цф12 - осуществление женщинами-преступницами самоорганизации, самоконтроля и саморегулирования в достижении ГЦ.
н-о от ф1 до Ф12 - нормы-образцы, составляющие целостную исполняющую программу (ГЦ= ВП1+ВП2+ВП3), адекватную дереву целей [3].
пц, с, пк, сотр.ИУ, ж-п - компоненты педагогической системы (по Кузьминой Н.В.).
са, Пдц, Рип, сп, со, ск, ср - технологические функции управления в концепции МПЦУ [4].
Ориентиром компетентным экспертам при оценке уровня развития педагогической системы может служить следующее квалиметрическое правило: И = пц + с + пк + сотр.ИУ + ж-п, где И - интегративный показатель уровня развития педагогической системы, пц - показатель уровня целевой ориентации содержания, коммуникаций, педагогов, воспитуемых, с - показатель уровня соответствия содержания цели и представления его, пк - показатель уровня педагогических коммуникаций, сотр.ИУ - показатель уровня профессионализма сотрудников пенитенциарного учреждения, ж-п - показатель уровня развития женщин-преступниц.
Если 50 > И > 43, то уровень развития оцениваемой педагогической системы высокий;
если 42 > И > 28, то уровень развития педагогической системы средний;
если 27 > И > 18, то уровень развития педагогической системы низкий;
если И < 17, то педагогическая система мертва [5].
Это своеобразное оснащение мотивационного программно-целевого управления ориентирует субъектов педагогических систем на планирование и осуществление мер, адекватно направленных на развитие каждой подструктуры системы до оптимального уровня, может использоваться при отслеживании динамики развития одной отдельно взятой педагогической системы.
Использование положительных факторов и нейтрализацию отрицательных в процессе ресоциализации женщин-преступниц на основе мотивационного программно-целевого подхода, как показало исследование, необходимо осуществлять системно, поскольку это позволяет целостно воздействовать на личность через гармонизацию ее отношений с государством, локальной общностью, коллективом, другими людьми и самим собой.
Библиографический список
1. Штомпка, П. Социология социальных изменений /пер. с англ.;под ред. В.А. Ядова. - М.: Аспект Пресс, 1996.
2. Ветошкин, С.А. Пенитенциарная педагогика в теории и практике: монография. - Екатеринбург, 2004.
3. Шалаев, И.К. Нормы-образцы реализации технологических функций МПЦУ как базовые компетенции современного управленца: учебно-методическое пособие. - Барнаул: АлтГПА, 2009.
4. Шалаев, И.К. Повышение качества образовательного сервиса на основе мотивационного программно-целевого управления: монография. - Барнаул: АлтГПА, 2010.
5. Шалаев, И.К. Программно-целевая психология управления: учебное пособие. - Барнаул, БГПУ: Изд-во Барн. гос. пед. ун-та, 2007.
Bibliography
1. Shtompka, P. Sociology of Social Change / translation from English.; Edited by V.A. Yadov. - Moscow: Aspekt Press, 1996.
2. Vetoshkin, S.A. Penitentiary pedagogy in theory and practice. Monograph. - Ekaterinburg, 2004.
3. Shalaev, I.K. Norm-sample realization of the technological functions MPTSU as basic competencies of the modern manager: Training Manual. -Barnaul: AltGPA, 2009.
4. Shalaev, I.K. Improving the quality of educational service on the basis of the motivational program-oriented management: Monograph. - Barnaul: AltGPA, 2010.
5. Shalaev, I.K. Software-task management psychology: Tutorial. - edition 5, a supplemented and converted. - Barnaul State Pedagogical University: Publishing house by Barn. state. Ped. University, 2007.
Article Submitted 14.01.11
УДК 371.011
М.В. Циулина, асп. ЧГПУ, г. Челябинск, E-mail: [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОГО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
В центре внимания данной статьи находится проблема воспитания патриотизма у школьников. В статье представлен комплекс педагогических условий, обеспечивающий результативное функционирование модели процесса патриотического воспитания учащихся общеобразовательной школы.
Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, модель патриотического воспитания, комплекс педагогических условий, средовый подход, педагогическая поддержка, элективный курс.
Современный переход к постиндустриальному, информационному обществу, интенсивное развитие экономики и рост конкуренции определяют приоритеты образовательной политики страны, требуют формирования современного мышления у молодого поколения. Динамично развивающемуся обществу необходимы высокообразованные люди, отличающиеся мобильностью, конструктивностью, активной гражданской позицией и развитым чувством ответственности за судьбу страны.
В нормативных документах Правительства Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации (Закон РФ «Об образовании», Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 г., Национальная образовательная инициатива «Наша новая шко-
ла», Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» и др.) определены приоритетные направления образования, среди которых одними из главных стали усиление воспитательного потенциала образовательного процесса, организация эффективного патриотического воспитания. Образовательные учреждения главным звеном в системе воспитания патриотизма у молодежи.
Несмотря на все попытки сделать патриотизм частью государственной идеологии, результат, по-прежнему, оставляет желать лучшего. По нашему мнению, одной из причин этого являются социальные процессы, связанные с глубинным расслоением общества: утрачено единство всех категорий граж-
дан, следовательно, нет и единого понимания патриотизма. Также неэффективность существующей системы кроется в весьма противоречивых реформах, проводимых в сфере образования и в недостаточной степени исследования проблем патриотического воспитания применительно к современным условиям.
На основе анализа работ В.И. Лесняка, В.И. Лутовинова,
B.Ю. Микрюкова [1-3] и других исследователей в области патриотического воспитания молодежи можно сделать вывод, что большинство авторов рассматривают патриотизм только в рамках объективной педагогической парадигмы, как нечто, привнесенное государством, обществом, той или иной цивилизацией или культурой. На наш взгляд, недостаточно рассматривать данное понятие только в этом контексте, следует максимально учитывать «естественные» основы патриотизма. Мы рассматриваем патриотизм как чувство, присущее каждому человеку, которое формируется независимо от политических и экономических изменений в обществе и является результатом освоения личностью ценностей своей Родины, а, следовательно, идентификацией с культурой как синтезом ценностей.
Полагаем, что наиболее эффективными в решении проблемы патриотического воспитания учащихся общеобразовательной школы являются системно-деятельностный, аксиологический и культурологический подходы в их взаимодополнении. С учетом специфики исследуемой проблемы, на основе вышеназванных подходов нами была разработана структурнофункциональную модель процесса патриотического воспитания учащихся общеобразовательной школы, состоящая из целевого, организационно-содержательного, функционального, диагностико-коррекционного и результативного компонентов.
Рассматривая разработанную нами модель как систему открытую, самоорганизующуюся, обладающую высоким потенциалом эффективности, мы пришли к необходимости выявления педагогических условий, обеспечивающих результативное функционирование модели в системе педагогической деятельности. Разработанный нами комплекс педагогических условий должен обеспечить реализацию всей совокупности компонентов модели.
На основе анализа философской и научной психологопедагогической литературы по проблеме патриотического воспитания молодежи, с учетом естественного и средового подходов к формированию патриотизма, исходя из содержательных особенностей разработанной нами модели, специфики воспитательного процесса и сущностной характеристики формируемых показателей патриотизма, мы выделили следующие условия:
- комплексное и целенаправленное воздействие предметно-пространственного, событийно-поведенческого, информационно-культурного аспектов воспитательной среды школы с позиций средового подхода;
- организация педагогической поддержки патриотического самоопределения учащихся средствами социальнопроектной деятельности;
- реализация элективного курса «Мой дом, мой город, мой край», направленного на экстериоризацию естественных основ патриотизма учащихся в общественные и государственные ценности, выработку установки на патриотическую деятельность в рамках их средового окружения.
Остановимся на каждом из обозначенных условий.
Комплексное и целенаправленное воздействие предметно-пространственного, событийно-поведенческого, информационно-культурного аспектов воспитательной среды школы с позиций средового подхода. Проблема влияния среды на развитие личности не нова для педагогики. Значение среды в воспитании признавали А.С. Макаренко, М.М. Пистрак, В.Н. Сорока-Росинский, К.Д. Ушинский и др. Большой вклад в разработку теории педагогической среды внесли Ж.Ж. Руссо, Ф. Фребель, М. Монтессори, Д. Дьюи,
C.Т. Шацкий.
Для нашего исследования, в соответствии с пониманием патриотизма как формы присвоения ценностей и культуры Родины, интересной представляется точка зрения Н.Е. Щурковой, которая определяет воспитательную среду как «совокупность окружающих ребенка обстоятельств, социально ценностных, влияющих на его личностное развитие и содействующих его вхождению в современную культуру» [4, с. 357]. Исследователь подразделяет воспитательную среду на предметно-пространственное, событийно-поведенческое и информационно-культурное окружение. Исходя из этого положения, патриотическую воспитательную среду школы мы представляем как совокупность соответствующих аспектов (или окружений) среды: предметно-пространственного, событийно-поведенческого и информационно-культурного.
Воспитательная сила среды состоит в том, что она служит источником развития ребенка. Однако воспитательное влияние среды всегда ограничено рамками той культуры, которая свойственна этой среде, - в этом ее слабость. И только благодаря школе ребенок имеет социальную среду, несущую в себе все основные достижения культуры. Школа раздвигает социальные границы, и фактор среды получает новую силу влияния на личностное развитие. Но среда становится воспитательным фактором лишь в случае активного взаимодействия со средой ребенка как субъекта. Чем большее количество объектов социальной среды войдет в контекст деятельности ребенка, тем шире разворачивается палитра его социальных отношений. Чем большее количество проживается событий как причастности ребенка к социальной среде, тем увереннее можно сказать о продуктивном воздействии фактора среды.
В нашем исследовании в основе создания патриотической воспитательной среды школы лежит средовой подход, сформулированный Ю.С. Мануйловым [5]. Функционально «среда» в исследовании ученого определяется как то, среди чего пребывает субъект, посредством чего формируется образ жизни, что опосредует его развитие и осредняет личность [5]. Данная трактовка среды более приемлема к подходу, при котором ей придается значение средства, где большую роль играет она сама, а не взаимодействующий с ней субъект.
В рассматриваемом подходе существует понятие «ниша», которое призвано удовлетворять потребности личности, обеспечивать выражение ее субъективных свойств, что делает возможным развитие ребенка как индивидуальности. Среда становится средством воспитания при надлежащих значениях ее ниш. Набор возможностей составляет главный отличительный признак ниши. Ниши могут находиться в различных комбинациях и отношениях друг к другу: отношениях встроенно-сти, смежности, проникновения друг в друга, разрушения и т.п. Ниши характеризуются устойчивостью, постоянством, воспроизводимостью, вместимостью и пространственновременной локализованностью.
Субстационально среда обладает спектром возможностей, которыми можно обладать, владеть, пользоваться, «питаться» и т.д. Питательные возможности могут стоять на пути развития, могут просто поддерживать растущий организм или ускорять его развитие. В известном смысле возможна связь социального типа с типом «питания». Наполненность воспитательной среды школы патриотическим содержанием («питанием») позволит целенаправленно воздействовать на субъекта воспитания с целью формирования патриотического типа личности.
Стихия - одно из основных понятий средового подхода -трактуется автором как властвующие над индивидуумом мощные силы, которые охватывают и увлекают, обращают и изменяют, программируют поведение и приводят к каким-либо результатам. Примером может служить стихия детского творчества, поиска, игры [5].
Стихийные влияния среды - это влияние стихий, не регулируемые центром, организованные влияния среды - это влияние стихий, управляемые центром. Умение управлять стихиями - одно из наиболее важных профессиональных качеств педагога. В рамках учебного занятия или воспитательного мероприятия управление стихиями познания, творчества,
состязания приводят к намеченной цели и приносит реальный результат. Следовательно, педагогу важно направлять стихии национальной идентичности, толерантности, коллективизма, гражданской и семейной принадлежности в русло патриотической стихии, которая может впитать в себя все перечисленные и многие другие. Стихии также могут находиться в различных комбинациях и отношениях друг к другу: отношениях встроенности, смежности, проникновения друг в друга, разрушения и т.п.
Ключевым понятием средового подхода является также понятие «действие», которое трактуется как спланированное изменение действительности, всякий рабочий ход [5]. Действия со средой, изменение ее, проектирование, планирование будут являться только целерациональными, так как одновременно работают на цель, способы, средства, результат.
Поскольку целью нашего исследования является возможность формирования патриотического типа личности, то есть человека, обладающего ценностями специально созданной патриотической воспитательной среды образовательного учреждения, необходимо выделить эти специальные средообразовательные действия. Образование среды с надлежащими значениями ее ниш есть производное средообразовательных действий. Любое производимое субъектом управления действие ведет к появлению определенного результата. Но чтобы получить желаемый результат, нужно знать, что содержание действий «работает» на ниши, а способы осуществления действий - преимущественно, на стихии. Только средообразовательные действия, которые порождают, упреждают, поддерживают или разрушают те или иные ниши и стихии, способны продуцировать надлежащие значения жизненной среды.
Вся программа действий со средой предполагает наличие диагностирующих, проектирующих и продуцирующих действий. Диагностирующими являются те действия, которые ориентированы на получение информации о среде и личности ее обитателей, способах их бытия. Проектирующими являются действия, обеспечивающие моделирование типа личности, адекватных ему способу бытия, среды обитания и средообразовательного процесса. К продуцирующим отнесем действия, направленные на преобразование личности ребенка через изменение способов и условий его бытия.
Вышеизложенные положения позволяют сделать вывод о существовании диалектической связи между развитием воспитательной среды и показателями воспитанности учащихся. В научной литературе отмечается, что воспитательная среда должна быть адекватна общечеловеческим ценностям и содействует вхождению ребенка в культуру. В соответствии с нашим пониманием патриотизма как результата освоения личностью общественных ценностей своей Родины, идентификацией с культурой как синтезом ценностей, воспитательная среда является условием результативного патриотического воспитания, направленной на усвоение ценностей и культуры России. Полагаем, что патриотическое воспитание будет наиболее результативно при взаимодействии школы, учащихся и их семей, поскольку именно вышеназванные субъекты являются естественной для ребенка средой.
Второе педагогическое условие результативного функционирования модели процесса патриотического воспитания -организация педагогической поддержки патриотического самоопределения учащихся средствами социальнопроектной деятельности. Основы нравственного выбора закладывается, когда сознание детей еще неустойчиво, уязвимо для отрицательных влияний, пластично. Для того, чтобы помочь ребенку сделать нравственный выбор, необходимо создание системы педагогической поддержки этого выбора. Корни идеи педагогической поддержки лежат в трудах К.Н. Вентцеля, Ф. Дистервега, М. Монтессори, Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстого. Системный анализ педагогической поддержки представлен в работах Т.В. Анохиной, О.С. Газмана, Н.М. Касициной, Н.Б. Крыловой, Н.Н. Михайловой, С.М. Юсфина и др.
Согласно О.С. Газману, педагогическая поддержка рассматривается как процесс совместного с ребенком определе-
ния его целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему самостоятельно достичь желаемых результатов в самовоспитании, в развитии индивидуальности. Педагог стремиться к тому, чтобы ребенок осознавал, каким способом и чего он может и должен достичь, т.е. развивал способности становиться субъектом. Ребенок в ситуации свободы учится делать выбор и нести ответственность [6].
Умение осознанно делать выбор и нести ответственность за этот выбор являются неотъемлемыми качествами патриота. Этот выбор внутренний, определенный самим человеком в виде закона, который он сам для себя обязуется выполнить. Педагог поддерживает право ребенка на выбор, но не разделяет с ним ответственность за этот выбор. Ответственность педагога состоит в том, чтобы помочь ребенку расширить представления о спектре возможных последствий и аргументировать сделанный выбор.
В работах отечественных и зарубежных ученых существует ряд исследований, раскрывающих различные аспекты самоопределения личности: психологические, педагогические основы самоопределения, вопросы социального, личностного самоопределения (К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, М.Р. Гинзбург, Т.В. Машарова, Н.С. Пряжников, С.Л. Рубинштейн, В.Ф. Сафин и др.).
Для нашего исследования особую ценность представляет концепция личностного самоопределения М.Р. Гинзбурга, согласно которой в основе самоопределения в подростковом и юношеском возрасте лежит личностное самоопределение, имеющее ценностно-смысловую природу, активное определение своей позиции относительно общественно выработанной системы ценностей, определение на этой основе смысла своего собственного существования [7].
В своем исследовании мы также придерживаемся мнения Д.И. Фельдштейна о том, что подростковый возраст является сензитивным для формирования мотивации деятельности, направленной на пользу общества [8].
Педагогическая поддержка патриотического самоопределения понимается нами как совокупность форм и средств, направленных на духовное самовоспитание личности, на развитие ответственности за судьбу Родины. Задача педагогов в этом случае заключается в том, чтобы помочь ребенку осознать важность выбора своей патриотической позиции, увлечь его процессами самосовершенствования.
Пространственная организация воспитательной среды школы позволяет учащимся в соответствии со своими потребностями и склонностями развивать свою индивидуальность, участвуя в любых социальных проектах, получая значимый для себя и других результат. Учащиеся занимаются проектами по различным направлениям, проводят конкурсы, участвуют в научных конференциях и т.д. Содержательные области проектной деятельности всех действующих в школе проектов сориентированы и объединены по сферам деятельности, что позволяет руководителю и участнику проекта быстро найти сферу применения своих способностей и склонностей. В результате такой активной творческой деятельности у школьников появляется устойчивая потребность находиться в центре активной среды, включаться в творческие события «сходу» и сохранять активную позицию на протяжении продолжительного времени.
Эта деятельность должна быть общественной, тогда она становится и субъективно значимой для учащихся. Нужно позволять учащимся коллективно планировать, организовывать и анализировать свою деятельность.
Социальное проектирование - технология социального воспитания учащихся. Главный педагогический смысл этой технологии - создание условий для социальных проб личности. Именно социальное проектирование позволяет воспитаннику решать основные задачи социализации: формировать свою Я - концепцию и мировоззрение; занять определенную гражданско-патриотическую позицию; устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых. Социальное проектирование можно рассматривать как мотивационную компоненту, как методический прием организации
образовательного процесса, как аспект воспитания, как способ социализации учащегося.
В рамках воспитания патриотической личности социальное проектирование должно выявить первоочередные проблемы социального окружения школы, адекватно решаемые силами детского проектирования и направить энергию детей в русло решения такой проблемы. Личностные предпочтения учащихся распределят детей по направлениям деятельности, а широкий спектр проектов дает возможность самоопределения их направленности. В условиях специально созданной патриотической воспитательной среды, с содержательным наполнением ниш и управлением стихиями детского творчества и познания, патриотическое самоопределение школьников будет целенаправленным.
Работа над проектом позволяет ребенку почувствовать значимость своей деятельности, повысить свой социальный статус в школе, в микрорайоне, открыть новые возможности. Разрабатывая проект, учащийся проходит все стадии работы над ним: сбор материала, его обработку, выстраивание проекта, согласование, экспертизу и реализацию. Эта работа выявляет не только положительные качества, но и позволяет определить свои слабые стороны, над которыми в дальнейшем можно работать.
Таким образом, использование возможностей социальных проектов в патриотическом самоопределении учащихся, способствует формированию активной социальной позиции школьников, открывает для них широкий спектр возможностей самоорганизации, самовоспитания, самореализации, что в целом порождает осознание своей причастности к реальной жизни страны, значимости деятельности для ее народа, частью которого является сам школьник и способствует единой цели - формированию устойчивой патриотической позиции.
Реализация элективного курса «Мой дом, мой город, мой край», направленного на экстериоризацию естественных основ патриотизма учащихся в общественные и государственные ценности, выработку установки на патриотическую деятельность в рамках их средового окружения.
Выбор такой формы работы обусловлен рядом проблем, с которыми столкнулась современная школа: уменьшение количества классных часов, вымывание функции патриотического воспитания из учебных предметов. Мы считаем, что элективный курс может нести не только информационную функцию, но и воспитательную.
Необходимо отметить, что программа элективного курса ориентирована на связь интеллектуальных и эмоциональных влияний на личность учащегося. Теоретическим обоснованием этого положения является идея о том, что развитие аффек-тивно-потребностной сферы проходит тот же путь исторического развития, что и познавательные процессы, т.е. идея единства интеллекта и аффекта, сформулированная отечественным психологом Л^. Выготским [9].
Проблему связи интеллектуального и эмоционального воздействия в процессе воспитания поднимал еще П.М. Якобсон: «... налицо явное расхождение между словами и делами, между знанием положений морали и нравственным поведением. . Одна из причин неэффективного воздействия школы на личность заключается в интеллектуализме, который часто пронизывает воспитательную работу школы» [10, с. 8].
Проблема интеллектуализма является характерной чертой современной школы. По нашему мнению, одной из значимых предпосылок действенного воспитания, а в особенности патриотического воспитания, является воздействие на эмоциональную сферу учащихся.
Чувства, по П.М. Якобсону, являются отражением действительности и носят субъективный характер, бывают эпизодическими и глубокими. Превращение чувства в побудительную силу, ведущую к действию, приводит к закреплению чувства в поведении. Это является конечной целью патриотического воспитания. Патриотизм в значительной мере формируется в школьные годы, в дальнейшем он становится лишь более осознанным, следовательно, все мероприятия по патриотическому воспитанию должны быть направлены на глу-
бокий эмоциональный отклик детей, особенно это важно в воспитании подростков, поскольку, как утверждает П.М. Якобсон, в этом возрасте чувства приобретают более личностный характер [10].
Введение элективных курсов в образовательный процесс позволяет реализовать то содержание, которое решает цели и задачи, направленные на воспитание тех или иных черт, чувств и качеств личности. Нами разработан элективный курс, целью которого является воспитание патриота, знающего и уважающего традиции своей семьи, школы, родного края. Данная цель решается посредством расширения и углубления знаний о традициях семьи, школы, культуре малой Родины. Программа элективного курса реализуется в 9 классах, рассчитана на 30 часов в год. Организационные формы изучения курса: урок, классный час, семинарское занятие, экскурсия, конференция, викторина, выставка, самостоятельная работа учащихся.
Программа элективного курса состоит из 7 разделов-тем: «Патриот своей семьи», «Наша школа», «Челябинск - город родной», «Национальная культура народов Южного Урала», «Литература Южного Урала», «Челябинская область в годы Великой Отечественной войны», «Современная Челябинская область».
Тема «Патриот своей семьи» открывает возможность превращения чувства причастности к судьбе страны через судьбу своей семьи в побудительную силу, ведущую к действию; приводит к закреплению чувства в поведении. Деятельность школьников в вопросах отношения к героическому прошлому Родины, через знание истории своей семьи, приобретает патриотическую направленность. Гордость за свою семью, как части большого государства, переносится на страну в целом.
Тема «Наша школа» является благодатной во всех отношениях, поскольку школа - это то место, где происходит осознание ребенком себя и своего места в жизни. Это тот период, когда происходит кристаллизация личности и становление характера, принятие культуры народа и познание основ наук, обретение товарищей и социализация. Трудно переоценить значение школы в воспитании детей и в частности патриотических чувств, так как воспитание строится на фоне естественных основ, естественных чувств к конкретным местам, людям.
Темы «Челябинск - город родной», «Национальная культура народов Южного Урала» и «Челябинская область в годы Великой Отечественной войны» приводит школьников в лоно краеведения. Самый мощный по эмоциональной насыщенности блок мероприятий, предполагающий непосредственный контакт с людьми, причастными к истории нашей страны. Вопросы истории района, в котором живут школьники, города, области становятся ключевыми при изучении этих тем на уровне активной деятельности, при погружении в пространство исследования. Знания, которые получают учащиеся по данным темам, должны превращаться в мотивы их действий и поступков. Чувство причастности к духовному и историческому богатству малой Родины должно стать личным достоянием человека, частью его духовного мира, только в этом случае оно будет побуждать человека к действиям и определять его отношение к жизни. Только так (через чувства) ценности Родины станут личными ценностями молодого человека.
Тема «Литература Южного Урала» знакомит учащихся с богатством литературного наследия Урала. При изучении этой темы обнаруживается связь когнитивного и аффективного компонента личности. И если целью воспитания является продуцирование патриотического типа личности, то как нельзя лучше литературные произведения, рассказывающие о красоте родного края, о людях, красоте их характеров, событиях, победах и заслугах перед Отечеством, через чувства, размышления молодых людей достигнут самых тонких слоев души.
Тема «Современная Челябинская область» позволяет школьнику увидеть себя в ореоле современных достижений прогресса в рамках своего региона. Современная Челябинская область является одной из ведущих территорий промышлен-
ного комплекса страны. Родители учащихся работают на промышленных предприятиях, в научных организациях, являются работниками культуры и т.д. Акцентируя внимание детей на том, какой вклад вносят их родители в достижения области, как высоко поднимают они сами престиж области, обнаруживая хорошую учебу и побеждая в олимпиадах различного статуса, указывая на их роль в прогрессе общества, обеспечивая ситуацию успеха детям и уверенности в их значимости для современного состояния общества в целом, педагоги достигают поставленных целей, в частности, воспитание патриотического типа личности.
Элективный курс реализуется учителями истории, краеведения, русского языка и литературы, классными руководителями, работниками библиотеки.
Таким образом, на основе анализа научной литературы по проблеме исследования, результатов констатирующего эксперимента был определен комплекс педагогических условий результативного функционирования модели процесса патриотического воспитания учащихся общеобразовательной школы. Полагаем, что выявленный комплекс условий будет необходимым и достаточным и обеспечит успешную реализацию разработанной модели.
Библиографический список
1. Лесняк, В.И. Педагогическая система героико-патриотического воспитания личности в условиях становления гражданского общества: дис. ... д-ра. пед. наук. - Магнитогорск, 2006.
2. Лутовинов, В.И. Патриотическое воспитание молодежи: концепция, программа, организационно-методические основы. - М.: АПКи-ПРО, 2001.
3. Микрюков, В.Ю. Теоретико-методологические и практические основы военно-патриотического образования российских учащихся в современных условиях // Инновации в образовании. - 2006. - № 6.
4. Щуркова, Н.Е. Воспитание как педагогическое явление. Общие закономерности и принципы воспитания // Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей. - М.: Российское педагогическое агентство, 1996. - гл. 3.
5. Мануйлов, Ю.С. Средовой подход в воспитании: дис. ... д-ра. пед. наук. - Москва, 1997.
6. Газман, О.С. Воспитание и педагогическая поддержка детей // Народное образование. - 1998. - № 6.
7. Гинзбург, М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии. - 1988. - № 2.
8. Фельдштейн, Д.И. Психология развития человека как личности // Избр. тр.: в 2 т. - М.: Изд-во Моск. психолого-социал. ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2005. - Т. 1.
9. Выготский, Л.С. Психология развития человека. - М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2004.
10. Якобсон, П.М. Эмоциональная жизнь школьника: психологический очерк. - М.: Просвещение, 1966.
Bibliography
1. Lesnyak, V.I. The pedagogical system of hero- patriotic upbringing of person in conditions of formation of civil society: thesis ... Doctor of Ped. - Magnitogorsk, 2006.
2. Lutovinov, V.I. The patriotic upbringing of the youth: concept, program, methodical -organizing foundation. - M.: APKiPRO, 2001.
3. Mikryukov, V.Yu. The methodological-theoretical and practical foundations of military-patriotic education of Russian students in modern conditions // Innovation in education. - 2006. - № 6.
4. Shurkova, N.E. Upbringing as pedagogical phenomenon. General principles and principles of upbringing // Pedagogic: tutorial for students of ped. university and college . - M.: Russian pedagogical agency, 1996.
5. Manuylov, Y.S. Environmental approach in upbringing: thesis . Doctor of Ped. - Moscow, 1997.
6. Gazman, O.S. Upbringing and pedagogical support of the children // Civil education. - 1998. - № 6.
7. Ginzburg, M.R. Self-determination of the personality as psychological problem // Questions of psychology. - 1988. - № 2.
8. Feldshtein, D.I. Psychology of development of the man as person // Electee proceedings: in 2 t. - M.: Publishing house of Moscow psychology-social institute; Voronezh: MoDEK, 2005. - T. 1.
9. Vigotsky, L.S. Psychology of development of the man. - M.: Publishing house Smisl; Publishing house Eksmo, 2004.
10. Yakobson, P.M. Emotional a student’s life: psychological essay. - M.: Prosveshenie, 1966.
Article Submitted 19.01.11
УДК 74.03
С.Ю. Шалова, доц. ТГПИ, г. Таганрог, E-mail: [email protected]
ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ПЕРСОНАЛЬНОГО ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА УЧИТЕЛЯ
Исследование направлено на изучение феномена научно-педагогического творчества. Одна из задач исследования - поиск технологий, обеспечивающих включение педагогов в научно-педагогическое творчество.
В статье представлена последовательность познавательных действий при постановке научной проблемы и технологии, которые могут быть использованы педагогами в процессе научного поиска. Подробно раскрывается разработанная автором технология создания проблемноориентационного пространства, целью которой является максимальная индивидуализация научного поиска: представлена схема и описан алгоритм ее заполнения.
Ключевые слова: персональное проблемно-ориентационное пространство, технологии научного поиска.
Современная социокультурная ситуация в России характеризуется крупными достижениями в области науки, техники, культуры и искусства. Научные методы используются не только для получения нового знания, но и для решения практических проблем. Человек стремится технологизировать все сферы жизни, в том числе образование; с этой целью разрабатываются схемы, алгоритмы педагогических процессов с целью их совершенствования. В этих условиях научнопедагогическое творчество для учителя становится не только потребностью, но и необходимостью. Однако, как свидетельствует практика, имеются существенные противоречия между
потребностью педагогического сообщества в научнопедагогическом творчестве и готовностью к нему отдельных педагогов.
Одной из задач нашего исследования является поиск и апробация технологий, обеспечивающих включение педагогов в научно-педагогическое творчество. Опытноэкспериментальная работа проводилась в Таганрогском государственном педагогическом институте.
Прежде всего, представим кратко логику научного поиска, т.е. его основные этапы и процедуры, чтобы определить те