Научная статья на тему 'Детская организация как педагогическое и социокультурное субпространство'

Детская организация как педагогическое и социокультурное субпространство Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крохмаль Е. В.

Социально-культурное воспитание личности, как компонент образовательного процесса, не может функционировать плодотворно без подготовки и компетентного текущего регулирования. Обеспечение положительного результата процесса социально-культурного воспитания школьников – это создание педагогических условий способствующих проявлению воспитанности по средствам выполнения заранее продуманных действий. В данной статье раскрывается значимость социокуль­турных действий. Даются педагогические обоснования искомой проблемы. Педагогические условия процесса социокультурного воспитания школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Детская организация как педагогическое и социокультурное субпространство»

ДЕТСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ И СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ СУБПРОСТРАНСТВО

© Крохмаль Е.В.*

Кубанский государственный университет, г. Краснодар

Социально-культурное воспитание личности, как компонент образовательного процесса, не может функционировать плодотворно без подготовки и компетентного текущего регулирования. Обеспечение положительного результата процесса социально-культурного воспитания школьников - это создание педагогических условий способствующих проявлению воспитанности по средствам выполнения заранее продуманных действий. В данной статье раскрывается значимость социокультурных действий. Даются педагогические обоснования искомой проблемы. Педагогические условия процесса социокультурного воспитания школьников.

Успех учащегося современной общеобразовательной школы во многом зависит от создания в ней необходимых педагогических условий для формирования и развития у школьников социально-культурных знаний и умений, т.к. именно социально-культурная деятельность является гарантом сохранения, развития и освоения культурных ценностей, создания благоприятной основы для инициатив.

Степень разработанности данной проблемы в науке определяется постоянным интересом учёных в различных сферах их деятельности, например психологические основы теории развития личности представлены в трудах Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Е.А. Левановой, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др. Общие проблемы социализации отражены в исследованиях Л.И. Анцыферовой, А.А. Бодалева, Т.С. Комаровой, А.В. Муд-рика, А.В. Петровского, Т.В. Пушкаревой, Н.И. Росляковой, Л.С. Славиной, Д.И. Фельдштейна и др. Основы исконного российского гражданского воспитания в русле совместной детской деятельности нашли своё отражение в трудах Н.Д. Никандрова, Н.И. Болдырева, Е.В. Бондаревской, В.Н. Гурова, и др. Теоретические основы формирования и развития нравственных качеств рассмотрены И.С. Марьенко, В.И. Петровой, В.Е. Гуриным и др. Культурологические проблемы, решение которых необходимо для становления социализации, подняты в трудах Е.Ю. Аронова, В.Т. Ащепкова, М.Н. Кузьмина, И.В. Гребенникова, Л.И. Маленковой, Э.И. Сокольниковой. Этнопедагогиче-ские направления в социокультурного воспитания рассмотрены в научных материалах И.А. Арабова, К.И. Бузарова, И.А. Шорова, З.У Блягоз, З.К. Мере-туковой, К.Б. Семенова, В.А. Сластенина, С.Ю. Сокольникова, Я.И. Ханби-

* Преподаватель кафедры «Технология и предпринимательство», кандидат педагогических наук.

кова и др. В аспекте самоактуализации личности проблема социокультурного воспитания рассмотрена М.Б. Зацепиной, И.П. Клемантовичем и др. Ценностно-смысловое качество социокультурного воспитания подтверждается в трудах Е.Ю. Аронова, и др. Проблемы гуманизации в семейном воспитании подняты учёными И.А. Арабовым, А.Ю. Гранкиным, С.В. Дармодехи-ным и др.

По мнению многих ученых, включение школьников в социокультурную деятельность является гарантом формирования у них нормативного поведения. В связи с этим возникла необходимость обратить внимание на преодоление таких отрицательных явлений в среде учащихся, как нарушение правил поведения в школе, грубость, сквернословие, курение, унижение других, драки, нанесение телесных повреждений, неподчинение, употребление алкоголя, воровство, побеги из дома, раннее начало половой жизни, употребление наркотиков и др. В качестве основных причин, порождающих эти явления, респонденты называли эмоциональную напряженность, неправильное воспитание, слабое здоровье, недостаточность внимания школы и др.

Многообразие факторов, влияющих на подрастающее поколение, обуславливает необходимость проявления широкого спектра педагогических усилий по формированию и развитию уровня социокультурной воспитанности сельских школьников, которые выступают субъектной основой формирования личностного поведения, отношения к учебе, друг к другу, любви к отечеству.

Детская организация - это особое воспитательное пространство, организованное для включения детей в общественно-полезную деятельность, созданное для удовлетворения школьниками своих психосоциальных потребностей, реализации своих интересов, постижения самоценности собственной личности, осознания своей роли в жизни окружающих. Как известно, досуговая деятельность в развитии личности ребенка имеет особую психолого-педагогическую ценность. В ней выражены все необходимые для полноценного развития личности этапы: целеполагание, планирование, реализация намеченных целей, анализ и оценка результатов.

Организация досуга детей и подростков оказывает сильное воздействие на все стороны их жизнедеятельности, приобщая их к освоению богатств духовной культуры, являясь областью раскованного общения и участия в самых разнообразных видах практической деятельности. Досуг - школа поддержки, одобрения и ободрения ребенка, а тем более слабого, «трудного», так как успех и активное участие ребенка в коллективном деле - это здоровье, добрые положительные эмоции, шансы реализоваться.

Программа деятельности детской организации должна предполагать наличие специальных подпрограмм (проектов), которые реализуются в рамках одной экспедиции (одна учебная четверть). Рассмотрим возможности создания условий для реализации интересов детей и социально-педагогических функций детской организации.

В зависимости от возможностей и возрастных особенностей участников используются: коллективные творческие дела (КТД), экспедиции, экскурсии, походы, акции, рейды, смотры, операции, конкурсы, соревнования, викторины, турниры, концерты, выставки, фестивали, праздники, деловые и интеллектуальные игры, игры-путешествия, трудовые десанты, сборы, лагеря, декады, линейки, конференции, встречи и другие.

В условиях деятельности член организации становится активным соучастником, сотворцом процесса своей социализации, освоения окружающего мира, отношений, возникающих в нём, и преобразования своего поведения, собственной жизни к лучшему. В связи с этим необходимо указать формы и методы работы с детьми, которые чаще всего используются на современном этапе в рамках детской организации. По признаку включенности детей и подростков в реальные социально значимые отношения формы работы детских организаций объединяют в три группы: реальные социально значимые дела; имитационные игры; формы досуговой деятельности детей.

Детская общественная организация, с одной стороны, обеспечивает реализацию интересов и потребностей детей, с другой, - способствует формированию у них готовности к реализации социальных функций в обществе.

Перечислим основные воспитательные методы работы со школьниками в рамках детской организации: метод открытого диалога, свободного выбора, коллективного анализа и оценки, импровизации, самоанализа и самооценки, «мозгового штурма» (методы педагогики сотрудничества), а также методы театрализации, конкурсности, игры, сюрпризов, тренингов, воспитывающих ситуаций.

В программу деятельности исследуемой нами организации заложен учет возрастного развития форм и методов воспитательной работы. Программа опирается на то, что в каждом возрасте создаются особо благоприятные предпосылки для формирования определенных качеств, что требует решения специальных воспитательных задач.

Руководствуясь принципом учета возрастных особенностей, мы организовали вовлечение участников эксперимента в те или иные виды деятельности детей в соответствии с их возрастом и возможностями. Основываясь на том, что каждый возраст ввиду своих характерных особенностей требует специфического подхода. Не менее важную роль играет учет индивидуально-психологических особенностей. Важно учитывать склонности и потребности, сильные и слабые стороны личности при вовлечении школьников в различные виды деятельности.

В продолжение психолого-педагогического обоснования программы деятельности исследуемой организации, остановимся на роли самоуправления в формировании нормативной личности члена детской организации.

Органы самоуправления представляют собой одну из форм детского саморазвития, и, как любое развитие, оно требует определенных условий. Эти условия выделены В.П. Созоновым. Среди них:

1. Наличие личностно и социально значимой деятельности, в которой дети могли бы удовлетворять свои психоэмоциональные потребности, необходимые для формирования психически и социально здоровой личности: потребности в общении, в признании, в принадлежности, в самоутверждении, самоуправлении, самоопределении и т.д.

2. Присутствие и поддержка взрослых, т.е. наличие отношения поколений, через которые и передаются социальный и исторический опыт, достижения культуры.

3. Социально ценные чувства и переживания, которые для детей бесконечно значимы, которые, в сущности, и воспитывают.

Все три условия тесно друг с другом связаны, взаимообусловлены. Одно является условием и продолжением другого. Объединяют их отношения, которые возникают именно в деятельности, в общении, во взаимодействии и образуют поле воспитания.

Цель взаимодействия старших и младших, педагогов и учеников - передача опыта ответственности, ответственности за собственное поведение, за последствия своих действий.

Таким образом, для организации процесса социокультурного воспитания школьников необходимо найти сферы полезной для организации и значимой для учеников деятельности, сделать эти сферы эмоционально насыщенными и интересными, предоставить педагогическую помощь и поддержку всем участникам образовательного процесса.

Список литературы:

1. Жарков А.Д. Организация культурно-просветительной работы: уч. пособие. - М.: Просвещение, 1989.

2. Копцева О.А. Детские общественные организации и социальное творчество учащихся // Социологические исследования. - 2005. - №2 2. - С. 113-120.

3. Красильников Ю.Д. Методика социально-культурного проектирования: уч. пособие. - М.: МГУК, 1993.

4. Крохмаль Е.В. Социализация учащихся сельской школы / Е.В. Крох-маль // Человек. Сообщество. Управление. Спецвып. - 2006. - № 2. - С. 88-93.

5. Крохмаль Е.В., Малиночка Э.Г. Социализация учащихся средствами детской организации: науч. изд-е. / Е.В. Крохмаль, Э.Г. Малиночка. - Краснодар: КубГУ 2005. - 32 с.

6. Кузщын Г.М. Проектирование социально-культурных процессов: уч. пособие. - Пермь, 2001.

7. Сокольников Ю.П. Общественно полезная деятельность как фактор формирования личности подростка. - Чебоксары, 1971. - 287 с.

8. Суртаев В.Я. Игра как социокультурный феномен: уч. пособие. -СПб., 2003. - 208 с.

9. Туев В.В. Социально-культурная деятельность как понятие (включение в дискуссию) // Ученые записки / Под науч. ред. Т.Г. Киселевой, В.И. Чер-ниченко, Н.Н. Ярошенко. - М.: МГУКИ, 2001. - Вып. 23. - С. 25-39.

10. Тюков А.А. Организационные обучающие игры и моделирование процессов социального развития личности // Игровое моделирование. - Новосибирск, 1987.

11. Чепурных Е.Е. Детские общественные организации в новом веке. // Воспитание школьников - 2004. - № 3. - С. 2-9, 52.

12. Шуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. - М.: Пед. общ. России, 1998. - 48 с.

13. Щуркова Н.Е. Некоторые методы изучения воспитанности школьников. - М., 1990.

14. Ярошенко Н.Н. Педагогические парадигмы социально-культурной деятельности: уч. пособие. - М., 2004.

СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

© Редковникова Е.И.*

Средняя общеобразовательная школа № 4, Краснодарский край, Темрюкский район, ст. Курчанская

В статье представлен научно-исследовательский материал, доказывающий положительное влияние социокультурной деятельности школьников на развитие социально-культурной компетенции.

Активизация диалога культур, политических и экономических контактов между государствами повысила прагматическую значимость формирования социокультурной компетенции современного школьника. Ценным материалом в русле искомой проблемы становится внеурочная деятельность школьников. Как показали наши многолетние исследования, именно внеурочная деятельность является основой для успешного формирования социокультурной компетенции школьников.

Социально-культурная деятельность - это социально и педагогически организованный гарант сохранения, развития и освоения культурных ценностей, повышения уровня воспитанности, создания благоприятной основы для социально-культурных инноваций и инициатив.

Проведенный нами анализ литературных источников по искомой проблеме акцентировал данные о том, что успех детей и учащейся молодежи совре-

* Учитель начальных классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.