Научная статья на тему 'СМЫСЛОВЫЕ ОРИЕНТИРЫ ТЕКСТОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТА ПЕДВУЗА'

СМЫСЛОВЫЕ ОРИЕНТИРЫ ТЕКСТОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТА ПЕДВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМЫСЛОВЫЕ ОРИЕНТИРЫ / ТЕКСТОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТА / МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова Валентина Ивановна

В статье представлены предпосылки, направления, цели и задачи, содержательные характеристики текстовой организации подготовки студента педвуза. Учтена актуальность решения заявленной проблемы у студентов, испытывающих определенные трудности в восприятии, переработке информации и трансляции ее на уровне осмысления и понимания. Обоснована логика текстовой организации подготовки студента, что позволяет активизировать такие параметры работы с текстами, как эстетический, этический и оценочный, направленные на воспитание у будущего педагога критической оценки, ответственности по отношению к информации, поступающей из разных источников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Попова Валентина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SEMANTIC ORIENTATIONS OF THE TEXT ORGANIZATION OF THE PEDWUZ STUDENT TRAINING

The article presents the prerequisites, directions, goals and objectives, content characteristics of the text organization of training of a pedagogical University student. The relevance of solving the stated problem is taken into account for students who have certain difficulties in perceiving, processing information and translating it at the level of comprehension and understanding. The logic of the text organization of student training is justified, which allows activating such parameters of working with texts as aesthetic, ethical and evaluative, aimed at educating the future teacher of critical assessment and responsibility in relation to information coming from different sources.

Текст научной работы на тему «СМЫСЛОВЫЕ ОРИЕНТИРЫ ТЕКСТОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТА ПЕДВУЗА»

Педагогика

УДК 378.147

доктор педагогических наук, профессор Попова Валентина Ивановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

СМЫСЛОВЫЕ ОРИЕНТИРЫ ТЕКСТОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТА

ПЕДВУЗА

Аннотация. В статье представлены предпосылки, направления, цели и задачи, содержательные характеристики текстовой организации подготовки студента педвуза. Учтена актуальность решения заявленной проблемы у студентов, испытывающих определенные трудности в восприятии, переработке информации и трансляции ее на уровне осмысления и понимания. Обоснована логика текстовой организации подготовки студента, что позволяет активизировать такие параметры работы с текстами, как эстетический, этический и оценочный, направленные на воспитание у будущего педагога критической оценки, ответственности по отношению к информации, поступающей из разных источников.

Ключевые слова: смысловые ориентиры, текстовая организация подготовки студента, метапредметный анализ информации.

Annotation. The article presents the prerequisites, directions, goals and objectives, content characteristics of the text organization of training of a pedagogical University student. The relevance of solving the stated problem is taken into account for students who have certain difficulties in perceiving, processing information and translating it at the level of comprehension and understanding. The logic of the text organization of student training is justified, which allows activating such parameters of working with texts as aesthetic, ethical and evaluative, aimed at educating the future teacher of critical assessment and responsibility in relation to information coming from different sources.

Keyword: semantic reference points, the text organization of the students, a meta-analysis.

Введение. Студент, будущий педагог, находясь с современной глобальной по взаимосвязям информационной системе, испытывает определенные трудности в восприятии, переработке информации и трансляции ее на уровне осмысления и понимания.

Заявленная проблема касается и современного школьника, который в процессе развития видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма) как в совокупности, так и с учетом особенностей каждого вида (в том числе на текстовой основе) «теряет» языковую ответственность в бесконтрольном использовании медиаресурсов. Хотя неоспорим тот факт, что медиаграмотность, по мнению И.А. Колесниковой, наряду с аудиовизуальной грамотностью определяет качество работы современных носителей языка, обусловливая способность читать и оценивать медиатекст [5].

Изложение основного материала статьи. В этой связи востребованным остается решение проблемы текстовой организации подготовки студента вуза (как в лекционно-практическом плане, так и на педагогической практике, в реальных условиях взаимодействия с обучающимися).

Позиция 1. Текстовая организация подготовки студента позволяет активизировать такие актуальные в настоящее время параметры работы с текстами (текстами культуры в том числе), как оценочный и этический, поскольку перед системой образования стоит вопрос о воспитании ответственности личности по отношению к информации, поступающей из разных источников, ее критической оценке.

С другой стороны, необходимо учитывать воспитательный потенциал текстовой организации деятельности студента в проекции на школьника, ведь речь идет о том, чтобы воспитать гражданина не только определенного государства, но и Человека, обладающего новым видением мира, осмысленными действиями (при личной ответственности за решение возникающих проблем в условиях глобализации и информатизации).

Позиция 2. Для будущего педагога (в условиях метапредметного характера обучения школьников) важна научно-педагогическая база: взаимосвязь философских, психологических, педагогических, филологических наук (то есть актуализация метазнаний, развитие универсальных учебных действий обучающихся и приобретение метаопыта). Совершенно обоснованным является в этой связи выявление педагогических условий взаимодействия между людьми (в нашем случае «преподаватель - студент», «студент-студент», «студент-обучающийся», «студент и окружающие люди»), а также понимания самого себя в мире и профессии.

Означает ли это, что особенно актуальной в настоящее время является необходимость и обоснованность овладения навыками работы с метапредметным материалом на уровне смыслов? Да, конечно, но обнаруживается и другое проблемное поле: результативным средством текстовой организации подготовки будущего педагога (контекстной по сути) может являться разрешение проблемных ситуаций, в основе которых - культурно-антропологическая составляющая и в то же время обнаруживается ценностно-смысловое противоречие [2; 3; 7; 9; 10; 12].

Позиция 3. У носителей языка (у будущих педагогов особенно) возникает необходимость формирования языковой ответственности: «почему я так говорю?», «как я должен работать с текстовой информацией?», «как транслировать информацию в зависимости от создавшейся ситуации?». Нет сомнения, что важна культурная грамотность студента, которая по сути обусловлена степенью осмысленного понимания текстов культуры (в широком и узком смыслах), создающих и представляющих ту или иную доминирующую культуру.

В заявленном аспекте востребована так называемая интерпретирующая функция разрешения противоречий («вычерпывание» смысла, стимулирование понимания речевых образцов для расширения представлений о мире, профессии, людях), диалогическая функция (как возможность разрешения противоречий во взаимоотношениях) и собственно ценностно-смысловая (направленность на самосовершенствование на основе представлений об общечеловеческих ценностях).

Позиция 4. Возникает и такая проблема, а какие тексты составляют так называемый «круг чтения» современного студента и школьника? Однозначно на этот вопрос ответить невозможно, но спроецировать согласованную стратегию действий студентов, к примеру, со школьниками, совершенно необходимо, хотя

речь идет не столько об алгоритме действий, сколько о создании условий для диалогического взаимодействия, взаимопонимания.

Известно, что количество и качество осмысленного текстового материала создает информационную базу носителей языка, расширяет картину мировидения, способствует духовно-нравственному развитию личности, способствует развитию навыков восприятия, трансформации и создания текста (научного, публицистического, художественного). Однако у современных носителей языка (у студентов и школьников в том числе) могут возникнуть проблемы так называемого «неадекватного» восприятия текстов [4].

Причин для этого достаточно много, назовем некоторые, наиболее, на наш взгляд, актуальные: уровень владения языком как средством коммуникации, культурная грамотность, наличие навыков метапредметного анализа информации с учетом смысловых связей в тексте. Другая важная проблема, которую должны учитывать студенты, - уровень развития видов речевой деятельности у современных школьников как смысловых ориентиров текстовой организации деятельности (так называемые объективные, объективно-субъективные и субъективные реакции на слова-стимулы), обеспечивающих понимание текста (ов).

Логика дальнейших действий на смысловом уровне связана с пониманием и трансформацией письменного текста, поскольку в процессе чтения аккумулируются фрагменты текстов, фраз, словосочетаний, слов. В современных условиях высокого уровня информатизации может происходить так называемая «дискредитация статуса слова как ценности», особенно в тех случаях, когда хрестоматийные цитаты трактуются в средствах массовой информации в отрыве от самого текста и его смысловых аспектов.

Согласимся с точкой зрения И.А. Шехтмана, что «разрыв между картинами мира, интенциями адресанта и непониманием этих интенций адресатом приводит к коммуникативным неудачам или искаженному восприятию информации либо на этнокультурном, либо на лингвистическом уровне» [11, С. 52].

Выделим и другую актуальную проблему: чем меньше культурный опыт человека, тем беднее не только его язык, но и его «концептосфера» - то есть потенциальные возможности, которые открываются в словарном запасе отдельного человека и, конечно, в языке в целом. При этом важно учитывать, что в концептосферу, наряду с другими концептами, входят имена писателей, литературных героев, названия произведений [6, С. 5].

Особую значимость приобретают (и это апробировано в практической деятельности студентов) информационные ситуации, которые могут содержать информацию о себе, своих возможностях (уровень смопознания) и будущей профессии на духовно-нравственном уровне, сопряженных с отношением к другим людям (уровень самореализации).

Речь может идти и о собственно педагогических ситуациях, которые обладают большими возможностями (основой) для принятия решений в жизненных событиях. Ведь проблемы бытия человека (профессионального становления в том числе) связаны с решением проблем взаимопонимания. Вот почему необходимы смысловые ориентиры текстовой организации деятельности студента, которые включают: поиск смысла жизнедеятельности, познание самого себя, своих возможностей; определение своего места в мире и профессии; обращенность к коммуникативной функции педагогической профессии (поиск способов трансляции своего внутреннего мира) [7].

Усложнение форм и каналов коммуникации, возрастающее культурное (межкультурное) и лингвистическое разнообразие ведут к расширению понимания грамотности: к этому ряду понятий прибавилось понятие «компетентный», «компетентность». Осмысление заявленного круга понятий, несомненно, связано с решением проблем «печатной грамотности (борьбе с неграмотностью), функциональной неграмотности (борьбе с некомпетентностью) и информационной грамотности, а также грамотности в сфере межкультурных коммуникаций, медиаграмотности, правовой грамотности, экономической грамотности и др.» [5, С. 9].

Заявленная ранее позиция о метапредметном статусе подготовки будущего педагога, позволяет актуализировать и такие понятия текстовой деятельности студента, как: метаязык - формальный условный язык для формального описания другого языка; метазнания - «знания о знаниях», способность размышлять над процессом сбора, представления, обработки и синтеза нового знания; метавысказывание (обоснованность определения статуса высказывания, использования анализа или синтеза на уровне диалогического понимания (в том числе понимания самого себя).

К основным характеристикам текстовой организации деятельности студента педвуза следует отнести: направленность на становление компетенций будущего педагога; увеличение доли самостоятельной работы студентов; изменение роли вузовского преподавателя (консультант, модератор, тьютор); использование технологий обучения, соответствующих реализации компетентностного подхода в педагогическом образовании (технология развития критического мышления, контекстного обучения, проектного обучения, рефлексивно-компенсаторного обучения).

Смысловые ориентиры текстовой деятельности студентов необходимо рассматривать в таких проявлениях: в ценностно-смысловой сфере (принятие и отрицание ценностей - кризис ценностей), сфере отношений к другим (потребность в общении и проблемы диалогового понимания) и самому себе, сфере будущей профессиональной деятельности (обоснованный выбор ролей педагога: педагог-друг, педагог-наставник, педагог-консультант, педагог сопровождающий).

Выводы. Таким образом, повышение роли самостоятельной работы над учебным материалом, стимулирование профессионального роста студентов, воспитание их творческой активности и инициативы связано с изменением позиции преподавателя и студента: преподаватель обеспечивает педагогическую поддержку, сопровождение самостоятельной работы студента.

Как известно, процесс обучения в вузе осуществляется в процессе учебных занятий, внеаудиторной деятельности, которая организуется по принципу добровольности и учета индивидуальных интересов студентов (конкурсы, студии, мероприятия, акции), и в процессе самостоятельной работы. При этом реализация заявленных направлений в аспекте текстовой организации подготовки студентов педвуза задает перспективный ракурс профессиональной подготовки студентов других специальностей.

Литература:

1. Борытко, Н.М. Педагогическая ситуация в структуре воспитательного процесса / Н.М. Борытко // Педагогические проблемы становления субъектности школьника, студента, педагога в системе непрерывного образования: Сб. науч. и метод. тр. Вып. 3 / Под ред. Н.К. Сергеева, Н.М. Борытко. Волгоград, 2001. С. 14-21.

2. Борытко, Н.М. Управление образовательными системами: Учебник для студентов педагогических вузов / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова. - Волгоград: Изд-во ВГИПКРО, 2006. - 48 с.

3. Карпова, О.С., Ценностно-смысловая проблемная ситуация как средство духовного воспитания подростка. Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.п.н.. Волгоград, 2011 - 26 с.

4. Козырев, В.А., Черняк, В.Д. Образовательная среда. Языковая ситуация. Речевая культура: Монография. - СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. - 171 с.

5. Колесникова, И.А. Новая грамотность и новая неграмотность двадцать первого столетия / И.А. Колесникова // Непрерывное образование: XXI век. - Вып. 2. - 2013 г. С. 1-14.

6. Лихачев, Д.С. Концептосфера русского языка / Д.С. Лихачев // Известия РАН. Серия литературы и языка. Т. 52. 1993. №1.

7. Попова, В.И. Ценностно-смысловая коммуникация или как достичь взаимопонимания в воспитательной деятельности педагога. Проблемы современного педагогического образования, Сер.: Педагогика и психология - Сборник научных трудов / В.И. Попова. - Ялта: РИО ГПА, 2019. -Вып. 63. - Ч. 3 -С. 114-116.

8. Чуланова, Н.А. Развитие познавательных универсальных учебных действий обучающихся общеобразовательной организации посредством урочной и внеурочной работы с текстовой информацией / Н.А. Чуланова // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. - 2017. - № 2 (29) - С. 65-70.

9. Слободчиков, В.И. Антропологическая перспектива отечественного образования. - Екатеринбург: Информационно-издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2009. - 263 с.

10. Соловцова, И.А. Культурологический подход к преподаванию основ православной культуры в общеобразовательной школе / И.А. Соловцова, Е.А. Сиротина // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2019. Вып. 52. С. 9-21

11. Шехтман, И.А. Лингвокультурные аспекты понимания / И.А. шехтман // Филологические науки. -2002. №3

12. Щуркова, Н.Е. Горизонт воспитания / Н.Е. Щуркова. - М.: Изд-во ИТРК, 2018. - 160 с.

Педагогика

УДК 37.032

доктор педагогических наук, профессор Попова Александра Фёдоровна

Уральский государственный университет физической культуры (г. Челябинск); кандидат педагогических наук, доцент Лобашова Арина Александровна Уральский государственный университет физической культуры (г. Челябинск); кандидат биологических наук, доцент Мосеева Людмила Ивановна

Уральский государственный университет физической культуры (г. Челябинск)

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СПЕЦИФИКА ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ В ВУЗЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ: ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД

Аннотация. В статье с позиций методологического анализа показана взаимосвязь понятий, определяющих социокультурную специфику личностного развития в вузе физической культуры. Дано комплексное представление о психолого-педагогических основах формирования ценностного потенциала будущего спортивно-педагогического менеджера. Особое внимание уделено обоснованию структуры и классификации типов личности в рамках систем «тренер-спортсмен» и «преподаватель-студент вуза физической культуры».

Ключевые слова: ценностно-ориентированный подход, ценностный потенциал, социокультура, личностное развитие, спортивно-педагогический менеджер.

Annоtation. The article shows the relationship between the concepts that determine the socio-cultural specifics of personal development in the university of physical culture from the standpoint of methodological analysis. A comprehensive understanding of the psychological and pedagogical foundations of the formation of the value potential of the future sports and pedagogical manager is given. Special attention is paid to the substantiation of the structure and classification of personality types within the systems "coach-athlete" and "teacher-student of the University of physical culture".

Keywords: value-oriented approach, value potential, socioculture, personal development, sports and pedagogical manager.

Введение. Ценностная ориентация является социокультурной спецификой личностного развития в вузе физической культуры. Это обнаруживается в целях, идеалах, убеждениях, интересах и других проявлениях данного развития.

В структуре человеческой деятельности социокультурная специфика тесно связана с познавательными и волевыми ее сторонами. При этом система ценностных ориентаций образует содержательную сторону направленности личности и выражает внутреннюю основу ее отношения к действительности.

Подчеркивая актуальность рассматриваемой темы исследования, отметим также, что социокультурная специфика проявляет себя, прежде всего, в формировании значимых для сферы физической культуры и спорта ценностей. Отметим также, что под данным термином авторы работы понимают все главное, что определяет формирование ценностного потенциала обучающейся в вузе физической культуры личности. Имеется в виду: утилитарно-прагматическая парадигма образования, современные концепции профессиональной подготовки будущих спортивных менеджеров.

Степень исследованности вопросов, определяющих специфику личностного развития в вузе физической культуры, является недостаточной. Именно поэтому авторами акцент в работе сделан на психолого-педагогических принципах формирования ценностного потенциала личности и основных подходах, используемых при этом. Это: компетентностный, междисциплинарный, системный, личностно-развивающий и ценностный подходы. Особое внимание при этом обращалось на теорию ассоциативно-рефлекторной и поэтапной деятельности в рамках вуза физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.