УДК 378
Gontar O.P., Cand.of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Siberian Federal University, (Кrasnoyarsk, Russia), E-mail: [email protected]
Romanova S.P., Cand.of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Siberian Federal University (Кrasnoyarsk, Russia), E-mail: [email protected]
Kraynik V.L., Dr. of Sciences (Pedagogy), professor, Altay State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
ASSESSMENT OF HEALTH-SAVING ACTIVITIES OF THE SPECIALIST IN THE PROCESS OF ITS EDUCATION AT THE UNIVERSITY AND PROFESSIONAL IMPLEMENTATION The article is devoted to the assessment of health-saving activities of specialists in the process of their training and professional implementation. It describes the basic diagnosis of the manifestation of the culture of health of a specialist, assuming the presence of specially developed criteria (cognitive-indicative, reflexive-creative and professional-praxiological), their quality characteristics and appropriate evaluation scales. The authors present additional methods of self-diagnosis, grouped in accordance with the criteria of the manifestation of health culture, allowing subjects to get a more complete picture of the state of this culture and develop an adequate health program. Some results obtained in the course of application of basic and additional methods of diagnostics of health culture of the future and specialists involved in the profession engaged in engineering activities are published.
Keywords:health, health culture, physical culture of a person, health-saving activity of a specialist, pedagogical support, model of pedagogical support of health-saving activity.
О.П. Гонтарь, канд. пед. наук, доцент кафедры теоретических основ и менеджмента физической культуры и туризма Института физической культуры спорта и туризма Сибирского федерального университета, г. Красноярск, E-mail: [email protected]
С.П. Романова, канд. пед. наук, доцент кафедры теоретических основ и менеджмента физической культуры и туризма Института физической культуры спорта и туризма Сибирского федерального университета, г. Красноярск, E-mail: [email protected]
В.Л. Крайник, д-р пед. наук, проф., зав. каф. спортивных дисциплин института физической культуры и спорта Алтайского государственного педагогического университета, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
ОЦЕНКА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА В ПРОЦЕССЕ ЕГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ
Статья посвящена оценке здоровьесберегающей деятельности специалистов в процессе их обучения и профессиональной реализации. В ней описана базовая диагностика проявления культуры здоровья специалиста, предполагающая наличие специально разработанных критериев (познавательно-ориентировочный, рефлексивно-креативный и профессионально-праксиологический), их качественных характеристик и соответствующих оценочных шкал. Авторами представлены дополнительные методики самодиагностики, сгруппированные в соответствии с критериями проявлением культуры здоровья, позволяющие субъектам получить более полную картину о состоянии данной культуры и разработать адекватную программу здоровьесбережения. Опубликованы некоторые результаты, полученные в ходе применения базовой и дополнительных методик диагностики культуры здоровья будущих и задействованных в профессии специалистов, осуществляющих инженерную деятельность.
Ключевые слова: здоровье, культура здоровья, физическая культура личности, здровьесберегающая деятельность специалиста, педагогическое сопровождение, модель педагогического сопровождения здоровьесберегающей деятельности.
Низкие показатели состояния здоровья трудоспособного населения России обуславливает необходимость организации системной комплексной деятельности по сохранению и укреплению здоровья, в том числе за счет формирования у трудящихся культуры здоровья [1]. Формировать данную культуру - значит информировать человека о здоровье и здоровьесбережении, ориентировать его на активную деятельность по повышению резервов здоровья, прививать умения вести физкультурно-оздоровительную деятельность и транслировать здоровьесбе-регающий опыт окружающим.
От состояния здоровья и уровня культуры здоровья специалиста высокой квалификации во многом зависит социально-экономическое развитие страны. Данный специалист призван гибко реагировать на запросы современного, динамично развивающегося общества, мобильно и умело участвовать в его процессах, продуктивно решать сложные нестандартные задачи, научно обосновывать, разрабатывать и внедрять в производство новые технологии и т.д. В процессе профессионального становления он осознанно или неосознанно избирает пути организации здоровьесберегающей деятельности: прогрессивный - стать носителем культуры здоровья и обеспечить себе продуктивное профессиональное долголетие, или регрессивный - связанный с игнорированием культуры здоровья, что приближает его к профессиональному истощению и профессиональному выгоранию.
Одним из условий становления специалиста как субъекта культуры здоровья является разработка программы собственной здоровьесберегающей деятельности на основе выявленных изменений в состоянии здоровья и в качестве ведения данной деятельности[2]. В этой связи становится актуальной проблема оценки здоровьесберегающей деятельности специалиста в процессе его обучения в вузе и профессиональной реализации. Для решения заявленной проблемы была разработана диагностика здоровьесберегающей деятельности специалиста. В качестве объекта диагностики выступает культура здоровья как смыслоо-бразующий компонент здоровьесберегающей деятельности специалиста, в которой отражается ее результат.
Критериями культуры здоровья специалиста, положенными в основу диагностики его здоровьесберегающей деятельности, выделены: познавательно-ориентировочный, рефлексивно-креативный, профессионально-праксиологический. Познавательно-ориентировочный критерий связан с наличием здоровьесберега-ющих знаний, умений, навыков, с отношением к здоровью как к личностно-про-фессиональной ценности, с ориентацией на сохранение и развитие собственного здоровья и здоровья окружающих. Рефлексивно-креативный критерий связан с осознанием специалистом себя субъектом культуры здоровья, с осмыслением и переосмыслением способов и результатов здоровьесберегающей деятельности, 340
с преобразованием ее с целью преодоления профессиональных затруднений и всестороннего самосовершенствования. Профессионально-праксиологический критерий сопряжен с единством знаний и деятельности специалиста по достижению наилучших профессиональных результатов за счет повышения резервов собственного здоровья, проявления активности в здоровьесберегающей деятельности.
В рамках исследовательской работы по заявленной проблеме описана базовая диагностика культуры здоровья специалиста. Данная диагностика применима как к будущему, так и к реально задействованному в профессии специалисту. В ее основу положены критериальные характеристики - сгруппированные по смыслу признаки проявления культуры здоровья (таблица 1).
Суть базовой диагностики состоит в том, что определение уровня проявления культуры здоровья специалиста осуществляется путем сопоставления личных характеристик данной культуры с критериальными характеристиками. Для выявления уровня проявления культуры здоровья использовались «оценочные шкалы», условно обозначенные: Б - проявляется по большинству признаков, О - проявляется по отдельным признакам, Н - не проявляется по отдельным признакам. Корректность данной методики обусловлена тем, что «измерение» проявления культуры здоровья осуществляется не в баллах, а в качественных характеристиках.
В целях перевода качественных показателей в количественные каждому уровню проявления культуры здоровья учителя были условно присвоены баллы: Н - не проявляется по отдельным признакам - 1 балл, О - проявляется по отдельным признакам - 2 балла, Б - проявляется по большинству признаков - 3 балла. Средний балл общего уровня проявления культуры здоровья у конкретного специалиста определялся по суммарному баллу трех критериев. При этом применялась неравномерная математическая шкала, где значения от 3 до 4 баллов говорят о непроявлении культуры здоровья по отдельным признакам (Н); от 5 до 7 баллов - проявлении по отдельным признакам (О), от 8 до 9 баллов - проявлении по большинству признаков (Б). Получение информации о состоянии культуры здоровья исследуемого субъекта осуществляется посредством экспертной оценки и самооценки.
Кроме базовой диагностики определен ряд диагностических методик и тестов, применение которых позволит субъекту дополнить информацию о проявлении собственной культуры здоровья и на основании этого грамотно разработать и своевременно скорректировать программу здоровьесберегающей деятельности.
По познавательно-ориентировочному критерию:
- методика определения уровня собственных знаний в области здоровья и здоровьесберегающей деятельности;
Таблица 1
Базовая диагностика культуры здоровья специалиста
Критерии Характеристики основных признаков Оценочные отношения
>:з 8 1 ¡§ з ® CD £ а. ¡В | со с: 8 1 с 8- Интересуется тематической областью «здоровье», владеет научными знаниями о закономерностях становления, сохранения и развития здоровья человека, о способах повышения резерва здоровья средствами физической культуры и здорового образа жизни, стремится к постоянному пополнению этих знаний. Понимает сущность культуры здоровья, связывает состояние здоровья с уровнем развития культуры человека. Осозтнер зроровье абсолютной жирньнной ценностью, выделяет его как профессиональную ценность, стремится к ведению здорового образа жизни. Ва.елжн ьа здотввтербенегарщолоеярернносрь. Б
О
Н
Рефлексрвно-креативный АнипизирретооНртиендуювуеьооруздорниьн.нонсиове диргвонтикд сватоввяен иидивоеуьнььуюмрофамму здоровьесберегающей деятельности, моделирует «портрет» себя как субъекта данной деятельности. Юсмыстидает и пеиоодмырлисаел сансибыи ррзтльвааы сдоеВздоровьмсиеногающей деятельности, выявляет «проблемные зоны», творчески их преодолевает Анализирует имеющийся опыт здоровьесбережения, приспосабливает его с учетом влияния на здоровье врифезс иональлих фартореВи Обогащает имеющийся опыт здоровьесбережения собственными инновационными наработками. Б
0
Н
Профтссионально-пра ко—грческий Насыщает жизнедеятельность элементами здорового образа жизни. Включает в свою жизнедеятельность элементы физической культуры, профессионально-прикладной физической культуры и спорта. Поддерживает на профессионально необходимом уровне свою функциональную и физическую подготовленность. Прюраганррует идородрлинсы собствевныжнд^вотмирмеским омырож с дрргими люыимм,кзлымгпми. Б
0
Н
- методикаопредвлвншяместаценоюсти здоровьяв иерархиижизненно важных ценностей [3].
Ио рофлсрсввнр-креативноюу критнрвю:
- методика определения студентом уровня мотивации достижения (Т. Олерср
- методика определения уровня сформированности рефлексии (Е.Е. Рукавишникова);
р методтка определенря ^оинрфоаиииных способьосоежО\. Мажлоу).
- тест «Определение творческого потенциала» [4]; Пе п рофврсмонйлтно-пнисиотогиьелкнюу
- методика определения уровня развития волевых качеств (С.М. Шинга-
ев);
- методика экспресс-оценки уровня физического здоровья у мужчин и женщииДМД НГгжнасенко, Р.ИНтумрниоК;
- методика определения состояния уровня здоровья студентов (В.И. Белов);
- методика оценки профилей гигиенического поведения (ПИ. Куценко);
- тестКупера(сиспользованием беговойдорожки);
- методика развития физической культуры личности студента техническо-говуза(О.П.Понтарь,В.Л.Крайник) [4].
В ходе исследовательской работы на основе использования представленных в статье базовой и дополнительных диагностик была осуществлена оценка здоровьесберегающей деятельности будущих специалистов, в качестве которых выступили 80 студентов второго курса Института металлургии и металлообработки Сибирского федерального университета, в качестве действующих специалистов - 52 работающих инженера с высшем техническим образованием, находившихся на курсах повышения квалификации. Их возраст варьировал от 26 до 42 лет, стаж работы - 3-12 лет Соотношение уровней проявления культуры здоровья в исследуемых группах по трем критериям согласно экспертной оценке наглядно продемонстрированы в виде гистограмм (рисунки 1, 2).
Данные рисунка 1 свидетельствуют о том, что доля будущих специалистов, культура здоровья которых «проявлялась по большинству признаков» (Б) по познавательно-ориентировочному критерию, составляла 42,6%, по рефлексивно-креативному - 38,3%, по профессионально-праксиологическому - 29,7%.
45 40 35 30 25 20 15 10 5
Критерии проявления культуры здоровья 0Б ИО ОН
Рис. 1. Соотношение уровней проявления культуры здоровья будущих специалистов по критериям: I - познавательно-ориентировочный; II - рефлексивно-креативный; III - профессионально-праксиологический
Критерии проявления культуры здоровья 0Б ЕЮ ОН
Рис. 2. Соотношение уровней проявления культуры здоровья реально задействованных в профессии специалистов по критериям: I- познавательно-ориентировочный;11-рефлексивно-креативный; III - профессионально-праксиологический
Средний балл уровня проявления культуры здоровья исследуемых по трем критериям составлял 6,4, то есть культура здоровья в целом в группе исследуемых будущих специалистов «проявлялась по отдельным признакам».
Данные рисунка 2 свидетельствуют о том, что доля реально задействованных в профессии специалистов, культура здоровья которых «проявлялась по большинству признаков» (Б) по познавательно-ориентировочному критерию, составляла 39,1%, по рефлексивно-креативному - 40,5%, по профессионально-праксиологическому - 20,4%. Средний балл уровня проявления культуры здоровья исследуемых по трем критериям составлял 5,8, то есть культура здоровья в группе исследуемых задействованных в профессии специалистов «проявля-ласьпоотдельным признакам».
Таким образом, как у будущих, так и у реально задействованных в профессии специалистов культура здоровья проявлялась «по отдельным признакам». При этом у второй группы слабее были показатели проявления культуры здоровья по профессионально-праксиологическому критерию, что говорит о рассогла-сованиимеждузнаниямиидействиями.
В роли экспертов выступали преподаватели кафедры физической культуры, преподаватели курсов повышения квалификации, авторы исследования. Соотнесение экспертной оценки с самооценкой культуры здоровья исследуемых позволило говорить о незначительных расхождениях между ними.
О необходимости повышения качества здоровьесберегающей деятельности специалистов говорят некоторые данные, полученные участниками с помощью дополнительных самодиагностик. Так, согласно самооценке студентов, лишь 20% из них считают физкультурные занятия и мероприятия по оздоровлению значимыми для своей будущей профессиональной деятельности, 25% студентов совсем не мотивированы на физкультурно-оздоровительную деятельность. Высоким уровнем развития креативных способностей обладает лишь 9%
Библиографический список
студентов, навыками рефлексии здоровьесберегающей деятельности - 15% испытуемых. Около 9% будущих специалистов ведут «здоровый образ жизни», у 20% образ жизни «приближен к здоровому», более 70% ведут образ жизни «приближенный к нездоровому». У студентов технических специальностей наблюдаются трудности в организации труда и отдыха, питании, соблюдении оптимального двигательного режима. Безопасный уровень соматического здоровья имеют 28% юношей и 24% девушек, высокий уровень - лишь 7% юношей и 8% девушек. Остальные студенты имеют уровень средний, ниже среднего и низкий.
В результате самооценки реально задействованных в профессии инженеров было определено, что лишь 17% из них свободно владеют знаниями в области здоровья и здоровьесберегающей деятельности, 40% осознают здоровье абсолютной жизненной ценностью. Действующие специалисты определяют низкой их потребность и способность к саморазвитию - высокий уровень развития рефлексии имеют лишь 15% специалистов, высокий показатель креативных способностей - 39%. Образ жизни специалистов в целом можно определить как «приближенный к нездоровому»: занимаются физической культурой и спортом 5-6 раз в неделю лишь 10% исследуемых; около 30% специалистов не соблюдают режим труда и отдыха, режим питания; более 40% участников исследования курят, 20% - часто (не реже 1-2 раз в месяц) употребляютспиртныенапитки.
Таким образом, оценка здоровьесберегающей деятельности специалистов в процессии их подготовки и реализации в профессии позволяет говорить о необходимости повышения качества данной деятельности, в том числе за счет создания непрерывного и квалифицированного педагогического сопровождения, организованного специальными институционально оформленными учреждениями.
1. Здоровье России: Атлас/ под ред. Л.А. Бокерия. Вып. XI. Москва: НЦССХ им. А.Н. Бакулева, 2015.
2. Шилько Т.А., Прокопец Т.П., Крайник В.Л. Модель образовательно-оздоровительной деятельности лиц интеллектуального труда. Теория и практика физической культуры. 2017; № 12: 89 - 92.
3. Романова С.П. Организационно-педагогическое сопровождение здоровьесберегающей деятельности учителя физической культуры. Диссертация кандидата педагогических наук. Кемерово, 2010.
4. Гонтарь О.П. Развитие физической культуры личности студента технического вуза. Диссертация кандидата педагогических наук. Барнаул, 2012.
References
1. Zdorov'e Rossii: Atlas / pod red. L.A. Bokeriya. Vyp. XI. Moskva: NCSSH im. A.N. Bakuleva, 2015.
2. Shil'ko T.A., Prokopec T.P., Krajnik V.L. Model' obrazovateino-ozdorovitel'noj deyatel'nosti lic intellektual'nogo truda. Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury. 2017; № 12: 89 - 92.
3. Romanova S.P. Organizacionno-pedagogicheskoe soprovozhdenie zdorov'esberegayuschej deyatel'nosti uchitelya fizicheskoj kul'tury. Dissertaciya kandidata pedagogicheskih nauk. Kemerovo, 2010.
4. Gontar' O.P. Razvitie fizicheskoj kul'tury lichnostistudenta tehnicheskogo vuza. Dissertaciya kandidata pedagogicheskih nauk. Barnaul, 2012.
Статья поступила в редакцию 15.05.2019