Научная статья на тему 'Гражданско-патриотическое воспитание в профильном географическом образовании: методические основы'

Гражданско-патриотическое воспитание в профильном географическом образовании: методические основы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
432
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ / ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / CIVIL AND PATRIOTIC EDUCATION / CITIZENSHIP / GEOGRAPHICAL EDUCATION / CIVIC AND PATRIOTIC RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнова Оксана Владимировна, Дудышева Анна Анатольевна

В статье представлена авторская методическая система реализации гражданско-патриотического воспитания в профильном географическом образовании, отвечающая идеям культурологического личностно ориентированного обучения. Рассмотрено становление гражданственности и патриотизма в профильном географическом образовании через целевой, содержательный, процессуальный и результативно-оценочный компоненты методической системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смирнова Оксана Владимировна, Дудышева Анна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гражданско-патриотическое воспитание в профильном географическом образовании: методические основы»

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Смирнова О. В., Дудышева А. А. Гражданско-патриотическое воспитание в профильном географическом образовании: методические основы J/ Концепт. - 2015. - № 06 (июнь). - ART 15220. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15220.htm. - ISSN 2304-120X.

ART 15220 УДК 37.035.6:372.891

Смирнова Оксана Владимировна,

кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», г. Нижний Новгород [email protected]

Дудышева Анна Анатольевна,

магистрант 2-го года обучения ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», г. Нижний Новгород [email protected]

Гражданско-патриотическое воспитание в профильном географическом образовании: методические основы

Аннотация. В статье представлена авторская методическая система реализации гражданско-патриотического воспитания в профильном географическом образовании, отвечающая идеям культурологического личностно ориентированного обучения. Рассмотрено становление гражданственности и патриотизма в профильном географическом образовании через целевой, содержательный, процессуальный и результативно-оценочный компоненты методической системы. Ключевые слова: географическое образование, гражданско-патриотическое воспитание, гражданская позиция, гражданско-патриотическая ответственность. Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

В современном профильном географическом образовании вопросам воспитания гражданственности, патриотизма, нравственных качеств учащихся отводится важнейшее, общегосударственное значение. Это обусловлено функциями гражданско-патриотического воспитания как воспитания, реализующего непосредственную связь обучения и воспитания с социальной жизнью гражданского общества, формированием всесторонне развитой, морально-нравственной личности.

Государственная образовательная политика современной России направлена на формирование гражданско-патриотического общества, что выражается в разработке государственных концепций и программ («Концепция модернизации российского образования на период до 2015 года», «Национальная доктрина образования в Российской Федерации», Федеральная целевая программа «Молодёжь России (2012-2016 годы)», государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы» и др.), организации и проведении мероприятий общероссийского масштаба. Все это подчеркивает актуальность проблемы гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения. Существенные возможности реализации гражданско-патриотического воспитания имеет профильное географическое образование, содержание которого направлено на развитие культурной личности, способной проявлять высокий уровень гражданско-патриотической ответственности. Однако анализ методической литературы и школьной практики позволил сделать вывод о недостаточной разработанности методики гражданско-патриотического воспитания в профильном географическом образовании, ее фрагментарности. В рамках работы над магистерской диссертацией нами была сконструирована целостная авторская методическая система, направленная на решение

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Смирнова О. В., Дудышева А. А. Гражданско-патриотическое воспитание в профильном географическом образовании: методические основы J/ Концепт. - 2015. - № 06 (июнь). - ART 15220. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15220.htm. - ISSN 2304-120X.

данной проблемы. Методическая система (см. рисунок) разработана на двух взаимосвязанных уровнях: теоретико-методологическом (идеи, подходы и принципы, положенные в основу методики реализации гражданско-патриотического воспитания) и методическом, включающем целевой, содержательный, процессуальный и результативно-оценочный компоненты. Методологической основой разработки методической системы являются идеи гуманизации образования, геоаксиологизации и средовые идеи.

Идея гуманизации основана на приоритете общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитании гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.

Идея геоаксиологизации способствует проявлению географических чувств и географических переживаний, географически окрашенных потребностей и мотивов, означиванию географического пространства, осознанию событийности, происходящих в нем социокультурных явлений, восприятию духовных символов географической среды, что составляет опорный каркас для становления гражданственности и патриотизма [1].

Средовые идеи рассматриваются как пространство, средство и условие становления личности ребенка [2-3]. Они способствуют осмыслению, пониманию и осознанию важности гражданско-патриотической ответственности как качества личности, а также ее роли в обеспечении устойчивого развития. В основу методической системы положены культурологический и личностно-деятельностный подходы, которые базируются на признании индивидуальности, самобытности каждого человека, его развитии как индивида, наделенного субъектным опытом.

Среди дидактических принципов, направленных на реализацию гражданско-патриотического воспитания в профильном географическом образовании, нами определены:

1. Принцип гуманизации. Означает приоритет общечеловеческих ценностей, обращение к личности учащегося, становление его жизненной позиции. Основу гуманизации образования составляет воспитание у учащихся таких качеств, как человеколюбие, признание за обучаемыми права на всестороннее развитие.

2. Принцип культурно-исторической преемственности. Формирует культуру личности, предполагая усвоение молодежью культурно-исторических особенностей своего края, изучение природного и культурного наследия края, его обычаев и традиций.

3. Принцип социализации подразумевает процесс становления личности, знающей свое общество, моральные установки на основе установления доверительных, субъект-субъектных отношений.

4. Принцип гражданско-патриотической обоснованной деятельности предполагает развитие творческой, коммуникативной, практико-ориентированной деятельности, направленной на формирование гражданина России. Данный принцип учитывает возможные последствия своей деятельности для окружающей среды и общества и основан на идее воспитания гражданской культуры личности через личную, социально-групповую и общественную созидательную деятельность.

5. Принцип экологизации обеспечивает взаимосвязь содержания гражданско-патриотического воспитания с идеями геоэкологической науки, развивающейся в русле экологизации географии. Как отмечает профессор Н. Ф. Винокурова, вклад школьной географии в гражданское воспитание определяется в том числе и реализацией её экологического потенциала - раскрытием разнообразных взаимоотношений человека и природы на различных территориальных уровнях, в различные исторические эпохи, экологических проблем, ценностей и норм, экологических императивов, экологической ответственности [4].

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Смирнова О. В., Дудышева А. А. Гражданско-патриотическое воспитание в профильном географическом образовании: методические основы J/ Концепт. - 2015. - № 06 (июнь). - ART 15220. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15220.htm. - ISSN 2304-120X.

6. Принцип самоидентификации предполагает актуализацию чувства принадлежности учащихся к определенной культуре, к своей малой родине на основе понимания уникальных особенностей своей родины, а также природо- и культуросообраз-ной деятельности.

7. Принцип нравственного выбора реализуется в формировании нравственной позиции личности на основе моральных норм поведения. Принцип основан на важнейших нормативно-правовых аспектах, определяющих взаимоотношение между человеком (обществом) и природой.

8. Принцип проблемности ориентирован на становление гражданско-патриоти-ческой ответственности учащихся посредством решения реальных геоэкологических проблем своей родины. Принцип реализуется через создание проблемных личностно-смысловых ситуаций (Н. Ф. Винокурова, Н. Н. Демидова) гражданско-патриотической направленности.

9. Принцип персонификации предполагает включение в содержание персоналий знакомство учащихся с деятельностью великих соотечественников, с именами которых связаны культурно-географические особенности территории родины. Принцип является существенным условием развития у школьников чувств: гордости, любви к родине, ответственности за свой Нижегородский край [12].

10. Принцип родиноведения (краеведческий) принцип. Краеведение помогает видеть красоту природы, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края. А это имеет огромное значение для воспитания патриотизма.

11. Принцип толерантности выражается в овладении учащимися культурой межличностных отношений. Стремление и способность к установлению и поддержанию общности с людьми, которые отличаются в некотором отношении от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений.

Выделенные принципы определили второй - методический - уровень методической системы реализации гражданско-патриотического воспитания в профильном географическом образовании.

Целевой компонент методической системы определен в соответствии с идеей о триединстве целей образования и представлен целью-идеалом, целью-средством и личностно ориентированной целью. Цель-идеал адекватна цели современного географического образования. Она развивает культурологические и экологические идеи школьного географического образования и выражается в становлении географической и экологической культуры учащихся как составных частей общечеловеческой культуры. Цель-средство определяется планируемыми результатами обучения и воспитания в процессе формирования гражданственности и патриотизма как качеств личности. Цель-субъект направлена на развитие и становление гражданско-патриотической ответственности учащихся.

Отбор содержания опирается на принципы экологизации, проблемности, персонификации, культурно-исторической преемственности, реализующие культурно-экологический подход и средовые идеи личностно ориентированного образования. Отобранное содержание способствует «погружению» школьников в реальную социопри-родную среду и реализации учащимися разнообразной гражданско-патриотической деятельности как на уровне родного края, так и на уровне России в целом. Структурирование содержания определялось исходя из логико-дидактического анализа знаний, предложенного М. К. Ковалевской [5]. Структура содержания включает базовые теоретические, эмпирические и методологические знания о родном крае.

Теоретико-методологические основания, конструирования методической системы. Идеи: гуманизации, геоаксиологизации, средовые Подходы: культурологический, личностно-деятельностный

Принципы: гуманизации, социализации, самоидентификации, экологизации, толерантности, гражданско-патриотической обоснованной деятельности, нравственного выбора, проблемностн, персонификации, культурно-исторической преемственности, родиноведения

Структура методической системы

Компоненты

Целевой

Цель-идеал: становление

географической культуры.

Цель-средство:

планируемые результаты

обучения

Цель-субъект:

формирование

гражданско-

патриотической

ответственности

Содержательный

-познавательный,

-ценностно-

нормативный,

-деятельносшый,

-личностный

Процессуальный

Этапы гражданской культуры

(по Т.И. Власовой):

-ыотиЕационно-

ценностный,

-когнитивный,

-поведенческий

Технологический

Технология проектного обучения (по В.В. Ннколиной): -проект гражданской самоиденшфнкацин, -проект утверждения гражданских позиций,

- проект гражданско-

обоснованнои

деятельности

Результативно-оценочный

Критерии сформированное™ гражданско -патриотнче ской ответственности: - Интеллектуальный (знания-осознанность); - Оценочно -эмоциональный (нравственное отношение); - Поведенческий

(гражданско-патриотическая ответственность)

Рис.1 Методическая система формирования гражданско-патриотического воспитания в профильном географическом образовании

О

ш л

"о о

О Y

í¡

ч/ >

"2 ra

н

р ID

Й -с а о i nxi Í

5 • pí

Ю 1 O- (b O NO t

^ o O JJ1 tí §

r\j

00

^ 1 o "K

ts) v?

3 О, с С

■ ___-С

I с: П> 01

-L s D Q

й! ¡ >

Ni . о

Sg i

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а

No ¡E No С

P F

I

-23-s

■»■oc

3

l * !S с 5 cn> § gonj D o

с

§ § lío

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Смирнова О. В., Дудышева А. А. Гражданско-патриотическое воспитание в профильном географическом образовании: методические основы J/ Концепт. - 2015. - № 06 (июнь). - ART 15220. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15220.htm. - ISSN 2304-120X.

Содержательный компонент методической системы представлен: когнитивным (знания о природосоциокультурном пространстве России, культурно-историческом освоении территории, культурных ландшафтах, традициях, экологических проблемах и путях их решения, природном и культурном наследии России, устойчивом развитии территории, роли наших соотечественников-патриотов в развитии России); ценностно-нормативным (общечеловеческие нормы, мораль, толерантность, духовные и культурные ценности); деятельностным (гражданско обоснованные способы жизнедеятельности) и личностным (результаты гражданско-патриотического воспитания учащихся средствами профильного географического образования, полученные в ходе их деятельности в рамках кружка «Я патриот Нижегородского края») аспектами.

Процессуальный компонент отражает этапы формирования гражданско-патрио-тической культуры личности [2]: мотивационно-ценностный, когнитивный, волевой:

1) мотивационно-ценностный предполагает мотивацию и гражданско-патриоти-ческую самоидентификацию; обеспечивает формирование общего представления учащихся о понятиях «гражданственность», «патриотизм», «любовь к родине», «ответственность за родной край»;

2) когнитивный - предполагает осмысление, осознание и выработку гражданской позиции; ориентирован на взгляды, идеи, убеждения как результат функционирования гражданского сознания, которые складываются в гражданское мышление;

3) поведенческий - становление гражданско-патриотической ответственности и осуществление гражданских поступков; «погружение» учащихся в мир реальных проблем своей родины и реализация ответственности.

Технологический компонент методической системы построен с учетом специфики содержательного компонента и базируется на технологии проектного обучения. Применение в качестве методологической основы нашего исследования культурологического подхода обращает особое внимание на выбор соответствующего дидактического инструментария - форм, методов и методических приемов реализации гражданского воспитания учащихся. Подчеркнем, что в нашем исследовании они комплиментарны целям и содержанию, соотносятся со спецификой каждого выделенного нами этапа и направлены на последовательное формирование гражданско-патриотической ответственности. Отобранные нами методы входят в дидактический арсенал личностно ориентированного обучения и вместе обеспечивают комплексное, разностороннее развитие всех сфер сознания личности при изучении географии родного края. Итак, ключевая роль в нашем исследовании принадлежит созданию диалоговых ситуаций при помощи различных видов диалога, проблемно ориентированных ситуаций, группе методов и методических приемов, разработанных специалистами в области экологической психологии С. Д. Дерябо и В. А. Левиным (методы, классифицируемые по различным сферам сознания личности) [6], а также методам формирования эмоционально-ценностного отношения, разработанным доктором педагогических наук В. В. Николиной [7].

Одним из важнейших направлений модернизации системы образования в России становится переход к старшей профильной школе. В соответствии с Концепцией модернизации российского образования и концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования необходимым условием перехода к профильному обучению становится введение в учебный процесс элективных курсов. Такие курсы являются средством дифференциации и индивидуализации обучения и позволяют более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся. Элективные курсы, в том числе и практико-ориентированные, призваны стать тем «образовательным пространством», способствующим самоопределению учащихся в дальнейшей

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Смирнова О. В., Дудышева А. А. Гражданско-патриотическое воспитание в профильном географическом образовании: методические основы J/ Концепт. - 2015. - № 06 (июнь). - ART 15220. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15220.htm. - ISSN 2304-120X.

жизни. Ориентируясь на эти задачи, мы разработали элективный курс «Я патриот Нижегородского края». Элективный курс как форма организации учебного процесса, рассчитанная на самостоятельную исследовательскую деятельность, решение творческих задач и практическое воплощение этих решений, приобретает особое значение в восстановлении гражданской ответственности. Он создает познавательную, ценностную, деятельностную основу для решения проблем гражданско-патриотической тематики.

Элективный курс «Я патриот Нижегородского края» обеспечивает функционально полное раскрытие взаимодействия человека и природы на разных территориальных уровнях: региональном, локальном на основе принятия гражданско-патриоти-ческих норм и ценностей. Авторский элективный курс «Я патриот Нижегородского края» дополняет и обогащает основной курс географии России идеями культурологического личностно ориентированного обучения и направлен на выработку у учащихся чётко сформированной гражданско-патриотической позиции, развитие духовно-нравственных качеств, эколого-географических знаний о родном крае и гражданско-патриотической обоснованной деятельности.

Разработанный элективный курс имеет четкую последовательность и логику построения учебного материала. В соответствии со спецификой процессуального компонента методической системы реализации гражданско-патриотического воспитания в профильном географическом образовании, элективный курс включает несколько этапов. Каждому из этапов соответствуют конкретные методы и методические приемы обучения, а также ответствующая целям конкретного этапа проектная технология.

На мотивационно-ценностном этапе происходит мотивация и самоидентификация учащихся, ориентация на ценностные установки, такие как гражданственность, патриотизм, уважение прав и достоинства человека; сотрудничество; терпимость; справедливость; открытость; честность; законопослушание; ответственность. На данном этапе реализуется учебный проект гражданско-патриотической самоидентификации «Что значит быть гражданином, патриотом?».

Второй - когнитивный - этап характеризуется формированием гражданско-пат-риотической позиции и включает в себя взгляды, идеи, убеждения как результат функционирования гражданско-патриотического сознания, которые складываются в гражданско-патриотическое мышление. Реализуются проекты утверждения гражданско-патриотических позиций: «География Нижегородского края в лицах»; «Природное и культурное наследие малой родины».

На поведенческом этапе осуществляется гражданская социально преобразующая деятельность и проявляется осознанная гражданская ответственность учащихся за родной край. Этап направлен на накопление опыта реальных социально значимых дел, участие в гражданских объединениях, акциях, сохранение природной и культурной среды народа и малой родины. Именно в такой деятельности проявляется приверженность нормам, идеалам. На данном этапе осуществляется проект «Нижегородский край третьего тысячелетия».

Результативно-оценочный компонент уточнялся на основе исследований И. Я. Лернера (знания), В. Н. Мясищева (нравственное отношение), А. А. Лощиловой (гражданско-патриотическая ответственность).

Разработанная авторская методическая система гражданско-патриотического воспитания в профильном географическом образовании проходит апробацию в школе № 178 г. Н. Новгорода и показывает высокие результаты.

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Смирнова О. В., Дудышева А. А. Гражданско-патриотическое воспитание в профильном географическом образовании: методические основы J/ Концепт. - 2015. - № 06 (июнь). - ART 15220. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15220.htm. - ISSN 2304-120X.

Ссылки на источники

1. Винокурова Н. Ф. Геоэкологическое образование - вектор инноваций обучения географии в контексте идей устойчивого развития // Инновационные процессы в современной географии: научные и образовательные аспекты: материалы междунар. науч.-практ. конф., Н. Новгород, 25-27 октября 2012 года. - Н. Новгород: ООО Типография «Поволжье», 2012. - С. 437-447.

2. Мануйлов Ю. С. Средовой подход в воспитании. - 2-е изд., перераб. - М., 2002. - 157 с.

3. Щуркова Н. Е. Культура современного урока. - М., 2000. - 112 с.

4. Винокурова Н. Ф. Указ. соч.

5. Ковалевская М. К. Логико-дидактический анализ научного географического знания как метод построения учебного предмета // Новое в педагогических науках. - М., 1980. - № 2. - С. 98-112.

6. Дерябо С. Д. Экологическая педагогика и психология. - Ростов н/Д., 1996. - 480 с.

7. Николина В. В. Теоретические проблемы личностно-ориентированного географического образования // География - школе: сб. науч. тр. - СПб., 2000. - С. 19-24.

Oksana Smirnova,

Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor, Nizhny Novgorod Teacher Training State University after K. Minin, Nizhny Novgorod [email protected] Anna Dudysheva,

Master student, Nizhny Novgorod Teacher Training State University after K. Minin, Nizhny Novgorod [email protected]

Civil-patriotic upbringing in specialized geographic education: methodological grounds Abstract. The paper presents the author's methodical system of realization of civil-patriotic education in specialized geographic education that meets the cultural ideas of student-oriented learnings. The authors view formation of civic consciousness and patriotism in the relevant geographic education through targeted, meaningful and effective procedure and evaluation methodological components of the system. Key words: geographical education, civil and patriotic education, citizenship, civic and patriotic responsibility. References

1. Vinokurova, N. F. (2012) "Geojekologicheskoe obrazovanie - vektor innovacij obuchenija geografii v kontekste idej ustojchivogo razvitija", Innovacionnye processy v sovremennoj geografii: nauchnye i obra-zovatel'nye aspekty: materialy mezh-dunar. nauchn.-prakt. konf., N. Novgorod, 25-27 oktjabrja 2012 goda, OOO Tipografija "Povolzh'e", N. Novgorod, pp. 437-447 (in Russian).

2. Manujlov, Ju. S. (2002) Sredovojpodhod v vospitanii, 2-e izd., pererab., Moscow, 157 p. (in Russian).

3. Shhurkova, N. E. (2000J Kul'tura sovremennogo uroka, Moscow, 112 p. (in Russian).

4. Vinokurova, N. F. (2012) Op. cit.

5. Kovalevskaja, M. K. (1980) "Logiko-didakticheskij analiz nauchnogo geograficheskogo znanija kak metod postroenija uchebnogo predmeta", Novoe vpedagogicheskih naukah, Moscow, № 2, pp. 98-112 (in Russian).

6. Derjabo, S. D. (1996) Jekologicheskaja pedagogika ipsihologija, Rostov n/D., 480 p. (in Russian).

7. Nikolina, V. V. (2000) "Teoreticheskie problemy lichnostno-orientirovannogo geogra-ficheskogo obra-zovanija", Geografija - shkole: sb. nauch. tr., St. Petersburg, pp. 19-24 (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»^ЯЛ

Поступила в редакцию Received 25.06.15 Получена положительная рецензия Received a positive review 26.06.15

Принята к публикации Accepted for publication 26.06.15 Опубликована Published 29.06.15

www.e-koncept.ru

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Смирнова О. В., Дудышева А. А., 2015

5779343120359

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.