Научная статья на тему 'Информатизация образования: аксиологический аспект'

Информатизация образования: аксиологический аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
229
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Красильникова Вера Андреевна, Кирьякова Аида Васильевна

В статье рассмотрены вопросы аксиологического подхода к философской категории Информация, рассмотрение последней с позиции теории ценностей для жизненной ориентации и развития личности. Рассмотрено применения модели фазного развития ценностной ориентации личности в углубленном аспекте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информатизация образования: аксиологический аспект»

А.В. Кирьякова, В.А. Красильникова

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

В статье рассмотрены вопросы аксиологического подхода к философской категории информация, рассмотрение последней с позиций теории ценностей для жизненной ориентации и развития личности. Рассмотрено применения модели фазного развития ценностной ориентации личности в углубленном аспекте.

«.. .Проблема ценностей в предельно широком значении неизбежно возникала в эпохи обесценивания культурной традиции и дискредитации идеологических устоев общества» (1, С. 763). Трудно что-либо возразить по этому поводу, рассматривая отношения общества, государства и отдельной личности к проблемам образования, культуры, морали, этики и другим категориям ценности. Понятие ценности имеет методологическое значение как средство выявления социальных связей и формирования социальных институтов.

Система ценностей общества каждого поколения трансформируется в зависимости от внешних условий, динамики развития мирового сообщества. Безусловно, есть определенная категория ценностей, которая во все времена развития человека являлась абсолютной. Но есть и другая категория - ценности релятивные, непостоянные, которые изменяются от исторических, мировоззренческих позиций. Эволюция ценностей общества происходит непрерывно - обесцениваются одни категории, более значимыми становятся другие, появляются новые, изменяются приоритеты, иерархия.

Попытаемся рассмотреть, в чем особенности нашего времени, почему рушатся устои, казалось бы, налаженного государственного механизма управления, катастрофически быстро изменяются жизненные позиции молодежи, изменяется привычный мир ценностей. Что произошло такого, на что не обратили внимания, или односторонне оценили, или не оценили вовсе значение и значимость какого-то нового фактора в нашей жизни? Вопрос простой и сложный. Мы вступили в XXI век - век информатизации и глобальных перемен в жизни мирового сообщества. Созданы, по словам Е. Островского, два типа сетей. Интернет-сети компьютеров обеспечиваются набором информационных технологий, и «многоуровневые продвигающие сети набором гуманитарных технологий. Созданы практически два типа сетей, по одному из которых в сети связаны компьютеры, а по другому -непосредственно люди. Многоуровневый маркетинг необычайно похож на Интернет, но только построен он на живом материале.. Что это означает? Это означает, что на первый план в ближайшее время выйдет не способность осваивать простейший набор операций (то есть не хорошая обученность), а умение обучаться, более того - способность к переобучению, ибо только люди, которые способны переобучаться 7-

8 раз в течение своей жизни, окажутся эффективны и конкурентоспособны на рынке труда. Иначе говоря, в будущем мире окажется востребованным только тот, у кого появится специфическое качество: способность к переобучению. Можно сказать иначе - появится способность к изменению, способность к самоизменению» (Е. Островский).

Как видим, начало наших рассуждений об эволюции ценностей, необходимости и обоснованности их изменений идет в контексте размышлений известных политологов. Попытаемся продолжить русло наших рассуждений. Итак. Какое слово, по мнению читателей, встречается чаще всего за последние десятилетия? На этот вопрос интересно получить мнение специалистов, но мы не уйдем далеко от истины, если предположим, что это слово - информация.

В эволюции системы ценностей все большую значимость принимает категория информации. Информацию рассматривают в одном ряду с такими философскими категориями, как материя и энергия. Существует много определений этому понятию. В работе Р.Ф. Авдеева аккумулированы определения этого многозначного понятия, данные известными учеными:

■ информация - это обозначение содержания, полученного от внешнего мира в процессе приспособления к нему (Винер);

■ информация - отрицание энтропии (Бриллюэн);

■ информация - коммуникация и связь, в процессе которой устраняется неопределенность (Шеннон);

■ информация - передача разнообразия (Эшби);

■ информация - мера сложности структур (Моль);

■ информация - вероятность выбора (Яглом).

Можно еще добавить ряд определений и восстановить связи и отношения с другими определениями, к примеру: связь информации с категорией отражения; информация как экономический ресурс; информация как социальный ресурс; информация как массовый продукт; информация как ускоритель прогресса и так далее.

Мы предлагаем рассмотреть информацию в системе ценностей как базисную ценность. То есть? Рассмотреть категорию информации с позиций нравственно-этических достижений человечества и влияния информации на развитие личности с аксиологической точки зрения.

Ориентиром наших рассуждений выберем рассуждения политологов, философов и педагогов.

Одним из самых значимых явлений в развитии мирового сообщества является многоликий феномен глобализации, именно с учетом последнего категория информации становится не просто философской или технической категорией, но определяющей категорией развития общества.

«Не приходится сомневаться в том, что глобализация (имеется в виду технократическая) открывает перед человечеством огромные возможности, связанные со стремительным расширением обмена товарами, услугами и информацией, появлением принципиально более широкого, чем прежде, поля взаимодействия между людьми. Однако следует иметь в виду и то, что глобализация порождает новые социально-экономические феномены, которые могут быть негативными по своей природе или требовать болезненной адаптации общества к ним путем изменения общественных институтов, культуры, сознания и стереотипов экономического поведения» (Рогов С.М., с. 29).

«В мире сформирован глобальный рынок информационных технологий, обеспечивающий свободное перемещение компьютерного и телекоммуникационного оборудования, услуг, информации. От этого выигрывают все страны. Но одновременно несколько гигантских супер-ТНК, расположенных в развитых странах, способны контролировать этот рынок, извлекать баснословные прибыли, навязывать иным странам и цивилизациям не только свои товары и услуги, но и мировоззрение, представления в неоспоримом преимуществе западной цивилизации и ее системы ценностей, которая должна служить образцом для подражания. Это идеологическая база формирования однополярного мира» (Яковец Ю.В., с. 10-11).

Что может противостоять агрессивному натиску технократической глобализации? Можно пассивно констатировать факт нарастающей силы этого рода глобализации. Есть много интересных и достойных ответов на этот вопрос. Интересный ответ на вопрос «Российской газеты» в статье «...Как был создан мир...?» дан известным ученым - популяризатором науки С. Капицей, нам представляется он знаковым. «Каждому новому поколению соответствует своя Вселенная. И я не думаю, что этот процесс когда-либо кончится, пока жива человеческая мысль. Более того, на этом переднем крае науки именно стремление к познанию было главным движущим фактором развития». Всем известны слова Ф.М. Достоевского о влиянии красоты на существование мира, но красота должна быть активной, проникающей во все области жизнедеятельности человека, а это очень непросто. Более динамично и действенно слово, язык как носитель культуры, межкультурных и интеркультурных коммуникаций. Развивается не только технократическая глобализация. С распространением сети Интернет экспоненциально расширяется информационное пространство, особенно для России, и огромным препятствием включения в общий информационный поток российских пользователей является языковая безграмотность. В настоящее время значительно возрос

интерес к новому виду общения - общению через Интернет. Интернет не просто хаос информации и порой пошлости, это условие получения новых знаний, создания новых форм общения, новых виртуальных миров. Развитие нового вида коммуникаций предполагает понимание представителя другой (безусловно, лучше -других) языковой среды и другой культуры. Современные информационные технологии предоставляют богатейшие возможности каждому человеку иметь доступ к мировым сокровищам культуры и науки - крупнейшим музеям и библиотекам мира, любым информационным агентствам и базам данных. Мы, по сути, входим в единый мир, используя возможности Интернета, но вот воспользоваться этими уникальными возможностями, к сожалению, может далеко не каждый по своей собственной вине. Знание языка других культур жизненно необходимо человеку информационного общества.

В информационном обществе обычным явлением становится «телеработа», которая в состоянии решить кардинально проблемы занятости, получения образования, бесплатных консультаций по различным проблемам, в том числе и лицам с ограниченными физическими возможностями. Но нужно только понять в новом мире, что все зависит от тебя, что бы ни говорили наши доброжелатели. Кто запрещает выучить язык другой национальности? Понять полученную информацию с твоей лично-ориентированной позиции? Есть классы свободного доступа в Интернет во многих вузах, море информации и ценностей, и самое страшное, на наш взгляд, - это стремление ворваться в мир компьютера для очень значительной части населения только для игр. Да, здесь азарт, динамика, интерес. Но если потребность хотя бы в таком общении с компьютером не направлять на более высокие мотивы, может потребоваться снова более динамичная, азартная, жестокая игра, захватывающая чаще более примитивные чувства человека. Игры - графика, нет или минимум текста, и человек не ощущает свою ущербность в том, что ему незнаком другой язык, непонятна другая культура. Информация - сложная категория, формы ее представления различны, она имеет много характеристик, но есть такие характеристики информации, которые имеют только персональную ориентацию, только для данного человека имеют определенную ценность для данного времени. Есть понятие времени «полураспада» информации, когда идет ее обесценивание для данного человека или сообщества (по аналогии со временем полураспада реактивных материалов). В американской литературе фигурирует даже особая единица измерения устаревания знаний специалиста - период полураспада компетентности, когда по мере появления новой информации компетентность специалиста снижается на 50%. Иногда приходится слышать фразу «потерянное поколение». Как это понимать? Нам представляется, и мы здесь полностью согласны с Е. Островским, что «поколения возникают тогда, когда умеют обучаться», «пропускать» через собственное сознание, нервы, душу ту информацию, которую получают все.

На наш взгляд, именно такой аспект рассмотрения понятия информации особенно актуален в наше время, когда идет деформация в сознании и социальной ответственности молодежи в сторону индивидуализации. В изучении проблем аксиологизации образования почему-то проигнорировано до сих пор влияние информации не просто на социальное развитие личности, но на развитие личности вообще. Чаще всего говорим о содержании образования, изменении содержания образования. Попытаемся связать и проанализировать два процесса - «аксиологизация» и «информатизация» образования в совокупности, определить их взаимоотношение и попытаемся рассмотреть тот возможно новый синер-гетический эффект, который должен, по нашему убеждению, дать ответы на многие вопросы в воспитании и образовании личности.

«Философы утверждают, что научная необходимость этой категории (прим. авт. - категория ценности) возникает тогда, когда встает вопрос о личности и окружающей ее материальной и духовной сфере, а шире - о соотношении объективной действительности и субъекта» (3, с. 5).

Аксилогизация образования имеет по крайней мере две линии существования в учебно-познавательном процессе. Во-первых, она выражается в актуализации мировоззренческих основ образования с позиций насущной парадигмы - ценностной и гуманистической. Наиболее ярким примером в данном отношении выступает диалог культур. Университетское образование личности уже не может быть монокультурным, замкнутым, как не может существовать в качестве монокультурной социальная реальность нашей жизнедеятельности. Объективная потребность в формировании интеркультурных основ воспитания новых поколений требует основательных усилий учебных заведений различного типа по обогащению содержания процесса не только общечеловеческими ценностями, но и, особенно непосредственно современного мира, ценностями современной интеркультурной коммуникации. Во-вторых, аксиологизация учебного процесса выражается в повышении значимости субъективных позиций личностей обучающих и обучающихся.

Решение проблемы аксиологизации образования в этом смысле тесно смыкается с решением задачи гуманитаризации образования. Необходимо определение качественных и количественных критериев, принципа выбора целей средств их достижения, оценки результатов функционирования образовательной системы. Наиболее важным, с нашей точки зрения, является критерий подхода к организации педагогического процесса с позиции соотношения «свобода - жесткая регламентация». Показателем аксиологизации образования выступает мера свободы студента в учебном процессе, мера его познавательной самостоятельности и самоактуализация.

В контексте переосмысления аксиологических основ педагогики следует рассмотреть и осознать взаимосвязь ценностей духовного и природы (жизни, а в нашем случае результатов жизнедеятельности человека).

Жизнедеятельность человека и порождаемые ею результаты, в свою очередь, воздействуют на человека, и не только на его биологическую сущность. Живое существо, согласно В.И. Вернадскому, является носителем и создателем свободной энергии, которая охватывает его биосферу и определяет ее историю. С возникновением и жизнедеятельностью человеческого общества возникают новые формы энергии, наиболее ярким примером до последнего времени оставалась и остается энергия человеческой культуры.

Мы все становимся свидетелями и участниками появления очень интенсивного, порой агрессивного развития нового вида энергии, порожденной человеческой мыслью, каким-то гениальным выплеском творческой деятельности человека - созданием усилителя мыслительной деятельности человека - компьютера и порожденной его возможностями информационной энергетикой. Все хоть раз испытывали на себе силу влияния слова. Специалисты давно занимаются энергетикой словосочетания, и есть доказанные экспериментально данные, что разные слова, сочетания слов имеют разный зарегистрированный энергетический уровень.

Мы часто используем слова «информация», «информационные ресурсы», «информационные потоки». Признаем значение последних на социальном и экономическом уровне, осознаем их силу, значение, приравниваем их к материальным ресурсам и особенно не задумываемся о значении слова «информация» в духовном аспекте, аксиологическом аспекте как особой ценности, имеющей все признаки важного компонента теории ценности. Повторяясь, следует еще раз обратить внимание на то, что необходимо определение качественных и количественных критериев, принципа выбора целей, средств их достижения, оценки результатов влияния категории «информация» не только на функционирование образовательной системы, но, в первую очередь, на развитие личности. Любое развитие живого организма таинственно, иногда непредсказуемо, можно сказать, интимно. Развитие личности в процессе познания нового для себя также не терпит вмешательства, это мы торопим детей - быстрее думай, быстрее решай и тому подобное. А по сути, мы этими действиями мешаем развитию ребенка. Можно возразить, что у нас массовая форма обучения, план урока, сроки обучения. Все правильно. Многие годы перед системой образования стояла задача - подготовить молодое поколение к выполнению жизненно важных задач для общества. А сама личность? Кому она была нужна с ее уникальностью? И этому тезису можно возразить - «.раньше и образование было лучше, и качество подготовки выше». Да, есть в этом, и на наш взгляд, истина. Но мы сами породили своей системой образования джинна - подготовленного исполнителя, и всем понятна самая главная причина, на наш взгляд, многих проблем, неудач и развала страны - мы создали такие условия жизни, которые творческой личности невыносимы, а развитие яркой личности шло и идет вопреки стараниям нашей системы образования. Ценности не передаются в готовом виде. Они осваиваются личностью, переходя в ценностные ориентации,

формирующие иерархию потребностей, определяя доминирующие, направляющие жизнедеятельность личности. «Поиск себя, открытие себя - есть постоянная прелюдия самоактуализации. Стремление разобраться в себе самом, своих стремлениях и желаниях - это прямой выход на осознание своих ценностей и осознание себя ценностью... Каждая личность представляет собой проект, сама себя творит в процессе свободного выбора удовлетворения потребностей» (2, с. 34).

Открытие информационных границ многое проявило, вывело на экран обостренно наши проблемы и в системе образования. Современный этап развития мирового сообщества требует новое поколение, которое способно быстро адаптироваться к жизни, уметь самостоятельно осваивать новое, переучиваться и самоорганизовываться.

Последнее десятилетие взорвало информационные горизонты. Можно по-разному относится к ворвавшемуся в нашу жизнь компьютеру, системе Интернет, свободе слова. Безусловно, с бурным потоком несется впереди пена, это пройдет, и нужно понять, найти себя в новом мире, осознать, что информатизация образования, как и всех жизненно важных сторон деятельности человека, неизбежная необходимость.

Что несет с собой информатизация образования. Большинство педагогов и просто грамотных людей могут ответить - повышение эффективности учебного процесса, индивидуализацию обучения, личностно-ориен-тированную направленность обучения. И это правильно. Но что самое главное дает новая информационная энергетика для развития личности? Новый вид ценности, информационную культуру, свободу выбора развития и саморазвития, формирование повышения ответственности личности за собственный выбор, становление, саморазвитие - собственно, рождается «образ Я»!

На основании множества проведенных педагогических экспериментов доказано, что система ценностных ориентаций школьников всегда адекватна системе ценностей общества, что за переоценкой ценностей, происходящей в обществе, появляются изменения ценностных ориентаций школьников. Мы говорим о той массовой выборке в эксперименте, которая определяет закономерность, но ростки нового, нетрадиционного дает не основная масса, а именно немногочисленные выбросы результатов эксперимента, которые при проведении технического эксперимента принято отбрасывать как ошибку из-за каких либо внешних воздействий. Но в социологических исследованиях интересны для дальнейшего исследования именно эти всплески, поскольку их порождение просто без дополнительного анализа принять за ошибку нельзя.

Всем известен тезис «информационные технологии - дело молодых». Почему? Скорость мышления, более быстрая адаптация к новому, новизна и риск. Все это так! Но еще есть интересное высказывание академика А.П. Ершова в предисловии к книге Звенигородского «Первые уроки программирования», суть которого сводилась к тому, что даже богатый научный или профес-

сиональный опыт не способен конкурировать с буйной фантазией молодости.

Попытаться проследить формирование ценности «информация» можно в контексте личностного развития школьников и становления профессионального мастерства студентов, впервые увидевших компьютер и получивших начальные азы работы на нем. Причем самое интересное - это не только студенты с профилирующих по информационным технологиям факультетов, но, как сейчас принято говорить, получившим вторую профессию при обучении в вузе. Чем объясняется мотивация выбора? Как зарождается интерес? Что влияет на становление выбора на всю жизнь? Этому исследованию, проводимому в течение более 20 лет, будет посвящена отдельная статья.

В этой работе мы предлагаем рассмотреть влияние категории «информация» в контексте аксиологического подхода на развитие личности, предполагая, что рассматривать будем личность, имеющую чем-то обоснованный мотив выбора работы с новыми информационными технологиями. Разумеется, это не исключает рассмотрения информации как ценности для личности, ориентированной на выбор другой области знаний, поскольку практически любая информация имеет личностную ценность для каждого человека как по содержанию, так и по времени ее получения. Одно и то же сообщение может нести разную информативную ценность для разных людей. Но информация как ценность многогранна, она может быть интересна и полезна для всех (например, сообщение о предстоящей грозе или землетрясении, предстоящем вооруженном нападении), но даже в этом примере информация воспринимается по-разному для дальнейшего действия со стороны разных людей. Полученная информация может быть совершенно не интересна одним людям, жизненно важной или просто очень интересной для других людей или отдельного человека. Ярчайшим примером может служить получение долгожданного письма или сообщения о назначении господина X на должность директора компании У. Осознание личностью любой ценности (это относится и к категории информация) предполагает у нее вызов определенной реакции, способов ориентировки на последующие действия, соотнесение одной ценности с другими. Особое значение, интерес, потребность в понимании значения информации как ценности приобретаются в эпоху информативной цивилизации, происходящих процессов глобализации во многих сферах жизни мирового сообщества, когда роль образования должна быть определяющей и предоставляющей возможность быть на уровне со временем, а вернее сказать, опережать в каком-то смысле его.

Нам необходимо проследить развитие процесса ориентации при формировании условий опережающего обучения и подготовки специалиста в области информационных технологий. В основу наших рассуждений возьмем подход многофазного процесса развития личности, предложенный в работах А.В. Кирьяковой, при рассмотрении развития личности школьника. Представляется разумным несколько расширить предложенную

фазную схему развития личности. Нетрудно выделить несколько периодов развития личности: дошкольный, школьный, вузовский, социально-профессиональный.

Исходя из этого можно представить схему развития личности как многоступенчатую и многофазную, причем достигнутый результат развития (духовного, нравственного, интеллектуального) предыдущей фазы является определенным трамплином (исходным накопленным багажом) для последующей фазы развития соответствующей ступени.

По классификации A.B. Кирьяковой рекомендуется рассматривать следующие фазы развития.

1 фаза - формирование Образа Мира (присвоение);

2 фаза - формирование Образа «Я» (преобразование);

3 фаза - формирование Образа Будущего (проектирование).

Предложенная модель, безусловно, объясняет развитие личности. Но в жизни человека разумно выделить четыре периода и каждый попытаться рассмотреть с позиций этой модели. Схематично это можно представить следующим образом.

Как видим из рисунка 1, каждый период имеет свои фазы развития. Но если тщательно проанализировать процесс развития личности в каждом возрастном периоде и учесть, что результаты развития личности предыдущей фазы являются определенным трамплином для последующей фазы развития каждой ступени (периода развития), то можно заметить, что фазы присвоения и проектирования, являясь смежными между периодами, теряют самостоятельное значение (кроме последнего периода развития личности). Остается одна фаза, принадлежащая только данной личности - это фаза Образа «Я» (преобразование), а две других являются фазами формирования условий развития личности. Каждая из них является фазой формирования потребностей более высокого уровня для формирования фазы Образа Будущего конкретного периода развития. Сделаем еще один шаг в рассмотрении фаз развития личности с позиций опережающего обучения, посколь-

Рисунок 1. Периоды и фазы развития личности

ку далее будем рассматривать не просто вузовский период развития личности, но той части одаренных студентов, для которых идеи опережающего обучения оказались наиболее значимыми в их жизни и развитии. Для конкретики попытаемся рассмотреть особенности подготовки специалистов, которые на первом курсе или еще в последних классах школы были наиболее заинтересованы в выбранном направлении подготовки -информационные технологии. Учитывая ранее проведенные рассуждения, предлагаем несколько изменить схему фаз развития, разбив фазу преобразование Образа «Я» на две, связав проекцию фазы Образ «Я» с именем Образ «Мое Будущее» по аналогии с предложенной A.B. Кирьяковой схемой, а фазу проектирование Образа Будущего (по схеме Кирьяковой) соотнесем с фазой проектирование Образа Интегрирования в Будущее страны (сообщества).

Таблица 1.

По модели Старая схема Новая схема По рисунку 2

1 фаза формирование Образа Мира (присвоение) формирование Образа Мира (присвоение) I

2 фаза формирование Образа «Я» (преобразование) формирование Образа «Я» (преобразование) II

формирование Образа Мое Будущее (проектирование 1) III

3 фаза формирование Образа Будущего (проектирование) формирование Образа Интегрирования в Будущее страны (проектирование 2) IV

Наши рассуждения о фазах развития личности студента основываются на многолетнем опыте работы авторов с одаренными студентами, для подготовки которых от первокурсника (или учащегося последних классов школы) до специалиста высокого уровня, включая аспирантуру и профессиональную деятельность. Обратимся к рисунку 2.

Попытаемся объяснить наши рассуждения.

Рассматриваемый подход к развитию личности применим, как ранее отмечалось, не ко всем студентам выбранного профиля подготовки специалистов.

1-2 курсы, 3-4 5-6 аспирантура, время

старшие классы курсы курсы профессионалы

производство

Рисунок 2. Фазы развития личности студента с опережающим обучением

Для работы на протяжении более 10 лет приглашались студенты, у которых был отмечен повышенный интерес к выбранной профессии, основой которой является научно-практический подход к категории информация. Это была обычно группа около 30 человек ежегодно.

Принимая позицию М.С. Кагана, который в любом виде деятельности выделял ценностно ориентированный (аксиологический) аспект, мы предлагаем подойти к доказательству наших рассуждений исходя из того, что повышенная заинтересованность в саморазвитии, в формировании потребностей более высокого порядка, чем удовлетворяется основная масса студентов, приобретение в процессе напряженной учебно-научной работы возможности не просто самореализации и не только свободы выбора поставленных целей и способов их реализации, но и возможности развития своих способностей, раскрытия потенциальных способностей, увидеть не только интерес, но почувствовать увлеченность своей будущей профессией, порой переходящую в страсть. Все это позволяет говорить о том, что указанные студенты вступили в фазу формирования Образа «Я» (преобразования) значительно раньше, чем основная масса сокурсников. Но далеко не все из выделенной группы студентов смогли понять значение и оценить перспективу и важность достигнутого для себя лично. Значительная часть молодых людей, почувствовав повышенный уровень своей профессиональной подготовленности, не справлялась с амбициями, что привело к уходу в коммерческие структуры, где рост личного развития резко сократился. Со временем это проявилось для многих, что признавали сами ушедшие.

Нас больше интересует оставшаяся группа студентов, которая усиленно продолжала самостоятельную работу, осваивая сверх программы новые дисциплины, опережая график учебного плана, приобретая совместными коллективными усилиями, а больше самостоятельно, новые знания, осваивая новые технологии программирования, разрабатывая серьезные программные продукты, имеющие не просто практическое значение, но признанные на профессиональном уровне (публикации, выступления на конференциях, сертификаты РОСПАТЕНТ). Весь этот небольшой экскурс нам был необходим для того, чтобы показать, что из фазы преобразования вычленилась фаза создания Образа «Мое будущее». Находясь на 4-5 курсе, эта группа молодых людей намного опередила своих сокурсников не просто в профессиональной подготовке, а в становлении собственного «Я» как личности. Дальше наступает процесс формирования более высоких потребностей, для удовлетворения которых необходима самоактуализация личности и новая потребность проектирования своего будущего уже на другом более высоком уровне - выход за пределы вуза, не окончив его, сравнение своих достижений с достижениями профессионалов, потребность почувствовать себя в «большом мире», попытаться оценить свое место в Интегрированном Будущем страны (сообщества). Нам представляются достаточно обоснованными наши рассуждения о значении опережающего

обучения в формировании личности, для которой понятие информация имеет многогранную ценность с научной и аксиологической точки зрения.

Предлагаем проследить динамику развития профессиональной увлеченности как основного фактора, на наш взгляд, развития личности профессионала-программиста. Предлагаем качественный график «текучести» студентов, привлеченных к учебно-научной и далее профессиональной деятельности.

1-2 курсы, старшие

3-4 курсы

5-6

курсы

аспирантура,

профессионалы

производство

Рисунок 3. Динамика текучести

Интерес представляет динамика формирования устойчивой потребности творческой деятельности в соотнесении с результатами анализа изменения приоритета инструментальных ценностей, формируемых в процессе опережающего обучения программистов.

имиаа

□ 1-2к Ш3-4к Ш5-6к Шаспиракгура

Рисунок 4. Динамика изменения доминирующих ценностей

На наш взгляд, достаточно ярко видна корреляция приведенных графиков. Главная причина большого «отсева» желающих заниматься в режиме повышенной нагрузки и требовательности к себе - смена ценностей, которые в основе своей имеют, безусловно, абсолютные ценности. Интересно отметить ряд ценностей, значение которых не прослеживается на младших курсах, - это интеллигентность, чувство «ансамбля», самоактуализация. Очень важными ценностями личности мы считаем увлеченность, обучаемость, чувство собственного достоинства. На наш взгляд, именно эти ценности определяют способность студента к опережающему развитию и обучению.

Проведенный анализ подходов к получению новых знаний еще раз показал необходимость поиска новых технологий и форм получения образования - образования как системы видов целенаправленной деятельности, удовлетворяющей индивидуальным потребностям и интере-

сам личности и принципам непрерывного обновления и применения полученных знаний для развития творческих способностей, формирования новых видов познавательной деятельности в саморазвитии личности.

Основой новой парадигмы образования является целеустремленная самостоятельная, но направляемая работа обучающегося над непрерывным повышением уровня своей культуры, образованности и способности к саморазвитию, адаптации в новых условиях производства и развития общества. Смена технологий обучения, впитывающая все положительное предыдущих этапов развития, должна обеспечивать потребности каждой заинтересованной в этом личности и общества. Подготовка критически мыслящих, способных работать творчески для реализации своих интересов и интересов общества является, на наш взгляд, основным требованием к современной системе образования.

Авторы работы «Открытое образование - объективная парадигма XXI века» отмечают: «Одной из принципиально важных и конструктивных идей в области стратегии дальнейшего развития современной системы образования является идея «опережающего образования».

Суть этой идеи заключается в том, чтобы обеспечить опережающий характер развития системы образования на фоне других факторов, обуславливающих социально-экономическое и культурное развитие общества» (Зайцева Ж.Н., Рубин Ю.Б., Титарев Л.Г., Тихомиров В.П., Хорошилов A.B., Усков В.Л, С. 88). Такая ситуация вряд ли реальна для массового образования. Авторы проводят сравнительный анализ различных технологий обучения по двум другим основаниям: поддерживающее (настоящее) и опережающее образование.

Стремление педагогов, практически всех времен, обратить внимание на развитие творческих способностей обучаемых приводится, практически, в каждой публикации, посвященной подготовке молодого поколения. Как известно, скорость устаревания знаний, или, как говорят, период «полураспада» знаний таков, что большая часть знаний полученных в вузе к его окончанию его устаревает, мировая практика показывает, что на фоне информационного взрыва все чаще ощущается «информационный голод».

С учетом выше сказанного, понятно, что современное образование должно строиться с использованием новейших достижений в естественнонаучных и гуманитарных областях знаний. Приоритетной целью образо-

вания является формирование у человека таких качеств, которые помогли бы ему быстро адаптироваться к современным условиям жизни, формировать потребности непрерывного самосовершенствования и критического отношения к жизни. Наиболее важными направлениями развития личности в системе высшего образования в первую очередь многие авторы приводят обычно следующие:

- экологическая культура;

- информационная культура;

- творческая активность;

- высокая нравственность.

Поддерживающее образование

1 2 3

виды знаний

Опережающее образование

12 3 4

Виды знаний

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 - традиционные знания; 2 - прагматические знания; 3 - новые знания; 4 - знания, направленные на развитие творческих способностей.

Рисунок 5. Соотношение видов знаний

С нашей точки зрения, приоритетность выделенных качеств личности должна рассматриваться в обратном порядке значимости.

Список использованной литературы:

1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М.: ВЛАДОС, 1994, 336 с.

2. Кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей. Оренбург, Южный Урал, 1996, 188 с.

3. Островский Е. Информационные материалы к Internet-лекциям. Лекция: «Политика русской элиты». http:// www.eostrovsky.region56.ru

4. Открытое образование - объективная парадигма XXI века /Под общ. ред. В.П. Тихомирова. М.: Международная академия открытого образования, 2000, с. 288.

5. Реализация ценностного подхода в педагогике школы: Монография // Под ред. д.п.н., проф. А.В. Кирьяковой. - М, 2000. - 240 с.

6. Рогов С.М. Сравнительная характеристика цивилизаций. Хрестоматия. М.: Аспект-пресс, 1998, с. 29.

7. Философский энциклопедический словарь. М: Советская энциклопедия, 1983, 839 с.

8. Яковец Ю.В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций. - М.: Экономика, 2001, 345 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.