Научная статья на тему 'Современные подходы к развитию воспитания школьников: поиск теоретико-методических инвариантов'

Современные подходы к развитию воспитания школьников: поиск теоретико-методических инвариантов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3941
517
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНАЯ ПРАКТИКА / ПОДХОД К ВОСПИТАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ / ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / SCHOOL PRACTICE / APPROACH TO SCHOOLCHILDREN UP-BRINGING / ALL-ROUND DEVELOPMENT OF PERSONALITY / EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Клочкова Людмила Ивановна

В статье раскрываются современные подходы к развитию воспитания школьников, которые обогащают школьную практику, исходя из вариативности воспитательных систем, появления различных программ воспитания в деятельности школ, организации социальных проектов, создания условий для творческой деятельности детей и взрослых и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern Approaches to Development of Schoolchildren Up-Bringing: Searching Theoretical and Methodical Invariants

This article discloses the modern approaches to schoolchildren up-bringing which enrich the practical work at school proceeding from the variety of educational systems, different up-bringing programmes in the school activity, organizing social projects, providing the conditions for the creative activity of children and adults and so on.

Текст научной работы на тему «Современные подходы к развитию воспитания школьников: поиск теоретико-методических инвариантов»

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ: ПОИСК ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИХ ИНВАРИАНТОВ

Л.И. Клочкова

Кафедра педагогики и психологии Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования РФ Головинское шоссе, д. 8, корп. 2а, Москва, Россия, 125212

В статье раскрываются современные подходы: к развитию воспитания школьников, которые обогащают школьную практику, исходя из вариативности воспитательных систем, появления различных программ воспитания в деятельности школ, организации социальных проектов, создания условий для творческой деятельности детей и взрослых и т.д.

Ключевые слова: школьная практика, подход к воспитанию школьников, всестороннее развитие личности, воспитательное пространство.

Современные реалии развития столичного мегаполиса требуют выработки современных подходов к воспитанию детей и юношества на основе решения задач всестороннего развития личности, формирования стратегии активной жизнедеятельности, создания условий для самореализации и самоопределения. В этой связи в методологическую основу Концепции развития воспитания в системе образования заложен определенный комплекс подходов и принципов, обеспечивающих реализацию процесса воспитания на основе взаимодействия ведомственных и общественных организаций в формирующемся воспитательном пространстве московского региона. Это связано с нормативной основой вариативного образования, которая закреплена в Законе РФ «Об образовании». Речь идет о вариативности, которая обеспечивает построение более гибкой системы образования, способной чутко реагировать на любые изменения во внешней среде учреждения, в первую очередь на запросы потребителей — детей, родителей, общества.

В настоящее время теория воспитания предлагает педагогической практике разнообразные подходы. Под термином «подход» понимается определенная позиция по отношению к какой-либо педагогической проблеме, которая предполагает использование соответствующих принципов педагогом-исследователем, а также средств и способов практической деятельности — педагогом-практиком [5].

Исходя из имеющейся инновационной практики и возможностей московского региона, можно назвать ведущие подходы к развитию воспитания школьников в столичной системе образования: системный, технологический, синергетический, аксиологический, средовой, личностно ориентированный, личностно-деятельност-ный, компетент-ностный и культурологический. Эти подходы отражают многомерный характер развития современного воспитания, однако их характеристика, в определенной степени, условна, поскольку на практике они всегда дополняют друг друга и реализуются в комплексе.

Системный подход в полной мере позволяет преодолеть фрагментарность воспитательной работы, объединить и усилить педагогический потенциал различных субъектов воспитания, поднять воспитание на новый качественный уровень. Данный подход предполагает рассмотрение всех компонентов воспитания не изолированно, а в их взаимосвязи, целостности. В педагогической теории и практике системный подход начали использовать в 1970—1980-е гг. Среди первых исследователей в этой области следует назвать Ф.Ф. Королева [2]. Результатом этих исследований и явилось собственно развитие педагогических систем. Современная школа может эффективно справляться со своими задачами только в том случае, если в ней сложилась целостная воспитательная система, благодаря которой:

— личность ребенка развивается в целостном педагогическом процессе, в котором все компоненты (целевой, содержательный, организационно-деятельност-ный, оценочно-результативный) в максимальной степени взаимосвязаны;

— формируется «лицо» школы, ее неповторимый облик, что имеет немаловажное значение в развитии индивидуальности каждого члена школьного сообщества;

— происходит объединение усилий субъектов воспитания, что способствует повышению эффективности воспитания;

— специально моделируются условия для самореализации личности, что способствует не только ее творческому самовыражению и личностному росту, но гуманизации отношений;

— в воспитательной деятельности оптимально используются кадровые, финансовые и материально-технические ресурсы школы;

— целостность созданной воспитательной системы позволяет экономить время силы педагогического коллектива [1].

Использование системного подхода позволяет синтезировать и объединять в продуктивной взаимосвязи различные характеристики той или иной воспитательной системы: многообразные и динамичные отношения всех субъектов воспитательного процесса; способность субъектов, участвующих в процессе воспитания, реагировать на процесс познания (исследования), прогнозирования и проектирования воспитательной системы; принятие всеми структурами воспитательной системы необходимости наличия в своей деятельности целенаправленности, ценностной ориентированности, самоорганизации, самоуправления, рефлексии, разнообразия жизнедеятельности, уникальности, процесса воспроизводства, вероятности изменений и т.д. [6].

Однако для того, чтобы имела место управляемость воспитательным процессом, направленность на достижение воспитательных целей, необходим, как нам представляется, технологический подход, признаками которого являются: про-ектируемость, алгоритмичность, целеполагание на основе диагностики, реализация содержания деятельности, учет и анализ результатов.

Технологический подход к воспитанию привлекает педагогов-практиков идеей управляемости, поскольку он предполагает систематическое и последователь-

ное воплощение на практике заранее спроектированного воспитательного процесса, позволяет создавать его гибкую и подвижную структуру, корректируемую на любом его этапе, благодаря наличию постоянной обратной связи, а значит, обеспечивает достижение целей воспитания и обучения для всех учащихся. Технологический подход обязательно предполагает постановку целей воспитания, в которых описаны действия и отношения ученика (воспринимает, осознает, принимает, применяет, корректирует и т.д.). Отсюда мы имеем возможность воспроизведения воспитывающего цикла, который включает следующие компоненты: постановка целей воспитания; предварительная оценка уровня воспитанности; организованное воспитывающее влияние; совокупность процедур и корректировка согласно результатам обратной связи; итоговая оценка результатов и постановка новых целей.

Синергетический подход. Термин введен в науку немецким физиком Г. Ха-кеном [4]. Этот подход связан с системным, так как рассматривает каждого субъекта воспитательного процесса как саморазвивающуюся подсистему, осуществляющую переход от развития к саморазвитию. К основным понятиям синергети-ческого подхода в контексте воспитания относят следующие:

— самоорганизация — процесс или совокупность процессов, происходящих в воспитательной системе, способствующих поддержанию ее оптимального функционирования, самоизменения, самовосстановления и достраивания;

— открытость — свойство воспитательной системы, обусловленное наличием у нее коммуникативных каналов с внешней средой для обмена информацией и действием;

— неравновесность — качество воспитательной системы, находящейся вне состояния равновесия;

— нелинейность — наличие у воспитательной системы множества вариантов, в том числе и альтернативных, возможных путей развития и способов ответной реакции на воздействия извне.

Характерной особенностью синергетического подхода в воспитании является осознание педагогом возможности нескольких путей преобразования развивающейся личности, что предполагает особую значимость внутреннего потенциала активности личности ребенка. Синергетический подход в моменты точек бифуркации (неопределенности, неустойчивости состояния ребенка в данный момент) определяет главные тенденции изменения личности, которые возникают в области ценностей личности ребенка и его нравственных установок. В этой связи воспитательный процесс не может обойтись без такого подхода, как аксиологический подход.

Аксиологический подход многие ученые (В.А. Караковский, Н.Е. Щуркова, Е.А. Ямбург и др.) рассматривают как важнейший подход в освоении и интерио-ризации детьми общечеловеческих, нравственных, социальных ценностей. Подход способствует выявлению школьником смысла ценности и ее значения, осознанному принятию данной ценности, закреплению ценностного отношения к окружающей действительности в его деятельности и поведении. Отсюда задача системы

образования — сформировать у подрастающего поколения современные ценности, такие как гражданственность, патриотизм, нравственность и духовность, национальная и религиозная терпимость, правовое самосознание, культурная самоидентификация, активная жизненная позиция, инициативность и самостоятельность; научить школьников выстраивать гуманистические отношения с людьми, с самим собой и явлениями окружающей жизни.

В этой связи необходимо выделить определенные группы педагогических ценностей, без которых невозможна реализация аксиологического подхода:

— личностно-педагогические ценности, которые выступают как социально-психологические образования, где отражаются идеалы, цели, мотивы, установки и другие мировоззренческие характеристики личности учителя, составляющие в своей совокупности систему его ценностной ориентации;

— групповые педагогические ценности, представленные в виде образовательных идей и концепций (имеют целостный характер и обладают относительной стабильностью), регулирующих и направляющих педагогическую деятельность в рамках конкретного образовательного учреждения;

— социально-педагогические ценности, отражающие характер и содержание тех ценностей, которые реализуются в различных социальных системах, проявляясь в общественном сознании как совокупность идей, представлений, норм, правил, традиций, регламентирующих деятельность педагогического сообщества в сфере образования.

Поскольку деятельность учителей как воспитателей интегрирует в своей основе такие феномены, как общение, отношение, подход, метод, прием, средство, форма организации деятельности и т.д., здесь логичен средовой подход. Он предполагает взаимодействие детей со средой на основе педагогического проектирования: прогнозирования разрешающих возможностей среды; конструирования надлежащих значений среды; моделирования средообразовательной стратегии, необходимой для придания среде нужных значений и т.д., также продуцирования воспитательного результата: определение приоритетных средообразовательных стратегий воспитания определенного типа личности; учет новых реалий среды для усиления воспитательных действий с целью дополнения новых методов и приемов; варьирование на основе обратной связи частных действий в поисках наиболее эффективных мер воздействия на среду) [3]. В воспитательной практике использование идей этого подхода заключается в том, чтобы продуктивно реализовать возможности внутренней и внешней среды школы в развитии личности ребенка. Сюда входит также средовая диагностика, включающая специфический набор действий, которые дают возможность судить о состоянии среды и личности: определение типа личности, образа жизни и среды функционирования воспитательной системы; обследование реальной среды и оценивание ее возможностей; определение бытующих у детей значений среды; определение позитивных элементов среды, выявление ее воспитательного и анти-воспитательного потенциалов, служащих «питанием» для ее обитателей и т.д.

Опыт реализации средового подхода в практике современной школы показывает, что он служит действенным средством консолидации педагогов и интеграции их усилий в осуществлении образовательных программ в воспитательных целях. Таким образом, необходимо создать такую среду, чтобы она в первую очередь стала личностно значимой для школьника. Этому способствует также реализация следующих подходов.

Личностно ориентированный подход представляет собой в некоторой степени индивидуальный подход к подрастающему человеку как личности и понимание ее как системы.

Личностно-деятельностный подход. Основная идея связана с деятельностью как средством становления и развития субъектности школьника, когда в процессе и результате использования форм, приемов и методов воспитательной работы формируется человек, способный выбирать, оценивать, программировать и конструировать те виды деятельности, которые адекватны его природе, его потребностям и интересам.

Компетентностный подход рассматривается как помощь школьнику в приобретении им опыта проявления личностной позиции на основе собственной разнообразной деятельности и сотрудничества, а также в формировании у него самостоятельности и способности к успешной социализации в социуме.

Культурологический подход предполагает содействие в восприятии школьником культурного процесса, осуществляемого в культуросообразной образовательной среде, и помогающего формирующейся личности свободно проявлять свою индивидуальность и способность к культурному саморазвитию.

В заключение отметим, что организация воспитывающей деятельности в образовательном учреждении с позиций того или иного подхода способна обогатить школьную практику, исходя, в частности, из следующих посылов:

— вариативность воспитательных систем оттесняет то единообразие, которое свойственно массовой школе;

— появление различных программ воспитания в деятельности образовательного учреждения уже не является инновацией, а становится нормой;

— создаются реальные условия для осуществления воспитательной составляющей коллективной творческой деятельности детей и взрослых;

— усиливается консолидация деятельности педагогического коллектива, учащихся и их родителей в решении проблем, связанных с индивидуально-профилактической работой с детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении;

— продолжается поиск наилучших условий реализации в сфере проектирования и организации социальных проектов и т.д.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. — М.: Новая школа, 1996.

[Karakovskij V.A., Novikova L.I., Selivanova N.L. Vospitanie? Vospitanie... Vospitanie! Teo-

riya i praktika shkolnikh vospitatelnikh system. — M.: Novaya shkola, 1996.]

[2] Королев Ф. Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогических исследованиях // Советская педагогика. — 1970. — № 9. [Korolev F.F. Sistemnyj podxod i voz-mozhnosti ego primeneniya v pedagogicheskix issledovaniyax // Sovetskaya pedagogika. — 1970. — № 9.]

[3] Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании: Дисс. ... д-ра пед. наук. — М., 1997. [Manujlov Yu.S. Sredovoj podkhod v vospitanii: Diss. ... d-ra ped. nauk. — M., 1997.]

[4] Синергетике 30 лет. Интервью с профессором Г. Хакеном // Вопросы философии. — 2000. — № 3. — С. 53—61. [Sinergetike 30 let. Intervyu s professorom Hakenom // Voprosy filosofii. — 2000. — N 3. — S. 53—61.]

[5] Словарь-справочник по теории воспитательных систем / Сост. П.В. Степанов. — М.: Педагогическое общество России, 2002. [Slovar-spravochnik po teorii vospitatelnyx sistem // Sost. P.V. Stepanov. — M.: Pedagogicheskoe obshhestvo Rossii, 2002.]

[6] Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения / Под ред. В.А. Ка-раковского, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой, Е.И. Соколовой. — М.: Педагогическое общество России, 1999. [Upravlenie vospitatelnoj sistemoj shkoly: problemy i resheniya / Pod red. V.A. Karakovskogo, L.I. Novikovoj, N.L. Selivanovoj, E.I. Sokolovoj. — M.: Pedagogicheskoe obshhestvo Rossii, 1999.]

MODERN APPROACHES TO DEVELOPMENT OF SCHOOLCHILDREN UP-BRINGING: SEARCHING THEORETICAL AND METHODICAL INVARIANTS

L.I. Klochkova

Chair of Pedagogy and Psychology Academy of Professional Development and Retraining of Education Workers of the Russian Federation

Golovinskoye Highway, 8, Bldg. 2a, Moscow, Russia, 125212

This article discloses the modern approaches to schoolchildren up-bringing which enrich the practical work at school proceeding from the variety of educational systems, different up-bringing programmes in the school activity, organizing social projects, providing the conditions for the creative activity of children and adults and so on.

Key words: school practice, approach to schoolchildren up-bringing, all-round development of personality, educational environment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.