Научная статья на тему 'Приключение как пространство формирования опыта инновационного поведения учащейся молодежи'

Приключение как пространство формирования опыта инновационного поведения учащейся молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
210
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИКЛЮЧЕНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО / ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ / ADVENTURES / PEDAGOGIC DEVICE / UPBRINGING EVENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Миновская Ольга Владиславовна

В статье представлены характеристики и возможности приключения как современного социально-педагогического средства, как пространства формирования опыта инновационного поведения учащейся молодежи, а также особенности и разновидности приключений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Characteristics and possibilities of an adventure as a modern social-pedagogic device of formation of innovative behavior of studying youth and also adventures peculiarities and varieties are presented in the article.

Текст научной работы на тему «Приключение как пространство формирования опыта инновационного поведения учащейся молодежи»

мейного отдыха: «Не желаете ли пострелять по бегущей мишени всей семьей?» Достойное занятие для мам, пап и их чад. Помнится, в 70-80 гг. прошлого века, когда получили распространение тиры, вход в них был ограничен для детей и подростков. Сейчас же - иди, стреляй, деточка, отрабатывай навыки меткости, что там тир с его железками, - здесь все реально, жестко, по-настоящему. Подобные игры популярны среди 70% современных студентов и школьников.

Вероятно, в отношении молодежной игры нужна четкая стратегия, основанная на традициях отечественной культуры, способная противостоять влиянию чуждых тенденций, навязываемых извне. Эта стратегия должна быть принята как доктрина отечественной игровой индустрией, которая способна переориентироваться со слепого и бездумного копирования зарубежных образцов игровых программ и экстремальных дисциплин на разработку отечественных композиций, направленных не на трансляцию способов разрушения внутреннего мира человека его пристрастиями к риску и экстремальным играм, а на созидание, творение добра, справедливости, мира, красоты, человечности.

Примечание

1 Опросом было охвачено 1518 подростков 1014 лет, 1376 студентов педагогических вузов цент-

рального Черноземья и Краснодарского края в возрасте 18-22 лет.

Библиографический список

1. Апиян Т.А. Красота игры без правил // Этическое и эстетическое: 40 лет спустя: Материалы науч. конф. 26-27 сентября 2000 г. - СПб., 2000.

2. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну / Пер. с немец. - М.: Прогресс, 2000.

3. Бек У. От индивидуального общества к обществу риска // Thesis. - 1994. - N°5.

4. Дуглас М. Риск как судебный организм // Thesis. - 1994. - N°5.

5. Луман Н. Понятие риска // Thesis. - 1994. - J№5.

6. Мальковская И.А. Глобализация как социальная трансформация. Тематические матрицы. Книга 1. - М.: Изд-во РУДН, 2002.

7. Мальковская И.А. Многоликий Янус открытого общества: опыт критического осмысления ликов общества в эпоху глобализации. - М.: Книга, 2005.

8. Сальникова Л. Детские игры эпохи перестройки. - М.: Знание, 1993. - 64 с.

9. www.extremegames.ru

10. http://en.cx/

11. www.nigthzone.ru

12. www.parkur.ru

13. www.historeextremegames.ru

УДК 37.013

Миновская Ольга Владиславовна

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

min ovskaya olga@yandex. т

ПРИКЛЮЧЕНИЕ КАК ПРОСТРАНСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТА ИННОВАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ*

В статье представлены характеристики и возможности приключения как современного социально-педагогического средства, как пространства формирования опыта инновационного поведения учащейся молодежи, а также особенности и разновидности приключений.

Ключевые слова: приключения, педагогическое средство, воспитательное событие.

Современные потребности российско- невозможно без формирования у подрастающего общества и государства связаны го поколения субъектной позиции, инновацион-

с необходимостью создания, развития ного мышления, готовности к осуществлению ин-

и внедрения инноваций во всех сферах жизни. новационной деятельности.

При этом создание государственной и обществен- В статье «Россия, вперед!» Д.А. Медведев

ной системы поддержки и развития инноваций обращает внимание на необходимость введения

* Исследование выполнено при поддержке гранта Президента РФ для государственной поддержки молодых ученых МК-8898.2010.6.

62

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2010, Том 16

© Миновская О.В., 2010

системных изменений во все сферы жизни российского общества путем раскрытия творческого потенциала личности, приобретения человеком собственного опыта созидания. В то же время многие исторические, культурные, социально-экономические обстоятельства жизни, традиции российского общества обуславливают безынициативность граждан, дефицит новых идей, неготовность к отстаиванию собственной позиции, принятию нестандартных решений, выбору нестереотипных тактик действия и т.д. Особую роль в разрешении этого противоречия занимает учащаяся молодежь - поколение, которому в процессе взрослой жизни придется решать задачи развития российского общества.

Воспитание молодых людей требует использования педагогических средств, адекватных возрастным потребностям. Анализ работ исследователей, изучавших особенности возраста (И.В. Зимняя, Ю.М. Орлов, В.И. Слободчиков и др.), показывает как желаемое и возможное вступают в противоречие. Желание молодого человека внести творческое начало, вступая в профессию или «примеряя» ее, сталкивается с недостатком жизненного опыта и знаний. Стремление подчеркнуть самостоятельность в выборе и принятии решений нередко отрицается импульсивностью этого выбора, влиянием обстоятельств. Сильные экзистенциальные переживания и внутренняя неуверенность разрешаются как через творческие способы самопознания и самовыражения, так и негативные, опасные для жизни средства. Важно отметить, что в этот период проявляется авторство в становлении своих способностей, сознательное и целенаправленное саморазвитие. В то же время анализ массовой практики убеждает, что набор современных педагогических средств и форм организации воспитательного процесса, удовлетворяющих потребностям учащейся молодежи, ограничен.

Изучение стихийных занятий молодых людей в свободное время в дружеских компаниях и неформальных объединениях, а также привлекательных видов занятий, организуемых в учреждениях общего и профессионального образования, молодежных центрах, учреждениях дополнительного образования, общественных организациях показывает, что одно из центральных мест занимают явления приключенческого характера.

Практика приключений получила распространение как в России, так и за рубежом (в пер-

вую очередь, в Германии и странах Скандинавии) в деятельности подростковых и молодежных общественных объединений, в молодежных лагерях, школах лидерства. Приключения организуются на базе парусных и гребных судов, в горных и лесных поселениях, крестьянских избах, на местах археологических раскопок, проводятся в рамках туристических программ и экспедиций на лошадях и ездовых собаках, на велосипедах и пешком. Многие из проектов в Европе поддерживаются государственными ведомствами и предполагают профессиональную подготовку кадров в данном направлении.

Рассматривая дефиницию «приключение», следует обратиться к словарям. Словарь русского языка С.И. Ожегова характеризует «приключение» как происшествие, неожиданный случай в жизни, а «приключенческий» означает описывающий сложные и запутанные ситуации, интриги [1].

Более интересные аспекты предлагает англорусский словарь, где слово «adventure» имеет следующие значения: а) приключение; б) рискованное предприятие; риск, авантюра; в) событие, переживание, а соответствующий глагол предполагает, в том числе, значение «отваживаться, рискнуть сказать или сделать что-либо» [2].

Приведенные лексические значения содействуют нам в определении важнейших характеристик приключения:

- наличие интриги, таинственности, романтичности ситуации;

- напряженность, яркость и завершенность эмоциональных переживаний в ходе приключения;

- наличие со стороны участника волевого усилия отправиться в приключение и пройти все испытания;

- определенность победы и возможность реального проигрыша;

- неопределенность ситуации, наличие множества решений и неочевидность верного решения;

- необходимость приложения участниками существенных усилий, порой больших, чем им субъективно представляется возможным;

- наличие у участника по завершении приключения конкретного практического опыта и субъективная значимость этого опыта и произошедших личностных изменений.

Соответственно, привлекательность приключения для молодых людей обеспечивается нали-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2

63

чием интриги и романтичностью ситуации, возможностью победы, которой стоит гордиться, и риском проигрыша, яркостью и необычностью эмоциональных переживаний. Волевое усилие в прохождении испытаний позволяет юноше раскрыть в себе потенциалы, о которых он не подозревал, выполнить то, что раньше представлялось трудным и даже невозможным. Неопределенность ситуации, неочевидность верного решения заставляют подходить к ситуации творчески, принимать нестандартные решения, быть готовым в любой момент изменить свою тактику действий.

Приключение обеспечивает приобретение участником (по завершении события) конкретного практического опыта. Причем каждый раз молодой человек интериоризирует уникальный опыт, действуя как исследователь, ища продуктивные пути для выхода из ситуации, для достижения результата. Необходимо подчеркнуть субъективную значимость этого опыта и произошедших личностных изменений.

Указанные обстоятельства позволяют рассматривать приключение как воспитательное событие. В ходе воспитательного события в процессе сильных переживаний происходит переход субъекта из одного состояния в другое (он получает новый статус, совершает пробу какой-либо деятельности), личность приобретает новый социальный опыт. Тогда воспитательный процесс представляется как диалектическое единство ярких, запоминающихся событий в жизни воспитанника и повседневности с ее будничными делами (Д.В. Григорьев, В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова и др.).

Таким образом, приключение должно быть ярким и значимым событием для молодого человека, но не стать самоценным (приключение ради приключения). Ведь «подводный камень» заключается именно в увлекательности ситуации. Следовательно, приключение должно быть сконструировано

так, чтобы создать пространство для самопознания и экспериментирования молодых людей, а не для развлечения и необоснованного риска.

В практике мы можем обнаружить «естественные» приключения, предполагающие взаимодействие с природой, животными; «урбанистические», проходящие в городе и с помощью техники (фото- и видеотехника, устройства мобильной связи и GPS-навигаторы, транспортные средства и т.д.); «виртуальные», которые могут быть организованы с помощью средств Интернет и виртуальной реальности. Особое место занимают приключения игрового характера (игра как социальное приключение), они отличаются разнообразием и широким распространением в практике.

Следует отметить, что водный поход, прогулка на лошадях, проживание в крестьянской избе отнюдь не всегда являются приключением. Педагог может таким образом организовывать воспитательное или досуговое мероприятие, проводить вместе с участниками коллективно-творческое дело или игровую программу.

Можно предположить, что ключ к пониманию сущности явления заключается именно в необычности ситуации. Следовательно, при организации приключения нет необходимости в выезде участников в другую местность, в использовании необычных и дорогостоящих средств и оборудования. Варианты можно найти в повседневной жизни. Несомненно, это требует от педагога творчества и фантазии, а также готовности отправиться в приключение вместе со своими воспитанниками, поддерживать их в поиске новых решений и тактик и осмыслении полученного опыта.

Библиографический список

1. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: Рус. яз., 1989. - С. 590.

2. Мюллер В.К. Англо-русский словарь. - М.: Рус. яз., 1989. - С. 24.

64

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2010, Том 16

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.