Научная статья на тему 'Методика формирования готовности к профессиональной деятельности студентов юридических вузов'

Методика формирования готовности к профессиональной деятельности студентов юридических вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКИЙ ВУЗ / СТУДЕНТЫ / МЕТОДЫ СИЛОВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГОТОВНОСТЬ / LAW UNIVERSITY / STUDENTS / METHODS OF POWER INFLUENCE / PROFESSIONAL ACTIVITY / READINESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поторочин Андрей Георгиевич, Зашихин Валерий Сергеевич

Актуальность темы обусловлена тем, что в связи со сложностью задач, решаемых правоохранительными органами на современном этапе, предъявляются повышенные требования к уровню готовности выпускников к профессиональной деятельности, связанной с применением методов силового воздействия. В результате социологического исследования выявлен низкий уровень готовности студентов, обучающихся по специальности «Правоохранительная деятельность» к этой деятельности. Разработана методика формирования готовности студентов к деятельности, связанной с применением методов силового воздействия, основное содержание которой составляет описание последовательности этапов, закономерно проходящих через всякое новое действие человека в процессе своего формирования, а также условий, которые необходимо обеспечить для получения действий с заранее намеченными, заданными свойствами. Педагогический эксперимент по разработанной методике показал достоверные улучшения мотивационно-ценностного, оценочного, информационного и операционного компонентов готовности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Поторочин Андрей Георгиевич, Зашихин Валерий Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF FORMATION OF READINESS FOR PROFESSIONAL ACTIVITY OF LAW STUDENTS

Тhe relevance of the topic is due to the fact that due to the complexity of the tasks solved by law enforcement agencies at the present stage, there are increased requirements for the level of readiness of graduates to professional activities associated with the use of methods of force. As a result of sociological research the low level of readiness of the students trained in the specialty "law Enforcement activity" to this activity is revealed. The method of formation of readiness of students for activities related to the use of methods of force, the main content of which is a description of the sequence of stages, naturally passing through any new human action in the process of its formation, as well as the conditions that must be provided to obtain actions with pre-planned, specified properties. Pedagogical experiment on the developed method showed significant improvements of motivational-value, evaluation, information and operational components of readiness of students.

Текст научной работы на тему «Методика формирования готовности к профессиональной деятельности студентов юридических вузов»

2) условия эффективного развития педагогики ФКиС;

3) управление в рамках педагогики ФКиС;

4) практическая направленность действий;

5) воспроизводство в системе физкультурно-спортивной деятельности (ФСД);

6) образование в вузе физической культуры;

7) научные направления педагогики ФКиС.

В качестве обобщения подчеркнем, что посредством тезауруса особый акцент в изложении материала делается на его логичность в соответствии с принципом субординации и координации. Алгоритм такого изложения следующий: бытие (восприятие объекта) - сущность (его существование) - явление (конкретные черты сущности) - действенность (связь с другими явлениями в рамках дефиниций и обобщений в педагогике ФКиС).

Выводы. Обобщения в науке позволяют контролировать направленность проводимых исследований, а дефиниции - устанавливать отличительные признаки предмета этих исследований. Их суть определяется также границами простираемости ядра и оболочки, а также определениями основополагающих и уточняющих понятий.

Заключая, приведем также слова авторов работы «Истина и культура философского мышления» [1]: «Каждая новая категория начинается с ноль-определения, выявляет свою противоречивость и отрицательность, единство основы и производных от него состояний, механизмы самоотражения и инстинности каждого момента. Каждое новое понятие «становится в строй с левого фланга», получая в качестве определения все, что было до него, одновременно дополняя собой рассмотренные ранее понятия, образующие его определения. Каждый новый шаг, дополняя предыдущие шаги развития, определяется ими же. Причем дополнение происходит в двух ракурсах: во-первых, новое понятие продолжает общую цепочку развития материи-абсолюта, во-вторых, каждое новое понятие заставляет возвращаться в каждой пройденной ступени в отдельности, чтобы еще раз пройти уже пройденный путь». Думается, это как раз то, о чем мы и хотели сказать в нашей работе, посвященной дефинициям и обобщениям в педагогике ФКиС.

Литература:

1. Бенин, В. Л. Истина и культура философского мышления / В. Л. Бенин, В. С. Хазиев. - Уфа: Валант, 2008. - 176 с.

2. Дятел, Е. П. Экономика предприятия. Тезаурус / Е. П. Дятел. - Екатеринбург: УрГЭУ, 2000. - 190 с.

3. Неверкович, С. Д. Инкультуризация как метапредмет спортивной педагогики / С. Д. Неверкович, А. А. Попова // Спортивный психолог. - 2013. - № 3 (30). - С. 50-60.

4. Неверкович, С. Д. Педагогическая импровизация как компонент творческой деятельности / С. Д. Неверкович // Философия университетской педагогики и экономики. - Магнитогорск: МГТУ, 2013. -С. 31-37.

5. Педагогика физической культуры и спорта / Под ред. С. Д. Неверковича. - М.: Академия, 2010. - 336 с.

6. Попова, А. А. Технология активного обучения спортивных менеджеров в высших учебных заведениях / А. А. Попова // Социально-экономические и педагогические аспекты менеджмента и маркетинга в процессе подготовки специалистов для работы в сфере ФКСиТ. - Волгоград: ВГАФК, 2016. - 188 с.

7. Попова, А. А. Педагогика и экономика делового успеха / А. А. Попова. - М.: РГУФКСМиТ, 2016. - 129 с.

8. Попова, А. Ф. Освоение профессиональной культуры в вузе спортивной направленности: личностно-ориентированный подход / А. Ф. Попова. - Челябинск: УралГУФК, 2011. - 188 с.

9. Теория и практика менеджмента физкультурно-спортивных организаций / А. Н. Попов, С. А. Шульмин. - LAP LAMBERT Academic Publishing. - 2018. - 270 с.

10. Формирование профессиональной культуры спортивного менеджера / А. Н. Попов, В. Р. Шакиров. -Челябинск: УралГУФК, 2018. - 176 с.

Педагогика

УДК: 378.1

кандидат педагогических наук Поторочин Андрей Георгиевич

Ижевский институт (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Всероссийский государственный университет юстиции» (г. Ижевск); кандидат педагогических наук Зашихин Валерий Сергеевич

Ижевский институт (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Всероссийский государственный университет юстиции» (г. Ижевск)

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКИХ ВУЗОВ

Аннотация. Актуальность темы обусловлена тем, что в связи со сложностью задач, решаемых правоохранительными органами на современном этапе, предъявляются повышенные требования к уровню готовности выпускников к профессиональной деятельности, связанной с применением методов силового воздействия.

В результате социологического исследования выявлен низкий уровень готовности студентов, обучающихся по специальности «Правоохранительная деятельность» к этой деятельности.

Разработана методика формирования готовности студентов к деятельности, связанной с применением методов силового воздействия, основное содержание которой составляет описание последовательности этапов, закономерно проходящих через всякое новое действие человека в процессе своего формирования, а также условий, которые необходимо обеспечить для получения действий с заранее намеченными, заданными свойствами.

Педагогический эксперимент по разработанной методике показал достоверные улучшения мотивационно-ценностного, оценочного, информационного и операционного компонентов готовности студентов.

Ключевые слова: юридический вуз, студенты, методы силового воздействия, профессиональная деятельность, готовность.

Annotation. The relevance of the topic is due to the fact that due to the complexity of the tasks solved by law enforcement agencies at the present stage, there are increased requirements for the level of readiness of graduates to professional activities associated with the use of methods of force.

As a result of sociological research the low level of readiness of the students trained in the specialty "law Enforcement activity" to this activity is revealed.

The method of formation of readiness of students for activities related to the use of methods of force, the main content of which is a description of the sequence of stages, naturally passing through any new human action in the process of its formation, as well as the conditions that must be provided to obtain actions with pre-planned, specified properties.

Pedagogical experiment on the developed method showed significant improvements of motivational-value, evaluation, information and operational components of readiness of students.

Keywords: law University, students, methods of power influence, professional activity, readiness.

Введение. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что на современном этапе правоохранительные органы решают сложные задачи, связанные с ростом преступности, напряжённой оперативной обстановкой в стране, угрозами террористического характера и иных противоправных экстремистских проявлений.

В соответствии с нормативно-правовыми актами, регламентирующими деятельность правоохранительных органов, в ситуациях пресечения преступлений и административных правонарушений, сотрудник имеет право применять методы силового воздействия (О судебных приставах: федеральный закон РФ от 21.07.1997 № 118-ФЗ; О полиции: федеральный закон РФ от 07.02.2011 № З-ФЗ; О войсках национальной гвардии Российской Федерации: федеральный закон РФ № 226-ФЗ; Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы: федеральный закон РФ от 28.12.2016 № 503-Ф3).

Анализ научной литературы показал, что современные ученые уделяют большое внимание изучению готовности к профессиональной деятельности.

По мнению ряда авторов, занимающихся исследованием данной проблемы в правоохранительных органах, именно направление профессиональной деятельности, связанной с применение физической силы, специальных средств и оружия предъявляет наиболее высокие требования к уровню физической готовности сотрудников [3, 4, 5].

Рассматривая процесс психологической готовности студентов к будущей профессиональной деятельности, А.И. Ганиева и А.В. Мирук пришли к выводу, что она «обеспечивается созданием и внедрением в учебную деятельность системы заданий, направленных на формирование личностного, целостного представления о себе; развитие навыков самопознания; оптимизацию эмоционального состояния; осознание профессиональных ценностей и принципов, а также развитие профессиональной уверенности и способности к прогнозированию» [2].

Для успешного формирования общекультурных и профессиональных компетенций студентов юридических вузов на занятиях по физической культуре, по мнению Ю.В. Подураева, необходимо развитие учебно-спортивной базы, а также использование современных средств обучения: занятия на открытой местности с элементами рукопашного боя и огневой подготовки (прохождение полосы препятствий с отражением нападения, пейнтбол, электронный тир) [6].

Таким образом, можно сделать вывод, что методика формирования готовности к профессиональной деятельности, связанной с применением методов силового воздействия должна базироваться на развитии профессионально важных физических способностей, личностных качеств, создание определенных психолого-педагогических условий и использование в учебном процессе современных средств обучения.

Изложение основного материала статьи. Анализ служебной деятельности, связанной с применением методов силового воздействия, показал, что успешность действий определяется готовностью сотрудника, которая представляет собой сложное комплексное образование, сплав мотивационно-ценностного, оценочного, информационного и операционного компонентов, имеющих динамическую структуру с функциональными зависимостями [7].

Результаты, проведенного исследования свидетельствуют о том, что состояние готовности к служебной деятельности, связанной с применением методов силового воздействия, студентов юридических вузов, обучающихся по специальности «Правоохранительная деятельность» не соответствует тем требованиям, которые предъявляет эта деятельность к сотрудникам правоохранительных органов [7].

Решение данной проблемы видится во внедрении в учебный процесс методики формирования готовности, разработанной на основе теории П.Я. Гальперина, основное содержание которой составляет описание последовательности этапов, закономерно проходящих через всякое новое действие человека в процессе своего формирования, а также условий, которые необходимо обеспечить для получения действий с заранее намеченными, заданными свойствами [1].

Методика формирования готовности к профессиональной деятельности, связанной с применением методов силового воздействия, основана на том, что учебная деятельность строится как модель реальной. Целенаправленно управлять этой деятельностью возможно благодаря тому, что она разделяется на составные части - конкретные действия, а иногда и на более мелкие - операции. Педагогический процесс заключается в том, что преподаватель совершает планомерный поэтапный переход от формирования действий к формированию деятельности.

На первом этапе изучение нового материала начинается с краткого ознакомления с ситуациями, в которых применяется данный прием (действие). Для этого используется фрагмент видеоматериала. Воздействие основано на известной закономерности: явления, воспринимаемые зрением, быстро и без труда запечатляются в сознании и, действуя на уровне первой сигнальной системы, дают конкретные образцы для подражания, тем самым активно формируют сознание, убеждения, активизируют деятельность.

По необходимости видеозапись останавливается, и даются дополнительные пояснения по способам решения задачи. Затем изучаемый материал демонстрируется в боевом, медленном темпе и по частям. При

этом обязательно обращается внимание на внешние условия, в которых прием будет выполняться: поведение правонарушителей, погодные условия, особенности местности и т.д.

Проводится экспресс-опрос, в который включаются вопросы по теории и методике физической подготовки и правомерности применения методов силового воздействия.

На основе представления, которое формируется в результате просмотра видеоматериала, объяснения, восприятия показанных движений, формируется схема ориентировочной основы деятельности (ООД). Это дает предпосылки для формирования действия (деятельности) в начальной, материализованной форме. Для этого преподаватель последовательно выполняет изучаемое действие и словесно описывает весь процесс его освоения. При этом студенты, ориентируясь на систему материальных регуляторов, медленно повторяют всю схему ООД (в качестве наглядного ориентира на экране в зале транслируется последовательность выполнения всех операций). После 3-4 повторений преподаватель использует только метод слова без демонстрации приема, громко проговаривая всю последовательность выполнения изучаемого действия (число повторений: 4-6 раз).

На следующем этапе обучаемые выполняют те же операции в медленном темпе (чтобы не пропустить не одну фазу приема), при этом сопровождают свои действия громким проговариванием вслух (4-6 раз). Затем задачу усложняем - обучаемые проговаривают последовательность своих действий и демонстрируют прием в медленном темпе, опираясь на хорошо знакомые представления об отдельных его элементах. Громкое проговаривание приводит к прочному запоминанию схемы ООД и позволяет преподавателю контролировать процесс обучения.

Для того чтобы сформировать устойчивый навык выполнения приема, изменяются внешние условия: занятия проводятся на учебных объектах полигона в полевой форме, с использованием ножей с металлическими клинками, массогабаритных макетов оружия. Обучаемые вначале проговаривают свои действия, затем их выполняют, стараясь не обращать внимания на сбивающие факторы. Это способствует формированию обобщенности, овладению методом решения задач данного класса, поскольку вырабатывается навык мысленного выделения закономерности, инвариантного признака в каждом отдельном случае.

Затем создаются различные проблемные ситуации. Обучаемые мысленно решают задачу, проговаривают вслух последовательность своих действий в соответствии с правовыми актами - выполняют тот или иной прием в зависимости от ситуации. Когда студенты достигают уверенного выполнения поставленной задачи, громкое проговаривание убирается. После чего ООД усваивалась в форме внутренней речи и значительно сокращается в осознаваемой части.

На этом этапе обучаемые отрабатывают изучаемое действие в следующем порядке: условно-целевое задание - мысленное решение задачи - практическое решение - объяснение последовательности своих действий в соответствии с правовыми и моральными нормами сотрудников правоохранительных органов (число повторений: один раз каждое задание).

На завершающем этапе занятия проводятся на полосе препятствий и учебном полигоне («подвал-лабиринт», «лестничная площадка», «автомобиль», «лесопарковая зона» и т.п.). На учебных объектах полигона моделируются ситуации, которые требуют от студентов умения выбрать способ решения поставленной задачи. При прохождении полосы препятствий вводятся элементы единоборств. На этом этапе широко применяются учебно-тренировочные поединки по борьбе, кулачному и рукопашному бою. Во время таких занятий целенаправленно изменяется внутреннее состояние обучаемых: задания выполняются на фоне нарастающего утомления; создаются помехи, которые заставляют обучаемых переключать внимание на другие объекты (телефонный звонок, шум подъезжающего автомобиля, громкий звук); помехи эмоционального характера (окровавленный труп, крики, стрельба) и т.д. После выполнения задания студенты анализируют свои действия и сопоставляют их с экспертной оценкой.

Развернутая форма применяется только при изучении нового, незнакомого материала. Но если применение поэтапного формирования происходит последовательно, то наступает совмещение этапов.

Для успешного обучения важно, чтобы у студентов была достаточно сильная мотивация к овладению деятельностью в виде желания учиться, интереса к профессии. Поэтому в нашей методике значительная часть психолого-педагогических воздействий направлена на формирование положительной мотивации, осознание студентами важности занятий физической подготовкой для будущей профессиональной деятельности. При этом непременным условием, обеспечивающим формирование положительного мотивированного отношения к физической культуре, является приобретение знаний по теории и методике физического воспитания и содержанию профессиональной деятельности.

Предыдущие условия выполняются наиболее успешно, когда у студентов проявляется повышенный интерес к занятиям физической культурой. Это достигается введением элементов новизны, что создает психологическую основу и играет роль стартового механизма в актуализации эмоционального состояния студентов, в мобилизации их психических и физических резервов, что, в свою очередь, является непременным условием формирования действий с заданными свойствами, необходимыми для успешного осуществления профессиональной деятельности: сознательности и обобщенности.

Моделирование ситуаций возможно при условии материально-технического обеспечения: спортивный инвентарь (защитное снаряжение, макеты оружия); средства имитации (дымовые шашки; громкая связь для трансляции выстрелов, криков); комплексная полоса препятствий; полигон.

Для осуществления такой подготовки преподавателям кафедр физической культуры необходимо переосмыслить функции преподаваемой дисциплины, которая должна из объекта изучения становиться средством развития личности студента.

Только при соблюдении вышеперечисленных психолого-педагогических условий возможно успешное формирование готовности к профессиональной деятельности, связанной с применением методов силового воздействия по разработанной методике.

Результаты экспериментальной работы показали, что мотивы, определяющие профессиональную направленность личности, повышения уровня специальных знаний, стали не только понимаемыми, но и реально действующими.

Мотив занятий физической культурой «для будущей профессиональной деятельности» для 90,2 % студентов стал доминирующим (до формирующего эксперимента этот мотив отметило всего 64,6 %). При этом наблюдается достоверность различий (при р < 0,05). Данный факт свидетельствует о том, что студенты

осознали важность занятий физической культурой и спортом для будущей профессиональной деятельности. Это можно связать с тем, что значительно повысился уровень знаний об объекте деятельности.

Второй по значимости мотив «для поддержания хорошего самочувствия» до формирующего эксперимента отметило 50,0 %, после - 66,1 %.

Вышеизложенное подтверждает то, что под влиянием психолого-педагогических воздействий у студентов сформировалось положительное мотивационно-ценностное отношение к занятиям физической культурой, в результате чего увеличилось количество респондентов, регулярно занимающихся в спортивных секциях и физкультурно-оздоровительных центрах.

После формирующего эксперимента значительно вырос уровень самооценок по физической подготовленности. На «хорошо» и «отлично» оценили себя 79,7 % студентов в подтягивании на перекладине, 83,9 % - в челночном беге и 87,5 % - в кроссе. Соответственно, до эксперимента эти показатели были - 77,1 %, 70,4 % и 52,2 %. Причем, в подтягивании на перекладине и челночном беге это улучшение достигает статистически значимого уровня (при р < 0,05).

Это объясняется тем, что, столкнувшись с реальными ситуациями служебно-боевой деятельности, студенты стали осознавать необходимость совершенствования профессионально-важных двигательных способностей для ее успешного осуществления.

На 14,6 % выросли показатели самооценок по шкале «Владение навыками служебно-боевых приемов». Это свидетельствует о том, что организация занятий по экспериментальной методике позволяет за короткое время изучить и довести до уровня навыка большее количество приемов. Участвуя в ситуациях, моделирующих пресечение противоправных действий, студенты стали реально оценивать степень своей готовности к боевому единоборству с правонарушителем, а также сильные и слабые стороны своей подготовки.

Такого рода динамика роста самооценки готовности к профессиональной деятельности, свидетельствует о целенаправленном формировании изучаемого компонента готовности и о наличии положительного педагогического воздействия на испытуемых.

Положительное влияние на формирование профессионально-важных двигательных способностей подтверждается результатами контрольных испытаний по физической подготовке, которые показали, что произошли достоверные улучшения (при р < 0,05) в подтягивании на перекладине, в челночном беге, в силовом комплексном упражнении и преодолении полосы препятствий. В кроссе на 3 км. достоверность различий не наблюдалась.

Данные изменения на наш взгляд можно связать с тем, что в процессе двухразовых занятий в неделю применялись специальные упражнения на воспитание скоростно-силовых способностей. А улучшение показателей на полосе препятствий можно объяснить еще и тем, что перед выполнением задания студенты мысленно проходили все препятствия.

Второй критерий сформированности операционного компонента - владение служебно-боевыми приемами - оценивался экспертами за выполнение пяти заданий по пятибалльной системе. Сравнение среднеарифметических значений указанного показателя до формирующего эксперимента (3,45 + 0,07 балла) и после (4,31 + 0,05 балла) свидетельствует, что студенты стали лучше владеть служебно-боевыми приемами и это улучшение статистически достоверно (при р < 0,05).

Анализ успеваемости по физической подготовке также подтвердил, что наблюдается достоверное улучшение (при р < 0,05) показателей операционного компонента. Процент оценок «хорошо» и «отлично» вырос на 12 %.

Несмотря на то, что мы специально не воздействовали в ходе формирующего эксперимента на стрелковую подготовленность испытуемых (имеется в виду техника производства выстрела и выполнение упражнений стрельбы из боевого оружия) произошло достоверное улучшение этого показателя (при р < 0,05). Так количество оценок «хорошо» и «отлично» выросло на 15 %. Видимо, это связано с тем, что студенты стали более осознано относиться к занятиям и по огневой подготовке.

Выводы. Результаты педагогического эксперимента позволяют сделать вывод о том, что внедрение в учебный процесс данной методики позволит расширить педагогический арсенал форм, средств и методов обучения и на его основе добиться более эффективного формирования готовности студентов, обучающихся по специальности «Правоохранительная деятельность», к профессиональной деятельности, связанной с применением методов силового воздействия.

Литература:

1. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука / Под. ред. А.И. Подольского. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. 480 с.

2. Ганиева И.А., Мирук А.В. Развитие психологической готовности студентов к будущей профессиональной деятельности // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2016. - № 3-2 (59). - С. 235-241.

3. Куров А.И. Влияние страха на результаты выполнения боевых приемов борьбы сотрудниками органов внутренних дел // Вестник Краснодарского университета МВД России. - 2015. - № 4 (30). - С. 250-253.

4. Никоноров Е.А. Физическая подготовка как элемент оперативно-боевой подготовки сотрудников органов внутренних дел // Вестник Московского Университета МВД России. - 2010. - № 12. - С. 18-19.

5. Подлипняк, Ю.Ф., Яншин В.В. Профессионально-прикладная физическая подготовка в ВУЗах МВД России // Ученые, научные школы и идеи. - М.: МЮИ МВД России, 1995.

6. Подоруев Ю.В. Успешное овладение общекультурными и профессиональными компетенциями студентами специальности «Экономическая безопасность» с использованием современных средств обучения физической культуры // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. -2017. - Вып. 2. - С. 71-80.

7. Поторочин А.Г. Формирование готовности студентов к служебной деятельности // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 12 (166). - С. 191-195.

Педагогика

УДК: 378. 14

заместитель директора по общим вопросам, аспирант,

член Ассоциации юристов России Родина Виктория Леонидовна

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Московский областной медицинский колледж № 1» (г. Москва)

ПРАВОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ: ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Аннотация. В статье представлен генезис взглядов на понятие «компетентность» отечественных и зарубежных специалистов в перспективе становления компетентностной модели образования. Раскрыто содержание и структура понятия «правовая компетентность» специалиста среднего профессионального образования. Специальность и направление подготовки определяют конкретное содержание правовой компетентности соответствующего уровня и профиля, и способствует подготовке специалистов конкурентоспособных на рынке труда.

Ключевые слова: компетентностный подход, компетенция, компетентность, правовая грамотность, правовая культура.

Annotation. The article presents the Genesis of views on the concept of "competence" of domestic and foreign experts in the perspective of the formation of the competence model of education. The content and structure of the concept of "legal competence" of a specialist of secondary vocational education are revealed. Specialty and direction of training determine the specific content of the legal competence of the appropriate level and profile, and contributes to the training of specialists competitive in the labor market.

Keywords: competence approach, competence, competence, legal literacy, legal culture.

Введение. Ориентация профессиональной подготовки специалистов на развитие их правовой культуры актуализирует проблему формирования правовой компетентности у студентов системы среднего профессионального образования.

Изложение основного материала статьи. Для обеспечения процесса формирования правовой культуры студентов системы среднего профессионального образования, необходимо определиться с концептуальным обоснованием базового понятия «компетентность», и, исходя из его понимания, проанализировать сущность рассматриваемого вида - правовой компетентности у студентов системы среднего профессионального образования, определить компонентный состав правовой компетентности специалиста.

Обратимся к генезису понятия «компетентность» в перспективе становления компетентностной модели образования и генезиса взглядов на это понятие отечественных и зарубежных специалистов в 70-х гг. XX в. Во многих западно-европейских странах появилось новое направление в профессиональной подготовке, ориентированное на переход от «Знаниевой» системы обучения к «Компентностной». Этот переход заложен в самом термине «компетентность», предполагающем, что обучение большей своей частью является не вопросом передачи и усвоения теоретических и практических знаний, умений и навыков, а вопросом приобретения более широко используемых, целостных переносимых умений, которые могут также служить основой для дальнейшего развития личности индивида [1].

В Великобритании активно используется система так называемых ключевых компетенций. Согласно британским источникам, ключевые компетенции - это важные специфические компетенции, используемые в повседневной жизни при осуществлении деятельности в области образования, на рабочем месте или при получении профессиональной подготовки. Принятие правительством Великобритании списка ключевых компетенций продиктовано давлением работодателей, считающих, что работники не подготовлены в отношении ключевых компетенций, необходимостью повысить конкурентоспособность выпускников на рынке труда, а также необходимостью повышения уровня подготовки специалистов на фоне международных стандартов [2].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые компетенции выполняют три функции. Во-первых, они помогают студентам обучаться, во-вторых, позволяют сотрудникам стать более гибкими, соответствовать запросу работодателей, в-третьих, помогают быть более успешными не только в профессиональной сфере но и в дальнейшей жизни.

Глоссарий Европейского Фонда образования содержит очень общее определение этого термина «компетентность», которое включает:

- способность делать что-либо хорошо или эффективно;

- способность удовлетворять требованиям к выполнению работы;

- способность удовлетворять требованиям к выполнению определенных рабочих функций.

Глоссарий Prime имеет схожее объяснение: «Компетентность - это способность делать что-то хорошо

или эффективно (Если Вы компетентны делать что-то, то Вы имеете навыки, способности или опыт делать это хорошо). Компетентность - это способность соблюдать установленный стандарт, применяемый в какой-либо профессии»[3]. Глоссарий Юнеско содержит термин «образование, основанное на компетентности», которым, как считают, является образование, основанное на описании, изучении и демонстрировании знаний, навыков, поведения и отношений, требуемых для какой-либо определенной роли, профессии или карьеры. Анализ работ по проблеме компетенции/компетентности позволяет условно выделить три этапа становления компетентного подхода в образовании.

Первый этап: 1960-1970 гг. - характеризуется введением в научный аппарат категории «компетенция», созданием предпосылок разграничения понятий компетенция/компетентность. С этого времени начинается в русле трансформационной грамматики и теории обучения языкам исследование разных видов языковой компетенции, введение понятия «коммуникативная компетентность» (Д. Хаймс) [4].

Второй этап: 1970-1990 гг. - характеризуются использованием категории компетенция/компетентность в теории и практике обучения языку (особенно неродному), профессионализму в управлении, руководстве, в обучении общению, разрабатывается содержание понятия «социальные компетенции/компетентности» (Дж. Равен) [5].

Третий этап развития компетентностного подхода значимо характеризуется тем, что в документах и материалах ЮНЕСКО очерчивается круг компетенций, которые уже должны рассматриваться всеми как

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.