поскольку преподаватель своевременно информирует их об изменении рейтинга, что в свою очередь является одним из основных факторов активизации самостоятельной работы каждого студента.
Самостоятельная работа, рассматриваемая в единстве всех видов учебной деятельности студентов - бакалавров, учебного процесса, становится не только средством качественного выполнения обучающимися учебных действий,
Библиографический список
начиная от конспектирования источников знания и заканчивая подготовкой и защитой выпускной квалификационной работы, но и главным средством развития личностных качеств будущего учителя. Результатом сформированности у студентов умений работать самостоятельно должно стать появление способности, а впоследствии и потребности в саморазвитии, в самообразовании для решения учебных и профессиональных задач, для успешной жизни молодого педагога.
1. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: теоретико-экспериментальное исследование. Москва: Педагогика, 1980.
2. Громцева А.К. Формирование у школьников готовности к самообразованию. Москва: Просвещение, 1983.
3. Вербицкий А.А. Самостоятельная работа и самостоятельная деятельность студента. Тезисы докладов Всероссийской научно-методической конференции, Волгоград, 1994.
4. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Москва: Логос, 2003.
5. Лаптева И.А. Концепция создания в общеобразовательном учреждении системы управления качеством образования (системы менеджмента качества). Завуч. Управление современной школой. 2014; 6: 101 - 108.
6. Попов М., Гугелев А., Коротков Э., Яшин Н. Повышение качества образования - основа развития университета. Высшее образование в России. 2006; 8: 96 - 104.
References
1. Pidkasistyj P.I. Samostoyatel'naya poznavatel'naya deyatel'nost'Shkolnikov v obuchenii: teoretiko-'eksperimental'noe issledovanie. Moskva: Pedagogika, 1980.
2. Gromceva A.K. Formirovanie u Shkolnikov gotovnostik samoobrazovaniyu. Moskva: Prosveschenie, 1983.
3. Verbickij A.A. Samostoyatel'naya rabota i samostoyatel'naya deyatel'nost' studenta. Tezisy dokladov Vserossijskojnauchno-metodicheskojkonferencii, Volgograd, 1994.
4. Zimnyaya I.A. Pedagogicheskaya psihologiya. Moskva: Logos, 2003.
5. Lapteva I.A. Koncepciya sozdaniya v obscheobrazovatel'nom uchrezhdenii sistemy upravleniya kachestvom obrazovaniya (sistemy menedzhmenta kachestva). Zavuch. Upravlenie sovremennoj shkoloj. 2014; 6: 101 - 108.
6. Popov M., Gugelev A., Korotkov 'E., Yashin N. Povyshenie kachestva obrazovaniya - osnova razvitiya universiteta. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2006; 8: 96 - 104.
Статья поступила в реакцию 05.03.19
УДК 378
Romanova S.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Siberian Federal University (Krasnoyarsk, Russia), E-mail: [email protected] Gontar O.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Siberian Federal University, (Krasnoyarsk, Russia), E-mail: [email protected] Kraynik V.L., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
MODEL OF PEDAGOGICAL SUPPORT OF HEALTH-SAVING ACTIVITY OF A SPECIALIST IN THE PROCESS OF HIS EDUCATION AT A UNIVERSITY AND ITS PROFESSIONAL REALIZATION. The article highlights a problem of supporting the health-saving activities of the future and the specialist actually involved in the profession, examines the need for this support in the context of successful socio-economic development of the country and professional longevity of an individual. The authors of the article attempt to link the concern for the health of a specialist with the formation of his need for a health culture through inclusion in health-saving activities. A model of pedagogical support of the health-saving activity of a specialist in the process of his training in a higher educational institution and professional realization has been designed, including forms, stages of maintenance, conditions contributing to the effectiveness of its implementation and a predicted result.
Key words: health, health culture, physical culture of person, health-saving activity of specialist, pedagogical support, model of pedagogical support of health-saving activity.
С.П. Романова, канд. пед. наук, доц. каф. теоретических основ и менеджмента физической культуры и туризма, Институт физической культуры спорта и туризма Сибирского федерального университета, г. Красноярск, E-mail: [email protected]
О.П. Гонтарь, канд. пед. наук, доц. каф. теоретических основ и менеджмента физической культуры и туризма, Институт физической культуры спорта и туризма Сибирского федерального университета, г. Красноярск, E-mail: [email protected]
В.Л. Крайник, д-р пед. наук, проф., зав. каф. спортивных дисциплин института физической культуры и спорта, Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА В ПРОЦЕССЕ ЕГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ
Статья посвящена проблеме сопровождения здоровьесберегающей деятельности будущего и реально задействованного в профессии специалиста, рассматривает вопросы необходимости осуществления данного сопровождения в контексте успешного социально-экономического развития общества и профессионального долголетия личности. Авторами статьи сделана попытка связать заботу о здоровье специалиста с формированием потребности в культуре здоровья посредством включения его в здоровьесберегающую деятельность. Сконструирована модель педагогического сопровождения здоро-вьесберегающей деятельности специалиста в период его обучения в вузе и профессиональной реализации, включающая формы, этапы сопровождения, условия способствующие результативности данного процесса и прогнозируемый результат.
Ключевые слова: здоровье, культура здоровья, физическая культура личности, здровьесберегающая деятельность специалиста, педагогическое сопровождение, модель педагогического сопровождения здоровьесберегающей деятельности.
Здоровье населения современной России находится в критическом состоянии. Складывается неблагоприятная ситуация с точки зрения формирования естественного прироста населения, снижается уровень рождаемости на фоне повышения уровня смертности, фиксируется сверхсмертность российских мужчин в трудоспособном возрасте. Рост заболеваемости взрослого населения наблюдается практически по всем классам болезней. Ежегодно регистрируется 180-190 миллионов случаев острых и хронических заболеваний, прежде всего заболеваний сердечнососудистой и кровеносной систем. Фиксируется большое количество смертей в результате получения травм. Наблюдается значительное ухудшение репродуктивного здоровья населения - 15-20% семейных пар бес-
плодны, почти 80% будущих матерей в периоды зачатия, вынашивания и рождения имеют отклонения в состоянии здоровья [1].
Вместе с тем, здоровье населения является одним из важнейших факторов, влияющих на социально-экономическое развитие современного российского государства и общества. Его устойчивость зависит от состояния трудовых ресурсов, качество которых определяется численностью и уровнем здоровья населения трудоспособного возраста. С другой стороны, степень участия человека в социальной и экономической деятельности страны определяет качество и благополучие его жизни. Значимость охраны здоровья и трудового потенциала специалистов высокой квалификации, чей труд характеризуется продуктивностью,
способностью работать над решением сложных нестандартных задач, разрабатывать и внедрять в производство новейшие технологии, чрезвычайно высока.
Вопросами охраны здоровья трудящихся занимаются ученые из различных научных областей - медицины, педагогики, психологии, валеологии и др. С точки зрения педагогики забота о здоровье специалиста связывается с формированием у него потребности в культуре здоровья, что обеспечивается посредством здоровьесберегающей деятельности [2]. Смысловые трактовки понятия «здоровьесберегающая деятельность» отражены в работах М.М. Безруких, Н.Б. Гребенниковой, Н.Н. Малярчук и других ученых. Данное понятие рассматривается как неотъемлемая составляющая системной комплексной деятельности по сохранению здоровья; процесс, целью которого является создание организационно-педагогических, социокультурных условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья, продуктивной учебной и трудовой деятельности; базовым компонентом общей и профессиональной культуры специалиста, который лежит в основе совершенствования здоровья и использования им эффективных средств здоровьесбережения.
Совершенствованию здоровьесберегающей деятельности специалиста в процессе его обучения в вузе и профессиональной реализации способствует специально организованное педагогическое сопровождение. В энциклопедических источниках понятие «сопровождение» рассматривается как действие человека в отношении другого; взаимодействие людей в его социальной среде. Понятие «педагогическое сопровождение» исследователи рассматривают как специфический вид сопровождения, который отражает управляемую сторону процесса развития человека в системе социального и педагогического взаимодействия с другими людьми. При этом педагогическое сопровождение определяется ими как процесс, система, деятельность, метод [3; 4].
И.А. Липский, определяя данное понятие как специфическое взаимодействие людей, которое носит педагогическую направленностью, подчеркивает, что оно осуществляется посредством специальных педагогических систем (образования, просвещения, воспитания, обучения, подготовки) в их институциональном оформлении, происходит на протяжении всей профессиональной жизни человека со спецификой проявления относительно конкретных социальных групп и обеспечивается специально подготовленными кадрами [3].
Е.А. Александрова рассматривает педагогическое сопровождение как тип педагогической деятельности, сущность которого состоит как в превентивном процессе научения обучающегося самостоятельно планировать свой жизненный путь и индивидуальный образовательный маршрут, организовывать жизнедеятельность, разрешать проблемные ситуации, так и в перманентной готовности адекватно отреагировать на ситуации его эмоционального дискомфорта [4].
Исследователи М.Н. Певзнер, О.М. Зайченко говорят о педагогическом сопровождении как о реализуемой в многообразных формах и технологиях системе взаимосвязанных функций, действий, процедур, методов, техник, мероприятий, обеспечивающих оказание квалифицированной помощи будущему и реально задействованному в трудовой деятельности специалисту на протяжении всей его профессиональной карьеры [5]. С точки зрения данных учёных, особая значимость сопровождения как непрерывной деятельности обусловлена развитием современного образования как открытой системы, требующей от управляющего персонала образовательных учреждений гибкого реагирования на меняющуюся ситуацию профессионального становления специалиста, что делает необходимым оказание им консультационной помощи и поддержки в здоровьесберегаю-щей деятельности, постоянное их участие в программах повышения квалификации.
Отличительной точкой зрения Е.И. Казаковой является взгляд на сопровождение как на метод, обеспечивающий создание условий для принятия личностью оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора, в том числе профессиональных [6]. Сопровождающий не решает за сопровождаемого проблему, а учит его находить (изобретать или заимствовать) наиболее разумные решения, актуальные для другого человека и его самого. Специалист избирает осознанно или неосознанно для себя пути организации здоровьесберегающей деятельности: прогрессивный - стать носителем культуры здоровья и обеспечить себе продуктивное профессиональное долголетие; или регрессивный - связанный с игнорированием культуры здоровья, что приближает его к профессиональному истощению и профессиональному выгоранию. Для успешной здоровьесберегающей деятельности специалиста в период его обучения и профессиональной реализации необходимо выполнение следующих условий:
- высокий уровень культуры здоровья субъекта сопровождения;
- активное включение сопровождаемого в здоровьесберегающую деятельность;
- способность участников процесса выявлять изменения в состоянии собственного здоровья и диагностировать уровень проявления культуры здоровья.
В роли сопровождающего субъекта здоровьесберегающей деятельности будущих специалистов в процессе их обучения в вузе выступают преподаватели дисциплины «Физическая культура и спорт», которые профессионально обязаны быть носителями культуры здоровья и сторонниками здоровьесбережения. Культура здоровья и физическая культура явления схожие, почти тождественные. Данные явления обусловлены потребностью общества в таких качествах и свойствах, которые необходимы человеку, но не могут быть сформированы
без значительных усилий, в процессе его естественного физического развития и труда. Преподаватель кафедры физической культуры призван помочь студенту обрести такие качества и свойства личности, которые бы позволили ему сохранять на оптимальном уровне и в течение многих лет профессиональную дееспособность. Руководствуясь принципами гуманизации и гуманитаризации, данный преподаватель должен способствовать формированию потребности студентов в непрерывном физкультурном образовании, ведении ими физкультурно-оздоровительной деятельности, реализации здравотворческого потенциала.
В настоящее время в высшей школе происходит культурологическая переориентация процесса физического воспитания на формирование физической культуры личности, суть которой состоит в освоении общественных (материальных и духовных) ценностей культуры здоровья и превращении их в личные ценности [7].
С точки зрения В.К. Бальсевича и Л.И. Лубышевой, физическая культура личности есть совокупность деятельности индивида по позитивному самопреобразованию, в ходе которой решаются задачи телесного, интеллектуального, психологического и нравственного плана, а также результата этой деятельности в виде системы образуемых ею ценностей [8]. По мнению Г М. Соловьёва, данное понятие представляет собой качественное, системное, динамическое состояние, характеризующееся определённым уровнем специальных знаний, физического совершенства, мотивационно-ценностных ориентаций и социально-духовных ценностей, приобретённых в результате воспитания, образования и интегрированных в деятельность, культуру образа жизни, духовность и психофизическое здоровье [9]. Обязательный минимум содержания образовательной программы учебной дисциплины «Физическая культура и спорт» позволяет определить следующие требования к знаниям и умениям студента по окончании курса обучения по данной учебной дисциплине:
- понимание роли физической культуры в развитии человека и подготовке специалиста;
- знание основ физической культуры и здорового образа жизни;
- владение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей и качеств (с выполнением установленных нормативов по общей физической и спортивно-технической подготовке);
- приобретение личного опыта использования физкультурно-спортивной деятельности для повышения своих функциональных и двигательных возможностей, для достижения личных жизненных и профессиональных целей.
Педагогическая деятельность, направленная на развитие физической культуры личности студента вуза, предполагает определённые этапы, включающие:
- обеспечение достоверной валеологической информацией как создание базы будущей грамотности в области здоровья;
- формирование системы ценностей и убеждений, необходимых для принятия решений, связанных с сохранением и укреплением здоровья, обуславливающих соответствующую направленность личности;
- стимулирование развития умений и навыков на базе формирующегося мышления [10].
Таким образом, формирование физической культуры личности связывается с информированием будущих специалистов в области культуры здоровья, с их умелостью и готовностью осуществлять здоровьесберегающую деятельность.
В роли сопровождающего субъекта специалиста в процессе его профессиональной реализации выступают институциализированные учреждения дополнительного образования, которые помогают ему подняться на должный уровень культурно-оздоровительного развития, стимулировать и поддерживать стремление к профессионально-личностному росту и самореализации в профессии. Если сопровождение осуществляется осознанно, то самосопровождение занимает значительное место в данном процессе. Будучи убежденными в том, что здоровьесберегающая деятельность не будет продуктивной, если специалист не станет стремиться к высокой культуре здоровья, мы посчитали необходимым дополнить его «профессиональный образ» следующими характеристиками:
- направленность на постоянное пополнение, осмысление и интеграцию знаний и опыта в области культуры здоровья и физической культуры;
- ориентированность на сохранение и восстановление профессионального здоровья за счет функциональной и физической подготовленности;
- настроенность на самоорганизацию здоровьесберегающей деятельности.
Представленные выше идеи ученых, характеристики специалиста как субъекта здоровьесберегающей деятельности позволили нам определиться с содержанием педагогического сопровождения данной деятельности:
- ориентация на теоретическое обучение (освоение знаний, умений, навыков, технологий здоровьесберегающей деятельности, их информирование о значимости культуры здоровья для данной деятельности);
- содействие профессиональной рефлексии здоровьесберегающей деятельности (анализ отношения к собственной культуре здоровья, переосмысление здоровьесберегающей деятельности в контексте профессионального становления, самоопределение в ней);
- обогащение здоровьесберегающего опыта через активное экспериментирование, педагогическое творчество и взаимодействие (поиск инновационных идей, разработка здравотворческих проектов).
С учетом общих характеристик педагогического сопровождения специалиста в процесстугв убучееиявБузр, гфороссыоБ-льный peas-зуции иугору91 тельных характеристик как субъекта здоровьесберегающей деятельности скон-струиро^^но инЫюемуциунная модель педагогического сопровождения данной деятельности (рис. 1).
ется следующими интегральными качествами: компетентностью в области здоровьесбережения, развитием рефлексивных способностей, практической подготовленностью к осуществлению здоровьесберегающей деятельности. Исходя из данного положения, результатов анализа литературных источников и с учетом представленных идей было предположено, что здо-
Рис. 1. Модель педагогического сопровождения здоровьесберегающей деятельности специалиста впроцессеегообученияипрофессиональнойреализации
В модели выделены формы педагогического сопровождения, которые способствуют успешной организации здоровьесберегающей деятельности специалиста на этапе обучения и профессиональной реализации: сопровождение в процессе обучения в вузе, повышение квалификации и сопровождение субъекта профессиональной деятельности без отрыва от работы.
Сопровождение в процессе обучения в вузе направлено на: оказание помощи в освоении будущими специалистами теоретического и практического материала в области физической культуры и оздоровления, в работе с «паспортом здоровья», в разработке, реализации и корректировки индивидуальной программы здоровьесберегающей деятельности, стимулирование их участия в физкультурно-спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятиях и т.д. В данном случае сопровождение выступает как метод, позволяющий вовлечь в процесс самого обучаемого.
Сопровождение в процессе повышения квалификации способствует решению задач информирования специалистов в области здоровьесбережения и их ориентирования на данную деятельность. Сопровождение без отрыва от работы, направлено на оказание помощи в решении оперативных профессиональных задач, что характеризуется связью с его повседневной деятельностью и облегчает адаптацию к профессиональной деятельности. Целью реализации данной формы сопровождения здоровьесберегающей деятельности специалиста является устранение или смягчение негативных факторов профессиональной среды, обеспечение непрерывности его развития как субъекта здоровьесбережения.
Эффективность специалиста в здоровьесберегающей деятельности в процессе его обучения в вузе и профессиональной реализации определя-
ровьесберегающая деятельность будущего и задействованного в профессии специалиста будет результативной, если, с одной стороны, она будет последовательной, поэтапной - от «ориентирования», к «самоопределению» и далее к «обогащению опыта», с другой - будут созданы условия сопровождения здоровьесберегающей деятельности. К данным условиям отнесены:
- разработка программы сопровождения здоровьесберегающей деятельности специалиста (направлено на грамотное планирование организации деятельности);
- реализация программы сопровождения здоровьесберегающей деятельности специалиста (направлено на последовательное, поэтапное осуществление деятельности);
- включение специалиста в проблемно-ориентированный анализ здоро-вьесберегающей деятельности (направлено на своевременную регуляцию деятельности).
Представленная модель отражает авторскую позицию относительно взаимосвязи организационного (формы, этапы), содержательного (здоровьесберегаю-щая деятельность), технологического (условия их реализации) и программно-методического (разработка и реализация программы) компонентов педагогического сопровождения здоровьесберегающей деятельности специалиста в процессе его обучения в вузе и профессиональной реализации. Практическое воплощение данной модель позволит организовать непрерывное сопровождение здоро-вьесберегающей деятельности специалиста и, тем самым, способствовать его продуктивному профессиональному долголетию.
Библиографический список
1. Здоровье России: Атлас. Под редакцией Л.А. Бокерия. Выпуск XI. Москва: НЦССХ им. А.Н. Бакулева, 2015.
2. Романова С.П., Игнатова В.В. Организационно-педагогическое сопровождение здоровьесберегающей деятельности учителя физической культуры. Вестник ТГПУ. 2011; 4: 166 - 170.
3. Липский И.А. Педагогическое сопровождение развития личности: теоретические основания. Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: сборник научных трудов. Волгоград: Перемена, 2004.
4. Александрова Е.А. Педагогическое сопровождение старшеклассников в процессе разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Тюмень, 2006.
5. Певзнер М.Н., Зайченко О.М. Научно-методическое сопровождение персонала школы: Педагогическое консультирование и супервизия. Великий Новгород, 2002.
6. Казакова Е.И. Педагогическое сопровождение. Опыт международного сотрудничества. Санкт-Петербург, 1995.
7. Шилько Т.А., Прокопец Т.П., Крайник В.Л. Модель образовательно-оздоровительной деятельности лиц интеллектуального труда. Теория и практика физической культуры. 2017; 12: 89 - 92.
8. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодёжь и современность. Теория и практика физической культуры. 1995; 4: 2 - 7.
9. Соловьёв ГМ. Физическая культура в образовательном процессе вуза. Ставрополь, 2004.
10. Гонтарь О.П. Развитие физической культуры личности студента технического вуза. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Барнаул, 2012.
References
1. Zdorov'e Rossii: Atlas. Pod redakciej L.A. Bokeriya. Vypusk XI. Moskva: NCSSH im. A.N. Bakuleva, 2015.
2. Romanova S.P., Ignatova V.V. Organizacionno-pedagogicheskoe soprovozhdenie zdorov'esberegayuschej deyatel'nosti uchitelya fizicheskoj kul'tury. Vestnik TGPU. 2011; 4: 166 - 170.
3. Lipskij I.A. Pedagogicheskoe soprovozhdenie razvitiya lichnosti: teoreticheskie osnovaniya. Teoretiko-metodologicheskie problemy sovremennogo vospitaniya: sbornik nauchnyh trudov. Volgograd: Peremena, 2004.
4. Aleksandrova E.A. Pedagogicheskoe soprovozhdenie starsheklassnikov v processe razrabotki i realizacii individual'nyh obrazovatel'nyh traektorij. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Tyumen', 2006.
5. Pevzner M.N., Zajchenko O.M. Nauchno-metodicheskoe soprovozhdenie personala shkoly: Pedagogicheskoe konsul'tirovanie i superviziya. Velikij Novgorod, 2002.
6. Kazakova E.I. Pedagogicheskoe soprovozhdenie. Opytmezhdunarodnogo sotrudnichestva. Sankt-Peterburg, 1995.
7. Shil'ko T.A., Prokopec T.P., Krajnik V.L. Model' obrazovatel'no-ozdorovitel'noj deyatel'nosti lic intellektual'nogo truda. Teoriya ipraktika fizicheskoj kul'tury. 2017; 12: 89 - 92.
8. Bal'sevich V.K., Lubysheva L.I. Fizicheskaya kul'tura: molodezh' i sovremennost'. Teoriya ipraktika fizicheskoj kul'tury. 1995; 4: 2 - 7.
9. Solov'ev G.M. Fizicheskaya kul'tura v obrazovatel'nom processe vuza. Stavropol', 2004.
10. Gontar' O.P. Razvitie fizicheskoj kul'tury lichnosti studenta tehnicheskogo vuza. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Barnaul, 2012.
Статья поступила в редакцию 12.03.19
УДК 378.637
Malanicheva A.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
STATE FINAL CERTIFICATION IN THE SYSTEM OF CONTINUOUS PEDAGOGICAL EDUCATION. The article deals with a problem of interaction of educational institutions in order to promote the teaching profession and the preparation of future students for the state final certification in the form of the main state and unified state examinations. The participants of the system of continuous education, in particular pedagogical, in cooperation will have the results that will be able to provide professional educational institutions focused on the acquisition of the pedagogical profession of students that provide educational organizations with teaching staff. In the interaction of educational institutions, students will be able to prepare for the state final certification in the form of the OGE and the exam at a high methodological level, in accordance with the requirements for them when using the proposed training system.
Key words: GIA, OGE, exam, state final certification, continuing education, system of pedagogical education.
А.В. Маланичева, канд. пед. наук, Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье раскрывается проблема взаимодействия образовательных учреждений с целью популяризации педагогической профессии и подготовкой будущих абитуриентов к государственной итоговой аттестации в форме основного государственного и единого государственного экзаменов. Участники системы непрерывного образования, в частности педагогического, при взаимодействии будут иметь результаты, которые смогут обеспечить профессиональные образовательные учреждения ориентированными на получение педагогической профессии студентами, что обеспечить общеобразовательные организации педагогическими кадрами. При взаимодействии образовательных учреждений обучающиеся смогут пройти подготовку государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ на высоком методическом уровне, в соответствии с предъявляемыми требованиями к ним при использовании предлагаемой системы подготовки.
Ключевые слова: ГИА, ОГЭ, ЕГЭ, государственная итоговая аттестация, непрерывное образование, система педагогического образования.
В настоящее время наблюдается тенденция снижения качества образования в целом и педагогического образования в частности. Данная проблема является актуальной, и её решение требует новых перспектив развития и формирования ответственности со стороны всех участников педагогического процесса на различных этапах образования. Развитие более тесного сотрудничества между образовательными организация реализующими педагогическое образование, в том числе усиление роли профориентационной работы среди обучающихся, создание профильных классов на базах школ, а также базовых кафедр в организациях может привести к увеличению числа будущих студентов как начального, среднего профессионального педагогического образования, так и высшего.
Актуальность интеграции образовательных учреждений общего полного и профессионального образования на современном этапе связана с рядом социально-экономических обстоятельств: повышением социальной роли гражданина, изменением отношения к личности школьника как субъекту развития, усложнением педагогического процесса, тенденциями гуманизации и демократизации всей системы образования. Сложилось положение, когда каждый из социальных институтов может эффективно осуществлять свои функции как звено в единой структуре образовательного процесса, когда функции всех социальных институтов в целостном процессе формирования и развития личности выступают логически взаимосвязанными компонентами [1, с. 37].
Данной проблемой взаимодействия образовательных учреждений занимались О.И. Ткачева, И.Ю. Шельмина, М.И. Койвунен, Т.М. Тумаева, Л.П. Малы-
гина, Т.Е. Даллакян, ГВ. Дулова, И.М. Сысоева, С.Н. Бирюков, Л.Н. Леонтьева, И.М. Иванова, Л.В. Гришина, А.А. Залялова, Э.А Ислямова и др.
Неотъемлемой частью современного образовательного процесса в школе является государственная итоговая аттестация (ГИА), поэтому все происходящие изменения не могут не отразиться на содержании и организации учебного процесса. Подготовка школьников к государственной итоговой аттестации в форме основного государственного и единого государственного экзаменов посвящен ряд работ, в которых описаны деятельностный (Ю.С. Егорова, Н.Ф. Ефремова, Л.В. Караваева,
М.В. Радомская и др.), психологический (О.С. Гришанова, Л.Ю. Еремина, И.В. Лучина, Л.А. Мокрецова, Н.Г. Ощепкова, Е.В. Чеботарева, М.Ю. Чибисова и др.) и содержательный (Т.А. Бочарова, В.Н. Мишакова, О.Д. Мишина и др. подходы). Результаты государственной итоговой аттестация являются обязательным условием для продолжения образования и получения профессионального образования. Поэтому необходимо осуществлять подготовку обучающихся к ГИА ориентируясь на требования, предъявляемые профессиональными организация к абитуриентам, потенциальным студентам, что предполагает взаимодействие школы и профессиональных учреждений образования.
Проведя анкетирование среди обучающихся 8 классов общеобразовательных учреждений города Барнаула, были получены данные, которые свидетельствуют о том, что среди обучающихся есть желающие получить педагогическую профессию, но им не всегда понятно, где ещё можно применить свои профессиональные знания, умения и навыки кроме школы. Но не всегда есть желание