Научная статья на тему 'Социокультурная адаптация студентов-сирот в процессе художественно-творческой деятельности в вузе'

Социокультурная адаптация студентов-сирот в процессе художественно-творческой деятельности в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
286
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ВУЗ / СИРОТЫ / СОЦИОКУЛЬТУРА / СТУДЕНТЫ / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CREATIVE ACTIVITY. ART AND CREATIVE ACTIVITY IN THIS PROCESS / ADAPTATION / HIGHER EDUCATION INSTITUTION / ORPHANS / STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Даржинова Светлана Владимировна

Реформирование российского общества вызвало изменение этало нов успешной адаптации молодёжи, а также совокупности правил передачи социальных норм и культурных ценностей от поколения к поколению. В статье рассматривается проблема социокультурной адаптации студентов-сирот и возможности использования художественно-творческой деятельности в этом процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOCULTURAL ADAPTATION OF ORPHAN STUDENTS IN THE COURSE OF ART AND CREATIVE ACTIVITY IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Reforming of the Russian society caused change of standards of successful adaptation of youth, and also set of rules of transfer of social norms and cultural values from generation to generation. In article the problem of sociocultural adaptation of orphan students and possibility of use of art and creative activity in this process is considered.

Текст научной работы на тему «Социокультурная адаптация студентов-сирот в процессе художественно-творческой деятельности в вузе»

УДК 378:316 (076)

ББК 74.58+88.

С.В. Даржинова

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ-СИРОТ В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ

Аннотация. Реформирование российского общества вызвало изменение эталонов успешной адаптации молодёжи, а также совокупности правил передачи социальных норм и культурных ценностей от поколения к поколению. В статье рассматривается проблема социокультурной адаптации студентов-сирот и возможности использования художественно-творческой деятельности в этом процессе.

Ключевые слова: Адаптация, вуз, сироты, социокультура, студенты,творческая деятельность.

S.V. Darzhinova

SOCIOCULTURAL ADAPTATION OF ORPHAN STUDENTS IN THE COURSE OF ART AND CREATIVE ACTIVITY IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Annotation. Reforming of the Russian society caused change of standards of successful adaptation of youth, and also set of rules of transfer of social norms and cultural values from generation to generation. In article the problem of sociocultural adaptation of orphan students and possibility of use of art and creative activity in this process is considered.

Key words: Adaptation, higher education institution, orphans, социокультура, students, creative activity, art and creative activity in this process.

В современной социокультурной ситуации развития российского общества усилился интерес исследователей к научному осмыслению проблемы адаптации молодёжи в условиях переходного периода, формирующего стратегические жизненные установки и ценностные ориентации различных социальных групп. Немаловажную роль в решении данных проблем играет гуманитарное личностно ориентированное образование. Федеральный закон «Об образовании» так формулирует первый принцип государственной политики в области образования: «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности». Это положение аргументирует личностную направленность образовательных программ и означает необходимость коррекции педагогических целей и технологий, реализуемых в каждой из дисциплин учебного плана в вузе.

Реализация личностно гуманитарной парадигмы осложняется недостатками, свойственными современному образованию. Таковыми являются: несоответствие целей подготовки молодёжи и реалий современной жизни; нехватка средств, выделяемых на нужды образования с одновременно растущими запросами к его качеству; низкая способность перераспределения ресурсов с учётом социализации преподавателей; моральная и практическая устарелость материально-технического обеспечения образовательных систем; изменение мотивации и престижа труда преподавателей высшей школы [1, С. 15]. В этих условиях проблема организации обучения в поли-

культурном пространстве вуза осложнена и в связи с миграционными процессами, которые наблюдаются в России.

Период обучения в вузе является наиболее важным для человека в плане происходящего в это время личностного роста. Этот период является началом взросления и характеризуется одновременным протеканием ряда специфических процессов, обусловленных как особенностями учебной деятельности, так и социокультурной среды. Реформирование российского общества вызвало изменение эталонов успешной адаптации молодёжи, а также совокупности правил передачи социальных норм и культурных ценностей от поколения к поколению, что и обусловило, главным образом, необходимость дополнительного изучения проблемы социокультурной адаптации студентов-сирот.

Сиротство - это социальное явление, характеризующее образ жизни детей, оставшихся без попечения родителей. Статистика (около 700 тыс. официально признанных детей-сирот и около 3 миллионов беспризорных детей) показывает, что проблемы этой категории детей встали в ряд наиболее приоритетных национальных проблем. Комиссия по делам женщин, семьи и демографии при Президенте РФ отмечает, что за последние 5 лет число детей-сирот увеличилось на 70%. Следует отметить, что в настоящее время в России 95% детей-сирот относятся к категории сирот социальных. Социальный сирота - это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. Также следует отметить появление ранее не существовавших характеристик сиротства. Так, обнаружилось качественно новое явление - «скрытое» сиротство, которое распространяется под влиянием ухудшения условий жизни значительной части семей, падением нравственных устоев семьи, следствием чего становится изменение отношения к детям, вплоть до полного вытеснения их из семей, беспризорность огромного количества детей. Проблемы сиротства в стране коснулись и высших учебных заведений. В Калмыцком государственном университете количество студентов-сирот на протяжении нескольких лет не снижается, а неуклонно растёт. По сравнению с 2005 годом в 2011 году общее количество студентов-сирот увеличилось в 4 раза.

Проблемы сиротства рассматривались Л.С. Алексеевой, С. Бестужевой-Лада, В.И. Брутман, С.А. Воскобойниковой, М.А. Галагузовой, Л.А. Грищенко, И.Ф. Дементьевой, М.О. Дубровской, А.Б. Холмогоровой и другими. Анализ этих исследований показал, что наиболее изученными являются психолого-педагогические проблемы детей-сирот, воспитывающихся в детских домах, и практически отсутствуют исследования такой социальной группы как студенты-сироты. А действительность такова - сироты не могут успешно адаптироваться в жизни, не в состоянии решить многие проблемы, с которыми им приходится сталкиваться ежедневно без поддержки взрослых. Они испытывают большие трудности с получением жилья, обустройством своего быта, составлением и соблюдением бюджета, отстаиванием своих юридических прав. Сирота адаптируется к жизненному и образовательному пространству стихийным образом, методом «проб и ошибок».

К числу социокультурных проблем современных студентов относятся: социальная и экономическая незащищённость; ограниченность условий, способствующих социальной востребованности и продвижению молодого человека на всех этапах его жизненного развития; осуществление гарантий социальной занятости и права на труд, образование, культурное развитие. Психологическое напряжение и высокая тревожность, вызванные ощущением социальных, экономических и экологических перемен, снижают адаптационные возможности молодых людей, стимулируют не-

продуктивные формы поведения. Все эти проблемы в ещё большей степени относятся к студентам-сиротам. В связи с этим возникает необходимость разработки воспитательных подходов в вузе, соответствующих современным мировым тенденциям в области высшего образования, способствующих социокультурной адаптации сту-дентов-сирот.

Сегодня целями высшего образования выступают приобщение человека к культуре общества, эффективная социализация, становление человеческой личности студентов (готовность к индивидуальным усилиям, собственным гуманистически ориентированным решениям; профессиональная и социальная компетентность и ответственность; уважение культурных традиций других национальностей; творческая самореализация). Адаптация студентов-сирот в сложившейся социокультурной ситуации предполагает одновременное воздействие целого ряда влияний, включающего в себя комплекс как субъективных, так и объективных факторов, к числу которых можно отнести содержанию и организацию художественно-творческой деятельности в вузе. В современной ситуации развития высшей школы стал преобладать ценностный подход, связанный с гуманитарной парадигмой образования, для которой характерны такие принципы, как равенство, диалогизм, сосуществование, свобода, соразвитие, единство и принятие. Целостность личности предполагает такие индивиду ально-личностные характеристики, как становление жизненных ценностей личности, меж-культурно-коммуникативную компетентность, толерантность сознания, творческую самореализацию, активную жизненную позицию, адекватную жизненную перспективу, внутреннюю свободу и ответственность.

В гуманистической парадигме развития, саморазвития и самореализации личности были теоретически определены три основных направления педагогической деятельности. Первое - обеспечение внутренних условий (установок, потребностей, способностей) через механизмы сампознания, рефлексии, целеполагания, физической и психологической защиты. Второе - создание благоприятных внешних условий для психического и физического существования и развития студентов. Третье

- организация специфической микросоциальной среды, способствующей адаптации студентов к реальной социокультурной ситуации [2; 6].

Большинство современных исследований в области психологии творчества сходятся в том, что уникальность человеческой личности не позволяет прямо воздействовать на ее компоненты без опасности нанесения ущерба [4; 5]. Используя средства и механизмы воспитания, можно влиять на систему отношений каждой отдельной личности и развитие творческого потенциала. Основной целью образования с представленных позиций является развитие человека, отвечающего требованиям общества, в котором он живет, что напрямую отражается во взаимосвязи образования, культуры, социума и личности. Обращение к гуманитарному знанию и художественному творчеству один из важных методологических источников обоснования целей образовательного процесса, направленного на социокультурную адаптацию студентов-сирот. Особого внимания требует рассмотрение таких вопросов: применение возможностей искусства и художественно-творческой деятельности в целях воспитания и психофизического оздоровления молодежи посредством внедрения современных методик артпедагогики; разработка стратегии личностного художественно-творческого развития; развитие творческой личности в контексте различных культур, как одного из необходимых условий развития свободы, ответственности и толерантности личности.

Реализация гуманитарной парадигмы в образовании предполагает обращение к культурным, общецивилизационным ценностям трансцендентного характера и вос-

производство их в новых поколениях [2]. Исследователи В.Т. Кудрявцев, Л.В. Школяр в концепции культуросообразного образования выделили два аспекта принципа куль-турособразности: во-первых, это понимание изначальной укоренённости образования в истории культуры, во-вторых, учет общественных условий жизнедеятельности человека [3]. Из этого следует, что искусство в образовательном процессе выступает как социокультурное явление, которое несет в себе ценности, нормы, эстетические идеалы и представления о мире, существующие в данных обществе и культуре.

Сегодня социокультурная адаптация рассматривается нами как специальноорганизованный процесс обучения и воспитания, направленный на обретение сту-дентами-сиротами своей целостности путем интеграции личностной, социальной и культурной сфер его жизнедеятельности в образовании. Этот процесс эффективен, если художественная эстетическая культура рассматривается как важнейшая составляющая целостной личности. Искусство как специфическая форма культуры, определяется не только художественными законами и индивидуально-психологическими особенностями творчества, но и социокультурными требованиями эпохи. С этой позиции искусство является проводником для выстраивания контекстуальных связей личности с социумом и культурой в целом. В то же время искусство выступает как социокультурное явление, которое несет в себе ценности, нормы и представления о мире, существующие в нашем обществе и культуре, а также определенные эстетические идеалы.

Произведения искусства в художественно-творческой деятельности вуза необходимо рассматривать в контексте времени, социума и культуры. Что это означает? Обращать внимание на темы и сюжеты, выбранные студентами. Кто герой сюжета, с какими философскими, этическими направлениями и феноменами культуры эпохи связано произведение? Каковы особенности восприятия сюжета автором произведения и людьми, воспринимающими его? и т.д. В образовательных целях данный подход применим не только в процессе художественно-творческой деятельности. Его можно использовать при проведении лекций; практических, семинарских, факультативных занятий; в самостоятельной работе студентов; вне учебной, культурно-досуговой деятельности студентов.

Художественно-творческая деятельность в процессе межкультурной коммуникации является интегрирующим элементом в социокультурной адаптации студенческой молодежи. Феномены этнокультурного и социального тесно связаны между собой, поскольку в каждом человеке они порождают единую картину мира, которая и влияет на его отношение к искусству. Искусство и образование выступают как оптимизирующие способы приобщения к иному человеческому опыту, а также как своеобразная форма коммуникации и межкультурного диалога.

В образовании, направленном на развитие творчества студентов-сирот необходимо предусмотреть: открытость всей системы; гибкость организации; общее творческое отношение и поведение педагогов; более открытый подход к преподаванию и инструктированию; гибкое применение творческих заданий; тщательное наблюдение и оценка творческого поведения каждой личности в рамках личностно ориентированного подхода; планирование и реализацию больших, более длительных междисциплинарных проектов, в которых все участники смогут действительно идентифицировать себя со своей будущей профессией, принять и разделить общее решение проблем, приводящее к видимым результатам, значимым для каждого участника проекта. Выбирая формы художественно-творческой деятельности добиваться соответствия этой формы задачам учебного модуля, в который данная форма вписана.

Сегодня основными организационными формами могут выступать: артпедаго-гика и культуротерапия; коммуникативные и игровые технологии на художественно-образной основе; культурно-досуговая реабилитация и адаптация; методы аудиовизуальной и медиа-коммуникации, межличностного и межгруппового общения; творческие, развивающие, обучающие этнокультурные методы; репродуктивные, проблемно-ориентированные, объяснительно-иллюстративные, креативные методы.

С позиций адаптации артпедагогику следует расценивать как интегрирующий адаптационный механизм, предоставляющий человеку активную позицию в отношении возможностей приспособления к среде, способствующей общей гармонизации личности.

Организационно-педагогическими условиями реализации педагогической системы социокультурной адаптации студентов-сирот в процессе художественно-творческой деятельности в вузе являются:

1) интеграция общих, специальных и культуротворческих дисциплин с воспитательной и культурно-досуговой деятельностью;

2) последовательность дисциплин, обеспечивающих социокультурное пространство вуза;

3) свобода творческого выбора и вариативность образовательных услуг, направленных на творческое самовыражение и творческую самореализацию студентов-сирот;

4) создание положительной мотивации у студентов-сирот;

5) разноуровневость конструируемых культуротворческих ситуаций, введение проблемных ситуаций.

В качестве стратегий образовательной деятельности в этом процессе выступают: культуротворческая, восстановительная, образовательная, социально-защитная, исследовательская, проектная, инновационная, коммуникативная, этнонаправленная, социокультурный менеджмент, разработка технологий межнационального и международного обмена.

В Калмыцком государственном университете учитывают эти положения в воспитательной работе, и организует деятельность интеллектуально-творческих формирований по интересам и склонностям в целях максимального развития личности студентов-сирот. Эти объединения являются элементами педагогической системы социокультурной адаптации студентов в университете, которая обеспечивается одновременным протеканием процессов, способствующих их гармонизации на уровнях личности, культуры и общества:

- развития, обеспечивающего становление индивидуально-личностных характеристик личности,

- инкультурации, направленной на усвоение технологий, образцов и требований культуры, результатом которой выступает интеллигентность личности как совокупность приобретенных культурных норм, интегрированных с нормами родной культуры;

- социализации, обеспечивающей развитие социально-коммуникативных характеристик личности.

Включение элементов художественно-творческой деятельности в образовательную практику рассматривается как способ приобщения к иному человеческому опыту и межкультурному диалогу, опосредованно оказывающему влияние на формирование всей структуры личности студента-сироты и способствующий его интеграции в общество и культуру.

В своей работе творческие объединения направляют свои усилия на:

- создание и реализацию программ социокультурной адаптации личности в процессе художественно-творческой деятельности, способствующих полноценному личностному и интеллектуальному развитию студентов-сирот, а также формированию у них способности к саморазвитию, самоопределению и самореализации;

- содействие в формировании у студентов-сирот ценностных ориентаций, основанных на принципах взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности; адекватной жизненной перспективы и активной жизненной позиции обучающихся за счет расширения ее художественной сферы существования;

- создание условий для самовыражения студентов-сирот на основе всестороннего учета личностных особенностей и проявления активности в художественно-творческой деятельности с учетом профессиональной сферы;

- раскрытие развивающих, познавательных и информационных возможностей искусства; способов их применения для обеспечения учебного и воспитательного процессов в вузе с учетом разных профессиональных интересов и специализаций студенческой молодежи;

- обучение позитивным стратегиям приспособления личности к культуре и социуму и создание условий для социокультурной идентификации студентов-сирот, обеспечивающих позитивным социокоммуникативным опытом и приобщением к культурным ценностям, а также включающей студентов в функционирование системы современной культуры в целом.

У студентов-сирот, участвующих в работе творческих объединений изменяются представления об идеальных эталонных качествах человека, а также представления о себе в позитивную сторону. Наблюдается увеличение творческого потенциала, отмечается тенденция к ориентации на свой внутренний мир, сочувствию, сопереживанию и пониманию других людей. Получают развитие такие качества личности студентов как, терпимость, уверенность в себе и своих поступках, спокойное восприятие нового, искренность, доверие к себе и окружающему миру, активность, социальная смелость, независимость, жизнерадостность.

В ходе работы этих творческих групп меняется динамика их развития (от диффузной, неструктурированной до сплоченной, структурированной). Межличностные взаимоотношения меняются в сторону увеличения эмпатии, уважения, близости. К концу обучения студенты-сироты воспринимают группу с симпатией, как единое целое. Отношения, возникшие во время художественно-творческой деятельности, продлеваются и в дальнейшей жизни участников.

В процессе художественно-творческой деятельности были выявлены ценностные ориентации: интеллектуальное развитие, развитие субъектной позиции в творческой деятельности, сотворчество с педагогом, творческое саморазвитие, овладение основами профессиональной деятельности, творческая самореализация в деятельности, развитие творческого стиля деятельности и мышления.

Методы художественно-творческой деятельности способствуют самоактуализации личности, особенно таких ее составляющих, как свобода, ответственность, доверие, творчество, стремление познать себя и окружающих мир, независимость, спонтанность.

Анализ работы творческих объединений показал, что среди наиболее актуальных социокультурных характеристик современных студентов-сирот следует выделить: уровень притязаний; характеристики активности; идентификационную стратегию;

удовлетворенность реализацией жизненной стратегии; временные характеристики; а также объективные детерминирующие факторы, такие как культурная среда и социальный статус. При разработке образовательных адаптирующих программ, средствами художественно-творческой деятельности необходимо учитывать эти характеристики, что позволит реализовать социокультурную адапатацию студентов-сирот на трех уровнях: личностно-ценностном; культуры; социокоммуникативном.

Список литературы

1. Борликов Г.М. Современный университет: ориентация на личность. I Г.М. Бор-ликов. - Ростов нУД: Изд-во СКНЦ ВШ, 2006. - 208 с.

2. Вернадский В.И. Мышление как планетарное явление. I В.И. Вернадский - М., 1980.

3. Малюков, А.Н. Психология переживания и художественное развитие личности. !А.Н. Малюков - Дубна: Изд. Центр «Феникс», 1999. - 256 с.

4. Маслоу, А. Новые рубежи человеческой природы I А. Маслоу. - М.: Смысл, 1999.

5. Олпорт, Г. Становление личности: Избранные труды. I Г. Олпорт - М.: Мысль, 2002.

6. Шацкий, С.Т Педагогика I С.Т. Шацкий - М.: Просвещение, 1964. - 476 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.