_регион крупным планом ..._
УДК 378.14:796
Попова Александра Федоровна
Доктор педагогических наук, заведующий кафедрой экономики социальной сферы Уральского государственного университета физической культуры, shura1953@yandex.ru, Челябинск
Попова Анастасия Александровна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономики социальной сферы Уральского государственного университета физической культуры, nana2684@yandex.ru, Челябинск
реализация ценностного подхода в образовательном процессе вуза физической культуры
Аннотация. Определены теоретические основы реализации ценностного подхода в профессиональном образовании и научном исследовании. Обоснованы сущностные характеристики процесса ориентации развивающейся личности на социально значимые ценности. Классифицированы условия реализации ценностного потенциала развивающейся личности в образовательном процессе вуза физической культуры. Дана оценка степени совместимости социально-психологических подходов (управления по результату, целям и ценностям) по критериям системности, адаптивности и эффективности. Сущность процесса становления физкуль-турно-спортивной личности представлена в виде социальной системы.
Ключевые слова: образовательный процесс, ценностный подход, вуз физической культуры, развивающаяся личность.
Popova Alexandra Fiodorovna
Doctor of Pedagogical Sciences, Head of the Department of Economy of the Social Sphere at the Ural State University of Physical Culture, shura1953@yandex.ru, Chelyabinsk
Popova Anastasia Aleksandrovna
Candidate of Pedagogical Sciences, Docent of the Department of Economy of the Social Sphere at the Ural State University of Physical Culture, nana2684@yandex.ru, Chelyabinsk
realization of valuable approach in educational process
of higher education institution of physical culture
Abstract. 1. Theoretical bases of realization of valuable approach in professional education and scientific research are defined. 2. Intrinsic characteristics of process of orientation of the developing personality on socially significant values are proved. Conditions of realization of valuable potential of the developing personality in educational process of higher education institution of physical culture are classified. The assessment of degree of compatibility of social and psychological approaches (management by result, the purposes and values) by criteria of systemacity, adaptability and efficiency is given. The essence of process of formation of the sports and sports personality is presented in the form of social system.
Keywords: educational process, valuable approach, higher education institution of the physical culture, the developing personality.
Ценностный подход занял прочное место в общем ряду реализуемых в педагогической науке и практике работы высшей школы подходов (рисунок 1).
С научно-исследовательских позиций важными являются такие подходы как: личностно-ориентированный, системный, деятельностный, акмеологический, прогностический. Основой ценностного под-
хода является рассмотрение экономических явлений и фактов, целей, технологий и результатов образования во взаимодействии «человек и мир», в особом внимании к формированию внутреннего мира развивающейся личности, ее стремлений, притязаний, интересов, нравственных доминант жизнедеятельности, общей направленности перспектив: аксиология «позволяет обозна-
Системность, адаптивность и эффективность подходов
' | ОС '
Рисунок 1 - Схема совместимости социально-психологических подходов по критериям системности, адаптивности и эффективности
чить ценностную парадигму, в которой в стройной системе понятий существуют ценность и ценностная ориентация, ценностное самоопределение, ценностное взаимодействие, аксиологизация, аксиологический императив, аксиологический потенциал, аксиологическое ядро познания, аксиологическая интеграция» [9, с. 11]. Под аксиологией при этом понимается исследование природы ценностей.
Существуют различные аксиологические концепции, в зависимости от которых даются различные трактовки и классификации ценностей. Различают ценности-цели, ценности-средства (инструментальные ценности), ситуативные ценности. Ценности могут быть: признанными (институционализированными), причем к ним могут как стремиться, так и не стремиться; непризнанными, но действительными; потенциальными. По объекту направленности различают ценности, направленные на себя, на других, на предмет, на природу, на Бога и т.д. [8]. Известна классификация ценностей физкуль-турно-спортивной деятельности. Имеются в виду ценности: объекты, цели, средства, условия, знания, отношения, качества, мотивы (для того, чтобы выстраивать взаимодействия со спортсменом, необходимо знать, чем обусловлено его поведение и отношение к деятельности).
Н. С. Розовым предлагается следующая
структура ценностей [6]:
- собственно ценности (добро, красота, польза, справедливость, свобода, искусство, социальное равенство);
- идеалы, совмещающие различные ценностные категории: идеалы человека, общественного устройства, школы, управления;
- принципы сознания, совмещающие ценностные категории с мыслительными схемами;
- конкретные цели (ценностные категории в совокупности с описанием конкретных характеристик объектов).
Понятие «ценность» имеет непосредственное отношение к культуре любой организации. Это есть результат мыслей и действий, проекция, образ ее работников (персонала). Говоря иначе, организации присущи: сознательное и бессознательное, потребности и мотивы, ценности и предпочтения, культура и бюрократия.
В работе «Национальные ценности и ценностные ориентации современного поколения» Ф. Файзуллин человеческую (национальную) культуру называет феноменом [7], определяемым рядом ценностных характеристик. Он также справедливо утверждает, что если новая система ценностей насильственно внедряется в национальную культу -ру и производит в ней какой-нибудь сдвиг, то такой сдвиг может разрушить всю систему традиционных связей и задеть самые сокро-
венные, самые незыблемые ее основы.
Исходя из отмеченного, можно сослаться на следующую взаимосвязь понятий, определяющую «национальную культуру» (рисунок 2). Во-первых, это круг признанных ценностей и, во-вторых, развивающаяся личность, которая определяется национальной культурой. А с другой - сама личность является «ценностью», благодаря которой развивается национальное самосознание на макро- и микроуровне.
- Развивающаяся личность *-
▲
у
Национальная культура
п '
-► Круг присущих ей ценностей -
Рисунок 2 - Взаимосвязь категорий: развивающаяся личность, национальная культура, круг присущих ей ценностей
Линия философского гуманизма, по мнению А. В. Кирьяковой, рассматривает личность как субъект эволюции и высшую ценность [1]. Под личностью при этом понимается нечто цельное, универсальное (соотнесенное природе и обществу), а не просто индивидуум - осколок целого, категория натуралистически-биологическая.
Отмеченное подчеркивает актуальность рассматриваемых нами проблемы реализации ценностного подхода в образовательном процессе вуза физической культуры. Методической основой исследований в этом направлении являются труды Н. Бердяева,
A. Кирьяковой и Ф. Файзуллина (таблица 1).
Особый акцент мы делаем на условиях
формирования и развития личности, а также на ее ценностных ориентациях в процессе профессионального образования и проведения научных исследований [3; 4; 5]. Эти исследования проводятся на стыке наук (философии, экономики, педагогики, психологии, культурологи). Отмеченное подчеркивается рядом исследователей в рамках изучения взаимосвязи личности и общества (В. Г. Алексеева, Т. Н. Малиновская,
B. С. Мухина, В. А. Ядов).
Проблема ориентации личности в профессиональном образовании и научном исследовании заключается в том, чтобы весь
спектр объективных ценностей педагогической культуры сделать предметом осознания (вначале на аксиологическом уровне, а затем и на действенном). Говоря иначе, важно сделать так, чтобы объективные ценности стали субъективно значимыми, устойчивыми жизненными ориентирами, ценностными ори-ентациями экономической личности, что выражается прежде всего в ее диалектическом мышлении и формировании на этой основе экономической компетентности [10, с. 58].
Ориентация, как необходимый компонент любой научной деятельности, подразумевает развивающуюся личность, приобретающую в процессе обучения в вузе (и далее - после него) жизненно важные ориентиры. Последнее, в свою очередь, связано с постижением самого себя и освоением окружающей действительности. Такого рода ориентация имеет два аспекта (рисунок 3). Во-первых, ориентация как результат, и, во-вторых, ориентация как процесс. Последний с позиций рассматриваемой нами проблемы представляет собой восхождение развивающейся личности к ценностям общества, их развитие и углубление в системе менеджмента и предпринимательства на микро- и макроуровне. Перед теорией и практикой научных исследований в связи с этим встают вопросы, ответы на которые тесно связаны с культурой личности педагога, руководителя, консультанта как особо значимым фактором в ориентации развивающейся личности.
Следует отметить, что рассмотренный нами процесс ориентации отражает лишь самые общие его характеристики, не раскрывающие условий, влияющих на ориентацию. К условиям мы относим также и факторы такого влияния [4].
По своему содержанию «условие» - это «философская категория, выражающая отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может. Сам предмет выступает как нечто обусловленное, а условие - как относительно внешнее предмету многообразие объективного мира» [8, с. 474]. Далее здесь же отмечается, что условие (в отличие от причины, непосредственно порождающей то или иное явление или процесс) составляет ту среду, в которой последние возникают, существуют и развиваются.
О педагогических условиях речь идёт в
_РЕГИОН крупным ПЛАНОМ ..._
Таблица - Методологическая база определения сущностных связей «ценность - личность - культура - общество»
Автор Концептуальные положения исследований
Н. Бердяев «философия персонализма»: размышления о творческом признании человека, его рабстве и его свободе, судьбе в современном мире; «антропологическая» философия: центрированная на проблеме человека, основанная на живом духовном опыте; разделение понятий «индивидуум» и «личность»: индивидуум - категория натуралистически-биологическая, осколок целого, часть природы и общества; личность всегда целое, способна заключать в себе универсальное и потому быть соотнесенной природе, обществу, Богу; духовность -высшая качественная ценность, существо человечности в человеке; обретение внутренней силы сопротивления части мира и общества над человеком; дух и духовность творчески перерабатывают, преображают, просветляют природный и исторический мир, вносят в него свободу и смысл; бездуховность это всегда бесчеловечность, зависимость от внешнего, рабство человека.
Ф. Файзуллин каждая нация отличается сочетанием и соотношением темперамента, типом мышления и мировосприятия; уникальность внутреннего мира нации, устойчивость ее внутреннего склада, определенный образ организационно получаемой информации - ценность любой нации как биосоциального сообщества людей и одновременно культурного феномена; человек, сохранивший свои национальные ценности (вера, мораль, самые святые устои, на которых веками держалась жизнь этноса) и одновременно ощущающий свое единство с мыслящим человеком во времени и пространстве, способен на оптимальные решения; национальные ценности выступают мерой развития самой нации... все национальные ценности в какой-то степени построены на самоограничении и подавлении внутренних импульсов, ограничении целей человека.
А. Кирьянова базисная категория для построения новой парадигмы философии образования -категория ценности; ценности представляют собой основной канал усвоения духовной культуры общества, превращения культурных ценностей в стимулы и мотивы практического поведения людей; способствует процессу развитая экономической личности в целом; законы диалектики отражают эволюцию ценностей общества, приводят к пониманию приоритета глобальных целей общечеловеческих ценностей и интеграции во всех педагогических системах; требуют отражения в содержании учебно-воспитательного процесса абсолютных ценностей целей: жизнь, свобода, счастье, составляющих ядро гуманистических идеалов всех эпох развития человечества. своеобразие круга ценностей, присущее культуре отдельного народа, актуально для общества в определенный период его развития.
диссертационной работе Г. А. Шишенко [9]. Обосновывая актуальность проводимого исследования, автор указывает на противоречие между необходимостью формирования профессиональной направленности студентов и недостаточной разработанностью педагогических условий её формирования. В этой же работе обосновывается суть комплекса педагогических условий формирования профессиональной направленности студентов: совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных обстоятельств процесса обучения, являющихся результатом целенаправленного отбора, конструирова-
ния и применения элементов содержания, методов или приёмов, а также организационных форм обучения для достижения определённых дидактических целей. Под дидактикой в данном случае понимается составная часть педагогики, раскрывающая теоретические основы обучения. Разработка комплекса условий управления той или иной деятельностью имеет исключительно важное значение для практики.
Далее - в преломлении к теме нашего исследования - отметим следующее. Можно назвать несколько условий-факторов становления личности. Один из них - компенса-
Ориентация в мире ценностей
Процесс: проективные действия от замысла до результата: точный, правильный выбор цели, средств ее достижения, оценка действия в сопоставлении поступка общей направленностью, планами, жизненными ценностями. Данный процесс совершается в определенных временных и пространственных рамках так как выбор жизненного пути, > построение планов, самоопределение "" личности в сфере познания, общения, труда в значительной мере обретает свои очертания к моменту окончания школы. В качестве пространственных ограничений процесса ориентации выступает школа, являющаяся для школьника центрам социума, в котором он живет, действует в очень важный период своей жизни - период взросления, самоопределения
Результат: определяется свободным владением широким кругом знаний в определенной области и подразумевает одновременно то, что приобретенный человеком уровень -это своеобразный, необходимый фундамент для постоянного поиска, развития, совершенствования и углубления имеющихся представлений. В этом значении ориентация имеет такие характеристики, как широта, гибкость, эрудиция, тезаурус, проблем-ность. Ориентация в этом случае предполагает наличие эмоционального состояния уверенности в правильности избранного направления мысли, поступка. Такое состояние, противопоставленное робости, сомнениям, ответственно окрашивает деятельность и о бщение чел ов ека
Рисунок 3 - Смысловое содержание термина «ориентация» [1]: оценка различных уровней процесса и результата
торное общение с личностью руководителя, консультанта или преподавателя вуза (рисунок 4). Иначе данное условие-фактор можно назвать интеллектуальной коммуникацией в контексте университетского образования (Н. Ф. Долгополова, С. Г. Кулагина, Н. В. Ян-кина). Другие авторы речь ведут об условиях развития ориентации (Л. Н. Константинова), условиях формирования волеологиче-ских (В. О. Морозов) или аксиологических (Р. Р. Насретдинова) ориентаций, условиях развития позитивного образа «Я» (В. В. Си-зикова), последипломного образования как фактора развития аксиологического потенциала личности (О. П. Полкунова).
Как следует из рисунка 4, с позиций анализируемого вопроса важно не только обучение и воспитание, но и «развлечение» как важная сторона компенсаторного общения. Говоря иначе, мы должны учить и воспитывать, развлекая. И связано это с тяжелой «работой» ума, напряжением и даже сопротивлением личности в процессе ее формирования и развития. Развлечение при этом играет роль стресс-толерантности, во многом определяя движущие силы научного процесса и профессионального образования
(образа мышления данной личности).
Профессиональный образ мышления обучающихся - это следующее условие развития ценностного потенциала. Его формирование во взаимосвязи с «учителем» определяет необратимость, направленность в закономерности происходящих изменений.
И, наконец, отметим еще одно условие развития ценностного потенциала развивающейся личности, а именно: социально значимые ценности, определяемые социокультурной ситуацией развития общества: «В настоящее время совокупность социально значимых ценностей определяется приоритетом общечеловеческих ценностей и включает в себя ценности, преемственно сохраняемые во всех общественных системах - истину, добро (гуманизм) и красоту; глобально и личностно значимую ценность - жизнь; особо актуальную для нынешнего этапа развития общества - Отечество; приоритетную, обеспечивающую прогресс и процветание общества и личности ценность - труд» [1, с. 6].
На рисунке 5 дано структурное содержание исследуемой проблемы. Здесь выделено три блока: 1) теоретические основы иссле-
Обучение
"i
Воспитание
еч е
Развлечение
Консультирование
Условия развития ценностного потенциала экономической личности
Компенсаторное
общение (КО) учителя и ученика
Развитие
i
Напряжение Сопротивление
1 г
Саморазвитие
Ориентация экономической личности в мире ценностей
Процесс формирования и развития личности в образовательном процессе вуза физической культуры
Рисунок 4 - Сущность процесса становления личности как социальной системы
Рисунок 5 - Структурное содержание исследуемой проблемы
дования проблемы реализации ценностного в профессиональном образовании и процессе исследования; 2) базовая концепция ориентации развивающейся личности в мире ценностей; 3) ключевые условия развития ценностного потенциала развиваю-
щейся личности: авторитет учителя (его личностные ценностно-значимые качества), профессиональный образ мышления; социально-значимые ценности общественного развития.
При этом «учитель» как элемент и ре-
альный носитель научно-педагогической системы творческого развития личности, характеризуемый знанием теории развивающего обучения в сфере психологии профессионального мышления, осознанием диагностируемых целей данного образа мышления и социально значимых ценностей, ведущими функциями организации и управления научным исследованием и верой в неограниченные познавательные возможности своих «учеников». Благодаря всему этому и происходит процесс реализации на практике ценностного подхода в образовательном процессе вуза физической культуры.
В качестве заключения отметим следующее. В профессиональном образовании (и прежде всего, в научном исследовании) важен «партисипативный стиль» общения учителя и ученика [2]. Его сутью является взаимодействие (а не воздействие) друг с другом в процессе компенсаторного общения. Он соотносится с такими категориями как участие, соучастие, вовлеченность в творчески процесс, основываясь на трех принципах:
1) ценностно-ориентированного обучения;
2) приоритета субъект-субъектных отношений; 3) творческой направленности учебно-познавательной деятельности.
Библиографический список
1. Кирьякова А. В. Теория ориентации личности в мире ценностей // Реализация ценностного подхода в педагогике школы. - Оренбург: Южный Урал, 1996. - 190 с.
2. Кравченко И. А. О категории «партиси-пативный стиль управления учением школьников» // Методология и методика формирования научных понятий у учашдхся школ и студентов вузов. - Челябинск: Образование, 2006. - 234 с.
3. Неверкович С. Д., Попова А. А. Понятие инкультурации в спортивной педагогике // Ин-культурация экономической личности. - Магнитогорск: МГТУ, 2013. - С. 11-17.
4. Попова А. Ф. Профессиональное образование в вузе физической культуры. - Челябинск: УралГУФК, 2012. - 188 с.
5. Попова А. А. Педагогическое управление экономическим образованием в вузе физической культуры. - Челябинск: УралГУФК, 2012. - 391 с.
6. Розов Н. С. Культура, ценности и развитие образования. - М.: Высшая школа, 1992. - 154 с.
7. Файзуллин Ф. Национальные ценности и ценностные ориентации современного поколения // Ватандаш. - 2009. - № 4. - С. 3-10.
8. Философский словарь. - М.: Политиздат, 1991. - 560 с.
9. Шишенко Г. А. Педагогические условия формирования профессиональной направленности студентов колледжа физической культуры: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Челябинск: УралГАФК, 1998. - 21 с.
10. Яковлева И. Г. Экономическая компетентность в структуре основных категорий экономического образования // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - №2. - С. 57-62.