Научная статья на тему 'Дефиниции и обобщения в педагогике физической культуры и спорта'

Дефиниции и обобщения в педагогике физической культуры и спорта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕФИНИЦИИ / ОБОБЩЕНИЯ / СПОРТИВНЫЕ МЕНЕДЖЕРЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ТЕЗАУРУС / ЛИЧНОСТЬ / ПЕДАГОГИКА / DEFINITIONS / GENERALIZATIONS / SPORTS MANAGERS / PHYSICAL CULTURE / THESAURUS / PERSONALITY / PEDAGOGICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова Александра Федоровна, Лобашова Арина Александровна, Мосеева Людмила Ивановна

На примере педагогики физической культуры и спорта в статье показана взаимосвязь и взаимовлияние дефиниций и обобщений. Определена их роль в построении тезауруса и обоснована его структура с выделением конструктов, границ простираемости и отличительных признаков. Основное внимание уделено формированию ядра и оболочки освоения исследователями дефиниций и обобщений в системе подготовки будущих спортивных менеджеров в вузе физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Попова Александра Федоровна, Лобашова Арина Александровна, Мосеева Людмила Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEFINITIONS AND GENERALIZATIONS IN PEDAGOGY OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT

On the example of pedagogics of physical culture and sport the interrelation and interference of definitions and generalizations is shown. Their role in creation of the thesaurus is defined and its structure with allocation of constructs, limits of pro-erasability and distinctive signs is proved. The main attention is paid to formation of a kernel and cover of development by researchers of definitions and generalizations in the system of training of future sports managers in higher education institution of physical culture.

Текст научной работы на тему «Дефиниции и обобщения в педагогике физической культуры и спорта»

занятия спортом. Именно здоровый образ жизни, в основе которого лежит, прежде всего, достаточная двигательная активность, считается одним из мощных немедикаментозных факторов оздоровления населения, который позволяет в полной мере развернуться адаптивным процессам и увеличить его жизнестойкость [8, C. 63].

Выводы. Таким образом, в заключение, необходимо отметить, что занятия физической культурой и спортом, играют очень важную роль в жизнедеятельности студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья, непосредственно решая их психологические и социальные проблемы. Подобные практики увеличивают продуктивность, улучшают работоспособность, поднимают настроение, снимают стресс и эмоциональное напряжение, тренируют мышцы, улучшают умственные и физические качества и значительно повышают уровень не только психического, но и социального здоровья, открывают большие возможности для социализации таких студентов. На наш взгляд, для занятий активной деятельностью, каждому «особенному» студенту нужна мотивация, которую он мог бы сформировать из собственных желаний, предпочтений и целей, которые обязательно нужно учесть, установить и уверенно, целенаправленно к ним стремиться, так как от этого зависит не только его психологическая, но и социальная составляющие, как востребованного, полноценного члена современного общества.

Литература:

1. Методологические аспекты адаптивной физической культуры и спорта [текст] [Электронный ресурс] //https://helpiks.org: [сайт]. [2018]. URL: доступ https://helpiks.org/9-47079.html:свободный (дата обращения 09. 01. 2019).

2. Сколько инвалидов в России [текст] [Электронный ресурс] // https:kommersant.ru: [сайт]. [2018]. URL: доступ https: // https: // www.kommersant.ru/doc/3622120: свободный (дата обращения 09. 01. 2019).

3. Всемирный доклад об инвалидности. Всемирная организация здравоохранения [текст] [Электронный ресурс]. //https://who.int: [сайт]. [2011]. URL: доступ https: www.who.int / disabilities / world_report / 2011 / accessible_ru.pdf? ua=1: свободный (дата обращения 10. 01. 2019).

4. Ивойлова И. Без Брайля и тьютора. Почему большинство вузов не готовы учить студентов-инвалидов. / Российская газета. Федеральный выпуск №5359 (280). Рубрика: Общество. 10.12.2010. [текст] [Электронный ресурс]. //https://rg.ru: [сайт]. [2010]. URL: доступ https: https://rg.ru/2010/12/10/brajl.html/: свободный (дата обращения 12. 01. 2019).

5. Инвалидность и реабилитация. Глобальный план ВОЗ по инвалидности на 2014-2021 гг. Всемирная организация здравоохранения [текст] [Электронный ресурс]. // https://who.int: [сайт]. [2014]. URL: доступhttps:https://www.who.int/disabilities/actionplan/ru/: свободный (дата обращения 10. 01. 2019).

6. Журавская Н.В. Двигательная активность в контексте формирования физической культуры личности [текст] / Н.В. Журавская // Научно-теоретический журнал «Ученые записки». 2009. № 9(55) - С. 38-43.

7. Статья: Самостоятельные занятия физической культурой [Электронный ресурс] // ronl.ru: [сайт]. [2011]. URL: доступ https://www.ronl.ru/stati/fizra_i_sport/214474/ свободный (дата обращения 09. 04. 2018).

8. Калинин В. М. Вопросы здоровья человека и его связь с двигательной активностью [текст] / В. М. Калинин // Вестник КемГУ. 2009. №2. - С. 62-65.

Педагогика

УДК: 796.01:378

доктор педагогических наук, профессор Попова Александра Фёдоровна

Уральский государственный университет физической культуры (г. Челябинск); кандидат педагогических наук, доцент Лобашова Арина Александровна Уральский государственный университет физической культуры (г. Челябинск); кандидат биологических наук, доцент Мосеева Людмила Ивановна

Уральский государственный университет физической культуры (г. Челябинск)

ДЕФИНИЦИИ И ОБОБЩЕНИЯ В ПЕДАГОГИКЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Аннотация. На примере педагогики физической культуры и спорта в статье показана взаимосвязь и взаимовлияние дефиниций и обобщений. Определена их роль в построении тезауруса и обоснована его структура с выделением конструктов, границ простираемости и отличительных признаков. Основное внимание уделено формированию ядра и оболочки освоения исследователями дефиниций и обобщений в системе подготовки будущих спортивных менеджеров в вузе физической культуры.

Ключевые слова: дефиниции, обобщения, спортивные менеджеры, физическая культура, тезаурус, личность, педагогика.

An^tatton. On the example of pedagogics of physical culture and sport the interrelation and interference of definitions and generalizations is shown. Their role in creation of the thesaurus is defined and its structure with allocation of constructs, limits of pro-erasability and distinctive signs is proved. The main attention is paid to formation of a kernel and cover of development by researchers of definitions and generalizations in the system of training of future sports managers in higher education institution of physical culture.

Keywords: definitions, generalizations, sports managers, physical culture, thesaurus, personality, pedagogics.

Введение. Современная практика обучения, подготовки и переподготовки кадров для различных отраслей национальной экономики требует постоянного творческого совершенствования педагогических кадров высшей школы. Решение этой задачи, в свою очередь, предъявляет новые требования к структуре и содержанию образования в различных учебных заведениях инфраструктуры физической культуры и спорта.

Результаты многолетних теоретических и экспериментальных исследований приводят к выводу о необходимости реализации в образовательном процессе концепций развивающего обучения и воспитания. От их успешной разработки во многом будет зависеть общая ориентация педагогической мысли и практики. Сущность этих проблем кратко можно выразить так: определяют ли обучение и воспитание молодого человека процессы его личностного психического становления, и если определяют, то нельзя ли установить характер связи обучения и воспитания с развитием профессионально значимых качеств?

Изложение основного материала статьи. На наш взгляд, задачам вузовской реформы соответствует лишь теория, учитывающая развивающую роль обучения и воспитания в становлении личности студента и ориентированная на поиск психолого-педагогических средств, с помощью которых можно оказать существенное влияние как на общее развитие студентов, так и на развитие их специальных способностей в сфере спортивного менеджмента [9].

Реформа образования, которая носит у нас в стране непрерывный и затяжной характер, обусловила проникновение в теорию и практику отечественной педагогической мысли новых идей, подходов, принципов, форм организации и методов реализации процессов образования и воспитания. К таковым мы относим и «педагогическую технологию», которая может быть представлена как один из современных подходов к организации и осуществлению учебно-воспитательного процесса, и как принцип его организации, и как метод его реализации, и как способ построения обучения и воспитания одновременно. В зависимости от аспекта анализа и интерпретации педагогическая технология может быть воспринята с разных позиций [5].

Авторы, считающие педагогическую технологию новым подходом в реализации образовательной практики, исходили из нескольких факторов. Во-первых, целые поколения педагогов прошлого столетия не изучали дисциплины подобной ориентации в процессе профессионально-педагогической подготовки в вузах физической культуры. Педагогическая технология не входила и в содержание процесса повышения квалификации ППС. Во-вторых, технологический подход к педагогическим явлениям не освещался в педагогической литературе как метод преподавания учебных дисциплин. В-третьих, проблемы педагогической технологии не обсуждались на научных, научно-практических или научно-методических конференциях и симпозиумах. В-четвертых, традиционный методический подход к преподаванию учебных дисциплин и управлению системой образования в вузе физической культуры рассматривался в качестве единственно возможного и безальтернативного.

За последние два десятилетия взгляды на существующую систему общего и специального образования сильно изменились: в обществе складывается мнение, что содержание и методы его реализации должны быть кардинально перестроены (и прежде всего в отношении образования личности будущего спортивного менеджера). Исходя из этого тезиса, мы и приступаем к основной части нашей работы, представленной ниже в виде результатов исследования взаимосвязи и взаимообусловленности дефиниций и обобщений в педагогике физической культуры и спорта. Их целевая установка - разработка тезауруса педагогических технологий образования личности спортивного менеджера в вузе физической культуры.

Результаты исследования. Тезаурус - толкователь и классификатор педагогических понятий с указанием взаимосвязей между ними, дающий системное представление о педагогике физической культуры и спорта (ФКиС), включая общеметодологические вопросы развития физкультурно-спортивной деятельности и педагогических технологий, используемых в вузе физической культуры при подготовке к практической деятельности будущих спортивных менеджеров.

Тезаурус (в нашем представлении) может быть использован в качестве справочного издания для физкультурно-спортивных организаций и специалистов, занимающихся педагогикой ФКиС. Овладев им (и прежде всего творческим мышлением), можно легче освоить спортивный менеджмент. Такая его оценка с позиций педагогических технологий, используемых в вузе физической культуры, основана на следующих доводах:

1) педагогика ФКиС является на сегодняшний день синтезом теоретических знаний о новых подходах в реализации образовательной практики;

2) уровень рассмотрения социально-психологических явлений в педагогическом управлении обусловлен высокой методологической культурой мышления, соединяющей требования системного подхода с необходимой конкретизацией деталей с позиций практического подхода;

3) глобальной идеей и лейтмотивом педагогики ФКиС является изучение процессов принятия управленческих решений в условиях риска и неопределенности, преподавания учебных дисциплин и управления системой образования в рассматриваемой сфере национальной экономики.

Основополагающей методологической установкой построения тезауруса является принцип отложенной выгоды. Он вводит в поле педагогического анализа внешние факторы, влияющие на принятие решений спортивными менеджерами. Их (эти факторы) следует оценивать с учетом потенциальных возможностей использования в процессе производства физкультурно-спортивных услуг и товаров. Чтобы оценка была объективной, она должна основываться на знании свойств используемых явлений. Необходимо определить, как они связаны друг с другом, как влияют друг на друга, к чему это может привести [6]. Подобная оценка входит в сферу физкультурно-спортивной деятельности и образа мышления ее лидеров (руководителей). Это вводит в обзор и использование такого понятия, как «деловой успех» - личностный и коллективный [7].

Отметим также, что основополагающей теорией, лежащей в основе построения тезауруса педагогических технологий, является теория ожидаемой полезности. Именно она является ключевой моделью принятия управленческих решений, направленных на повышение эффективности физкультурно-спортивной деятельности, что обеспечивается ростом доверительности отношений на макро- и микроуровне в условиях развивающихся возможностей физической культуры и спорта.

Таблица 1

Структура тезауруса педагогических технологий образования личности спортивного менеджера

Основные конструкты Основополагающие знания Гнезда понятий

1. Общая характеристика педагогики ФКиС Предмет, объект, интерпретация принципа эффективности (оптимизации), моделирование физкультурно-спортивной деятельности (ФСД), деловой успех Личность, творческое мышление, педагогическая технология ФКиС, активные методы обучения, теория развивающего обучения

2. Условия эффективного развития педагогики ФКиС Экономическая и правовая (налоговая) системы, институты рыночного развития, нормативно-регулирующий аппарат в пространстве физической культуры и спорта Дидактический базис, движущие силы педагогического процесса, системообразующие компоненты, концепция образования, институционализм

3. Управление в рамках педагогики ФКиС Педагогическое управление, медели и инструментарий для принятия управленческих решений, качество и эффективность управленческой деятельности Внимание, управление качеством образования, ценности спортивной деятельности, формирующий эксперимент

4. Практическая направленность действий Организационное культуростроение, логистические цепочки осуществления физкультурно-спортивной деятельности, бизнес-процессы, спортивный менеджмент Компетенция, лидерство в спорте, спортивная деятельность, педагогическая система доверия в спортивном предпринимательстве

5. Воспроизводство в системе ФСД Структура, инструменты и методы, инвестирование инновационных процессов, формы финансирования и логистизации ФСД Система образования, стратегия организации, педагогическое проектирование, структура образования

6. Научные направления педагогики ФКиС Факторы физкультурно-спортивной деятельности, ориентация на качество управленческих решений, целевые модели творческой деятельности Воображение, инкультурация, фантазия, социализация, фасилитация

Структура тезауруса, построенная с учетом указанного принципа и основополагающей теории, определяется рядом дефиниций и обобщений. Особую роль при этом играет:

1) систематизация (гнезда) понятий (определение родового признака, выделение содержания и формы, характеристика возникающего в результате их взаимодействия системного качества);

2) выделение конструктов, используемых для верификации имеющихся знаний (предмет деятельности, ее экономическое содержание, правовая форма физкультурно-спортивной организации, внутриорганизационные институты);

3) логика изложения, учитывающая различные уровни формирования знаний и оценки его результатов (формирование представлений в категориях «бытия» и «сущности», представления последней через «явления», оценка «действительности») [2].

В любом учебнике (монографии, посвященной педагогике ФКиС) насчитывается около 2000 понятий. Однако в состав тезауруса входят далеко не все из них (таблица 1). В этой же таблице названы «основные конструкты» и «основополагающие знания», определяющие педагогику ФКиС.

Нами выделено 30 понятий (третья колонка таблицы 1). Первые шесть, входящие в «общую характеристику педагогики ФКиС», составляют ядро педагогики ФКиС, а остальные 24 - ее оболочку.

Далее будет идти речь о понятийном аппарате ядра педагогики ФКиС. Имеются в виду следующие дефиниции.

1 Личность - В. В. Давыдов, развивая мысль Э. В. Ильенкова, выделил важные черты, характеризующие подлинную личность: способность чутко улавливать новые общественные потребности; умение подчинять им задачи собственной деятельности; способность действовать по собственному убеждению; способность проявлять твердую волю и характер. Отмеченное, прежде всего, касается спортивной (социальной, теоретической, экономической) личности.

2 Творческое мышление - способность самоорганизующейся системы решать такие задачи, результаты и способы решения которых не имелись в ее прежнем опыте, а были выработаны путем новых, ранее не совершаемых взаимодействий с объектами внешнего мира или прошлого опыта.

3 Педагогическая технология ФКиС - комплексный интегративный процесс, включающий людей, идеи, средства и способы организации деятельности для анализа проблем планирования и управления решением проблем, охватывающих все аспекты усвоения знаний.

4 Активные методы обучения - способы и средства передачи и освоения новых норм культурно-профессиональной деятельности в сфере ФКиС. Прежде всего, это методы анализа ситуаций, деловые, операционные, дидактические, организационно-обучающие игры.

5 Теория развивающего обучения - раскрывает содержание творческого мышления и присущий ему способ решения познавательных задач и формирования новых знаний, который принято называть способом восхождения от абстрактного к конкретному. Речь идет о знаниях, усвоение которых осуществляется при решении учебных (или проблемных) задач посредством особых действий (преобразования условий задачи, моделирования, контроля, оценки и т.д.).

6 Концепция образования - система развернутого изложения и обоснования доктрины образования, основных тенденций, закономерностей и императивов его развития, сопряженных с логикой цивилизованного развития и развития отечественной культуры, науки, экономики, социально-политической организации общества, а также оснований и механизмов организации (Н. А. Селезнева, Ю. Г. Татур).

Обратим далее внимание на «основные конструкты», имеющие отношение к обобщению в рамках педагогики ФКиС. Их семь:

1) общая характеристика педагогики ФКиС;

2) условия эффективного развития педагогики ФКиС;

3) управление в рамках педагогики ФКиС;

4) практическая направленность действий;

5) воспроизводство в системе физкультурно-спортивной деятельности (ФСД);

6) образование в вузе физической культуры;

7) научные направления педагогики ФКиС.

В качестве обобщения подчеркнем, что посредством тезауруса особый акцент в изложении материала делается на его логичность в соответствии с принципом субординации и координации. Алгоритм такого изложения следующий: бытие (восприятие объекта) - сущность (его существование) - явление (конкретные черты сущности) - действенность (связь с другими явлениями в рамках дефиниций и обобщений в педагогике ФКиС).

Выводы. Обобщения в науке позволяют контролировать направленность проводимых исследований, а дефиниции - устанавливать отличительные признаки предмета этих исследований. Их суть определяется также границами простираемости ядра и оболочки, а также определениями основополагающих и уточняющих понятий.

Заключая, приведем также слова авторов работы «Истина и культура философского мышления» [1]: «Каждая новая категория начинается с ноль-определения, выявляет свою противоречивость и отрицательность, единство основы и производных от него состояний, механизмы самоотражения и инстинности каждого момента. Каждое новое понятие «становится в строй с левого фланга», получая в качестве определения все, что было до него, одновременно дополняя собой рассмотренные ранее понятия, образующие его определения. Каждый новый шаг, дополняя предыдущие шаги развития, определяется ими же. Причем дополнение происходит в двух ракурсах: во-первых, новое понятие продолжает общую цепочку развития материи-абсолюта, во-вторых, каждое новое понятие заставляет возвращаться в каждой пройденной ступени в отдельности, чтобы еще раз пройти уже пройденный путь». Думается, это как раз то, о чем мы и хотели сказать в нашей работе, посвященной дефинициям и обобщениям в педагогике ФКиС.

Литература:

1. Бенин, В. Л. Истина и культура философского мышления / В. Л. Бенин, В. С. Хазиев. - Уфа: Валант, 2008. - 176 с.

2. Дятел, Е. П. Экономика предприятия. Тезаурус / Е. П. Дятел. - Екатеринбург: УрГЭУ, 2000. - 190 с.

3. Неверкович, С. Д. Инкультуризация как метапредмет спортивной педагогики / С. Д. Неверкович, А. А. Попова // Спортивный психолог. - 2013. - № 3 (30). - С. 50-60.

4. Неверкович, С. Д. Педагогическая импровизация как компонент творческой деятельности / С. Д. Неверкович // Философия университетской педагогики и экономики. - Магнитогорск: МГТУ, 2013. -С. 31-37.

5. Педагогика физической культуры и спорта / Под ред. С. Д. Неверковича. - М.: Академия, 2010. - 336 с.

6. Попова, А. А. Технология активного обучения спортивных менеджеров в высших учебных заведениях / А. А. Попова // Социально-экономические и педагогические аспекты менеджмента и маркетинга в процессе подготовки специалистов для работы в сфере ФКСиТ. - Волгоград: ВГАФК, 2016. - 188 с.

7. Попова, А. А. Педагогика и экономика делового успеха / А. А. Попова. - М.: РГУФКСМиТ, 2016. - 129 с.

8. Попова, А. Ф. Освоение профессиональной культуры в вузе спортивной направленности: личностно-ориентированный подход / А. Ф. Попова. - Челябинск: УралГУФК, 2011. - 188 с.

9. Теория и практика менеджмента физкультурно-спортивных организаций / А. Н. Попов, С. А. Шульмин. - LAP LAMBERT Academic Publishing. - 2018. - 270 с.

10. Формирование профессиональной культуры спортивного менеджера / А. Н. Попов, В. Р. Шакиров. -Челябинск: УралГУФК, 2018. - 176 с.

Педагогика

УДК: 378.1

кандидат педагогических наук Поторочин Андрей Георгиевич

Ижевский институт (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Всероссийский государственный университет юстиции» (г. Ижевск); кандидат педагогических наук Зашихин Валерий Сергеевич

Ижевский институт (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Всероссийский государственный университет юстиции» (г. Ижевск)

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКИХ ВУЗОВ

Аннотация. Актуальность темы обусловлена тем, что в связи со сложностью задач, решаемых правоохранительными органами на современном этапе, предъявляются повышенные требования к уровню готовности выпускников к профессиональной деятельности, связанной с применением методов силового воздействия.

В результате социологического исследования выявлен низкий уровень готовности студентов, обучающихся по специальности «Правоохранительная деятельность» к этой деятельности.

Разработана методика формирования готовности студентов к деятельности, связанной с применением методов силового воздействия, основное содержание которой составляет описание последовательности этапов, закономерно проходящих через всякое новое действие человека в процессе своего формирования, а также условий, которые необходимо обеспечить для получения действий с заранее намеченными, заданными свойствами.

Педагогический эксперимент по разработанной методике показал достоверные улучшения мотивационно-ценностного, оценочного, информационного и операционного компонентов готовности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.