2. Методологическая основа исследования связана с утилитарно-прагматической парадигмой спортивно-педагогического образования. Кроме того, социокультурная специфика личностного развития исследована с позиций ряда современных концепций профессиональной подготовки будущего спортивно-педагогического менеджера.
3. В процессе исследования использованы принципы личностного развития. С позиций социокультурной специфики это: приоритетность гуманистических ценностей в подготовке будущих спортивно-педагогических менеджеров, сотрудничество в рамках системы «преподаватель-студент», управляемость процесса личностного образования (его проектирование).
Литература:
1. Беляева, И.Ю. Гуманитарная направленность учебного процесса и формирование личности будущего специалиста / И.Ю. Беляева, Ю.К. Беляев, Н.С. Зюкова // Деловые игры и методы активного обучения: тезисы докладов. - Челябинск: ЧГТУ, 1993. - С. 33-40.
2. Воробьева Е.В. Исследовательско-эвристические игры как модель творческой деятельности в процессе подготовки специалистов в сфере физической культуры и спорта / Е.В. Воробьева // Вестник спортивной науки. -2008. - № 2. - С. 49-53.
3. Гегель, Г.В. Сочинения / Г.В. Гегель. - Т. 14. - С. 434.
4. Кирьякова, А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей / А.В. Кирьянова // Реализация ценностного подхода в педагогике школы. - Оренбург: Южный Урал, 1996. - 190 с.
5. Лосев, А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. / А.Ф. Лосев. - М., 1992. - С. 12.
6. Попова, А.А. Управление знаниями в педагогике спорта / А.А. Попова. - Челябинск: УралГУФК, 2019. - 200 с.
7. Попова, А.Ф. Организационное культуростроение в спорте / А.Ф. Попова, А.А. Попова. - Челябинск: УралГУФК, 2020. - 248 с.
8. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию становления человека. Пер. с англ. / К. Роджерс. - М.: Наука, 1994. - 312 с.
9. Фасилитация организационного культуростроения: биоэкономический аспект / Под ред. А.Н. Попова. - Челябинск: УралГУФК, 2011. - 104 с.
10. Allport, G.W. Study of values / G.W. Allport, P.E. Vernon, Q.A. Lindrey. - Boston: Houghton Miflin, 1960.
Педагогика
УДК 37.012
кандидат педагогических наук Приселков Александр Серафимович
Краснодарский музыкальный колледж имени Н.А. Римского-Корсакова (г. Краснодар); кандидат педагогических наук, доцент Терентьев Юрий Юрьевич
Краснодарский государственный институт культуры (г. Краснодар)
МЕТОД МОДЕЛИРОВАНИЯ В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Аннотация. Статья посвящена основным вопросам информатизации образования, где методы музыкального образования в сочетании с общими методами обучения, обеспечивают воспитание активной творческой личности, находятся в тесной взаимосвязи с тематическими разделами преподавания музыкальной информатики в ВУЗе. Подробно рассматривается моделирование и методы изложения музыкального материала, а также разбираются основные цели применения модели в обучении, в контексте задач профессионального музыкального образования.
Ключевые слова: музыкальное образование, модернизация образования, информатизация образования, методы музыкального образования, методы музыкального моделирования, педагогическое моделирование.
Annоtation. The article is devoted to the main issues of informatization of education, where the methods of music education in combination with general teaching methods, provide education of an active creative personality, are in close relationship with the thematic sections of teaching music informatics at the university. Modeling and methods of presentation of musical material are considered in detail, as well as the main goals of using the model in training, in the context of professional music education tasks, are analyzed.
Keywords: music education, modernization of education, informatization of education, methods of music education, methods of music modeling, pedagogical modeling.
Введение. Современное музыкальное образование, ориентированное на общекультурные ценности, определило новые приоритеты: воспитание на разных ступенях профессионального образования высококвалифицированного, творчески мыслящего, конкурентоспособного специалиста. Для этого требуется модернизация образования, создание новых педагогических технологий. Традиционный процесс обучения, основанный на репродуктивной деятельности мозга и сознания обучаемых, состоящий в запоминании и воспроизведении полученной информации, никак не способствует воспитанию творческой личности. Творческие задания должны быть включены в изучение предметов, особенно теоретического цикла. Обучающиеся должны быть приобщены к музыкально-аналитической деятельности на всех ступенях музыкального образования.
Моделирование является методом научного познания одного объекта с помощью другого (подобного ему или иному) на основе идентификации с ним с помощью адекватных правил построения и функционирования. Компьютерное моделирование музыки поможет реализации ее глобального изучения, выявления закономерностей стилевых преобразований, прогнозирования их развития.
Изложение основного материала статьи. Одной из ведущих тенденций в современной педагогике становится информатизация образования. Компьютер, в отличие от других технических средств обучения, в современной образовательной среде может выполнять различную роль - от вспомогательной до основной. Благодаря компьютеру традиционные образовательные технологии значительно обогащаются и выходят на новый уровень. Компьютер предоставляет качественную виртуальную синкретическую среду, богатые средства для практической, научно-исследовательской и творческой работы, а также функциональное
разнообразие учебных программ, ориентированных на индивидуализацию, дифференциацию. Не маловажным фактором является большая вариативность обучения. Кроме того, возникает возможность адаптации на уровень конкретного ученика.
Компьютеры значительно обогащают традиционные принципы и методы обучения. В музыкальном образовании методы обучения приобретают свою специфическую особенность. Это связано с ярко выраженной эмоционально-эстетической и художественно-творческой направленностью. Методы музыкального образования хорошо сочетаются с общими методами обучения, обеспечивая воспитание активной творческой личности, наделенной эстетическими, научными, исследовательскими, коммуникативными качествами.
Использование компьютерных технологий дает возможность широкого применения различных прогрессивных методов обучения. Ведущим и универсальным методом в музыкальной педагогике может стать метод моделирования, так как он максимально реализует все лучшие дидактические возможности компьютера и в различной степени интегрирует в себе другие методы.
Само понятие модели родственно музыке. Музыкальное сочинение - комбинаторные поиски, ограниченные рамками определенной системы (традиционной или другой) - по сути своей модель. Любое переложение, обработка, транскрипция, аранжировка - тоже модель.
Основой музыкальной композиции является горизонтальное моделирование мотивов из разного количества различных звуков, из них - фраз, затем предложений, периодов, затем малых и больших форм. По вертикали - это моделирование склада, гармонии, фактуры. Взаимодействие по горизонтали и вертикали дает тематизм, лейтгармонию.
Разновидностью эмоционально-смысловых моделей являются, например, присутствующие во всех произведениях И.С. Баха мотивы-символы - это характерные мелодические структуры, сохраняющие свое смысловое значение.
Известна практика возвращения композиторов (например, И.С. Баха, Ф. Листа, С.В. Рахманинова к своим ранним сочинениям (как моделям) для создания на их основе новых произведений или редакций). Во многих случаях моделями сочинений композиторов могли служить произведения их предшественников. Часто композиторов даже обвиняли в плагиате, хотя на самом деле было лишь заимствование интонаций, что является допустимым и даже обычным в композиторской практике. На модели строится в музыке формообразование: повторение частей, варьирование, разработка элементов. Жанр вариаций - тоже модели, основанные на различном соотношении вариантных и инвариантных структур.
В музыке различных народов закрепилась практика сочинения музыки на основе готовой ладово-мелодической мелодии-модели, несущей определенное эмоционально-смысловое содержание. У народов Востока это «маком», «шашмаком», «макам», «мугам». В античные времена - «ном», в Средневековье -«тон», у немецких мейстерзингеров - «вайзе». В православной культовой музыке «глас», «подобен».
Любой образец народного фольклора, включая и синтетические жанры, сложился как модель, которая в течение лет шлифовалась, совершенствовалась, варьировалась, пока не сложилась в прекрасные образцы народного творчества.
Генерал-бас (комбинированная фиксация звуков с помощью нот и цифр), практиковавшийся в XVI-XVIII вв., наиболее ярко и полно реализует специфические свойства и функции моделей. Он обладает следующими свойствами:
- редукция (упрощение фактуры до только основных особенностей);
- целенаправленность (выявление и фиксация гармонической основы);
- объективность и субъективность (адекватное отражение гармонической основы, и в то же время ее свободное художественное исполнение);
- относительность (в силу вариативности аккомпанемента на основе цифрованного баса);
- способность к расширению (посредством увеличения количества голосов над басом);
- наглядность (облегченное восприятие гармонической структуры произведения).
Принцип генерал-баса используется сейчас в виде «цифровок» для гитары, а в более строгом смысле для обозначения функций аккордов в курсе гармонии. Да и сама система нотной записи также является моделью.
Моделями являются гаммы, арпеджио, аккорды и упражнения, в том числе на основе вычленения сложных мест из различных произведений, применяемые как вспомогательные средства. Они служат лишь техническому освоению и абстрагируются от эмоционально-образного содержания. В этом и достоинство и недостаток.
Далее - это метод технических вариантов (Ф. Бузони, А. Корто) - создание упражнений на основе изучаемого произведения (фактурное варьирование оригинала). Соединение инструктивного материала с художественным (образным) нашло отражение в этюдах и циклах этюдов на разные виды техники. Все они обладают свойствами и функциями моделей. Процесс их создания носил характер интуитивного моделирования и поиска системы наибольшей целесообразности и последовательности овладения исполнительским мастерством.
В XVII-XVIII вв. использовались эмоционально-смысловые модели, усиливающие экспрессивное воздействие инструментальной музыки на слушателей. Были разработаны музыкально-риторические фигуры, представляющие собой цитаты из общеизвестных хоралов и ассоциировавшиеся с определенным эмоционально-смысловым содержанием. Их вплетали в музыкальную ткань произведений для более адекватного восприятия композиторского замысла. Теоретическое обоснование представлено в книге Люси М. «Теория музыкального выражения. Акценты, оттенки и темпы в музыке вокальной и инструментальной».
В Древнем Китае (и в некоторых учебных заведениях Запада) применялось такое испытание: на основе нескольких начальных нот мелодии создать ее продолжение. Так проверялись творческие способности будущих учеников. А начальные звуки мелодии служили моделью, основой, зерном для осмысленного целого.
Так выявляется «интонационный словарь эпохи» (Б. Асафьев) - виртуальный арсенал интонационных эмоционально-смысловых моделей, свойственных определенной эпохе, стилю, направлению, почерку отдельного композитора. Одним из эффективных средств развития творческих способностей будущих музыкантов-педагогов является обучение композиции, в частности, на дисциплинах музыкально-теоретического цикла (например, гармонии). Приобщение к опыту композиторской деятельности
способствует постижению логики строения музыкальных произведений, наиболее полному их восприятию, профессиональной самореализации, развитию и совершенствованию музыкального слуха.
При изучении полифонии давно практикуется создание студентами образцов в жанре строгой (мотет, канон) и свободной полифонии (инвенция, фуга). Практикуется написание пьес в стиле Барокко (менуэт, сарабанда), а также пьес (например, прелюдий) в стиле композиторов классиков и романтиков. Моделирование может быть стилистическим, жанровым, интонационным. Музыкальное моделирование помогает осмыслить творческие процессы композиции определенных жанров и форм, реализации эмоционально-смысловых образов, особенностей стиля и почерка отдельных композиторов.
Используются и более простые формы: дописывание незавершенной мелодии; сочинение мелодии к стихотворному тексту; сочинения аккомпанемента к песенной мелодии. Здесь можно сформулировать определенные алгоритмы действий. В обучении инструментальному исполнительству также можно использовать метод моделирования, чему посвящено исследование А.И. Исенко. Вопросы обучения моделированию музыкальных сочинений на ЭВМ, технология создания музыки методом моделирования нашли отражение в исследованиях Р.Х. Зарипова.
Метод моделирования в музыке может стать основой принципиально новой педагогической технологии, сыграть важную роль в творческом формировании музыканта и в профессиональной композиторской деятельности. Однако до сих пор в музыкальной науке нет стройной и организованной научной системы моделирования как метода исследования музыки и как метода музыкального образования.
В настоящее время моделями исследования музыки являются нотные тексты и аудиозаписи. Все это изучается с помощью формализованных научно-музыкальных знаний: теории музыки, гармонии, полифонии, анализа форм, стилей и других. Отдельные исследования посвящены исполнительству, фольклору и другим областям музыки.
Цели применения модели в обучении довольно разнообразны: наглядность при изложении материала, его систематизация, тренаж, контроль усвоения знаний. В ситуации моделирования учащийся воспринимает информацию активно. В этом его главное достоинство. Давно известно, что обучение, являющееся результатом активного исследования, бывает более охотным и успешным, чем пассивное наблюдение, чтение или прослушивание. Такой метод можно назвать «обучение моделированием».
С применением компьютерных технологий стали доступны почти все известные методы моделирования. А в профессиональном обучении музыке разнообразное моделирование звуковой среды особенно ценно, так как не только воссоздает ранее недоступные процессы и явления, но и позволяет активно участвовать в них.
Рассмотрим подробнее некоторые виды моделирования, доступные в практике преподавания и исследования музыки.
1. Имитационное моделирование - основано на воспроизведении статистически заданных структур разных уровней. Для моделирования музыкальных произведений заданных стилей определяются структурные единицы (например, интонации), статистика их соединений и последований. Для сочинения используются специальные программы, основу которых составляют генератор случайных значений и фильтры для выполнения заданной статистики. Такое моделирование предоставляет возможность исследовать творческие процессы, подтвердить или опровергнуть музыковедческие положения, создавать музыкальные сочинения. Инновационной областью исследований может явиться моделирование процесса исполнения на основе изученных интерпретаций конкретных исполнителей. Тогда молодой композитор мог бы примерно услышать, как его пьесу исполнил бы известный исполнитель. Определенными возможностями моделирования обладают профессиональные музыкальные редакторы. В секвенсорах - это создание компьютерных интерпретаций различной музыки: оркестровой, ансамблевой, солирующей; работа над нюансами (динамикой, штрихами); моделирование акустики помещений; создание звуковых эффектов; имитация особенностей исполнения на различных инструментах. В программах-аранжировщиках -моделирование стилей и жанров. Существуют программы по решению задач по гармонии, по сочинению мелодий, композиций. На имитационном моделировании построены готовые программы-модели (демонстрационные, обучающие, тренирующие, профессиональные).
2. Математическое (или формально-абстрагированное) моделирование - замена структур разных уровней косвенными аналогами. В музыкальной науке есть моделирование целых отраслей, основанное на формализации эстетических знаний с целью придания им характера точных наук, что организует и систематизирует их изучение. В них различные уровни музыкальных структур заменены буквенно-цифровыми значениями. Это теория музыки, гармония, анализ форм, полифония. С применением компьютеров математическое моделирование можно распространить на более крупные музыкальные структуры: функциональные комплексы, тематические построения и другие.
3. Аналоговое (или структурное, масштабное) моделирование - воспроизведение структуры, свойств и взаимосвязей первоэлементов с помощью аналоговых элементов. Аналоговое моделирование проникает во все компьютерные обучающие программы, так как все они основаны не на реальных, а на аналоговых элементах. В музыке это цифровое представление звука, воспроизведение музыкальных тембров путем синтезирования, сэмплирования и другое.
4. Квазианалоговое (или математически эквивалентное) моделирование - выражение соотношения элементов иными физическими элементами. Такая наиболее совершенная модель - «список сообщений» в секвенсорах: текстовое изложение всей музыки: нот, динамики, нюансов исполнения, вплоть до интерпретации. Менее совершенная форма - привычная для нас нотная графика, не отличающаяся исполнительской точностью.
5. Алгоритмическое моделирование - воспроизведение различных произвольно (гипотетически) заданных структур. В музыке используется в сочинениях нетрадиционной структуры («алгоритмическая музыка»), создаваемой по заданному алгоритму вымышленной звуковой системы. Этот же метод является и способом проверки ее жизнеспособности.
6. Моделирование новых заключений (соединение структур) - когда новые понятия черпаются на основании имеющегося материала с помощью определенных методов логики (в сложных случаях - языка логического программирования). Данный метод можно использовать, например, для изучения закономерностей усложнения гармонического языка, развития ладовых систем. Его можно сравнить с дедуктивным методом Шерлока Холмса.
7. Модель распознавания или метод масок (разделение структур) - воспроизведение отдельных частей всей структуры с целью выявления цели и принципа действия системы. То есть сложные структуры разделяются на более простые до тех пор, пока они не станут понятными исходя из имеющихся знаний. Затем делают выводы в отношении целого. Так, например, познается стилистика музыкальных произведений, эволюция творчества композиторов. Это метод напоминает «детский метод исследования», когда наигравшись с новой игрушкой, ребенок пытается ее разобрать, чтобы понять, что там внутри.
Выводы. Таким образом, компьютер представляет собой уникальное многофункциональное техническое средство обучения, обусловленное его способностью синкретического моделирования разнообразной предметной среды, создания виртуальной реальности и работы в реальном времени. Главным и универсальным методом становится метод компьютерного моделирования музыкальной действительности. Он приобретает интегрирующее значение, так как проникает во все другие методы обучения. Высокая эффективность моделирования, как педагогической технологии, проявляется в ускорении формирования и развития профессиональных, исследовательских, творческих и общекультурных качеств будущих музыкантов.
Литература:
1. Арановский М.Г. Опыт построения модели творческого процесса композитора Текст. / М.Г. Арановский // Методологические проблемы современного искусствознания, вып. 1. - Ленинград, 1975.
2. Бекенова Д.У., Мухатаева Ж.А. Информационные технологии в музыкальном образовании // Актуальные задачи педагогики: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). - Чита, 2013. URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/67/3328/
3. Бирюков Б.В. Моделирование Текст. / Б.В. Бирюков, Ю.А. Гастев, Е.С. Геллер // Большая советская энциклопедия. 3-е изд. - т. 16. - М., 1974.
4. Варданян А.У. Моделирование как средство обучения и метод педагогического исследования: Метод, пособие / А.У. Варданян, И. И. Логвинов. - Ереван, 1981.
5. Гладышева О.О. Музыкально-творческое развитие будущих учителей музыки в процессе обучения композиции. Дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / О.О. Гладышева. - М., 2004.
6. Горбунова И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий как новая образовательная творческая среда // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2004. №9. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-muzykalno-kompyuternyh-tehnologiy-kak-novaya-obrazovatelnaya-tvorcheskaya-sreda
7. Гутчин И.Б. Кибернетические модели творчества. - М. - 1969.
8. Зарипов Р.Х. Моделирование сочинений на вычислительной машинке и оценка машинных композиций Текст. / Р. X. Зарипов // Точные методы и музыкальное искусство. Материалы симпозиума. -Ростов-н.-Дону, - 1972.
9. Исенко А.И. Музыкальное моделирование как метод комплексного развития музыканта // Процессы музыкального торчества. Вып. 4. Сб. трудов № 156 / РАМ им. Гнесиных. - М., - 2000.
10. Исенко А.М. Музыкальное моделирование как новый метод фортепианного обучения Текст.: дис. .канд. пед. наук: 13.00.02 / А.М. Исенко. - М., - 1995.
11. Коржова О.А. Музыкальное творчество как дидактическая проблема: музыкальный текст и его моделирование. Дис. канд. искусств-я.: 17.00.02 / О.А. Коржова. - Ростов-н-Дону, - 1996.
12. Королев А.А. Музыкальный компьютер. - СПб., - 2006.
13. Красильников И.М. Электронное музыкальное творчество в системе художественного образования: автореф. дис. на соиск. учен. степ. докт. пед. наук (13.00.02) / Красильников Игорь Михайлович; - Москва, -2007. URL: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-02/dissertaciya-elektronnoe-muzykalnoe-tvorchestvo-v-sisteme-hudozhestvennogo-obrazovaniya
14. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учеб. Пособие, 2-е изд Под ред. Е.С. Полат. - М., - 2005.
15. Полозов С.П. Обучающие компьютерные технологии в музыкальном образовании: Дис. кандидата искусствоведения (17.00.02). - Новосибирск, - 2000. URL: http://www.dslib.net/muz-iskusstvo/obuchajuwie-kompiuternye-tehnologii-v-muzykalnom-obrazovanii.html
16. Приселков А.С. Компьютерные технологии в формировании профессиональной творческой активности музыкантов: Дис. канд. пед. наук: (13.00.02). - Краснодар, 2003. URL: http://www.dslib.net/teoria-vospitania/kompjuternye-tehnologii-v-formirovanii-professionalnoi-tvorcheskoi-aktivnosti.html
17. Сиддикова Г.Ш. Использование современных компьютерных технологий в системе музыкального образования // Молодой ученый. - 2016. - №4.
18. Уемов А.И. Логические основы метода моделирования Текст. / А.И. Уемов. М., - 1971.
19. Фридман Л.М. Наглядность и моделирование в обучении Текст. / Л.М. Фридман. - М., - 1984.
20. Чумак Т.Г. Метод музыкального моделирования в преподавании музыкально-теоретических дисциплин: на материале курса гармонии в музыкально-педагогическом училище/колледже. Дис. канд. пед. наук - 2008. URL: https://www.dissercat.com/content/metod-muzykalnogo-modelirovaniya-v-prepodavanii-muzykalno-teoreticheskikh-distsiplin-na-mate