УДК 37.013.2
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ТРАДИЦИЙ В КОНТЕКСТЕ АБХАЗСКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ
М.Ф. Анкваб
В статье говорится о назидательных свойствах замечательных многовековых традиций абхазов, рассматриваемых сквозь призму народной педагогики. Они призваны помочь представителям этноса в развитии молодого поколения согласно законам цивилизованного мира, не забывая о собственном наследии в попытке сохранить исключительную национальную самобытность, что обусловило актуальность темы. Автор утверждает, что традиции абхазского народа способны оказывать продуктивное обучающее воздействие, при изучении на постоянной основе этно-культурных и общечеловеческих норм поведения, национальных адатов. Другое условие максимизации образовательного потенциала традиций Абхазии - это сотрудничество педагогов с родителями в стремлении привить молодежи морально-нравственные приоритеты и поведение, учитывающие правила абхазского этикета. В заключении приведены методы влияния и роль устоев в воспитании детей и предложены способы практической реализации их в системе образования Республики Абхазия.
Ключевые слова: Абхазия, абхазский, абхазы, традиции, обычаи, традиции абхазского народа, абхазская народная педагогика, этнопедагогика Абхазии, Республика Абхазия, абхазский народ, система образования Абхазии, воспитательный потенциал, методы народного воспитания.
В настоящее время на мировой арене происходят радикальные модификации в общественно-экономических, государственно-правовых и межкультурных отраслях социума, формирующие задачи этнических взаимоотношений, требующие раскрытия их моральных и высоконравственных основ, призывающие к фундаментальному переосмыслению вопросов обучения и развития подрастающего поколения, к которым относится и государственно значимый для любого этноса предмет - народная педагогика. Вышесказанное является крайне актуальным для Республики Абхазия, поскольку трансформации норм поведения можно наблюдать невооруженным взглядом. Этот процесс нельзя назвать негативным, т.к. испокон веков традиции податливо адаптируются к переменам. Наша задача сохранить то лучшее и важное для народа, что присуще воспитательному наследию абхазской народной педагогики. Удивительная история Абхазии, уникальная специфика её географического расположения, многонациональность наряду с практикой взаимодействия и сосуществования разных социокультурных и народных концепций предоставляют нам неисчерпаемый источник для изучения воспитательного потенциала абхазских традиций.
Необходимо заметить, что в современном обществе и в условиях набирающей обороты всемирной глобализации отдельные традиции сейчас, к сожалению, уже утрачены, другие под воздействием жизненных реалий находятся под угрозой исчезновения, прочие нормы и нравы меняются и пересматриваются. Подобные перемены и переосмысления устоев абхазского народа привлекают еще большее внимание к культуре этноса, его этикету, обычаям, воспитанию детей в гармонии с законами предков и обуславливают актуальность данной работы.
Согласно гипотезе нашего исследования традиции абхазского народа способны оказывать продуктивное воздействие на объект назидания при изучении на постоянной основе этнокультурных и общечеловеческих правил поведения, национального наследия и при условии синергизма педагогов с семьей в развитии у детей морально-нравственных приоритетов и поведения в соответствии с требованиями абхазского народного этикета.
Исследование проводилось на основе анализа традиций и обычаев абхазов; исторических материалов и архивных документов; этнологических, педагогических, философских трудов и литературных произведений современных деятелей науки и авторов прошлых столетий.
Целью проблематики послужило рассмотрение особенностей влияния традиций абхазов на воспитание подрастающего поколения. Исходя из цели работы, нами были поставлены следующие задачи:
- определение педагогического потенциала абхазских национальных традиций
- рассмотрение приемов и методов обучения реализуемых посредством соблюдения и изучения устоев этноса
- применение воспитательных ресурсов традиций в процессе современного образования в условиях республики
Народ Абхазии за годы своей многовековой истории приобрел внушительный положительный опыт
воспитания, стал источником замечательных обычаев, красивых и мудрых традиций, полных огромного назидательного потенциала, необходимого составляющего для формирования личности достойного гражданина республики. Среди ученных, занимавшихся изучением традиций абхазов, необходимо назвать Б.Г. Тарба, Ш.П. Инал-ипа, Р.М. Барциц, Н.И. Григулевич, А.Б. Крылов, Ш.Х. Салакая, Л.Т.Соловьева, и др.
В своих трудах Б.Г. Тарба повествует о положительных и отрицательных принципах поведения и проводит параллель с традициями, существующими у других народов Кавказа. «В народной педагогике нет места так называемому «вольному воспитанию», т.е. в развитии нет сферы, где дитя было бы свободно от воздействия старших, которые стремятся, хоть не всегда осознанно, жить по закону и обычаям предков» [10, с. 207]. Традиции четко определяли нормы поведения абхазов во всех отраслях жизнедеятельности, в речи соблюдались «богатые формы вежливого, учтивого обращения друг к другу» [8, с. 82]. Ребенок с детства впитывал и учился общепринятым речевым оборотам, что показывает важность навыков вежливого общения в абхазском социуме, который основывался на взаимоуважении и гуманизме. Другим значимым умением была способность вести себя на людях согласно традициям во всех жизненных ситуациях, уважительно обращаться и относиться к старшим, женщинам, сверстникам, младшим. Например, маленькие ребятишки особо старательно проявляли знание национальных приличий в присутствии их дедушек и бабушек, учитывая склонность взрослых к точному следованию обычаям [1, с. 183].
Дети в абхазской семье с младенчества обучаются правилам гостеприимства и участвуют в этом процессе непосредственно, «они приучались открыто и честно относиться к друзьям, оказывать помощь в трудный час, любить ближнего и радоваться его появлению в доме» [9, с. 242]. Умение принять гостя, на наш взгляд, играет важную воспитательную роль, прививая осознание нравственных законов, характерных для региона, учит молодежь гуманизму.
Традиция гостеприимства, о которой пишут и дискутируют многие абхазские, русские и зарубежные авторы, существующая и культивируемая в других братских республиках Кавказа, помогла абхазам проявить и сберечь самобытность и донести свои моральные принципы и нравственные законы до будущих поколений. Из анализа литературных источников можно сделать вывод, что собственный пример родителей, домочадцев, родственников и практическое участие, наблюдение за обрядом не было единственной методикой обучения традиции приема гостей. Для этой цели служило и устное народное творчество - притчи, пословицы и поговорки, сказки. «У абхаза для гостя дверь всегда нараспашку», «Если гость в доме - Бог в доме» [13]. Следует отметить, что традиции гостеприимства крайне актуальны и в нынешние дни.
Далее было бы целесообразно упомянуть четко регламентированный застольный этикет как в семье, так и на различных мероприятиях. Все важные события у абхазов сопровождаются застольем для близких и родных, а также соседей, где ,конечно, принимало участие и молодое поколение [11, с. 23], что придает традиции значимую воспитательную функцию в народной педагогике. Такого рода собрания были испытанием как умения соблюдать обычаи, так и владения блистательным умом, навыком обходительности, ораторства и риторики. «Во главе стола был только тот старший, который умел произносить уместные тосты, был выдержанным в употреблении спиртных напитков, умел проявлять внимание к гостям. За стол молодых людей не сажали, они не пили алкоголь. Пьянство порицалось, особенно оно было недопустимо на глазах у молодежи» [3, с. 132]. Традиции касаются и скромности, и чувства меры во время принятия пищи. «Старшие садились за стол первыми и отдельно от младших, никто и никогда не показывал, что голоден, все тщательно следили за своим поведением и речью. На крупных мероприятиях юноши не участвовали в пиршествах, а помогали и обслуживали стол, где сидели взрослые» [4, с. 34]. Обычаи абхазского застолья несут немаловажную воспитательную функцию, прививающую подрастающему поколению превосходные нравственные качества. Соблюдению всех деталей застольных традиций детей приучали с раннего возраста, с целью обучения вежливости, такту, учтивости, осознанию возрастной иерархии и умению себя вести.
Одной из важнейших абхазских традиций было и остается в наши дни - почитание старших. При разговоре с взрослыми по традиции молодой абхаз или абхазка должны вставать и стоя вести беседу тихим голосом, опустив глаза вниз [10, с. 212]. Для абхазов во времена отсутствия письменности мудрость и навыки старшего поколения являлись чрезвычайно важными не только в вопросах воспитания детей, но и выживания в целом.
В Абхазии было принято иметь большие семьи со строго упорядоченной системой взаимоотношений. Согласно традициям выказывание отцовских или материнских эмоций к ребенку при посторонних или старших членах семьи неприемлемо. Мужчине не полагалось, ни при каких обстоятельствах, брать своего ребенка на руки, даже в случае смертельной угрозы [9, с. 243]. Данный обычай сейчас упразднен, но наблюдаются остаточные случаи волнения или смущения со стороны «нарушающих» это более не наблюдаемое правило.
Другая семейная традиция касается супружеских пар. Согласно обычаю муж и жена не должны были появляться друг с другом в общественных местах, а садиться за один обеденный стол в доме, где есть старшие родственники, было категорически неприемлемым. Называть свою супругу по имени при других также считалось нарушением приличий [5, с. 67]. Стоит отметить, что данный формат взаимоотношений соблюдается в республике по сей день. Такая модель добродетельного и сдержанного поведения родителей, с некоторой точки зрения кажущаяся странной, имела глубокий педагогический подтекст, способствовала воспитанию высоконравственной молодежи. Также пример взрослых, ежедневно встающих спозаранку и трудящихся на благо своей семьи и общества, формировал у детей привычку не сидеть сложа руки, заниматься трудом [6, с. 76], закалял их физически, служил залогом абхазского долголетия.
Среди специфических устоев абхазов существовала традиция создания искусственного родства, свойственная и другим народам Кавказа, именуемая аталычеством, «поручение вскармливания и развития детей чужим семьям. Обычно младенцев из высших сословий передавали в семьи крестьян. У низших сословий тоже было принято отдавать отпрысков на воспитание в другие крестьянские же семьи, но происходило это намного реже. Отец (князь или дворянин) считает неподобающим держать при себе своих наследников, так что, если ему только позволяют средства, он всегда старается сыновей, равно как и дочерей передавать на воспитание в чужие руки» [12, с. 10]. Аталычество являлось чрезвычайно важным не только с точки зрения укрепления дружеских связей, но и несло обучающий характер, служило расширению и обмену знаниями. Воспитание, полученное таким методом, как его еще называли -«куначество» или «побратимство», -учило ребенка партнерству, дружелюбию, стремлению помочь, толерантности. Следует отметить, адат имел отрицательные стороны и со времен был запрещен, что, на наш взгляд, свидетельствует о стремлении общества к сохранению традиций, не противоречащих законам цивилизации и современного общества.
Среди других консервативных и архаичных традиций абхазов, на наш взгляд, можно назвать воровство девушек, кровную месть, культ родовых патронов, «пышные» поминки и др., являющиеся негуманными и отрицательно влияющие на молодежь. Так, к примеру, «кровная месть раньше считалась обязательной не только для близких родственников убитого - сыновей, братьев, но и самых далеких. Она переходит по наследству от отца к сыну и касается всех родных убийцы и убитого. Самые отдаленные родственники убитого обязаны мстить за его кровь. Сила и значение какого-нибудь рода во многом зависит от числа мстителей, которых он может выставить. Долг кровной мести ,в первую очередь, ложился на сыновей убитого. Если беременная жена оставалась вдовой послу убийства, и не было других наследников - кровомстителей, мать внушала сыну лежащую на нем обязанность, и ребенок, повзрослев, отплачивал убийце отца. Если месть не удавалась сыну, она переходила к внукам и т.д.» [12, с. 7]. Традиция была запрещена еще в XIX в., но и в период ее актуальности существовала возможность примирения враждующих сторон.
Приведенный выше анализ, а также изучение историко-этнографических и литературных трудов, работ по народной педагогике, абхазского фольклора, архивной документации и периодической печати помогло определить воспитательные свойства национальных традиций абхазов, их педагогическое воздействие на подрастающие поколения. По результатам исследования мы пришли к следующим выводам:
1. Традиции абхазского народа представляют огромную воспитательную значимость. Способы, средства и методы их влияния имеют положительное воздействие на развитие моральных качества и нравственности молодежи.
2. Традиции внедряются и определяют все сферы социальной и частной жизни людей, регулируя и выполняя
морально-этическое, нравственное, воспитательное и коммуникативное назначение.
3. Существенное свойство традиций - это приспособляемость, продиктованная гармоничным сосуществованием и адаптацией обычаев, нравственных канонов к современным этическим нормам и требованиям цивилизованного мира.
Согласно задачам исследования целесообразно будет выделить следующие методы воспитания, бытующие в абхазской этнической педагогике, являющиеся, на наш взгляд, наиболее актуальными: личный пример старших, одобрение детей словом и делом, поощрение и мотивирование их гостинцами и подарками. Наказание не были частыми, больше применялись осуждения «чужого, якобы не имеющего отношения к семье, неизвестному человеку с похожим проступком» [7, с. 47], неодобрение с примерами из народных сказок и притч, укоры в форме точных высказываний или пословиц, замечания. Как уже упоминалось, одним из основных приемов обучения младших в традиционной абхазской семье было устное народное творчество - фольклор: легенды, предания, сказки, пословицы, загадки. С их помощью старшие, влияя на разум и эмоции детей, оберегали от таких пороков как бахвальство и бравада, зависть и ревность, скупость и прижимистость, боязливость и малодушие [3, с. 61]. Выше всех прочих личностных особенностей и черт в населении ценились честь и достоинство человека, его доброту, открытость, непорочность, порядочность. Детям прививали эти добродетели с младенчества.
Систематическое изучение национальных традиций абхазов в рамках народной педагогики является крайне важным аспектом воспитания подрастающего поколения, в связи с чем необходимо применение их основных постулатов при составлении общих и специальных программ по этнической педагогике, этике и культурологии, методических разработках по истории культуры абхазов, а также в современной национальной школе в курсах «Традиции и культура абхазского народа», «Этикет народа Абхазии».
Одним из жизненно важных богатств любой нации во все времена была, и остается по сей день его этнопедагогика, влияющая на человека с самого раннего детства. Она сопровождает его в повседневной работе, возникает в соблюдаемых традициях и обычаях. Радикальные и стремительные изменения, происходящие в мировом сообществе, не могут обойти абхазский народ, который своевременно адаптируется к этим преобразованиям, сохраняя свою самобытность, держась за вековые, проверенные временем традиции. Подробное рассмотрение содержания воспитательного потенциала абхазских народных устоев прошлого необходимо для осознания и сохранности всего лучшего и уникального, что составляло специфику и характерные черты народа Абхазии, используя его с целью усовершенствования всей системы воспитания в республике.
The paper deals with educational opportunities of wonderful ancient traditions inherent in the Abkhazian people which are discussed here in the light of national pedagogy. The latter is urged to help us in younger generation upbringing taking into consideration laws and rules of the civilized world. In this case we must not forget about national foundations and moral standards seeking to conserve the unique identity of ethnos under question. This fact explains the relevance of the subject. The author claims that traditions of the Abkhazian people are capable of having productive educational impact on younger generations, in case of constant studying of ethno-cultural and universal standards of behavior through national customs. It will be possible only if the cooperation of educational institutions and family occurs in aspiration to impart moral priorities and rules of the Abkhazian national etiquette to the younger generation. The functions of Abkhazian traditions used in upbringing are determined in the conclusion and ways of their practical application in the field of Abkhazian enlightenment are offered as well. Key words: traditions, customs, traditions of the Abkhazian people, Abkhazian national pedagogy, ethnopedagogy of Abkhazia, the Republic of Abkhazia, Abkhazian people, educational system of Abkhazia, educational potential, methods of national education.
Список литературы
1. Барциц Р.М. Святилища Абхазии в современной обрядовой практике. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2013. № 3 (126). С. 182-188.
2. Бройдо А.И. Проявления этнопсихологических особенностей абхазов в ходе Отечественной войны народа Абхазии 1992-1993 годов. М: Изд-во РГТЭУ, 2008. 160 с.
3. Григулевич Н.И. Проблема долгожительства и традиции воспитания в Абхазии. В сборнике: Современная сельская Абхазия: социально-этнографические и антропологические исследования. Дубова Н.А., Козлов В.И., Ямсков А.Н. Москва, 2006. С. 129-157.
4. Инал-ипа Ш.Д. Очерки об абхазском этикете. Сухум: Алашара, 1984. 190 с.
5. Инал-ипа Ш.Д. Традиции и современность (По материалам этнографии абхазов). Издание второе, дополненное и переработанное. Сухум «Алашара» 1978, 112 с.
6. Инал-ипа Ш.Д. Народы Кавказа. Абхазы. Этнографические очерки. Под общей редакцией С. Толстова. Издательство Академии наук СССР. Москва, 1962. В 2 т. Том 2. С. 372-421.
7. Крылов А.Б. Религия и традиции абхазов (по материалам полевых исследований 1994-2000 гг.). Москва, 2001. С. 264.
8. Салакая Ш.Х. Нартоведение в Абхазии. Известия СОИГСИ. 2014. № 11 (50). С. 81-85.
9. Соловьева Л.Т. Этнокультурное взаимодействие и религиозные традиции: Юго-Восточная Абхазия в XIX -начале ХХ в. В сборнике: Этнос и среда обитания. Дубова Н.А., Григулевич Н.И., Ямсков А.Н. Сборник этноэкологических исследований к 85-летию В.И. Козлова. Москва, 2009. С. 241-258.
10. Тарба Б.Г. Вопросы нравственного воспитания в абхазской этнопедагогике. Труды Абхазского государственного университета им. А. М. Горького. Том 6. Сухум Алашара 1988, 252 с.
11. Тужба Э.Н. Система образования республики Абхазия: проблемы и перспективы. В сборнике: Образование и общество. Российское общество социологов; Институт социологии РАН; Академия труда и социальных отношений. Москва, 2009. С. 78.
12. Чурсин Г.Ф. Материалы по этнографии Абхазии. Абхазское государственное издательство. Сухум, 1957. С. 267.
13. Шамба О.Б. Пословицы абхазского народа / Сухум: АГУ, 1994. 78 с.
Об авторе
Анкваб М.Ф. - Абхазский государственный университет, ankvab.marina@yandex.ru