Научная статья на тему 'Программа – приключение «Казачья Станица «Беркут» как фактор патриотического воспитания'

Программа – приключение «Казачья Станица «Беркут» как фактор патриотического воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
383
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / ПЕДАГОГИКА ПРИКЛЮЧЕНИЙ / ПРИКЛЮЧЕНИЕ / СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ТЕМАТИЧЕСКАЯ ИГРА ПРИКЛЮЧЕНИЕ / ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА КАЗАЧЕСТВА РОССИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матросова Нина Николаевна

В статье раскрываются организационно-методические основы разработки и реализации историко-патриотической программы приключения «Казачья Станица» Беркут», посвященной Году российской истории, 20-летию возрождения казачества и 200-летию первого в истории всеобщего сбора казаков, объединившихся для участия в Отечественной войне 1812 года и изгнания из Москвы войск Наполеона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Программа – приключение «Казачья Станица «Беркут» как фактор патриотического воспитания»

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

Матросова Нина Николаевна

Почетный работник общего образования Российской Федерации методист, педагог дополнительного образования детей МБОУ дополнительного образования детей «Центр детского творчества» г. Абакан Республика Хакасия ninaabakana@mail.ru

J ^

ПРОГРАММА - ПРИКЛЮЧЕНИЕ «КАЗАЧЬЯ СТАНИЦА

«беркут» как фактор патриотического воспитания

Как разработать и реализовать летнюю вариативную программу -приключение историко-патриотической направленности по тематике казачества России, посвященную Году российской истории?

S__________________________________________________г

Аннотация. В статье раскрываются организационно-методические основы разработки и реализации историко-патриотической программы - приключения «Казачья Станица» Беркут», посвященной Году российской истории, 20-летию возрождения казачества и 200-летию первого в истории всеобщего сбора казаков, объединившихся для участия в Отечественной войне 1812 года и изгнания из Москвы войск Наполеона.

Ключевые слова: образовательные услуги, педагогика - приключений, приключение, сюжетно-ролевая тематическая игра - приключение, история и культура казачества России

Организация летнего отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи сегодня опирается на новую платформу, как в организационном, так и в педагогическом плане. Этой платформой является Национальный стандарт Российской Федерации «Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления. SERVICES TO CHILDREN IN ESTABLISHMENTS OF REST AND REHABILATION OF HEALTH. Гост Р52887-2007». Сам термин «образовательные услуги» дает основание говорить об организации летнего отдыха детей как об индустрии детского досуга, которая требует от оздоровительных учреждений конкурентоспособности, отвечающей запросам социума.

В Республике Хакасия в рамках долгосрочной республиканской целевой программы «Дети Хакасии (2011-2013 годы)» принято Постановление Правительства Республики Хакасия от 22.11.2011 N 794 ««Об утверждении региональной программы ««Развитие системы отдыха и оздоровления детей в Республике Хакасия (2012-2014 годы)». Программа предусматривает повышение качества услуг, предоставляемых организациями отдыха и оздоровления детей; обеспечение безопасности детей; совершен-

ствование кадрового и информационно-методического обеспечения организации отдыха и оздоровления детей.

С тем, чтобы обеспечить эффективное участие Автономного учреждения Муниципального образования Алтайский район Туристического оздоровительно -образовательного центра «Беркут» (далее - ТООЦ «Беркут») в реализации поставленных задач и осуществляется разработка историко-патриотической программы - приключения ««Казачья Станица ««Беркут» на лето 2012 года.

Адресат программы - дети в возрасте от 6 до 15 лет из образовательных учреждений Алтайского района Республики Хакасия.

Количество участников программы - 200 человек (в одну смену).

Сроки проведения программы - 1 и 3 смены лета 2012 года.

Программа технологична, так как может использоваться полностью, либо быть адаптированной для условий иного детского загородного оздоровительного лагеря. Привлечение к реализации программы представителей российского казачества возможно как в любом муниципальном образовании Республики Хакасия,

52

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2012

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

так и в других регионах Российской Федерации, на территории которых действуют общественные объединения казачества России.

При разработке и реализации программы авторы опираются на два стратегических ориентира: педагогика приключений и тематическая историкопатриотическая направленность программы и ее содержания (сюжетно - ролевой игры - приключения «Секреты Казачьей Славы»). Оба ориентира логично связаны между собой. Второй (тематика российского казачества) - логично вытекает из первого (педагогика приключений). А «игра в казаков» уже сама по себе - приключение, полное интриги и романтики!

Приключение можно отнести к тем стихийным явлениям, которые способны стать педагогической инновацией. Практика приключений получила распространение в деятельности подростковых и молодежных общественных объединений, в молодежных лагеря, школах лидерства, как в России, так и за рубежом. Термин «приключение» в педагогике не нов. Он активно использовался в реформаторской школе 20-30-х годов такими представителями, как Эллен Кей, Мария Монтессори. Сегодня педагогика приключений охватывает, прежде всего, идеи и концепции Курта Хана. Этот педагог эпохи Реформации является основателем педагогики приключений. В 1920 он практиковал в школе-интернате (замок Салем, Боденское озеро) «терапию приключений», т. е. интегрированные элементы педагогики приключений в расписании уроков (физическая тренировка, экспедиция, проект, спасательная служба). Сегодня об образовательных принципах Курта Хана говорят, что это «учение головой, сердцем и делом» [2].

Толковые словари рассматривают приключение как происшествие [1]; неожиданный случай в жизни [4]; рискованное предприятие, авантюрное похождение, интересное, занимательное происшествие со сложной фабулой [5].

Приключение, несмотря на неоднозначность понимания сущности этого педагогического средства и его неустоявшийся характер в науке, занимает значительное место в практике работы с детьми и молодежью. Именно педагогика приключений уже сегодня может стать своеобразным «обучением через опыт». Для детей, подростков и молодежи интересно все, что связано с игрой, возможностью пережить приключение. Чем больше педагогика приключений касается жизненного мира молодых, тем более осознанно и дифференцированно этот внешний мир ими воспринимается [2].

Поэтому вариант игры-приключения «Секреты Казачьей Славы», ориентированный на историко-патриотическую тематику российского казачества, может стать привлекательным для детей именно своей романтикой, возможностями введения различного рода приключений в естественных условиях проживания на природе. Привлекательность приключения для детей обеспечивается наличием интриги и романтичностью ситуации, возможностью победы и риском

проигрыша, яркостью и необычностью эмоциональных переживаний.

Волевые усилия в прохождении испытаний в поисках «Секретов Казачьей Славы» позволяют ребенку раскрыть в себе потенциал, о котором он не подозревал, выполнить то, что раньше представлялось трудным и даже невозможным. Участие в таком приключении вызывает яркие эмоции и оставляет незабываемые впечатления. Основной философией, прежде всего, для нас является понятие «приключение», как ключ к развитию личности участника программы.

Историко-патриотическая направленность программы связана с тем, что 2012 год наполнен важнейшими датами в истории России.

Актуальными информационно - методическими поводами для проведения тематической смены «Казачья Станица «Беркут» являются: 20-летие возрождения казачества и 200-летие первого в истории всеобщего сбора казаков, объединившихся для участия в Отечественной войне 1812 года и изгнания из Москвы войск Наполеона.

В целом, программа ориентирована на реализацию Указа Президента РФ «О проведении в Российской Федерации Года российской истории». Историческая тематика как никакая другая может стать эффективной основой для разработки приключенческой игровой модели.

Российское государство « прирастало Сибирью» при активном участии казачества. Сегодня идет процесс его активного возрождения, в том числе, в Республике Хакасия.

Новизна нашей программы как раз состоит в том, что она ориентирована на то, чтобы наиболее эффективно использовать потенциал тематики, связанной с историей, традициями и современным возрождением российского (сибирского) казачества.

До сегодняшнего дня в республике не проводилось летних смен с привлечением казачества России. В своей же практике авторы программы уже имеют небольшой опыт взаимодействия с Енисейским войсковым казачьим обществом (Красноярский край) при проведении общепрофильных смен в детском оздоровительном лагере «Восток» (г. Красноярск, 2008 г.) и в детском оздоровительном центре «Салют» (г. Абакан, 2009 г.).

Казачество исторически являлось важнейшей частью российского общества и внесло огромный вклад в становление нашей государственности. Имеющийся на сегодняшний день опыт российского казачества в вопросах организации патриотического воспитания молодежи, возрождения русских и культурных традиций является весьма успешным. Обладая сформировавшимися базовыми духовными ценностями и проверенными временем социальными институтами, российское казачество может помочь молодёжи преодолеть разобщенность, а также направить рост российского национального самосознания в конструктивное русло. Демонстрация культурных, исторических и военных традиций казачества может служить образцом для

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2012

53

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

формирования позитивных жизненных ценностей современной молодёжи.

Кроме того, Концепция государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества предполагает активное использование возрождения и развития духовно-культурных основ российского казачества, семейных традиций, осуществление патриотического воспитания молодежи, ориентацию на здоровый образ жизни.

Именно поэтому содержательным ядром программы стала тематическая казачья сюжетно - ролевая игра - приключение. Авторы не ставят своей задачей реконструировать полностью казачий быт и строго соответствовать исторической правде. Мы создаем «игру» по мотивам истории казачества, когда за основу берется жизнь казачьей станицы с ее укладом, традициями, обычаями, а сама игра выстраивается в соответствии с организационно - методическими основами игры - приключения.

Проведение сюжетно - ролевой игры - приключения «Секреты Казачьей Славы» нацелено на то, чтобы разбудить у детей и подростков Алтайского района Республики Хакасия интерес к истории, в том числе, российского (сибирского) казачества, к различным видам спорта и прикладного творчества, связанным с традициями казаков; мотивировать участников программы на изучение истории казачества, на овладение практическими умениями и навыками казаков. Это имеет важное значение, так как в Алтайском районе проживают сибирские казаки (Станичное казачье общество Краснополье Южно - Сибирского казачьего округа - территориальное общественное самоуправление на территории Администрации Алтайского района Республики Хакасия).

Исходя из всего вышеизложенного, цель программы состоит в создании эффективных условий для полноценного отдыха и оздоровления, физического, творческого и интеллектуального развития, гражданско-патриотического и духовно - нравственного становления личности участника программы на примере лучших традиций и духовно - культурных основ российского казачества в условиях загородного туристического оздоровительно - образовательного центра во время летних школьных каникул.

Программой предусмотрено решение следующих

задач:

• сохранять и укреплять психо - физическое здоровье детей;

• организовывать социально значимый отдых и культурно развивающий досуг;

• развивать физический, интеллектуальный и творческий потенциал участников программы;

• воспитывать уважительное отношение к истории России и Хакасии, к истории и культуре российского (сибирского) казачества;

• дать детям дополнительные знания по истории и культуре российского (сибирского) казачества;

• прививать воспитанникам навыки и умения в различных спортивно - физических и прикладных видах культуры и быта казаков;

• сохранять и развивать традиции, заповеди, культуру российского (сибирского) казачества;

• осуществить комплектование программы квалифицированными кадрами (педагогами, представителями казачества, волонтерами и др.);

• внедрять в деятельность педагогов и специалистов программы современные формы, методы и средства воспитательной работы

Туристический оздоровительно - образовательный центр «Беркут» становится на 21 день «КАЗАЧЬЕЙ СТАНИЦЕЙ «БЕРКУТ». Группы по месту проживания (отряды) - это КАЗАЧЬИ ОТРЯДЫ, которые имеют свои СИМВОЛЫ и ЗНАКИ, используют КАЗАЧИЙ СЛОВАРЬ. Каждый ОТРЯД КАЗАКОВ имеет КНИГУ, где фиксируются все результаты и достижения, как ОТРЯДА КАЗАКОВ, так и каждого КАЗАКА. Жители станицы (дети и взрослые) - КАЗАКИ и КАЗАЧКИ (СТАНИЧНИКИ). Воспитатели имеют ЗВАНИЕ СОТНИКА. Вожатые - ЗВАНИЯ ПОДХОРУНЖЕГО и ХОРУНЖЕГО.

Выборным органом самоуправления СТАНИЦЫ является БОЛЬШОЙ КРУГ, который избирает СТАНИЧНОЕ ПРАВЛЕНИЕ (СТАНИЧНОГО АТАМАНА и ПОМОЩНИКА АТАМАНА). Выборы ПРАВЛЕНИЯ становятся одним из ключевых мероприятий смены. БОЛЬШОЙ КРУГ - общее собрание, представительный орган КАЗАЧЬЕЙ СТАНИЦЫ «БЕРКУТ», созываемый из КАЗАКОВ - выборных представителей от всех ОТРЯДОВ КАЗАКОВ. На БОЛЬШОМ КРУГЕ каждый КАЗАК может делать свои предложения, выступив для этого на середину собрания. Вопрос считается решенным положительно, если большинство КАЗАКОВ бросит ШАПКИ (головные уборы) вверх.

В ОТРЯДАХ КАЗАКОВ проводятся КАЗАЧЬИ КРУГИ (органы самоуправления отрядов).

Течение жизни в СТАНИЦЕ регулируется и направляется СТАНИЧНЫМ СБОРОМ, состоящим из представителей ОТРЯДОВ КАЗАКОВ. СТАНИЧНЫЙ СБОР созывается АТАМАНОМ по мере необходимости для разрешения тех или иных вопросов.

В СТАНИЦЕ действует СОВЕТ СТАРИКОВ (ветеранов), который выбирается из наиболее опытных и уважаемых педагогов и сотрудников. Он является органом, призванным напоминать АТАМАНУ и КАЗАКАМ о соблюдении КАЗАЧЬИХ ЗАПОВЕДЕЙ и ответственным за моральный дух и дисциплину. ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СОВЕТА СТАРИКОВ избирается самим СОВЕТОМ СТАРИКОВ.

Жизнь СТАНИЦЫ идет по КАЗАЧЬИМ ЗАПОВЕДЯМ. Открытие СЕКРЕТОВ КАЗАЧЬЕЙ СЛАВЫ происходит в ходе ЭТАПОВ ИГРЫ, ориентирами которых являются основные ЗАПОВЕДИ КАЗАКА.

Казаки - народ, имеющий свою культуру, историю и память. Славное прошлое казачества, его дела и за-

54

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2012

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

веты дают право участникам программы с гордостью сказать: «Слава, что мы Казаки!». В казачестве общее всегда было выше личного. Казаки всегда служили родной земле - России, своему Народу и своему Государству. А участники программы - потомки и наследники первопроходцев Сибири, овладевающие в ходе игры СЕКРЕТАМИ КАЗАЧЬЕЙ СЛАВЫ и КАЗАЧЬИМИ ЗАПОВЕДЯМИ:

1. ЧЕСТЬ И ДОБРОЕ ИМЯ ДЛЯ КАЗАКА ДОРОЖЕ ЖИЗНИ. Береги честь смолоду. Имей волю признать свою неправоту. Не завидуй и не держи зла в сердце своем. Никого не поучай свысока, посмотри сначала на себя. Удары судьбы встречай стойко. Совершив плохой поступок, имей силу воли признаться в нем.

2. КАЗАКИ ВСЕ РАВНЫ В ПРАВАХ. Казаки равны как в правах, так и в ответственности за содеянное. Общее решение - закон для всех.

3. ПО ТЕБЕ СУДЯТ ОБО ВСЕМ КАЗАЧЕСТВЕ И НАРОДЕ. Не совершай дурных поступков и удерживай от них других. Будь честен и правдив, не бойся пострадать за правду. Не увлекайся табаком и алкоголем, что не на пользу ни тебе, ни окружающим. Избегай сквернословия. Будь примером в жизни своей, защити обиженного, помоги страждущему, накорми голодного, не дай упасть слабому духом и телом.

4. СЛУЖИ ВЕРНО СВОЕМУ НАРОДУ. Казачество свое главное предназначение видит в служении Народу и России.

5. ДЕРЖИ СЛОВО. СЛОВО КАЗАКА ДОРОГО. Казак! Помни, что каждое твое слово - это слово твоего народа, слово казачества.

6. ЧТИ СТАРШИХ, УВАЖАЙ СТАРОСТЬ. Помни! Без одобрения стариков (старших) ни одно важное решение Атамана не может быть исполнено. Власть старших - от авторитета и мудрости. Прислушайся к слову бывалых и избежишь многих ошибок.

7. ДЕРЖИСЬ ВЕРЫ ПРЕДКОВ, ПОСТУПАЙ ПО ОБЫЧАЯМ СВОЕГО НАРОДА. Если ты не знаешь, как поступить, - поступай по обычаю своего народа и вере предков. Помни! Казачий обычай всегда скреплял семью, общину и все казачество.

8. ПОГИБАЙ, А ТОВАРИЩА ВЫРУЧАЙ Взаимовыручка - основа казачьего братства.

9. БУДЬ ТРУДОЛЮБИВ. НЕ БЕЗДЕЙСТВУЙ. Живи своим трудом. Презирай праздность. Любое дело должно «гореть» в твоих руках.

10. БЕРЕГИ СЕМЬЮ СВОЮ. СЛУЖИ ЕЙ ПРИМЕРОМ. Семья - святыня. Семья - основа казачьего общества. Казак обязан оберегать женщину, защищать ее честь и достоинство. Чти мать свою и отца!

Раскрыть СЕКРЕТЫ той или иной ЗАПОВЕДИ поможет участие в самых различных делах и мероприятиях смены. Игра завершится, когда закончится усвоение всех ЗАПОВЕДЕЙ и будут раскрыты все СЕКРЕТЫ КАЗАЧЬЕЙ СЛАВЫ. Игра развивается на протяжении всей смены, в каждом из периодов она приобретает свои особенности.

I. Организационный период

СТАРТ ИГРЫ. ПРИСЯГА КАЗАКА (запуск игры: объяснение сути, выбор ролей, самоуправления, формирование отрядов и инициативных групп, открытие смены).

II. Основной период

Открытие СЕКРЕТОВ КАЗАЧЬЕЙ СЛАВЫ. Знакомство и овладение КАЗАЧЬИМИ ЗАПОВЕДЯМИ.

В основной период идет развитие сюжета игры, при этом, соблюдается его логика: завершение формирования отрядов; участие в мероприятиях, делах и играх, дополнительных образовательных занятиях; подведение промежуточных и заключительных итогов игры, награждение Прохождение этапов овладения КАЗАЧЬИМИ ЗАПОВЕДЯМИ позволит раскрыть СЕКРЕТЫ КАЗАЧЬЕЙ СЛАВЫ:

1. СЕКРЕТ ЧЕСТИ И ДОБРОГО ИМЕНИ

2. СЕКРЕТ РАВНОГО ПРАВА

3. СЕКРЕТ СИЛЫ ДУХА И ТЕЛА

4. СЕКРЕТ ВЕРНОСТИ ОТЕЧЕСТВУ

5. СЕКРЕТ ЕДИНСТВА СЛОВА И ДЕЛА

6. СЕКРЕТ МУДРОСТИ ЖИЗНИ

7. СЕКРЕТ ТРАДИЦИЙ И ОБЫЧАЕВ

8. СЕКРЕТ ДРУЖБЫ И ВЗАИМОВЫРУЧКИ

9. СЕКРЕТ ТРУДА И ПОРЯДКА

10. СЕКРЕТ ДОМА И СЕМЬИ

На открытие СЕКРЕТОВ КАЗАЧЬЕЙ СЛАВЫ отводится по два тематических дня (один день - подготовка и проведение отрядных дел, подготовка к общелагерным делам и мероприятиям, участие в дополнительных образовательных программах и др.; а во второй день организуются общелагерные мероприятия, дела и игры).

III. Итоговый период

ФИНИШ ИГРЫ. ПРЕЗЕНТАЦИЯ СЕКРЕТОВ КАЗАЧЬЕЙ СЛАВЫ по окончании овладения КАЗАЧЬИМИ ЗАПОВЕДЯМИ (подведение итогов игры, анализ активности отрядов и каждого из ее участников, награждение, закрытие смены).

ОТРЯД КАЗАКОВ, который наиболее успешно открыл СЕКРЕТЫ КАЗАЧЬЕЙ СЛАВЫ (набрал наибольшее количество баллов по итогам участия в открытии того, или иного СЕКРЕТА) - организует их ПРЕЗЕНТАЦИЮ.

По итогам игры - приключения ее участники (отряды и воспитанники) получают ЗНАКИ ОТЛИЧИЯ: КАЗАЧЬЯ ГРАМОТА - I степени, КАЗАЧЬЯ ГРАМОТА - II степени, КАЗАЧЬЯ ГРАМОТА - III СТЕПЕНИ. ЗВАНИЕ «ОТРЯД КАЗАЧЬЕЙ СЛАВЫ» получает ОТРЯД КАЗАКОВ, набравший наибольшее количество баллов по итогам участия в игре.

В рамках приключенческой смены могут быть реализованы различные программы дополнительного образования детей:

• по освоению прикладных навыков (основы народных ремесел казаков, декоративно - прикладное творчество и др.);

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2012

55

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

• по углубленному изучению какой-либо учебной дисциплины (история России и российского казачества, русский и хакасский языки, литература, природно-экологические и социально-практические проекты);

• развивающие программы с привлечением специалистов (психологов и др.)

Программа - приключение предполагает использование разнообразных форм работы, таких как:

1. Занятия интересными для детей видами спорта (верховая езда на конях - обучение с тренерами, рукопашный бой, борьба, хват, кулачный бой, нагайка, работа с пикой и шашкой, стрельба из лука, пейнтбол, игровое фехтование и др.). Уделяется внимание технике традиционных казачьих боевых искусств, вводятся обычаи и обряды воинской культуры казачества, связанные с состязательными традициями. Организуется работа конноспортивных площадок с показательными выступлениями «Конный театр»; театр - площадка воинских традиционных казачьих игр и состязаний «Забавы удальцов»; показательные рукопашные бои «Казачий Спас»; походный бивак «Казачьи Игрища» (конкурсы, аттракционы);

2. Занятия физической культурой и спортом (плавание, футбол, волейбол, баскетбол, настольный теннис, легкая атлетика и др.),

3. Отдых и общение с природой, животными (изучение природы, лошади, фотоохота);

4. Занятия туризмом (пешим, выживание и др.);

5. Ролевые игры и путешествия, которые дают возможность знакомства с культурой малой Родины-Хакасии, с историей и культурой казачества Алтайского района;

6. Увлекательные образовательные занятия (изучение истории и культуры казачества России (Сибири), обычаев и традиций казаков, заповедей и законов);

7. Традиционное прикладное творчество (керамика, декупаж, работа по дереву, коже). Важным компонентом здесь может стать казачья ярмарка «Разгуляй!», ремесленный городок «Казаки - Умельцы» с этнографическими площадками интерактивных иллюстраций ремесел и др.);

8. Казачьи песни, легенды, сказки и др. На музыкальных образовательных занятиях идет разучивание казачьих песен и плясок, а по окончании курса проходит смотр-конкурс казачьей песни, вечерние музыкальные костры «Любо, братцы...!»и др.;

9. Танец с оружием, боевой пляс, хореография и др. (разучивание казачьих плясок, участие в хореографических постановках);

10. Оздоровительные водные процедуры (купание, баня - сауна);

11. Волонтерская работа (игры, тренинги, конкурсы, праздники);

12. Строительство (плетня, рва или др.)

Реализация программы сделает реальными следующие результаты:

• психофизическое оздоровление детей и усвоение ими санитарно - гигиенических правил и норм, привычек здорового образа жизни;

• сформированное отрицательное отношение к негативным привычкам (курение, использование психо - активных веществ);

• овладение навыками и умениями в различных спортивно - физических и прикладных видах культуры и быта казаков;

• обогащение (интеллектуальное, творческое, духовное) внутреннего мира ребенка, его личностное развитие;

• овладение дополнительными знаниями по истории России и Хакасии, по истории и культуре казачества России (Сибири), умениями и навыками в том или ином направлении или виде деятельности по тематике смены;

• эмоциональное, духовное сплочение участников смены, формирование коллектива единомышленников;

• освоение, усвоение и присвоение детьми и подростками традиций лагеря;

• мотивация на дальнейшее творчество и познавательную деятельность;

• создание клубов по интересам, групп в социальных сетях и др.

Определяя тактику и стратегию разработки и реализации историко-патриотической программы - приключения «Казачья Станица «Беркут», авторы ориентируются на ожидания детей и их родителей, на современные запросы социума в сфере организации детского отдыха и оздоровления,воспитания и дополнительного образования.

С тем, чтобы осуществить эффективную реализацию программы, обеспечить ее конкурентоспособность мы уже сегодня готовы: понять и принять запросы детей и родителей, найти возможности для их реализации; анализировать изменение запросов социума; своевременно и гибко корректировать программу; обеспечить доступность информации о программе и перспективах ее реализации. В целом, управленческая и педагогическая команды готовы предлагать, быстро осваивать новое, отстаивать свою позицию, быть готовыми к просчитанному риску, к изменению ситуации по мере необходимости. Для нас также важно находить партнеров, искать и принимать поддержку родителей и всех заинтересованных лиц.

Литература

1. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. - М.: Издат.: Дрофа, Русский язык, 2000. - 1233 с.

2. Миновская О.В. Приключение как внешкольная практика образования и детского досуга // Дополнительное образование и воспитание. 2011. - №11. - С.3-6.

3. Миновская О.В. Приключение как инновация в воспитании учащейся молодежи // Современные наукоемкие технологии. - 2011. - №1 - С. 123-124

4. Ожегов С.И. Словарь русского языка/С.И.Ожегов, Под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова. - 24-е изд., испр. - М.: ООО «Издательство «Мир и образование», 2008. - 640 с.

5. Ушаков Д. Н. Большой толковый словарь современного русского языка: 180000 слов и словосочетаний / Д. Н. Ушаков. - М.: Альта-Принт, 2008. - 1239c.

56

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.