Научная статья на тему 'Социокультурная практика подросткового приключения в условиях современного общества'

Социокультурная практика подросткового приключения в условиях современного общества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
184
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИКЛЮЧЕНИЕ / ПОДРОСТОК / МЕТОД / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ПРАКТИКА / СОЦИАЛЬНАЯ ПРАКТИКА / КУЛЬТУРНАЯ ПРАКТИКА / СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО / РИСК / ADVENTURE / TEENAGER / METHOD / SOCIOCULTURAL PRACTICE / SOCIAL PRACTICE / CULTURAL PRACTICE / MODERN SOCIETY / RISK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миновская Ольга Владиславовна

В данной статье автор обосновывает актуальность применения приключения как эффективного педагогического инструмента XXI века. Приключение представляется как ситуация взаимодействия ребенка с миром и самим собой, в которой он субъективно переживает новизну и силу внешних обстоятельств. Автор рассматривает сущность и характеристики приключения в контексте понятий «социальная практика», «культурная практика», «социокультурная практика». Педагогическая целесообразность приключения раскрывается в соотнесении с чертами современного общества при учете кризисных аспектов его существования и достижений цивилизации. Другой рамкой рассмотрения приключения избраны интересы, стремления, благополучие человека в современном мире. Автор уделяет внимание принципам проектирования приключения в целях обучения и воспитания подростков, опирается на идеи безопасности, открытости, оптимизма, уникальности, инверсии, культурной аналогии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sociocultural practice of a teenage adventure in the conditions of modern society

In this article, the author proves topicality of application of an adventure as effective pedagogic tool of the 21st century. The adventure is represented as the situation of interaction of the child with the world and byitself in which it subjectively experiences novelty and force of external circumstances. The author considers essence and characteristics of an adventure in the context of the concepts “social practice”, “cultural practice”, “sociocultural practice”. Pedagogic expediency of an adventure reveals itself in correlation with lines of modern society at the accounting of crisis aspects of its existence and achievements of civilisation. Interests, aspirations, wellbeing of the person in the modern world as other frames of adventure are chosen. The author pays attention to the principles of adventure’s design for teaching and upbringing of teenagers, relies on the ideas of safety, openness, optimism, uniqueness, inversion, cultural analogy.

Текст научной работы на тему «Социокультурная практика подросткового приключения в условиях современного общества»

УДК 37.032.5

Миновская Ольга Владиславовна

кандидат педагогических наук, доцент Костромской государственный университет minovskayaolga@yandex.ru

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ПРАКТИКА ПОДРОСТКОВОГО ПРИКЛЮЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА*

В данной статье автор обосновывает актуальность применения приключения как эффективного педагогического инструмента XXI века. Приключение представляется как ситуация взаимодействия ребенка с миром и самим собой, в которой он субъективно переживает новизну и силу внешних обстоятельств. Автор рассматривает сущность и характеристики приключения в контексте понятий «социальная практика», «культурная практика», «социокультурная практика». Педагогическая целесообразность приключения раскрывается в соотнесении с чертами современного общества при учете кризисных аспектов его существования и достижений цивилизации. Другой рамкой рассмотрения приключения избраны интересы, стремления, благополучие человека в современном мире. Автор уделяет внимание принципам проектирования приключения в целях обучения и воспитания подростков, опирается на идеи безопасности, открытости, оптимизма, уникальности, инверсии, культурной аналогии.

Ключевые слова: приключение, подросток, метод, социокультурная практика, социальная практика, культурная практика, современное общество, риск.

Современное общество наделяется множеством характеристик: изменяющееся, инновационное, открытое, индивидуализированное, коммуникационное, информационное и т.д. Понимание сущности и значения данных характеристик актуализирует для педагогической науки задачи осмысления особенностей социализации современных детей, чтобы на этой основе успешно осуществить проектирование образования как института успешной личностной и профессиональной социализации (А.Г. Асмолов). Другими словами современной педагогической науке и практике важно ответить на вопрос: как сегодня педагог, понимая особенности подрастающего поколения, детерминированные сущностными характеристиками современного мира, будет создавать и воплощать образовательный процесс ради ребенка (человека) и для ребенка (человека). В качестве одной из точек для решения указанных задач может рассматриваться сложившаяся сегодня в многообразных проявлениях социокультурная практика подросткового и молодежного приключения.

В современном мире спектр приключений богат и разнообразен. Это приключения в природном окружении (например, «робинзонада» на острове) и в среде города (например, приключенческая муль-тигонка), приключения дома (например, строительство шалаша на даче), в образовательном учреждении (например, образовательное путешествие), в пространстве Интернет (например, веб-квест).

Приключение представляется нам ситуацией взаимодействия ребенка с миром и самим собой, в которой он субъективно переживает новизну и силу внешних обстоятельств. Обстоятельства, с которыми сталкивается участник, требуют от него решений и активных действий, чтобы он «отважился сделать что-либо». «Мир» вокруг ребенка активен, он провоцирует, вынуждает его предпринимать действия. Ребенок получает от «мира»

вызов и, отвечая на него, вынужден преодолевать сложившиеся (и развивающиеся) обстоятельства.

Интрига в приключении обеспечивает привлекательность ситуации для участника. Риск, авантюрный момент, запутанность обстоятельств указывают на равные возможности, как победы, так и проигрыша, что пробуждает амбиции и стремление к преодолению трудности. Сложность обстоятельств требует приложения волевого усилия, что позволяет участнику раскрыть в себе потенциалы, о которых он не подозревал, выполнить то, что раньше представлялось трудным и даже невозможным. Неожиданность и неопределенность ситуации, неочевидность верного решения заставляют мыслить и действовать творчески, принимать нестандартные решения, быть готовым изменить свою тактику действий. Все перечисленные черты ситуации (интрига, риск, неожиданность и неопределенность, необходимость преодоления обстоятельств) обуславливают яркость и полноту переживаний участника. «Случайность» ситуации следует трактовать не только как неожиданность, но и как новизну складывающихся обстоятельств, их необычность для ребенка.

Осмелимся предположить, что, несмотря на целенаправленное и целесообразное применение приключения как метода воспитания и обучения уже с XIX века, а возможно, и ранее (так, основания эмпирического образования исследователи педагогики приключений обнаруживают еще у Платона), именно в XXI веке приключение может занять ключевое место в педагогической теории и практике. На наш взгляд, это обусловлено складывающейся композицией особенностей современного общества и мира в целом, с одной стороны, и потребностями человека в этом мире, с другой стороны.

Рассмотрение приключения как социальной практики требует учета его двойственной природы: с одной стороны, оно детерминировано соци-

* Исследование осуществлено при финансовой поддержке РФФИ, проект № 16-06-00648.

22

Вестник КГУ 2017

© Миновская О.В., 2017

альной средой, с другой — воздействует на среду, изменяя ее структуру (П. Бурдьё). Стихийный, неинституционализированный характер зарождения и развития практики приключения во всем многообразии ее проявлений связан с процессами общественной самоорганизации детей, молодежи, взрослых. В качестве источников формирования практики можно назвать стихийные занятия детей и молодежи в свободное время (такие как ролевые игры во дворе или флэшмоб в городе), распространение различных видов туризма и спорта (в том числе, их экстремальных направлений), мифологию и героический эпос, приключенческую литературу и кинематографию. В общественно-педагогическом контексте для развития приключения особое значение имеют идеи и инновационная практика педагогов-новаторов (Дж. Дьюи, И.Н. Жукова, К. Хана и других авторов).

Обратим внимание вслед за К.П. Ивановым, что понятие «социокультурная практика» предполагает взаимосвязь духовных и социальных факторов функционирования общества и переход к новым качественным параметрам социокультурной ситуации [5]. Немаловажно, что многие варианты приключений, возникая и развиваясь в пространствах стихийного времяпрепровождения детей, молодежи и взрослых, затем заимствуются педагогами в институциализированные пространства, внося существенные изменения в традиционные практики воспитания и обучения подрастающего поколения. Указанную взаимосвязь духовных и социальных факторов функционирования общества демонстрирует и влияние урбанистической культуры на содержание и формы приключения в XXI веке, когда именно в городе возникают новые форматы приключения (поисковые квесты, мульти-гонки, флешмобы и т.д.), создаются разнообразные технологические решения на основе развитой инфраструктуры (в том числе, информационной).

Взгляд на приключение как культурную практику (Н.Б. Крылова) выводит на первый план самостоятельную деятельность и поведение, основанные на интересе участника (ребенка, взрослого). Для реализации этого интереса складываются пространства, где участник организует и осуществляет собственное действие, стихийно и автономно приобретает опыт поиска, переживания, взаимодействия.

Взглянем на приключение с позиции реализации интересов и стремлений человека, его благополучия. По мнению Курта Хана (1886-1974 гг.), представителя реформаторской педагогики и основоположника педагогики приключений, приключение позволяло преодолеть проблемы, характерные для подрастающего поколения ХХ века: исчезновение радости от совершаемых действий, исчезновение ответственности, исчезновение человеческого сочувствия, исчезновение физической пригодности человека. «Мы можем развить и воспитать радость

жизни, сочувствие, живое любопытство, радость от физической деятельности - все эти детские богатства» (К. Хан, 1958). Созданная К. Ханом, так называемая, терапия приключения, основываясь на принципах: «Опыт лучше, чем лекции» и «Воспитание через сообщество», устанавливала ориентацию на личность, реализацию ее интересов и активности [9, с. 10-12].

Представляется, что указанные К. Ханом проблемы подрастающего поколения ХХ века не только не потеряли свою актуальность, но и получили новое развитие в условиях глобализации XXI века, изменения человеческого существования в эпоху информационных и коммуникационных технологий. Л.Р. Правдина, О.С. Васильева, анализируя причины развития экстремальных практик, отмечают, что сегодня развивающаяся личность вынуждена искать способы интенсификации познания мира, поиска себя в этом мире, достижения личностной и социальной идентичности. Это отражает проблемы человека, связанные со структурированностью и стандартизацией быта; низким уровнем новизны и разнообразия жизненных ситуаций; оторванностью повседневных функций от естественных; зависимостью от технических и социальных структур современного мира [7].

Б.В. Куприянов, характеризуя приключение, говорит о нем как экзистенциальной вспышке, поскольку «кратковременное, внезапное, быстрое и интенсивное изменение человеческого бытия, реакция человека на обстоятельства такая интенсивная, что подобна вспышке» [6, с. 251]. Приключение становится антитезой рутинности, переживания участника отличаются яркостью и интенсивностью, участник имеет возможность испытания своих сил, познания своих возможностей, осуществления целенаправленной работы по расширению своих возможностей в ответ на вызовы совершенно реального (не абстрактного) окружающего мира. Эмоциональная насыщенность приключения заставляет считать его достойным конкурентом в борьбе с индустрией развлечений, как в реальном, так и виртуальном мире, в смысле развития активной (в противоположность созерцательной, пассивной, потребительской) позиции ребенка в познании и преобразовании окружающего мира.

Взглянем на приключение исходя из понимания особенностей современного общества и мира в целом. Достижения науки проникают во все сферы жизнедеятельности человека, а сама наука открыта детям и молодежи, как в игровых форматах, так и в самых серьезных аспектах. Доступность информации, развитие информационно-коммуникационных технологий и современных средств связи открывает множество возможностей для организаторов приключений в плане организационного, технического и другого обеспечения взаимодействия участников. Внедрение в повседневную

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4

23

жизнь человека технических новинок, создание новых материалов с уникальными свойствами позволяет организаторам приключений воплощать самые смелые замыслы и в то же время обеспечивать безопасность участников.

Нарастающие изменения, их масштаб и стремительность оказали огромное влияние на человека (Э. Тоффлер). Характеризуя общество «постмо-дернити», З. Бауман говорит об утрате человеком контроля над большинством значимых социальных процессов и возрастающей в связи с этим неопределенностью [3]. В.В. Грачев отмечает кризис в отсутствии необходимого знания о том, кем именно должен становиться человек в процессе образования в условиях информационного общества [4]. Картина современности весьма убедительно представлена А.Г. Асмоловым в диалектичности текучести и устойчивости, сложности и простоты, разнообразия и однообразия, неопределенности и определенности, где отношения между указанными оппозициями требуют конвенциональности [2].

В связи с этим актуальность приключения обусловлена тем, что здесь ребенок учится действовать в ситуации неопределенности, встречаться с новизной, гибко искать и использовать пути преодоления препятствия. Е.А. Александрова, исследуя проблему формирования картины мира у ребенка, показывает готовность ребенка познавать мир в приключении: «Понятие «мир» у ребенка связано с новизной восприятия, эффектом радости, эмоциональной включенности, неожиданности, удивления, озадачивания, ожиданием чуда, радости, ожиданием возможности сменить обстановку, увидеть что-то необычное» [1, с. 206]. Что касается подростков (поскольку в центре нашего внимания все же подростковое приключение), то, несмотря на морфологические и психологические изменения современного человека (Л. А. Рудкевич, 2008), изменение закономерностей развития современного ребенка (Д.И. Фельдштейн, 2011) и особенности его социального развития (В.В. Терещенко, 2011; Б. А. Архипов, 2011 и др.), остаются актуальными доминанты мотивационной сферы, определенные Л.С. Выготским. Это интерес подростка к собственной личности («эгоцентрическая доминанта»); установка на обширные, большие масштабы, которые более приемлемы, чем ближние («доминанта дали»); тяга подростка к сопротивлению, преодолению, волевым напряжениям («доминанта усилия»); стремление подростка к неизвестному, рискованному, приключениям, героизму («доминанта романтики») [8, с. 293-294]. Без сомнения им созвучны сущностные характеристики приключения, потому эти интересы, потребности подростка могут быть удовлетворены в ходе приключения.

Характеристика приключения как инструмента обучения и воспитания подростков в XXI веке дополняется основополагающими идеями, прин-

ципами, к которым обращается педагог в процессе конструирования и реализации подросткового приключения.

Принцип безопасности является основополагающим, поскольку приключение содержит элемент риска, предполагает встречу ребенка с вызовом и последующее преодоление препятствий. Принцип предполагает переход участника в позицию самостоятельного и ответственного человека, готового обеспечивать собственную безопасность и безопасность окружающих в ситуации вызова, неопределенности.

Принцип открытости закрепляет отношения между всеми сторонами на основе взаимного уважения, полной информированности об особенностях приключенческого события, не разрушая его интригу. Взаимодействие между педагогом и участником приключения основывается на доверии, обусловленном открытостью, и обеспечивает психологическую безопасность ребенка и педагога.

Принцип оптимизма говорит о мобилизации участника в том, чтобы целеустремленно двигаться сквозь все препятствия к результату в финале, во-первых, и об эмоциональной поддержке ребенка со стороны педагога, во-вторых. Принцип ведет педагога и ребенка к осознанию ценности каждого результата (как победы, так и поражения) и готовности извлекать пользу из полученного опыта.

Принцип уникальности требует, чтобы приключение отличалось новизной, было особенной ситуацией для ребенка. Речь идет о субъективной новизне ситуации, обеспечивающей яркость и интенсивность переживаний участника. Новизна может связываться с местом, занятием, форматом взаимодействия, ролью участника и т.д. Требование уникальности стимулирует педагога к поиску нетривиальных, захватывающих сюжетов, заданий, препятствий и т. д. Эксклюзивность ситуации (как внешний аспект уникальности) обеспечивает привлекательность приключения для будущих участников.

Принцип инверсии обуславливает динамичность взаимодействия педагогов и участников, возможность смены их ролей и следования первых (педагогов) за вторыми (участниками). Идея инверсии усиливает открытый характер отношений педагога и ребенка, во-первых, и расширяет поле поиска методических решений для обеспечения уникальности ситуации, во-вторых.

Наконец, принцип культурной аналогии предполагает соответствие содержания и результатов деятельности участника определенным культурным образцам. Принцип требует от педагога конструирования приключения сообразно той культуре, в которой существует и развивается ребенок, понимания путей освоения участником актуального знания и умений, приобретения опыта, значимого для успешной и самостоятельной жизни в настоящий момент и в будущем.

24

Вестник КГУ ^ 2017

Библиографический список

1. Александрова Е.А. Миры и меры ребенка в образовании с позиции нового стандарта // Народное образование. - 2013. - № 1. - С. 205-213.

2. Асмолов А.Г. Психология современности: вызовы неопределенности, сложности и разнообразия // Психологические исследования. - 2015. -Т. 8. - № 40. - С. 1. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psystudy.ru (дата обращения: 09.09.2017).

3. Бауман 3. Индивидуализированное общество / под ред. В.Л. Иноземцева. - М.: Логос, 2005. - 390 с.

4. Грачев В.В. Персонализация образования в условиях глобального перехода к веб-стилю жизни // Экономика образования. - 2012. -№ 1. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/personalizatsiya-obrazovaniya-v-usloviyah-globalnogo-perehoda-k-veb-stilyu-zhizni (дата обращения: 09.09.2016).

5. Иванов К.П. Деятельность и мышление в философско-методологическом анализе социокультурной практики // Вестник ВолГУ Серия 7:

Философия. Социология и социальные технологии. - 2012. - № 3. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/deyatelnost-i-myshlenie-v-filosofsko-metodologicheskom-analize-sotsiokulturnoy-praktiki (дата обращения: 09.09.2016).

6. Куприянов Б.В. Воспитание XXI века: экзистенциальная вспышка приключения // Народное образование. - 2011. - № 9. - С. 249-254.

7. Правдина Л.Р., Васильева О.С. Психология экстремальных ситуаций. - Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 2007. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://sfedu.ru/www/stat_pages22.show?p=EDU/ umr/D&params=(p_startpage=%3E1,p_per_ id=%3E2395) (дата обращения: 09.09.2016).

8. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. - 400 с.

9. Fengler J. Erlebnispädagogik und Selbstkonzept: Eine Evaluationsstudie. - Berlin: Logos, 2007. - 333 p.

Педагогика. Психология. Социокинетика J 14 4

25

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.