Научная статья на тему 'Абхазская народная педагогика о социальном содержании нравственности'

Абхазская народная педагогика о социальном содержании нравственности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
283
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА АБХАЗИЯ / НАРОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ / АБХАЗЫ / АБХАЗСКИЙ НАРОД / АБХАЗСКАЯ НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭТИКА / МОРАЛЬ / АБХАЗСКАЯ ЭТНОПЕДАГОГИКА / REPUBLIC OF ABKHAZIA / NATIONAL EDUCATION / THE ABKHAZIANS / ABKHAZIAN NATIONAL PEDAGOGY / MORAL EDUCATION / ETHICS / MORALITY / ABKHAZIAN ETHNOPEDAGOGICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анкваб Марина Фёдоровна

Статья посвящена анализу социального аспекта нравственного воспитания в абхазской этнопедагогике. Подчеркивается, что использование богатого опыта и идей воспитания, имеющихся в абхазской народной педагогике, может быть полезным для совершенствования системы нравственного воспитания детей в семье и обществе. В работе положено начало воссозданию целостной картины идей и опыта нравственного воспитания в абхазской народной педагогике. Автор приводит характеристику сложившегося в воспитательном опыте абхазского народа идеала совершенной личности, цели и содержания нравственного воспитания. Отмечается, что нравственный идеал, этические воззрения абхазского народа наполнены гуманистическим содержанием, отражают специфику его уклада жизни и в то же время имеют ярко выраженную общечеловеческую направленность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABKHAZIAN NATIONAL PEDAGOGY ABOUT THE SOCIAL SIDE OF MORALITY

The paper analyzes the social aspect of moral education in Abkhazian ethnopedagogics. The paper emphasizes that the use of a rich experience and the ideas of education, which are available in Abkhazian national pedagogy, may be useful for improving the system of moral education of children in the family and society. The paper is the first to reconstruct a complete picture of ideas and experience of moral education in Abkhazian national pedagogy. The author gives a description of the ideal of the perfect personality, purpose and content of moral education existing in the educational practices of the Abkhazians. The paper notes that the moral ideal, ethical views of the Abkhazians are full of humanistic content; they reflect the specificity of their way of life and at the same time have strong universal human orientation.

Текст научной работы на тему «Абхазская народная педагогика о социальном содержании нравственности»

АБХАЗСКАЯ НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА О СОЦИАЛЬНОМ СОДЕРЖАНИИ НРАВСТВЕННОСТИ

ABKHAZIAN NATIONAL PEDAGOGY ABOUT THE SOCIAL SIDE OF MORALITY

М.Ф. Анкваб M.F. Ankvab

Республика Абхазия, народное воспитание, абхазы, абхазский народ, абхазская народная педагогика, нравственное воспитание, этика, мораль, абхазская этнопедагогика.

Статья посвящена анализу социального аспекта нравственного воспитания в абхазской этнопедагогике. Подчеркивается, что использование богатого опыта и идей воспитания, имеющихся в абхазской народной педагогике, может быть полезным для совершенствования системы нравственного воспитания детей в семье и обществе. В работе положено начало воссозданию целостной картины идей и опыта нравственного воспитания в абхазской народной педагогике. Автор приводит характеристику сложившегося в воспитательном опыте абхазского народа идеала совершенной личности, цели и содержания нравственного воспитания. Отмечается, что нравственный идеал, этические воззрения абхазского народа наполнены гуманистическим содержанием, отражают специфику его уклада жизни и в то же время имеют ярко выраженную общечеловеческую направленность.

The Republic of Abkhazia, national education, the Abkhazians, Abkhazian national pedagogy, moral education, ethics, morality, Abkhazian ethnopeda-gogics.

The paper analyzes the social aspect of moral education in Abkhazian ethnopedagogics. The paper emphasizes that the use of a rich experience and the ideas of education, which are available in Abkhazian national pedagogy, may be useful for improving the system of moral education of children in the family and society. The paper is the first to reconstruct a complete picture of ideas and experience of moral education in Abkhazian national pedagogy. The author gives a description of the ideal of the perfect personality, purpose and content of moral education existing in the educational practices of the Abkhazians. The paper notes that the moral ideal, ethical views of the Abkhazians are full of humanistic content; they reflect the specificity of their way of life and at the same time have strong universal human orientation.

Сегодня, после финансово-экономических, общественно-политических и культурных преобразований, свершившихся в 90-х годах прошлого столетия во всех областях нашей жизни, и в системе образования в том числе, обозначились веяния по восстановлению этнических традиционных форм обучения и социализации молодого поколения.

Очевидной является тенденция к восстановлению народной культуры воспитания различных этносов (в частности, в Абхазии), которое невозможно осуществить без государственной поддержки, учёта психологических особенностей народа, освоения богатого воспитательного опыта, накопленного в течение столетий.

В наши дни общественная значимость национальной школы и государственного образования состоит в том, что они в своей деятельности учитывают территориальные особенности, географическую локацию этносов, особенности культуры населения и его этнопсихологических качеств. Такого рода отношение к восстановлению национальной школы обеспечит освоение растущим поколениям исторически сложившихся в народе религиозно-этических ценностей, обычаев, ориентацию на высоконравственные и духовные устои, что в результате приведет к последующему общественно-экономическому и культурному формированию нации.

Духовное наследие этноса неизменно существовало в единстве с народной педагогикой:

проповедями добра; высоконравственными образами, мнениями, понятиями; воспитывающими установками. На протяжении всего человеческого существования «старшие учат младших, передавая накопленный опыт и знания. Менялись эпохи и формации, но вместе с тем в главном осталось все по-прежнему - это процесс передачи социального опыта, остановить который можно только уничтожив человечество» [Янова, 2007, с. 32]. Именно поэтому мы считаем, что в наше время чрезвычайно важно обращаться к данным понятиям и мыслям; помогать молодому поколению в овладении умениями и навыками нравственного поведения. Ведущую роль в этом призваны сыграть семья, педагоги и образовательные учреждения.

Ситуация осложняется тем, что сегодня уклад жизни в республике вступает в противоречие с этнопедагогическими стандартами, национальной самобытностью, отражённой в характерах и обычаях населения. Подобные расхождения в реальности зачастую ведут к тому, что возрастные и психологические особенности ребенка противопоставляются требованиям, целям, средствам, методам нравственного обучения.

Необходимо, кроме этого, отметить, что демократизация и сопутствующие ей изменения в обществе, освобождение духовно-нравственного сознания людей оказали неоднозначное влияние на процесс воспитания. Все вышеизложенное явилось причиной крайне неудовлетворительного состояния духовно-нравственного и этического воспитания в учебных заведениях. Оно никак не соответствует современным требованиям морально-эмоциональной подготовки ребенка к жизни. Теряются столетиями передаваемые из поколения в поколение нравы почитания старших, представительниц слабого пола, трудолюбия. Дети не располагают сведениями о собственной национальной культуре, традициях, родной речи. Учебное заведение не развивает ребенка в атмосфере целеустремлённости, коллективизма, партнерства, взаимопомощи, единения, истинной гуманной гражданственности,

независимых человеческих взаимоотношений, как это было ранее.

В данных обстоятельствах существенное значение приобретает обращение к опыту воспитания нравственности, существующему в абхазской народной педагогике. В ней мы можем почерпнуть массу полезной информации для обогащения концепции этического воспитания ребенка в семье и социуме. Подчеркнем, что возрождение традиционного абхазского просвещения должно опираться на практику и на идеи обучения добропорядочности, занимающие особенное место в этнопедагогике абхазского народа.

Имеющийся в этнопедагогике материал до настоящего времени не занял соответствующего места в исследованиях абхазской педагогической науки. Не велико число публикаций в области обсуждаемой нами проблемы. Потенциал созидательного использования народной педагогики рассмотрен неполно. Не все нюансы вопроса исследовались с необходимой тщательностью.

Венцом обучения для абхазской этнической педагогики являлось развитие универсально воспитанного индивида, способного выдерживать всевозможные трудности, наделённого ясным умом, физической силой и высоконравственными добродетелями.

Проблемы, сущность и направленность нравственного воспитания складывались абхазскими традициями, образом жизни и этическим кодексом апсуара. Они стабилизировали взаимоотношения друг с другом, с окружением, отечеством, собственным народом и иными этносами. Скромность и совесть считались аксиологической базой нравственного кодекса воспитания молодёжи, проявлением высоконравственного поведения.

Народная педагогика всегда неуклонно стремилась к приданию подрастающему поколению высоконравственного духовного облика. Народные воспитатели, опытные учителя основывались на общечеловеческой нравственности и в соответствии с ней представляли образец морали. Примером этики служил

<С £

и

т

0

ь

к

1 м ш Е-

и о-

о ^ о о

О Й

3

ш Е-

к

о

Рч

м

13

0

1 к

«

о м :г X

ь

и

<с «

м с

Д

н и

щ м

нравственный идеал труженика, народного защитника, искореняющего несправедливость, преданного идеям гуманности. Подобные характеристики этического образа представлены в произведениях устного народного творчества, обычаях и традициях этноса, национальной воспитательной мудрости.

Основываясь на идеях о совершенном индивиде, народ предъявлял соответствующие высоконравственные требования к растущим поколениям. Добропорядочным, работящим, совестливым, честным, скромным, обходительным и милосердным надлежало быть не в угоду достижения меркантильных личностных задач, а для общего, всенародного блага и воплощения его идеалов.

Таким образом, приобщение к этике, воспитание с опорой на высоконравственный кодекс в абхазской народной педагогике традиционно осуществлялись в атмосфере общечеловеческих морально-этических норм. Характеризуясь гуманистическим ориентированием, они в то же время воспроизводят национальные характерные черты быта абхазов и указывают на развитую народную педагогику и высокую культуру народа. В абхазской народной педагогике во главу угла всегда ставилось нравственное воспитание.

Первостепенная значимость нравственного воспитания понималась и устанавливалась в педагогике с незапамятных пор. В личном трактате «Наставление нравов» Я.А. Коменский приводит афоризм мудреца Сенеки: «Научись сначала добрым нравам, а потом мудрости, поскольку в отсутствие первого сложно обучиться последней». Далее он цитировал высказывание, почерпнутое из народа: «Кто поспевает в науках, но отстает в благих нравах, тот более отстает, нежели поспевает» [Коменский, 1982].

Немалую значимость придавал нравственному воспитанию известный швейцарский педагог-демократ И.Г. Песталоцци. Становление добронравия он полагал основной проблемой детского воспитательного учреждения. Согласно его взглядам, только оно создает благой нрав и сострадательное участие к людям [Песталоцци, 1981].

Весьма часто о нравственном развитии рассуждал Л.Н. Толстой. Он указывал, на то, что из абсолютно всех наук, в коих обязан быть сведущим индивид, главнейшей является наука о том, как благоденствовать, совершая поменьше худого и побольше благого. «С точки зрения Толстого, духовно-нравственное формирование основывается на становлении культурных чувств человека, что создает духовную основу личности» [Чудакова, 2007, c. 310]. Указывая на критерии образования многовековых обычаев народа Кавказа, о важности и нравственности народного самосознания абхазского этноса упоминает исследователь черкесской (адыгской) цивилизации и традиционной народной культуры А.С. Мирзоев [Мирзоев, 2015].

Профессор Б.Г. Тарба, один из абхазских народных педагогов, основным вопросом воспитания считал формирование человека, обладающего высоконравственными чертами, боготворящего собственную отчизну. В воспитании добронравию Борис Григорьевич особый смысл придавал важности родительского авторитета, подмечая, что в мальчишках и девчонках воспитывается величие их отцов и матерей [Труды..., 1988 ].

Творческий процесс абхазского сочинителя, вссенародного стихотворца, основателя абхазской письменной литературы Д.И. Гулиа проникнут поисками педагогической истины, мыслями о целях воспитания молодого человека, всем сердцем любящего собственную отчизну, методичного воителя за светлые идеалы своего народа.

Этические нормы в философии предопределяют модель социального сознания и рассматриваются как целостный общественный феномен. Суждение о форме социального сознания применительно к нравственности, согласно дефиниции A.A. Гусейнова [Гусейнов, 1974, c. 20], обозначает то единое, что характерно разным проявлениям данного целостного явления.

Синонимом термина нравственности общепринято считать мораль: «...мораль не поддается определению. Она проста и в собственной элементарности равна самой себе. Все

предпринимавшиеся в истории философии стремления её разъяснить содержат в себе логический изъян либо натуралистическую ошибку...» [Гусейнов, 2009, с. 6]. Между тем этика имеет в распоряжении положение об их различии. Нравственность выдвигается как фактическое выражение этики. Положение о том, что нравственность реализуется на практике, берет начало от Аристотеля, этики Эпикура. Она с различной последовательностью была воспринята всей последующей этической идеей.

Концепция утилитарного характера нравственности продолжала действовать и в Средние века, что порождало разногласие в ключевых постулатах этики о тождестве Господа и блага. В этических нормах современности наиболее глубоко рассматривается практически направленный аспект нравственности. Представление о том, что мораль есть средство практической ориентации поведения, а никак не форма знания, абсолютно согласуется с опытом истории этики.

A.A. Гусейнов с целью осмысления регулятивной природы нравственности акцентирует внимание на четырех ее аспектах: а) она представляет собой обусловленный ценностный подход к миру; б) считается воплощением инициативности человеческого сознания; в) высоконравственные убеждения и взгляды представлены в согласии с фактическими взаимоотношениями; г) главным средством изучения реальности считается нравственное условие.

Нравственность выступает в роли индивидуально-причастного подхода к миру. Она анализирует мир, единичные общественные действия и акты с точки зрения их значимости для социума. Явления, действия, поступки ею рассматриваются либо как позитивные, либо как негативные, либо как промежуточные. Соответственно, само нравственное понимание смотрится как концепция оценок с похвалой и порицанием, посредством сопоставления добра и зла. Мораль появляется и присутствует в связи с потребностью систематизировать общественные явления с точки зрения их социальной важности как позитивные либо негативные, как добро либо зло.

Как подмечает в диссертационном исследовании Р.Г. Читашева, в русском языке нет в наличии лексического аналога объемному понятию нравственности абхазского народа. Здесь же автор приводит цитату профессора Г.В. Смыр: «Ап-суара - это воспитание растущего поколения в атмосфере морального кодекса строителя коммунизма. Апсуара - это взаимовыручка, высоконравственное взаимовозвышение, соперничество в желании являться доблестным человеком. Апсуара - это высоко поднятая голова, это способность добросердечностью, без издевок исправлять недочеты ближнего» [Читашева, 2005, с. 44]. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в основе понятия о морали у абхазов лежит идея добра и добродетели.

Ценностный взгляд на мир является в то же время активным подходом. Описывая что-нибудь как благо либо зло, нравственность в то же время предполагает, что к первому необходимо устремляться, а второго сторониться. Понимание абхазского народа о добром деле и злом восходит к общечеловеческому осознанию. Примером тому служит легенда об Абрски-ле. Он появился на свет славным мальчишкой, превосходящим ровесников во всем, ему благодетельствовал Бог, когда его действия были достойны. Однако возгордившись, он потерял способность соответствовать моральному представлению народа. Предание об абхазском Прометее указывает на то, как не следует поступать, за что накажет Господь [Гарцкия, 1892]. О человеке, который не соблюдает этические нормы, абхазы говорят: «совести не имеет, бессовестный». Отсюда ясно, что под нравственностью они понимают не только претворение в жизнь абхазского этикета, т.е. реализации определенного порядка поведения в социуме, но и признание этических требований.

Все это указывает на то, что абхазская этническая педагогика представляла целью этического воспитания перевод нравственных основ и общепризнанных мерок в индивидуальные взгляды, в прецедент поведения человека.

Рассматривая нравственное понимание как общефилософскую группу, этика акценти-

<С £

d pq

0

ь

к

1 W m Е-

U

CL

<

о ^ о о

о й

2S

ш Е-

S

о

Рч

W

13

о §

к

%

о W :г s

ь

I—

<с п

W

с

S

Д

Н U

W М

рует внимание на нормативной запланирован-ности действий индивида, его направленности на конкретные шаги, осознании важности свободы выбора и действий в соответствии с доброй волей, стремлении к самосовершенствованию [Штарк, 2014, с. 202]. Данный факт обретает красочное представление в формулировке задач воспитания абхазской народной педагогики: «сделать человеком», «быть человеком», что порождает воспитание соответствующих достоинств: доброты, справедливости, правдивости, совестливости и т.д. Абхазским народом сформированы конкретные общепризнанные нравственные требования, соблюдение которых обязательно для всех членов общества.

До настоящего времени представляется проблемным вопрос о согласовании либо несоответствии внутренних мотивов и внешних последствий поступков человека. Здесь речь идет о несоответствиях между моральным сознанием и реальными нравственными взаимоотношениями. Данная область нравственности освещалась в меньшей или большей степени в работах философов В. Крафта, Н. Маргулиса, А. Гусейнова и др. Впрочем, несмотря на то что постановка проблемы звучит практически идентично у всех авторов, выявление сути вопроса различается. Если двое первых искривляют главную социальную функцию, социально-организующую значимость нравственности, то последний делает упор на целостность нравственного сознания и моральных взаимоотношений.

К данному вопросу абхазский народ относится неоднозначно. Хотя устанавливается высокое требование к развитию нравственности, зачастую замечается несоответствие нравственного сознания и моральных взаимоотношений: «К человеку в душу не заглянешь», «Сам рядом, а мысли далеко». В то же время высоко расценивается личность, у которой и то и другое в абсолютном согласии: «Слова с действиями не разнятся», «За улыбкой зло не прячет». Нравственное требование как способ развития человека у абхазского народа приобретает пространный смысл. Это принципы, особенности, нормы, определения, эталоны, обычаи.

Все они в совокупности составляют систему регламентации деятельности человека.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Индивид, подходящий данным условиям, именуется «истинным абхазцем». Тот, у кого слова не сходятся с действиями, подвергается нравственному порицанию: «много говорит, мало делает» - заявляют о подобном человеке. Для абхазского народа весьма значимым фактором в отношениях между людьми, человеком и сообществом представляется собственно мотив поступка, то есть нравственное понимание первично, а позиция вторична. «Национальная этика всегда функционировала в обществе автономно, "самостоятельно", вне зависимости от государства. А в обстоятельствах отсутствия централизованной концепции власти в прошлом этика представляла необыкновенную значимость регулятора внутренней жизни этноса. Не вдаваясь в детали, заметим, что она была и остается одним из главнейших приемов сохранения национального облика народа, национального своеобразия литературы; этика консервативна, однако способна преображаться под влиянием цивилизационных процессов, общественно-экономического и культурного развития, идеологии» [Бигуаа, 2009, с. 8].

Таким образом, краткий анализ этической идеи об общественной сути нравственности находит собственное концентрированное представление в регулятивной функции, что представляет огромную значимость для построения концепций воспитания детей в этнической педагогике. Педагогическое достояние абхазского народа включает в себя большой воспитательно-образовательный потенциал, который благополучно может быть реализован в нравственном воспитании будущих преемников.

Библиографический список

1. Бигуаа В.А. Этические основы художественного образа в абхазо-адыгских литературах // Вопросы кавказской филологии. 2009. № 5. С. 7-17.

2. Гарцкия В. Абрскил (Абхазский Прометей). СМОМПК. Тифлис, 1892. В. XIII, отд. II. С. 34-38.

3. Гусейнов A.A. Социальная природа нравственности. М.: Изд-во МГУ, 1974.

4. Гусейнов А.А. Что я понимаю под негативной этикой? // Вестник Московского университета. Сер. 7: Философия. 2009. № 6.

5. Коменский Я.А. Избр. пед. соч.: в 2 т. / под ред. А.И. Пискунова (отв. ред.) и др. М.: Педагогика, 1982. Т. 2. 576 с.

6. Мирзоев А.С. Некоторые особенности черкесской (адыгской) цивилизации и традиционной этнической культуры // Гуманитарный профиль: науч. сб. совета молодых ученых / Кабардино-балкарский ин-т гуманитарных исследований. Нальчик, 2015. С. 88-99.

7. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. / под. ред. В.А. Ротен-берга, В.М. Кларина. М.: Педагогика, 1981. Т. 1. 334 с.

8. Труды Абхазского государственного университета им. А.М. Горького. Сухуми; Алашара, 1988. 252 с.

9. Читашева Р.Г. Абхазская этнокультурная система апсуара-абхазство. Эволюция, современное состояние и проблемы: дис. ... канд. истор. наук / Кабардино-Балкарский гос. ун-т. Нальчик, 2005.

10. Чудакова М.А. Духовно-нравственные основы рассказов «азбуки» Л.Н. Толстого // Известия Российского гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. 2007. Т. 18, № 44. С. 309-312.

11. Штарк Е.В. О феномене свободы воли в немецкой философии // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2014. № 4 (30). С. 199-202.

12. Янова М.Г. Проблема педагогической культуры будущего учителя в условиях современного образования // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2007. № 1. С. 31-36.

<С £

d pq

0

ь

к

1 W m Е-

U

CL

<

о ^ о о

О Й

2S

ш Е-

S

О

Рч

W

13

о §

к

%

о

W :г s

ь

U

<с п

W

с

S

д

н

U

W М

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.