Научная статья на тему 'Формирование готовности преподавателей физической культуры к реализации здоровьесберегающих технологий в процессе повышения квалификации'

Формирование готовности преподавателей физической культуры к реализации здоровьесберегающих технологий в процессе повышения квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
286
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЗДОРОВЬЕ / СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лещинский В. А.

Статья посвящена проблеме профессиональной подготовки педагогических кадров современных образовательных учреяедений к осуществлению личностно ориентированного обучения с учетом сохранения здоровья обучающихся через реализацию здоровьееберегающих технологий; обосновывается актуальность заявленной проблемы, приводятся результаты проведенного исследования по разработке и внедрению образовательной программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лещинский В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forming of physical education teachers' readiness to health-saving technologies' realisation during advanced training process

The article is devoted to the problem of professional training of pedagogical staff in modern educational establishments for realisation of person-oriented training in view of trainees' health maintenance through health-saving technologies; urgency of the declared problem is proved; results of the research on development and introduction of the educational programme are presented.

Текст научной работы на тему «Формирование готовности преподавателей физической культуры к реализации здоровьесберегающих технологий в процессе повышения квалификации»

В. А. Лещинский

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К РЕАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Работа представлена кафедрой управления образованием Педагогического института Южного федерального университета. Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор В. И. Мареев

Статья посвящена проблеме профессиональной подготовки педагогических кадров современных образовательных учреждений к осуществлению личностно ориентированного обучения с учетом сохранения здоровья обучающихся через реализацию здоровьесберегающих технологий; обосновывается актуальность заявленной проблемы, приводятся результаты проведенного исследования по разработке и внедрению образовательной программы.

327

The article is devoted to the problem of professional training of pedagogical staff in modern educational establishments for realisation of person-oriented training in view of trainees' health maintenance through health-saving technologies; urgency of the declared problem is proved; results of the research on development and introduction of the educational programme are presented.

В современных условиях высокой психолого-педагогической интенсивности учебного процесса одним из главных лимитирующих факторов успешности обучения становится фактор здоровья учащихся. В этой связи актуализируется проблема сохранения жизни и здоровья человека в процессе профессиональной и учебной деятельности, что обуславливает необходимость профессиональной готовности педагогических кадров современных образовательных учреждений к осуществлению личностно ориентированного обучения с учетом сохра-нения здоровья обучающихся через реализацию здоровьесберегающих технологий.

Потребность в формировании здорового образа жизни, необходимость создания образовательных программ и реализации здоровьесберегающих технологий в вузе обоснованы закономерностями изменений состояния здоровья населения, характера заболеваемости, продолжительности жизни, существенно влияющими на качество жизни человека. Установленная современными учеными зависимость здоровья человека на 50-60% от образа жизни (здорового или нездорового) и только на 10% от уровня развития медицины дает обоснование возможности самого человека в поддержании собственного здоровья, что ставит задачу перед педагогическим сообществом, учреждениями образования по повышению уровня грамотности населения и обучению основам здоровья и здорового образа жизни, а также внедрению здоровьесберегающих технологий в вузе в условиях модернизации системы образования и внедрения инноваций.

К числу факторов, отрицательно влияющих на здоровье студентов, помимо социально обусловленных (нестабильное экономическое положение страны, региональ-

ные конфликты, рост числа социально неблагополучных семей, кризис духовных ценностей, падение нравственного уровня населения), российские ученые Э. Н. Вайнер, Н. К. Иванова, А. М. Куликов, Е. А. Ям-бург и другие относят также перегрузку учебными занятиями, авторитарный стиль взаимоотношений педагогов и студентов, недостаточный учет индивидуальных особенностей в обучении и воспитании, гиподинамию и др. Традиционно существующие условия организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях различного уровня не позволяют эффективно решать обозначенную проблему. В современных условиях развития отечественной высшей школы становится очевидным, что успешное решение проблемы сохранения и укрепления здоровья студентов во многом зависит от совместных усилий педагогов, социальных служащих, психологов, социальных психологов. Возникла потребность обоснования педагогических технологий решения этой проблемы в рамках педагогики и психологии высшей школы.

В этой связи следует отметить, что Закон Российской Федерации «Об образовании», программы реформирования образования определяют в качестве решающего условия успешности преобразований создание двух главных социальных ориентиров -развитие образовательных систем, обеспечение высокого качества образования и сохранения и укрепления состояния здоровья учащихся и педагогов, работающих в режиме инновационных, экспериментальных технологий, концепций. В рамках этих преобразований формулируются задачи создания на всех уровнях управления, обеспечивающего развитие образовательных систем без ущерба для здоровья обучаемых,

ориентированные на состояние здоровья учащихся и педагогов.

Анализ сложившейся ситуации и научных исследований выявил противоречие между насущной потребностью формирования здорового образа жизни учащихся, студентов, учителей с учетом социализации и адаптации к новым условиям жизни и отсутствием целостной интегративной теории и технологии здорового образа жизни. Вот почему проблема определения ва-леологических и психолого-педагогических условий формирования здорового образа жизни, а также поиска новых технологий обучения студентов здоровому образу жизни на основе современных методологических принципов является актуальной проблемой науки и практики.

В последние годы активизировались научные исследования, касающиеся проблемы здоровья людей в системе образования (В. Ф. Базарный, Э. Н. Вайнер, Г. К. Зайцев, В. П. Казначеев, В. Н. Касаткин, В. О. Морозов, Л. Г. Татарникова, и др.), которая является предметом профессионального интереса специалистов, работающих не только в области медицины, но и психологии, педагогики, других социальных наук.

К сожалению, в конкретной работе медицины и народного образования по сохранению и укреплению здоровья отмечается разобщенность и непонимание собственных задач в рамках общей проблемы. Медицине как никогда необходима помощь педагогики, так как все основные «факторы риска» имеют поведенческую основу (Л. С. Выготский, Д. Н. Исаев, А. С. Батуев, Е. В. Руденский, А. И. Захаров, Л. Г. Татарникова и др.). Поведение же всегда связано с мотивацией, которая вырабатывается именно воспитанием в детском и юношеском возрасте - периодах интенсивного и целенаправленного развития, формирования физического, интеллектуального, духовного и социального потен-циала для дальнейшего совершенствования человека в течение всей его жизни.

Поскольку все составляющие здоровья тесно взаимосвязаны, а реализация программы развития человека зависит от множества факторов, основной задачей «педагогики здоровья» является целостное формирование потребностей к сохранению и укреплению здоровья, к осознанной мотивации на здоровый образ жизни посредством методов воспитания, самовоспитания, создания программ обучения здоровому образу жизни.

Востребованность категории здоровья в практике проявляется в определении здо-ровьезатратного или здоровьесберегающе-го потенциала педагогического процесса. Положительной тенденцией является стремление проектировать педагогический процесс как здоровьесберегающий. Под здоровьесберегающим педагогическим процессом мы понимаем педагогический процесс, в основе которого лежит здоровьесберегающий (валеологический) принцип.

Однако осуществление здровьесберега-ющих образовательных технологий на практике связано с существующим содержанием подготовки педагогов физической культуры и педагогических кадров в системе образования и необходимостью обновления содержания их профессиональной подготовки, повышения квалификации преподавателей физической культуры вузов для реализации здоровьесберегающего образования в образовательном учреждении. При разработке технологий образова-ния в образовательном учреждении необходимо также учитывать медико-педагоги-ческие особенности развития учащихся; использовать данные мониторинга состояния здоровья и оптимальности учебной нагрузки.

В педагогической науке общепринятой является следующая структура содержания образования (В. С. Леднев, И. Я. Лернер, В. В. Краевский):

1. Знания о природе, обществе, технике, мышлении и способах деятельности (когнитивный компонент содержания образования).

2. Опыт осуществления известных способов деятельности, воплощающихся вместе со знаниями в умениях и навыках личности, усвоившей этот опыт (праксиологический компонент содержания образова-ния).

3. Опыт творческой поисковой деятельности по решению новых проблем. Этот вид социального опыта складывается у каждого человека сугубо индивидуально, но его необходимо программировать в содержании образования (креативный компонент содержания образования).

4. Опыт ценностного отношения к объектам или средствам деятельности человека, его проявление в отношении к окружающему миру, другим людям.

Структурированное таким образом содержание образования, с одной стороны, отражает текущие и перспективные потребности общества в образованных людях, с другой - выступает основой для конструирования и осуществления обучающимися деятельности, которая является содержанием личностных потребностей индивида в образовании. В этом плане требование методологии содержания образования состоит в определении того, что из социального опыта или культуры необходимо включать в содержание образования.

С целью разработки педагогических средств повышения квалификации преподавателей физической культуры общеобра-зовательных учреждений, реализации в содержании повышения квалификации научно-педагогических основ здоровьесберега-ющих технологий обучения нами было проведено совместное с кафедрой управления образованием исследование, ориентированное на повышение эффективности психолого-педагогической подготовки преподавателей физической культуры общеобразовательных учреждений и преподавателей вузов.

Нами были определены задачи выявления сущности здоровьесберегающих, медико-педагогических основ образования в вузе; обоснования содержания повышения

квалификации преподавателей физической культуры, формирования готовности к реализации здоровьесберегающих образовательных технологий; разработки и внедрения программы повышения квалификации преподавателей физической культуры по основам здоровьесберегающего образования в вузе.

Решение поставленных задач осуществлено прежде всего за счет применения в работе таких основополагающих методологических принципов, как принцип историзма, принцип соответствия и т. д., которые играют первостепенную роль при выработке стратегии выбора направления и поиска пути синтеза существующих теоретических концепций. Так в исследовании учтены те стороны принципа историзма, которые объясняют процесс развития научной теории здоровьес-бережения учащихся; а также положения, раскрывающие общие вопросы методологии педагогической науки (Б. С. Гершунский, Г. И. Железовская, В. В. Краевский, В. И. Мареев, В. М. Полонский, Л. М. Су-хорукова, Е. В. Ткаченко и др.).

При разработке теории и технологии формирования здорового образа жизни учащихся в системе образования мы опирались на концепцию И. И. Брехмана о здоровье как основополагающем компоненте человеческой личности, принцип доминанты и принцип свободы выбора, определяющие внутреннюю мотивацию человека (А. А. Ухтомский, А. Е. Личко, В. С. Би-тенский), идею о внутренней потребности как факторе самоактуализации (К. Р. Роджерс, А. Маслоу и др.), теорию валеоло-гического образования (Л. Г. Татарнико-ва, Г. К. Зайцев, В. В. Колбанов, Г. А. Ко-лачев, А. Г. Щедрина и др.), новые подходы в технологии обучения (Г. К. Селевко, В. А. Сластенин, В. П. Беспалько и др.).

Современная ситуация в системе управления образованием наглядно показывает, что одним из актуальных вопросов дальнейшего совершенствования системы управления отраслью является создание рациональных организационных структур и

оптимизация их деятельности в самом низшем звене физкультурно-спортивного движения, в физкультурно-спортивных организациях. Обращение к этим структурам актуально и потому, что и в современных условиях физкультурно-спортивные организации продолжают оставаться по-настоящему основной подсистемой системы физкультурного движения страны. Именно здесь реализуется на практике множество целей системы физической культуры и спорта, порождая при этом разнообразие форм физ-культурно-спортивных организаций.

Одно из свойств физической культуры и спорта как отрасли состоит в том, что она представляет собой многоуровневую управленческую систему специальных физкультурных учреждений и организаций, взаимодействие которых в процессе физического воспитания, спортивной и физкультурно-оздоровительной работы происходит иерархически, т. е. часть из них осуществляет управление другими, придавая целенаправленность и скоординированность их деятельности.

Опираясь на сложившиеся в теории педагогики представления о целостности педагогического процесса (Ю. К. Бабанский, научная школа В. С. Ильина, исследования А. М. Саранова), автор выделяет в процессе проектирования учебного курса основные компоненты:

1) выявление начального уровня знаний менеджеров образования (слушателей), уровня развития мотивационной, интеллектуальной и волевой сфер;

2) номенклатуру целей развития интеллектуальной, мотивационной и волевой сфер преподавателей по овладению учебным курсом;

3) содержание и формы деятельности преподавателя по организации обучения учебному курсу с учетом андрагогических особенностей слушателей.

Целью разработанной образовательной программы стало создание научно-педагогических и организационно-методических условий для преподавателей физической

культуры и спорта, обеспечивающих развитие общей и профессиональной культуры, физической культуры, способности к творческой деятельности в профессиональ -ной среде. На этой основе сформированы три группы задач, решаемых образовательной программой:

• создать условия для развития ценностных ориентаций преподавателя в современной социокультурной и образовательной ситуации;

• предоставить возможность преподавателям физической культуры осознать методологию решения профессиональных проблем в контексте гуманистической парадигмы образования;

• раскрыть способы концептуального и организационного проектирования деятельности и осмысления ее результативности.

При этом мы учитывали принципиально важное требование к содержанию дополнительного профессионального образования: оно должно удовлетворять потребностям развития уже имеющегося профессионального качества преподавателя физи-ческой культуры и спорта.

Образовательная программа повышения квалификации является подпрограммой образовательной программы дополни -тельного профессионального образования и реализуется в ходе краткосрочных, длительных курсов повышения квалификации и стажировок, которыми ежегодно охваты -ваются более 600 преподавателей школ, педагогических колледжей. Основные содержательные линии программы отражены в ее модулях:

• современные проблемы образования в общеобразовательных школах;

• психология управления;

• состояния здоровья современных учащихся;

• содержание образования как здоровь-есберегающая проблема;

• информационное обеспечение процесса здоровьесберегающего образования в общеобразовательном учреждении;

33 1

• повышение квалификации, развитие творческого потенциала педагогических кадров в условиях общеобразовательного учреждения;

• нормативно-правовые основы общеобразовательного учреждения. Социальная защита, охрана жизни и здоровья обучаемых и педагогов;

• личность и деятельность современного преподавателя физической культуры и спорта в школе.

Образовательная программа повышения квалификации содержит инвариантную часть (до 100 часов), включающую 8 содержательных вышеперечисленных разделов, и вариативную (до 36 часов), 6 спецкурсов по выбору слушателей курсов. Около 20 часов учебного плана отведено непосредственно моделирующей, проектирующей и рефлексивно-диагностической деятельности преподавателя. Такая композиция содержания курсов позволяет предъявлять учебный материал на уровне стандарта дополнительного профессионального образования при создании необходимых условий для удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей слуша-телей курсов (вариативная часть). На теоретико-поисковом этапе нашей работы предстояло провести ретроспективный анализ собственной самостоятельной познавательной деятельности по изучению проблем здоровьесберегающего образования, знания истории развития этого понятия и его современного понимания; определить дидактические, информационные затруднения слушателей при усвоении данного понятия.

Образовательная программа стажировок выстраивается в соответствии с индивидуальными запросами слушателей на основе опыта управления, прошедшего научно-методическую экспертизу и подтвердившего свою результативность в течение длительного времени. Учебные программы стажировок более вариативны, открыты, динамичны, так как участники стажировок фактически сами определяют свой индиви-

дуальный маршрут в образовательном пространстве инновационной школы. Однако в учебных программах стажировок есть инвариантная часть, которая определяет алгоритм деятельности слушателей: определение задач в соответствии с поставленной целевой установкой; системный или локальный анализ изучаемого опыта в диалогах, дискуссиях; соотнесение полученной информации с анализом своего опыта работы; выявление конструктивных идей, замыслов, подходов и возможностей, границ их применения; моделирование на уровне собственной управленческой деятельности; защита разрабатываемых подходов; индивидуальная или коллективная их экспертиза.

В процессе проектирования программы нами были обоснованы и разработаны значимые дидактические системы (цели, принципы, условия и критерии) андрагогиче-ского подхода в процессе обучения слушателей. Так данный подход предполагает учет возрастных особенностей, профессионального опыта, начального уровня знаний по изучаемым проблемам, наличия комфортной учебной среды.

Далее нами было разработано дидакти-ко-методическое обеспечение системы обучения и учебной среды; реализован технологический подход к проектированию здо-ровьесберегающей программы, включающей в себя принципы, условия и критерии целесообразности, диагностичности, при-родосообразности, единство научного образования и профессионально-педагогической направленности, активизированы познавательная самостоятельность; сотрудничество, единство форм обучения и самообразования.

Цель формирующего эксперимента заключалась в апробации процесса курсовой подготовки спроектированной программы. Реализация этой цели осуществлялась в процессе формирования экспериментальной группы; проведения занятий по предложенной программе; сбора экспериментальных данных.

На первом этапе эксперимента состоялось ознакомление преподавателей с необходимой информацией и знаниями о развитии и формировании мотивов здоровь-есберегающего образования.

Осуществление второго этапа требовало решения задачи ознакомления преподавателей с важнейшими качественными изменениями в здоровьесберегающем типе образования в образовательном учреждении.

После реализации разработанной программы учебного курса мы приступили к аналитической фазе формирующего эксперимента.

Цель этой фазы состояла в том, чтобы проанализировать изменения в знаниях слушателей. Так, анализ профессиональных затруднений преподавателей физической культуры в реализации здравотвор-ческих и здоровьесберегающих технологий до и после изучения учебного курса дал следующие результаты: показатель «не хватило знаний» снизился с 43 до 21%, показатель «не сумел систематизировать знания» - с 18,5 до 11,7%, показатель «не сумел применить полученные знания на практике» -с 62 до 51%, «не доставало научно-методической литературы» - с 52 до 40%.

В процессе апробации программы анализировалось отношение преподавателей и

студентов к здравотворческой деятельности, были изучены творческие подходы к выполнению заданий, связанных с реализацией полученных знаний. Анализ полученных результатов тестирования выявил положительную динамику по показателям «интерес», «творческая продуктивность», «понимание», «интеллектуальная продуктивность», «интеллектуальная активность».

Анализ учебной деятельности слушателей свидетельствует о формировании целостного понимания здоровьесберегающего типа образования. Влияние разработанной здравотворческой программы по завершении эксперимента проявилось в том, что усиление интереса к занятиям физической культурой и спортом не только создает новые духовные и материальные ценности, но и развивает познавательный интерес к различным отраслям знания, содержащим важную научно-практическую информацию (например, в области физиологии человека, медицины и др.). Повысилась самооценка слушателей, профессиональной и личностной значимости здоровьесберегающего образования.

Таким образом, разработанная программа положительно влияет на развитие и реализацию здоровьесберегающего образования и подготовку педагогов к ее реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.