го: ежегодный науч. и инф. журнал. - Краснодар: Изд-во Ин-та им. Рос-синского. - Вып. 30 2(5): материалы международной очно-заочной научно-практической конференции с 7-14 апреля 2011 г. «Современные проблемы обучения, воспитания и развития личности в условиях среднего, среднего профессионального и высшего профессионального образования», Краснодар, 7-14 апреля 2011 г. - С. 42-46.
6. Крохмаль Е.В., Козлова Т.П. Социализация учащихся сельской общеобразовательной школы средствами детской общественной организации / Е.В. Крохмаль, Т.П. Козлова // «Наука. Образование. Молодежь»: VII Международная научная конференция молодых ученых, посвященная 70-летию Адыгейского государственного университета. - Майкоп, 2010. - С. 334-336.
7. Крохмаль Е.В., Шляхов Ю.В. Профессиональное самоопределение обучающихся в условиях средней и высшей школы / Е.В. Крохмаль, Ю.В. Шляхов // «Наука. Образование. Молодежь»: VII Международная научная конференция молодых ученых, посвященная 70-летию Адыгейского государственного университета. - Майкоп, 2010. - С. 232-233.
8. Симоненко В.Д., Суровицкая Т.Б. Профессиональное самоопределение школьников. - М., 1995.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
© Крохмаль Е.В.*
Кубанский государственный университет, г. Краснодар
В статье рассматривается вопрос организации социально-культурной деятельности учащихся сельских школ. Школьная детская организация выступает в данном случае как условие, в котором учащиеся приобретаю необходимый социальный опыт, формируют нормативное поведение школьников, успешно взаимодействуют со всеми участниками образовательного процесса, развивают лидерские качества и т.д. В статье также, представлен анализ психолого-педагогических особенностей построения программы социально культурной деятельности сельских школьников.
Процесс социально-культурного воспитания личности, как и любой вариант и компонент образовательного процесса, не может функциониро-
* Магистрант кафедры Педагогики. Научный руководитель: Рослякова Н.И., заведующий кафедрой Дошкольной педагогики и психологии, доктор педагогических наук, профессор, академик.
вать плодотворно без предварительной подготовки и компетентного текущего регулирования. Обеспечение положительного результата социально-культурного воспитания школьников - это создание необходимых педагогических условий способствующих проявлению воспитанности по средствам выполнения заранее продуманных действий.
Участие сельских школьников в работе детских организаций - это условие их социально-культурного воспитания в разных сферах жизнедеятельности: это способ научения правильно жить в социальном пространстве прав и обязанностей, возможность продемонстрировать свою уникальность. Социально-культурная деятельность является социально и педагогически организованным гарантом сохранения, развития и освоения культурных ценностей, создания благоприятной основы для социально-культурных инноваций и инициатив.
Актуальность проблемы нашего исследования обусловлена повышением уровня социализации молодого поколения в связи с потребностью общества в интеллектуально развитом, профессионально подготовленном, нравственном воспитательном специалисте накануне XXI века.
В первые годы существования (1998 год) детская организация работала на основе принятого Устава и плана работы, позже (с 1999 года) работала по программе «Кубанские криницы» (Краевой детской общественной организации «Пионеры Кубани») и программе «Лидер» (СПО-ФДО «Юная Россия»). Используя возможность создания своих программ, члены детской организации совместно с ее руководителями разработали программу ее деятельности, которая была утверждена на конференции детской школьной организации. При разработке программы учитывались особенности и условия функционирования данной организации (база средней школы, условия сельской местности, др.). Рассматривались способности и потребности членов организации, изучались их интересы. Учитывалось наличие материальных, финансовых, кадровых ресурсов, анализировались имеющиеся условия и возможности реализации программы.
Подробно рассмотрим психолого-педагогические особенности построения программы деятельности исследуемой детской организации.
Детская организация - это особое воспитательное пространство, организованное для включения детей в общественно-полезную деятельность, созданное для удовлетворения школьниками своих психосоциальных потребностей, реализации своих интересов, постижения самоценности собственной личности, осознания своей роли в жизни окружающих. Это соответствует сути общественных объединений - создавать условия для социального творчества детей, гармонизацию общественных потребностей и интересов ребенка. Детская организация призвана повышать социальную значимость деятельности детей и подростков, отстаивая и охраняя их интересы, права, достоинство, уникальность личности.
Как известно, досуговая деятельность в развитии личности ребенка имеет особую психолого-педагогическую ценность. В ней выражены все необходимые для полноценного развития личности этапы: целеполагание, планирование, реализация намеченных целей, анализ и оценка результатов. Организация досуга детей и подростков оказывает сильное воздействие на все стороны их жизнедеятельности, приобщая их к освоению богатств духовной культуры, являясь областью раскованного общения и участия в самых разнообразных видах практической деятельности. Досуг -школа поддержки, одобрения и ободрения ребенка, а тем более слабого, «трудного», так как успех и активное участие ребенка в коллективном деле - это здоровье, добрые положительные эмоции, шансы реализоваться.
Таблица 1
Деятельность детской организации для реализации интересов детей и социально-педагогических функций детской организации
Подпрограммы (проекты) Создание условий для реализации интересов детей Реализация социально-педагогических функций детской организации
«Спешите делать добрые дела» В умении оказать необходимую помощь нуждающимся в ней. Овладение основами социально-культурной деятельности Развитие детской и юношеской инициативы по оказанию помощи нуждающимся ровесникам, их семьям. Организация благотворительных акций.
«Дарим радость друг другу» К вопросам культуры, морали, эстетики; в поиске культурных средств самовыражения; в самореализации в различных видах творчества. Создание культурных форм организации общения подростков и клубов общения.
«Школа лидеров» В овладении основами психологии, организаторского, ораторского искусства. Формирование лидерской группы, способной представлять и защищать права своей организации.
«Истоки» К истории и традициям семьи, школы, малой Родины, Отечества. Изучение народных традиций, промыслов, фольклора. Организация деятельности по созданию музея истории школы, работы в музее Боевой Славы.
«Гражданином быть обязан» В умении отстаивать свои права, уважать права других. Овладение правовой культурой, основами законодательства. Формирование гражданского сознания, демократической культуры.
«Красотою мир наполним» В приобщении к культуре, искусству, творчеству. Отстаивание прав детей на творчество, интеллектуальную собственность.
«Мы в ответе за планету» В умении защищать природу в природоохранной деятельности, в экологической деятельности на основе здорового образа жизни и мышления. Использование коллективных форм деятельности для активизации природоохранной деятельности.
«За здоровый образ жизни» В приобщении к физкультуре, спорту и туризму, к формированию здорового образа жизни. Создание педагогических условий для сохранения здоровья школьников и повышения эффективности профилактики асоциального поведения путем осуществления альтернативной активной деятельности.
Программа деятельности нашей организации предполагает наличие специальных подпрограмм (проектов), которые реализуются в рамках одной экспедиции (одна учебная четверть). Рассмотрим возможности создания условий для реализации интересов детей и социально-педагогических функций детской организации, которые представлены в табл. 1.
В зависимости от возможностей и возрастных особенностей участников используются: коллективные творческие дела (КТД), экспедиции, экскурсии, походы, акции, рейды, смотры, операции, конкурсы, соревнования, викторины, турниры, концерты, выставки, фестивали, праздники, деловые и интеллектуальные игры, игры-путешествия, трудовые десанты, сборы, лагеря, декады, линейки, конференции, встречи и другие.
В условиях деятельности член организации становится активным соучастником, сотворцом процесса своей социализации, освоения окружающего мира, отношений, возникающих в нём, и преобразования своего поведения, собственной жизни к лучшему. В связи с этим необходимо указать формы и методы работы с детьми, которые чаще всего используются на современном этапе в рамках детской организации. По признаку включенности детей и подростков в реальные социально значимые отношения формы работы детских организаций объединяют в три группы: реальные социально значимые дела; имитационные игры; формы досуговой деятельности детей.
Детская общественная организация, с одной стороны, обеспечивает реализацию интересов и потребностей детей, с другой, - способствует формированию у них готовности к реализации социальных функций в обществе.
Использование различных форм деятельности в условиях детской организации представлены в табл. 2.
Таблица 2
Формы работы с детьми и подростками в детской организации
Группы форм работы Возможности реализации интересов и потребностей детей, социально-психологических функций организации Примеры проведенных дел и мероприятий
Реальные социально значимые дела Возможность достижения определенного результата, полезного, как для самих детей, так и для окружающих. Операция «Обелиск», «Забота», «Доброе дело», «Пусть станут краше поселки наши», акция «Чистая поляна» и т.д.
Имитационные игры В большей степени имитируют реальные социальные отношения, усвоению социальных норм и ролей. Формируют готовность членов организации к цивилизованным отношениям. Деловая игра «Имею право», «Детская перепись», «Выборы», экономическая игра «Менеджер», Пресс-конференция «Планета Земля: взгляд из космоса». Ролевая игра «Суд над наркотиками» и т.д.
Формы досуговой деятельности Способствуют развитию коммуникативных способностей, формированию межличностного, межгруппового общения, реализации интересов. Выставка «Находки звездного пути», «Мир моих увлечений», Игра-путешествие «Загадки Вселенной», конкурсная программа «Звездный дождь» и т.д.
Перечислим основные воспитательные методы работы со школьниками в рамках детской организации: метод открытого диалога, свободного выбора, коллективного анализа и оценки, импровизации, самоанализа и самооценки, «мозгового штурма» (методы педагогики сотрудничества), а также методы театрализации, конкурсности, игры, сюрпризов, тренингов, воспитывающих ситуаций.
В программу деятельности исследуемой нами организации заложен учет возрастного развития форм и методов воспитательной работы. Программа опирается на то, что в каждом возрасте (см. табл. 3) создаются особо благоприятные предпосылки для формирования определенных качеств, что требует решения специальных воспитательных задач.
Таблица 3
Возрастная периодизация уровня социокультурного воспитания
Возрастное звено Этап процесса саморазвития Воспитательные задачи Формируемые качества
Начальное, 2-4 кл. Саморегуляция поведения Опора на ведущие виды деятельности; формирование ценностного отношения к правилам поведения, нормам жизни; привитие навыков самодисциплины; обеспечение поля общественно полезной деятельности. Культура поведения в коллективе, семье, обществе
Среднее, 5-8 кл. Самовоспитание, самопознание, самообразование, самоутверждение. Опора на виды деятельности, способствующие самоутверждению (спортивные, общественные, художественно-эстетические); развитие деятельности общения; создание необходимых условий для самоутверждения личности в коллективе с учетом её возможностей; развитие самостоятельности, укрепление мировоззренческих позиций. Осознание собственного «я», самоконтроль, самодисциплина, выдержка; культура умственного труда, творческое мышление; организованность, потребность в познании и созидании, уверенность в себе.
Старшее, 9-11 кл. Самоопределение, самореализация. Воспитание культа знаний, здоровья, семьи, труда; создание условий для социального самоопределения, формирование навыков межличностного общения. Инициативность, мировоззренческие позиции, гражданственность, устремленность в будущее.
Руководствуясь принципом учета возрастных особенностей, мы организовали вовлечение участников эксперимента в те или иные виды деятельности детей в соответствии с их возрастом и возможностями. Основываясь на том, что каждый возраст ввиду своих характерных особенностей требует специфического подхода.
Не менее важную роль играет учет индивидуально-психологических особенностей. Важно учитывать склонности и потребности, сильные и слабые стороны личности при вовлечении школьников в различные виды деятельности.
В продолжение психолого-педагогического обоснования программы деятельности исследуемой организации, остановимся на роли самоуправления в формировании нормативной личности члена детской организации.
Органы самоуправления представляют собой одну из форм детского саморазвития, и, как любое развитие, оно требует определенных условий. Эти условия выделены В.П. Созоновым. Среди них:
1. Наличие личностно и социально значимой деятельности, в которой дети могли бы удовлетворять свои психоэмоциональные потребности, необходимые для формирования психически и социально здоровой личности: потребности в общении, в признании, в принадлежности, в самоутверждении, самоуправлении, самоопределении и т.д.
2. Присутствие и поддержка взрослых, т.е. наличие отношения поколений, через которые и передаются социальный и исторический опыт, достижения культуры.
3. Социально ценные чувства и переживания, которые для детей бесконечно значимы, которые, в сущности, и воспитывают.
Все три условия тесно друг с другом связаны, взаимообусловлены. Одно является условием и продолжением другого. Объединяют их отношения, которые возникают именно в деятельности, в общении, во взаимодействии и образуют поле воспитания.
Цель взаимодействия старших и младших, педагогов и учеников - передача опыта ответственности, ответственности за собственное поведение, за последствия своих действий.
Таким образом, для создания жизнеспособных органов самоуправления необходимо найти сферы полезной для организации и значимой для учеников деятельности, сделать эти сферы эмоционально насыщенными и интересными, предоставить педагогическую помощь и поддержку.
Самоуправление интегрирует потребности детей в самореализации через организацию разнообразных творческих дел. По мнению М.И. Рожкова, «развитое самоуправление способствует созданию устойчивого поля самореализации, под которым мы понимаем наличие возможностей для детей реализовать свои личные социально значимые интересы и потребности, которые предоставляет им детская общественная организация в процессе организации совместной деятельности, расширения сферы общения, формирования рефлексивной позиции».
Развитие самоуправления в детской организации определяется способом организации общественно значимой деятельности детей. В данном объединении достаточно хорошо организована разнообразная деятельность детей, что способствует повышению ее эффективности, расширению возможностей детей реализовать себя.
Члены Центра Управления (ЦУ) организации выступают в роли активных организаторов и участников деятельности, что способствует фор-
мированию активной, деятельной личности, они не являются пассивными исполнителями указаний старших, стараются проявлять больше самостоятельности, инициативы, творчества. Педагогический коллектив школы активно содействует развитию детского самоуправления, осуществляется взаимодействие ЦУ с родительской общественностью.
Деятельность органов самоуправления нашей детской организации заключается не столько в организации и проведении отдельных мероприятий, сколько в работе по формированию в коллективе организации специальной атмосферы, созданию благоприятного психологического климата, который помогает ребенку комфортно чувствовать себя в организации, осуществлять самостоятельный нравственный выбор. В организации разработаны заповеди, в первичных коллективах - свои законы, правила жизнедеятельности. Организация имеет девиз, клятву, гимн. Это является важным средством саморазвития личности.
Охарактеризуем возможности реализации личностного потенциала членов организации на разных уровнях самоуправления.
Индивидуальный уровень. Как было отмечено выше, самоуправление призвано создавать условия, способствующие непрерывному личностному росту каждого школьника. Учащимся необходимо научиться выполнять поручения коллектива, осуществлять самоконтроль по отношению к окружающим, анализировать результаты своей деятельности.
Поручения включают учащихся в коллективную деятельность, позволяют им реализовать себя в социально-значимых ролях. Они является важным компонентом системы самоуправления. В числе принципов, которые лежат в основе системы поручений следующие: преемственность, учитывающая обогащающийся из года в год опыт социальной деятельности воспитанника; последовательность, предполагающая постепенное усложнение содержания и характера заданий; массовость.
Необходимо обеспечить участие в делах коллектива каждого его члена. Поэтому в первичных коллективах действует система, как индивидуальных поручений, так и групповых, что дает возможность каждому ребенку в течение года проявить себя в соответствии со своими интересами, желаниями, способностями. Групповые и коллективные поручения как наиболее эффективные в воспитательной работе позволяют создавать группы по интересам, которые впоследствии могут перерастать в содружества.
Для подготовки текущих дел, проведения различных мероприятий, организации операций, акций в классе создаются временные, сменяемые группы, бригады, микро коллективы. Первичным коллективам предоставлено право выбора различных поручений и определение обязанностей по своему усмотрению. Так, наряду с командиром, штурманом, экологом, физоргом и другими, в экипажах могут работать инженер «по жизнеобеспечению», специалист «по внеземным цивилизациям», спортинструктор, командир трудовой бригады, организатор походов, игротехник, редактор, фотокорреспондент и т.д.
Как известно, формирование социального опыта членов детской организации может быть достигнуто только на основе взаимодействия педагогов и учащихся, взрослых и детей. Несмотря на самостоятельный характер детской организации в жизни и деятельности детей и подростков в равной мере принимают участие и взрослые.
Педагог оказывает помощь в самоопределении подростка в ситуации выбора, организуя взаимодействие его с миром, включая его в общение, в разнообразную, значимую для него деятельность на основе выбора, осмысления происходящего.
Основываясь на выделенных Е. Рутковской особенностях позиции взрослого в подростковых и юношеских объединениях, можно сделать вывод, что эффективности взаимодействия взрослого с детьми - членами объединения можно достичь при соблюдении следующих условий: не подменять подростков там, где они сами могут справиться; поддерживать их идеи, инициативы, опираться на них; разъяснять, убеждать, иметь выдержку и терпение; не только видеть внешнюю сторону детей, но и узнавать ценностные представления, побудительные мотивы, ожидания, интересы для создания условий самореализации и саморазвития ребенка
Именно такой позиции стараются придерживаться руководители исследуемой нами организации и большинство педагогов, работающих с первичными коллективами. Но, все же, необходимо больше проводить разъяснительных мероприятий, обучающих тематических семинаров, знакомить педагогов с закономерностями развития, тенденциями и проблемами детского движения и школьной детской организации, в частности, пополнять информационно-методический материал, обширнее представлять опыт работы данного объединения, информировать об успехах и достижениях детей и подростков и детской организации в целом.
Список литературы:
1. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов всех специальностей пед. вузов // М.В. Гамезо, Л.М. Орлова. - М.: изд-во МГОПУ 1999. - 234 с.
2. Герасимова Л.А. Воспитание социальной активности детей в учреждении дополнительного образования: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. -Оренбург, 2003. - 22 с.
3. Дридзе Т.М., Орлова Э.А. Основы социально-культурного проектирования. - М.,1995.
4. Жарков А.Д. Организация культурно-просветительной работы: уч. пособие. - М.: Просвещение, 1989.
5. Копцева О.А. Детские общественные организации и социальное творчество учащихся // Социологические исследования. - 2005. - №2 2. - С. 113-120.
6. Красильников Ю.Д. Методика социально-культурного проектирования: уч. пособие. - М.: МГУК, 1993.
7. Крохмаль Е.В. Социализация учащихся сельской школы / Е.В. Крох-маль // Человек. Сообщество. Управление. Спецвып. - 2006. - № 2. - С. 88-93.
8. Крохмаль Е.В., Малиночка Э.Г. Социализация учащихся средствами детской организации: науч. изд-е / Е.В. Крохмаль, Э.Г. Малиночка. - Краснодар: КубГУ, 2005. - 32 с.
9. Крохмаль Е.В., Рослякова Н.И., Социально-культурная деятельность как средство предупреждения развития отклонений в поведении учащихся сельской школы / Е.В. Крохмаль, Н.И. Рослякова // Отклоняющееся поведение человека с современном мире: проблемы и решения: материалы II Международной заочной научно-практической конференции г. Владимир, 12 мая 2011 г. - С. 421-434.
10. Кузщын Г.М. Проектирование социально-культурных процессов: уч. пособие. - Пермь, 2001.
11. Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах: учеб.-метод. пособие. - М.: Гуманит. Изд центр ВЛАДОС, 2002. - 160 с.
12. Созонов В.П. Организация воспитательной работы в классе. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. - 160 с.
13. Шуркова Н. Е. Программа воспитания школьника. - М.: Пед. общ. России, 1998. - 48 с.
14. Ярошенко Н.Н. Педагогические парадигмы социально-культурной деятельности: уч. пособие. - М., 2004.
ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОГРАММЫ КРУЖКА «КРАСОТА ВОКРУГ НАС»
© Кузьмина В.Н.*, Мамедова Л.В.*
Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков
с ограниченными возможностями, г. Нерюнгри Технический институт (филиал) Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, г. Нерюнгри
В данной статье рассматриваются особенности формирования эстетических качеств младших школьников. Авторы предлагают составленную ими программу, направленную на формирование эстетических качеств младших школьников во внеучебное время.
* Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями.
* Заведующий кафедрой Педагогики и методики начального образования Технического института (филиала) Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, кандидат педагогических наук, доцент.