УДК 372.46:371.134:34 Вишнева Людмила Ивановна
старший преподаватель кафедры языкознания и иностранных языков Северо-Кавказского филиала Российского государственного университета правосудия
ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ПРАВА
https://doi.org/10.24158/spp.2018.6.12 Vishneva Lyudmila Ivanovna
Senior Lecturer, Department of Linguistics and Foreign Languages, North Caucasus branch of Russian State University of Justice
THE DEVELOPMENT OF SPEECH COMPETENCE IN FUTURE LEGAL EXPERTS
Аннотация:
В статье уделяется внимание проблеме развития речевой компетенции у студентов юридического профиля, предлагаются разнообразные виды и формы аудиторной работы с будущими правоведами. Актуальность исследования объясняется несоответствием уровня профессионально-речевой культуры молодых специалистов юридического профиля требованиям, предъявляемым к ним современным обществом. Зафиксированы специализированные профессиональные особенности коммуникации в правовой деятельности. Перечислены и охарактеризованы критерии развития речевой компетенции студентов юридических специальностей (мотивационный, когнитивный, дея-тельностный, ценностно-смысловой, рефлексивный). Выделяются наиболее распространенные модели речевого поведения, помогающие добиваться успеха в профессиональной деятельности. Доказывается важность изучения студентами принципов правильного структурирования судебной речи, использования изобразительно-выразительных средств при ее построении. Приведены практические методы и формы, задействованные в работе по формированию и развитию у будущих правоведов речевых навыков и умений, позволяющих им успешно применять язык специальности.
Summary:
The research focuses on the development of speech competence in law students and presents diverse types and forms of in-class activities for future legal experts. The relevance of the study is due to the non-compliance of the public speaking skills of future lawyers with the requirements imposed on them by the contemporary society. The specific communicative features in law are determined. The criteria for speech competence development among law students (motivational, cognitive, activity-based, value-based, reflexive) are distinguished and described. The research reveals the most common models of speech behavior contributing to the professional achievements. The author proves that students should learn the structural principles of judicial speech and use expressive means when appearing before a court. The study presents the practices and forms of developing speech skills and abilities in future legal experts allowing them to use the language of law successfully.
Ключевые слова:
речевая компетенция, процесс обучения, методы обучения, коммуникативная компетенция, активные формы проведения занятий, развитие ре-чемыслительных способностей студентов, модели речевого поведения, студенты-юристы.
Keywords:
speech competence, learning process, training methods, communicative competence, activity-based training, development of student's speech-thinking abilities, models of speech behavior, law students.
Преобразование судебной системы, общедоступность нормативных актов, юридическая грамотность современного общества в целом предъявляют высокие требования к подготовке специалистов этого профиля. Совокупность знаний в области законодательной базы и мастерство владения устной и письменной речью становятся значимым показателем высокого профессионализма юристов.
Современное образование в области правоведения не может состояться без основательной языковой подготовки. Язык права - это неотъемлемая часть правотворчества, правотолко-вания. Он необходим для того, чтобы передавать правовые идеи и толковать их, принимать решения и создавать аргументированные правовые акты. Юридический язык очень специфичен, его анализу посвящены многочисленные исследования известных ученых, таких как Т.В. Гу-баева, В.Б. Исаков, М.Л. Новикова, Л.Е. Попова и др. [1].
Развивающееся право, информационные технологии требуют своей «языковой поддержки», в связи с этим некоторые исследователи (В.А. Артемов, Т.А. Ладыженская, В.В. Соколова и др.) отмечают, что в настоящее время уровень профессионально-речевой культуры выпускников высших учебных заведений не всегда соответствует тем требованиям, которые предъявляет к ним общество. В педагогической деятельности на различных этапах обучения специалистов в области
юриспруденции мы также отмечаем низкий уровень межличностного, делового, учебно-профессионального общения на русском языке. Полагаем, что выбранная тема актуальна и востребованна и нуждается в глубоком изучении.
Ключевая особенность современного образовательного процесса - это постоянная и целенаправленная работа преподавателя по формированию и развитию речевых навыков и умений, позволяющих успешно применять язык специальности: грамотное ведение профессионального диалога (допрос на стадии предварительного следствия, в процессе очной ставки, общение с коллегами в ходе профессиональной деятельности), участие в судебных прениях с защитительными и обвинительными речами, толкование текста законов и правовых актов того или иного порядка.
В учебно-педагогической деятельности на аудиторных занятиях студенты знакомятся с двумя направлениями по изучению речевой компетенции специалистов. Представители первого направления - А.Л. Волков, Л.И. Кирилина, Н.Л. Кочкина и др. [2] - рассматривают термин «речевая компетентность» (только в лингвистическом аспекте) как компетенцию, включающую определенные структурные компоненты речи. В языковом аспекте изучения речевой компетенции они уделяют внимание созданию речи и ее реализации (структурирование речи, выбор языковых средств, сфера употребления, жанр) и выделяют этапы формирования: оратор и текст, оратор и аудитория, эффективность публичного выступления. Таким образом, по их мнению, речевые умения складываются из экстралингвистических умений (собирать и систематизировать материал) и лингвистических (способность индивида правильно идентифицировать стилевую принадлежность и эмоционально-экспрессивную окраску языковых средств и в соответствии с этим осуществлять их точный отбор и уместное употребление, а также комбинировать различные навыки в соответствии с целями и условиями коммуникации).
Сторонники второго направления - Е.В. Арцишевская, М.К. Кабардов, Е.А. Смирнова и др. [3] -говорят о речевой компетенции как о компоненте коммуникативной компетентности и понимают под речевой компетенцией знания, умения, навыки, необходимые для создания собственных программ речевого поведения, которые имеют место в разных сферах профессионального общения.
Зарубежные ученые М. Канали и М. Свейн (M. Canale, M. Swain) также придерживаются такого подхода при рассмотрении этого вопроса [4].
На основании определения речевой компетенции, предложенного Н.В. Самохиной, мы можем выделить следующие основные критерии развития данной компетенции студентов юридических специальностей, которые используются нами в учебном процессе.
1. Мотивационный - стремление студентов к общению, к реализации речевой компетенции в сфере профессиональной речи. Этому придается большое значение в ходе изучения таких дисциплин, как «Деловое общение» и «Судебная риторика».
2. Когнитивный - владение нормами литературного языка, знание стилистически маркированных единиц, коммуникативных качеств речи, принципов структурно-логического построения текста. Эта работа проводится в ходе изучения дисциплин «Русский язык и культура речи», «Стилистика в юриспруденции».
3. Деятельностный - речь адвоката, обвинителя в уголовном и гражданском судопроизводстве; при изучении дисциплины «Судебная риторика».
4. Ценностно-смысловой - восприятие родного языка и родной речи как ценности; в ходе изучения дисциплины «Русский язык и культура речи».
5. Рефлексивный - способность к анализу своих ораторских умений и навыков в юридической речи; в процессе изучения дисциплины «Риторика» [5].
Для того чтобы проверить степень готовности обучающихся к эффективному речевому взаимодействию, в 2016-2017 гг. автором был проведен опрос 90 студентов направления 40.03.01 «Юриспруденция», изучающих дисциплину «Риторика». Для обсуждения предлагались следующие вопросы: «Умеете ли Вы слушать собеседника?», «Испытываете ли Вы волнение в процессе публичного выступления?», «Удается ли Вам удержать внимание аудитории во время публичного выступления или дискуссии?», «Сложно ли Вам подобрать нужные аргументы в споре или беседе?».
В результате опроса получены следующие результаты: 68 % респондентов не умеют слушать собеседника; 87 % опрошенных испытывают волнение во время публичного выступления; 64 % студентов не могут удержать внимание во время выступления; 58 % участников опроса затрудняются подобрать нужные аргументы в споре или беседе.
Таким образом, данная диагностика показала, что большинство студентов слабо подготовлены к речевому общению, поэтому на аудиторных занятиях преподаватель должен использовать интерактивные формы обучения, позволяющие эффективно формировать речевую компетенцию.
Учитывая рекомендации Н.В. Самохиной, на аудиторных занятиях при изучении риторических дисциплин желательно использовать опыт известных российских ораторов: Ф.Н. Плевако,
А.Ф. Кони, П.А. Александрова, С.А. Андреевского, П.С. Пороховщикова и других правоведов. В процессе обучения студентам необходимо предлагать задачи по использованию композиционных и стилистических приемов. Такая работа поможет им создавать собственные оригинальные тексты.
Создание судебных речей - процесс творческий, требующий от юристов больших усилий и глубокого осмысления. Существенную роль необходимо отводить структурированию речи. Для успешного публичного выступления помимо собранных фактов, улик и правовых обоснований необходимо обратить внимание на то, как расположить этот материал, в какой последовательности его излагать.
Выступление юриста для большинства людей воспринимается как сухой и сложный текст. На это повлияли язык и стиль изложения законодательных актов. Преподаватель должен научить студентов использовать языковые конструкции так, чтобы они помогали воспринимать суть выступления, были понятны и интересны слушающим.
В процессе практической отработки речевого поведения как части коммуникативной компетентности и эффективной вербальной коммуникации в сфере юриспруденции требуется соблюдение правил, которые представляют собой создание моделей корректного речевого взаимодействия.
Можно условно выделить наиболее распространенные модели речевого поведения юристов: начальник ^ подчиненный, сотрудник ^ сотрудник, следователь ^ оперативный работник, следователь ^ криминалист, следователь ^ прокурор, следователь ^ подзащитный, оперативный работник ^ подозреваемый, прокурор ^ подсудимый, адвокат ^ подзащитный, прокурор ^ адвокат, судья ^ прокурор, судья ^ адвокат, судья ^ присяжные заседатели.
Преподаватель должен ориентировать будущих юристов на то, что обязательным условием речевой коммуникации является умение слушать. Оно необходимо для правильного понимания позиции оппонента и выступает залогом успешного ведения судебного заседания, переговоров.
В целях улучшения процесса подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности мы использовали многообразные виды работ в ходе проведения занятий, такие как инсценирование, презентация, круглый стол, дискуссии, ролевые игры, деловые игры, тренинги.
Моделирование профессиональных ситуаций на занятиях помогает студентам выявить и устранить пробелы при изучении специальной терминологии и лексики. На семинарских занятиях могут быть использованы следующие типы заданий:
1. Коллективное изучение и обсуждение вопросов, позволяющих обучающимся доказывать свою точку зрения, таких как:
a) роль речевого поведения в деловом общении;
b) качество умения слушать как один из главных показателей культуры человека;
ф признаки делового характера дискуссии.
2. Упражнения по решению профессиональных задач:
a) работа над информационно-коммуникативной функцией общения, прием и передача информации при проведении служебного совещания (инсценирование);
b) формирование регулятивно-коммуникативной функции. Придается большое значение корректировке действий студентов в процессе совместной деятельности во время нахождения улик и доказательств, помогающих выстраивать логическую цепочку расследования. Проводятся ролевые игры «Суд идет», «Следствие ведут студенты», «В лабиринтах расследования».
3. Задания, позволяющие отрабатывать аффективно-коммуникативную функцию. Обучающиеся при составлении обвинительных и защитительных речей передают свое эмоциональное состояние к субъекту.
Подобные упражнения помогут развить у студентов навыки составления сценариев действий и находить оптимальные варианты решения задач.
Проведение семинаров в форме дебатов позволяет овладеть основными правилами ведения спора: точно обозначать предмет дискуссии и выделять пункты разногласия; четко определять свою позицию; не упускать из поля зрения главные положения; умело пользоваться понятиями; уважительно относиться к оппоненту; сохранять выдержку и самообладание; всегда подбирать убедительные аргументы (положение законов и официальных документов, показания очевидцев, заключения экспертизы, статистические данные и другие материалы) для обоснования своей позиции.
Студенты учатся находить общий язык друг с другом, взаимодействовать с участниками диалога, высказывать свою точку зрения, прислушиваться к мнению оппонента. Использование ролевой игры ускоряет и оживляет многие педагогические процессы. Такая форма работы помогает будущим юристам осмыслить проблемные ситуации, проанализировать свое поведение, найти свой стиль общения с окружающими. Ролевая игра позволяет задействовать в обучении опыт и чувства. Работа в таких группах дает возможность будущим юристам приобрести навыки,
необходимые для общения и сотрудничества. Технология дебатов позволяет им развивать основные ключевые компетенции: информационную, коммуникативную, познавательную. В процессе диалогового общения во время моделирования фрагментов профессиональной деятельности происходит формирование коммуникативного опыта обучающихся. Кроме того, регулярные публичные выступления помогают юношам и девушкам преодолевать внутреннюю скованность и устанавливать эмоциональную и интеллектуальную связь с аудиторией.
Таким образом, программа формирования речевой компетенции обучающихся должна включать теоретическую и практическую части и способствовать эффективности организации этого процесса в вузе.
Статья не претендует на исчерпывающую характеристику изучаемой проблемы, но мы показали некоторые направления формирования речевой компетенции студента-юриста в процессе изучения непрофильных дисциплин. Такой комплексный подход в преподавании повысит профессиональный уровень будущих правоведов.
Ссылки:
1. Губаева Т.В. Язык и право. Искусство владения словом в профессиональной юридической деятельности. М., 2010. 176 с. ; Новикова М.Л. Инновационная парадигма образовательного процесса и ее роль в унификации и совершенствовании процесса преподавания (в системе обучения русскому языку иностранных студентов-юристов) // Вестник РУДН. Серия «Вопросы образования. Языки и специальность». 2012. № 3. С. 165-172.
2. Волков A.A. Риторика для юристов: теория аргументации. М., 1996. 235 с. ; Кирилина Л.И. Лингвистический анализ текста как средство развития творческих способностей школьников // Сибирский учитель : регион. науч.-метод. журн. 2001. № 3 (13). С. 18 ; Кочкина Н.Л. Формирование речевой культуры будущего педагога в образовательном процессе вуза : дис. ... канд. пед. наук. Воронеж, 2008. 192 с.
3. Кабардов М.К., Арцишевская Е.В. Типы языковых и коммуникативных способностей и компетенций // Вопросы психологии. 1996. № 1. С. 35-49 ; Смирнова Е.А. Формирование коммуникативной компетентности студентов в условиях непрерывного образования : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2007. 39 с.
4. Canale M., Swain M. A Theoretical Framework for Communicative Competence // The Construct Validation of Tests of Communicative Competence / ed. by A. Palmer, P. Groot, G. Trosper. Washington, DC, 1981. P. 31-36.
5. Самохина Н.В.: 1) Речевая компетенция студентов вуза как психолого-педагогическая проблема // Актуальные проблемы профессионального образования: цели, задачи и перспективы формирования : материалы 7-й Всерос. конф. Воронеж, 2009. Ч. 2. С. 29-35 ; 2) Характеристика уровней речевой компетенции студента-юриста, критерии их оценки // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2010. № 11. С. 163-168.
References:
Canale, M, Swain, M, Palmer, A, Groot, P & Trosper, G (eds.) 1981, 'A Theoretical Framework for Communicative Competence', The Construct Validation of Tests of Communicative Competence, Washington, DC, pp. 31-36.
Gubaeva, W 2010, Language and law. The art of speech in professional legal activity, Moscow, 176 p., (in Russian). Kabardov, MK & Artsishevskaya, EV 1996, 'Types of linguistic and communicative abilities and competencies', Voprosy psikhologii, No. 1, pp. 35-49, (in Russian).
Kirilina, LI 2001, 'Linguistic analysis of the text as a means of developing the creative abilities of school students', Sibirskiy uchitel': region. nauch.-metod. zhurn., No. 3 (13), p. 18, (in Russian).
Kochkina, NL 2008, The development of the speech culture of the future teacher in the academic process at the university, PhD thesis, Voronezh, 192 p., (in Russian).
Novikova, ML 2012, 'Innovative paradigm of the academic process and its role in unifying and improving the teaching process (while teaching Russian language to law students from abroad)', Vestnik RUDN. Seriya "Voprosy obrazovaniya. Yazyki i spetsi-al'nosf", No. 3, pp. 165-172, (in Russian).
Samokhina, NV 2009, 'Speech competence of university students as a psychological and educational problem', Aktual'nyye problemy professional'nogo obrazovaniya: tseli, zadachi i perspektivy formirovaniya: materialy 7-y Vseros. konf, Voronezh, Part 2, pp. 29-35, (in Russian).
Samokhina, Nv 2010, 'The characteristics of the levels of the law student's speech competence, criteria for their evaluation', Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, No. 11, pp. 163-168, (in Russian).
Smirnova, EA 2007, The development of communicative competence in students in the continuing education, D.Phil. thesis abstract, Moscow, 39 p., (in Russian).
Volkov, AA 1996, Rhetoric for lawyers: theory of reasoning, Moscow, 235 p., (in Russian).