УДК81'27/2(045)
Белова Наталья Анатольевна
Доктор педагогических наук, профессор кафедры культуры речи и методики преподавания русского языка Мордовского государственного педагогического института им. М. Е. Евсевьева, [email protected], Саранск
Кашкарева Елена Алексеевна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры культуры речи и методики препо-даваниярусского языка, докторант кафедры педагогики факультета педагогического и художественного образования Мордовского государственного педагогического института им. М. Е. Евсевьева, [email protected], Саранск
ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ГРАМОТНОЙ ТЕКСТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОБЯЗАТЕЛЬНОГО НЕОКОМПОНЕНТА ПОДГОТОВКИ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ К ЭФФЕКТИВНОМУ ТРАНСЛИРОВАНИЮ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ (К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ)
Belova Natalya Anatolevna
Doctor of Education, Professor, Director of Speech Standards and Russian Language Teaching Methodology ofM.Evsev’ev Mordovian State Teachers’ Training Institute, belkasun@ mail.ru. Saransk
Kashkareva Elena Alekseevna
Candidate of Pedagogical Sciences, Dozent of the Department of Speech Culture and Methodology of Russian Language Teaching, doctoral candidate, Pedagogics Chair, The Faculty of Pedagogical and Arts Education of the Mordovian State Pedagogical Institute named after M.E. Evsevjev, [email protected], Saransk
WAYS OF COMPETENT TEXT OPERATION AS MANDATORY NEW COMPONENT OF MODERN TEACHER TRAINING FOR
THE EFFECTIVE SCIENTIFIC KNOWLEDGE BROADCASTING (ASSIGNMENT FORMULATION)
Работа проводилась при финансовой поддержке Федерального агентства по науке и инновациям за счет средств ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы по теме: «Методология, теория и практика проектирования гуманитарных технологий в образовании» (№ 02.740.11.0427)
Умения текстовой деятельности [термин по источнику 2] учителя обеспечивают результативность и эффективность решения им разнообразных методических и дидактических задач, главнейшей из которых является обеспечение эффективного транслирования научного знания. Однако, где (в рамках
каких учебных дисциплин) готовят студента педагогического вуза к реализации подобного рода деятельности? Где формируются у будущего учителя такие специальные знания и умения принципов организации деятельности, замыкающейся на тексте как высшем уровне языковой системы, как единице речи и общения (в данном случае учебного общения), как средстве объективации научного знания в ходе его транслирования в учебно-педагогической коммуникации? Все это создает противоречие между усилением в современном образовании требований к эффективной текстовой деятельности учителя по транслированию научного знания и преимущественной ориентацией вузовской методической системы на подготовку будущего учителя без опоры на целенаправленное специальное формирование умений создавать оригинальные учебные тексты в результате текстовой деятельности. Обучение студентов педвуза как будущих учителей принципам создания эффективных учебных текстов, доступных для усвоения школьниками, включает комплекс психолого-педагогических и собственно лингвистических вопросов, касающихся особенностей смыслового восприятия педагогом исходного, как правило, научного текста, планирования его объяснения учащимся в ходе методического чтения (с учетом смысловой и композиционной структуры в свете интертекстуальности как ведущего фактора текс-тообразования в научной коммуникации), дальнейшей его интерпретации в целях учебного общения (осуществление различного рода трансформаций с учетом закономерностей смыслового восприятия текста: действия механизмов речи, принципов языкового оформления учебного текста, возрастных, интеллектуальных и прочих возможностей учащихся и др.).
Одной из ведущих научно-методических целей педагогических вузов должно стать определение путей реализации профессионально-грамотной текстовой деятельности в качестве обязательного неокомпонента процесса коммуникативно-познавательной подготовки современного учителя к эффективному транслированию научного знания и широкое внедрение на базе этого новых учебных курсов, автономных учебных модулей, технологий обучения в образовательный процесс подготовки будущих учителей различных специальностей.
Осознание своевременности решения данной проблемы подводит нас к необходимости разработки технологии, опирающейся на идею единого коммуникативно-ориентированного режима вузовской подготовки учителя.
Нам представляется, что обозначенная цель может быть достигнута через осуществление ряда конкретных задач:
1. Создание тезауруса дескрипторов, позволяющего как обучающему, так и обучаемому ориентироваться в системе терминов и понятий, составляющих базовое содержание интерпретационной технологии обучения (лингвистические особенности построения текста, типы речи, зависимость концентрации смысловой информации от особенностей развертывания текста, разноаспектный анализ текста, типология коммуникативного намерения
говорящего, фиксация в тексте интеллектуальных, речевых, психологических и других особенностей адресанта и др.).
2. Проведение анализа содержания современного высшего образования для выявления неохваченных традиционными предметными методиками областей предъявления профессионально-коммуникативных знаний.
Очевидно, что в рамках предметных методик студентам не предлагаются знания непосредственно о принципах переработки научной информации и приемах создания эффективных учебных текстов, способов предъявления научной информации школьникам в преобразованной доступной форме с учетом сохранения дидактических принципов научности и системности знания.
3. Определение условий для внедрения в процесс подготовки специалиста новых учебных курсов, содержание которых включает принципы организации профессионально-грамотной текстовой деятельности.
Высшее образование представляет собой постоянно развивающуюся систему, этот признак и определяет объем, уровень и глубину содержания предметов обучения. Учебные дисциплины, изучаемые как курсы по выбору студента или спецкурсы, являются довольно мобильным средством вариативной части учебного плана, позволяя дополнять исходное состояние объема и содержания профилирующих учебных предметов вузовской программы новым содержанием развивающейся науки. Нам представляется, что для высшего педагогического образования в области подготовки учителя той или иной специальности к осуществлению профессионально грамотной текстовой деятельности условия, предъявляемые к определению содержания обучения в вузе, можно сформулировать следующим образом:
- во-первых, установление достаточного объема стабильных фундаментальных и инструментальных знаний в той или иной научной области, а также знаний по речеведческим дисциплинам «Русский язык и культура речи», «Педагогическая риторика», необходимых для понимания и усвоения соответственно развивающихся областей той или иной науки (дидактическим отражением которой является предметная методика), кроме того приобретения специальных дидактико-методических знаний и соответствующих навыков и умений;
- во-вторых, определение основных направлений, идей и тенденций развития соответствующих областей науки и современного школьного образования в рамках соответствующего цикла дисциплин;
- в-третьих, установление требований, которые должны предъявляться к уровням научной и специальной методической и коммуникативной подготовки студента, их способности свободно оперировать научной информацией выбранной области знания, умения преобразовывать ее в целях учебного общения.
Систематизация знаний, включаемых в состав учебного предмета, отражающего, во-первых, научные знания соответствующей области, а во-вторых, являющегося дидактическим вариантом сочетания научной информа-
ции из нескольких смежных научных дисциплин, осуществляется путем перестройки учебного материала в соответствии с особенностями научных дисциплин и их роли в общей системе знаний. Упорядоченный учебный материал в соответствии с функциональными взаимозависимостями подсистем, распределенных по иерархическому принципу при строгом соблюдении «субординации» между понятиями, законами и теориями, обособляется как система учебных знаний. Эта система составляет синтетический продукт систематизации на основе завершения теоретического синтеза, объединения знаний в систему сообразно их общему предназначению, определяемому в конечном счете необходимостью подготовки специалиста.
Система учебных знаний представляет подсистему содержательного блока учебного предмета и в то же время сама состоит из подсистем в виде относительно самостоятельной и обособленной научной информации, заимствованной из соответствующих научных дисциплин и зафиксированной в учебниках. Под учебной дисциплиной в таком случае, по мнению Л. А. Волович и других ученых, следует понимать систему научных знаний, составляющих дидактическое отражение частной научной дисциплины [1, с. 66-67].
Важно соединение научного и учебного начал. Первое связано со степенью отражения процесса развития науки в сфере образования, составляет основу содержания учебного курса и, как следствие, основу формирования профессиональных навыков специалиста; второе определяет формирование системы знаний, пути и методы их усвоения.
4. Разработку в качестве неокомпонента коммуникативно-методической подготовки учителя системы учебных курсов и автономных учебных модулей, представление их содержания ступенчато по степени информативности: от матрицы профессионально значимых единиц текстовой деятельности через составление программ и методических рекомендаций к учебным пособиям.
Под матрицей понимаем систему информационных данных, служащих в качестве источника, базы для получения заданного результата. В качестве матрицы профессионально значимых единиц текстовой деятельности выступает совокупность взаимосвязанных понятий информационно-коммуникативного характера, общая для учителя любой специальности. Системообразующим понятием матрицы является понятие «текст», «текст как единица профессиональной коммуникации», которое в процессе модульного изучения дополняется и наполняется новым соответствующим содержанием. Так, например, студенты факультета физической культуры, усваивая основные принципы продуцирования и интерпретации текста как единицы профессиональной коммуникации - на базовом модуле, на внутреннем дифференциальном модуле знакомятся уже с понятием «жанрово-стилистические особенности профессиональной текстовой деятельности учителя физической культуры» (инструкция и речевой приказ как специфические жанры учителя физической культуры).
В Мордовском государственном педагогическом институте имени М. Е. Евсевьева при кафедре культуры речи и методики преподавания русского языка осуществляется подготовка студентов как филологического, так и всех других факультетов вуза с учетом описанных выше положений. Разработана система профессионально ориентированных учебных курсов: «Основы речевой компетенции педагога», «Педагогическая интерпретация научного текста», «Аргументация как основной тип речевых высказываний в профессиональной речи учителя истории», «Аргументирующая речь в профессиональной речи учителя (физики, химии, биологии, математики)», «Речевая ситуация в педагогическом общении: теория и практика построения и ориентирования», «Смысловая схема речи в профессиональной деятельности учителя: интеграция риторики и логики», «Риторические умения в профессиональной деятельности учителя физики (химии, биологии, математики)», «Речевое убеждение как тип профессионального высказывания школьного психолога», «Учитель - оратор: основы мастерства публичного выступления», «Риторические принципы ведения дебатов как компонент профессиональной компетенции учителя истории», - каждый из которых содержит автономный модуль, имеющий матрицу профессионально значимых единиц текстовой деятельности, общих для учителя любой специальности. Содержание конкретного учебного курса, ориентированного на подготовку студентов какого-либо из факультетов, помимо такого модуля, включает профессионально ориентированную информацию, а процессуальная часть курса учитывает характер деятельности учителя в определенной области образования.
Применительно к обозначенным курсам можно сказать, что они складывается на основе учета содержания учебной дисциплины «Русский язык и культура речи», ставящей одной из ведущих задач формирование у студентов тех основных навыков, которые должен иметь профессионал любого профиля для успешной работы по своей специальности и каждый член общества - для успешной коммуникации в самых различных сферах - бытовой, юридически-правовой, научной, политической, социально-государственной, в частности, продуцирование связных, правильно построенных монологических текстов на разные темы в соответствии с коммуникативными намерениями говорящего и ситуацией общения, а также педагогической риторики и предметных методик. Предлагаемые нами спецкурсы занимают свое место среди дисциплин блока ГСЭ и среди общепрофессиональных дисциплин (в систему которых входят дисциплины педагогической, психологической и методической направленности) в системе вузовской подготовки студентов в Мордовском педагогическом институте им. М. Е. Евсевьева.
Обозначим возможные пути реализации профессионально-грамотной текстовой деятельности как обязательного неокомпонента подготовки современного учителя к эффективному транслированию научного знания в реальной практике вузовского педагогического образования:
1. Выявление уровня сформированности специальных риторических знаний и умений студентов педвуза, ориентированных на профессиональную деятельность в образовательных учреждениях.
2. Определение целесообразности и местоположения практического воплощения идеи о необходимости обучения студентов профессионально грамотной текстовой деятельности в системе вузовского и послевузовского образования.
3. Поиск путей повышения профессионального уровня учителя посредством активизации риторического потенциала изучаемых речеведческих и методических дисциплин через его выделение в результате их дифференцированного анализа и дальнейшего интегрирования риторической составляющей в различные предметные методики. Интерпретация выявленного содержания через призму современной риторической науки в ее функциональном воплощении в педагогической сфере деятельности.
4. Внедрение профессионально-коммуникативного неокомпонента (тек-стообразование на основе педагогической интерпретации) в речеведческие дисциплины блока ГСЭ и в методическую составляющую блока общепрофессиональных дисциплин педагогического вуза.
5. Разработка и внедрение технологии обучения студентов интерпретации научной информации в целях осуществления эффективной профессионально-речевой коммуникации в различных ситуациях педагогического общения.
6. Мониторинг эффективности апробированной технологии в системе вузовского и послевузовского образования.
Заявленная проблема имеет высокую степень важности для учителей, осуществляющих свою деятельность в рамках различных дисциплин, в плане повышения их профессионального уровня, т. е. эффективной трансляции научного знания учащимся за счет усвоения будущим педагогом специальных знаний речеведческого характера (жанры и стили педагогической речи; профессионально ориентированный текст как средство обучения будущих учителей различных специальностей; собственно риторические методы и приемы транслирования научных знаний в разных областях и др.), формирование которых не предусмотрено ни предметными методиками, ни обязательным учебным предметом «Русский язык и культура речи», но представляет собой необходимую «надстройку» при совершенствовании профессиональной компетенции учителя. Масштабность заявленной проблемы проявляется в широких возможностях воплощения обозначенных направлений работы при подготовке учителей разных специальностей, поскольку выводится на уровень технологии обучения, что в конечном итоге позволяет решить задачу качества смыслового восприятия учебной информации учащимися и, как следствие, ее усвоение.
Библиографический список
1. Волович, Л. А. Интеграция гуманитарной и профессиональной подготовки в средней профессиональной школе: теоретико-методические подходы [Текст] / Л. А. Волович, Г. В. Мухаметзянова, Л. П. Тихонова. - Казань : Рос. акад. обр-я. Ин-т ср. спец. обр-я, 1997. - 104 с.
2. Дридзе, Т. М. Язык и социальная психология. Учебное пособие для фак. журналистики и филолог. фак. ун-тов [Текст] / Под ред. проф. А. А. Леонтьева. -М. : Высш. школа, 1980. - 224 с.