УДК 37.032.5
Миновская О.В.
Костромской государственный университет 156005, г. Кострома, ул. Дзержинского, д. 17, Российская Федерация
О
ИССЛЕДОВАНИЕ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ ПОДРОСТКА -УЧАСТНИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРИКЛЮЧЕНИЯ: ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
ПАРАЛЛЕЛИ1 О
X
Аннотация. В статье характеризуются варианты позиций, которые может при- X
нимать подросток, участвующий в образовательном приключении. Основой для выделения вариантов выступает анализ приключенческой литературы. Позиции |
различаются степенью субъектности. Особое внимание уделяется спектру мо-тивационных установок литературных персонажей. Данная схема, созданная с помощью художественного анализа, соотносится с подобными психолого-педагогическими характеристиками, которые автор определяет, исходя из анализа собственной более чем двадцатилетней работы с подростками, в ситуациях приключения и игры. В статье представлены ключевые рекомендации по работе с подростком в ситуации приключения, исходя из его позиции. Ключевые слова: образовательное приключение, подросток, субъектная позиция, приключенческая литература.
O. Minovskaya
Kostroma State University 17 Dzerzhinsky ul., Kostroma 156005, Russian Federation
STUDYING THE SUBJECT POSITION OF A TEENAGER, THE PARTICIPANT OF THE EDUCATIONAL ADVENTURE: ARTISTIC AND PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL PARALLELS
Abstract. The author characterizes the variants of a teenager's positions when he participates in the educational adventure. The basis for allocating these variants is the analysis of adventure literature. Teenagers' positions differ in the degree of subjectivity. Special attention is paid to the range literary characters' motivational attitudes. This
1 Исследование выполнено в рамках гранта РФФИ № 16-06-00648 «Социокультурная практика подросткового приключения в пространствах стихийной социализации и социального воспитания учащихся» / The work is supported by the Russian Foundation for Basic Research grant № 16-06-00648 "Socio-cultural practice of adolescent's adventure in the space of spontaneous socialization and social education of students"
scheme, created by means of the art analysis, corresponds to similar psychological-pedagogical characteristics. The author determines them basing on the analysis of his own more than 20-year-long work with teenagers when they were in the situation of adventure and play. The article presents the key recommendations on working with an adolescent in the situation of adventure, his position being taken into consideration. Key words: educational adventure, teenager, subject position, adventure literature.
CÇ
О
U
Несмотря на ограниченность использования дефиниции «приключение» в педагогической теории и практике, сегодня это явление изучается ^^ в разных аспектах - и как метод групповой терапевтической работы, и как метод образования, и как форма организации, и как воспитательное событие, и как социокультурная практика [1; 4; 6; 7] .
В современном мире спектр подростковых приключений богат и разнообразен. Это приключения в природе (например, «робинзонада» на острове) и в городской среде (например, городской квест), приключения дома (например, строительство шалаша на дереве), в школе или лагере (например, встреча рассвета), в общественных организациях (например, деятельность страйкбольных клубов), в пространстве Интернета (например, акция «Анонимный дед»). Оно может применяться педагогами в работе с подростками в образовательных целях, для организации интересного и полезного досуга, в сфере общественной самоорганизации молодёжи и т. д.
Приключение представляется нам ситуацией взаимодействия ребёнка с миром и самим собой, в которой он субъективно переживает новизну и силу внешних обстоятельств. Обстоятельства, с которыми сталкивается участник, требуют от него решений и активных действий, чтобы он «отважился сделать что-либо». «Мир» вокруг ребёнка активен, он провоцирует, вынуждает его предпринимать действия. Ребёнок получает от «мира» вызов и, отвечая на него, вынужден преодолевать сложившиеся (и развивающиеся) обстоятельства [5].
Однако позиция участника может существенно варьироваться в зависимости от мотивации и степени субъектности ребёнка в данной ситуации. Понимание этих вариантов позволяет наиболее верно определить основные задачи и методы работы педагога, сопровождающего участника в приключении. Мы сочли возможным смоделировать варианты позиции подростка - участника приключения на основе анализа сюжетов приключенческой литературы. Это позволяет обогатить педагогическую транскрипцию данной идеи и выделить значимые нюансы взаимодействия педагога и ребёнка, исходя из мотивации последнего.
Понятие «приключенческая литература», её сущностные черты, жанры и генезис стали предметом исследования В.П. Булычевой, Л.О. Мошенской,
О О
О.Н. Олейниковой, Н.Н. Родионовой, М.П. Савировой и других учёных. В научных работах изучались особенности приключения как элемента детективного жанра и литературы путешествий, анализировались отдельные приключенческие произведения (например, творения Ч. Диккенса, Л. Кэрролла, Т.М. Рида, Дж. Свифта, М. Твена).
Жанр приключенческой литературы сегодня не имеет чётких границ и X
соотносится исследователями с жанрами путешествия, детектива, научной фантастики, исторической литературы, этнографической литературы, дет-
« -pv О
ской литературы. В качестве опоры жанра приключенческой литературы исследователи называют те жанры, для которых авантюрно-занимательная установка имеет существенное значение, хотя и не определяет сюжета (на- X
пример, греческие романы эпохи эллинизма, рыцарский эпос, плутовской роман, литература путешествий и т. д.) [2].
В.П. Булычева, анализируя природу и генезис приключенческой лите- I
ратуры, выделяет такие её черты:
- феномен тайны как жанрообразующего элемента в приключенческой литературе (А. Вулис, 1986) [3, с. 1001];
- игровое начало: «Эта литература, делая предметом изображения случайность, предлагает читателю своеобразную игру, правила которой определены ее поэтикой» (О.Н. Олейникова) [2, с. 80];
- романтика как отражение определённого мироощущения, приподнятость чувств персонажей, героичность их поступков, обязательная вера в благородство человека, торжество добра над злом;
- доступность как важная характеристика для массового читателя: облегчённая форма, определённость в обрисовке характеров, яркая сюжетность повествования, чёткая ориентация симпатий и антипатий автора;
- динамичность жанра (например, использование мотива путешествия в романах XIX в. и мотива авантюры в произведениях ХХ в.).
Эти характеристики значимы для нас как созвучные с чертами подросткового приключения: интригой, риском, неожиданностью и неопределённостью, необходимостью преодоления обстоятельств.
Из большого числа произведений приключенческой литературы мы выбрали 50 известных, которые можно назвать классикой этого жанра. Кроме того, мы стремились выбирать творения как российских, так и зарубежных авторов, адресованные как взрослым, так и детям. Ещё одним требованием при отборе было разнообразие сюжетов.
Наша аналитическая задача состояла в том, чтобы сформулировать основные варианты позиции героя приключенческого произведения и содержательно охарактеризовать их. В ходе анализа удалось выделить 5 основных вариантов. Поверку этих вариантов мы осуществляли на основе анали-
О
за собственного более чем двадцатилетнего опыта работы с подростками в пространстве приключения и игры (основные экспериментальные площадки - областной лагерь ролевых игр «Кентавр» (г. Кострома) и региональная общественная организация «Коллекция Приключений» (г. Москва)).
Вариант № 1. Герой оказывается в приключении случайно и всеми СХ^
силами стремится вернуться к своей повседневной жизни. В нашей вы- ^^
борке произведений такой вариант был представлен в наименьшем числе книг. Возможно, это объясняется тем, что для героя приключенческой истории такая позиция нехарактерна в силу его личностных особенностей. '—\
Став жертвой случайности, внезапного стечения обстоятельств, герой О
ищет путь домой. На этом пути он находит товарищей, раскрывает в себе X
таланты, о которых раньше не подозревал, совершает поступки, которые изменяют жизнь окружающих (как девочка Дороти в сказке Л.Ф. Баума и
«Удивительный волшебник из страны Оз»). Однако все эти достижения и I
приобретения не умаляют желания героя вернуться к своей жизни в кругу близких людей. Порой герою предстоит изменить и даже разрушить мир приключения, в который он попал, для того, чтобы возвратиться домой (роман С. Лукьяненко «Рыцари сорока островов»). Коллизии романа Жюля Верна «Пятнадцатилетний капитан» показывают, что не все препятствия могут быть посильны для героя, а благополучный финал достигается большими потерями и при счастливом стечении обстоятельств.
Не только внешние обстоятельства забрасывают героя в приключение, но и любопытство (так, Карик и Валя - персонажи повести Яна Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали» - выпивают без разрешения уменьшающий раствор). В романе Д. Дефо «Робинзон Крузо» не столько случайность приводит героя на необитаемый остров, сколько собственный склад характера (его «страсть к скитаниям» и «желание обогатиться скорее, чем допускали обстоятельства»).
Говоря о подростковом приключении, действительно важно охарактеризовать вариант, когда подросток не готов, не желает быть участником приключения. Причины тому могут быть разные:
- участие по решению родителей, но без собственного желания (например, в целях воспитания у ребёнка самостоятельности);
- принятие собственного решения недостаточно взвешенно (например, подросток не имел полной информации о том, с каким препятствием встретится и что ему предстоит делать);
- принятие решения под давлением (например, подросток участвует за компанию со сверстниками, хотя сам чувствует себя дискомфортно) и т. д.
Приключение может стать для ребёнка тяжелой стрессовой ситуацией со всеми возможными негативными последствиями. Тут уже не прихо-
дится говорить о мобилизующей стороне стресса, которая присутствует в приключении как испытании, как преодолении посильного препятствия. Подросток может видеть препятствие непреодолимым, воспринимать ситуацию как невыносимую, стремиться скорее выйти из нее.
В случае, когда подросток получит действенную и достаточную эмоциональную поддержку, практическую помощь со стороны педагога и других X участников, он сможет справиться со своими переживаниями и достичь финала приключения. Возможно, в будущем ребёнок станет избегать по- ^—' добных случаев, но данная ситуация завершится благополучно. '—n
Наиболее сложен случай, когда ребёнок занимает позицию жертвы, О
сам переживает негативные эмоции, вызывает у окружающих раздражение своими словами и поступками, деструктивно влияет на настрой группы. Он ожидает облегчения своих страданий от педагога и не стремится дей- и
ствовать самостоятельно. Досрочное индивидуальное завершение приклю- I
чения станет лучшим решением, поскольку позволит ребёнку вернуться к привычному режиму и в то же время не мешать другим участникам.
Вариант № 2. Герой оказывается в приключении случайно, а затем сам увлекается происходящими событиями. Приключение может быть созвучно особенностям героя, оно помогает ему разобраться в себе и раскрыть свои возможности. Например, в серии книг Р. Риордана о Перси Джексоне показано, как персонаж раскрывает и принимает в приключении свою природу.
Нередко приключение изменяет героя, он уже не может стать прежним. Полученный опыт оказывает сильное влияние на его личность - на стремления, отношение к себе, жизненные ценности. Так, персонаж повести Дж.Р.Р. Толкиена «Хоббит, или туда и обратно», вернувшись в родные края, мечтает о новом путешествии.
Интересны братья и сестры Пэвенси из фэнтезийного цикла К.С. Льюиса «Хроники Нарнии»: побывав в Нарнии, они всегда готовы вернуться туда, чтобы осуществить новую спасательную миссию. После чего дети возвращаются в Англию, где живут своей жизнью, часто вспоминая Нарнию. Нужно сказать, что у каждого из четырёх главных героев складывается своя особенная линия жизни в Нарнии и вне её.
Таким же образом действуют Элли и Энни Смит вместе со своими друзьями в цикле сказок А.М. Волкова. В каждой книге цикла, кроме первой (где ураган уносит Элли в Волшебную страну), персонажи отправляются на помощь жителям Волшебной страны, самостоятельно изобретая различные способы, как туда добраться.
При наличии детективного сюжета (например, в книгах У. Коллинза «Лунный камень» и А. Рыбакова «Кортик») приключение постепенно затягивает героя, он всеми силами стремится добраться до разгадки тайны.
О
Независимо от исходных мотивов у героя появляется азарт и увлечённость происходящим. Совершенно особый момент детского любопытства и открытости новому представлен в романе Л. Кэрролла «Приключения Алисы в стране чудес», где Алиса становится героиней приключения случайно, но именно в этом мире ребёнку оказывается комфортно и интересно.
Охарактеризованная позиция подростка в приключении отличается продуктивностью. «Случайность», неожиданность приключения создаёт интригу, разжигает любопытство. Созвучность ситуации особенностям ребёнка обеспечивает интенсивность и увлекательность процесса. Основная задача педагога будет в том, чтобы реализовать приключение как целостное увлекательное
о
событие, которое обеспечит приобретение подростком значимого опыта. X
Вариант № 3. Герой решает значимую задачу и на этом пути оказы- ^^
ваетсяучастником приключения. Часто такая задача обладает большой сои
циальной и личностной значимостью. В фантастических эпопеях речь может I
идти о спасении мира от серьёзной угрозы (такой пример демонстрируется в серии романов Дж. Роулинг о Гарри Поттере, в роман-эпопее Дж.Р.Р. Тол-киена «Властелин колец»). Здесь герой не обладает исключительными способностями, но отличается ответственностью и отвагой. Изначально он не в полной мере представляет себе сложность предстоящих испытаний, а на пути выполнения своей миссии терпит невзгоды. Однако принятая ответственность заставляет персонажа идти до конца, достигая успеха.
В литературе также представлены случаи, когда герой отваживается на испытания ради спасения значимых для него людей (например, в трилогии С. Коллинз «Голодные игры», сказке Дж. Радари «Приключения Чиполли-но», романе Дж.Ф. Купера «Последний из могикан»). Герой оказывается в противостоянии с сильным противником, что и становится источником испытаний. С одной стороны, персонаж понимает, какие трудности его ожидают, с другой стороны, действия противника непредсказуемы и требуют силы духа и готовности искать новые тактики.
Особую группу составляют произведения, в которых герой ищет разгадку тайны, заранее зная, что на этом пути его ожидают приключения. В основном это литература о путешествиях, представленная как отечественными авторами (А. Грин «Золотая цепь», В. Каверин «Два капитана», В. Обручев «Земля Санникова» и др.), так и зарубежными (Ж. Верн « Дети капитана Гранта», А. Конан Дойл «Затерянный мир», Г.Р. Хаггард «Аэша» и др.). Следует сказать, что эти произведения отличает особая романтика открытий и поисков, а персонажи обладают достоинством и твёрдостью характера. В начале произведения герой сталкивается с тайной (находит послание в бутылке, изучает старые письма, обнаруживает карту или альбом с удивительными рисунками и т. д.). Для него становится невозможным за-
О
быть о тайне, несмотря на то, что путь к её раскрытию неизвестен и опасен. Поэтому персонаж сознательно решается на путешествие, на приключение.
Проведём параллели с образовательным приключением для подростка и отметим, что ситуация, когда ребёнок решает значимую жизненную задачу и на этом пути вдруг становится участником приключения, весьма маловероятна. Психолого-педагогическим ограничением при создании по- X
добных ситуаций является принцип открытости и прозрачности взаимодействия педагога с ребёнком. Ведь участник окажется в ситуации полной неизвестности, что может быть опасным для его физического и психического здоровья (особенно для «неопытного» в приключениях участника). О
Исключением могут стать индивидуальные случаи осознанного самораз- X
вития подростка, когда приключение становится для него тренингом личностного роста. Возможна также реализация подобной фабулы в целях групповой и терапии, когда особым ресурсом для участников выступают поддерживающие межличностные отношения. Все исключения требуют от педагога профессионального владения техниками индивидуальной и групповой рефлексии, владения технологией индивидуальной помощи ребёнку в ситуации проблемы.
Вариант № 4. Герой сам ищет приключения, придумывает их. Образы персонажей в данной группе произведений, как и их мотивация, весьма различны. В детской приключенческой литературе (цикл К. Булычева «Девочка с Земли», повесть-сказка А.Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино», Н.Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей») ярко представлен образ непоседливого человека, чья жизнь невозможна без интересных событий и затей. Таким героем движут любопытство и неудержимая фантазия.
Другой образ рисуется в произведениях М. Твена «Приключения Тома Сойера и Геккельбери Финна» и Р. Киплинга «Сталки и компания», где герои придумывают и воплощают свои игры и творческие замыслы, часто идущие вразрез с теми нормами, которые диктуют взрослые. Дети создают отдельное от взрослых пространство приключений со своими правилами и обычаями.
В чём-то близкая, но оригинальная фабула представлена в повести Дж.К. Джерома «Трое в лодке, не считая собаки», где герои предпринимают увеселительную прогулку на лодке по Темзе, желая отдохнуть в природном окружении вдали от Лондона. Однако житейская неподготовленность героев превращает путешествие в настоящее испытание тела и духа. Несмотря на оптимизм персонажей, приключение не завершается их победой.
Целый ряд произведений посвящён поиску сокровищ и открытию связанных с ними тайн (цикл фильмов и книг разных авторов об Индиане Джонсе, Дж. Лондон «Сердца трёх», Р.Л. Стивенсон «Остров Сокровищ»). Герои этих произведений отличаются авантюризмом; ими движут
О
азарт, жажда не только наживы, но и впечатлений; они стремятся оказаться в гуще событий. Однако этот образ нельзя свести к «охотнику за сокровищами» - имеет место исследовательская направленность, стремление к открытию неизвестного, своё понимание справедливости, осмысление собственных жизненных ценностей в ситуациях выбора.
В образовательном приключении такая позиция подростка вполне возможна. Во-первых, она обоснована особенностями его личности. Во-вторых, подростки часто становятся инициаторами и даже авторами приключенческих событий, если находятся в компании друзей, сверстников-единомышленников. Это позволяет им обеспечить себе увлекательный до- О
суг и общение. Часто так действуют «опытные» участники приключений, X
организованных взрослыми, поскольку могут «поделиться» своим опытом со сверстниками. В-третьих, подростки придумывают приключения, стремясь ситуативно обособиться от взрослого мира.
Педагогу, с одной стороны, важно поддержать инициативу подростков, поскольку она может стать основой для развития самодеятельности и самоорганизации. Кроме того, участники могут всерьёз увлечься творчеством, туризмом, спортом, созидательной деятельностью и т. д., начав с детских затей.
С другой стороны, в детской затее важно обеспечить безопасность участников, удержать ситуацию в разумных рамках. В центре внимания педагога находятся не только физическая безопасность подростка, но и его психическое и социальное здоровье. Осознавая особые эмоциональные потенциалы приключения, педагог должен вовремя различать опасные ситуации развития у подростков зависимого поведения или эскапизма и своевременно осуществлять профилактику.
Вариант № 5. Приключения - это образ жизни героя. Он сам становится частью приключения для других. Детское, непосредственное стремление к приключениям максимально представлено в образе главного героя сказочных повестей Дж. Барри - Питере Пэне, необыкновенном мальчике, благодаря воображению которого оживает волшебный мир, наполненный всеми приключениями, о которых мечтают дети. Другая версия необыкновенного героя описана Р.Э. Распе в «Приключениях барона Мюнхгаузена», где барон предстает остроумным и невероятным фантазёром. К его историям можно относиться как к невозможному, но их увлекательность и сочетание иррационального и рационального взгляда от этого не умаляются.
Приключением для других людей становятся капитан Немо (Ж. Верн «20 тысяч лье под водой») и граф Монте-Кристо (А. Дюма «Граф МонтеКристо»). Оба персонажа исполняют тайную миссию, а потому должны окружить свою жизнь тайной, устроить её особенным образом. Потому каждый, попавший в окружение героев, сталкивается с неизвестностью.
О
U
Подобным, но не столь драматичным образом представлена жизнь Робин Гуда, героя средневековых английских легенд. В параллель ему назовём персонажей повести А. Гайдара «Тимур и его команда». Герои принимают на себя миссию заботы о людях и противостояния несправедливости. Тайна создаёт ореол вокруг их соратников и дел: для Робина Гуда тайна - условие безопасности, для Тимура - романтика, мотивирующий момент к общественно-полезной деятельности, столь необходимый подросткам.
Такую позицию могут принять либо подростки, отличающиеся особым творческим мышлением, либо подростки, обладающие собственным обширным опытом участия в образовательных приключениях. Эти дети
О
желают не только участвовать в приключенческих событиях, но и приду- X
мывать, воплощать приключения для сверстников. В первом случае подросток воспринимает приключение как возможность реализации своих творческих потенциалов, во втором - стремится организовать событие, которое позволит ему занять желаемый статус среди окружающих взрослых и сверстников. В обоих случаях полученный подростком опыт может стать основой для развития авторства как важной характеристики субъектной позиции.
В завершение следует отметить, что художественные и психолого-педагогические параллели расширяют наше понимание природы подросткового приключения. Приключенческая литература не только обогащает коллекцию методических приёмов, которые может использовать педагог, конструируя и организуя приключение для подростков. В современном мире она выступает одним из источников развития приключения как подростковой и молодёжной социокультурной практики. Сами литературные сюжеты могут, с одной стороны, выступать основой для профессионального анализа взаимодействия педагога и ребёнка в приключении, с другой стороны, создавать для подростка пространство саморефлексии. Следовательно, данное исследование имеет множество возможностей для развития.
ЛИТЕРАТУРА
1. Берджес Д. Обучение как приключение: Как сделать уроки интересными и увлекательными : пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2015. 238 с.
2. Булычева В.П. К проблеме понятия «приключенческая литература» // Гуманитарные исследования. 2014. № 3 (51). С. 77-81.
3. Булычева В.П. Приключенческая литература: история изучения и жанровая природа // Фундаментальные исследования. 2014. № 8-4. С. 998-1002.
4. Куприянов Б.В. Воспитание XXI века: экзистенциальная вспышка приключения // Народное образование. 2011. № 9. С. 249-254.
5. Миновская О.В. Приключение как инновация в воспитании учащейся молодежи // Современные наукоемкие технологии. 2011. № 1. С. 122-124.
6. Михль В. Педагогика переживания : пер. с нем. М.: УРСС: ЛИБРОКОМ, 2014. 200 с.
7. Fisher T., Ziegenspeck J.W. Erlebnispädagogik: Grundlagen des Erfahrungslernens. 2 Auflage. Bad Heilbrunn: Julius Klinkhardt, 2008. 388 s.
REFERENCES
cç
О
X
1. Berdges D. Learning as an adventure: How to make lessons interesting and exciting I_
[Learning as an adventure: How to make lessons interesting and exciting]. Moscow, Al'pina Pablisher Publ., 2015. 238 p.
2. Bulycheva V.P. [To the problem of the concept "adventure literature"]. In: Gumanitarnye issledovaniya [Humanitarian research], 2014, no. 3 (51), pp. 77-81.
3. Bulycheva V.P. [Adventure literature: history and genre study nature]. In: Fundamentalnye issledovaniya [Basic research], 2014, no. 8-4, pp. 998-1002.
4. Kupriyanov B.V. [The education of the XXI century: existential flash of adventure]. u In: Narodnoe obrazovanie [Public education], 2011, no. 9, pp. 249-254. |
5. Minovskaya O.V. [Adventure as innovation in educating students]. In: Sovremennye naukoemkie tekhnologii [Modern science intensive technologies], 2011, no. 1, pp. 122-124.
6. Mikhl' V. Pedagogikaperezhivaniya [Pedagogy of emotional experience]. Moscow, URSS Publ., LIBROKOM Publ., 2014. 200 p.
7. Fisher T., Ziegenspeck J.W. Erlebnispädagogik: Grundlagen des Erfahrungslernens. Bad Heilbrunn, Julius Klinkhardt, 2008. 388 s.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Миновская Ольга Владиславовна - кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры психолого-педагогического образования Костромского государственного университета; email: [email protected]
Olga V. Minovskaya - PhD in Pedagogic sciences, associate professor at the Department of Psychological and Pedagogical Education, Kostroma State University; e-mail: [email protected]
ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ / FOR CITATION
Миновская О.В. Исследование субъектной позиции подростка - участника образовательного приключения: художественные и психолого-педагогические параллели // Вестник Московского государственного областного университета (электронный журнал). 2017. № 4. URL: www.evestnik-mgou.ru.
Minovskaya O.V. Studying the subject position of a teenager, the participant of the educational adventure: artistic and psychological-pedagogical parallels. In: Bulletin of Moscow Region State University (e-journal), 2017, no. 4. Available at: www.evestnik-mgou.ru.