Научная статья на тему 'Интерактивные формы обучения в преподавании дисциплин профессионального цикла направления подготовки «Менеджмент» в вузе'

Интерактивные формы обучения в преподавании дисциплин профессионального цикла направления подготовки «Менеджмент» в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
930
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее образование / интерактивные формы и методы обучения / делопроизводство / менеджмент / компетенции / higher education / interactive forms and training methods / record keeping / management / competence

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Г.Т. Полежаева

Целью статьи является рассмотрение возможностей внедрения различных форм интерактивного обучения в вузе в контексте компетентностного подхода. В соответствии с поставленной целью в статье решаются следующие задачи: уточнены современные тенденции компетентностного подхода, рассмотрены различные формы интерактивного обучения, выявлены преимущества интерактивного обучения перед иными формами обучения, разработан алгоритм подготовки и проведения интерактивного занятия, проведена апробация интерактивных форм обучения на примере проведения занятий по дисциплине «Делопроизводство» в вузе. Методической базой исследования послужили: наблюдение, теоретический анализ и синтез, эксперимент, обобщение полученных результатов. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что эффективность интерактивного обучения заключается в интенсификации процесса пони-мания, усвоения и творческого применения знаний при решении практических задач за счет активного включения обучающихся в процесс не только получения, но и непосредственного использования знаний; это повышает мотивацию и вовлеченность участников в решение обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, побуждает их к конкретным действиям; обеспечивает не только прирост знаний, умений, навыков, способов деятельности и коммуникации, но и раскрытие новых возможностей обучающихся, является необходимым условием для становления и совершенствования компетентностей через включение участников образовательного процесса в осмысленное переживание индивидуальной и коллективной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Г.Т. Полежаева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTIVE FORMS OF TRAINING IN TEACHING OF A PROFESSIONAL CYCLE DISCIPLINES OF THE TRAINING AREAS “MANAGEMENT” AT THE UNIVERSITY

The aim of the article is to review the implementation of possibilities of various forms of interactive learning at the university in the context of the competency approach. According to the proposed aim in the article the following tasks are solved: modern trends of competence approach in high school are verified; various forms of interactive learning at the university are considered; the advantages of interactive learning to other forms of training in high school are found out; algorithm of preparation and conduct interactive classes in high school is worked out; testing interactive forms of learning on the example of the lessons on "Paperwork" discipline at the university is conducted. Methodological base of research served as follows: observation, theoretical analysis and synthesis, experiment, generalization of the results. This study allows us to conclude that the effectiveness of online learning is the intensification of the process of understanding, mastering and creative application of knowledge to solve practical problems due to the active involvement of students in the process of not only producing, but also to the direct use of knowledge; increases motivation and involvement of the participants in solving the problems discussed, giving an emotional boost to the subsequent prospecting activity of participants, encourages them to action. It provides not only knowledge, skills, ways of life and communication, but also discovering new opportunities of students, is a necessary condition for the establishment and improvement of competencies through the inclusion of participants in the educational process in a meaningful experience of individual and collective activities.

Текст научной работы на тему «Интерактивные формы обучения в преподавании дисциплин профессионального цикла направления подготовки «Менеджмент» в вузе»

3. Организация объединенных наций мероприятия и памятные даты. -URL: http: //www.un.org/ru/events/observances/years.shtml.

4. Официальный сайт Международного года света и световых технологий. - URL: http:// www.light2015.org/Home.html 2015 Internetional year of light and light-based technologies.

5. Национальный портал Международного года света и световых технологий в России. - URL: http://light.ifmo.ru.

6. Серюкова И.В. Отрицательное преломление электромагнитных волн / / Инновации в системе непрерывного профессионального образования: мат-лы науч.-метод. конф. с междунар. участием. -Красноярск: Изд-во КрасГАУ, 2010.

7. Серюкова И.В., Ильюшенко М.М., Циммерман ЕЮ. Изучение фундаментальных физических явлений в учебной лаборатории: определение скорости света в растворах с помощью рефрактометра // Студенческая наука - взгляд в будущее: мат-лы всерос. конф. - Красноярск: Изд-во КрасГАУ. - 2008. - С. 202.

8. Серюкова И.В., Черепова ЛА., Андрюшин Д.В. Оптическая левитация // Студенческая наука - взгляд в будущее: мат-лы VII всерос. студ. конф. - Красноярск: Изд-во КрасГАУ, 2012. - С. 310-312

9. Апресов С. Тест на вечность // Популярная механика. - 2014. - № 10

(144). - С. 56-59.

УДК 378.7 Г.Т. Полежаева

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «МЕНЕДЖМЕНТ» В ВУЗЕ

G. T. Polezhaeva

INTERACTIVE FORMS OF TRAINING IN TEACHING OF A PROFESSIONAL CYCLE DISCIPLINES OF THE TRAINING AREAS "MANAGEMENT" AT THE UNIVERSITY

Целью статьи является рассмотрение возможностей внедрения различных форм интерактивного обучения в вузе в контексте ком-петентностного подхода. В соответствии с поставленной целью в статье решаются следующие задачи: уточнены современные тенденции компетентностного подхода, рассмотрены различные формы интерактивного обучения, выявлены преимущества интерактивного обучения перед иными формами обучения, разработан алгоритм под-

готовки и проведения интерактивного занятия, проведена апробация интерактивных форм обучения на примере проведения занятий по дисциплине «Делопроизводство» в вузе. Методической базой исследования послужили: наблюдение, теоретический анализ и синтез, эксперимент, обобщение полученных результатов. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что эффективность интерактивного обучения заключается в интенсификации процесса понимания, усвоения и творческого применения знаний при решении практических задач за счет активного включения обучающихся в процесс не только получения, но и непосредственного использования знаний; это повышает мотивацию и вовлеченность участников в решение обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, побуждает их к конкретным действиям; обеспечивает не только прирост знаний, умений, навыков, способов деятельности и коммуникации, но и раскрытие новых возможностей обучающихся, является необходимым условием для становления и совершенствования компетентностей через включение участников образовательного процесса в осмысленное переживание индивидуальной и коллективной деятельности.

Ключевые слова: высшее образование, интерактивные формы и методы обучения, делопроизводство, менеджмент, компетенции.

The aim of the article is to review the implementation of possibilities of various forms of interactive learning at the university in the context of the competency approach. According to the proposed aim in the article the following tasks are solved: modern trends of competence approach in high school are verified; various forms of interactive learning at the university are considered; the advantages of interactive learning to other forms of training in high school are found out; algorithm of preparation and conduct interactive classes in high school is worked out; testing interactive forms of learning on the example of the lessons on "Paperwork" discipline at the university is conducted. Methodological base of research served as follows: observation, theoretical analysis and synthesis, experiment, generalization of the results. This study allows us to conclude that the effectiveness of online learning is the intensification of the process of understanding, mastering and creative application of knowledge to solve practical problems due to the active involvement of students in the process of not only producing, but also to the direct use of knowledge; increases motivation and involvement of the participants in solving the problems discussed, giving an emotional boost to the subsequent prospecting activity of participants, encourages them to action. It provides not only knowledge, skills, ways of life and communication, but also discovering new opportunities of students, is a necessary condition

for the establishment and improvement of competencies through the inclusion of participants in the educational process in a meaningful experience of individual and collective activities.

Keywords: higher education, interactive forms and training methods, record keeping, management, competence.

Современные темпы технического прогресса ставят перед высшей школой новые, все более сложные, задачи и формируют новые требования к подготовке будущих профессионалов, обладающих широким спектром компетенций, высокой мобильностью, обучаемостью, способностью адаптироваться к быстро меняющимся условиям внешней среды.

Главенствующую роль в подготовке выпускника приобретает компе-тентностный подход, формирующий единую систему знаний, умений, навыков студентов и качеств их личности, которые принято называть профессионально значимыми качествами.

Ориентация на новые цели образования - компетенции - требует не только изменения содержания изучаемых предметов, но и методов и форм организации образовательного процесса, максимальную активизацию деятельности самого обучающегося в ходе занятия, приближения изучаемых тем к реальной жизни и поисков путей решения возникающих проблем. Актуальность формирования профессиональных и особенно ключевых компетенций обусловлена необходимостью расширения профессионального признания, совместимости и сопоставимости дипломов и квалификаций [5, 9].

Новые вызовы, стоящие перед системой высшего профессионального образования, определяют необходимость реформирования подходов к организации обучения в высшей школе. Система многоуровневого образования, формирование единого образовательного пространства, внедрение компетентностного подхода на всех этапах образовательного процесса определяют необходимость применения новых, более эффективных методов обучения. Преподаватель высшей школы на современном этапе выступает не только как носитель знаний, но и как профессионал, способный выбирать наиболее эффективную систему организации образовательного процесса и применять современные образовательные технологии.

Как показывает практика, на сегодняшний день выпускники высшей школы обладают недостаточной адаптивностью к быстро меняющимся условиям внешней среды, испытывают затруднения при генерировании новых идей, не обладают достаточным уровнем подготовки для решения нестандартных задач, ведения аргументированных дискуссий. Весьма остро данная проблема стоит и перед вузами, осуществляющими подготовку выпускников по направлению «Менеджмент». В современ-

ных условиях управленческая деятельность является ключевым направлением функционирования любой организации. Данный вид деятельности охватывает организационные вопросы, планирование, финансирование, производственный процесс, подбор и управление персоналом, контроль и т. д. Выпускники вузов, осуществляющие свою деятельность по профессии «менеджер», зачастую не могут эффективно применять на практике знания, полученные в процессе подготовки, ввиду излишней теоретизации учебного процесса и отказа от использования методов обучения, позволяющих сформировать ключевые компетенции эффективного управленца, и, в частности, способность собирать, обрабатывать и передавать информацию, касающуюся деятельности организации-работодателя. Иными словами, знание основ делопроизводства и документирования управленческой деятельности является на сегодняшний день одной из важнейших компетенций современного управленца. Таким образом, дисциплина «Делопроизводство» становится одной из важных дисциплин профессионального цикла подготовки современных управленцев и требует внедрения в процесс преподавания наиболее эффективных методов, соответствующих концепции компетентностного подхода.

По нашему мнению, обновление процесса преподавания дисциплины «Делопроизводство» в вузе подразумевает использование инновационных педагогических технологий в теоретической и практической подготовке студентов, которые направлены на достижение современных результатов образования, отраженных в ФГОС.

Результаты проведенного нами исследования, анализ теоретических источников по данной проблеме позволяют сделать вывод о том, что наиболее полно требованиям современной внешней среды отвечает личностно-ориентированный подход в подготовке выпускников. Следует подчеркнуть, что компетентностный и личностно-ориентированный подход устанавливают подчиненность знаний умениям, делая акцент на целостную способность и готовность выпускника высшей школы решать различные жизненные и профессиональные проблемы. Поэтому данный подход обладает интегрирующими свойствами и рассматривается как попытка восстановления нарушенного равновесия между образованием, запросами общества и реальными потребностями рынка труда. Оценивая компетенции и личностные характеристики, можно определить:

- социальную направленность специалиста - осознание им социальной значимости выбранной профессии, социальных последствий принимаемых решений, результатов деятельности и ожиданий общества;

- ценностно-смысловое отношение к предстоящей деятельности;

- практическую ориентированность;

- ситуационный характер - готовность к осуществлению деятельности в конкретных профессиональных ситуациях, реализации направлений деятельности, присущих выбранной профессии;

- личностные качества - организация деятельности, решение возникающих проблем, саморегуляция, саморефлексия, самооценка, быстрота и гибкость реагирования, адаптация, личная ответственность [6].

Практика показывает, что наиболее полно требования личностно-ориентированных моделей обучения соответствуют технологии активного обучения, наиболее современной разновидностью которого является интерактивное обучение. «Интерактивный» - значит вовлеченный в действие, взаимодействующий, ведущий диалог. Следовательно, интерактивное обучение предполагает вовлеченность участников в процесс обучения, а не просто получение определенного набора знаний.

В таблице 1 представлена сравнительная характеристика пассивного, активного и интерактивного обучения, подтверждающая выдвинутый нами тезис.

Таблица1

Характеристика различных методов обучения

Методы обучения Взаимодействие Характеристика

Пассивные Преподаватель Ж Студент Студент Студент Низкий уровень познавательной активности студента. Преобладание внешней мотивации к обучению (как правило, оценка по результатам итоговой аттестации). Репродуктивный характер деятельности, низкий уровень творческой активности, несамостоятельность

Активные Преподаватель X Студент Студент Студент Высокий уровень познавательной активности студента. Наличие внутренней мотивации к обучению (стремление к познанию). Стимулирование творческой деятельности и самостоятельности студента

Интерактивные Преподаватель X Студент Студент Студент Непрерывное активное взаимодействие обучающего и обучаемых. Взаимообучение. Прямая и обратная связь студента и преподавателя. Индивидуализация педагогического взаимодействия. Преобладание внутренней мотивации к обучению и взаимообучению. Активизация мышления и творческой деятельности. Высокий уровень самостоятельности

Многие исследователи инновационный подход в образовании связывают именно с интерактивными методами обучения, под которыми понимаются «... все виды деятельности, которые требуют творческого подхода к материалу и обеспечивают условия для раскрытия каждого ученика» [4]. Необходимо отметить, что интерактивные методы не могут полностью заменить лекционный курс в процессе подготовки менеджера, они способствуют лучшему усвоению лекционного материала, обеспечивая формирование необходимых современному менеджеру профессиональных компетенций.

Наиболее распространенные формы и методы интерактивного обучения: презентация, дискуссия, «мозговой штурм», или «мозговая атака», метод круглого стола, ролевые игры, кейс-метод и др. В интерактивном обучении учитываются потребности студента, привлекается его личностный опыт, осуществляется адресная корректировка знаний. Оптимальный результат достигается через сотрудничество, сотворчество, самостоятельность и свободу выбора, студент анализирует собственную деятельность.

Используя в своей деятельности формы и методы интерактивного обучения при проведении лекционных и практических занятий со студентами, самостоятельной работе и других видах учебной деятельности на всех уровнях подготовки - бакалавр, специалист, магистр, преподавателю недостаточно давать только теоретическую подготовку в аудитории. Ему необходимо иначе подходить к современному процессу обучения, к самому построению занятия. Методы интерактивного обучения включают в себя определенные этапы подготовки и проведения. Это своего рода алгоритм, который направлен на достижение наилучшего результата при проведении занятий. На этапе подготовки преподаватель должен продумать возможные варианты развития событий, подготовить дополнительные задания, учесть особенности темы, временные рамки занятий, возраст обучаемых и многое другое. В начале занятия необходимо сделать вступление, в котором дается информация о его целях, основных правилах и законах. Основная часть может включать не более двух заданий. Лучше, если первое задание будет служить для разминки. Основное упражнение продумывается так, чтобы оно оптимально решало поставленные на занятии цели и задачи. Заключение рекомендуется проводить в форме самоанализа и ее результатов, чтобы каждый студент смог оценить себя и понять, что он для себя сегодня узнал нового, какие умения и навыки закрепил и сформировал.

Использование интерактивных методов является самым эффективным путем обучения, который будет способствовать оптимальному усвоению нового и закреплению старого материала. Кроме того, интерактивные методы помогут решить ряд проблем, таких как формирование у обучающихся интереса к дисциплине; оптимальное усвоение учебного

материала; развитие интеллектуальной самостоятельности, поскольку студентам необходимо индивидуально искать пути и варианты решения проблемы; обучение работе в команде, терпимости к чужой точке зрения; обучение уважению права каждого на собственное мнение, его достоинства; установление взаимодействия между учащимися; формирование у них собственных мнений, профессиональных и жизненных навыков, отношений [2].

Рассмотрим использование кейс-технологий в рамках освоения основной образовательной программы по направлению подготовки «Менеджмент». Под кейс-технологией понимают изучение предмета, путем рассмотрения большого количества ситуаций и задач в определенной комбинации. Для нас представляют интерес цели, реализуемые в кейс-технологии: интеллектуальное развитие обучаемых, осознание многозначности профессиональных проблем и жизненных ситуаций, развитие коммуникативных навыков, приобретение опыта поиска и выработки альтернативных решений и др.

Данная технология является универсальной и имеет широкие возможности для организации работы по поиску решения проблемных ситуаций и практических задач. Кейс-технологии являются тем инструментом, которые позволяют применить теоретические знания к решению практических задач. Они позволяют не только разрешать проблемные ситуации, но и развивают у студентов способность научно анализировать социально значимые проблемы и процессы, умения использовать на практике методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах профессиональной и педагогической деятельности [3]. Важную роль играют вопросы кейсов, направленные на развитие аналитической функции будущих менеджеров.

Данный пример показывает, что вопросы кейса способствует развитию у студентов самостоятельного мышления, умения выслушивать и учитывать альтернативную точку зрения, аргументированно высказать свою. При изучении конкретных ситуаций студент должен понять ситуацию, оценить обстановку, определить, есть ли в ней проблема и в чем ее суть. Определить свою роль в решении проблемы и выработать целесообразную линию поведения. С помощью этого метода студенты имеют возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы [7].

Апробированные в процессе обучения интерактивные методы подтвердили, что они способствуют достижению результатов, соответствующих требованиям современного образования. Использование рассмотренных методов и технологий в процессе обучения позволяет сделать вывод о том, что не все они одинаково эффективны. Каждая технология уникальна по-своему. Наиболее эффективными методами форми-

рования компетенции при проведении аудиторных занятии являются дискуссионная, исследовательская форма организации занятий, а также «мозговой штурм». В комплексе эти методы повышают мотивацию и вовлеченность участников в решение обсуждаемых проблем, в осмысленное переживание своей и коллективной деятельности, осознания и принятия ценностей, заставляя учащихся активно взаимодействовать с преподавателем и друг с другом, что дает эмоциональный толчок к последующей активности и поиску, побуждает их к конкретным действиям, обеспечивая не только прирост знаний, умений, навыков, способов деятельности и коммуникации, но и раскрытие их новых возможностей. Интерактивные методы обучения являются имитацией интерактивных видов деятельности [9].

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что интерактивное обучение позволяет учитывать современные запросы высшего образования и решать одновременно несколько задач, главной из которых является развитие коммуникативных умений и навыков. Наибольший эффект для обучаемых интерактивные методы приносят при их комплексном применении в процессе освоения учебной дисциплины, позволяя представить учебный материал не только в традиционном, но и в более доступном для восприятия студентами визуально-вербальном виде. Они направлены не столько на закрепление уже изученного, сколько на изучение нового материала. В этом состоит их основное отличие.

Литература

1. Далингер ВА. Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения и системно-деятельностный подход в обучении математике // Фундаментальные исследования. - 2012. -№ 6 (1). - С. 19-22.

2. Диденко ЛА. Инновационный аспект организации образовательного процесса в непрерывном образовании взрослых. Управление инновациями: теория, методология, практика: сб. мат-лов III Между-нар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. С.С. Чернова. - Новосибирск: Издательство НГПУ, 2012. - С. 113-118.

3. Диденко ЛА, Полежаева Г.Т. Обновление образовательного процесса как условие успешного обновления основной образовательной программы по направлению подготовки «Менеджмент» / / Актуальные проблемы менеджмента в образовании: мат-лы 2-й Всерос. конф. с междунар. участием (18-20 ноября 2014). - Красноярск: Изд-во КГПУ, 2014.

4. Иоффе А.Н. Активная методика - залог успеха / Гражданское образование: мат-л междунар. проекта. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. - 382 с.

5. Кольга В.В., Меркулов А.Б., Полежаева Г.Т. Организация профори-ентационной деятельности студентов педагогического вуза как элемент становления профессиональных компетентностей будущего учителя. - Красноярск: Изд-во КГПУ, 2015. - 288 с.

6. Научная библиотека диссертаций и авторефератов. - URL: http://www.dissercat.com/ content/formirovanie-u-budushchikh-uchitelei-gotovnosti-k-realizatsii-deyatelnostnogo-podkhoda-k-obu#ixzz3JEYJf2dh.

7. Ступина С.Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе: учеб.-метод. пособие. - Саратов: Наука, 2009. - 52 с.

8. URL: http://technomag.edu.ru/doc/172651.html.

9. URL: http://fb.ru/article/44274/interaktivnyie-metodyi-obucheniya-v-vuze.

10. URL: http://www.nngasu.ru/high_education/education_manual.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.