Научная статья на тему 'Педагогика образования и развития личности спортивного менеджера'

Педагогика образования и развития личности спортивного менеджера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / МЕНЕДЖМЕНТ / ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИКА / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ЗАКОНОМЕРНОСТИ / УСЛОВИЯ / ФАКТОРЫ / ПРИНЦИПЫ / PERSONALITY / MANAGEMENT / EDUCATION / PEDAGOGY / SOCIALIZATION / LAWS / CONDITIONS / FACTORS / PRINCIPLES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лобашова Арина Александровна, Попова Александра Фёдоровна, Мосеева Людмила Ивановна

Статья построена на основе адаптации общей педагогики к профессиональной подготовке спортивных менеджеров в вузе физической культуры. Её содержание определено личностно-ориентированным подходом к обучению и ценностными ориентирами в педагогическом образовании и личностном развитии (с учетом специфических особенностей профессионализма педагогов вуза).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лобашова Арина Александровна, Попова Александра Фёдоровна, Мосеева Людмила Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGY OF EDUCATION AND HUMAN DEVELOPMENT SPORT MANAGEMENT

The article is based on the adaptation of General pedagogy to the professional training of sports managers in the University of physical culture. Its content is determined by the personality-oriented approach to learning and value orientations in pedagogical education and personal development (taking into account the specific features of the professionalism of teachers of the University).

Текст научной работы на тему «Педагогика образования и развития личности спортивного менеджера»

например, «Верный ли совет дала мышка?», «Сочинение можете начать словами: "Я думаю...", "Я уверен...", "Мне кажется..."»; подбирать доказательства к выдвинутому тезису, например, «Почему о солнышке можно сказать, что оно улыбнулось?», «Любит ли природу Серёжа? Ответьте на этот вопрос письменно», «Подумайте, почему в Арктике мех у медведей белый?»; формулировать вывод: «Какими словами вы закончите свое сочинение», «Повторите в заключении основную мысль сочинения»; определять связь между предложениями, например, задания типа: «Назовите слова, которые связывают обе части. Можно ли поменять части местами? Какое слово-связку вы будете использовать?» «Какие слова-связки вы будете использовать в первом случае? А во втором?». Работе над содержательной стороной развития речи помогало то, что детям предлагались сочинения на известные им темы, интересные и привлекательные для них.

Выводы. Систематическая работа над сочинением рассуждением в ходе ряда уроков по развитию речи дала положительные результаты. Это значит, что цель опытно-экспериментальной работ достигнута, задачи выполнены. Гипотеза о том, что если работу по написанию сочинений-рассуждений организовать в определенной системе, т.е. определить методические условия, специфические приемы работы, содержательную и процессуальную сторону работы, то эффективность процесса развития речи младших школьников повысится, подтвердилась.

Литература:

1. Ткаченко И. В., Лисицкая Л.Г., Махно Т. С. Психологические основы развития связной речи учащихся в начальной школе // Семья и личность: проблемы взаимодействия. - 2018. - №11. - с. 110-115.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, адрес доступа: http://xn--80abucjiibhv9a.x

3. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в 2 частях. Ч.1. - М.: Просвещение, 2013. - 159 с.

Педагогика

УДК: 37.02

кандидат педагогических наук, доцент Лобашова Арина Александровна

Уральский государственный университет физической культуры (г. Челябинск); доктор педагогических наук, профессор Попова Александра Фёдоровна Уральский государственный университет физической культуры (г. Челябинск); кандидат биологических наук, доцент Мосеева Людмила Ивановна

Уральский государственный университет физической культуры (г. Челябинск)

ПЕДАГОГИКА ОБРАЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ СПОРТИВНОГО МЕНЕДЖЕРА

Аннотация. Статья построена на основе адаптации общей педагогики к профессиональной подготовке спортивных менеджеров в вузе физической культуры. Её содержание определено личностно-ориентированным подходом к обучению и ценностными ориентирами в педагогическом образовании и личностном развитии (с учетом специфических особенностей профессионализма педагогов вуза).

Ключевые слова: личность, менеджмент, образование, педагогика, социализация, закономерности, условия, факторы, принципы.

An^tatton. The article is based on the adaptation of General pedagogy to the professional training of sports managers in the University of physical culture. Its content is determined by the personality-oriented approach to learning and value orientations in pedagogical education and personal development (taking into account the specific features of the professionalism of teachers of the University).

Keywords: personality, management, education, pedagogy, socialization, laws, conditions, factors, principles.

Введение. С позиций рассматриваемого нами вопроса педагогика - это наука о закономерностях образования и развития личности спортивного менеджера. С этих позиций можно вести речь о двух направлениях в ее понимании.

Во-первых, это педагогика требований (исходя из того, что движущей силой педагогического процесса является противоречие между выдвинутыми в образовательном процессе требованиями и реальными возможностями получаемых образование студентов вуза физической культуры). И здесь возможно (наряду с развитием) напряжение и даже сопротивление.

Во-вторых, это педагогика сотрудничества, в основе которой лежит теория свободного воспитания и обучения (исходя из того, что движущей силой педагогического процесса является потребность к творчеству как особого качества жизни).

Оба эти направления имеют отношение к теме нашего исследования. Однако их соотношение может быть самым различным. В современных условиях (в рамках вуза физической культуры) одна часть из трех приходится на парадигму требований и две части - на педагогику сотрудничества.

Под личностью спортивного менеджера при этом понимается отдельное человеческое «Я», индивидуальность, гражданин своего государства (Д. Н. Ушаков). Это человек, обладающий сознанием (владеет навыками самостоятельного мышления и действия, умением приобретать и использовать знания в значимой деятельности, умением самостоятельно принимать решения, быть инициативным и ответственным за результаты физкультурно-спортивной деятельности). Для него важным понятием является как свобода (творчество нового), так и дом (безусловное выполнение своих обязанностей).

Различают биологическую основу личности спортивного менеджера, а также социальную и психологическую основу, определяющую стиль мышления, строй чувств и поведение в изменяющихся внешних условиях[15]. Мы согласны с тем, что личностью не рождаются, а становятся. Особую роль при этом играет развитие самосознания и уровень притязаний. Личность спортивного менеджера - это устойчивое образование, что выражается в последовательности и предсказуемости поведения, адаптированности к различным жизненным обстоятельствам.

Однако педагогическое образование и развитие данной личности требует своего - более углубленного -исследования (как с позиций теории, так и методики управления данными процессами). Приобщение студента вуза физической культуры к культурным ценностям при этом имеет первостепенное значение.

Цель работы - исследование вопросов образования и развития личности спортивного менеджера, приобщение его к культурным ценностям управленческой деятельности в сфере ФКиС национальной экономики.

Полученные результаты связаны с обоснованием направленности исследований, представленных в таблице 1.

Таблица 1

Направленность исследований в сфере образования и развития личности спортивного менеджера

Направленность исследований Содержательный аспект

1. Общие основы исследований в сфере педагогики образования и развития личности спортивного менеджера Концептуальный подход к образованию и развитию личности спортивного менеджера Личность как предмет педагогики Научные основы педагогического процесса Методологические основы науки

2. Сущность педагогического образования и развития личности спортивного менеджера Содержательно-целевой подход к образованию и развитию Формирование направленности личности спортивного менеджера Установка и ее место в образовании и развитии личности Ориентация личности в ценностях культуры спортивного менеджера

3. Управление процессом образования и развития Понятие о процессе образования и развития личности Управленческий подход к образованию и развитию Педагогическая ситуация и управление педагогическим образованием и развитием Перевод управления в самоуправление образованием и развитием

4. Профессионализм педагогов вуза физической культуры Сущность мастерства в педагогическом менеджменте Этика педагога вуза физической культуры Педагог и его самообразование Анализ и самоанализ профессиональной деятельности педагога

Нами рассматривается несколько концепций образования: 1) сциентическая (тесная связь личности спортивного менеджера с социальной средой); 2) селективного отбора одаренных молодых людей (особое их обучение, с учетом интересов и склонностей); 3) христианского гуманизма, основой которого является духовное развитие; 4) личностно-ориентированного образования. В соответствии с этой концепцией, личность - высшая ценность с позиций принятия управленческих решений, направленных на достижение делового успеха и обеспечение эффективности физкультурно-спортивной деятельности.

При всем противоречии концепций, именно они (в совокупности) развивают следующие стороны личности спортивного менеджера:

- интеллектуальную, связанную с развитием критического мышления, памяти и воображения;

- эмоциональную, связанную с адекватной реакцией на внешние воздействия и внутреннее состояние физкультурно-спортивной организации;

- действенную, связанную с навыками управленческой деятельности и деятельности в сфере культуростроительного менеджмента;

- волевую, связанную с умением рисковать и отвечать за свои поступки.

По А. Менегетти, любой молодой человек запрограммирован на ошибки, педагогический процесс направлен на их исправление, которое, в свою очередь, органически связано с наличием заложенного у него творческого потенциала.

Важно умение анализировать образование и развитие личности спортивного менеджера; выявлять отклонения; определять их причины (противоречия, затруднения) и предпринимать меры по устранению и стимулированию, исходя из выбранных критериев оценки результатов педагогических действий и действий движущих сил педагогического процесса. Немаловажную роль в этом процессе играет и развлечение как важная сторона педагогического общения преподавателя со студентами [8]. Оно, если правильно организовано (использовано в процессе аудиторных занятий), ведет к большему интересу к процессу обучения, вовлекая будущего спортивного менеджера в процесс развития названных выше личностных сторон.

В психологическом плане движущие силы педагогического процесса определяются сочетанием страха и интереса формирующейся личности спортивного менеджера [10]. Причем это сочетание органически связано со смыслом жизни, ее перспективой, страхом быть бедным и интересом к своей профессии. Стимулом при этом становится та ячейка в социальной структуре, которую займет будущий спортивный менеджер после окончания вуза физической культуры, и которая обеспечит ему достойную жизнь, оправдывая тем самым затраченные усилия. Хорошее образование при этом является капиталом, которым можно воспользоваться самому или предложить его на рынке информации в качестве товара.

Следует также иметь в виду, что не всегда знание - это сила [16]. Многие полученные в период обучения в вузе знания могут не понадобиться в последующий период жизни. Поэтому они должны быть разумно организованы и устремлены с помощью детального плана действий к реализации экономического и творческого интереса. Задача преподавателей - оказать помощь будущим спортивным менеджерам в познании реального мира [11].

С позиций рассматриваемой нами темы особую значимость имеет обучение будущего спортивного менеджера принятию управленческих решений. Ведя речь об этом, следует выделять принципы и методы воздействия на студентов.

Назовем три принципа, которые представляют наибольшую ценность для творческой личности, обучающейся в вузе физической культуры.

1 Согласие с существующей системой. По А. Менегетти, чтобы преуспеть в жизни, субъекту экономических отношений нужно обязательно соблюдать мораль системы (в противном случае трудно избежать её возмездия).

Существующая подсистема - это, прежде всего, законы данного общества - конституция, налоговое право, гражданское и уголовное право. Они регулируют взаимоотношения субъектов экономических отношений на основе правил, установленных носителями власти. Поэтому, если спортивный менеджер хочет добиться успеха, ему необходимо хорошо знать законы и соответствовать им.

2 Соответствие нравственным установкам. Здесь следует иметь в виду, что они определенным образом связаны с правом, которое определяет минимум нравственных требований к субъекту, ниже которых он уже опасен для общества. Во многих случаях то, что является правом, закрепляется моралью, которая обращается к личности спортивного менеджера с заповедями высшими и более строгими, чем нравственные установки. Отмеченное особенно важно, когда речь идет о теневой экономике, которая имеет отношение у нас в стране и к сфере ФКиС.

3 Соответствие принимаемых решений собственным целевым установкам. Во многом они эгоистичны. И это, по мнению А. Смита, использует «система» (исходя из того, что у субъектов экономической деятельности есть постоянное и не исчезающее стремление улучшить свое положение). Система же должна дать мир, терпимость в законах и налогах. Все это неизбежно приводит к предпочтению субъектом того занятия, которое наиболее выгодно и самой системе [13].

Субъект, о котором мы ведем речь в данной работе, это - менеджер, который должен быть полезен не только системе, но и собственникам капитала (акционерам физкультурно-спортивных организаций предпринимательского типа). А это возможно, когда спортивный менеджер умеет принимать экономически выверенные управленческие решения.

В таблице 2 приведены другие, более детальные, принципы, лежащие в основе принятия управленческих решений. Их изучению в вузе физической культуры уделяется внимание на старших курсах подготовки спортивных менеджеров.

Таблица 2

Специфические принципы принятия эффективных управленческих решений

Принципы Содержательный аспект

1. Спокойно воспринимайте неопределенность Спортивные менеджеры, зарекомендовавшие себя профессионально, всегда следуют этому принципу. Для них важно при принятии решений видеть главное со всеми его плюсами и минусами. Особенно это касается ситуаций, когда необходимо быстро сориентироваться в обстановке

2. Избегайте стереотипов Важно при оценке ситуации руководствоваться профессиональным опытом, а не идти по пути наименьшего сопротивления. Стереотипы чаще всего возникают по отношению к тому, что менеджеры мало знают. Однако надо найти силы заниматься поиском возможных путей решения проблемы (то есть творчески к этому подойти)

3. Проявляйте гибкость Гибкость дает возможность двигаться вперед, даже если само решение не во всем совершенно. Важно быть готовым начать все сначала (чем раньше, тем лучше)

4. Будьте в согласии с мягкими и жесткими воздействиями Жесткое в данном случае означает цифры, отчеты, аналитические обзоры, а мягкое - деловое общение (оно проявляется, когда вы слушаете потребителей и коллег по работе). Важно соблюсти «золотую середину» между тем и другим (и не перепутать мягкое с жестким)

5. Реалистично оценивайте условия и трудности Важно уметь избегать слепого доверия по отношению ко всем заинтересованным лицам (часто у них преобладают свои интересы). Кроме того, инициаторы предложений по выбору вариантов решений, горя желанием претворить задуманное в жизнь, не обращают особого внимания на возможные затраты

6. Остерегайтесь мнимых ролей Речь идет о сложных ситуациях, которые могут возникать в процессе принятия решений. Важно не подвергаться опасности, если приходится копировать решения других менеджеров (какими бы авторитетными они ни были)

Все эти принципы подчеркивают мысль о том, что принятие решений спортивными менеджерами требует от них творческого подхода к этому процессу и уверенности в себе, особенно если речь идет о знании методов их принятия.

Назовем ниже методы, на которые указывают авторитетные специалисты (лидеры, руководители организаций). Их выбор мы связываем с деятельностью менеджеров, работающих в сфере физкультурно-спортивной деятельности.

1. Интуитивный. Этот метод, прежде всего, имеет отношение к руководителям высшего звена. Под интуицией при этом понимается нечто биологическое, что до сих пор непонятно.

2. Метод, основанный на суждениях. Это выбор, обусловленный накоплением опыта. Альтернатива выбирается исходя из здравого смысла.

3. Аналитический (научный) метод. Принимаемые при этом решения называются рациональными [1].

В рамках аналитического метода выделяют следующие этапы действий со стороны спортивного менеджера. Это: 1) диагноз проблемы; 2) формирование ограничений; 3) определение альтернатив; 4) их оценка; 5) выбор альтернативы в качестве принимаемого управленческого решения.

Данный метод довольно детально подвергается анализу в процессе обучения будущих спортивных менеджеров. Однако нередко в практической деятельности встречаются сложные проблемы, когда приходится принимать множество компромиссов. И здесь особую роль играют другие, названные нами, методы.

Анализу подвергается модель специалиста, ее наличие в данном учебном заведении. Важно, чтобы содержательный аспект этой модели включал в себя: 1) социальные качества выпускника вуза физической культуры (мировоззрение, общая культура и эрудиция, моральные качества, политическая грамотность); 2) психофизиологические качества (характер, темперамент, работоспособность); 3) профессиональные качества (специальные знания, умения и навыки, компетентность в вопросах управления физкультурно-спортивной деятельностью). Акцент также делается на прохождении практик, технологизации процесса и методах обучения спортивному менеджменту в данном вузе физической культуры.

Наиболее активно используемые методы носят название: программированное обучение, обучающий контроль, деловые игры, демонстрация, иллюстрация, видеометод, психофизиологический метод. Его применение обусловлено взаимосвязью педагогической науки с психологией. Одним из приемов, используемых в рамках этого метода, является медитация (погружение умом в управленческую деятельность, ее философию и синергетику). Здесь уместными будут слова Конфуция о трех путях, ведущих к знанию: путь подражания (самый легкий), путь опыта (самый горький), путь размышления (самый благородный).

В рамках этого - благородного пути - приведем размышления о трех (возможных) видах труда: простого, сложного и всеобщего [14]. Им соответствует три вида менеджмента. Во-первых, это педагогический менеджмент (прежде всего, тренерская деятельность). Во-вторых, это экономический менеджмент (деятельность по управлению физкультурно-спортивной организацией). В-третьих, это культуростроительный менеджмент, связанный не только с дидактикой, но и философией спортивного менеджмента [9].

Именно с этих позиций можно оценить такие методы обучения будущих спортивных менеджеров, как:

- беседа (один из самых сложных методов воздействия на будущих спортивных менеджеров, требующих напряжения сил и высокого уровня педагогического мастерства и авторитета);

- диспут (этот метод основан на давно открытой закономерности: знания, добытые в ходе столкновения мнений, всегда отличаются высокой мерой обобщения, а также стойкостью и гибкостью. Преподаватель при этом должен показать свою эрудицию и личностные качества);

- метод примера (здесь следует иметь в виду, что формирующееся сознание студентов ищет опору в реально действующих, конкретных образах. Это не слепое копирование, а оригинальное действие, когда будущий спортивный менеджер извлекает для себя уроки, которые пригодятся ему в будущей жизни);

Методы обучения всегда конкретизируются через формы воспитательного воздействия на студентов. К ним обычно относят: выполнение поручений, общественно-полезный труд, мероприятия коллективного характера, индивидуальное влияние педагога (через развлечение, сочетание интереса и страха).

В процессе общения «студент-преподаватель» происходит три вида обменов: интеллектуальный, морально-нравственный и эмоциональный. Мастерство педагога заключается в умении дозировать развлечение, обучение и воспитание.

В работе «Психология и педагогика» [9] авторами выделяется восемь функций (целей) общения: контактная, информационный обмен, побудительного стимулирования, координационная, понимания, обмен эмоциями, установление отношений, оказание влияния [12]. Все они относятся к той или иной стороне педагогического общения (обучению, воспитанию или развлечению). К методам реализации последней мы относим деловые игры, психофизиологический метод, видеометод, а также методы обратной связи и примера [7]. Немаловажную роль играют и опросы студентов.

С позиций общения (отдельных его сторон) живейший интерес у студентов вызывают опросы. Один из них определялся списком из 15-ти личностных характеристик (Стенфордский университет), из которого нужно было выбрать три важнейших. В их число попали три характеристики: интеллект, уверенность в себе, упорство и настойчивость - характеристики, безусловно, важные для будущего спортивного менеджера. Однако среди них нет тех, что определяют нравственность, например, честность, скромность, интерес к человеку. Без них трудно выжить в бизнесе, получить кредиты и заказы. По В. Соловьеву, жизнь не может быть уложена в форму рационального мышления, ему не подвластны чувство красоты, вера и нравственность. Современные педагоги (специалисты в прикладной философии) также указывают на необходимость уделять большее внимание при подготовке спортивных менеджеров воспитанию нравственных ценностей.

Поэтому нужно быть личностью, уважаемой современным студентом вуза физической культуры. А такие личности в нем есть, особенно если ранее они были известными спортсменами и тренерами.

В более широком плане можно вести речь о педагогической культуре, ее формировании и развитии в вузе физической культуры, что является фактором эффективной творческой деятельности, источником общественных нововведений и осознания нравственных ценностей.

Выводы:

1. Культуру, как справедливо полагает А. Моль, можно назвать «памятью мира и общества», и в этом плане она тесно связана с педагогикой образования и развития личности спортивного менеджера.

2. Методологию образования и развития личности спортивного менеджера следует рассматривать на философском, общенаучном и собственно педагогическом уровне, рассмотренном в нашей работе. Все эти уровни реализуются в практической деятельности через принципы образования и развития личности спортивного менеджера.

3. С позиций педагогического уровня рассмотрения исследуемых нами вопросов особую важность имеют не только принципы, но также методы познания и применяемые на практике подходы, одним из которых является личностно-ориентированный подход к образованию и развитию в вузе физической культуры будущего спортивного менеджера.

4. Педагогическое управление образованием и развитием личности спортивного менеджера определяется диагностикой соответствующих процессов, целеполаганием и коррекцией взаимодействия в рассматриваемой нами системе «преподаватель-студент» (с целью получения искомого результата).

5. К числу методологических функций педагогического познания процессов образования и развития личности спортивного менеджера, как показано в работе, следует отнести: логико-гносеологическую (основанную на разработке принципов познания), координирующую (связанную с выбором методов познания и организацией педагогического процесса), интегрирующую (отражающую единство самого педагогического процесса развития личности с нравственным, экономическим и физическим образованием).

Институциональная направленность исследования при этом, как показано в работе, играет исключительно важную роль. Литература:

1. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова-Славская. - М.: Мысль,

1991. - 299 с.

2. Доусон, Р. Уверенно принимать решения: Как научиться принимать правильные решения в бизнесе и жизни. Пер. с англ. / Р. Доусон. - М.: Культура и спорт, 1996. - 255 с.

3. Гессен, С. И, Основы педагогики. Введение в прикладную философию. Пер. с нем. / С. И. Гессен. - М.: Школа-Пресс, 1995. - 448 с.

4. Дуранов, И. М. Личность: воспитание и ее развитие. Общие основы педагогического процесса / И. М. Дуранов, М. Е. Дуранов, В. И. Жернов. - Магнитогорск: МГПИ, 1995. - 90 с.

5. Менегетти, А. Онтопсихологическая педагогика. Пер. с ит. / А. Менегетти. - Пермь: Хартон Лимитед, 1993. - 76 с.

6. Мескон, М. Х. Основы менеджмента. Пер. с англ. / М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М.: Дело,

1992. - 702 с.

7. Образование экономической личности / Под ред. А. Ф. Поповой. - Челябинск: УралГАФК, 2002. - 112 с.

8. Попов, А. Н. Развлечение как важнейшая сторона педагогического общения / А. Н. Попов // Новое в преподавании экономических дисциплин. - М.: УРАО, 1998. - С. 35-38.

9. Попова, А. Ф. Профессиональное образование в вузе физической культуры / А. Ф. Попова. -Челябинск: УралГУФК, 2012. - 188 с.

10. Попова, А. Ф. Сочетание страха и интереса в педагогическом процессе / А. Ф. Попова. - Челябинск: ЧГИФК, 1995. - 228 с.

11. Попова, А. Ф. Конструктивная педагогика / А. Ф. Попова, Г. Б. Белова. - Челябинск: УралГАФК, 1997. - 40 с.

12. Психология и педагогика / Под ред. А. А. Радугина. - М.: Центр, 1997. - 256 с.

13. Смит, А. Исследования о природе и причинах богатства народов. Пер. с англ. / А. Смит. - М.: ЭКОНОВ, 1993. - 246 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Управление персоналом: обучение, кадровый менеджмент / Н. П. Виноградова, А. А. Попова. -Костанай: Костанайский филиал ЧелГУ, 2015. - 264 с.

15. Фомин, Н. А. Психофизиология общения: системность, менеджмент, эрос, йога / Н. А. Фомин, Л. М. Куликов, Р. П. Чапцов. - Челябинск: Версия, 1997. - 206 с.

16. Хилл, Н. Думай и богатей. Пер. с англ. / Н. Хилл. - М.: Дело, 1995. - 64 с.

Педагогика

УДК: 371.71:378.17

старший преподаватель Логинов Денис Васильевич

Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого (г. Красноярск), Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева (г. Красноярск),

Сибирский государственный университет науки и технологий

имени академика М. Ф. Решетнева (г. Красноярск);

старший преподаватель Кишиневский Евгений Александрович

Красноярский государственный педагогический университет

имени В. П. Астафьева (г. Красноярск);

преподаватель Суханов Владислав Сергеевич

Сибирский федеральный университет (г. Красноярск)

РЕАЛИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗАХ

Аннотация. В настоящее время учеными выявлена потребность в реализации концепции хдоровьесберегающего образования в практике высшего образования, в том числе и педагогических вузах. Анализ научной литературы показал, что необходимыми условиями успешной реализации данной концепции являются: здоровьесберегающая образовательная среда и использование действенных технологий здоровьесбережения студентов. Помимо этого здоровьесберегающее образование должно иметь интегративную структуру, наличие практической здоровьесберегающей деятельности педагогических работников необходимо в качестве наглядного примера для обучающихся лиц. Администрация высшей школы должна использовать масштабные социально-молодежные проекты оздоровительной направленности.

Ключевые слова: Высшее образование; здоровьесберегающая педагогика; интеграция образовательных подходов; здоровьесберегающие компетенции; научный подход.

Annоtation. Currently, scientists have identified the need to implement the concept of health-saving education in the practice of higher education, including pedagogical universities. The analysis of scientific literature has shown that the necessary conditions for the successful implementation of this concept are: health-saving educational environment and the use of students' effective technologies of health-saving. In addition, health-saving education should have an integrative structure. Practical health care activity of teachers needed as a visual example for the students. The аadministration of universities needs to use a large-scale social and youth projects in the health orientation.

Keywords: Higher education; health-saving pedagogy; integration of educational approaches; health-saving competence; scientific approach.

Введение. В настоящее время, в результате существенного снижения уровня здоровья населения, в том числе и молодых людей, обучающихся в вузах, педагогические и медицинские работники испытывают потребность в разработке и успешной реализации в практике высшего образования теории

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.