Научная статья на тему 'Воспитание как педагогический компонент социализации ребенка'

Воспитание как педагогический компонент социализации ребенка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2013
236
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воспитание / социализация / воспитательная система / education / socialization / educational system

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каменева Ирина Владимировна

В статье раскрываются основные положения концепции воспитательной системы, где воспитание представлено как педагогический компонент социализации ребенка в современной школе. Раскрываются основные положения концепции, механизм реализации и управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In article basic provisions of the concept of educational system where education is presented as a pedagogical component of socialization of the child at modern school reveal. Basic provisions of the concept, the mechanism of realization and management reveal.

Текст научной работы на тему «Воспитание как педагогический компонент социализации ребенка»

Воспитание как педагогический компонент социализации ребенка Каменева И. В.

Каменева Ирина Владимировна / Kameneva Irina Vladimirovna - учитель русского языка и литературы,

Средняя общеобразовательная школа № 4 им. Героя Советского Союза Хоменко И. С., г. Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край

Аннотация: в статье раскрываются основные положения концепции воспитательной системы, где воспитание представлено как педагогический компонент социализации ребенка в современной школе. Раскрываются основные положения концепции, механизм реализации и управления.

Abstract: in article basic provisions of the concept of educational system where education is presented as a pedagogical component of socialization of the child at modern school reveal. Basic provisions of the concept, the mechanism of realization and management reveal.

Ключевые слова: воспитание, социализация, воспитательная система.

Keywords: education, socialization, educational system.

Средняя общеобразовательная школа № 4 имени героя Советского Союза И. С. Хоменко ориентирована на воспитание, обучение и развитие всех и каждого учащегося с учетом их возрастных, физиологических, психологических и интеллектуальных способностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей путем создания в ней адаптивной педагогической системы и максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, физического развития каждого ребенка.

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства [1]. Воспитательный процесс сегодня в школе выстраивается с учетом национальной стратегии, определенной в законодательстве, признающей вариативность и разнообразие воспитательных систем, организаций и технологий. Педагогический коллектив обеспечивает целостность, последовательность и преемственность содержания и организационных форм воспитания на различных уровнях образования с учетом специфики учреждения, традиций, кадрового потенциала, социального заказа.

Учащиеся являются равноправными субъектами процесса воспитания, саморазвития, социокультурного самоопределения. Отношения между участниками воспитательного процесса исключительно в стиле сотрудничества, сотворчества, соуправления.

Воспитательная система охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение, влияние социальной и предметноэстетической среды. В теоретико-методологическую основу воспитательной системы школы легла концепция Рожкова М. И., Байбородовой Л. В. «Воспитание как педагогический компонент социализации ребенка».

Воспитание в школе представлено как педагогический компонент процесса социализации, который предполагает целенаправленные действия по созданию условий для развития человека. Создание таких условий осуществляется через включение ребенка в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности. Такое понимание воспитания строится на основе убеждения о том, что процесс воспитания не охватывает все возможные влияния социальной среды на личность и, следовательно, может лишь способствовать социализации ребенка [2, стр. 27-28].

Что мы понимаем под «социализацией»? Социализация, по нашему мнению, представляет собой процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют её взаимоотношения с обществом. Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости человека, хотя, разумеется, полномочия, права и обязанности, приобретенные им, не говорят о том, что процесс социализации полностью завершен: по некоторым аспектам он продолжается всю жизнь [2].

Социализация личности органично включает в себя передачу социального опыта человечества, поэтому преемственность, сохранение и усвоение традиций неотделимы от повседневной жизни людей. При их посредстве новые поколения приобщаются к решению экономических, социальных, политических и духовных проблем общества. Социализация личности связана с трудовой, общественно-политической и познавательной деятельностью человека. Недостаточно просто обладать знаниями, их предстоит превратить в убеждения, которые представляются в действиях личности. Именно соединение знаний, убеждений и практических действий образует характерные черты и качества, свойственные тем или иным типам личности. Таким образом, социализация личности представляет, по сути, специфическую форму присвоения человеком тех гражданских отношений, которые существуют во всех сферах общественной жизни. Социализация личности предполагает, что объектом исследования становятся не одно или несколько, а весь

комплекс общественно значимых качеств человека в их тесном единстве и взаимодействии. Они охватывают всю совокупность черт сознания и поведения: знания, убежденность, трудолюбие, культуру, воспитанность, стремление жить по законам красоты и т. д.

Итак, социализация - есть процесс социального развития личности как активного усвоения индивидом социальных ценностей и социальных норм групп и общества в целом и формирование их в осознанную систему социальных установок, определяющей позиции и поведение индивида в социальной среде [2].

Социализация ребенка — это стратегическая цель деятельности любого педагога, поскольку очень важно поддержать педагогическими средствами растущего человека. Успешность его протекания зависит от реализации двух условий. Первым из них является обеспечение включенности молодых людей в реальные социальные отношения, а вторым — самореализация детей в процессе социального взаимодействия. Второе условие предполагает предоставление возможности ребенку более полно раскрыть себя в отношениях с окружающими, когда важны осознание цели и значения деятельности для личного саморазвития, учет осознанности каждым ребенком своего «Я», наличие четких и ясных перспектив (ближних и дальних) в той деятельности, в которую ребенок включается [2].

Цель, характер, функции и содержание взаимодействия субъектов воспитательной системы определяются:

1. Социальным заказом общества в области воспитания, интересами школьников и запросами родителей.

2. Особенностями внутренней и внешней среды школы.

3. Особенностями социально-ролевой модели воспитательной системы, взятой за основу.

Характер воспитательной системы - социально-ролевая модель:

1) воспитательный процесс направлен на социальное развитие личности, предполагающее позитивные изменения в его взглядах, мотивах и реальных действиях;

2) взаимоотношения субъектов воспитательного процесса - гуманистические, конструктивные, демократические;

3) содержание воспитания - развивающее, обеспечивающее формирование компетенций учащихся;

4) воспитательные технологии рассчитаны на развитие личностного творческого потенциала и гражданской позиции школьников;

5) система ориентирована на принципы демократического общества.

Цель воспитательной системы школы: социальное развитие личности обучающегося, способной к творческому самовыражению, активной жизненной позиции, самореализации и самоопределению, успешной социализации в обществе.

Для достижения цели деятельность всех структурных звеньев воспитательной системы направлена на решение оперативных задач:

1. Создание образовательной среды, обеспечивающей формирование компетенций учащихся, социальное развитие личности каждого ребёнка.

2. Формирование у учащихся и учителей потребности в самоопределении, творческом самовыражении, самореализации.

3. Формирование социально необходимых знаний и навыков, профессиональных интересов, гражданской позиции учащихся для успешной социализации в обществе.

Содержание и организационные формы воспитания разрабатываются на основе принципов, ориентирующих воспитание на социальное развитие личности с учетом изменяющихся условий общественной жизни.

■ Принцип гуманистической ориентации воспитания предполагает отношение педагога к воспитанникам как к ответственным субъектам собственного развития, а также стратегию взаимодействия, основанную на субъект-субъектных отношениях.

■ Принцип социальной адекватности воспитания требует соответствия содержания и средств воспитания социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс. Задачи воспитания ориентированы на реальные социально-экономические условия и предполагают формирование у детей прогностической готовности к реализации разнообразных социальных задач.

■ Принцип индивидуализации воспитания учащихся предполагает определение индивидуальной траектории социального развития каждого ученика, выделение специальных задач, соответствующих его индивидуальным особенностям, включение ребенка в различные виды деятельности с учетом его особенностей, раскрытие потенциалов личности как в учебной, так и во внеучебной работе, предоставление возможности каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия.

■ Принцип социального закаливания детей предполагает включение воспитанников в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, выработки определенных способов этого преодоления, адекватных индивидуальным особенностям человека выработки социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции.

■ Принцип создания воспитывающей среды требует создания в учебном заведении таких отношений, которые бы формировали социальность ребенка. Прежде всего, важна роль идей о единстве коллектива школы, педагогов и учащихся, сплочении этого коллектива. В каждом классе, в каждом объединении формируются организационное и психологическое единство (интеллектуальное, волевое и

эмоциональное). Создание воспитывающей среды предполагает взаимную ответственность участников педагогического процесса, сопереживание, взаимопомощь, способность вместе преодолевать трудности. Этот принцип также означает, что в школе и социальном окружении доминируют творческие начала при организации учебной и внеучебной деятельности, при этом творчество рассматривается учащимися и педагогами как универсальный критерий оценки личности и отношений в коллективе. Реализация этого принципа возможна при следующих условиях:

- выделение доминирующей цели коллектива, объединяющей педагогов и учащихся;

- определение ведущей деятельности, являющейся значимой для всех членов коллектива;

- развитие детского самоуправления, инициативы и самостоятельности детей и взрослых, создание разнообразных детских объединений;

- формирование позитивного отношения к творчеству (воспитывающая среда должна быть эвристической);

- неповторимость учебного заведения (каждая школа должна иметь свое лицо) [2, стр. 32-35].

■ Принцип эффективности социального взаимодействия предполагает осуществление воспитания в системе образования в коллективах различного типа, что позволяет учащимся расширить сферу общения, создает условия для конструктивных процессов социокультурного самоопределения, адекватной коммуникации, а в целом формирует навыки социальной адаптации [3].

■ Принцип концентрации воспитания на развитии социальной компетентности личности предполагает, что его стратегия и тактика должны быть направлены на помощь ребенку, подростку, молодому человеку в освоении и свободном самоопределении в социуме [3].

В настоящее время воспитательная система школы находится на втором этапе своего развития, идет отработка системы. На этом этапе происходит развитие школьного коллектива, органов самоуправления, определяются ведущие виды деятельности, приоритетные направления функционирования системы, идет отработка наиболее эффективных педагогических технологий. В рамках системы происходит формирование субъект - субъектных отношений между взрослыми и школьниками в процессе их совместной деятельности.

Системообразующей основой воспитания школьников является базовая программа воспитания «Я -Личность». Исходными для определения основных положений Программы явились идеи современной гуманистической философии, педагогики и психологии о человеке как высшей ценности и субъекта собственной жизнедеятельности; компетентностный подход в процессе воспитания учащихся, автором которого является А. Хуторской; концепция Рожкова М. И., Байбородовой Л. В. «Воспитание как педагогический компонент социализации ребенка».

Программа «Я - Личность» адаптирована к материальным, методическим, кадровым возможностям МОУ СОШ № 4, учитывает особенности окружающего социума, социального состава обучающихся, образовательные запросы родителей и обучающихся школы. Программа исходит из целевых установок модели личности и опирается на то, что в каждом возрасте создаются особо благоприятные предпосылки для формирования требуемых качеств. Содержательная часть программы состоит из соответствующих разделов для обучающихся трёх возрастных категорий. Задачи воспитания, примерное содержание деятельности, рекомендуемые мероприятия разработаны с учетом психофизиологических особенностей школьников данного возраста, учитывают их интересы и склонности. Планируемый результат отражает положительную динамику гражданской зрелости, социального роста, уровень воспитанности учащихся. Данная комплексная программа представляет собой систему 8 целевых программ: «Доктор школа», «Патриот», «Каникулы», «Одаренные дети», «Школа полного дня», «Подросток», «Семья» и трёх подпрограмм: «Подросток», «Семья», «Школа лидера».

Приоритетные системообразующие виды воспитательной деятельности объединяют 3 подсистемы воспитательной системы школы:

1. Дидактическая (урок и внеурочная деятельность по предмету).

2. Воспитательная (совместная внеклассная деятельность педагогов и школьников в рамках реализации программы «Я - Личность»).

3. Общения (работа обучающихся в органах самоуправления, занятия в творческих, спортивных, общественных объединениях).

Наличие трёх уровней организации воспитывающей деятельности - урока, воспитательной работы вне уроков, занятий в системе дополнительного образования и работы с социумом - обеспечивает деятельностный подход, цель которого - получение максимального воспитательного эффекта. Большая организационная и идейная связанность учебного и воспитательного процесса ведет к созданию в школе единого воспитательного пространства.

Демократизация управления, направленная на повышение качества конечных результатов, состоит в объединении управления и контроля как по вертикали, так и по горизонтали. Реализация этого положения обеспечивается сочетанием ученического самоуправления с контролем педагогов, самоуправления педагогов - с контролем администрации, самоконтроля руководителя - с общественным контролем и управлением.

В управлении воспитательным процессом школы участвуют администрация, педагоги, методические объединения и творческие группы классных руководителей, родители учащихся и сами учащиеся школы.

Модель организационной структуры управляющей системы школы рассматривается с двух позиций -

субъектной и объектной. Субъектная позиция выражена пятью уровнями: уровень директора

(стратегический уровень управления); уровень заместителей (тактический уровень управления); уровень председателей МО (технологический); уровень учителей и классных руководителей (уровень оперативного управления); уровень учащихся (уровень соуправления, сотворчества).

Объектная позиция представлена педагогическим советом и научно-0методическим советом. Модернизация системы управления школой проявляется в изменяющихся отношениях субъектов управления (субординация, координация, согласование).

Принципами управления являются:

• принцип оптимального соотношения централизации и децентрализации в управлении;

• принцип единства единоначалия и коллегиальности в управлении;

• принцип рационального сочетания прав, обязанностей и ответственности в управлении [5].

Принципы управления воспитательной системой школы предполагают сочетание интересов детского и

взрослого коллективов и исходят из особенностей школы как социально-педагогической системы, предполагают обеспечение взаимообусловленности развития этих коллективов. При этом предусматривается развитие детской самостоятельности и инициативы, развитие самосознания детей, а также использование жизненного опыта, политической зрелости и ответственности педагогов, что предполагает поддержание авторитета учителей в глазах детей и их родителей.

Управление осуществляется дифференцированно на основе распределения функций и полномочий. В школе существуют 4 этапа управления воспитательным процессом:

1. Принятие решений и выдвижение задач.

2. Доведение их до исполнителей.

3. Непрерывная поддержка и обеспечение всех звеньев управляемой системы.

4. Контроль исполнения принятых решений и внесение с учетом информации корректив для достижения соответствующего результата.

Диагностирование делает процесс воспитания управляемым и помогает избежать стихийной, авральной реакции на складывающиеся обстоятельства и возникающие проблемы, так как принимаемые по результатам исследований управленческие решения всегда направлены на то, чтобы привести результаты деятельности в соответствие с заданными критериями.

Литература

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», глава 1, ст. 2.

2. Тощенко Ж. Т. Социология. Общий курс. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Прометей: Юрайт-М, 2001. -511 с., § 1, стр. 1-3.

3. Хуторской А. В. Ключевые компетенции: технология конструирования. // Народное образование. - 2003. - № 5.

4. Степанов Е. Н., Лузина Л. М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. - М.: ТЦ Сфера, 2003, стр. 27-39.

5. Файоль А. Общее и промышленное управление. / Пер. с франц. - М.: ЦИТ, 1923.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.