Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И ЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА КАК КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И ЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА КАК КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / ЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА / МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ / РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / FOREIGN LANGUAGE / PROFESSIONAL QUALITIES / PERSONAL QUALITIES / MOTIVATION OF STUDENTS / THE ROLE OF THE TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поняева Татьяна Анатольевна

Современный преподаватель иностранного языка в техническом вузе должен обладать развитыми коммуникативными навыками, быть яркой личностью и профессионалом высокого уровня. Такая подготовка позволит повысить качество обучения языку у студентов и сформировать устойчивую мотивацию к изучаемой дисциплине в рамках общего курса. Такой глубокий и всесторонний подход к языковой подготовке повышает качество образования в целом и увеличивает инновационные достижения, способные положительно повлиять на экономику нашей страны. В статье приводится описание основных качеств современного преподавателя иностранного языка. Автором приводятся результаты исследования мнения студентов о профессиональных и личных значимых качествах преподавателя иностранного языка, а также на основании проведенного опроса выделены отрицательные моменты преподавания, избегая которые, преподаватель способен повысить не только мотивацию студентов к изучению иностранного языка, но и качество обучения иностранному языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Поняева Татьяна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL AND PERSONAL QUALITIES OF A TEACHER OF FOREIGN LANGUAGES OF A TECHNICAL UNIVERSITY AS KEY FACTORS OF IMPROVING EDUCATION QUALITY

A modern teacher of a foreign language in a technical University should have developed communication skills, be a bright personality and a high-level professional. Such training will improve the quality of language learning among students and form a stable motivation for the discipline under study in the framework of the General course. Such a deep and comprehensive approach to language training improves the quality of education in General and increases the innovative achievements that can positively affect the economy of our country. The article describes the main qualities of a modern foreign language teacher. The author analyses the opinions of students about the professional and significant personal qualities of the teacher of a foreign language, and also on the basis of the survey highlighted negative aspects of teaching, avoiding that the teacher is able to improve not only students ' motivation to learn a foreign language, but also the quality of foreign language teaching.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И ЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА КАК КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»

Хотя может быть и другое: если, слушая музыку, ребенок не переживает никаких эмоций, то, видимо, необходимо пересмотреть музыкальный репертуар.

Заметим, когда исполнение касается чувств ребенка, то он может переживать самые сильные эмоции, у него появляется желание участвовать в музыкально-творческой деятельности. Важны игровые аспекты музыкально-творческой деятельности, а педагогу важно подобрать музыкальное произведение под темп и ритм игры: если игра подвижная и требует всплеска эмоций, то музыка подбирается быстрая, живая; если же востребована ситуация сосредоточенности детей, то и музыка должна быть спокойной и мелодичной.

Так создается не просто музыкальный фон, востребованным становится эмоционально отзывчивое осмысление музыкального произведения, соотнесенного и с чувствами, эмоциями (внутренним состоянием души). В то же время учитывается, что мимика, жесты, характер движений - все это передает и характер музыкального произведения, и душевное состояние ребенка.

Педагог, несомненно, помогает ребенку: понять динамику произведения, его мелодию, ритмический рисунок, в том числе педагог может показать определенные движения, отражающие характер и эмоции произведения. Можно здесь сказать о погружении ребенка в музыку, то есть о способности ребенка самовыражаться. Реакции на музыку могут быть разнообразными и комбинированными в том числе: двигательные, словесные, вокально-имитационные, темброво-инструментальные, интонационные, цветовые, полихудожественные.

Важна и такая составляющая, как анализ музыкального произведения, который, несомненно, помогает детям описать те чувства, которые они испытывают (в том числе с использованием картинок, слов-синонимов, жестов, мимики).

Другая сторона воспитания эмоциональной отзывчивости - собственное творчество ребенка, которое делает растущего человека более эмоциональным и отзывчивым. Эстетический вектор развития дошкольника может обеспечить его духовное развитие, ценностное отношение к природе, людям, обществу.

Выводы. Системный подход к музыкально-творческой деятельности в целях развития эмоциональной отзывчивости дошкольника позволяет утверждать необходимость совершенствования путей и средств собственно музыкального воспитания детей. Музыкально-творческая деятельность в этой связи в большей степени обеспечивает наиболее благоприятные условия для воспитания эмоциональной отзывчивости дошкольников, получения практических знаний эстетико-культурного плана.

Литература:

1. Выготский, Л.С. Учения об эмоциях / Л.С. Выготский. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 160 с. ISBN 978-5-458-32653-7.

2. Ежова, Н.С. Развитие эмоций в совместной с педагогом деятельности // Дошкольное воспитание, 2003. № 8. С. 15-18.

3. Зеньковский, В.В. Психология детства / В.В. Зеньковский. - М.: Академия, 2008. - 115 с.

4. Кабалевский, Д.Б. Как рассказывать детям о музыке / Д.Б. Кабалевский. - М.: Просвещение, 2005. - 224 с.

5. Коротаева, Е. Пирамида потребностей по А. Маслоу / Е. Коротаева, Е. Царегородцева // Дошкольное воспитание. - Издательство: ООО «Издательский дом «Воспитание дошкольника», № 5. - 2008, С. 36-41. ISSN: 0012-561X

6. Методика музыкального воспитания в детском саду / под ред. Н.А. Ветлугиной. - М.: Просвещение, 2009. - 368 с.

7. Петрунина, М.А. Музыкально-творческая деятельность школьников: технологии и организация интегративных занятий: учебное пособие / М.А. Петрунина. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2018. - 52 с.

8. Радынова, О.П. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста / О.П. Радынова, Л.Н. Комиссарова. - Дубна: Феникс+, 2011. - 352 с.

9. Фельдштейн, Д.И. Глубинные изменения современного Детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования / Д.И. Фельдштейн // Вестник практической психологии образования. 2011. №1. С. 45-54.

10. Холопова, В.Н. Музыка как вид искусства. Музыкальное произведение как феномен / В.Н. Холопова. - М.: Музыка, 2004. - 260 с.

11. Широкова, Г.А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста / Г.А. Широкова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2015. - 304 с.

Педагогика

УДК 371

старший преподаватель Поняева Татьяна Анатольевна

Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) (г. Москва)

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И ЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА КАК КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА

ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Современный преподаватель иностранного языка в техническом вузе должен обладать развитыми коммуникативными навыками, быть яркой личностью и профессионалом высокого уровня. Такая подготовка позволит повысить качество обучения языку у студентов и сформировать устойчивую мотивацию к изучаемой дисциплине в рамках общего курса. Такой глубокий и всесторонний подход к языковой подготовке повышает качество образования в целом и увеличивает инновационные достижения, способные положительно повлиять на экономику нашей страны.

В статье приводится описание основных качеств современного преподавателя иностранного языка. Автором приводятся результаты исследования мнения студентов о профессиональных и личных значимых качествах преподавателя иностранного языка, а также на основании проведенного опроса выделены отрицательные моменты преподавания, избегая которые, преподаватель способен повысить не только мотивацию студентов к изучению иностранного языка, но и качество обучения иностранному языку.

Ключевые слова: иностранный язык, профессиональные качества, личные качества, мотивация студентов, роль преподавателя.

Annotation. A modern teacher of a foreign language in a technical University should have developed communication skills, be a bright personality and a high-level professional. Such training will improve the quality of language learning among students and form a stable motivation for the discipline under study in the framework of the General course. Such a deep and comprehensive approach to language training improves the quality of education in General and increases the innovative achievements that can positively affect the economy of our country.

The article describes the main qualities of a modern foreign language teacher. The author analyses the opinions of students about the professional and significant personal qualities of the teacher of a foreign language, and also on the basis of the survey highlighted negative aspects of teaching, avoiding that the teacher is able to improve not only students ' motivation to learn a foreign language, but also the quality of foreign language teaching.

Keywords: foreign language, professional qualities, personal qualities, motivation of students, the role of the teacher.

Введение. Национальная программа по цифровизации экономики в нашей стране для успешной реализации требует увеличения научного потенциала и создания базы специалистов, способных быстро выполнить поставленные задачи. Ученые и преподаватели технических вузов, обладая академическими знаниями, генерируют новые идеи, которые дают начало инновационным разработкам и положительно влияют на развитие отечественной экономики [8, С. 21]. Известно, что основой педагогической деятельности являются не только профессиональные качества преподавателя, но и его личностные особенности. Технические вузы, занимаясь подготовкой квалифицированных специалистов, так же учитывают современные направления в гуманитарном образовании.

Развитие межкультурной коммуникации как эффективного инструмента для повышения уровня науки и, как следствие, инновационных проектов, приоритетная задача для всех вузов России. Сегодняшний студент стремится не просто изучить язык для понимания на бытовом уровне, для него важна будущая коммуникативная деятельность, влияющая на общую компетентность его как специалиста. Для преподавателя иностранного языка важно усилить интерес студентов к предмету и дать понимание языка как инструмента для налаживания международной и межкультурной коммуникации [1]. Преподаватель работает как ретранслятор речевой культуры, заложенной в иностранном языке. Вследствие этого личностные качества педагога и его преподавательское мастерство становятся основой ежедневной работы со студентами.

Сложно провести черту между развитой личностью и профессиональной компетенцией преподавателя, эти аспекты должны быть объединены для эффективного рабочего процесса со студентами. Какие качества современного преподавателя можно выделить как основные? Конечно, это постоянное профессиональное самообразование и личностный рост, дисциплинированность и рвение к работе, адаптивность и мобильность в принятии решений, творческие способности, умение сформировать интеллектуальную и эмоциональную вовлеченность в процесс получения знаний, активная жизненная позиция, креативность.

Задача преподавателя иностранного языка состоит в передаче знаний и культурного опыта своим студентам. Для плодотворности этого процесса необходимо быть еще и интересной личностью, чье мнение и персональные качества будут мотивировать студентов к изучению предмета [7, C. 52]. Преподаватель теперь не может опираться только лишь на свой авторитет и широкую базу знаний по предмету. Современные студенты умеют добывать необходимую информацию с помощью информационных систем, Интернета, чтобы заинтересовать их, нужно быть по-настоящему сопереживающим и вовлеченным человеком. Миссия современного преподавателя в том, чтобы задать верное направление в изучении материала, а также убрать из поля зрения учащихся ненужные данные. Несмотря на снижение социального авторитета преподавателя, его значение по-прежнему велико. Исследование профессиональных и личностных особенностей преподавателя как одну из важнейших целей ставит перед собой современная педагогика [3, С. 7].

И.А. Зимняя отмечает, что при рассмотрении педагога как субъекта деятельности исследователи выделяют профессионально-педагогические качества, которые могут быть очень близки к способностям, и собственноличностные [4, С. 152]. Приведем ниже таблицу с профессионально значимыми качествами преподавателя иностранного языка в ВУЗе (таблица 1).

Таблица 1

Профессионально значимые и личностные качества преподавателя иностранных языков

Профессионально значимые и личностные качества преподавателя иностранных языков

Коммуникативные качества Общительность Грамотная речь Умение слушать Умение убеждать Понятность объясняемого материала

Интеллектуальные качества Знание иностранного языка Рассудительность Гибкость ума Умение привести понятные примеры Умение подобрать интересный дополнительный материал Знание современных информационных-компьютерных средств

Ответственность и организаторские способности Дисциплинированность и умение их применять на занятиях Самокритичность Самообладание Справедливость Умение организовать учебный процесс

Психо-физиологиеские качества Стрессоустойчивость Работоспособность Требовательность Чувство юмора Настойчивость Вежливость Отзывчивость Заинтересованность Доброжелательность

Динамичность Энергичность Инициативность Умение заинтересовать предметом Находчивость

Креативность Способность к генерации новых идей Образность мышления Неординарность

Кроме того, в профессиональных качествах можно выделить отдельно подструктуру непосредственно педагогических умений, которые можно разделить на четыре группы:

1. Умения формулировать конкретные педагогические задачи в соответствии с определенным коллективом учащихся, учитывая их готовность к овладению новыми знаниями.

2. Умения планировать и проектировать собственную деятельность, выбирать формы, методы и средства организации учебно-воспитательного процесса.

3. Умения создавать необходимые условия (материальные, морально-психологические, организационные, гигиенические и др.); активизировать личность учащегося, развивать его деятельность, превращающей его из объекта в субъект воспитания; организовывать и развивать совместную деятельность.

4. Умения оценивать результаты педагогической деятельности: самоанализ и анализ образовательного процесса и результатов деятельности преподавателя; определение нового комплекса доминирующих и подчиненных педагогических задач [5].

Развитость педагогических качеств является обязательным условием для достижения высокого профессионального уровня преподавателя иностранного языка т.к. для его успешной работы недостаточно только владения предметными и методическими знаниями [2, С. 210].

Отдельно стоит отметить важность знания современных информационно-компьютерных средств и умение их использовать на занятиях по иностранному языку, что обусловлено тем, что среди основных тенденций развития высшего образования важную роль играет компьютеризация образования, обусловленная развитием информационных и коммуникационных технологий, изменяющих характер профессиональной деятельности выпускников высших учебных заведений [6, С. 55].

На кафедре «Иностранный язык для аэрокосмических специальностей» Московского Авиационного Института (национального технического университета) было проведено исследование мнения студентов о профессиональных и личных качествах преподавателя иностранного языка. В опросе приняли участие 50 студентов третьего курса по аэрокосмическим направлениям подготовки. Профессиональные качества, необходимые для эффективного преподавания дисциплины «Иностранный язык» по мнению опрошенных студентов представлены на рисунке 1.

■ грамотность речи

■ умение заинтересовать предметом

■ понятность объясняемого материала умение организовать учебный процесс

■ знание современных информационных-компьютерных средств и умение применять их на занятиях

■ умение привести понятные примеры

■ умение подобрать интересный материал

Рисунок 1. Оценка профессионально значимых качеств преподавателя иностранных языков

Таким образом наиболее значимыми профессиональными качествами преподавателя иностранных языков с точки зрения студентов являются умение заинтересовать предметом (68% ответов респондентов) и понятность объясняемого материала (52%).

Следующими по значимости оказались умения преподавателя иностранного языка приводить понятные примеры (36%) и грамотность его речи (30%).

На третьем месте по важности профессиональных качеств преподавателя иностранного языка для студентов можно выделить:

- умение подобрать интересный материал (25%);

- знание современных информационных-компьютерных технологий и умение их применять на занятиях по иностранному языку (20%).

Меньший процентов ответов (15%) по показателю - умение организовать учебный процесс.

Далее студентам было предложено оценить наиболее важные личные качества преподавателя иностранных языков (рисунок 2) (предлагалось выбрать два наиболее значимых качеств).

Рисунок 2. Оценка значимых личных качеств преподавателя иностранных языков

Как показали результаты опроса, самыми важными личными качествами преподавателя иностранных языков по мнению студентов являются справедливость и чувство юмора. То есть, преподавателю следует максимально объективно относиться ко всем студентам, не выделяя никого.

Что же можно сказать о негативных чертах преподавателя, опираясь на мнение студентов, согласно проведённому опросу. Отрицательные моменты в действиях преподавателя, которые способны вызвать у студентов нежелание посещения аудиторных занятий и в целом снизить интерес к предмету представлены ниже (по данным опроса студентов). Преподаватель:

- Создает трудные моменты в изучении темы, подразумевая, что это стимулирует студентов.

- Упоминает прошлые ошибки, вызывая чувство вины за них.

- Поддерживает жесткую конкуренцию среди студентов.

- Использует только авторитарный стиль преподавания.

- Сомневается в честности экзаменационного процесса со стороны учащихся.

Выводы. Таким образом формируется четкое понимание структуры личных и профессиональных качеств преподавателя кафедры иностранного языка, в том числе, и в техническом вузе. От наличия этих качеств зависит процесс развития языковых навыков студентов и, как следствие, профессиональные качества выпускников, нацеленных на продуктивную деятельность в инновационной сфере. Преподавателю, желающему развиваться в своей деятельности, необходимо постоянно повышать свою академическую осведомленность и расширять кругозор. Взаимодействуя со студентами, такой преподаватель сумеет мотивировать учащихся технических вузов на углубленное изучение иностранного языка.

Литература:

1. Akbayeva G.N. Sadyrbayeva A.Z. The role of engineering students' motivation for foreign language learning G.N. - М.: Университет им. В.И. Вернадского. 2015.№3 (57).

2. Бондарева Ю.В. Личные и деловые качества в профессиональной деятельности преподавателя иностранного языка. В сборнике: Современный преподаватель - доверенное лицо государства сборник научных трудов участников международной конференции молодых ученых светских и духовных учебных заведений в рамках Международного лагеря молодежного актива «Славянское содружество - 2016». 2016. С. 207-212.

3. Бреслав Г.Э., Маслова Я.Л. Динамика представлений студентов об «идеальном» преподавателе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 21. С. 6-10.

4. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2004 - 384 с.

5. Иванищенко О.Н., Кель А.А. Компетентность учителя иностранного языка // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(16). URL: http://sibac.info/archive/guman/1(16).pdf (дата обращения: 16.12.2019)

6. Коротаева И.Э. Использование интерактивных технологий при обучении иностранному языку в неязыковом ВУЗе. Мир науки, культуры, образования. 2019. № 4 (77). С. 55-57.

7. Петрушина О.В., Агибалова А.Н. Личностные качества преподавателя // Сб. научных трудов участников Международной конференции молодых ученых светских и духовных учебных заведений «Молодой преподаватель ВУЗа - доверенное лицо государства» в рамках Международного лагеря студенческого актива «Славянское содружество - 2015». - Курск: из-во: Курское региональное отделение общероссийской общественной организации «Российский союз молодых ученых». 2015. С. 52.

8. Ткачева, Т.М. Роль личности преподавателя в обеспечении качества профессиональной подготовки выпускников вуза: учеб. Пособие / Т.М. Ткачева. - М.: МАДИ, 2015. - 76 с.

Педагогика

УДК 378.147

доктор педагогических наук, профессор Попова Валентина Ивановна

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА КАК МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ РЕСУРС ПОЛУЧЕНИЯ И ПЕРЕРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ СТУДЕНТАМИ ПЕДВУЗА

Аннотация. В статье обоснована проблема организации речевых практик студентов педагогического вуза. Важно учитывать, что в современных условиях глобализации и информатизации проблема формирования речевых навыков студента, овладения способами получения, хранения и переработки информации остается актуальной.

В этой связи обнаруживается необходимость организации речевой практики, способствующей как личностному развитию будущего педагога, так и приобретению речевого опыта для безбарьерного вхождения в социум и взаимодействия с обучающимися.

Ключевые слова: речевая практика, метапредметный ресурс овладения профессией, получение и переработка информации.

Annotation. The article substantiates the problem of organization of speech practices of pedagogical University students. It is important to take into account that in modern conditions of globalization and Informatization the problem of formation of speech skills of the student, mastering the ways of obtaining, storing and processing information remains relevant.

In this regard, the need for the organization of speech practice, contributing to the personal development of the future teacher, and the acquisition of speech experience for barrier-free entry into society and interaction with students.

Keywords: speech practice, meta-subject resource of mastering a profession, obtaining and processing information.

Введение. Востребованность организации речевых практик для студентов педвуза совершенно очевидна: на это указывает проведенный анализ речевых умений студентов, в том числе обнаруживается невысокий уровень владения видами речевой деятельности в целях развития учебно-научной речи. При всей видимой «раскрепощенности» действий студента (участие в конкурсах, волонтерской работе, руководство детскими и молодежными объединениями) возникает необходимость речевой подготовки будущего педагога к работе с детьми и молодежью (в рамках актуальной на сегодняшний день гуманитарно-культурологической парадигмы образования).

Изложение основного материала статьи. Как же смоделировать речевую подготовку будущего педагога с учетом требований преподаваемого предмета и востребованностью (чаще всего) многонационального социума. Можно ли говорить о строгом регламентированном обучении студента или возможно взаимообучение студенческой молодежи в заявленном направлении? То есть те студенты, которые уже приобрели навыки речевой деятельности (в аудиторной, внеаудитрной деятельности, на речевой и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.