12. Петрова, Т. И. Педагогические условия реализации регионального компонента содержания экологического образования / Т. И. Петрова // Автореферат дис. канд. пед. наук. - Уфа, 2000. - 22 с.
13. Токарева, И. Ф. Содержание, формы и методы экологического образования школьников в процессе изучения предмета «Химия и экология» с учетом регионального компонента / И. Ф. Токарева // Автореферат дис, канд. пед. наук. - Уфа 2001.- 18 с.
14. Байгулова, Г. С. Формирование у студентов готовности к реализации экологического образования младших школьников / Г. С. Байгулова // Автореферат дис. канд. пед. наук, - Уфа, 2001.-21 с.
15. Бакирова, А. М. Педагогические условия подготовки студентов к учебноконструкционной деятельности с использованием компьютерных технологий / А. М. Бакирова // Автореферат дис. канд. пед. наук. - Уфа, 2001. - 19 с.
16. Березина, Е. С. Экологическое образование в школе и вузе / Е. С. Березина // Материалы электронной конференции «Новости научной мысли - 2006». -Режим доступа: http://www.rusnauka.com.
УДК 378
М. М. Исаева
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЯ К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Школа в современном обществе является одним из ведущих институтов воспитания подрастающего поколения. Благодаря всеобщности щкольного образования, оно является стержнем, вокруг которого воссоздается система общественного самосознания. Школа должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений в российском обществе, средством формирования новых жизненных установок личности. Разработка концептуальной базы воспитания школьников является одной из приоритетных задач педагогики.
Радикальные экономические, социальные, политические изменения в жизни общества в конце XX в. отразились на решении проблем воспитания. Воспитание в России традиционно служило гарантом стабильности общества, способствовало его прогрессивному развитию. Мировоззренческий кризис изменил представления людей о ценностях и идеалах воспитания личности в обществе. Недостаточная продуманность решений в области
воспитания и образования в 90-е годы XX в. явилась следствием того, что «воспитание фактически было изгнано из школы и внешкольных учреждений». Это привело к активному проявлению негативных сторон в поведении молодежи: низкая общая культура, воинствующий национализм при отсутствии патриотизма, агрессивность, рост числа самоубийств подростков, ранняя преступность, наркомания, про ституция и т. д.
Цели, содержание, формы, методы воспитания, сложившиеся в советской школе, оказались неадекватны новым образовательным условиям. Недостаточная просвещенность педагога как воспитателя на современном этапе развития общества явилась серьёзным просчетом в решении проблем воспитания. Неподготовленность педагога как воспитателя ведёт к его дисквалификации в этой важной сфере педагогической деятельности. Причины этого нам видятся в недостаточной вузовской подготовке учителя к воспитательной работе, а также в переподготовке учителя в системе повышения квалификации. Социологические исследования показывают рост творческой активности учителей как предметников, но при этом «каждый третий педагог испытывает серьёзные профессиональные трудности в общении и взаимодействии со школьниками вне урока, в ситуациях, где он оказывается в роли воспитателя».
Анализируя историко-педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что передовая педагогическая мысль в дореволюционной России сумела найти необходимые ориентиры в столь сложном деле как воспитание молодого человека, которые выразились в следующем: гармоничное развитие личности через физическое, умственное, нравственное, трудовое совершенствование; гуманистическая направленность процесса воспитания; корректирующее взаимодействие школы с воспитывающей средой. Важная роль в процессе воспитания принадлежит семье, формирование общечеловеческих ценностей (добросердечность, любовь, справедливость, прямодушие), ценностей христианства. В центре гуманистических подходов воспитания и развития всегда находилась личность как субъект педагогического процесса.
Педагоги XX в. разрабатывали и реализовывали на практике идеи воспитания человека в новых условиях. Гуманистические и демократические идеи, имеющиеся в педагогическом наследии России, способствовали практической деятельности педагогов этого периода. Анализируя научную, педагогическую и историческую литературу данного периода, мы можем говорить о том, что в советской педагогике сложилась своя специфическая система воспитания, воспитательной работы, которая имела свои тенденции, направления и соответствующие им формы и методы. При этом учитывались специфика и идеологические установки нового времени.
В современном процессе воспитания синтезируются многие педагогиче-кие подходы, предложенные педагогами-мыслителями и практиками в разные культурные периоды жизни общества.
Характеризуя воспитание, современные исследователи рассматривают его в широком и узком педагогическом смысле. В широком смысле воспитание определяется как целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека, включая воздействие общества на личность в целом (т. е. отождествление воспитания с социализацией). По мнению А. В. Мудрика, воспитание в узком педагогическом смысле есть воспитательная работа, целью которой является формирование у детей системы качеств личности, взглядов и убеждений.
Предметом нашего исследования является воспитание в узком смысле, а потому, говоря о проблеме формирования готовности учителя к воспитательной работе, нам важно было рассмотреть сущность понятия «воспитательная работа», В процессе исследования мы учитывали:
- актуальность содержания данного понятия и дальнейшего определения практических действий воспитательной работы в современных условиях;
- преемственность в изучении и использовании имеющегося российского опыта, которая дает возможность выбрать то, что может быть использовано в системе воспитательной работы в современных условиях, позволяет обеспечивать сохранение связи с прошлым, со всеми ценностями, ко торые накоплены в системе образования и воспитания;
- практическую эффективность и реальную перспективу; эффективность подтверждается глубоким анализом состояния воспитательной работы и использованием изученных форм, методов и приёмов воспитательной работы на практике;
- целостность, так как определение данной позиции вызвано законом диалектики целого и части.
Анализ научно-педагогической литературы показывает, что у большинства учёных нет строго разведения понятий «воспитательная работа», «воспитательная деятельность», «воспитательный процесс», «воспитательная система». Только некоторые учёные показывают соотношение данных понятий (И. А. Колесникова, Л. И, Маленкова, В. А. Сластенин, М. М. Поташник, Н. Е. Щуркова и др.).
На основе изученного, в качестве рабочего понятия «воспитательная работа» мы принимаем следующее: воспитательная работа - это целенаправленная деятельность педагога по созданию условий для организации совместной жизнедеятельности взрослых и детей с целью наиболее полного их саморазвития и самореализации.
Воспитательная работа в школе осуществляется по разным направлениям: воспитание в процессе обучения; организация внеклассной, внеурочной, внешкольной деятельности учащихся с привлечением родителей и всех заинтересованных людей в этом процессе; система дополнительного образования.
Большое влияние, на наш взгляд, на организацию воспитательной работы в образовательном учреждении оказывает морально-психологический климат школьного коллектива.
Современные условия и процесс гуманизации воспитания требуют от учителя переосмысления своей роли в воспитательно-образовательном процессе, работы над своим самосовершенствованием, перестройкой технологии воспитания, форм и методов работы с детьми.
В настоящее время известны несколько вариантов организации воспитательной работы в образовательных учреждениях.
3. Традиционный вариант, когда педагог имеет полную учебную нагрузку и классное руководство в одном классе.
2. «Освобождённый» вариант, когда классный руководитель может быть на параллели классов и вести уроки только в своём классе, а может и не являться учителем-предметником, и при этом организовывает воспитательную работу.
3. «Клубный» вариант, при котором школьная жизнь делится на учебную и воспитателыгую (клубную). Классный наставник не является предметником, занимается только воспитательной работой в одном или нескольких классах.
4. «Социум» - вариант, при котором воспитательной работой занимается классный организатор и социальный педагог, находящийся в штате образовательного учреждения. Классный организатор изучает учащихся, работает с педагогами-предметниками, организовывает коллектив и его деятельность через совет класса. Социальный педагог изучает учащихся во внеурочное время, работает с родителями, занимается организацией досуга и т. д.
Мы, придерживаемся традиционной точки зрения и считаем, что опыт организации воспитательной работы в детском коллективе под управлением классного руководителя оправдан сегодняшней социально-экономической ситуацией.
Отсутствие жесткой регламентации, предписаний свыше дает возможность классному руководителю для проявления инициативы и творчества в организации воспитательной работы. Эффективность результата данного процесса во многом зависит от продуманности воспитательных целей и задач. Назначение деятельности педагога-воспитателя проявляется в создании условий, способствующих разностороннему и гармоничному развитию личности школьника через участие школьника в разнообразных видах внеурочной деятельности: познавательной, спортивной, трудовой и т. д. Он также координирует и корректирует воздействие среды на личность ребенка.
Проведенный нами сравнительный анализ источников и литературы по организации воспитательной работы в начале 80-90-ых годов XX в. и середине 90-ых годов XX в. по настоящее время показывает, что современная школа дает возможность учителю самому выбирать свою позицию, устанав-
ливать стиль, тон отношений с учащимися. В процессе совместной деятельности между взрослыми и детьми устанавливаются отношения сотрудничества, которые направлены на их саморазвитие и самореализацию.
На основе анализа существующих подходов к организации воспитательной работы мы выделили особенности воспитательной работы, которые необходимо учитывать при формировании готовности педагога-воспитателя.
• Целенаправленное воздействие на разностороннее и гармоничное развитие личности ребенка через его участие в различных видах и формах воспитательной работы.
• Ориентированность воспитательной работы на конкретную личность, развитие индивидуальности каждого школьника, на создание условий его самореализации.
• Отсутствие жесткой регламентации при определении содержания, форм, методов и средств воспитательной работы.
• Осуществление воспитательной работы как в учебной, так и во внеучеб-ной деятельности.
• Свободный выбор форм жизнедеятельности школьника.
• Отсроченные результаты воспитательной работы (они проявляются не сразу, для этого требуется время и соответствующие условия).
• Результативность воспитательной работы определяется эмпирически через наблюдения за учащимися в различных ситуациях. Оценивается уровень развития индивидуальных качеств ребенка. Это все в совокупности способствует более естественной обстановке при общении, отсутствию напряжения, открытости при проведении воспитательной работы.
• Привлечение к организации воспитательной работы родителей и всех заинтересованных взрослых и др.
В исследованиях В. 3. Вульфова, М. И. Губановой, И. Д. Демаковой,
Н. Э. Касаткиной, Н. Е. Щурковой и др. указаны противоречия процесса воспитания и образования в современных условиях.
Принимая точку зрения авторов, мы обобщили и выявили три группы противоречий современного процесса воспитания, которые, на наш взгляд, необходимо учитывать в плане организации воспитательной работы: социальные, психологические и педагогические, которые, безусловно, взаимосвя заны между собой.
Социальные противоречия:
• между современной общественной ситуацией жизни личности и старой практикой подготовки ее к ней;
• между потребностью общества в сильных, активных, творческих, самостоятельных, адаптивных людях и отсутствием профессиональных кадров способных помочь им стать таковыми;
• между несоответствием профессиональных затрат специалиста с высшим образованием и его материальной заинтересованностью;
• между объективно возникающими конфликтами в отношениях личности и общества, государства и др.
Психологические противоречия:
• между быстрыми изменениями в жизни общества и медленным осознанием этих изменений личностью;
• между потребностями личности и возможностями их удовлетворения;
• между стремлением личности к проявлению своей индивидуальности и желанием быть принятой и признанной в группе и др.
Педагогические противоречия:
• между устоявшимися традициями авторитарной педагогики и стремлением перейти к личностно-ориентированной, гуманистически направленной технологии воспитания;
• между потенциальными возможностями системы воспитания и реально стью воспитательно-образовательной деятельности;
• между несоответствием требований, предъявляемых к личности педагога и условиями труда и др.
Вышеперечисленные противоречия подтверждают данные нашего исследования (150 руководителей общеобразовательных школ и более 100 старшеклассников 10-11-х классов г. Каспийска) на вопрос «Видите ли вы противоречия между школьным воспитанием и социальной действительностью?» ответили «Да» — 100% педагогов и школьников.
Наиболее выражено, по мнению педагогов и учащихся, противоречие между требованиями современного процесса воспитания и реальной жизнью в обществе, причем, для учащихся оно ощутимее (46%), чем для педагогов (41,5%). Для педагогов является более выраженным противоречие между общечеловеческими ценностями и ценностями, доминирующими в обществе (36,5%), 30% учащихся тоже видят данное противоречие.
Одной из ключевых фигур в системе воспитания является учитель, который должен разрешать существующие противоречия. Умение разрешать противоречия способствует профессиональному совершенствованию педагогической деятельности педагога-воспитателя.
Анализ официальных документов, научной и методической литературы, результатов педагогических исследований но изучаемой нами проблеме позволяет констатировать следующие тенденции в процессуальном и содер-ясательном насыщении воспитательной работы:
• повышение социального статуса воспитания в системе образования;
• внедрение режима поиска в педагогической деятельности как объективное условие существования разных воспитательных систем;
• обновление и качественное совершенствование процессов образования и воспитания на содержательном, структурном, технологическом уровнях;
• выделение инвариантных и вариантных компонентов воспитательно-образовательного процесса;
• индивидуализация и унификация воспитания;
• ранняя дифференциация с целью выявления склонностей учащихся к различным видам деятельности;
• подготовка и переподготовка учителя-воспитателя для работы в разных типах образовательных учреждений;
• укрепление и развитие воспитательных функций образовательных учреждений, расширение состава субъектов воспитания, координация их усилий, укрепление взаимодействия семьи и образовательных учреждений;
• развитие демократического стиля в воспитательно-образовательном процессе;
• повышение культуры межнациональных, межличностных отношений;
• формирование региональных, муниципальных и других систем воспитания на основе учета территориальных, социокультурных и национальных особенностей;
• использование отечественных традиций и современного опыта в области воспитания;
• формирование уважительного отношения к правам ребенка;
• содействие осуществлению прав родителей на участие в управлении обра зовательным учреждением; оказание помощи семье в решении проблем воспитания, развитие психолого-педагогического просвещения родителей;
• повышение уровня работы со средствами массовой информации и печати по вопросам воспитания детей;
• повышение уровня профессионального управления процессом воспитания и др.
Данные тенденции обусловлены различием образовательных, воспитательных потребностей ученика, уровнем воспитанности, состоянием их здоровья, спецификой мезо- и микросреды, особенностями педагогических установок школьного коллектива.
Мы поддерживаем точку зрения В. А. Караковского, который формирование готовности студентов и учителей к воспитательной работе рассматривает как длительный процесс и результат развития профессиональных и личностных качеств учителя, выражающихся в осознанном, положительном отношении к воспитательной работе в современных условиях.
Педагог-воспитатель должен знать: теорию воспитания, методику воспитательной работы, нормативно-правовые документы по организации воспитательно-образовательного процесса, современные подходы к организации процесса воспитания в образовательных учреждениях различных типов, педагогические и психологические основы развития личности, детскую психологию и физиологию.
Компонентами готовности студентов и учителей к воспитательной работе являются социальные, профессиональные, личностные. В качестве критериев готовности мы рассматриваем социальные; профессиональные (знания, необходимые студенту и учителю для организаций воспитательной
работы; педагогические умения, включающие гностические, коммуникативные, проектировочные, конструктивные, организаторские умения); личностные (наличие профессиональных качеств учителя, способствующих успеху воспитательной деятельности; направленность личности, характер и способности).
Исследование готовности учителя к воспитательной работе является процессом сложным и многогранным. К требованиям, необходимым для формирования готовности учителя к воспитательной работе мы отнесли:
- формирование профессионального идеала и выработка на его основе индивидуального стиля деятельности;
- проектирование целостного воспитательно-образовательного процесса на основе сотрудничества, совместной творческой деятельности всех его участников, наличие творческой лаборатории учителя и воспитателя;
- разработка и использование технологий рефлексивной деятельности учащихся и учителей в совместной деятельности;
- согласование объективных условий и индивидуальных особенностей педагога и др..
В условиях гуманистической направленности процесса воспитания повышаются требования к уровню профессиональной подготовки будущего пе-дагога-воспитателя. Мы считаем, что в период обучения педагога необходимо создавать условия для развития и формирования важных, качеств и свойств личности педагога-воспитателя, которые помогут ему в осуществлении профессиональной деятельности.
Формирование готовности педагога к воспитательной работе на вузовском и послевузовском этапах образования осуществляется в рамках общепедагогической теоретической подготовки, которая включает такие сферы профессиональной подготовки педагога, как специально-научную, специально-методическую, психологическую; практическую подготовку, через организацию учебных, производственных практик; через исследовательскую деятельность студентов и педагогов. Исследование позволило нам выделить специфические особенности формирования готовности к воспитательной работе в образовательных учреждениях студента - будущего педагога на вузовском этапе:
• развитие индивидуально-творческого стиля деятельности будущего педагога, необходимого для осуществления воспитательной работы: акцентирование внимания на значение и знание предметов психолого- педагогического цикла;
• становление профессионального педагогического мышления;
• ориентирование на профессиональное общение (наличие потребности в общении с детьми, способность к эмпатии; умение располагать к себе окружающих; умение учитывать позицию других участников общения; уважительное отношение к личности ребенка и т. д.);
* осознание творческого подхода к организации воспитательной работы.
Для осуществления педагогической деятельности у педагога-воспитателя должны быть развиты определенные профессиональные и лич-ностно значимые качества, которые оказывают непосредственное влияние на эффективность его деятельности; в новых социально экономических условиях возрастает значение роли педагога-воспитателя гуманистической направленности: повышаются требования к уровню его подготовки в системе непрерывного педагогического образования.
В качестве особенностей формирования готовности студентов и учителей к воспитательной работе в образовательных учреждениях на вузовском и послевузовском этапах обучения мы рассматриваем общие и специфические.
К общим особенностям относятся: влияние социально-экономической, политической, духовной жизни общества; учет национальных и культурных возможностей региона; взаимосвязь научных знаний и практического опыта; соответствие материально-технической базы образовательных учреждений требованиям организации современного процесса воспитания. К специфическим особенностям относятся: а) на вузовском этапе обучения: развитие индивидуально-творческого стиля деятельности будущего педагога, необходимого для осуществления воспитательной работы; становление профессионального педагогического мышления; ориентирование на профессиональное общение; осознание творческого подхода к организации воспитательной работы; б) на послевузовском этапе: преемственность процесса обучения учителя в системе непрерывного педагогического образования; учет педагогического стажа и профессионального опыта работы; учет возрастных особенностей педагогов-воспитателей; исследовательская направленность процесса обучения; личностно-ориентированный подход в организации процесса обучения; овладение активными методами обучения и др.
Таким образом, знание будущим педагогом специфики современного процесса воспитания и воспитательной работы, умение видеть и разрешать противоречия существующего процесса, выявлять тенденции составляют содержание формирование готовности учителя к воспитательной работе в образовательных учреждениях.
Библиографический список
1. Божович, Л. И. Воспитание как целенаправленное формирование личности ребенка / Л. И. Божович // Вопросы психологии. - 1974. - № 1. - С. 33-39.
2. Вопросы диагностики и прогнозирования в воспитании учащихся - Красноярск: Краснояр. гос. пед. ин-т, 1979. - 160 с.
3. Воспитание младших школьников в процессе внеклассной и учебной деятельности: сб. науч. тр. - М.: МГТ1И им. В. И. Ленина, 1980. - 134 с.
4. Гессен, С. И. Основы педагогики: введение в прикладную философию / С. И, Гессен. - М.: Школа-пресс, 1995. — 447 с.
РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ ШКОЛЬНИКОВ...
5. Голубев, Н. К, ведение в диагностику воспитания / П. К. Голубев, Б. П. Бити-нас. - М.: Педагогика, 1989. - 157 с.
6. Ерофеева, М. А. Педагогическая диагностика воспитания школьников: монография / М. А. Ерофеева, В. Я. Макашов, Л. Н. Смотрова; Балаш. фил. Сам. гос. пед. ун-та им. Н. Г. Чернышевского. - Балашов: Изд-во Балашов, гос. пед. ин-та, 2001.-98 с.
7. Маленкова, Л. И. Воспитание в современной школе /Л. И. Маленкова. - М.: Пед. о-во России: Ноосфера, 1999. - 298 с.
8. Мудрик, А. В. Общение в процессе воспитания / А. В. Мудрик. -■ М.: Педагогическое общество России, 2001. - 319 с
9. Невзорова, А.В. Воспитание самостоятельности школьников в учебной деятельности. Архангельск . 2005
10. Радина, К.Д. Воспитательная деятельность пионерской организации: (Вопр. Методики) / (Л.Д. Радина, и др.); под ред. Б.Е. Ширвиндта - М.: - Пед 1982
11. Синицына, Г. П. Воспитание современного школьника / Г. П. Синицына. -Омск.: Изд-во Омского гос. пед. ун-та, 2000. - 167 с.
12. Современные концепции воспитания? Опыт, проблемы, пути решения. - Кемерово: Кемер.обл.ИУУ'2000.-- 181.
УДК 378
Т. И. Петрачкова
РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Введение профильного обучения в контексте проводимой в настоящее время модернизации российского образования призвано реализовать государственную гарантию общедоступности среднего общего образования, равенства всех учащихся в получении образования, адаптированного к их индивидуальным возможностям и потребностям, в реализации своих интересов, подготовке к дальнейшему профессиональному образованию и профессиональной деятельности.
В Томской области и других регионах апробировались различные варианты учебных планов и моделей организации профильного обучения, накапливался и изучался опыт профилизации массового общего образования. Благодаря этой экспериментальной работе был сделан ряд важных выводов:
1. для обеспечения большей индивидуализации общего образования в профильном обучении необходим выход за рамки классно-урочной системы;