Научная статья на тему 'Педагогическое содействие индивидуальной здоровьесберегающей деятельности ребенка дошкольного возраста'

Педагогическое содействие индивидуальной здоровьесберегающей деятельности ребенка дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / HEALTH / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОДЕЙСТВИЕ / PEDAGOGICAL ASSISTANCE / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / PEDAGOGICAL SUPPORT / HEALTH PRESERVING AND HEALTH-PROMOTING ACTIVITY / ДЕНСАУЛЫқ / ДЕНСАУЛЫқ САқТАУ / ДЕНСАУЛЫқ САқТАУ қЫЗМЕТі / ПЕДАГОГИКАЛЫқ КөМЕК КөРСЕТУ / ПЕДАГОГИКАЛЫқ СүЙЕМЕЛДЕУ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пелихова А.В.

В статье раскрывается понятие педагогического содействия, его компоненты, теоретическая база. На основе теоретического анализа научно-педагогических исследований сформулировано понятие индивидуальная здоровьесберегающая деятельность. Представлены возможности педагогического содействия и педагогического сопровождения в организации индивидуальной здоровьесберегающей деятельности детей дошкольного возраста

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическое содействие индивидуальной здоровьесберегающей деятельности ребенка дошкольного возраста»

DU

Вестник «Орлеу^-kst

А.В. Пелихова,

к.п.н.,Челябинский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

Нег1зг1 сездер: денсаулыц, денсаулыц сацтау, денсаулыц сацтау цызметг, педагогикалыц суйемелдеу, педагогикалыц кемек керсету.

Ключевые слова: здоровье, здоровьесбережение, здоровье-сберегающая деятельность, педагогическое сопровождение, педагогическое содействие.

Keywords: health, health preserving and health-promoting activity, pedagogical support, pedagogical assistance.

ш

i О

с о

L

2

2S

I

о с

I

2S

о о

m

U3

0

ЁЗ

Ш

1

H

<c

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОДЕЙСТВИЕ

ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Ацдатпа

Макалада педагогикалыц кемек керсету угымы, оньщ компоненттер^ теориялык базасы кещнен ашы-лады. Еылыми-педагогикалык зерттеулердi теориялык талдау негiзiнде дара денсаулык сактау кызмет деген угым жасалган. Мектепке дешнп жастагы балалардыц дара денсаулык сактау кызметш уйымдастыруда педа-гогикалык кемек керсету жэне педагогикалык CYЙемел-деу мYмкiндiктерi усынылады.

Аннотация

В статье раскрывается понятие педагогического содействия, его компоненты, теоретическая база. На основе теоретического анализа научно-педагогических исследований сформулировано понятие индивидуальная здоровьесберегающая деятельность. Представлены возможности педагогического содействия и педагогического сопровождения в организации индивидуальной здоровьесберегающей деятельности детей дошкольного возраста.

Annotation

the article reveals the concept of pedagogical assistance, its components, theoretical base. On the basis of theoretical analysis of scientific and educational research formulated the concept of the individual health-promoting activities. The possibilities of pedagogical support and pedagogical support in the organisation of individual health saving activity in preschool children.

Социально-экономические преобразования современного общества порождают объективную потребность в укреплении и сохранении индивидуального здоровья подрастающего поколения, что делает актуальной проблему здоровьесбережения детей. Перед современным дошкольным образованием ставятся очень важные задачи максимального раскрытия в ребенке его самостоятельности, активного деятельного начала, способности к саморазвитию и сохранению высокого уровня физического и психологического здоровья.

Целая серия нормативных документов подкрепляет главные задачи современного образования. По данным

Вестник «Oрлеу»-kst

Н

Всемирной организации здравоохранения и российской Межведомственной комиссии по охране здоровья населения наибольший рейтинг среди факторов, обеспечивающих здоровье современного человека, составляет направленность личности на здоровый образ жизни, принятие здоровья как ценности, повышение уровня культуры здоровья подрастающего поколения, развитие здоровьесберегающих умений, опыта здо-ровьесбережения [1]. ФГОС дошкольного образования подчеркивает, что одним из приоритетных направлений в образовании является сохранение и укрепление здоровья детей. В этом процессе принципиальную значимость для развивающейся личности приобретает готовность к сознательному построению своей жизненной стратегии, к творческой деятельности по преобразованию себя, своего здоровья, окружающего мира. Активная деятельность помогает ребенку чувствовать себя субъектом своего здоровья, формировать ответственность за своё здоровье как частный случай ответственности за свою жизнь[2] .

На основе теоретического анализа научно-педагогических исследований можно сделать вывод, что индивидуальная здоро-вьесберегающая деятельность есть совокупность ценностно-потребностных, практически приобретенных и усвоенных знаний, умений, навыков, способов творческой деятельности, направленной на сохранение и приумножение здоровья, проявляющейся в способности формирования индивидуальной стратегии здоровьесбережения.

Здоровьесберегающая деятельность должна осуществляться как двусторонний взаимосвязанный процесс: не только как результат деятельности педагога по созданию определенных условий для укрепления здоровья, но и в форме самоорганизации и самореализации ребенка [3 с. 59].

Таким образом, можно предположить, что использование педагогического содействия и педагогического сопровождения окажется эффективным в организации индивидуальной здоровьесберегаюей дея-

тельности.

Педагогическое содействие А.Я. Найн понимает как совокупность педагогических условий, целью которых является самореализация в выборе профессии. Г.Н. Сериков понимает под педагогическим содействием взаимодействие воспитанников и педагогов, направленное на совместное выполнение каждым из них своих функций. В этом смысле участники образования становятся партнерами. Такой подход предполагает не руководство образованием воспитанников, а сопровождение в образовании. Е.В. Бон-даревская под педагогическим содействием понимает педагогическую деятельность, направленную на повышение готовности к ценностному самоопределению [4, с. 16]. Е.В. Малютина поддерживает мнения ученых в сущности понятия «содействие» как создание условий, оказание помощи и поддержки в осуществлении деятельности и достижении поставленных целей; как совместное действие по достижению поставленных целей. Поддержка отличается от помощи смещением акцентов на умения воспитанников самоуправлять деятельностью. При этом, учитывая специфику взаимодействия ребенка со Значимым взрослым Е.В. Малютина, акцентирует внимание на помощи и поддержке воспитанников в преодолении препятствия, ориентируясь на имеющиеся у них реальные и потенциальные возможности и способности, на развитие у воспитанников потребностей в успешности самостоятельных действий [5, с. 130].

Мы предлагаем компоненты становления индивидуальной здоровьесберегающей деятельности: когнитивный, поведенческий.

Рассмотрим содержание каждого компонента и методы его реализации в образовательном пространстве дошкольной образовательной организации.

В качестве методов реализации когнитивного компонента мы выдвигаем следующие: методы формирования познавательного интереса через игры, дискуссии, занимательные ситуации, этические беседы, целеполагание, самоконтроль. Исполь-

I

ш §

О С о

и

Н

1 О

с

о о

т

из О

Й -а X

н <с

ш

Вестник «Орлеу^-kst

ш

I

О

с с:

и

2

2S

I

о с

х

3

О О m

из О

ЁЗ

Ш X

н <с

зование данных методов способствует формированию мотивов в познании себя и окружающей действительности, желания преобразовывать мир, выстраивать перспективу собственных достижений, помогает развитию способностей к адекватной самооценке и самоанализу. Так, успешно проходит формирование культуры здоровья ребенка, основ валеологических знаний (знания о своем организме и здоровье, различных способах его укрепления, физкультуре и спорте, формирования осознанного отношения к здоровью и жизни).

Для реализации поведенческого компонента мы использовали следующие методы: методы убеждения в значимости, разъяснение личной значимости, методы повседневного общения, делового, дружеского, доверительного взаимодействия: метод уважения детской личности, педагогическое требование, убеждение, доверие, побуждение, сочувствие; методы поддержки инициативы, методы самоорганизации взаимодействия, совместной образовательной деятельности. Использование данных методов способствует формированию личного опыта детей, развитию их личностных качеств, становлению целостного гармоничного образа Я [4]. Так, здоровьесбе-регающая деятельность осуществляется через психологически комфортную организацию режима, оптимальный двигательный режим, обеспечивающий естественные потребности ребенка, правильное распределение физических и интеллектуальных нагрузок, в соответствии с ФГОС, СаНПиН и особенностями детей, доброжелательный стиль общения взрослого с детьми, использование приемов релаксации и снятия напряжения в течении дня.

Детям обязательно предоставляется возможность самостоятельно использовать приобретенные умения и навыки в повседневной жизни и деятельности. Взрослые предоставляют возможность самостоятельно отбирать способы действий по обеспечению здоровья в игровых ситуациях. Поддерживают самостоятельность

в выполнении режимных процедур. Поощряют самостоятельную двигательную активность детей, поддерживают положительные эмоции и чувство мышечной радости [3] .

Подводя итоги, отметим, что организация педагогического содействия детям в образовательном процессе дошкольной образовательной организации способствует формированию осмысленного отношения к здоровью как важной жизненной ценности, созданию психолого-педагогических условий развития двигательной сферы и здоровья детей на основе их творческой активности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Митяева, А.М. Здоровый образ жизни [Текст]/А.М. Митяева Академия, 2008.

- 144 с

2. Кудаланова, Л.П. Структура и особенности становления компетентности в области укрепления здоровья детей дошкольного возраста [Текст] / Л. П. Кундаланова // Фундаментальные исследования. - 2013

- № 1.

3. Митрофанова, Е.В. Здоровьесбере-гающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья [Текст] Тезисы докладов научно-практического семинара «Система здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения в аспекте охраны здоровья», Челябинск, 2014. - С. 58 - 61.

4. Малютина, Е.В. Педагогическое содействие становлению образа я ребенка дошкольного возраста в образовательном процессе [Текст]: автореф. дис...кан. пед. наук. /Е.В. Малютина. - Челябинск, 2014. -24с.

5. Малютина, Е.В. Инновационные формы педагогического содействия социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста [Текст] / Е. В. Малютина/ Инициативы XXI века. - 2015.- № 4.- С. 130-131.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.