Научная статья на тему 'Модель патриотического воспитания молодежи в условиях современной школы'

Модель патриотического воспитания молодежи в условиях современной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2452
373
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / МОДЕЛЬ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / ЦЕННОСТИ / КУЛЬТУРА / PATRIOTISM / PATRIOTIC UPBRINGING / THE METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF PATRIOTIC UPBRINGING / THE MODEL OF PATRIOTIC UPBRINGING / VALUES / CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Циулина М. В.

В центре внимания данной статьи находится проблема воспитания патриотизма у школьников. В статье представлены методологические основы патриотического воспитания и модель патриотического воспитания учащихся основной школы. Автором выделены ценности, которые являются слагаемыми патриотизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF PATRIOTIC UPBRINGINOF YOUTH IN THE CONDITIONS OF MODERN SCHOOL

This article is centered round the problem of patriotic upbringing of the school's students. This article presents the methodological foundations of patriotic upbringing and the model of patriotic upbringing in secondary schools. The author allocates values which are composed patriotism.

Текст научной работы на тему «Модель патриотического воспитания молодежи в условиях современной школы»

УДК 371.011

М.В. Циулина, аспирант ЧГПУ, г. Челябинск, E-mail: [email protected] МОДЕЛЬ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ

В центре внимания данной статьи находится проблема воспитания патриотизма у школьников. В статье представлены методологические основы патриотического воспитания и модель патриотического воспитания учащихся основной школы. Автором выделены ценности, которые являются слагаемыми патриотизма.

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, методологические основы патриотического воспитания, модель патриотического воспитания, ценности, культура.

Идея патриотизма своими корнями уходит глубоко в прошлое. Патриотизм традиционно был частью обыденного сознания людей и достигал наивысшего проявления в тяжелые для Отечества времена. В разные эпохи в понятие «патриотизм» вкладывалось различное содержание в зависимости от исторических этапов развития общества. Также содержание данного понятия определяется культурой, в рамках которой оно формируется.

В отечественной педагогике всегда уделялось большое внимание проблеме патриотического воспитания молодежи, но после распада Советского союза данное направление воспитания утратило былую актуальность. Лишь благодаря усилиям государства, в частности после разработки и принятия Государственной программы патриотического воспитания на 2001-2005 годы, начался процесс становления патриотического воспитания, который продолжается до сих пор.

Сегодня проблема воспитания патриотизма находит отражение в основных нормативно-правовых документах Российской Федерации в области образования: Закон РФ «Об образовании», Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 г., Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 г., Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы».

Несмотря на все попытки сделать патриотизм частью государственной идеологии, результат, по-прежнему, оставляет желать лучшего. Причины этого следует искать в социальных процессах, связанных с глубинным расслоением общества; в весьма противоречивых реформах, проводимых в сфере образования подрастающего поколения; в недостаточной степени исследования проблем патриотического воспитания применительно к современным условиям. Подрастающее поколение оказывается в особенно трудном положении, так как примером для них являются взрослые, которые вкладывают в понятие «патриотизм» разное содержание, а некоторые, вообще, не считают необходимым его воспитывать.

На основе анализа работ А. Вырщикова, В.И. Лесняка, В.И. Лутовинова, В.Ю. Микрюкова и других исследователей в области патриотического воспитания молодежи можно сделать вывод, что большинство авторов рассматривают патриотизм только в рамках объективной педагогической парадигмы, как нечто, привнесенное государством, обществом, той или иной цивилизацией или культурой [1, 2, 3, 4]. На наш взгляд, недостаточно рассматривать данное понятие только в этом контексте, следует максимально учитывать «естественные» основы патриотизма: и те архетипы, присущие человеческому бессознательному, о которых говорил К.Г. Юнг [5], и те процессы, связанные с самоизучением человека, с его самовоспитанием, которые утверждает в своей философии и педагогике экзистенциализм [6].

Мы рассматриваем патриотизм как чувство, присущее каждому человеку, которое формируется независимо от политических и экономических изменений в обществе и является результатом освоения личностью ценностей своей Родины, а, следовательно, идентификацией с культурой как синтезом ценностей.

Необходимо отметить, что все ценности не могут быть сформированы одновременно. Последовательность формирования ценностей указана в Законе РФ «Об образовании». «Под

образованием ... понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства ...» [7, с. 3]. В соответствии с Законом и с нашим пониманием естественных основ патриотизма, необходимо сначала формировать личные ценности ребенка: любовь к близким, к своему дому, к школе, Малой Родине и т.д. Все это является основой подлинного патриотизма. С течением времени эти ценности будут расширяться, углубляться, перерастать в общественные и государственные ценности.

Метод моделирования избран нами в качестве основного метода для изучения патриотического воспитания школьников. Обобщив и проанализировав изученность данной проблемы в педагогической теории и практике, мы разработали модель процесса патриотического воспитания учащихся основной школы (рис. 1 - В ОТДЕЛЬНОМ ФАЙЛЕ).

Теоретико-методологическими основаниями предложенной модели являются системно-деятельностный, аксиологический и культурологический подходы.

В качестве основы применения системно-деятельностного подхода к патриотическому воспитанию взяты положения, выдвигаемые П.Я. Гальпериным, А.Н. Леонтьевым, С. Л. Рубинштейном и рядом других ученых, отмечающих, что человек, являясь элементом общества, реализует себя через систему деятельности [8; 9; 10]. Именно в процессе деятельности формируются качества, носителем которых он становится.

Идеи системно-деятельностного подхода нашли отражение в трудах Т. Парсонса и его последователей. Т. Парсонс исходит из того, что только через систему социальных действий человек приобретает свою сущность. Деятельность непосредственно и опосредованно осуществляет изменение в структуре личности, а личность осуществляет выбор адекватных ей видов и форм деятельности [11].

Следуя этой логике, педагог, в процессе целенаправленной, систематической учебно-воспитательной работы, вместе с детьми вырабатывает образцы нравственной и духовной культуры, в процессе такого совместного поиска ценностей в детях рождается чувство патриотизма.

Таким образом, системно-деятельностный подход позволяет разрешить проблему организации патриотического воспитания в школе, но его ресурсов недостаточно для определения содержания патриотического воспитания. Следовательно, необходимо прибегнуть к использованию других методологических подходов.

Следующим методологическим ориентиром нашего исследования стал аксиологический подход. Центральной для данного подхода является категория «ценности», которая трактуется как «специфические социальные определения объектов окружающего мира, выявляющее их положительное или отрицательное значение для человека и общества» [12, с. 646]. Для субъекта ценности выполняют роль повседневных ориентиров в предметной и социальной действительности.

Академик Н.Д. Никандров отмечает, что обществу сейчас необходимо опираться на традиционные ценности, которые придают силы стране, искать их нужно в нашей тысячелетней истории [13].

Говоря о государственных образовательных стандартах общего образования, А.М. Кондаков отмечает, что копирование западных форм жизни привело к утрачиванию традиционных национальных ценностей, и в настоящее время в России не актуализирована система общенациональных ценно-

стей, которая разделялась бы большинством членов общества

[14].

Таким образом, можно сделать вывод, что ценности фиксируют то, что сложилось в менталитете народа. Одни и те же явления могут иметь место в разных культурах, но они выстроены в разной иерархии: в одной культуре данное явление - это ценность, а в другой - нет. В своем исследовании мы рассматриваем патриотизм как результат освоения традиционных ценностей своего народа, своей культуры. Это приводит нас к необходимости использования культурологического подхода, как исходящего из уникальности и самоценности каждой культуры.

Культура определяется как «. исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах, формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создании ими материальных и духовных ценностей. Под культурой понимается совокупность духовных ценностей и норм, присущих большой социальной группе, общности, народу или нации» [15, с. 450].

Социальный заказ

т

Цель: воспитание патриотизма, как духовного достояния личности, основанного на естестве*#«* привязанности ко всему, что окружает

Задачи:

• формирование ценностных ориентации личности:

• расширение н углубление знаний о традициях семьи, школы.

• упущение ионий об истории и культуре Мной Родины;

• включение шт по патриотическому воспитанию во все направления учебновоспитательной работы школы, деятельность педагогов и учащихся по реалишши поставленных плач

------------------------------+---------------------------------------

Содержа*

работы

Формы

работы

пршиш

брми-ринг •ажшереш с акции

ЖКДОИЯ

Результативный компонент

Результат личность патриота со сформированными ценностными ориентациями, действующая в соответствии с ними, уважающая традиции своей семьи, любящая свою Малую Родину.

Функции

целеполагания

мотивационная

прогностическая

обучающая

воспитывающая

развивающая

стимулирующая

диагностическая

коррекционная

аналитическая

рефлексивная

Рис. 1. Структурно-функциональная модель процесса патриотического воспитания учащихся основной школы

Сущность использования данного подхода для построения модели процесса патриотического воспитания заключается в том, что культура рассматривается как совокупность

ценностей, мы, в свою очередь, рассматриваем патриотизм как результат овладения ценностями, следовательно, патриотизм - это овладение национальной культурой.

Таким образом, руководствуясь положениями аксиологического и культурологического подходов, на основе анализа работ ряда исследователей мы выделили ценности, которые, по нашему мнению, являются слагаемыми патриотизма. Нами выделено «ядро» патриотизма и его «внешняя оболочка». «Ядром» патриотизма считаем такие ценности как деятельность на благо Родины (учитывая специфику возраста - труд на благо семьи, школы, района, города); культура Малой Родины и страны в целом; защита Отечества. «Внешней оболочкой», то есть теми ценностями, которые являются «дорогой» к патриотизму являются семья; дружба; уважение к людям; ценность таких качеств личности как честность, справедливость, уверенность в своих силах, способность отвечать за себя; сохранение окружающей среды.

Выделенные методологические подходы позволили нам разработать структурно-функциональную модель процесса патриотического воспитания учащихся основной школы. Данная модель носит объект-субъектный характер. Объектный характер заключается в том, что государство всегда ставит цель приобщения своих граждан к общественным и значимым ценностям, воспитания патриотов страны, т. е. идея патриотизма исходит от государства. Субъектный характер состоит в естественном формировании патриотизма: любовь к Родине есть в каждом ребенке, а школа должна поддерживать и развивать эту любовь, а в более старшем возрасте развивается «осознанный патриотизм», когда человек сознательно действует на благо Родины. Следовательно, патриотизм исходит от самой личности. Таким образом, вершина патриотизма достигается тогда, когда внутреннее чувство личности совпадает с идеологией государства.

Предложенная нами модель состоит из целевого, организационно-содержательного, функционального, диагностикокоррекционного и результативного компонентов. Представим содержание каждого из компонентов.

Целевой компонент представлен целью и задачами патриотического воспитания учащихся основной школы и выполняет функции целеполагания, прогностическую и мотивационную функции.

Организационно-содержательный компонент. Реализация цели и задач патриотического воспитания возможна при создании в школе целостной системы воспитания. Задачи патриотического воспитания решаются в рамках осуществления учебного и целенаправленного воспитательного процессов. В рамках учебного процесса на решение задач патриотического воспитания направлено содержание учебных дисциплин и спецкурсов. Нами разработан спецкурс, целью которого является воспитание патриота, знающего и уважающего традиции своей семьи, школы, родного края. Программа спецкурса реализуется в У-1Х классах и состоит из трех разделов: «Патриотизм начинается с малого», «Летопись природы родного края», «Культура родного края».

В рамках целенаправленной воспитательной работы мы предлагаем решать задачи патриотического воспитания посредством совместной организации педагогами и детьми праздничных мероприятий, организации волонтерской деятельности, совместной работы по патриотическому воспитанию семьи и школы.

Организационно-содержательный компонент модели выполняет воспитывающую, обучающую, развивающую и стимулирующую функции.

Эффективность воспитательного процесса возможна лишь тогда, когда педагог своевременно получает информацию о промежуточных результатах и вносит необходимые коррективы. Это положение объясняет необходимость введения диагностико-коррекционного компонента модели. В рамках данного компонента были определены критерии, показатели и уровни патриотической воспитанности.

Нами выделены следующие критерии патриотической воспитанности:

1. Когнитивный - позволяет определить объем, содержание, системность знаний патриотического характера.

2. Чувственно-ценностный - определяет уровень проявления интереса к вопросам патриотизма; внутреннюю привязанность человека к семье, друзьям, школе, Родине; сформиро-ванность ценностных ориентаций; сформированность убеждений и патриотической позиции личности.

3.Деятельностный - позволяет определить степень готовности личности действовать в соответствии с ее ценностными ориентациями и патриотической позицией.

Данный компонент модели выполняет диагностическую и коррекционную функции.

Считается, что качество любой деятельности оценивается по результату, это относится и к воспитанию. Результативный компонент тесно связан с целями, задачами, содержанием воспитательной работы. В рамках предложенной нами модели, результатом воспитания является личность патриота со сформированным отношением к ценностным ориентациям,

действующая в соответствии с ними, уважающая традиции своей семьи, любящая свою Малую Родину. Причем, необходимо отметить, что любовь эта должна проявляться не только в познавательном интересе к традициям и культуре, но и в стремлении к развитию того, что близко ребенку и, в конечном итоге, к самосовершенствованию.

Результативный компонент выполняет аналитическую и рефлексивную функции. Анализ результата воспитания необходим как педагогу, так и воспитаннику. Учащемуся необходимо прослеживать личностные изменения и корректировать свою деятельность в соответствии с идеалами. По нашему мнению, патриотическое воспитание не будет достигать своей цели без активной позиции самой личности.

Предложенная нами структурно-функциональная модель патриотического воспитания является многоуровневой динамической системой, состоящей из взаимосвязанных компонентов, позволяет представить процесс формирования патриотизма, соотнести цель с конечным результатом.

Библиографический список

1. Вырщиков, А. Патриотизм на службе у России // Воспитание школьников. - Москва. - 2006. - № 3.

2. Лесняк, В.И. Педагогическая система героико-патриотического воспитания личности в условиях становления гражданского общества: дис.

... д-ра. пед. наук. - Магнитогорск, 2006.

3. Лутовинов, В.И. Патриотическое воспитание молодежи: концепция, программа, организационно-методические основы. - М.: АПКиПРО, 2001.

4. Микрюков, В.Ю. Теоретико-методологические и практические основы военно-патриотического образования российских учащихся в современных условиях // Инновации в образовании. - Москва. - 2006. - № 6.

5. Юнг, К.Г. Психология бессознательного. - М.: Канон, 1996.

6. Сумерки богов / Сост. и общ. ред. А.А. Яковлева. - М.: Политиздат, 1989.

7. Закон Российской Федерации «Об образовании»: Федеральный закон от 13.01.1996 г. № 12-ФЗ. - М.: Издательство «Омега-Л», 2008.

8. Гальперин, П.Я. Лекции по психологии: учебное издание / П.Я. Гальперин. - М.: АСТ : КДУ, 2007.

9. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2004.

10. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2003.

11. Парсонс, Т. Система современных обществ / Т. Парсонс. Пер. с англ. Л.А. Седова, А.Д. Ковалева. - М.: Аспект Пресс, 1998.

12. Философский словарь / ред. И.Т. Фролов. - М.: Республика, 2001.

13. Никандров, Н.Д. Духовные ценности и воспитание в современной России // Педагогика. - Москва. - 2008. - № 9.

14. Кондаков, А. М. Духовно-нравственное воспитание в структуре Федеральных государственных стандартов общего образования // Педагогика. - Москва. - 2008. - №9.

15. Культура и культурология : словарь / сост. и ред. А.И. Кравченко. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.

Статья поступила в редакцию 19.12.09

УДК 53 (37.022)

Л.В. Пилипец, соискатель ТГСПА им. Д.И. Менделеева, г. Тобольск, E-mail: [email protected] ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ ФИЗИКЕ В БАЗОВОЙ ШКОЛЕ НА ОСНОВЕ СОФИЗМОВ И ПАРАДОКСОВ

В статье рассмотрена технология проблемного обучения с привлечением софизмов и парадоксов, как средства создания проблемной ситуации. Описывается конкретная ситуация, иллюстрирующая предлагаемую технологию, приведены примеры физических софизмов и парадоксов.

Ключевые слова: технология, проблемное обучение, проблемная ситуация, мышление, софизм, парадокс.

В настоящее время осознан и сформулирован новый акцент в понимании триединства целей образования: важнейшей целью процесса обучения является развитие личности учащегося. Приобретение же знаний, умений и навыков понимается как средство этого развития. Социальный заказ общества, заключающийся, прежде всего, в требовании формирования в условиях школы активной, самостоятельной, культурной личности, изменил отношение педагогической общественности, как к содержанию образования, так и к системе методов и средств обучения. Кроме того, для развития личности учащегося необходимо, чтобы сам ученик из объекта учебно-воспитательного процесса превратился в субъект, проявляющий свою самостоятельность и активно взаимодействующий с учителем.

Школа ищет новые пути и формы улучшения качества преподавания физики. Эффективность и качество работы педагога и школы определяется, прежде всего, тем, насколько реально выпускник подготовлен для дальнейшего образования. Одним из возможных способов решения данной задачи может служить использование технологии проблемного обучения с использованием физических софизмов и парадоксов.

Проблемным названо обучение, при котором учитель, создавая проблемные ситуации и

организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки. Это обучение направлено на формирование познавательной самостоятельности учащихся, развитие их логического, рационального, критического и творческого мышления и познавательных способностей. Опираясь на закономерности психологии мышления, логику научного исследования, оно способствует развитию интеллекта учащегося, его эмоциональной сферы и формированию на этой основе мировоззрения, что и является главным отличием проблемного обучения от традиционного объяснительно-иллюстративного обучения. В данном случае предполагается не только усвоение результатов научного познания, но и рассмотрение самого пути познания, способов творческой деятельности. В основе проблемного обучения лежит личностно-деятельностный принцип организации процесса обучения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С точки зрения психологии сущность проблемного обучения заключается в следующем - проблемное обучение есть

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.