Научная статья на тему 'Организационно-педагогическое сопровождение здоровьесберегающей деятельности учителя физической культуры'

Организационно-педагогическое сопровождение здоровьесберегающей деятельности учителя физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
294
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОПРОВОЖДЕНИЕ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ / УЧИТЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ORGANIZING PEDAGOGICAL SUPPORT / HEALTHCARING ACTIVITIES / HEALTH CULTURE / PHYSICAL TRAINING INSTRUCTOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романова С. П., Игнатова В. В.

В результате теоретического и эмпирического изучения проблемы организационно-педагогического сопровождения здоровьесберегающей деятельности учителя физической культуры проанализированы понятия «сопровождение», «педагогическое сопровождение», конкретизировано понятие «организационно-педагогическое сопровождение здоровьесберегающей деятельности учителя физической культуры», представлена информационная модель данного сопровождения и приведены результаты, подтверждающие эффективность ее практического воплощения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Романова С. П., Игнатова В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is the result of the theoretical and empirical study concerning the problems of organizing pedagogical support of the healthcaring activities of the physical training instructor. The analysis of the terms «support», «pedagogical support», «organizational and pedagogical support» of the healthcaring activities of the physical training instructor» are examined and specified in the article. The article gives an overview of the information model of the pedagogical support and demonstrates the results that prove the effectiveness of its practical implementation.

Текст научной работы на тему «Организационно-педагогическое сопровождение здоровьесберегающей деятельности учителя физической культуры»

УДК 372.879.6

С. П. Романова, В. В. Игнатова

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

В результате теоретического и эмпирического изучения проблемы организационно-педагогического сопровождения здоровьесберегающей деятельности учителя физической культуры проанализированы понятия «сопровождение», «педагогическое сопровождение», конкретизировано понятие «организационно-педагогическое сопровождение здоровьесберегающей деятельности учителя физической культуры», представлена информационная модель данного сопровождения и приведены результаты, подтверждающие эффективность ее практического воплощения.

Ключевые слова: сопровождение, организационно-педагогическое сопровождение, здоровьесберегающая деятельность, культура здоровья, учитель физической культуры.

Успешность развития отечественной системы образования во многом зависит от качества профессиональной деятельности современных учителей, их способности управлять процессом развития школьника, создавать условия, гарантирующие сохранение здоровья и формирование культуры здоровья учащихся. Особое значение в здоровьеобеспечении подрастающего поколения имеет деятельность учителя физической культуры, который должен быть прежде всего носителем высокой культуры здоровья, постоянно совершенствоваться, приобретать культурнооздоровительный опыт, разрабатывать и реализовывать здоровьесберегающие программы. Достижению вершин здоровьесберегающей деятельности учителя физической культуры способствует качественно организованное и непрерывно функционирующее в процессе его профессионального становления педагогическое сопровождение.

В научных исследованиях сопровождение рассматривается как взаимодействие, а педагогическое сопровождение - как его вид, который отражает управляемую сторону процесса развития человека в системе социального и педагогического взаимодействия с другими людьми [1; 2]. При этом педагогическое сопровождение определяется как деятельность, процесс, система. В отличие от традиционных педагогических форм оно более индивидуализировано и гибко, в большей степени учитывает динамику самого профессионала, более многоаспектно, имеет постоянный характер [3]. В процессе сопровождения субъект самостоятелен в принятии решений [4; 5], что позволяет раскрыть термин «сопровождение» через создание условий для принятия субъектом решения в ситуации выбора.

Анализ здоровьесберегающей деятельности учителя физической культуры, проведенный нами на основании изучения психолого-педагогической литературы, способствовал выделению общих содержательных признаков организационно-педагогического сопровождения данной деятельности, связанных с ориентацией на постоянное пополнение, осмысление

и интеграцию знаний и опыта в области культуры здоровья и физической культуры [6], обогащением опыта по сохранению и восстановлению профессионального здоровья - функциональной, физической и технической подготовленности [7], содействием рефлексии и самоорганизации здоровьесберегающей деятельности с целью поддержания профессионального статуса учителя как сторонника и пропагандиста здорового образа жизни [8], активизацией осознанной ответственности за сохранение и развитие здоровья участников педагогического взаимодействия [9], совершенствованием методической деятельности по формированию здорового образа жизни и физической культуры школьников [10].

С учетом представленных выше идей ученых и выделенных признаков сопровождения здоровьесберегающей деятельности учителя обобщено содержание исследуемого процесса:

- ориентация на теоретическое обучение (освоение учителями знаний, умений, навыков, технологий здоровьесберегающей деятельности, их информирование о значимости культуры здоровья для данной деятельности);

- содействие профессиональной рефлексии здоровьесберегающей деятельности (анализ отношения к собственной культуре здоровья, переосмысление здоровьесберегающей деятельности в контексте профессионального становления, самоопределение в ней);

- обогащение здоровьесберегающего опыта через активное экспериментирование, педагогическое творчество, взаимодействие в проектных группах (поиск инновационных идей, разработка здравотворческих проектов).

В результате анализа здоровьесберегающей деятельности учителя в контексте ее совершенствования и с учетом общих характеристик организационно-педагогического сопровождения данной деятельности сконструирована информационная модель организационно-педагогического сопровождения здоровьесберегающей деятельности учителя физической культуры (рис.). Данная модель являет-

I этап « О риентирование»

и

III этап «Обогащение ; опыта» N

ЧЧ

Включение учителя в проблемно-ориентированный анализ здоровьесберегающей деятельности

Формы

✓ :

. II этап

\ «Самоопределение»

Ср°4ные и пролонплр0®

и подготовка планирование

Информационная модель организационно-педагогического сопровождения здоровьесберегающей деятельности

учителя физической культуры

ся информационной, поскольку она разрабатывалась с целью познания, описания, объяснения изучаемого объекта.

В качестве теоретических оснований построения заявленной модели явились идеи о сущности здоровьесберегающей деятельности учителя физической культуры, сопряженной со становлением и развитием его культуры здоровья, которая выступает целью (смыслом) и результатом данной деятельности, о сущности сопровождения здоро-

вьесберегающей деятельности как вида институциональной деятельности, которая сопряжена с организационно-педагогическими функциями. В этой связи сопровождение представлено в модели как организационно-педагогическое. При моделировании необходимо было выделить формы организационно-педагогического сопровождения, которые способствуют успешной организации здоровьесберегающей деятельности учителя физической культуры.

Сопровождение в процессе повышения квалификации способствует решению задач информирования учителей в области здоровьесбережения и их ориентирования на данную деятельность. Этому подтверждение существующий опыт эффективного решения данных задач через систему повышения квалификации в таких регионах России, как Кемерово, Красноярск, Мурманск, Нижний Новгород, Новокузнецк, Новосибирск, Санкт-Петербург и другие [11; 12].

Сопровождение без отрыва от работы направлено на оказание учителю помощи в решении оперативных профессиональных задач характеризуется связью с его повседневной деятельностью и облегчает адаптацию к профессиональной деятельности. Целью реализации данной формы является устранение или смягчение негативных факторов профессиональной среды, обеспечение непрерывности в его развитии как субъекта здоровьесбережения. Организация педагогического сопровождения учителя без отрыва от работы осуществляется непосредственно в процессе его профессиональной деятельности, которая рассматривается в качестве поля для практической реализации полученных педагогом в процессе повышения квалификации и самообразования новых здоровьесберегающих знаний и накопления собственного неповторимого опыта.

Исходя из этого, формами организационно-педагогического сопровождения здоровьесберегающей деятельности учителя, как отражено в модели, являются краткосрочная и пролонгированная. Краткосрочная форма предусматривает осуществление сопровождения в процессе организации и проведения курса повышения квалификации учителя. Пролонгированная форма - продолжение его сопровождения непосредственно в процессе профессиональной деятельности. «Перетекание» одной формы в другую обеспечивает гибкость, мно-гоаспектность, постоянный характер (непрерывность, незаконченность), индивидуальность становления культуры здоровья учителя.

При моделировании учитывалась необходимость поэтапной реализации сопровождения. В этой связи выделены этапы - «ориентирование», «самоопределение», «обогащение опыта». Этап «ориентирование» предполагает повышение информированности учителя в вопросах культуры здоровья и их ориентирование на здоровьесберегающую деятельность, этап «самоопределение» -осознание учителем себя субъектом здоровьесберегающей деятельности и дальнейшее самоопределение в ней, этап «обогащение опыта» - активизацию культуротворческого потенциала педагога.

Обобщая и систематизируя знания по исследуемой проблеме, нами предположительно высказано суждение, что организационно-педагогическое

сопровождение здоровьесберегающей деятельности учителя физической культуры реализуется за счет условий, которые, с одной стороны, содержательно наполняют данное сопровождение, с другой - способствуют повышению его эффективности. Это обусловило выделение в модели следующих условий:

- разработка программы сопровождения здоровьесберегающей деятельности учителя физической культуры;

- реализация программы сопровождения здоровьесберегающей деятельности учителя физической культуры;

- включение учителя физической культуры в проблемно-ориентированный анализ здоровьесберегающей деятельности.

Исходя из характеристики здоровьесберегающей деятельности учителя физической культуры как процесса целостного, непрерывного, циклично повторяющегося, мы определили необходимость реализации обозначенных условий во взаимосвязи. Однако в модели условно выделили влияние каждого из них на здоровьесберегающую деятельность учителя физической культуры. Первое условие - разработка программы сопровождения здоровьесберегающей деятельности учителя - направлено на грамотное планирование здоровьесберегающей деятельности учителя. Второе - реализация данной программы - на последовательное, поэтапное осуществление здоровьесберегающей деятельности. Третье - включение учителя в проблемноориентированный анализ здоровьесберегающей деятельности, на своевременную регуляцию учителем данной деятельности.

В центре рассматриваемой модели находится учитель физической культуры, который, с одной стороны, выступает активным субъектом здоровьесберегающей деятельности, с другой - одновременно объектом и субъектом сопровождения. Предметом его здоровьесберегающей деятельности является культура здоровья во всех ее многообразных проявлениях, которая в модели занимает ведущее место. Подчеркнем, что именно в качественных характеристиках культуры здоровья учителя отражается результат здоровьесберегающей деятельности и, соответственно, данная культура выступает объектом диагностики данной деятельности. Такое понимание культуры здоровья учителя определило необходимость выделить содержание ее критериев - познавательно-ориентированного, рефлексивно-креативного, профессионально-праксиологического [13].

Представленная модель отражает авторскую позицию относительно взаимосвязи организационного (формы, этапы), содержательного (здоровьесберегающая деятельность), технологического (условия, методы, приемы и средства их реализации)

и программно-методического (разработка и реализация программы) компонентов организационнопедагогического сопровождения здоровьесберегающей деятельности учителя физической культуры. Ее разработка явилась первым шагом в направлении проектирования и последующей реализации данного сопровождения в процессе профессионального становления учителя.

На основании анализа вышеизложенных научных идей, их интерпретации, обобщения было конкретизировано понятие «организационно-педагогическое сопровождение здоровьесберегающей деятельности учителя физической культуры» как особый вид институциональной деятельности, реали-

зующейся в краткосрочных и пролонгированных формах и предполагающей создание условий, направленных на грамотное планирование, поэтапное осуществление и своевременную регуляцию учителем здоровьесберегающей деятельности за счет выбора содержания, методов и средств данной деятельности адекватно ее целям и задачам.

Эффективность реализации организационнопедагогического сопровождения здоровьесберегающей деятельности учителя физической культуры, в основании которого положена представленная в статье модель, подтверждена результатами, полученными в процессе проведения экспериментальной работы (таблица).

Распределение учителей по уровням проявления культуры здоровья (на начало и окончание экспериментальной работы), в %

Уровни проявления культуры здоровья

Контрольные срезы познавательно- ориентированный рефлексивно- креативный профессионально- праксиологический общий

Б О Н Б О Н Б О Н Б О Н

по результатам согласованной оценки экспертов

первый 42.6 38.3 19.1 38.3 38.3 23.4 29.7 42.6 27.7 25.5 61.7 12.8

итоговый 76.6 21.3 2.1 57.5 36.2 4.3 51.1 38.3 10.6 66.0 29.8 4.2

по результатам самооценки

первый 32.2 53.2 10.6 42.6 40.4 17.0 36.2 44.7 19.1 27.7 65.9 6.4

итоговый 83.0 17.0 0.0 59.6 34.0 6.4 53.2 42.6 4.2 68.1 27.8 2.1

Примечание: Б - проявляется по большинству признаков, О - проявляется по отдельным признакам, Н - не проявляется по отдельным признакам.

Данные таблицы свидетельствуют о наличии по- 19.2 %, по профессионально-праксиологическому -

зитивных изменений в уровнях культуры здоровья 21.4 %. Согласно самооценке соответственно при-

учителей на момент окончания экспериментальной рост составил 50.8, 17.0, 17.0 %.

работы по сравнению с ее началом. Согласно полу- Таким образом, авторами статьи решены зада-

ченным результатам, увеличилось количество учи- чи, связанные с конкретизацией понятия «органи-

телей с уровнем культуры здоровья «проявляется по зационно-педагогическое сопровождение здоро-

большинству признаков» по всем трем критериям. вьесберегающей деятельности учителя физиче-

Согласно экспертной оценке, прирост таких учите- ской культуры», разработкой информационной молей по познавательно-ориентированному критерию дели данного сопровождения и проверкой эффек-

составил 35 %, по рефлексивно-креативному - тивности ее практического воплощения.

Список литературы

1. Липский И. А. Педагогическое сопровождение развития личности: теоретические основания // Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: сб. науч. тр. Волгоград: Изд-во «Перемена», 2004. С. 280-287.

2. Шипицына Л. М. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка.М.: Изд-во «Владос», 2003. 528 с.

3. Научно-методическое сопровождение персонала школы: педагогическое консультирование и супервизия: монография / М. Н. Певзнер и др. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого; Институт образовательного маркетинга и кадровых ресурсов, 2002. 316 с.

4. Тарита Л. Г. Методическое сопровождение инновационных процессов в районной образовательной системе: дисс. ... канд. пед. наук. СПб., 2000. 145 с.

5. Бальсевич В. К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека (к проблеме физкультурного знания) // Теория и практика физической культуры. 1991. № 7. С. 37-41.

6. Шишлаков В. В. Соотношение физической подготовленности и педагогических умений учителя физической культуры с различным стажем работы: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1986. 15 с.

7. Теория и методика физической культуры: учебник / под ред. Ю. Ф. Курамшина. 2-е изд., испр. М.: Советский спорт, 2004. 464 с.

8. Ким С. В. Валеолого-педагогическое обеспечение физкультурного образования в современной школе: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2006. 47 с.

9. Сериков С. Г. Отражение роли здоровья в подготовке специалистов по физической культуре // Теория и практика физической культуры. 2000. № 4. С. 14-16.

10. Комплексное сопровождение и коррекция детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы / под науч. ред. Л. М. Шипицыной, Е. И. Казаковой. СПб.: ИСПиП, 2000. 108 с.

11. Кайма В. Е. Валеопедагогическая диагностика на курсах повышения квалификации работников образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук, 2000. 19 с.

12. Концепция повышения квалификации педагогических кадров школы / под ред. Ю. И. Кулюткина, В. Г. Воронцовой. СПб.: Институт образования взрослых РАО; СПб ГУПМ, 1996. 126 с.

13. Романова С. П. Самодиагностика и проблемно-ориентированный анализ отношения учителя физической культуры к культуре здоровья // Известия Российского гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена: научный журнал. СПб., 2009. № 112. С. 183-186.

Романова С. П., ст. преподаватель.

Сибирский федеральный университет.

Пр. Свободный, 79, г. Красноярск, Красноярский край, Россия, 660041.

E-mail: [email protected]

Игнатова В. В., доктор педагогических наук, профессор.

Сибирский государственный технологический университет.

Ул. Мира, 82, г. Красноярск, Красноярский край, Россия, 660049.

Материал поступил в редакцию 15.10.2010.

S. P Romanova, V. V. Ignatova ОRGANIZING PEDAGOGICAL SUPPORT OF THE HEALTHCARING ACTIVITIES OF PHYSICAL TRAINING INSTRUCTOR

This article is the result of the theoretical and empirical study concerning the problems of organizing pedagogical support of the healthcaring activities of the physical training instructor. The analysis of the terms «support», «pedagogical support», «organizational and pedagogical support» of the healthcaring activities of the physical training instructor» are examined and specified in the article. The article gives an overview of the information model of the pedagogical support and demonstrates the results that prove the effectiveness of its practical implementation.

Key words: organizing pedagogical support, healthcaring activities, health culture, physical training instructor.

Romanova S. P.

Siberian Federal University.

Pr. Svobodny, 79, Krasnoyarsk, Krasnoyarsk territory, Russia, 660041.

E-mail: [email protected]

Ignatova V. V.

Siberian State Technology University.

Ul. Mira, 82, Krasnoyarsk, Krasnoyarsk territory, Russia, 660049.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.