Научная статья на тему 'Идеи педагогики приключений в трудах российских педагогов-новаторов первой четверти ХХ века'

Идеи педагогики приключений в трудах российских педагогов-новаторов первой четверти ХХ века Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
738
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА ПРИКЛЮЧЕНИЙ / РЕФОРМАТОРСКАЯ ПЕДАГОГИКА / ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ШКОЛА-КОММУНА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ / СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДОСУГ / РИСК / ДОВЕРИЕ / ПЕРЕЖИВАНИЕ / ADVENTURE PEDAGOGY / REFORMIST PEDAGOGY / LABOUR EDUCATION / COMMUNE SCHOOL / PEDAGOGIC PRACTICES / SOCIAL EDUCATION / LEISURE / RISK / TRUST / EXPERIENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Турыгин Александр Александрович, Миновская Ольга Владиславовна

В статье речь идет о российской теории и практике социального воспитания у педагогов-реформаторов первой четверти ХХ века. Труды С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко, В.Н. Сорока-Росинского анализируются авторами с точки зрения общих идейных оснований с западной педагогикой приключений. Авторы исследуют формирование педагогических концепций в особых условиях советской действительности с учётом накопленного педагогического опыта в России в конце XIX начале XX веков. Акцентируется внимание на практиках подросткового переживания приключения в контексте социокультурной традиции (обращение к народной культуре, к идее подростковых мечтаний), оригинальных формах организации детских и подростковых сообществ, воспитательные функции которого варьируются от воспитания коллективной социальной ответственности до обеспечения индивидуального развития и самосовершенствования личности. Обосновывается технология использование игры как средства воспитания и развития детей и подростков в естественном, институционально неограниченном пространстве с целью их подготовки к трудовой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The ideas of pedagogics of adventures in works of the Russian reformist pedagogues of the first quarter of the 20th century

This article contains information about Russian theory and practice of social upbringing of reformist pedagogues in the first quarter of the 20th century. Works of Stanislav Shatsky, Anton Makarenko, Viktor Soroka-Rosinskiy are analysed by the authors from the position of common ideological roots with Western adventure pedagogy. The authors study the formation of pedagogic concepts in specific conditions of Soviet reality with consideration of experience gained at the late 19th to the early 20th centuries in Russia. Attention is focused on the practice of teenage experience of the adventure in context of sociocultural tradition (references to folklife culture, to an idea of teenage fantasies), innovative forms of organisation of child and teenage communities, educational functions of which vary from cultivating collective social responsibility to providing individual development and selfimprovement of personality. The authors substantiate the technology of usage of games as a means of upbringing and development of children and teenagers in natural, not restricted institutionally, environment with a view to prepare them for labour activity.

Текст научной работы на тему «Идеи педагогики приключений в трудах российских педагогов-новаторов первой четверти ХХ века»

УДК 37.032.5 ; 371.4

Турыгин Александр Александрович

кандидат исторических наук, доцент

Миновская Ольга Владиславовна

кандидат педагогических наук, доцент Костромской государственный университет aturigin@mail.ru, minovskayaolga@yandex.ru

ИДЕИ ПЕДАГОГИКИ ПРИКЛЮЧЕНИЙ В ТРУДАХ РОССИЙСКИХ ПЕДАГОГОВ-НОВАТОРОВ ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ ХХ ВЕКА*

В статье речь идет о российской теории и практике социального воспитания у педагогов-реформаторов первой четверти ХХ века. Труды С. Т. Шацкого, А. С. Макаренко, В.Н. Сорока-Росинского анализируются авторами с точки зрения общих идейных оснований с западной педагогикой приключений. Авторы исследуют формирование педагогических концепций в особых условиях советской действительности с учётом накопленного педагогического опыта в России в конце XIX - начале XX веков. Акцентируется внимание на практиках подросткового переживания приключения в контексте социокультурной традиции (обращение к народной культуре, к идее подростковых мечтаний), оригинальных формах организации детских и подростковых сообществ, воспитательные функции которого варьируются от воспитания коллективной социальной ответственности до обеспечения индивидуального развития и самосовершенствования личности. Обосновывается технология использование игры как средства воспитания и развития детей и подростков в естественном, институционально неограниченном пространстве с целью их подготовки к трудовой деятельности.

Ключевые слова: педагогика приключений, реформаторская педагогика, трудовое воспитание, школа-коммуна, педагогические практики, социальное воспитание, досуг, риск, доверие, переживание.

Педагогика приключений может рассматриваться как инновационное направление современной западной педагогики, претендующее на некоторый самостоятельный уровень научно-теоретического обобщения в дефинициях междисциплинарного характера и прак-тико-ориентированного применения.

В центре внимания педагогики приключений находится опыт группового взаимодействия в природе, способствующий развитию личности и обретению (совершенствованию) её социокультурных компетенций. Природа создает естественные препятствия, которые при методическом сочетании их с элементами театральной, игровой, досуговой или трудовой педагогики становятся мощным средством социального воспитания. Сегодня элементы педагогики приключений в той или иной мере интегрируются в целевые воспитательные программы образовательных учреждений в Германии, Великобритании, Швеции или Дании. Они позволяют развивать социокультурные компетенции у детей и молодежи, дополняя традиционные формирующие модели новыми категориями, такими, как «риск», «ответственность», «жизненные ориентиры», «свободная воля», «доверие», «реальное время» и «подлинность происходящего» [10, с. 183].

Процесс институционального становления педагогики приключений на Западе продолжался на всем протяжении ХХ века, с момента её зарождения в контексте реформаторской педагогики. В России, не без участия педагогов-реформаторов начала ХХ века, шёл параллельный процесс становления и развития собственных педагогических теорий, соответствующих логике исторического

развития страны. В силу разных обстоятельств педагогика приключений не получила своего развития в России, хотя контекст российских педагогических исследований был ей близок.

Развитие идей педагогики приключений в теории и практике социального воспитания в России начинается в дореволюционный период. Нам представляется важным охарактеризовать ряд предпосылок этого процесса.

Осведомленность российских педагогов в подходах и методах западной реформаторской педагогики. Субъектом развития новаторских педагогических идей в дореволюционной России выступала творческая интеллигенция, преимущественно из дворянской среды. Она была знакома с идеями свободного и естественного воспитания за рамками традиционных институтов (школ, училищ, гимназий). Теоретическое осмысление идей сопровождалось тесными контактами с западными педагогами, что было возможно благодаря преподаванию иностранных языков в дворянских школах. Влияние западных идей на российскую педагогическую теорию и практику находит отражение в работах Л.Н. Толстого, К.Н. Вентцеля, С.Н. Дурылина.

Действенная социально-экономическая поддержка педагогических инициатив. Социально-политическая ситуация дореволюционной России благоприятствовала вариативности педагогических методов и форм. Этому способствовал подъем благотворительности и меценатства среди предпринимателей, заинтересованных в стабильном развитии общества и целевом расходе капиталовложений (Г.Г. Солодовников, А. Л. Штиглиц, братья П.М. и С.М. Третьяковы).

* Исследование осуществлено при финансовой поддержке РФФИ, проект № 16-06-00648.

218

Вестник КГУ 2017

© Турыгин А.А., Миновская О.В., 2017

Либеральные реформы (в том числе, в сфере образования) как почва для развития идей и методов реформаторской педагогики. Гуманистические педагогические традиции дореволюционной России были оформлены в результате либеральных реформ 60-70-х гг. XIX века. Школы нового типа (земские школы) были бессословными, демократическими, общественными. Педагоги земских школ развивали у обучающихся инициативность, активность и способности, учитывая их возрастные особенности и обращаясь к традиционным региональным культурам (В .И. Водовозов, С. А. Рачинский, Н.Ф. Бунаков).

В центре внимания настоящего исследования находится педагогическое наследие российских педагогов-новаторов первой четверти ХХ века. Основную базу исследования составили педагогические труды А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, В.Н. Сорока-Росинского, чьи идеи и практика представляются нам наиболее значимыми в контексте педагогики приключения.

Т. Фишер и Й.В. Цигеншпек также отмечают сходство новаторских идей советской педагогики с педагогикой приключений в Германии. Исследуя труды С.Т. Шацкого, они обращают внимание на сформулированные и научно доказанные С.Т. Шацким принципы добровольности, труда, кооперативности, солидарности и заботы о детях, ориентации на них, как неотъемлемые для открытого и ориентированного на переживание педагогического процесса [11].

Достаточно подробный анализ педагогического наследия А. С. Макаренко немецким исследователем Г. Хиллигом обращает внимание на «большие поездки» коммуны имени Горького и организацию палаточного лагеря как некие проекты и экспедиции [11, с. 16-17].

Анализируя наследие педагогов-новаторов, мы берем во внимание ряд обстоятельств:

- жизненный и профессиональный путь каждого из педагогов-новаторов сложился своеобразно, что получило отражение в их трудах;

- педагогические взгляды авторов со временем претерпевали трансформацию в силу многих причин и должны рассматриваться в контексте культурно-исторической действительности;

- теоретические положения и описание практического опыта педагогов-новаторов, представленные ими в текстах, получили существенное рефлексивное осмысление, обобщение и интерпретацию со стороны самих авторов в сравнении с их реальной практикой.

Педагогическое наследие С.Т. Шацкого было широко освещено в российской науке (Д. С. Бер-шадская, И.Л. Ефимова, А.К. Колесова, В.И. Ма-линин, Г.А. Малинин, З.И. Равкин, Л.Н. Скаткин, Ф. А. Фрадкин и др.). Особо выделяется исследование Г.Ю. Максимовой (1991) о взаимосвязи твор-

ческих идей и опыта С.Т. Шацкого с концепциями и практикой зарубежной педагогики.

Педагогическое наследие В.Н. Сорока-Росин-ского получило весьма различные, нередко противоположные оценки современников и исследователей и также стало объектом целенаправленного изучения в отечественной педагогической науке (Г.А. Бордовский, Р.Б. Вендровская, А.Г. Губко, Л.Р. Кабо, Г.Б. Корнетов, З.И. Равкин и др.).

Творчество А. С. Макаренко на протяжении многих лет вызывает интерес исследователей во всем мире. В рамках нашего исследования наибольший интерес представляет работа С.И. Аксёнова (2011) о развитии взглядов А.С. Макаренко на воспитание в противоречиях социально-педагогической действительности 1920-1935 гг., а также диссертация Л.И. Гриценко (1998), представляющая личностно-социальную концепцию А.С. Макаренко на основе сравнительного анализа отечественного и зарубежного макаренковедения.

Предмет нашего исследования предполагает анализ и интерпретацию наследия педагогов-новаторов в контексте ключевых смыслов и категорий педагогики приключений. Изучение трудов педагогов-новаторов, основанных на их собственном экспериментальном опыте, позволяет нам выявить имплицитное сходство и специфическое единство идей педагогики приключений в Европе и России. Методологической основой выступает конструктивизм, позволяющий создать структурированное пространство анализа уникальных практик педагогов-новаторов, определяя принципы и ограничения данного анализа. Исследовательская деятельность осуществлялась с помощью историко-аналитиче-ских и историко-сравнительных, семантических, герменевтических методов.

Культурно-исторический контекст деятельности российских педагогов-новаторов первой четверти ХХ века представляется в следующих позициях:

- свобода как ценностная и смысловая основа педагогических новаций первой четверти ХХ века,

- поддержка педагогических инициатив в решении острых социальных проблем,

- педагогический поиск и творчество в деле социалистического воспитания, воспитания «нового» человека,

- «общественная» школа и коммуна как формы воплощения идей социалистического воспитания,

- идеологическое отмежевание советской школы от западных педагогических концепций.

Для анализа наследия педагогов-новаторов в контексте педагогики приключений мы обратились к сущностным характеристикам приключения. О.В. Миновская определяет приключение следующим образом: «Приключение сущностно представляется ситуацией взаимодействия воспитанника с миром и самим собой, в которой он

субъективно переживает новизну и силу внешних обстоятельств» [6, с. 122]. Автор содержательно описывает эту ситуацию взаимодействия при помощи следующих характеристик: ситуация интриги, риск, запутанность и сложность обстоятельств, неожиданность и неопределенность (случайность) ситуации, яркость и полнота переживаний. Далее мы будем использовать указанные характеристики как основу для анализа наследия педагогов-новаторов в контексте педагогики приключений.

Риск и неопределенность ситуации. Ситуация риска, требующая мгновенного принятия решения с его последующим обсуждением и осмыслением, способна лучше многих традиционных методов формировать субъектность личности. Позволим себе предположить, что деятельность педагогов-новаторов в целом и деятелей первой четверти ХХ века в частности самым тесным образом связана с риском. Само по себе пространство инновационного поиска педагогических решений предполагает экспериментирование и связанный с этим риск. Следовательно, новаторская практика имплицитно содержит в себе и инициирует в педагогическом творчестве и непосредственном взаимодействии с детьми ситуации риска.

Что касается практики клубов и трудовой коло -нии С.Т. Шацкого, школы-коммуны имени Ф.М. Достоевского В .Н. Сорока-Росинского и колонии имени Горького А.С. Макаренко, то здесь педагогам-новаторам приходилось иметь дело со сложными категориями воспитанников. Анализ произведений показывает, что педагоги и воспитанники осознанно и неосознанно подвергались всевозможным рискам: физическим рискам (рискам психическому, физическому, нравственному здоровью), рискам деятельности, природно-техногенным рискам и т.д.

О высокой степени риска в школе-коммуне имени Достоевского говорит такая характеристика своих воспитанников В.Н. Сорока-Росинским: «Подростки прошли до ШКИДы суровую жизненную школу безпризорщины, всё в них: и психика, и нервы, и вся жизненная установка - требовало, даже не ремонта, а полной перестройки» [7, с. 166].

Тема риска пересекается в трудах А.С. Макаренко с темами «доверия», «ответственности», «дисциплины». Отвечая на вопрос: «Можно рисковать или нет?», Макаренко пишет, что «всякий риск необходим и возможен» [5, с. 230-231]. Предметом ответственности и риска для него становится душа самого воспитанника и душа советского коллектива. Душа обладает способностью к совершенству, поэтому, как и характер, способна к развитию. Источником её развития может стать только драматическое столкновение разнонаправленных начал в поведении человека: «Человек к себе истинному приходит через драму, через риск» [5, с. 120].

Ярким сюжетом к мыслям А.С. Макаренко выступает история воспитанника колонии Семена

Карабанова, сложного подростка, покидавшего колонию и вернувшегося в нее. После возвращения Семена беспокоит вопрос доверия ему со стороны А.С. Макаренко. В ответ педагог неоднократно отправляет Семена в город с доверенностью и револьвером, получить для колонии немалую сумму денег. Сам по себе этот факт, а так же то доверие, которое педагог демонстрирует, когда не пересчитывает привезенные деньги, вызывает бурные переживания Семена: «Вы надо мною издеваетесь! Не может быть, чтобы вы мне так доверяли. Не может быть! Чуете? Не может быть! Вы нарочно рискуете, я знаю, нарочно...» На что А.С. Макаренко ему отвечает: «.Я знаю: ты человек такой же честный, как я. Я это и раньше знал, разве ты этого не видел?» [3, с. 181-182].

Степень драматизма и риска повышается в среде, максимально приближенной к жизни. Риск, сопряженный с преодолением естественного препятствия, заставляет иначе взглянуть на вопрос дисциплины. Драматическое переживание в естественных обстоятельствах позволяет А.С. Макаренко считать дисциплину «не средством воспитания, а результатом воспитания» [4, с. 33].

Яркость и полнота переживаний в естественной среде.

Создавая в 1911 году летнюю трудовую колонию «Бодрая жизнь», С.Т. Щацкий считал, что в городе у детей нет своей «детской жизни с ее особым укладом»: «У детей нет детства. Тяжесть жизни вторглась в него и разрушила. . захотелось страстно искать путей, которые помогли бы дать детям необходимые впечатления их детской, а не «взрослой», столь несвойственной им жизни» [9, с. 301-302].

С.Т. Шацкий стремится обосновать значимость воспитания подростков в природе - естественной, неинституциональной среде. Природный фактор развития он считает первичным, относя к нему свет, тепло, воздух, почву, животную среду и др. В исследовании среды С.Т. Шацкий идет дальше, рассматривая процесс воспитания не только в стенах школы. Он изучает потенциал улицы, подчеркивая некоторые ее преимущества, которые упускают из виду педагоги в специально организованной среде (школьной, студийной или клубной). «В чем худшее, что дает улица? В беспорядочности впечатлений, в невозможности получить навыки основательно что-либо сделать, размышлять, в создании неустойчивости настроений. Улица возбуждает нервы, создает дикие характеры, подавляет задерживающие центры и разумную волю. Но она привлекает к быстрым удовлетворениям детских инстинктов, любопытства и могуче действует на детскую подражательность» [9, с. 290]. Именно открытое, неорганизованное пространство дает подростку возможность выступить его созидателем. С. Т. Шацкий видит задачу педагога в создании

220

Вестник КГУ 2017

условий, при которых подростки становились бы «распорядителями собственной жизни».

Свободные действия в естественной среде вызывают целый спектр эмоций у подростков, простые вещи вызывают глубокие и сложные переживания. С.Т. Шацкий описывает, как во время карантина скарлатины в колонии «Бодрая жизнь» дети и взрослые вместе преодолевали сложную ситуацию. Отмена карантина вызвала всеобщее воодушевление, которое отметили праздником: «Дети очень остались довольны праздником, в особенности тем, что все устроили сами, своими силами, и было очень, очень хорошо. Лишний раз можно было убедиться, что дети могут довольствоваться очень малым, в особенности, если сами его создают, и это малое может им доставить много радости» [9, с. 232].

Педагогический эффект приключения во многом зависит от удовлетворения потребности в радости и удовольствии, чему также уделяет внимание А.С. Макаренко: «Истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость... В педагогической технике эта завтрашняя радость является одним из важнейших объектов работы», - утверждает педагог и раскрывает последовательность действий по её формированию: «Сначала нужно организовать самую радость, вызвать её к жизни и поставить как реальность. Во-вторых, нужно настойчиво претворять более простые виды радости в более сложные и человечески значительные. Здесь происходит интересная линия: от простейшего примитивного удовлетворения до глубочайшего чувства долга» [2, с. 216].

Однако создание «завтрашней радости» предполагает соблюдение определенных правил, главное из которых: «Жизнь коллектива должна быть наполнена. не радостью простого развлечения и удовлетворения сейчас, немедленно, а радостью трудовых напряжений и успехов завтрашнего дня». Но поскольку речь идет о подростках, педагог рисует и разнообразие детских переживаний: «.иногда нужно поставить перед ними и тяжёлую, достойную задачу, а иногда бывает нужно дать им самое простое детское удовольствие: через неделю на обед будет мороженое» [2, с. 221].

Сложность обстоятельств и трудность их преодоления.

Первые послевоенные годы (сразу же после Гражданской войны в России, 1919-1922) были отмечены острым продовольственным дефицитом, что фактически связывало любую общественную инициативу с поиском способов существования. Следовательно, главной и естественной трудностью для коммуны имени М. Горького, был поиск необходимых средств для жизни воспитанников и педагогов, в том числе, продуктов питания. В.Н. Сорока-Росинский анализирует свой новаторский опыт, соотнося его с идеями А.С. Макаренко, и так пишет о коммуне имени Горького: «.перед

первыми питомцами, вот этими восемнадцатилетними бандитами, поставлена была дилемма: либо работать, чтобы не голодать и не замерзнуть, либо продолжать прежние налеты. Двое предпочли второй, уже привычный им путь, но были арестованы и получили надлежащее возмездие, теперь уже безо всяких скидок на несовершеннолетие. Остальные учли это возмездие и принялись за работу. И этот коллективный, целесообразный, понятный им труд постепенно, но далеко не сразу перевоспитал их.» [7, с. 228].

Непредвиденные сложные ситуации в жизни коллектива также требовали преодоления и обеспечивали значимый опыт. Так, возвращаясь к описанной С.Т. Шацким истории с карантином, отметим следующие слова педагога: «Эти тяжелые три недели имели большое значение для жизни колонии: дети приобрели кое-какие культурные привычки, стали привыкать к чистоте и опрятности, увидали на деле, как можно бороться с ужасной болезнью и насколько это важно» [9, с. 323]. Таким образом, дети и взрослые вместе преодолевали сложную ситуацию и сочли этот опыт ценным.

Советские педагоги прекрасно понимали, что развитие подростка должно быть связано с постоянным преодолением трудностей, так как постоянство преодолений составляет сущностный смысл и основу человеческой жизни, особенно жизни в социуме. Так возникает представление о «закаливании», для раскрытия которого мы хотели бы обратиться к идеям П.Ф. Каптерева. Ученый говорит о закаливании воли, подразумевая «развитие значительной душевной деятельности вообще. развитие душевной энергии и стойкости при самых неблагоприятных обстоятельствах, способность отказаться от разных, более или менее значительных удовольствий для достижения поставленной цели». «Дитя должно испытывать элементарные неприятные чувствования: голод, жажду, холод, ушиб . физическое утомление и т.п.» Это необходимо, во-первых, для всестороннего знания жизни и подготовки к ней; во-вторых - для духовной жизни ребёнка; в-третьих, «для развития симпатических чувствований» (развития сострадания, сочувствия и т.п.); в-четвертых, для физического развития и т.д. Конечно, педагог должен учитывать при закаливании возраст и возможности конкретного ребёнка [1, с. 25-27].

Самопознание и саморазвитие подростка в приключении.

В приключении ребенок взаимодействует не только с обстоятельствами окружающего мира, с препятствием, которое необходимо преодолеть, но и с самим собой. Он исследует свои возможности и ограничения, определяет свои цели и перспективы.

Проектируя воспитательное пространство школы-коммуны имени Достоевского, В.Н. Сорока-Росинский уделял много внимания психическому

развитию подростков. В статье «Психология и самовоспитание» он высказывает предположение, что педагог должен помогать подросткам в познании собственного характера, способностей и состояний, преодолевая негативные последствия внешней среды [10].

Создавая условия для самопознания, В.Н. Со-рока-Росинский практиковал экскурсии подростков, чтобы предоставить им возможность оказаться в естественной среде. Каждая подобная экскурсия превращала воспитанников в первооткрывателей, «пионеров в неизведанной земле, каковую им необходимо изучить и приспособиться к работе и жизни в ней на основе этого изучения» [8, с. 156-161].

Описывая воспитательные возможности открытой (естественной) среды, в которой подростки могут создавать собственные миры и события, С.Т. Шацкий акцентирует возможность саморазвития ребенка. Главным является содействие саморазвитию личности, создание необходимых и достаточных условий для активизации ее субъектной позиции, реализации творческого потенциала, способностей и задатков на благо общества. Между тем «...взрослые присвоили себе сами, без всяких оснований, право знать, что именно нужно знать ребенку, и такое же право не считаться с тем, что хочет ребенок» [9, с. 265]. Вот почему вся деятельность ребенка должна исходить из его интересов. Такая деятельность, в которой ребенок повинуется лишь силе, ощущаемой в своей собственной природе, является самодеятельностью.

Советскими педагогами-новаторами также было предложено многое из того, что имело свое концептуальное и практическое воплощение в западной педагогике приключений, соотносится с ее классическими идеями:

- инициирование переживания приключения в контексте социокультурной традиции (обращение к народной культуре, к идее подростковых мечтаний),

- создание детского сообщества, воспитательные функции которого варьируются от воспитания коллективной социальной ответственности до обе-

спечения индивидуального развития и самосовершенствования личности,

- использование игры как средства воспитания и развития ребенка в естественном, институционально неограниченном пространстве, как средства подготовки к труду.

Следует сказать, что во многом развитие этих идей педагогами-новаторами было обеспечено российским педагогическим наследием (П.Ф. Лес-гафт, Л.Н. Толстой, К. Д. Ушинский и другие).

Библиографический список

1. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1982. - 704 с.

2. Макаренко А.С. О коммунистическом воспитании: Избранные педагогические произведения. -М.: Учпедгиз, 1952. - 536 с.

3. Макаренко А.С. Педагогические сочинения: в 8-ми тт. - М.: Педагогика, 1984. - Т. 3. - 512 с.

4. Макаренко А.С. Педагогические сочинения: в 8-ми тт. - М.: Педагогика, 1984. - Т. 4. - 400 с.

5. Макаренко А.С. Сочинения: в 7-ми т. - М.: Академия педагогических наук СССР, 1958. -Т. 5. - 368 с.

6. Миновская О.В. Приключение как инновация в воспитании учащейся молодежи // Современные наукоемкие технологии. - 2011. - № 1. - С. 122-124.

7. Сорока-Росинский В.Н. Педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1991. - 240 с.

8. Сорока-Росинский В.Н. Психология и самовоспитание // Вестник знания. - 1907. - № 3. -С. 156-161.

9. Шацкий С.Т. Педагогические сочинения: в 4-х т. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962-1965. -Т. 1. - 504 с.

10. Erlebnispädagogik. In: Lexikon der Sozialpädagogik und der Sozialarbeit. Herausgegeben von Franz Stimmer. 4. völlig überarbeitete und erweiterte Auflage. - München: Wien und Oldenburg, 2000. - 584 p.

11. Fisher T., Ziegenspeck J.W. Erlebnispädagogik: Grundlagen des Erfahrungslernens. 2 Auflage. - Bad Heilbrunn: Julius Klinkhardt, 2008. - 388 p.

Вестник КГУ Л 2017

222

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.