СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «ЭХО»
© Крохмаль Е.В.*
Кубанский государственный университет, г. Краснодар
Детская организация сельской школы выступает в данном случае как педагогическое условие, в котором учащиеся приобретаю необходимый социальный опыт, формируют нормативное поведение школьников, успешно взаимодействуют со всеми участниками образовательного процесса, развивают лидерские качества и т.д.
Участие сельских школьников в работе детских организаций - это условие их социально-культурного воспитания в разных сферах жизнедеятельности: это способ научения правильно жить в социальном пространстве прав и обязанностей, возможность продемонстрировать свою уникальность.
В первые годы своего существования исследуемая нами детская организация «Эхо» осуществляла свою деятельность на основе разработанного и принятого Устава и плана работы, позже (с 1998 года) работала по программе «Кубанские криницы» (Краевой детской общественной организации «Пионеры Кубани») и программе «Лидер» (СПО-ФДО «Юная Россия»). Используя возможность создания своих программ, члены детской организации «Эхо» совместно с ее руководителями разработали программу ее деятельности, которая была утверждена на конференции детской организации. При разработке программы учитывались особенности и условия функционирования данной организации (база средней школы, условия сельской местности, др.). Рассматривались способности и потребности членов организации, изучались их интересы. Учитывалось наличие материальных, финансовых, кадровых ресурсов, анализировались имеющиеся условия и возможности реализации программы.
Детская организация «Эхо» определена как особое воспитательное пространство, организованное для включения детей в общественно-полезную деятельность, созданное для удовлетворения школьниками своих психосоциальных потребностей, реализации своих интересов, постижения самоценности собственной личности, осознания своей роли в жизни окружающих. Это соответствует сути общественных объединений - создавать усло-
* Преподаватель кафедры «Технология и предпринимательство», кандидат педагогических наук. Научный руководитель: Рослякова Н.И., заведующий кафедрой Дошкольной педаго-гик и психологии Кубанского государственного университета, доктор педагогических наук, профессор, академик МАНПО.
вия для социального творчества детей, гармонизацию общественных потребностей и интересов ребенка.
Цель программы: создавать благоприятные условия для духовного, физического, интеллектуального и эстетического развития личности школьника.
В задачах программы раскрыты социально-психологические аспекты развития личности ребенка - участника деятельности данной организации.
Программа деятельности детской организации «Эхо» предполагает наличие специальных подпрограмм, которые реализуются в рамках одной экспедиции (одна учебная четверть). Рассмотрим возможности создания условий для реализации интересов детей и социально-педагогических функций детской организации на основе разработанных подпрограмм (проектов) программы деятельности «Эхо», представленные на табл. 1.
Таблица 1
Деятельность детской организации «Эхо» для реализации интересов детей
Подпрограммы (проекты) Создание условий для реализации интересов детей Реализация социально-педагогических функций детской организации
«Спешите делать добрые дела» В умении оказать необходимую помощь людям. Овладение основами социальной работы. Организация участия членов ДО «Эхо» в благотворительных акциях, мероприятиях.
«Дарим радость друг другу» К вопросам культуры, морали, эстетики; в поиске культурных средств самовыражения; в самореализации в различных видах творчества. Создание культурных форм организации общения детей. Создание клубов общения.
«Школа лидеров» В овладении основами психологии, организаторского, ораторского искусства. Формирование лидерской группы, способной представлять и защищать права своей организации.
«Истоки» К истории и традициям семьи, школы, малой Родины, Отечества. Изучение народных традиций, промыслов, фольклора. Организация деятельности по созданию музея истории школы, работы в музее Боевой Славы.
«Гражданином быть обязан» В умении отстаивать свои права, уважать права других. Овладение правовой культурой, основами законодательства. Формирование гражданского сознания, демократической культуры.
«Красотою мир наполним» В приобщении к культуре, искусству, творчеству. Укрепление прав детей на интеллектуальную собственность.
«Мы в ответе за планету» В умении защищать природу в природоохранной деятельности, в экологической деятельности на основе здорового образа жизни и мышления. Деятельность за экологически чистую среду вокруг детей и взрослых. Исполнение коллективных форм работы для активизации природоохранной деятельности.
«За здоровый образ жизни» В приобщении к физкультуре, спорту и туризму. Формированию здорового образа жизни. Защита здоровья детей. Создание возможностей физического развития.
Из представленной таблицы видно, что программы, отличающиеся друг от друга содержанием деятельности детей и адекватными ей формами и
Педагогические науки
81
методами работы, призваны создавать благоприятные условия для формирования поля самореализации детей, реализации их интересов, развития способностей, а также способствуют достаточно полной реализации социально-педагогических функций детских организаций.
Один из путей интенсификации и активизации деятельности организации - использование большого разнообразия форм и методов работы. В зависимости от возможностей и возрастных особенностей участников используются: коллективные творческие дела (КТД), экспедиции, экскурсии, походы, акции, рейды, смотры, операции, конкурсы, соревнования, викторины, турниры, концерты, выставки, фестивали, праздники, деловые и интеллектуальные игры, игры-путешествия, трудовые десанты, сборы, лагеря, декады, линейки, конференции, встречи и другие.
Говоря о процессе личностно-ориентированного подхода к организации работы в детской организации «Эхо», необходимо отметить, что в настоящее время ребенок становится активным соучастником, сотворцом процесса своей социализации. В связи с этим необходимо указать формы и методы работы с детьми, которые чаще всего используются на современном этапе в рамках детской организации.
Рассмотрим использование различных форм деятельности этих групп на примере плана работы исследуемой нами организации на табл. 2.
Таблица 2
Формы работы с детьми и подростками в детской организации «Галактика»
Группы форм работы Возможности реализации интересов и потребностей детей, социально-психологических функций организации Примеры проведенных дел и мероприятий
Реальные социально значимые дела Возможность достижения полезного результата Операция «Обелиск» (шефство над памятниками), Операция «Забота» (помощь ветеранам и престарелым), Операция «Доброе дело» и т.д.
Имитационные игры Способствуют усвоению социальных норм, социальных ролей. Деловая игра «Имею право», «Детская перепись», «Выборы», экономическая игра «Менеджер» и т.д.
Формы досуго-вой деятельности Способствуют социализации детей, развитию коммуникативных способностей, формированию межличностного, межгруппового общения, реализации интересов, способностей членов организации. Выставка «Находки звездного пути», «Мир моих увлечений», «Звездный дождь», космический карнавал, КВН, «Вместе дружно мы живем», танцевально-развлекательная программа «Вместе весело», дискотеки, заседания клуба интересных встреч и т.д.
Из таблицы видно, что детская организация «Эхо», с одной стороны, обеспечивает реализацию интересов и потребностей детей, с другой, - способствует формированию у них готовности к реализации социальных функций в обществе.
Таким образом, для создания жизнеспособных органов самоуправления необходимо найти сферы полезной для организации и значимой для учеников деятельности, сделать эти сферы эмоционально насыщенными и интересными, предоставить педагогическую помощь и поддержку. В данном случаю, такой формой является детская организация «ЭХО» созданная в условиях сельской общеобразовательной школы.
Список литературы:
1. Крохмаль Е.В. Социально-культурное воспитание сельских школьников средствами детской организации / Е.В. Крохмаль // Вестник Института им. Россинского: ежегодный науч. и инф. журнал. - Краснодар, 2011. - С. 32-39.
2. Крохмаль Е.В. Социокультурное воспитание сельских школьников средствами детской организации: технологические условия // Social science. Общественные науки. Всероссийский научный журнал. - М.: Из-во «МИИ Наука». - 2011. - № 10. - 0,5 п.л.
3. Крохмаль Е.В. Технологические условия процесса социализации учащихся средней общеобразовательной школы // Единое образовательное пространство как фактор формирования и воспитания личности: материалы V Всерос. студ. науч.-практ. конф.: в 2 ч. / отв. ред. С.А. Алентикова. - Рязань: Рязан. гос. ун-т им. С.А. Есенина, 2011. - Ч. 1. - 0,18 п.л.
4. Крохмаль Е.В. Формирование развивающей социально-культурной среды общеобразовательного учреждения сельской школы // Suropean Social Science Journal («Европейский журнал социальных наук»). - Рига; М., 2011. -0,43 п.л.
5. Крохмаль Е.В. Социально-культурная деятельность как средство предупреждения развития отклонений в поведении учащихся сельской школы / Е.В. Крохмаль, Н.И. Рослякова // Отклоняющееся поведение человека с современном мире: проблемы и решения: материалы II Международной заочной научно-практической конференции. - Владимир, 2011. - С. 421-434.
РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
© Лобанова И.Г.*
Средняя общеобразовательная школа № 70, г. Краснодар
В статье обосновывается значимость развития логического мышления у младших школьников в процессе освоения учебного материала по математике и технологии. Обосновывается ценность применения игровых,
* Учитель начальных классов. Научный руководитель: Крохмаль Е.В., преподаватель кафедры «Технология и предпринимательство» Кубанского государственного университета, кандидат педагогических наук.