Научная статья на тему 'РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА КАК МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ РЕСУРС ПОЛУЧЕНИЯ И ПЕРЕРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ СТУДЕНТАМИ ПЕДВУЗА'

РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА КАК МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ РЕСУРС ПОЛУЧЕНИЯ И ПЕРЕРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ СТУДЕНТАМИ ПЕДВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
147
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА / МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ РЕСУРС ОВЛАДЕНИЯ ПРОФЕССИЕЙ / ПОЛУЧЕНИЕ И ПЕРЕРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ / SPEECH PRACTICE / META-SUBJECT RESOURCE OF MASTERING A PROFESSION / OBTAINING AND PROCESSING INFORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова Валентина Ивановна

В статье обоснована проблема организации речевых практик студентов педагогического вуза. Важно учитывать, что в современных условиях глобализации и информатизации проблема формирования речевых навыков студента, овладения способами получения, хранения и переработки информации остается актуальной. В этой связи обнаруживается необходимость организации речевой практики, способствующей как личностному развитию будущего педагога, так и приобретению речевого опыта для безбарьерного вхождения в социум и взаимодействия с обучающимися.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPEECH PRACTICE AS A META-SUBJECT RESOURCE FOR OBTAINING AND PROCESSING INFORMATION BY STUDENTS OF A PEDIVODUS

The article substantiates the problem of organization of speech practices of pedagogical University students. It is important to take into account that in modern conditions of globalization and Informatization the problem of formation of speech skills of the student, mastering the ways of obtaining, storing and processing information remains relevant. In this regard, the need for the organization of speech practice, contributing to the personal development of the future teacher, and the acquisition of speech experience for barrier-free entry into society and interaction with students.

Текст научной работы на тему «РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА КАК МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ РЕСУРС ПОЛУЧЕНИЯ И ПЕРЕРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ СТУДЕНТАМИ ПЕДВУЗА»

- Поддерживает жесткую конкуренцию среди студентов.

- Использует только авторитарный стиль преподавания.

- Сомневается в честности экзаменационного процесса со стороны учащихся.

Выводы. Таким образом формируется четкое понимание структуры личных и профессиональных качеств преподавателя кафедры иностранного языка, в том числе, и в техническом вузе. От наличия этих качеств зависит процесс развития языковых навыков студентов и, как следствие, профессиональные качества выпускников, нацеленных на продуктивную деятельность в инновационной сфере. Преподавателю, желающему развиваться в своей деятельности, необходимо постоянно повышать свою академическую осведомленность и расширять кругозор. Взаимодействуя со студентами, такой преподаватель сумеет мотивировать учащихся технических вузов на углубленное изучение иностранного языка.

Литература:

1. Akbayeva G.N. Sadyrbayeva A.Z. The role of engineering students' motivation for foreign language learning G.N. - М.: Университет им. В.И. Вернадского. 2015.№3 (57).

2. Бондарева Ю.В. Личные и деловые качества в профессиональной деятельности преподавателя иностранного языка. В сборнике: Современный преподаватель - доверенное лицо государства сборник научных трудов участников международной конференции молодых ученых светских и духовных учебных заведений в рамках Международного лагеря молодежного актива «Славянское содружество - 2016». 2016. С. 207-212.

3. Бреслав Г.Э., Маслова Я.Л. Динамика представлений студентов об «идеальном» преподавателе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 21. С. 6-10.

4. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2004 - 384 с.

5. Иванищенко О.Н., Кель А.А. Компетентность учителя иностранного языка // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(16). URL: http://sibac.info/archive/guman/1(16).pdf (дата обращения: 16.12.2019)

6. Коротаева И.Э. Использование интерактивных технологий при обучении иностранному языку в неязыковом ВУЗе. Мир науки, культуры, образования. 2019. № 4 (77). С. 55-57.

7. Петрушина О.В., Агибалова А.Н. Личностные качества преподавателя // Сб. научных трудов участников Международной конференции молодых ученых светских и духовных учебных заведений «Молодой преподаватель ВУЗа - доверенное лицо государства» в рамках Международного лагеря студенческого актива «Славянское содружество - 2015». - Курск: из-во: Курское региональное отделение общероссийской общественной организации «Российский союз молодых ученых». 2015. С. 52.

8. Ткачева, Т.М. Роль личности преподавателя в обеспечении качества профессиональной подготовки выпускников вуза: учеб. Пособие / Т.М. Ткачева. - М.: МАДИ, 2015. - 76 с.

Педагогика

УДК 378.147

доктор педагогических наук, профессор Попова Валентина Ивановна

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА КАК МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ РЕСУРС ПОЛУЧЕНИЯ И ПЕРЕРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ СТУДЕНТАМИ ПЕДВУЗА

Аннотация. В статье обоснована проблема организации речевых практик студентов педагогического вуза. Важно учитывать, что в современных условиях глобализации и информатизации проблема формирования речевых навыков студента, овладения способами получения, хранения и переработки информации остается актуальной.

В этой связи обнаруживается необходимость организации речевой практики, способствующей как личностному развитию будущего педагога, так и приобретению речевого опыта для безбарьерного вхождения в социум и взаимодействия с обучающимися.

Ключевые слова: речевая практика, метапредметный ресурс овладения профессией, получение и переработка информации.

Annotation. The article substantiates the problem of organization of speech practices of pedagogical University students. It is important to take into account that in modern conditions of globalization and Informatization the problem of formation of speech skills of the student, mastering the ways of obtaining, storing and processing information remains relevant.

In this regard, the need for the organization of speech practice, contributing to the personal development of the future teacher, and the acquisition of speech experience for barrier-free entry into society and interaction with students.

Keywords: speech practice, meta-subject resource of mastering a profession, obtaining and processing information.

Введение. Востребованность организации речевых практик для студентов педвуза совершенно очевидна: на это указывает проведенный анализ речевых умений студентов, в том числе обнаруживается невысокий уровень владения видами речевой деятельности в целях развития учебно-научной речи. При всей видимой «раскрепощенности» действий студента (участие в конкурсах, волонтерской работе, руководство детскими и молодежными объединениями) возникает необходимость речевой подготовки будущего педагога к работе с детьми и молодежью (в рамках актуальной на сегодняшний день гуманитарно-культурологической парадигмы образования).

Изложение основного материала статьи. Как же смоделировать речевую подготовку будущего педагога с учетом требований преподаваемого предмета и востребованностью (чаще всего) многонационального социума. Можно ли говорить о строгом регламентированном обучении студента или возможно взаимообучение студенческой молодежи в заявленном направлении? То есть те студенты, которые уже приобрели навыки речевой деятельности (в аудиторной, внеаудитрной деятельности, на речевой и

педагогических практиках), могут проводить занятия (фрагменты занятий) и тем самым демонстрировать, транслировать коммуникативно-речевую подготовку.

Логика действий в заявленном аспекте, прежде всего, должна включать следующие основания для организации речевой практики студентов: развитие речи в свете теории речевой деятельности (углубление навыков слушания и восприятия учебно-научной речи, чтения (опознавание речевых образцов наукоемких текстов), говорения и письма в условиях высочайшего уровня информатизации и достаточно низкого уровня владения понятийной базой изучаемых в вузе и преподаваемых в школе предметов.

Другое важное основание - владение приемами установления и поддержания контакта с партнерами по общению. При всей кажущейся простоте действий будущего педагога на уроке и во внеурочной работе (в определенной степени регламентированной) не учитывается проблемно-ситуативная составляющая, когда возникает необходимость общаться с родителями (может быть, и в профилактической работе с подростками и другими детьми).

Следующая особенность состоит в том, чтобы студент овладел не только мастерством публичных выступлений в учебно-научных ситуациях общения, но и приемами создания устных и письменных текстов различных жанров (это естественное продолжение учебно-научного общения: написание конспектов, тезисов, подготовка докладов, работ исследовательского характера, моделирование, создание и защита проектов).

Поэтапность заявленных действий не только апробирована нами, но и теоретически обоснована, дополняется системой упражнений, направленных на овладение средствами управления вниманием слушателей во время подготовленной и неподготовленной речи. Это объясняется тем, что будущему педагогу предстоит овладеть и техникой речи, и интонационной культурой, и способами решения коммуникативных задач в конкретной ситуации общения (в перспективе - в нестандартных ситуациях). Например, чтобы добиться сплоченности коллектива учащихся, необходимо осмысление таких педагогических возможностей, как снятие коммуникативно-эмоционального напряжения у членов коллектива (сообщества); создание вполне доверительных отношений в коллективе; раскрытие желаний (может быть при отсутствии желаний) учащихся участвовать в доверительном диалоге.

Проведенный анализ позволяет констатировать, что последние десятилетия отмечается доступность информации для обучающихся (негативной и некорректной в том числе), в том числе повысились возможности вступать в продуктивную коммуникацию на основе современных научно-технических ресурсов, вот почему, в рамках речевой практики, необходимо создавать условия для развития научно-технологической грамотности. Полагаем, что будущие педагоги должны овладеть не только навыками создания и демонстрации электронных презентаций, но и их грамотного словесного сопровождения, то есть приобрести опыт владения приемами адекватного речевого воздействия.

Однако следует акцентировать внимание на возникающих в этой связи противоречиях:

- с одной стороны, как уже отмечалось, очевидна необходимость повышения информационной грамотности студента (к примеру, речь может идти о сетевой грамотности, поскольку сетевое общение выступает как новый вид коммуникации, подчеркнем ее обучающий характер), с другой стороны, нерешенными остаются оценочный и этический аспекты заявленной проблемы, то есть подготовка будущего педагога должна включать воспитание критического взгляда на информацию, поступающую из разных источников;

- другая важная особенность состоит в том, что проблема речевой грамотности может рассматриваться с учетом того, что, наряду с явным информационно-техническим прогрессом, возникает необходимость развития навыков студентов осваивать терминологию, связанную не только с предметом преподавания, но с приобретением умений человека (в нашем случае студента) находиться и действовать в контексте культуры (так выявляется соотнесенность речевой и культурной грамотности, которая демонстрирует уровень владения так называемым культурным фоновым знанием, создающим представление о той или иной культуре);

- демократизация образовательных процессов утверждает право обучающихся на свободу выбора способов выражения своих мыслей и чувств, при этом возникает проблема осмысления будущим педагогом метапредметных основ переработки информации (означает ли это, что современному человеку нужна какая-то иная грамотность, которая по своей природе «многократна, многомодальна и многогранна»), возможно предположить, что накопление ресурсов для решения заявленных проблем находится в сфере межкультурных коммуникаций.

В качестве примечания скажем, что заявленные виды грамотности требуют не только знакомства с широким кругом базовых знаний, составляющих ядро той или иной культуры, сообщества, но и свободы использования этих знаний на основе приобретения национального, социального, культурного опыта общения.

Таким образом, выявленные противоречия акцентируют то, что в мире идут интенсивные процессы дифференциации и интеграции в сфере обнаружения и обоснования различных видов грамотности. Проявленность таких, как речевая, культурная, визуальная, компьютерная грамотность должны быть учтены при подготовке будущего педагога (и в частности при организации речевой практики).

Следует заметить, что метапредметный аспект организации речевой практики означает, что любой образованный человек способен выстроить коммуникацию любого масштаба (вплоть до глобальной): речь идет о семиотическом разнообразии, определенной свободе языкового (знакового) выражения мыслей. Однако именно в этих условиях появляется объективная необходимость в постоянном (корректно обоснованном, осмысленном) использовании речевых образцов. Как важно удержать себя (в адекватных времени) границах грамотности, обеспечивая тем самым движение к познанию языка (языков) и коммуникативно оправданному его использованию.

Обнаруживается необходимость научно-методического сопровождения речевой практики студентов, которое следует рассматривать как создание условий для принятия субъектом (студентом) оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. В этой связи востребованными становятся консультирование и сопровождение, характерные для стратегии подготовки будущего педагога в условиях глобализации и информатизации.

Научно-методическое сопровождение характеризуется непрерывностью и опосредованностью (в некоторых случаях нарочитой отстраненностью) оказываемой помощи. Речь идет об образовательно-развивающем ресурсе речевой практики: приоритет отдается интересам каждого при доверительном

взаимодействии с однокурсниками, преподавателями, окружающими людьми на основе учета значимости личного «вклада» в решение задач речевой практики.

Нам представляется необходимым выделение трех направлений научно-методического сопровождения речевой практики студентов:

Информационно-методическое направление включает знание студентами основных особенностей слушания и восприятия звучащей речи, говорения и письма как видов речевой деятельности; осмысление традиций культуроориентированного речевого общения (в том числе моделей речевого поведения в различных коммуникативно-речевых ситуациях); владение навыками выбора методов, способов и средств получения, хранения, переработки информации (предъявления информации в том числе); опытом приобретения навыков создания устных и письменных монологических и диалогических высказываний (осмысливать особенности речевого воздействия в ситуациях диалогического учебно-научного и делового общения).

Координационно-развивающее направление интегрирует зоны взаимодействия (как в условиях вуза, так и на речевой практике) и способствует коррекции приобретенных умений и навыков использования различных видов речевой деятельности в учебно-научном общении; обеспечивает подготовку речевых высказываний в соответствии с этическими, коммуникативными, речевыми и языковыми нормами, в том числе умение корректировать свое речевое поведение в изменяющихся условиях коммуникации (соотнесенность речевого замысла с условиями конкретной коммуникативно-речевой ситуации); активизирует выполнение упражнений по технике речи и совершенствованию голоса и интонации в целях управления вниманием слушателей, что предполагает создание и демонстрацию электронных презентаций, редактирование текстов основных жанров учебно-научной и деловой речи.

Результативно-оценочное направление иллюстрирует соотношение между конкретно-практическими действиями будущего педагога (самооценка) и прогнозируемой целью (оценка деятельности). Другими словами, студент должен владеть нетолько различными видами речевой деятельности (слушания и чтения, говорения и письма), но и приемами создания устных и письменных текстов различных жанров; приемами установления, а при необходимости, размыкания контакта с партнерами по общению; средствами управления вниманием слушателей во время публичной речи (техникой речи, интонационной культуройО; способами решения коммуникативных задач в нестандартной ситуации.

Для того, чтобы гармонизировать названные выше направления, в коммуникативном пространстве вуза, необходимо учитывать: педагог - профессиональный коммуникатор, который реализует свои возможности не только в обучении и воспитании школьников, но и в деятельности с родительским сообществом, с представителями общественности города, района, села. То есть педагог находится перед выбором: с одной стороны, приходится учитывать, что ребенок (на разных уровнях взросления) все-таки существует в конкретных историко-культурных связях, а, с другой, - помнить о личном коммуникативном пространстве, характеризующемся индивидуальной системой восприятия, взаимоотношений с людьми, адекватными и неадекватными проявлениями речевого и поведенческого характера. Именно поэтому речевая практика в целях повышения качества профессиональной подготовки будущего педагога остается актуальной и востребованной.

Выводы. Перспективным для будущих педагогов, на наш взгляд, является приобретение опыта работы не только с детьми, их родителями, общественностью, но и с самим собой как профессиональным коммуникатором: осмысление и учет своих коммуникативных возможностей в нестандартных ситуациях, желание работать над собой в целях овладения навыками речевого воздействия для достижения взаимопонимания.

Литература:

1. Как проверить культурную грамотность: Словник и тестовые задания / Сост. В.А. Козырев, А.Ю. Пентина, В.Д. Черняк. СПб., 2008, 170 с.

2. Колесникова, И.А. Новая грамотность и новая неграмотность двадцать первого столетия / И.А. Колесникова // Непрерывное образование: XXI век. - Вып. 2. - 2013 г. С. 1-14. http://LLL21.petrsu.ru

3. Моложавенко, А.В. Совершенствование коммуникативного пространства как основа профессиональной подготовки педагога к работе с проблемным подростком. - Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: Сб. науч. тр. / Под ред. Н.К. Сергеева, Н.М. Борытко. - Волгоград: Перемена, 2004. - С. 385-395

4. Попова, В.И. Ценностно-смысловая коммуникация или как достичь взаимопонимания в воспитательной деятельности педагога. Проблемы современного педагогического образования, Сер.: Педагогика и психология - Сборник научных трудов / В.И. Попова. - Ялта: РИО ГПА, 2019. - Вып. 63. - Ч.3 -355 с., С. 114-116

5. Попова, В.И. Пути и средства развития коммуникативно-ролевого опыта студента педвуза. Гуманитарные чтения «Севастопольская гавань»: материалы научно-практической конференции, Севастополь, 20-21 сентября 2019 года / под ред. Е.А. Барминой. - Севастополь : ФГАОУ ВО «СевГУ», 2019. - С. 131-136

6. Попова, В.И.Текст как ценностно-смысловая доминанта воспитания обучающихся. Аксиологическая лингвометодика: мировоззренческие и ценностные аспекты в школьном и вузовском преподавании русского языка: м-лы междунар. науч.- практ. конф. / науч. ред: А.Д. Дейкина. - М.: МШУ, 2019 - С. 176-181

7. Щуркова, Н.Е. Речь педагога. - М.: Изд-во ИТРК, 2019 - 114 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.