовно сильным, устойчивым к негативным влияниям.

Этнопедагогика народа в системе формирования духовно-нравственных ценностных ориентаций учащихся старших классов раскрывает потенциал народного воспитания, доказавшего свою эффективность и состоятельность в ходе жизненной практики многих поколений. Значение этого опыта огромно. Дошедшая до нас из глубины веков мудрость народа транслирует вечные общечеловеческие ценности, которые всегда находятся в центре внимания общества [3].

Материал и методика исследований. В работе нами был использован комплекс теоретических и эмпирических методов: анализ научной литературы по проблеме исследования; наблюдение, беседа, диалог, анкетирование, интервьюирование, наглядное рисование, сравнение полученных данных, моделирование; метод рефлексии и интроспекции; изучение и обобщение передового педагогического опыта; педагогический эксперимент.

Исследование проводилось на базе ЧГУ имени И. Н. Ульянова. Были выявлены уровни сформированности духовно-нравственных ценностных ориентаций студентов. При определении показателей нравственной культуры подростков были использованы следующие критерии: глубина и обобщенность знаний о системе общечеловеческих цен-

ностей, устойчивость личностной позиции учащихся в вопросах морального выбора, понимание содержания морально-нравственных норм, знание социально приемлемых и неприемлемых форм поведения.

Результаты исследований и их обсуждение. На формирующем этапе исследования 189 студентов были разделены на две группы: экспериментальную (ЭГ) и контрольную (КГ). В этих группах был проведен тест для выявления уровня духовно-нравственного развития студентов, средствами изобразительного искусства были выполнены задания на тему народных притч. Результаты тестирования оказались невысокими: из 189 испытуемых 37,0 % показали низкий уровень духовно-нравственного развития, 59,0 % - средний уровень и лишь

4,0 % - высокий уровень. Такие результаты свидетельствуют о кризисном состоянии нравственной культуры студентов. Выбор ценностей у них произволен. Они имеют представления о социально одобряемых нормах поведения, но не видят смысла соответствовать им. Подрастающее поколение дезориентировано, испытывает так называемый «ценностный вакуум», что делает молодежь особенно уязвимой для негативных явлений окружающей действительности. При этом место общечеловеческих ценностей нередко занимают другие, субъективно значимые, материальные, а порой и асоциальные.

Понятие «ценности» для 89,6 % опрошенных означает такие общечеловеческие ценности, как семья, дружба, любовь, совесть, здоровье, ум. Остальные 10,4 % считают, что ценностью являются деньги, машины, квартиры.

На вопрос «На какие ценности, на Ваш взгляд, ориентируется современная Россия?» 76,3 % студентов ответили: «Деньги», 13,8 % выбрали здоровье, 4,6 % - алкоголь, сигареты, наркотики, 5,3 % посчитали, что «в современной России нет ориентации на ценности».

Почти все студенты в своих ответах отметили важность сохранения и обогащения национальной культуры, но практически также единогласно решили, что в их собственной жизни народная культура и традиции не имеют особого значения. Это говорит о том, что молодежь на самом деле не понимает, для чего нужны духовная преемственность поколений и усвоение жизненной мудрости предков.

Результаты тестирования показали необходимость внесения изменений в содержание учебно-воспитательной работы со студентами. Выявлены возможности использования идей этнопедагогики в ходе изучения студентами учебных дисциплин.

Мы проанализировали психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, рассмотрели научные труды, связанные с понятиями «этнокультурное воспитание», «этнопедагогика», «этнопедагогика чувашского народа» (Г. Н. Волков, М. Г. Харитонов [2], [4], Н. М. Бадмахалгаева, Д. Н. Латыпов и др.), «ценности», «ценностные ориентации», «формирование духовно-нравственных ценностей» и «формирование духовнонравственных ценностных ориентаций» (Г. А. Аргунова [1], Н. П. Карпова, Н. П. Очиро-ва, Э. М. Молчан и др.).

В настоящее время педагогическая наука и практика нуждаются в создании педагогических условий, способствующих эффективности процесса формирования духовнонравственных ценностных ориентаций подрастающего поколения. При этом необходимо обратить внимание на ряд противоречий:

- между потребностью общества в формировании духовно-нравственных ценностных ориентаций подрастающего поколения и невысоким уровнем развития духовности и нравственности у подрастающего поколения;

- практической эффективностью опыта этнопедагогики в формировании духовнонравственных ценностей подрастающего поколения и недооценкой его значения в учебно-воспитательной работе со студентами;

- актуальностью включения этнопедагогики в учебно-воспитательный процесс, а также в работу по формированию духовно-нравственных ценностных ориентаций учащихся школ и недостаточной теоретической и методической разработанностью этой проблемы.

В связи с этим использование приемов, методов и средств народной педагогики в работе с подрастающим поколением, создание теоретико-методической базы для включения этнопедагогики в учебно-воспитательный процесс становятся особенно актуальными, способствуют укреплению национального самосознания подрастающего поколения и формированию у них ориентации на общечеловеческие ценности.

Наша экспериментальная работа по формированию духовно-нравственных ценностных ориентаций средствами этнопедагогики проводилась в ходе учебных занятий, внеклассных мероприятий, а также специально разработанного в этих целях спецкурса «Система морально-нравственных знаний и опыта в контексте этнопедагогики».

Целью данного спецкурса являются перевод во внутренний план личности молодежи системы общечеловеческих ценностей и норм, усвоение жизненного и духовного опыта предков через приобщение к культуре и традициям народа.

Содержание спецкурса направлено на ценностно-ориентировочную деятельность учащихся, развитие у них устойчивой личностной позиции в отношении этнокультурной принадлежности. В соответствии с разработанной программой спецкурса духовнонравственное развитие студентов осуществляется посредством занятий, включающих средства, приемы и методы этнопедагогики.

Во время прохождения спецкурса студенты погружаются в этнокультурную среду: изучают народные традиции, пословицы, сказки, песни, узнают об особенностях быта. В то же время они открывают для себя и современную культуру. Посещают выставки, театральные постановки, встречаются с известными писателями, художниками, изучают биографии известных людей. А также сами становятся активными участниками классных и внеклассных мероприятий: ставят спектакли по мотивам произведений авторов, показывают национальные обрядовые действия, поют народные песни на вечерах, пишут сочинения о впечатлениях, которые они получили, будучи вовлеченными в этнокультурную среду, рисуют иллюстрации к пословицам и поговоркам.

По сравнению с первым этапом эксперимента на контрольном этапе обнаружилось уменьшение количества учащихся с низким уровнем духовно-нравственного развития на

18,0 %, увеличение количества учащихся со средним уровнем на 8,0 %, с высоким уровнем - на 9,0 %. В то же время в КГ изменения были не столь существенны (рис. 1).

Таким образом, можно сделать вывод об эффективности средств, приемов и методов этнопедагогики в учебно-воспитательной работе со студентами. Кроме количественных изменений, у испытуемых ЭГ были отмечены: повышение интереса к национальной культуре, приведение личных ценностей в соответствие с общечеловеческими, ориентация на нравственные нормы в ситуациях морального выбора, повышение культуры общения и поведения. Все это сформировало у них собственный опыт ценностного самоопределения и самопознания.

□ Высокий

□ Средний

□ Низкий

в начале эксперимента

в конце эксперимента

Рис. 1

Резюме. Использование в учебно-воспитательной работе со студентами средств, приемов и методов этнопедагогики способствует формированию личности в соответствии с общечеловеческими ценностными ориентациями, а также приобретению собственного опыта ценностного самоопределения и самопознания.

Разработанный и апробированный нами спецкурс «Система моральнонравственных знаний и опыта в контексте этнопедагогики» может быть использован преподавателями вузов в процессе профессионально-педагогической подготовки будущего педагога в качестве методического материала.

1. Аргунова, Г. А. Формирование духовно-нравственных ценностных ориентаций подростков на морально-этических традициях адыгов : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Г. А. Аргунова. - Карача-евск, 2005. - 22 с.

2. Волков, Г. Н. Этнопедагогика : учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Г. Н. Волков. -М. : Академия, 1999. - 168 с.

3. Максимова, Н. Л. Этнопедагогика чувашского народа в системе формирования нравственной культуры будущих социальных работников : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Н. Л. Максимова. - Чебоксары, 2006. - 22 с.

4. Харитонов, М. Г. Этнопедагогическое образование учителей национальной школы / М. Г. Харитонов. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2004. - 330 с.

ЛИТЕРАТУРА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.