Научная статья на тему 'Пути совершенствования процесса преподавания математики в условиях современного вуза'

Пути совершенствования процесса преподавания математики в условиях современного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
182
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ / METHODS OF TEACHING MATHEMATICS / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / COMPUTER TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шибаев В.П.

В статье обосновывается необходимость широкого применения компьютерных технологий в образовательном процессе, рассматриваются формы и методы их использования в преподавании математических дисциплин студентам нематематических специальностей. Авторы обращают особое внимание, что с целью развития познавательного интереса к изучению математики необходимо подбирать задания и примеры применительно к конкретной специальности, к выполнению прикладных проектов, требующих точной математической подготовки. Авторы приходят к выводу, что при обучении математике учебный процесс должен включать в себя не только формирование предметных знаний, умений и навыков, но и выявление конкретного субъектного опыта студентов, сформированных приёмов мыслительной деятельности, логического мышления, уровня усвоения предметных знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS TO IMPROVE TEACHING MATHEMATICS IN A MODERN UNIVERSITY

The article substantiates the necessity of a wide use of computer technologies in the educational process and focuses on forms and methods of their use in teaching mathematics to nonmathematical students. The authors pay special attention to the development of cognitive interest to the study of mathematics. The researchers state that it is necessary to select exercises and examples in relation to a particular specialty, to carry out applied projects that require accurate mathematical training. The authors come to the conclusion that when teaching mathematics, the learning process should include not only the formation of subject knowledge and skills, but also identify the specific subjective experience of students, formed on reception of mental activity, logical thinking, mastery of subject knowledge. It is also necessary to create integrated interdisciplinary elective courses to ensure that students understand the importance of mathematical training for further decision of professional tasks.

Текст научной работы на тему «Пути совершенствования процесса преподавания математики в условиях современного вуза»

15. Rybina I.S. Rezul'taty issledovaniya pedagogicheskogo obespecheniya gotovnosti buduschego pedagoga k professional'no-nravstvennoj samorealizacii v obrazovatel'nom prostranstve pedagogicheskogo universiteta. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; №1(56): 161 - 164.

16. Rabadanova A.A. Formirovanie poznavatel'noj samostoyatel'nosti u studentov kolledzha v obrazovatel'nom processe. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 1 (56): 207 - 208.

Статья поступила в редакцию 27.05.16

УДК 378

Shibaev V.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Mathematics, Stavropol State Agrarian University

(Stavropol, Russia), Е-mail: shibaevy_stv@mail.ru

WAYS TO IMPROVE TEACHING MATHEMATICS IN A MODERN UNIVERSITY. The article substantiates the necessity of a wide use of computer technologies in the educational process and focuses on forms and methods of their use in teaching mathematics to nonmathematical students. The authors pay special attention to the development of cognitive interest to the study of mathematics. The researchers state that it is necessary to select exercises and examples in relation to a particular specialty, to carry out applied projects that require accurate mathematical training. The authors come to the conclusion that when teaching mathematics, the learning process should include not only the formation of subject knowledge and skills, but also identify the specific subjective experience of students, formed on reception of mental activity, logical thinking, mastery of subject knowledge. It is also necessary to create integrated interdisciplinary elective courses to ensure that students understand the importance of mathematical training for further decision of professional tasks.

Key words: methods of teaching mathematics, computer technology.

В.П. Шибаев, канд. пед. наук, доц. каф. математики, Ставропольский государственный аграрный университет,

г. Ставрополь, Е-mail: shibaevy_stv@mail.ru

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА

В статье обосновывается необходимость широкого применения компьютерных технологий в образовательном процессе, рассматриваются формы и методы их использования в преподавании математических дисциплин студентам нематематических специальностей. Авторы обращают особое внимание, что с целью развития познавательного интереса к изучению математики необходимо подбирать задания и примеры применительно к конкретной специальности, к выполнению прикладных проектов, требующих точной математической подготовки. Авторы приходят к выводу, что при обучении математике учебный процесс должен включать в себя не только формирование предметных знаний, умений и навыков, но и выявление конкретного субъектного опыта студентов, сформированных приёмов мыслительной деятельности, логического мышления, уровня усвоения предметных знаний.

Ключевые слова: методика преподавания математики, компьютерные технологии.

Математические знания и умения лежат в основе построения любого технологического процесса. Поскольку изучение общеобразовательных дисциплин предшествует изучению дисциплин специальности, первые должны не только мотивировать студентов на выбранную ими профессию, но и расширять банк математических понятий, правил, алгоритмов, вопросов и тем, необходимых для успешного овладения дисциплинами специальности.

Обучение в вузе предполагает весьма интенсивный обмен информацией между преподавателем, студентом и «внешней средой». Передача по линии знаний «преподаватель - студент» всё ещё себя не изжила и необходима, но в современной образовательной практике недостаточна. Квалифицированный преподаватель должен постоянно пополнять свои знания. При этом около 50 % учебного времени в рамках современных образовательных стандартов отводится на внеаудиторную работу студентов, которые самостоятельно находят необходимую учебную информацию помимо информации, полученной непосредственно от преподавателя.

Использование компьютера в процессе преподавания математических дисциплин, так же как и других, делает весьма удобными размещение и хранение информации, а также доступ к ней.

Студент, окончивший обучение в вузе, обязан уметь пользоваться современными информационными технологиями. Соответствующие компетенции включены в федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения всех специальностей профессиональной подготовки.

Рассмотрим технологии, которые могут быть с равным успехом применены в преподавании практически любой математической дисциплины и на любом направлении подготовки.

Прежде всего, компьютер используется как средство связи. В дополнение к официальному сайту кафедры при рассылке заданий контрольных работ и разного рода объявлений весьма эффективно использование социальных сетей (например, «ВКон-такте»).

Преимущество данного способа обмена информацией состоит, прежде всего, в оперативности: студенты с гораздо

большей вероятностью будут пользоваться социальной сетью, нежели регулярно посещать сайт кафедры, а программы, устанавливаемые на современные смартфоны, позволяют мгновенно просматривать сообщения в таких сетях.

Классическим является использование компьютера и компьютерных сетей в качестве источника информации. В качестве наглядного примера можно привести Википедию. Правда иногда достоверность информации в ней сомнительна, но всё равно она достаточно часто служит ценным источником дополнительной информации.

Следует отметить, что электронные презентации в учебном процессе играют вспомогательную роль. Как показывает практика, студенты лучше воспринимают информацию, когда она выдается постепенно.

Как отмечают опытные преподаватели, особое значение это приобретает при изучении нового учебного материала по математике, например при выводе формул или доказательстве теорем.

В данных ситуациях презентация не может быть полноценной заменой сочетания «доска + мел. Но в случаях, когда требуется не просто выписать формулы, но и проиллюстрировать их, электронные презентации бывают очень полезны.

Компьютерные технологии так же активно используются при рубежном тестировании студентов.

Как отмечает А.О. Сыромясов [1], существует ряд проблем, которые пока нельзя назвать решёнными:

1. Дополнительные электронные источники информации, используемые в учебном процессе, не объединены в систему. Это мешает оперативно устанавливать необходимые межпредметные связи (например, при вычислении характеристик непрерывной случайной величины приходится находить несобственные интегралы). При этом большая часть времени может тратиться не на непосредственное усвоение учебного материала, а на поиск его источников. Безусловно, навыки поиска информации крайне необходимы и полезны в будущей профессиональной деятлеьности, но на младших курсах обучения (когда и преподается математика) желательно иметь большую часть

материала в уже «собранном» виде. Эту проблему позволило бы решить наличие единой среды-оболочки, интегрирующей все математические курсы.

2. Скорость восприятия учебного материала у всех студентов разная, но преподаватель при чтении лекций и проведении практических занятий вынужден ориентироваться на некоторую общую (среднюю) скорость. В итоге слабые студенты все равно отстают, для сильных студентов выбранный темп оказывается недостаточным, а материал в итоге может оказаться непройденным. Следовательно, необходимо дать возможность дать каждому студенту возможность вновь пройти материал и прослушать (или просмотреть) объяснения в персональном темпе.

3. Студент может иметь пробелы в школьном математическом образовании. Поскольку университетский учебный план не оставляет времени на занятия по школьной программе, желательно предоставить студенту возможность самому (и в кратчайшие сроки) заполнить эти пробелы .

4. Желательно так же обеспечить доступ отечественным преподавателям и студентам к учебным курсам и методическим разработкам их зарубежных коллег. Одним из возможных способов решения этих проблем является использование виртуаль-

Библиографический список

ной образовательной среды Math-Bridge [2]. Дополнительную ценность данной системе придает возможность интегрирования с уже имеющимися виртуальными образовательными средами, например, с системой Moodle [3].

С целью развития познавательного интереса к изучению математики необходимо подбирать задания и примеры применительно к конкретной специальности, к выполнению прикладных проектов, требующих точной математической подготовки.

Особое внимание необходимо уделить задачам, используемым на этапе мотивации, их содержание должно быть профессионально ориентированно. Необходимо так же создавать интегрированные междисциплинарные элективные курсы, направленные на то, чтобы студенты понимали важность математической подготовки для дальнейшего решения профессиональных задач и могли успешно формировать профессиональные компетенции на основе полученных знаний [4 - б].

Резюмируя вышеизложенное отметим, что при обучении математике учебный процесс должен включать в себя не только формирование предметных знаний, умений и навыков, но и выявление конкретного субъектного опыта студентов, сформированных приемов мыслительной деятельности, логического мышления, уровня усвоения предметных знаний.

1. Сыромясов А.О. Компьютерные технологии в преподавании математики студентам направления «Программная инженерия». Образовательные технологии и общество. 2014; Т. 17; № 4: 518 - 525.

2. MATH-BRIDGE EDUCATION SOLUTION: Электронные данные и программы. Available at: http://project.math-bridge.org/index.php

3. Moodle: Электронные данные и программы. Available at: https://moodle.org

4. Шибаев В.П. Мотивирующие факторы, как средство активизации студентов к выполнению самостоятельной работы. Мир науки, культуры, образования. 2014; 6 (49): 198 - 199.

5. Шибаев В.П. Организация самостоятельной работы студентов в вузе как педагогическая проблема. Вестник Университета (Государственный университет управления). 2013; 18: 195 - 198.

6. Ярычев Н.У., Дудаев Г.С.Х. Компетентностный подход как фактор повышения качества образования. Теоретические и прикладные аспекты современной науки. 2015; 8 - 5: 152 - 154.

References

1. Syromyasov A.O. Komp'yuternye tehnologii v prepodavanii matematiki studentam napravleniya «Programmnaya inzheneriya». Obrazovatel'nye tehnologii i obschestvo. 2014; T. 17; № 4: 518 - 525.

2. MATH-BRIDGE EDUCATION SOLUTION: 'Elektronnye dannye i programmy. Available at: http://project.math-bridge.org/index.php

3. Moodle: 'Elektronnye dannye i programmy. Available at: https://moodle.org

4. Shibaev V.P. Motiviruyuschie faktory, kak sredstvo aktivizacii studentov k vypolneniyu samostoyatel'noj raboty. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 6 (49): 198 - 199.

5. Shibaev V.P. Organizaciya samostoyatel'noj raboty studentov v vuze kak pedagogicheskaya problema. Vestnik Universiteta (Gosudarstvennyj universitet upravleniya). 2013; 18: 195 - 198.

6. Yarychev N.U., Dudaev G.S.H. Kompetentnostnyj podhod kak faktor povysheniya kachestva obrazovaniya. Teoreticheskie i prikladnye aspekty sovremennoj nauki. 2015; 8 - 5: 152 - 154.

Статья поступила в редакцию 19.05.16

УДК 378

Shutikova M.I., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Academy of Social Management (Moscow, Russia), E-mail: raisins_7@mail.ru

Labutin V.B., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Academy of Social Management (Moscow, Russia), E-mail: labutinvb@gmail.com

Dzamyhov A.H., Cand. of Sciences (Pedagogy), Head of Department of Mathematics and Methods of Teaching, Karachay-Cherkess State University n.a. U. D. Aliev (Karachaevsk, Russia), E-mail: dzamyhov63@mail.ru

FACTORS INFLUENCING THE CONTENTS AND STRUCTURE OF A CONCEPT "ENGINEERING AND TECHNOLOGICAL CULTURE". The article shows what signs of a crisis in the engineering science are. The article raises issues of forming of a structure of a term "engineering and technological culture" in a crisis situation in the field of engineering education. One of the significant factors of the crisis of the modern society is the man-made engineering and technical activities, which has a destructive impact on the biosphere and humanity. The present state of the development of engineering activities requires a systematic approach to solving complex scientific and technical problems with the use of the whole complex of social, human and technical, and other disciplines. The authors outline requirements for specialists in engineering industry. The authors conclude that mastering the basics of professional engineering and technological culture, understanding its constituent elements, basics and socio-cultural meanings of the engineering-technological culture will reduce the negative effects upon engineering activities.

Key words: engineering and technological culture, crisis of engineering science, professional competence of an engineer.

М.И. Шутикова, д-р пед. наук, проф. каф. ИКТ, ГБОУ ВО МО «Академия социального управления», г. Москва, Е-mail: raisins_7@mail.ru

В.Б. Лабутин, канд. пед. наук, доц. каф. развития образования, ГБОУ ВО МО «Академия социального управления», г. Москва, Е-mail: labutinvb@gmail.com

А.Х. Дзамыхов, канд. пед. наук, зав. каф. математики и методики её преподавания, ГБОУ ВО «КЧГУ им. У.Д. Алиева», г. Карачаевск, Е-mail: dzamyhov63@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.