9. Туев В.В. Социально-культурная деятельность как понятие (включение в дискуссию) // Ученые записки / Под науч. ред. Т.Г. Киселевой, В.И. Чер-ниченко, Н.Н. Ярошенко. - М.: МГУКИ, 2001. - Вып. 23. - С. 25-39.
10. Тюков А.А. Организационные обучающие игры и моделирование процессов социального развития личности // Игровое моделирование. - Новосибирск, 1987.
11. Чепурных Е.Е. Детские общественные организации в новом веке. // Воспитание школьников - 2004. - № 3. - С. 2-9, 52.
12. Шуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. - М.: Пед. общ. России, 1998. - 48 с.
13. Щуркова Н.Е. Некоторые методы изучения воспитанности школьников. - М., 1990.
14. Ярошенко Н.Н. Педагогические парадигмы социально-культурной деятельности: уч. пособие. - М., 2004.
СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
© Редковникова Е.И.*
Средняя общеобразовательная школа № 4, Краснодарский край, Темрюкский район, ст. Курчанская
В статье представлен научно-исследовательский материал, доказывающий положительное влияние социокультурной деятельности школьников на развитие социально-культурной компетенции.
Активизация диалога культур, политических и экономических контактов между государствами повысила прагматическую значимость формирования социокультурной компетенции современного школьника. Ценным материалом в русле искомой проблемы становится внеурочная деятельность школьников. Как показали наши многолетние исследования, именно внеурочная деятельность является основой для успешного формирования социокультурной компетенции школьников.
Социально-культурная деятельность - это социально и педагогически организованный гарант сохранения, развития и освоения культурных ценностей, повышения уровня воспитанности, создания благоприятной основы для социально-культурных инноваций и инициатив.
Проведенный нами анализ литературных источников по искомой проблеме акцентировал данные о том, что успех детей и учащейся молодежи совре-
* Учитель начальных классов.
менности во многом зависит от их включения их в активную социально-культурную деятельность, т.к. именно в деятельности осваиваются и развития культурные ценности, создаются благоприятные основы для инициатив -формируется нормативная личность. Для формирования социокультурной компетенции потребуется такая организация педагогического процесса, при которой каждый из учащихся осознает себя активным субъектом деятельности, чей творческий потенциал востребован окружающими. А именно:
- деятельность способная «погрузить» обучаемого в социальную среду, искусственную или естественную, обеспечивающая возможность выхода за границы учебной среды;
- действия имеющие «открытый» характер, поощряющие различные подходы к решению социокультурных проблем;
- методы, обеспечивающие опыт общения, взаимодействия и широкого поиска информации;
- стимуляция коммуникативно-познавательной деятельности, межличностного общения как условие решения задач социального характера и т.д.
Участие школьников в социокультурной деятельности - это процесс повышения уровня воспитанности в разных сферах жизнедеятельности: это способ научения правильно жить в социальном пространстве прав и обязанностей, возможность продемонстрировать свою уникальность. Т.к. именно социально-культурная деятельность является социально и педагогически организованным гарантом сохранения, развития и освоения культурных ценностей, создания благоприятной основы для социально-культурных инноваций и инициатив, формирующая в целом социокультурную компетентность.
Чтобы рассмотреть взаимодействие участников образовательного процесса в условиях школы, возникла необходимость продумать этапы и стадии технологии организации социально-культурной деятельности школьников. Процесс социокультурного воспитания школьников нами был представлен в функциональную модель «Ситуация процесса социально-культурного воспитания личности» (Е.В. Крохмаль).
Анализ специальной литературы и собственных наблюдений убедил нас в том, что педагогическая ситуация социокультурного воспитания учащегося начальной школы в ее образовательном процессе имеет структуру, основными компонентами которой являются: готовность наставника (педагога) к обеспечению педагогического руководства социокультурного воспитания учащихся; готовность учащегося к действиям, в ходе которых происходит образование полноценных социокультурных качеств; наличие и доступность средств формирования и развития социокультурных качеств.
Готовность наставника состоит из трех компонентов. Первый компонент - его педагогическая образованность, информированность о социокультурном воспитании учащихся, которые в совокупности представляют собой социокультурные свойства.
Готовность учащегося складывается из состояния его социализованно-сти, потребностей, желаний, его целей им потребностей общества. При построении программы деятельности учащихся в соответствующем компоненте образовательного процесса отбираются те социальные качества, которыми воспитанник должен обладать, находясь еще в школе, и те, которые ему потребуются, когда он выйдет из нее в самостоятельную жизнь, а именно теоретические, эмоциональны, ценностные, коммуникативные.
Каждая из этих групп, в свою очередь, разбивается на две подгруппы -средства предъявления содержания и средства преобразования предъявленной (изучаемой) информации. Средства освоения компонентов социокультурного воспитания переходят в подготовленность процесса социокультурного воспитания.
На начальном подготовительно-диагностическом этапе наших исследовательских действий, происходило осознание учащимися, учителями и родителями учащихся необходимости в создании детской организации в условиях школы способствующей развитию полноценной, нормативной личности. Особое внимание здесь уделялось психологической и практической подготовке учащихся к осуществлению процесса соуправления и самоуправления. Далее, нами был проведен анализа сил и возможностей всех участников образовательного процесса по проблеме исследования. Для этого мы воспользовались анкетами М.И. Рожкова, которые в ходе исследования видоизменили.
Анкетирование учащихся, опрос их родителей о создании организованных действий направленных на социокультурное воспитание младших школьников подтвердили необходимость и значимость нашей педагогической идеи, помоги выявить направления и перспективы ее исследовательской деятельности.
На проектно-формирующем этапе был проведён анализ материальных, организационных и технических ресурсов, а также обсуждены предполагаемые трудности и пути их преодоления.
На организационно-методическом этапе создания организационных действий было проведено общее собрание родителей и учащихся, где в совместной деятельности мы:
- определили цели и задачи деятельности младших школьников;
- разработали программу социокультурной деятельности;
- обозначили механизмы и способы решения поставленных педагогических задач;
- продумали технологию выявления лидеров;
- определили технологии сплочения коллектива;
- продумали и утвердили тематику и формы проведения различных внеурочных занятий.
На опытно-экспериментальном этапе отметился высокий уровень активности всех участников педагогического процесса и их практической вклю-
чённости в решение ряда воспитательных задач, а именно: повышение грамотности родителей в вопросах воспитания «нормативной» личности, их готовности к воспитательной работе со школьниками; оказание помощи родителям в формировании уровня социокультурной воспитанности школьников.
На этапе оценочно-контролирующем, эффективность работы прослеживалась по следующим показателям, воспитательной работы в образовательном учреждении. Текущий и этапный контроль, оценка полученных результатов, и оценка эффективности социокультурного воспитания личности школьника, а именно:
1. укрепление нравственного здоровья школьников;
2. ранее выявление и предупреждение развития пограничных состояний отклоняющегося поведения;
3. снижение отклонений в поведении;
4. совершенствование нравственного развития;
5. положительный настрой к разным видам деятельности;
6. комфортность и психологический климат.
Оценочно-контролирующий этап дал возможность провести детальный
анализ воспитательной работы, по формированию социокультурного уровня воспитанности учащихся, социокультурных компетенций.
После анализа полученных результатов наметился план дальнейших действий, который перерос в программу предупреждения развития отклоняющегося поведения школьников.
В результате педагогического эксперимента, как показали наши исследования, произошло:
- значительное улучшение психоэмоционального состояния как у учащихся;
- уровень педагогической комфортности в системе «учитель-ученик» улучшился;
- у детей возрос уровень мотивации к получению знаний по вопросам формирования «нормативного» поведения школьников при условии не авторитарного стиля обучения;
- достоверно повысился уровень знаний по вопросам «нормативного» поведения и здорового образа и стиля жизни;
- возрос у учащихся уровень социокультурной активности.
Заключительный этап соответствовал стадиям самореализации учащихся в процессе формирования социокультурной компетенции.
Развитие социокультурной компетенции играет особую роль в современном мире, где нередко обостряются межнациональные отношения, где большое значение имеют патриотическое и интернациональное воспитание. Социокультурная компетенция предполагает готовность и умение жить и взаимодействовать в современном многокультурном мире.
Таким образом, социокультурная деятельность - это условие нормативного воспитания личности в разных сферах жизнедеятельности, способ на-
учения правильно жить в социальном пространстве прав и обязанностей, возможность продемонстрировать свою уникальность.
Список литературы:
1. Авдеев В.В. Формирование команды. - М.: Сфера, 1998.
2. Алиева Л.Д. Детское движение в воспитательном пространстве сельского социума / Л.Д. Алиева // Внешкольник. - 2002. - № 10. - С. 23-24.
3. Герасимова Л.А. Воспитание социальной активности детей в учреждении дополнительного образования: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. -Оренбург, 2003. - 22 с.
4. Жарков А.Д. Организация культурно-просветительной работы: уч. пособие. - М.: Просвещение, 1989.
5. Жарков А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: Учебник для ВУЗов / А.Д. Жарков. - М.: Изд. дом МГУКИ, 2007. - 480 с.
6. Крохмаль Е.В. Социально-культурное воспитание сельских школьников средствами детской организации / Е.В. Крохмаль // Вестник Института им. Рос-синского: ежегодный науч. и инф. журнал. - Краснодар, 2011. - С. 32-39.
7. Крохмаль Е.В. Социокультурное воспитание сельских школьников средствами детской организации: технологические условия // Social science. Общественные науки. Всероссийский научный журнал. - М.: Из-во «МИИ Наука», 2011. - № 10.
8. Крохмаль Е.В. Технологические условия процесса социализации учащихся средней общеобразовательной школы // Единое образовательное пространство как фактор формирования и воспитания личности: материалы V Все-рос. студ. науч.-практ. конф.: в 2 ч. / отв. ред. С.А. Алентикова. - Рязань: Ря-зан. гос. ун-т им. С.А. Есенина, 2011. - Ч. 1.
9. Крохмаль Е.В. Формирование развивающей социально-культурной среды общеобразовательного учреждения сельской школы // Suropean Social Science Journal («Европейский журнал социальных наук»). - Рига; М., 2011.
10. Крохмаль Е.В., Рослякова Н.И. Организация социально-культурной деятельности сельских школьников // Психология и педагогика: актуальные проблемы и тенденции развития: материалы Междунар. заочной науч.-практ. конф. - Новосибирск: Априори, 2011.
11. Крохмаль Е.В., Рослякова Н.И., Социально-культурная деятельность как средство предупреждения развития отклонений в поведении учащихся сельской школы / Е.В. Крохмаль, Н.И. Рослякова // Отклоняющееся поведение человека с современном мире: проблемы и решения: материалы II Международной заочной научно-практической конференции. - Владимир, 2011. -С. 421-434.
12. Кубань: Молодёжная политика и движение: Тезисы докл. на краевой науч.-практ. конф. «Молодежь и реформы: хозяева или рабы?» / Под ред. Н.Г. Денисова и др. - Краснодар, 1999. - 184 с.
13. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса // Собр. Соч.: в 8 т. - М., 1983.
14. Максютин Н.Ф. Гармония. Система. Специфика формы: Избранные лекции по курсу «Социально-культурная деятельность». - Казань: Медицина, 2000. - 80 с.
15. Максютин Н.Ф. Культура. Досуг. Социально-культурная деятельность: учебное пособие. - Казань, 1999. - С. 77.
16. Маленкова Л.И. В чем смысл педагогического взаимодействия школы и семьи // Домашнее воспитание. - 1999. - № 4. - С. 3-7.
Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. - М.: Пед. общ. России, Издат. дом «Ноосфера», 1999. - 300 с.
17. Маленкова Л.И. Воспитание: взаимодействие с семьей школьника. // Домашнее воспитание. - 2001. - № 1. - С. 10-16.
18. Малиночка Э.Г. Установление обратной связи в педагогическом процессе // Современные проблемы школьной и вузовской педагогики. - М.; Краснодар, 1998.