Научная статья на тему 'Проектирование социально-культурной деятельности сельских школьников'

Проектирование социально-культурной деятельности сельских школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
117
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крохмаль Е. В.

В статье обозначена значимость создания в условиях сельской школы детской организации способствующей повышению уровня социально-культурной воспитанности школьников. Представлены этапы проектирования процесса социализации учащихся сельских школ. Обоснованы возможности влияния детской организации на развитие личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектирование социально-культурной деятельности сельских школьников»

Список литературы:

1. Агапова Г.Г. Помочь найти себя // Школа и производство. - М.: Педагогика, 1987. - № 5. - С. 15-16.

2. Бездорнова Ю.И., Крохмаль Е.В. Профессиональное самоопределение учащейся молодежи как фактор жизненного успеха // Наука. Образование. Молодежь: Материалы VII Международной научной конференции молодых ученых (10-11 февраля 2011 года). - Майкоп,2011. - Т. I. - 138 с.

3. Борисова Е.М. Индивидуальность и выбор профессии // Школа и производство. - М.: Педагогика, 1989. - № 4. - С. 27-34.

4. Киселева Т.Т., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: уч. пособие. - М.: МГУК, 1995.

5. Красильников Ю.Д. Методика социально-культурного проектирования: уч. пособие. - М.: МГУК, 1993.

6. Крохмаль Е.В. Социально-культурное воспитание сельских школьников средствами детской организации / Е.В. Крохмаль // Вестник Института им. Россинского: ежегодный науч. и инф. журнал. - Краснодар: Изд-во Ин-та им. Россинского Вып. 30 2(5) материалы международной очно-заочной научно-практической конференции с 7-14 апреля 2011 г. «Современные проблемы обучения, воспитания и развития личности в условиях среднего, среднего профессионального и высшего профессионального образования», Краснодар, 7-14 апреля 2011 г. - С. 32-39.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ

© Крохмаль Е.В.*

Кубанский государственный университет, г. Краснодар

В статье обозначена значимость создания в условиях сельской школы детской организации способствующей повышению уровня социально-культурной воспитанности школьников. Представлены этапы проектирования процесса социализации учащихся сельских школ. Обоснованы возможности влияния детской организации на развитие личности.

Перед современной сельской школой стоят важные задачи, связанные с демократизацией воспитательного процесса, поисками различных форм самоуправления, поддержкой творческой инициативы педагогов и учащихся, организация психолого-педагогических условий для развития уровня социально-культурного воспитания учащейся молодежи. Безусловно, разрешение этих задач требуют диалектического учета опыта мировой педагогической практики и науки в целом.

* Преподаватель кафедры Технологии и предпринимательства.

Как отрасль научного знания социально-культурная деятельность обладает всеми необходимыми характеристиками: объектом, предметом, методами изучения, категориально-понятийным аппаратом, сложившимися в разных регионах страны авторскими школами, эксклюзивной антологией, собственной системой закономерностей, принципов и правил. В отличие от других направлений культурологии, социально-культурная деятельность представляет собой широкую область современного педагогического знания, имеющую непосредственный выход на такие фундаментальные понятия, как культура, социальная педагогика, социализация, социальное воспитание, социальная среда, социум и др.

Многозначность понятия «социально-культурная деятельность» обусловлена наличием различных видов общественной практики, в которых она реализуется. Общим, определением служит понятие «социально-культурная сфера». Структура социально-культурной сферы определяется различными видами социально-культурной деятельности.

Проведенное нами исследование показало, что для обеспечения полноценного процесса социально-культурного воспитания личности учащихся необходимо разработать адекватную ожидаемым качествам школьников технологию как «строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий.

Для этого нам потребовались знания о содержании желаемых социально--культурных качеств; способах их формирования и развития; действиях, в которых они проявляются; ситуациях, в которых они существуют, формируются и развиваются; об их привлекательности для учащихся; о понимании ими их значимости для жизни; о разнообразии отношений, коммуникаций, в которых они используются и т.д.

Мы также рассмотрели множество возможных вариантов включения школьников в педагогическую взаимодеятельность, в ее субъект-объектную структуру.

Процесс социально-культурного воспитания личности, как и любой вариант и компонент образовательного процесса, не может функционировать плодотворно без предварительной подготовки и компетентного текущего регулирования.

Обеспечение положительного результата социально-культурного воспитания школьников - это создание необходимых педагогических условий способствующих проявлению воспитанности по средствам выполнения заранее продуманных действий.

Таким образом, участие в работе общественных организаций - это условие социализации в разных сферах жизнедеятельности: это способ научения правильно жить в социальном пространстве прав и обязанностей, возможность продемонстрировать свою уникальность.

В ходе исследования нами были выявлены следующие возможности влияния детской организации на развитие личности и социализацию школьника:

- осознанное принятие учащимися на себя определенных норм поведения и усвоение их;

- формирование способности к самостоятельному выбору и готовности брать на себя ответственность;

- получение в организации знаний и опыта, которые могут стать более разнообразными, чем те, которые даются в процессе обучения, и иногда опережающими их;

- формирование способности к рефлексии, самооценке, создание условий для поддержки нормативного поведения и компенсации нарушений общения в семье и школе;

- возможность повышения самоцели и получения разностороннего социального опыта, формирования готовности к выполнению разнообразных социальных функций;

- получение опыта лидерства и формирование основ для жизненного самоопределения.

Также установлено, что учащиеся (участники эксперимента) испытывают удовлетворенность, находясь в условии детской организации. Она способствует реализации следующие психолого-педагогических функций:

- удовлетворение естественных потребностей подростков в деятельности, общении, познании, самоутверждении;

- ориентацию детей в системе нравственных, социальных и политических ценностей;

- формирование чувства защищенности, эмоционального комфорта, т.е. психологическую защиту членов организации;

- реализацию интересов в различных видах деятельности, развитие способности взаимодействия в коллективе.

В процессе научной деятельности мы определили задачи социально-культурного воспитания личности, которые необходимо решать в ближайшем будущем, а также приемы, методы, формы, средства образовательного процесса которые можно использовать для формирования и развития у них желаемых качеств. К ним отнесли:

- обеспечение образовательно-материальной среды, благоприятной для выполнения учащимися необходимых действий;

- создание коммуникаций, благоприятных для включения учащихся в широкий диапазон действий, способствующих выбору обстоятельств, адекватных жизненным потребностям и познавательным интересам учащихся, выбирающим условия для очередных действий по преобразованию объекта образовательной деятельности; предусмотрение возможного расширения состава участников общения (включение родителей, представителей производства, интересных людей и т.п.);

- формирование у учащихся представлений о красоте богатой личности, разносторонне включенной в социум, умеющей интересно общаться с людьми в разнообразных жизненных ситуациях;

- включение учащихся в интересные для них действия, развивающие значимые для их жизнедеятельности качества личности;

- предъявление учащимся богатого разнообразия средств выполнения их образовательных действий, материальных и идеальных, приводящих к интересным и неожиданным результатам, развивающих фантазию, желание включаться в новые ситуации и действия;

- формирование представлений о нормативном поведении, о его значимости для жизни, о красоте личности, соблюдающей нормы жизни, не совершающей отрицательных поступков;

- включение учащихся в действия по осуждению отрицательных явлений жизни, поступков партнеров по деятельности, окружающих людей;

- обеспечение эмоциональной установки на формирование потребности в предупреждении развития отклоняющегося от нормы поведения сверстников, в развитии нормативного поведения, здорового образа и стиля их жизни, повседневной деятельности;

- обеспечение стремления к выполнению единых педагогических требований в системе «ученик - учитель - родитель» по организации и самоорганизации здорового образа жизни учащихся.

Развитию социально-культурных качеств учащихся способствуют условия, в которых они проявляют свое творчество, реализуют потенциальные возможности своего внутреннего мира.

Школьная детская организация - это своеобразная арена социально-культурной деятельности детей, подростков и взрослых.

Социальная открытость детской организации находит отражение в создании зон свободного общения. Эти условия способствуют саморазвитию и самовоспитанию личности, обеспечивают свободу самодвижения детей, подростков, взрослых к подлинно творческой досуговой деятельности.

Школьные детские организации сегодня становятся естественным и необходимым атрибутом социально-культурной сферы.

Актуальность данной проблемы позволила нам обозначить тему нашего исследования и определить его базу. В условиях двух сельских школ Краснодарского края мы создали детскую организацию. Ее членами стали учащиеся 1-11 классов. В процессе проектирования обозначились целесообразные и продуктивные процедуры создания подобных подразделений, обозначились этапы.

На начальном этапе (подготовительно-диагностическом), происходило осознание учащимися и педагогами необходимости формирования нормативного поведения. Особое внимание уделялось психологической и практической подготовке учащихся к созданию детской организации, в которой должно формироваться положительное поведение школьников.

Этот этап в дальнейшем должен был дать толчок к формированию индивидуальной, а затем коллективной (общей) чёткой жизненной позиции.

После, был проведен анализа сил и возможностей педагогического коллектива данного образовательного учреждения. И проведена первичная диагностика всех участников образовательного процесса по авторизиро-ванной анкете М.И. Рожкова.

Для формирования потребности и интереса к оживлению общественной жизни в школе выполнялись следующие действия: проведение уроков, внеклассных мероприятий в нетрадиционной форме; создание ситуаций успеха на учебных занятиях; включение во внеклассную работу блоков по формированию нормативного поведения; оказание социально-педагогической помощи социально не защищенным семьям. Нами также использовались следующие возможности: использование центра «Доверие», расположенного неподалеку в районном центре, для консультаций школьников по вопросам нравственности, соблюдения нормативности в поведении; проведение родительских собраний по продуманному алгоритму и тематике; активизация работы своей социальной службы; создание своих «Школы для родителей» и «Совета отцов»; проведение бесед для учащихся по профилактике отклоняющегося поведения и формированию нормативного; проведение по соответствующей тематике заседаний методических объединяй учителей; организация и проведение лекций, семинаров, заседаний круглых столов, деловых игр среди учителей и учащихся экспериментальной школы, учителей и учащихся разных школ по теме исследования; проведение уроков в нетрадиционной форме; оказание специалистами помощи социально-незащищенным семьям; проведение индивидуальной работы социальной службы с учащимися по предупреждению развития отклоняющегося поведения; создание условий для реализации интересов детей и выполнения создаваемыми подразделениями социально-педагогических функций; разработка программы деятельности детских организаций; разработка программы успешной адаптации новых членов организации; разработка и совершенствование ее устава.

Координацию методической работы осуществлял научно-методический координационный центр - творческий центр управления школой. Для поощрения педагогической инициативы была создана экспертная комиссия.

На первом этапе создания детской организации работала инициативная группа, состоявшая из представителей учащихся и педагогов, которая привлекала и заинтересовывала и учащихся и учителей. Анкетирование учащихся, педагогов, опрос родителей о необходимости детской организации, помог выявить проблемы, волнующие будущих членов детской организации, а также изучить их мотивацию к участию в ее создании и деятельности.

В ходе активного обсуждения и анализа результатов опроса (анкеты), участники рабочей группы старались определить, какие проблемы могут быть решены с помощью создания детской организации; какую из моделей ее работы выбрать; какие меры для ее создания предпринять.

Педагогами школы изучался опыт функционирования детских общественных организаций района, края, страны, разработанные действующие программы их деятельности.

Проектно-формирующий этап. На данном этапе был проведён анализ материальных, организационных и других ресурсов, обсуждены предполагаемые трудности и пути их решения. Данная работа организовывалась специально созданной аналитической группой. После того как весь материал был обработан аналитической группой, а результаты вывешены, началась подготовка к конференции, обрабатывается материал, и разрабатываются темы для обсуждения. К этой работе подключаются родители учащихся.

На следующем этапе (организационно-методическом) создания организации было проведено общее собрание педагогов и учащихся, где определились цели и задачи, разработана программа деятельности, механизм реализации программы, определены способы решения поставленных задач и система мер по выявлению лидеров, сплочению коллектива, а также проведены тематические мероприятия с целью повышения уровня мотивационной деятельности учащихся. Организована выборная компания для создания органа самоуправления. Подготовлен и принят Устава детской организации. Избран ее президент и распределены обязанности. Составлены планы работы каждого структурного подразделения на ближайший период с учетом возрастных особенностей детей и их интересов, определена миссия организации, поставлены стратегические цели, тактические задачи.

Структура детской организации имеет четко выраженные и всем понятные вертикальные и горизонтальные связи. Горизонтальные связи помогают членам организации накапливать опыт социальной деятельности, а вертикальные предоставляют возможности организационного роста.

Основными структурными элементами и одновременно базой формирования системы являются первичный коллектив (класс) и общеученический коллектив школы. В первичных коллективах могут функционировать микроколлективы (звенья, бригады, товарищества и др.).

Первичные коллективы объединены в возрастные подразделения организации: начальное звено «Солнышко» (каждый 2-4 класс - планета), «Союз звездных экипажей» (каждый 5-8 класс - экипаж, носящий название какой-либо звезды), «Содружество созвездий» (коллективы старшеклассников - созвездия).

Деятельность первичного коллектива определяется задачами, стоящими перед коллективом организации, с учетом возрастных особенностей учащихся.

Педагогический коллектив в процессе деятельности ведет поиск эффективных, действенных методов педагогического обеспечения постоянно развивающегося детского самоуправления, которые позволяют вовлечь большее количество учащихся в самоуправленческую деятельность, расширить ее границы, расширить сферу прав и обязанностей органов самоуправления, усложнить их функции.

Учителя выполняют функцию консультантов комитетов, действующих при центре управления (ЦУ). Педагоги оказывают помощь и поддержку тем детям, которые нуждаются в укреплении собственной самоуправленческой позиции.

В условиях детской организации дети и взрослые постоянно стремятся к содружеству, сотрудничеству, сотворчеству, к ведению совместной и интересной деятельности. Учителя выступают активными участниками в мероприятиях, организованных детьми.

Родители учащихся также выполняют активную роль в деятельности детей. Они являются зрителями и участниками школьных мероприятий. Организуют экскурсии, коллективные выезды, интересные тематические встречи.

На опытно-экспериментальном этапе отметился высокий уровень активности всех участников педагогического процесса и их практической включенности в решение ряда воспитательных задач, а именно: повышение грамотности учителей в вопросах воспитания «нормативной» личности, их готовности к воспитательной работе со школьниками; оказание помощи учителям в формировании «нормативного» поведения учащихся, родителей и самих учителей.

На этапе оценочно-контролирующем эффективность работы прослеживалась по следующим показателям, воспитательной работы в образовательном учреждении - текущий и этапный контроль и оценка и полученных результатов (для этого создается система конечного результата на основе методов педагогических исследований, в частности, относящихся к эмпирической и математической группам) и оценка эффективности воспитания «нормативной» личности школьника:

1. укрепление нравственного здоровья школьников;

2. ранее выявление и предупреждение развития пограничных состояний отклоняющегося поведения;

3. снижение отклонений в поведении;

4. совершенствование нравственного развития;

5. положительный настрой к разным видам деятельности;

6. комфортность и психологический климат.

Оценочно-контролирующий этап дал возможность провести детальный анализ воспитательной работы, сформированности «нормативного» поведения учащихся, откорректировать учебно-воспитательный процесс; после анализа полученных результатов намечается дальнейшая программа предупреждения развития отклоняющегося поведения школьников.

Итогово-самоуправляющий этап. В результате педагогического эксперимента произошло значительное улучшение психоэмоционального состояния как у учащихся, так и у учителей; уровень педагогической комфортности в системе «учитель-ученик» улучшился; у детей возрос уровень мотивации к получению знаний по вопросам формирования «нормативного» поведения школьников при условии неавторитарного стиля обу-

чения; достоверно повысился уровень знаний по вопросам «нормативного» поведения и здорового образа и стиля жизни; возрос у учащихся уровень общественной активности.

Заключительный этап соответствовал стадиям самореализации учащихся в процессе формирования «нормативного» поведения и самоорганизации деятельности, направленной на предупреждение отклонений в поведении школьников.

Проведенное нами исследование доказало, что разнопрофильные социально-культурные клубы, штабы, направления функционирующие в условиях детской организации, выделяются общей для всех чертой - своей инте-гративной функцией в общественном воспитании детей и подростков. Они способствуют социализации детей через укрепление и обогащение связей и отношений ребенка, подростка с семьей и обществом.

Список литературы:

1. Ариарский М.А. Досуговедение в системе человекознания. - Л., 1990.

2. Воронов В.В. Технология воспитания: Пособие для преподавателей вузов, студентов и учителей. - М.: Школьная пресса, 2000. - 96 с. - (Библиотека журнала «Воспитание школьников». Вып. 13).

3. Дридзе Т.М., Орлова Э.А. Основы социально-культурного проектирования. - М.,1995.

4. Жарков А.Д. Организация культурно-просветительной работы: уч. пособие. - М.: Просвещение, 1989.

5. Киселева ТТ., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: уч. пособие. - М.: МГУК, 1995.

6. Красильников Ю.Д. Методика социально-культурного проектирования: уч. пособие. - М.: МГУК, 1993.

7. Крохмаль Е.В. Социально-культурное воспитание сельских школьников средствами детской организации / Е.В. Крохмаль // Вестник Института им. Россинского: ежегодный науч. и инф. журнал. - Краснодар: Изд-во Ин-та им. Россинского Вып. 30 2(5) материалы международной очно-заочной научно-практической конференции с 7-14 апреля 2011 г. «Современные проблемы обучения, воспитания и развития личности в условиях среднего, среднего профессионального и высшего профессионального образования», Краснодар, 7-14 апреля 2011 г. - С. 32-39.

8. Максютин Н.Ф. Гармония. Система. Специфика формы: Избранные лекции по курсу «Социально-культурная деятельность». - Казань: Медицина, 2000. - 80 с.

9. Марков А.П., Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования. - СПб., 1998.

10.Суртаев В.Я. Игра как социокультурный феномен: уч. пособие. -СПб., 2003. - 208 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.