Общие для всей группы задания не могут быть доступны в одинаковой мере для всех студентов, приведенные в работе примеры заданий предъявляют достаточно высокий уровень требований к более подготовленной подгруппе студентов, обеспечивая их максимальное интеллектуальное развитие, и в то же время создают условия для успешного закрепления знаний и развития менее подготовленных студентов.
Подводя итоги, следует отметить тот факт, что эффективность применения индивидуально-дифференцированного подхода в обучении студентов повысится, если систематически осуществлять психолого-педагогическую диагностику учебных возможностей и профессионально значимых качеств личности, организовывать процесс обучения с учётом субъективного опыта студентов, ориентируясь на индивидуально-типологические особенности их личности; сочетать предметно-дидактическую стратегию дифференцированного обучения с личностно ориентированной стратегией, т.е. варьировать содержание, приёмы, методы обучения в зависимости от особенностей условно выделенных типологических групп, уровня развития их познавательной, мотивационно-потребностной и духовно-нравственной сфер.
Список литературы:
1. Мишагин В.Н., Мишагин А.В. Особенности индивидуального и дифференцированного обучения в образовательных учреждениях.
2. Руденко А.Н., Маргиева Н.И.. Титова И.Н. Исследовательская работа по теме «Дифференцированное обучение в начальной школе».
3. Шамыгина Н.Г. Дифференцированный подход к обучению на уроках русского языка в начальной школе.
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ © Крохмаль Е.В.*
Кубанский государственный университет, г. Краснодар
В статье представлен научно-исследовательский материал, доказывающий положительное влияние внеурочной деятельности школьников на развитие социально-культурной компетенции.
Активизация диалога культур, политических и экономических контактов между государствами повысила прагматическую значимость формирования социокультурной компетенции современного школьника.
* Преподаватель кафедры Технологии и предпринимательства.
Ценным материалом в русле искомой проблемы становится внеурочная деятельность школьников. Как показали наши многолетние исследования, именно внеурочная деятельность является основой для успешного формирования социокультурной компетенции школьников.
Нестабильная экономическая, политическая ситуация и развитие рыночных отношений в современной России являются одной из многочисленных причин кризиса нашего общества, которое нашло свое отражение на общем состоянии населения страны, лишенной возможности полноценного культурного развития - на сельских жителях.
Социально-культурная деятельность является социально и педагогически организованным гарантом сохранения, развития и освоения культурных ценностей, повышения уровня воспитанности, создания благоприятной основы для социально-культурных инноваций и инициатив.
Как показал анализ литературных источников успех детей и учащейся молодежи современности во многом зависит от их включения в активную социально-культурную деятельность, т.к. именно в деятельности осваиваются и развития культурные ценности, создаются благоприятные основы для инициатив - формируется нормативная личность.
Анализ литературных источников по данной проблеме и личный педагогический опыт показал, что для формирования социокультурной компетенции потребуется такая организация педагогического процесса, при которой каждый из учащихся осознает себя активным субъектом деятельности, чей творческий потенциал востребован окружающими. А именно:
- деятельность способная «погрузить» обучаемого в социальную среду, искусственную или естественную, обеспечивающая возможность выхода за границы учебной среды;
- действия имеющие «открытый» характер, поощряющие различные подходы к решению социокультурных проблем;
- методы, обеспечивающие опыт общения, взаимодействия и широкого поиска информации;
- стимуляция коммуникативно-познавательной деятельности, межличностного общения как условие решения задач социального характера и т.д.
Участие школьников в социокультурной деятельности - это процесс повышения уровня воспитанности в разных сферах жизнедеятельности: это способ научения правильно жить в социальном пространстве прав и обязанностей, возможность продемонстрировать свою уникальность. Т.к. именно социально-культурная деятельность является социально и педагогически организованным гарантом сохранения, развития и освоения культурных ценностей, создания благоприятной основы для социально-культурных инноваций и инициатив, формирующая в целом социокультурную компетентность.
В 2001 году, на базе средней общеобразовательной школы Краснодарского края, начала активно функционировать детская организация «Эхо».
Изначально ее членами стали учащиеся начальных классов. Общее количество респондентов составило 360 человек.
Чтобы рассмотреть взаимодействие участников образовательного процесса в условиях школьной организации, возникла необходимость продумать этапы и стадии технологии организации социально-культурной деятельности школьников.
Процесс социокультурного воспитания школьников нами был представлен в функциональную модель «Ситуация процесса социально-культурного воспитания личности».
Анализ специальной литературы и собственных наблюдений убедил нас в том, что педагогическая ситуация социализации личности учащегося средней школы в ее образовательном процессе имеет структуру, Основными компонентами этой структуры являются: готовность наставника (педагога) к обеспечению педагогического руководства социокультурного воспитания учащихся; готовность учащегося к действиям, в ходе которых происходит образование полноценных социокультурных качеств; наличие и доступность средств формирования и развития социокультурных качеств.
Готовность наставника состоит из трех компонентов. Первый компонент - его педагогическая образованность, информированность о социокультурном воспитании учащихся, которые в совокупности представляют собой социокультурные свойства.
Готовность учащегося складывается из состояния его социализованно-сти, потребностей, желаний, его целей им потребностей общества.
При построении программы деятельности учащихся в соответствующем компоненте образовательного процесса отбираются те социальные качества, которыми воспитанник должен обладать, находясь еще в школе, и те, которые ему потребуются, когда он выйдет из нее в самостоятельную жизнь, а именно теоретические, эмоциональны, ценностные, коммуникативные.
Каждая из этих групп, в свою очередь, разбивается на две подгруппы -средства предъявления содержания и средства преобразования предъявленной (изучаемой) информации. Средства освоения компонентов социокультурного воспитания переходят в подготовленность процесса социокультурного воспитания.
На начальном подготовительно-диагностическом этапе, происходило осознание учащимися, учителями и родителями учащихся необходимости в создании детской организации в условиях школы способствующей развитию полноценной, нормативной личности.
На данном этапе особое внимание уделялось психологической и практической подготовке учащихся к осуществлению процесса соуправления и самоуправления.
Далее, нами был проведен анализа сил и возможностей педагогического коллектива школы, первичная диагностика всех участников образовательно-
го процесса по проблеме исследования. Для этого мы воспользовались анкетами М.И. Рожкова, которые в ходе исследования видоизменили.
Анкетирование учащихся, педагогов, опрос родителей о создании детской организации для учащихся младших классов в условиях школы, подтвердил необходимость и значимость, помог выявить направления и перспективы ее деятельности.
Совместно со старшеклассниками и родителями учащихся младших классов были определены направления работы клубов по интересам, центров, кружков, штабов.
На проектно-формирующем этапе был проведён анализ материальных, организационных и технических ресурсов, а также обсуждены предполагаемые трудности и пути их преодоления.
На организационно-методическом этапе создания организации было проведено общее собрание педагогов и учащихся, где:
- определились цели и задачи деятельности детской организации;
- разработана ее программа;
- обозначены механизмы и способы решения поставленных задач;
- продумана технология выявления лидеров;
- определены технологии сплочения коллектива;
- продуманы и утверждены тематика и формы проведения различных внеурочных;
- организована предвыборная компания для создания органа самоуправления;
- подготовлен и принят Устава детской организации;
- избран ее президент и распределены обязанности работы актива организации;
- составлены и утверждены планы работы каждого структурного подразделения на период один учебный год с учетом возрастных особенностей детей и их интересов;
- пределена миссия организации;
- поставлены стратегические цели и тактические задачи деятельности организации и т.д.
На опытно-экспериментальном этапе отметился высокий уровень активности всех участников педагогического процесса и их практической включённости в решение ряда воспитательных задач, а именно: повышение грамотности учителей в вопросах воспитания «нормативной» личности, их готовности к воспитательной работе со школьниками; оказание помощи учителям в формировании уровня социокультурной воспитанности школьников.
На этапе оценочно-контролирующем, эффективность работы прослеживалась по следующим показателям, воспитательной работы в образовательном учреждении. Текущий и этапный контроль, оценка полученных результатов, и оценка эффективности социокультурного воспитания личности школьника, а именно:
1. укрепление нравственного здоровья школьников;
2. ранее выявление и предупреждение развития пограничных состояний отклоняющегося поведения;
3. снижение отклонений в поведении;
4. совершенствование нравственного развития;
5. положительный настрой к разным видам деятельности;
6. комфортность и психологический климат.
Оценочно-контролирующий этап дал возможность провести детальный
анализ воспитательной работы, по формированию социокультурного уровня воспитанности учащихся, социокультурных компетенций.
После анализа полученных результатов наметился план дальнейших действий, который перерос в программу предупреждения развития отклоняющегося поведения школьников.
В результате педагогического эксперимента, как показали наши исследования, произошло:
- значительное улучшение психоэмоционального состояния как у учащихся, так и у учителей;
- уровень педагогической комфортности в системе «учитель-ученик» улучшился;
- у детей возрос уровень мотивации к получению знаний по вопросам формирования «нормативного» поведения школьников при условии не авторитарного стиля обучения;
- достоверно повысился уровень знаний по вопросам «нормативного» поведения и здорового образа и стиля жизни;
- возрос у учащихся уровень социокультурной активности.
Заключительный этап соответствовал стадиям самореализации учащихся в процессе формирования социокультурной компетенции.
Развитие социокультурной компетенции играет особую роль в современном мире, где нередко обостряются межнациональные отношения, где большое значение имеют патриотическое и интернациональное воспитание. Социокультурная компетенция предполагает готовность и умение жить и взаимодействовать в современном многокультурном мире.
Таким образом, участие в работе детских организаций - это условие социокультурного воспитания в разных сферах жизнедеятельности, способ научения правильно жить в социальном пространстве прав и обязанностей, возможность продемонстрировать свою уникальность.
Список литературы:
1. Авдеев В.В. Формирование команды. - М.: Сфера, 1998.
2. Алиева Л.Д. Детское движение в воспитательном пространстве сельского социума / Л.Д. Алиева // Внешкольник. - 2002. - № 10. - С. 23-24.
3. Герасимова Л.А. Воспитание социальной активности детей в учреждении дополнительного образования: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. -Оренбург, 2003. - 22 с.
4. Жарков А.Д. Организация культурно-просветительной работы: уч. пособие. - М.: Просвещение, 1989.
5. Жарков А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: учебник для ВУЗов / А.Д. Жарков. - М.: Изд. дом МГУКИ, 2007. - 480 с.
6. Крохмаль Е.В. Технологические условия процесса социализации учащихся средней общеобразовательной школы // Единое образовательное пространство как фактор формирования и воспитания личности: материалы V Всерос. студ. науч.-практ. конф.: в 2 ч. / отв. ред. С.А. Алентикова. - Рязань: Рязан. гос. ун-т им. С.А. Есенина, 2011. - Ч. 1. - 0,18 п.л.
7. Крохмаль Е.В., Рослякова Н.И. Организация социально-культурной деятельности сельских школьников // Психология и педагогика: актуальные проблемы и тенденции развития: материалы Междунар. заочной науч.-практ. конф. - Новосибирск: Априори, 2011. - 0,43 п.л.
ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ И ПРОЕКТЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ БАКАЛАВРОВ © Матвеева Е.А.*
Оренбургский государственный университет, г. Оренбург
В данной статье автор описывает профессиональные умения, необходимые для освоения профессиональных компетенций бакалавров в сфере прикладной биотехнологии и инженерии. Рассмотрены различные формы организации учебного процесса, раскрыты основные дидактические цели.
Одна из основных задач высшего учебного заведения - подготовка студентов к будущей профессиональной деятельности. С одной стороны - это вооружение основами знаний, необходимых в будущей профессиональной деятельности, с другой стороны - формирование профессиональных умений и отношений. В настоящее время все большее значение для бакалавра имеют способности использовать приобретенные знания в изменяющихся условиях производства. Профессионал должен уметь планировать свою деятельность, контролировать ход результатов труда, принимать оперативные решения на основе анализа ситуации. Студентов необходимо ставить
* Аспирант кафедры Теории и методологии образования.