Научная статья на тему 'СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СПЕЦИФИКА ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ В ВУЗЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ: ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД'

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СПЕЦИФИКА ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ В ВУЗЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ: ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
40
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ЦЕННОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / СОЦИОКУЛЬТУРА / ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / СПОРТИВНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖЕР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова Александра Фёдоровна, Лобашова Арина Александровна, Мосеева Людмила Ивановна

В статье с позиций методологического анализа показана взаимосвязь понятий, определяющих социокультурную специфику личностного развития в вузе физической культуры. Дано комплексное представление о психолого-педагогических основах формирования ценностного потенциала будущего спортивно-педагогического менеджера. Особое внимание уделено обоснованию структуры и классификации типов личности в рамках систем «тренер-спортсмен» и «преподаватель-студент вуза физической культуры».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Попова Александра Фёдоровна, Лобашова Арина Александровна, Мосеева Людмила Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOCULTURAL SPECIFICITY OF PERSONAL DEVELOPMENT IN PHYSICAL CULTURE UNIVERSITY: VALUE-ORIENTED APPROACH

The article shows the relationship between the concepts that determine the socio-cultural specifics of personal development in the university of physical culture from the standpoint of methodological analysis. A comprehensive understanding of the psychological and pedagogical foundations of the formation of the value potential of the future sports and pedagogical manager is given. Special attention is paid to the substantiation of the structure and classification of personality types within the systems "coach-athlete" and "teacher-student of the University of physical culture".

Текст научной работы на тему «СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СПЕЦИФИКА ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ В ВУЗЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ: ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД»

2. Борытко, Н.М. Управление образовательными системами: Учебник для студентов педагогических вузов / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова. - Волгоград: Изд-во ВГИПКРО, 2006. - 48 с.

3. Карпова, О.С., Ценностно-смысловая проблемная ситуация как средство духовного воспитания подростка. Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.п.н.. Волгоград, 2011 - 26 с.

4. Козырев, В.А., Черняк, В.Д. Образовательная среда. Языковая ситуация. Речевая культура: Монография. - СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. - 171 с.

5. Колесникова, И.А. Новая грамотность и новая неграмотность двадцать первого столетия / И.А. Колесникова // Непрерывное образование: XXI век. - Вып. 2. - 2013 г. С. 1-14.

6. Лихачев, Д.С. Концептосфера русского языка / Д.С. Лихачев // Известия РАН. Серия литературы и языка. Т. 52. 1993. №1.

7. Попова, В.И. Ценностно-смысловая коммуникация или как достичь взаимопонимания в воспитательной деятельности педагога. Проблемы современного педагогического образования, Сер.: Педагогика и психология - Сборник научных трудов / В.И. Попова. - Ялта: РИО ГПА, 2019. -Вып. 63. - Ч. 3 -С. 114-116.

8. Чуланова, Н.А. Развитие познавательных универсальных учебных действий обучающихся общеобразовательной организации посредством урочной и внеурочной работы с текстовой информацией / Н.А. Чуланова // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. - 2017. - № 2 (29) - С. 65-70.

9. Слободчиков, В.И. Антропологическая перспектива отечественного образования. - Екатеринбург: Информационно-издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2009. - 263 с.

10. Соловцова, И.А. Культурологический подход к преподаванию основ православной культуры в общеобразовательной школе / И.А. Соловцова, Е.А. Сиротина // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2019. Вып. 52. С. 9-21

11. Шехтман, И.А. Лингвокультурные аспекты понимания / И.А. шехтман // Филологические науки. -2002. №3

12. Щуркова, Н.Е. Горизонт воспитания / Н.Е. Щуркова. - М.: Изд-во ИТРК, 2018. - 160 с.

Педагогика

УДК 37.032

доктор педагогических наук, профессор Попова Александра Фёдоровна

Уральский государственный университет физической культуры (г. Челябинск); кандидат педагогических наук, доцент Лобашова Арина Александровна Уральский государственный университет физической культуры (г. Челябинск); кандидат биологических наук, доцент Мосеева Людмила Ивановна

Уральский государственный университет физической культуры (г. Челябинск)

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СПЕЦИФИКА ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ В ВУЗЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ: ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД

Аннотация. В статье с позиций методологического анализа показана взаимосвязь понятий, определяющих социокультурную специфику личностного развития в вузе физической культуры. Дано комплексное представление о психолого-педагогических основах формирования ценностного потенциала будущего спортивно-педагогического менеджера. Особое внимание уделено обоснованию структуры и классификации типов личности в рамках систем «тренер-спортсмен» и «преподаватель-студент вуза физической культуры».

Ключевые слова: ценностно-ориентированный подход, ценностный потенциал, социокультура, личностное развитие, спортивно-педагогический менеджер.

Annоtation. The article shows the relationship between the concepts that determine the socio-cultural specifics of personal development in the university of physical culture from the standpoint of methodological analysis. A comprehensive understanding of the psychological and pedagogical foundations of the formation of the value potential of the future sports and pedagogical manager is given. Special attention is paid to the substantiation of the structure and classification of personality types within the systems "coach-athlete" and "teacher-student of the University of physical culture".

Keywords: value-oriented approach, value potential, socioculture, personal development, sports and pedagogical manager.

Введение. Ценностная ориентация является социокультурной спецификой личностного развития в вузе физической культуры. Это обнаруживается в целях, идеалах, убеждениях, интересах и других проявлениях данного развития.

В структуре человеческой деятельности социокультурная специфика тесно связана с познавательными и волевыми ее сторонами. При этом система ценностных ориентаций образует содержательную сторону направленности личности и выражает внутреннюю основу ее отношения к действительности.

Подчеркивая актуальность рассматриваемой темы исследования, отметим также, что социокультурная специфика проявляет себя, прежде всего, в формировании значимых для сферы физической культуры и спорта ценностей. Отметим также, что под данным термином авторы работы понимают все главное, что определяет формирование ценностного потенциала обучающейся в вузе физической культуры личности. Имеется в виду: утилитарно-прагматическая парадигма образования, современные концепции профессиональной подготовки будущих спортивных менеджеров.

Степень исследованности вопросов, определяющих специфику личностного развития в вузе физической культуры, является недостаточной. Именно поэтому авторами акцент в работе сделан на психолого-педагогических принципах формирования ценностного потенциала личности и основных подходах, используемых при этом. Это: компетентностный, междисциплинарный, системный, личностно-развивающий и ценностный подходы. Особое внимание при этом обращалось на теорию ассоциативно-рефлекторной и поэтапной деятельности в рамках вуза физической культуры.

В соответствии с этим и выбраны методы исследования, а именно: эмпирические, организационные и психодиагностические. В рамках последних исследовалась совместимость трех видов подходов к процессу управления обучением, а именно: по целям, результатам и ценностным ориентациям [6, 7].

Результаты исследования. Понятия, определяющие суть исследуемого вопроса, следующие:

- вуз физической культуры;

- личностное развитие студентов данного вуза;

- национальная социокультура;

- социокультурная специфика (круг присущих социокультуре ценностей).

Все вышеперечисленные понятия тесно взаимосвязаны. Так, национальная социокультура детерминирует вуз физической культуры, при этом определяя круг присущих ей ценностей (т.е. социокультурную специфику). От социокультурной специфики, в свою очередь, зависит развитие личности. Сама личность при этом является ценностью, благодаря которой развивается национальное самосознание, а также спорт (не только массовый, но и профессиональный).

Изложение основного материала статьи. Следует согласиться с мнением А.В. Кирьяковой, которая рассматривает личность как субъект эволюции и высшую ценность [1]. Под личностью при этом понимается нечто цельное, универсальное (соотнесенное природе и обществу), а не просто индивидуум - осколок целого, категория натуралистически-биологическая.

Отмеченное подчеркивает актуальность рассматриваемых нами вопросов, а также определяет суть таких тем, как утилитарно-прагматическая парадигма спортивно-педагогического образования, оценка современных концепций профессиональной подготовки спортивно-педагогических менеджеров, психолого-педагогические принципы формирования личности и соответствующих подходов к ее дальнейшему развитию в вузе физической культуры, представленные в таблице 1.

Такого рода исследования проводятся на стуке наук (философия, экономика, психология, педагогика, культурология, правоведение). Отмеченное, прежде всего, касается сути утилитарно-прагматической парадигмы, сущность которой представима в виде принципа: «стимул определяет реакцию». В упрощенном -социокультурном - смысле речь идет о том, что студент подобен факелу, который необходимо зажечь, или сосуду, который следует наполнить. При этом суть отношений в системе «преподаватель-студент» заключается в совместном движении к познанию истины. Здесь также важна идея приобщения личности будущего спортивного менеджера к деятельности (принцип релятивизма, в соответствии с которым сама личность провозглашается самостоятельной ценностью - следовательно, за ней признается право на активность и инициативу).

Таблица 1

Психолого-педагогические основы формирования ценностного потенциала личности спортивно-

педагогического менеджера

Основа Сущностная характеристика основы

1. Утилитарно-прагматическая парадигма спортивно-педагогического образования. Критическая оценка: отрыва образования от жизни и абстрактного характера обучения и воспитания в вузе физической культуры; личностной значимости спортивно-педагогического менеджера в достижении делового успеха. Высшей ценностью в рамках данной парадигмы является распространенная в данном обществе истина (и даже верование на ближайшую и отдаленную перспективу).

2. Современные концепции профессиональной подготовки спортивно-педагогического менеджера. Субъективизированная форма профессионализма. Проблемно-ориентированный анализ и мониторинг образования личности спортивного менеджера. Деятельностная основа образования и обучения. Реализация ценностного потенциала в профессиональном образовании спортивно-педагогического менеджера. Целостная концепция организации личностно-ориентированной учебно-познавательной деятельности.

3. Психолого-педагогические принципы формирования личности спортивно-педагогического менеджера. Приоритетность гуманистических ценностей в подготовке спортивно-педагогического менеджера. Сотрудничество в рамках системы «преподаватель-студент». Управляемость процесса личностного образования (его проектирование).

4. Основные подходы в формировании личности спортивно-педагогического менеджера. Компетентностный. Междисциплинарный. Системный. Личностно-развивающий. Ценностный.

Отмеченное дает возможность, говоря словами А.Ф. Лосева, развернуть свое внутреннее самочувствие, углубиться в свою собственную личность и сделать для себя второстепенными все вопросы объективного миропорядка [5].

Подчеркнем также, что главным методическим средством Сократа выступал диалог, в ходе которого учитель при помощи наводящих вопросов подводит ученика к верному выводу и тем самым как бы помогает родиться правильному знанию. Последнее выступает для Сократа высшей ценностью.

Отметим, что в современных условиях речь идет о личностно-развивающем спортивно-педагогическом образовании. Под развитием следует понимать «углубление духа в самого себя», строгое подчинение человека объективно-всеобщему [3]. Под человеком в данном случае понимается личность будущего спортивного менеджера, развивающаяся в вузе физической культуры в контексте с реальной жизнедеятельностью.

Особую роль в этом играет фасилитация, призванная облегчать, содействовать, способствовать, помогать, предвидеть [16]. Ее реальным воплощением на практике является деятельность преподавателя, фасилитатора, то есть учителя, призванного стимулировать тенденцию к личностному росту своих учеников [12]. «Технологически это достигается за счет максимального использования ресурсов процесса учения, обработки обратной связи... организации групп свободного общения с целью повышения культуры взаимодействия, формирования открытости, доброжелательности».

При разработке технологии личностно-развивающего обучения (воспитания) необходимо выделить ряд методов. В их числе:

- создание условий для свободы выбора в учебном процессе; опережающая самостоятельная работа;

- побуждение к рефлексии - самоанализу учебной и профессиональной деятельности, выявлению собственных затруднений и ошибок;

- обучение профессиональным умениям и навыкам путем «погружения» в профессиональную деятельность;

- психологическая поддержка в жизненном и профессиональном самоопределении.

Подчеркивая это, некоторые авторы справедливо указывают на то, что во многих образовательных учреждениях личностно-развивающий подход в воспитании достаточно широко эксплицирован, т.е. представлен в явном виде [1]. Он, кроме того, часто соотносится с идеями гуманизации образования, развития и становления личности будущего спортивно-педагогического менеджера.

Это становление и освоение культуры идет по разным направлениям. Д. Оллпертом выделяется шесть типов людей в зависимости от характера «основной жизненной ценности». Это «экономический человек» (у которого главное в жизни - дело, полезность, эффективность, практическая значимость), «социальный человек» (общественная польза, благо для всех, взаимопомощь), «политический человек» (лидерство, соревнование, карьера, власть), «эстетический человек» (красота, гармония), «теоретический человек» (истина, порядок, знание), «религиозный человек» (вера, любовь, жертвенность, покаяние) [10]. Такого рода классификация может быть применима и в отношении личности выпускника вуза физической культуры.

Укажем также на значимость междисциплинарности в формировании ценностного потенциала личности будущего выпускника вуза. Подчеркивая это, Ф. Хайек в свое время писал о том, что экономист, являющийся только экономистом, не может быть хорошим экономистом. Отмеченное касается педагогики, психологии и других наук, в рамках которых развивается теория управления спортивно-педагогической деятельностью.

Своеобразным (связующим) звеном междисциплинарности является использование в научных исследованиях деловых игр [2]. Речь, прежде всего, идет об их дидактических возможностях и возможностях расширения рамок того, что обычно изучается в вузе физической культуры.

В качестве обобщения приведем авторскую классификацию типов личности. С позиций социокультурной специфики ее развития признаки классификации следующие: творческая направленность (педагогическая, спортивная, научная, предпринимательская); степень развития (одно- и многосторонняя); общественное звучание (признанная, непризнанная); степень свободы (зависимая, независимая). Это также характер основной жизненной ценности (социальная, творческая), уровень реализации заложенного потенциала (развитая, слабо развитая).

В качестве обобщения приведем также таблицу 2, в которой выделено семь признаков социокультурной направленности формирования личностного потенциала в вузе физической культуры. Прежде всего, это структура «Я-лидера» и развитие свободной личности, а также концепция личностного развития.

Таблица 2

Социокультурная направленность формирования личностного потенциала в вузе физической

культуры

Направленность Содержательный аспект

1. Структура «Я-лидера» Статистическая. Динамическая.

2. Социализация личности (этапность) Получение информации о нормах отношений и поведения. Формирование эмоционально-рационального отношения к культуре. Формирование настроя и установки на действие. Переход к действию.

3. Социокультурные компоненты Направленность личности. Опыт в сфере общественных отношений. Психические процессы. Биопсихические свойства.

4. Социокультурные концепции личностного развития Гуманистическая. Сциентическая. Селективная.

5. Стороны личностного развития Эмоциональная. Действенно-практическая. Волевая.

6. Развитие свободной личности Нравственное образование. Соотношение внешнего материала внутренней силы личности. Философия социокультурного развития.

7. Государственная концепция личностного развития Светский характер и адаптивность системы образования будущих спортивно-педагогических менеджеров. Конкурентно-кредитная основа высшего образования.

Выводы:

1. Исследование посвящено обоснованию специфики личностного развития в вузе физической культуры. При этом показана взаимосвязь таких понятий, как национальная социокультура и круг присущих ей ценностей. Особое внимание уделено психолого-педагогическим основам формирования последних.

2. Методологическая основа исследования связана с утилитарно-прагматической парадигмой спортивно-педагогического образования. Кроме того, социокультурная специфика личностного развития исследована с позиций ряда современных концепций профессиональной подготовки будущего спортивно-педагогического менеджера.

3. В процессе исследования использованы принципы личностного развития. С позиций социокультурной специфики это: приоритетность гуманистических ценностей в подготовке будущих спортивно-педагогических менеджеров, сотрудничество в рамках системы «преподаватель-студент», управляемость процесса личностного образования (его проектирование).

Литература:

1. Беляева, И.Ю. Гуманитарная направленность учебного процесса и формирование личности будущего специалиста / И.Ю. Беляева, Ю.К. Беляев, Н.С. Зюкова // Деловые игры и методы активного обучения: тезисы докладов. - Челябинск: ЧГТУ, 1993. - С. 33-40.

2. Воробьева Е.В. Исследовательско-эвристические игры как модель творческой деятельности в процессе подготовки специалистов в сфере физической культуры и спорта / Е.В. Воробьева // Вестник спортивной науки. -2008. - № 2. - С. 49-53.

3. Гегель, Г.В. Сочинения / Г.В. Гегель. - Т. 14. - С. 434.

4. Кирьякова, А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей / А.В. Кирьянова // Реализация ценностного подхода в педагогике школы. - Оренбург: Южный Урал, 1996. - 190 с.

5. Лосев, А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. / А.Ф. Лосев. - М., 1992. - С. 12.

6. Попова, А.А. Управление знаниями в педагогике спорта / А.А. Попова. - Челябинск: УралГУФК, 2019. - 200 с.

7. Попова, А.Ф. Организационное культуростроение в спорте / А.Ф. Попова, А.А. Попова. - Челябинск: УралГУФК, 2020. - 248 с.

8. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию становления человека. Пер. с англ. / К. Роджерс. - М.: Наука, 1994. - 312 с.

9. Фасилитация организационного культуростроения: биоэкономический аспект / Под ред. А.Н. Попова. - Челябинск: УралГУФК, 2011. - 104 с.

10. Allport, G.W. Study of values / G.W. Allport, P.E. Vernon, Q.A. Lindrey. - Boston: Houghton Miflin, 1960.

Педагогика

УДК 37.012

кандидат педагогических наук Приселков Александр Серафимович

Краснодарский музыкальный колледж имени Н.А. Римского-Корсакова (г. Краснодар); кандидат педагогических наук, доцент Терентьев Юрий Юрьевич

Краснодарский государственный институт культуры (г. Краснодар)

МЕТОД МОДЕЛИРОВАНИЯ В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. Статья посвящена основным вопросам информатизации образования, где методы музыкального образования в сочетании с общими методами обучения, обеспечивают воспитание активной творческой личности, находятся в тесной взаимосвязи с тематическими разделами преподавания музыкальной информатики в ВУЗе. Подробно рассматривается моделирование и методы изложения музыкального материала, а также разбираются основные цели применения модели в обучении, в контексте задач профессионального музыкального образования.

Ключевые слова: музыкальное образование, модернизация образования, информатизация образования, методы музыкального образования, методы музыкального моделирования, педагогическое моделирование.

Annоtation. The article is devoted to the main issues of informatization of education, where the methods of music education in combination with general teaching methods, provide education of an active creative personality, are in close relationship with the thematic sections of teaching music informatics at the university. Modeling and methods of presentation of musical material are considered in detail, as well as the main goals of using the model in training, in the context of professional music education tasks, are analyzed.

Keywords: music education, modernization of education, informatization of education, methods of music education, methods of music modeling, pedagogical modeling.

Введение. Современное музыкальное образование, ориентированное на общекультурные ценности, определило новые приоритеты: воспитание на разных ступенях профессионального образования высококвалифицированного, творчески мыслящего, конкурентоспособного специалиста. Для этого требуется модернизация образования, создание новых педагогических технологий. Традиционный процесс обучения, основанный на репродуктивной деятельности мозга и сознания обучаемых, состоящий в запоминании и воспроизведении полученной информации, никак не способствует воспитанию творческой личности. Творческие задания должны быть включены в изучение предметов, особенно теоретического цикла. Обучающиеся должны быть приобщены к музыкально-аналитической деятельности на всех ступенях музыкального образования.

Моделирование является методом научного познания одного объекта с помощью другого (подобного ему или иному) на основе идентификации с ним с помощью адекватных правил построения и функционирования. Компьютерное моделирование музыки поможет реализации ее глобального изучения, выявления закономерностей стилевых преобразований, прогнозирования их развития.

Изложение основного материала статьи. Одной из ведущих тенденций в современной педагогике становится информатизация образования. Компьютер, в отличие от других технических средств обучения, в современной образовательной среде может выполнять различную роль - от вспомогательной до основной. Благодаря компьютеру традиционные образовательные технологии значительно обогащаются и выходят на новый уровень. Компьютер предоставляет качественную виртуальную синкретическую среду, богатые средства для практической, научно-исследовательской и творческой работы, а также функциональное

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.