УДК 37.032.5
Миновская Ольга Владиславовна
кандидат педагогических наук, доцент Костромской государственный университет [email protected]
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ПРАКТИКА ПОДРОСТКОВОГО ПРИКЛЮЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА*
В данной статье автор обосновывает актуальность применения приключения как эффективного педагогического инструмента XXI века. Приключение представляется как ситуация взаимодействия ребенка с миром и самим собой, в которой он субъективно переживает новизну и силу внешних обстоятельств. Автор рассматривает сущность и характеристики приключения в контексте понятий «социальная практика», «культурная практика», «социокультурная практика». Педагогическая целесообразность приключения раскрывается в соотнесении с чертами современного общества при учете кризисных аспектов его существования и достижений цивилизации. Другой рамкой рассмотрения приключения избраны интересы, стремления, благополучие человека в современном мире. Автор уделяет внимание принципам проектирования приключения в целях обучения и воспитания подростков, опирается на идеи безопасности, открытости, оптимизма, уникальности, инверсии, культурной аналогии.
Ключевые слова: приключение, подросток, метод, социокультурная практика, социальная практика, культурная практика, современное общество, риск.
Современное общество наделяется множеством характеристик: изменяющееся, инновационное, открытое, индивидуализированное, коммуникационное, информационное и т.д. Понимание сущности и значения данных характеристик актуализирует для педагогической науки задачи осмысления особенностей социализации современных детей, чтобы на этой основе успешно осуществить проектирование образования как института успешной личностной и профессиональной социализации (А.Г. Асмолов). Другими словами современной педагогической науке и практике важно ответить на вопрос: как сегодня педагог, понимая особенности подрастающего поколения, детерминированные сущностными характеристиками современного мира, будет создавать и воплощать образовательный процесс ради ребенка (человека) и для ребенка (человека). В качестве одной из точек для решения указанных задач может рассматриваться сложившаяся сегодня в многообразных проявлениях социокультурная практика подросткового и молодежного приключения.
В современном мире спектр приключений богат и разнообразен. Это приключения в природном окружении (например, «робинзонада» на острове) и в среде города (например, приключенческая муль-тигонка), приключения дома (например, строительство шалаша на даче), в образовательном учреждении (например, образовательное путешествие), в пространстве Интернет (например, веб-квест).
Приключение представляется нам ситуацией взаимодействия ребенка с миром и самим собой, в которой он субъективно переживает новизну и силу внешних обстоятельств. Обстоятельства, с которыми сталкивается участник, требуют от него решений и активных действий, чтобы он «отважился сделать что-либо». «Мир» вокруг ребенка активен, он провоцирует, вынуждает его предпринимать действия. Ребенок получает от «мира»
вызов и, отвечая на него, вынужден преодолевать сложившиеся (и развивающиеся) обстоятельства.
Интрига в приключении обеспечивает привлекательность ситуации для участника. Риск, авантюрный момент, запутанность обстоятельств указывают на равные возможности, как победы, так и проигрыша, что пробуждает амбиции и стремление к преодолению трудности. Сложность обстоятельств требует приложения волевого усилия, что позволяет участнику раскрыть в себе потенциалы, о которых он не подозревал, выполнить то, что раньше представлялось трудным и даже невозможным. Неожиданность и неопределенность ситуации, неочевидность верного решения заставляют мыслить и действовать творчески, принимать нестандартные решения, быть готовым изменить свою тактику действий. Все перечисленные черты ситуации (интрига, риск, неожиданность и неопределенность, необходимость преодоления обстоятельств) обуславливают яркость и полноту переживаний участника. «Случайность» ситуации следует трактовать не только как неожиданность, но и как новизну складывающихся обстоятельств, их необычность для ребенка.
Осмелимся предположить, что, несмотря на целенаправленное и целесообразное применение приключения как метода воспитания и обучения уже с XIX века, а возможно, и ранее (так, основания эмпирического образования исследователи педагогики приключений обнаруживают еще у Платона), именно в XXI веке приключение может занять ключевое место в педагогической теории и практике. На наш взгляд, это обусловлено складывающейся композицией особенностей современного общества и мира в целом, с одной стороны, и потребностями человека в этом мире, с другой стороны.
Рассмотрение приключения как социальной практики требует учета его двойственной природы: с одной стороны, оно детерминировано соци-
* Исследование осуществлено при финансовой поддержке РФФИ, проект № 16-06-00648.
22
Вестник КГУ 2017
© Миновская О.В., 2017
альной средой, с другой — воздействует на среду, изменяя ее структуру (П. Бурдьё). Стихийный, неинституционализированный характер зарождения и развития практики приключения во всем многообразии ее проявлений связан с процессами общественной самоорганизации детей, молодежи, взрослых. В качестве источников формирования практики можно назвать стихийные занятия детей и молодежи в свободное время (такие как ролевые игры во дворе или флэшмоб в городе), распространение различных видов туризма и спорта (в том числе, их экстремальных направлений), мифологию и героический эпос, приключенческую литературу и кинематографию. В общественно-педагогическом контексте для развития приключения особое значение имеют идеи и инновационная практика педагогов-новаторов (Дж. Дьюи, И.Н. Жукова, К. Хана и других авторов).
Обратим внимание вслед за К.П. Ивановым, что понятие «социокультурная практика» предполагает взаимосвязь духовных и социальных факторов функционирования общества и переход к новым качественным параметрам социокультурной ситуации [5]. Немаловажно, что многие варианты приключений, возникая и развиваясь в пространствах стихийного времяпрепровождения детей, молодежи и взрослых, затем заимствуются педагогами в институциализированные пространства, внося существенные изменения в традиционные практики воспитания и обучения подрастающего поколения. Указанную взаимосвязь духовных и социальных факторов функционирования общества демонстрирует и влияние урбанистической культуры на содержание и формы приключения в XXI веке, когда именно в городе возникают новые форматы приключения (поисковые квесты, мульти-гонки, флешмобы и т.д.), создаются разнообразные технологические решения на основе развитой инфраструктуры (в том числе, информационной).
Взгляд на приключение как культурную практику (Н.Б. Крылова) выводит на первый план самостоятельную деятельность и поведение, основанные на интересе участника (ребенка, взрослого). Для реализации этого интереса складываются пространства, где участник организует и осуществляет собственное действие, стихийно и автономно приобретает опыт поиска, переживания, взаимодействия.
Взглянем на приключение с позиции реализации интересов и стремлений человека, его благополучия. По мнению Курта Хана (1886-1974 гг.), представителя реформаторской педагогики и основоположника педагогики приключений, приключение позволяло преодолеть проблемы, характерные для подрастающего поколения ХХ века: исчезновение радости от совершаемых действий, исчезновение ответственности, исчезновение человеческого сочувствия, исчезновение физической пригодности человека. «Мы можем развить и воспитать радость
жизни, сочувствие, живое любопытство, радость от физической деятельности - все эти детские богатства» (К. Хан, 1958). Созданная К. Ханом, так называемая, терапия приключения, основываясь на принципах: «Опыт лучше, чем лекции» и «Воспитание через сообщество», устанавливала ориентацию на личность, реализацию ее интересов и активности [9, с. 10-12].
Представляется, что указанные К. Ханом проблемы подрастающего поколения ХХ века не только не потеряли свою актуальность, но и получили новое развитие в условиях глобализации XXI века, изменения человеческого существования в эпоху информационных и коммуникационных технологий. Л.Р. Правдина, О.С. Васильева, анализируя причины развития экстремальных практик, отмечают, что сегодня развивающаяся личность вынуждена искать способы интенсификации познания мира, поиска себя в этом мире, достижения личностной и социальной идентичности. Это отражает проблемы человека, связанные со структурированностью и стандартизацией быта; низким уровнем новизны и разнообразия жизненных ситуаций; оторванностью повседневных функций от естественных; зависимостью от технических и социальных структур современного мира [7].
Б.В. Куприянов, характеризуя приключение, говорит о нем как экзистенциальной вспышке, поскольку «кратковременное, внезапное, быстрое и интенсивное изменение человеческого бытия, реакция человека на обстоятельства такая интенсивная, что подобна вспышке» [6, с. 251]. Приключение становится антитезой рутинности, переживания участника отличаются яркостью и интенсивностью, участник имеет возможность испытания своих сил, познания своих возможностей, осуществления целенаправленной работы по расширению своих возможностей в ответ на вызовы совершенно реального (не абстрактного) окружающего мира. Эмоциональная насыщенность приключения заставляет считать его достойным конкурентом в борьбе с индустрией развлечений, как в реальном, так и виртуальном мире, в смысле развития активной (в противоположность созерцательной, пассивной, потребительской) позиции ребенка в познании и преобразовании окружающего мира.
Взглянем на приключение исходя из понимания особенностей современного общества и мира в целом. Достижения науки проникают во все сферы жизнедеятельности человека, а сама наука открыта детям и молодежи, как в игровых форматах, так и в самых серьезных аспектах. Доступность информации, развитие информационно-коммуникационных технологий и современных средств связи открывает множество возможностей для организаторов приключений в плане организационного, технического и другого обеспечения взаимодействия участников. Внедрение в повседневную
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4
23
жизнь человека технических новинок, создание новых материалов с уникальными свойствами позволяет организаторам приключений воплощать самые смелые замыслы и в то же время обеспечивать безопасность участников.
Нарастающие изменения, их масштаб и стремительность оказали огромное влияние на человека (Э. Тоффлер). Характеризуя общество «постмо-дернити», З. Бауман говорит об утрате человеком контроля над большинством значимых социальных процессов и возрастающей в связи с этим неопределенностью [3]. В.В. Грачев отмечает кризис в отсутствии необходимого знания о том, кем именно должен становиться человек в процессе образования в условиях информационного общества [4]. Картина современности весьма убедительно представлена А.Г. Асмоловым в диалектичности текучести и устойчивости, сложности и простоты, разнообразия и однообразия, неопределенности и определенности, где отношения между указанными оппозициями требуют конвенциональности [2].
В связи с этим актуальность приключения обусловлена тем, что здесь ребенок учится действовать в ситуации неопределенности, встречаться с новизной, гибко искать и использовать пути преодоления препятствия. Е.А. Александрова, исследуя проблему формирования картины мира у ребенка, показывает готовность ребенка познавать мир в приключении: «Понятие «мир» у ребенка связано с новизной восприятия, эффектом радости, эмоциональной включенности, неожиданности, удивления, озадачивания, ожиданием чуда, радости, ожиданием возможности сменить обстановку, увидеть что-то необычное» [1, с. 206]. Что касается подростков (поскольку в центре нашего внимания все же подростковое приключение), то, несмотря на морфологические и психологические изменения современного человека (Л. А. Рудкевич, 2008), изменение закономерностей развития современного ребенка (Д.И. Фельдштейн, 2011) и особенности его социального развития (В.В. Терещенко, 2011; Б. А. Архипов, 2011 и др.), остаются актуальными доминанты мотивационной сферы, определенные Л.С. Выготским. Это интерес подростка к собственной личности («эгоцентрическая доминанта»); установка на обширные, большие масштабы, которые более приемлемы, чем ближние («доминанта дали»); тяга подростка к сопротивлению, преодолению, волевым напряжениям («доминанта усилия»); стремление подростка к неизвестному, рискованному, приключениям, героизму («доминанта романтики») [8, с. 293-294]. Без сомнения им созвучны сущностные характеристики приключения, потому эти интересы, потребности подростка могут быть удовлетворены в ходе приключения.
Характеристика приключения как инструмента обучения и воспитания подростков в XXI веке дополняется основополагающими идеями, прин-
ципами, к которым обращается педагог в процессе конструирования и реализации подросткового приключения.
Принцип безопасности является основополагающим, поскольку приключение содержит элемент риска, предполагает встречу ребенка с вызовом и последующее преодоление препятствий. Принцип предполагает переход участника в позицию самостоятельного и ответственного человека, готового обеспечивать собственную безопасность и безопасность окружающих в ситуации вызова, неопределенности.
Принцип открытости закрепляет отношения между всеми сторонами на основе взаимного уважения, полной информированности об особенностях приключенческого события, не разрушая его интригу. Взаимодействие между педагогом и участником приключения основывается на доверии, обусловленном открытостью, и обеспечивает психологическую безопасность ребенка и педагога.
Принцип оптимизма говорит о мобилизации участника в том, чтобы целеустремленно двигаться сквозь все препятствия к результату в финале, во-первых, и об эмоциональной поддержке ребенка со стороны педагога, во-вторых. Принцип ведет педагога и ребенка к осознанию ценности каждого результата (как победы, так и поражения) и готовности извлекать пользу из полученного опыта.
Принцип уникальности требует, чтобы приключение отличалось новизной, было особенной ситуацией для ребенка. Речь идет о субъективной новизне ситуации, обеспечивающей яркость и интенсивность переживаний участника. Новизна может связываться с местом, занятием, форматом взаимодействия, ролью участника и т.д. Требование уникальности стимулирует педагога к поиску нетривиальных, захватывающих сюжетов, заданий, препятствий и т. д. Эксклюзивность ситуации (как внешний аспект уникальности) обеспечивает привлекательность приключения для будущих участников.
Принцип инверсии обуславливает динамичность взаимодействия педагогов и участников, возможность смены их ролей и следования первых (педагогов) за вторыми (участниками). Идея инверсии усиливает открытый характер отношений педагога и ребенка, во-первых, и расширяет поле поиска методических решений для обеспечения уникальности ситуации, во-вторых.
Наконец, принцип культурной аналогии предполагает соответствие содержания и результатов деятельности участника определенным культурным образцам. Принцип требует от педагога конструирования приключения сообразно той культуре, в которой существует и развивается ребенок, понимания путей освоения участником актуального знания и умений, приобретения опыта, значимого для успешной и самостоятельной жизни в настоящий момент и в будущем.
24
Вестник КГУ ^ 2017
Библиографический список
1. Александрова Е.А. Миры и меры ребенка в образовании с позиции нового стандарта // Народное образование. - 2013. - № 1. - С. 205-213.
2. Асмолов А.Г. Психология современности: вызовы неопределенности, сложности и разнообразия // Психологические исследования. - 2015. -Т. 8. - № 40. - С. 1. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psystudy.ru (дата обращения: 09.09.2017).
3. Бауман 3. Индивидуализированное общество / под ред. В.Л. Иноземцева. - М.: Логос, 2005. - 390 с.
4. Грачев В.В. Персонализация образования в условиях глобального перехода к веб-стилю жизни // Экономика образования. - 2012. -№ 1. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/personalizatsiya-obrazovaniya-v-usloviyah-globalnogo-perehoda-k-veb-stilyu-zhizni (дата обращения: 09.09.2016).
5. Иванов К.П. Деятельность и мышление в философско-методологическом анализе социокультурной практики // Вестник ВолГУ Серия 7:
Философия. Социология и социальные технологии. - 2012. - № 3. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/deyatelnost-i-myshlenie-v-filosofsko-metodologicheskom-analize-sotsiokulturnoy-praktiki (дата обращения: 09.09.2016).
6. Куприянов Б.В. Воспитание XXI века: экзистенциальная вспышка приключения // Народное образование. - 2011. - № 9. - С. 249-254.
7. Правдина Л.Р., Васильева О.С. Психология экстремальных ситуаций. - Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 2007. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://sfedu.ru/www/stat_pages22.show?p=EDU/ umr/D¶ms=(p_startpage=%3E1,p_per_ id=%3E2395) (дата обращения: 09.09.2016).
8. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. - 400 с.
9. Fengler J. Erlebnispädagogik und Selbstkonzept: Eine Evaluationsstudie. - Berlin: Logos, 2007. - 333 p.
Педагогика. Психология. Социокинетика J 14 4
25