- охват субъектов, не только соблюдающих нормы права, но и лиц, склонных к совершению правонарушений или уже совершивших их, в связи, с чем в какой-то степени решаются задачи непосредственного пресечения и предупреждения правонарушения;
- осуществление его в специальных правовых формах, с использованием правовых средств и методов и др. [4. с. 12].
Одной из важных составляющих формирования правовой культуры является правовое обучение. При организации обучения педагогов образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, необходимо осуществлять:
- тщательный отбор правового материала;
- гибкость обучения, т. е. адаптацию обучения к потребностям учреждений для детей-сирот;
- применение активных методов обучения;
- создание правовых ресурсов в электронной форме (книги, законы, юридические журналы, нормативно-правовые акты в сфере образования);
- индивидуализированную технологию.
Структура вырабатываемого правового убеждения включает в себя не только знание правовых норм, не только уверенность в истинности этих знаний, но и постоянную готовность действовать, руководствуясь ими.
Эффективность формирования правовой культуры личности предполагает её активную деятельность в данном процессе. Человек должен не только механически воспринимать предлагаемые ему правовые знания, но и превращать накопленную информацию в личные убеждения, развивать себя, обеспечивать постоянное самосовершенствование, интериоризировать основные ценности права, превращая их в правокультурные качества.
Личность педагога учреждения для детей-сирот с высокой правовой культурой обладает следующими качествами:
- глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку;
- знание системы основных правовых предписаний, профессионально-значимых нормативных актов, правильное понимание и уяснение их содержания и значения;
- умение активно и самостоятельно применять правовые знания на практике;
- согласованность повседневного поведения и личного отношения к реальной действительности, с полученными правовыми знаниями;
- невосприимчивость к совершению любых правонарушений;
Библиографический список
- стереотип поведения в точном соответствии с полученными правовыми знаниями;
- безусловный приоритет прав ребёнка в смысложизнен-ных ориентациях.
Формирование правовых убеждений личности, таким образом, тесно связано с проблемой интериоризации получаемых ею правовых знаний во внутренние духовные ценности. Правовое воспитание, следовательно, должно быть построено так, чтобы передаваемые правовые знания становились объектом ценностной ориентации личности. При этом важно не только превратить знание правовых норм в глубокие убеждения и духовные ценности человека, но и выработать стойкую привычку поступать соответственно этим знаниям и активно использовать их в правовой творческой правоприменительной деятельности.
На ход процесса формирования правовой культуры оказывают влияние и правовая психология общества; система юридических норм; гражданское общество и его социокультурные основания, особенности правового самосознания личности. По мере трансформации общества компоненты системы правового воспитания наполняются новым содержанием. Эти компоненты существуют в том или ином виде всегда [4, с. 74].
Осуществление процесса формирования правовой культуры педагога учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с позиций культурологического подхода предполагает насыщение учебных дисциплин общечеловеческими проблемами, ценностями; требует изменения принципов взаимодействия гуманитарных, создания междисциплинарных блоков и установления межпредметных связей, расширения спецкурсов по формированию правовой культуры, изучаемых как педагогами, так и воспитанниками, за счет резервов национально-регионального компонента учебного плана учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Формирование правовой культуры педагога необходимо рассматривать как планомерный, управляемый, организованный, систематический и целенаправленный процесс воздействия на личность всей совокупности форм, средств и методов, имеющихся в современной педагогике с целью формирования её эмоционально-рефлексивного, мотивационно-ценностного, когнитивного и практически-деятельностного компонентов.
Таким образом, задача формирования правовой культуры будет решена лишь в том случае, если личностью будут усвоены правовые знания, сформированы убеждения, развиты правовые потребности, ценности, мировоззрение и навыки правопослуш-ного поведения, являющиеся главными составляющими правовой культуры личности.
1. Репина О.Н. Формирование правовой культуры педагога дошкольного образования. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Барнаул, 2008.
2. Шахманова А.Ш. Социальное развитие детей в детском доме. Мир науки, культуры, образования. 2014; 6 (49): 38 - 41.
3. Джамиева М.С. Формирование правовой культуры педагога детского дома. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Махачкала, 2010.
4. Мищенко В.В. Формирование правовой культуры специалиста в учреждениях высшего технического образования. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Курск, 2002.
References
1. Repina O.N. Formirovanie pravovoj kul'tury pedagoga doshkol'nogo obrazovaniya. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Barnaul, 2008.
2. Shahmanova A.Sh. Social'noe razvitie detej v detskom dome. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 6 (49): 38 - 41.
3. Dzhamieva M.S. Formirovanie pravovoj kul'tury pedagoga detskogo doma. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Mahach-kala, 2010.
4. Mischenko V.V. Formirovanie pravovoj kul'tury specialista v uchrezhdeniyah vysshego tehnicheskogo obrazovaniya. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kursk, 2002.
Статья поступила в редакцию10.10.18
УДК 371
Magomedova Z.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of Pedagogy and Technology of Preschool and Additional Education, Faculty of Preschool Education, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Alibekova K.M., postgraduate, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
SOCIAL ADAPTATION OF SCHOOLCHILDREN IN ADDITIONAL EDUCATION. Currently, the socio-cultural reality is not always beneficial to the development of the younger generation, there are problems of children's leisure. In this regard, additional education is relevant. One of its main tasks is to reveal the creative potential of the child, to help in his or her socialization. The system of additional education has a unique opportunity to create a set of conditions for full development of every child. regardless of the initial
level of his training. The absence of a rigid framework allows each child to achieve personal success in the area of interest to him, to get a unique experience of self-realization. Additional education has an ability to combine in a single process of education, upbringing and development of students, thereby making a significant contribution to the process of social adaptation of the younger generation. Key words: social adaptation, additional education, sociocultural reality, creative potential, socialization.
З.Ш. Магомедова, канд. пед. наук, доц., зав. каф. педагогики и технологий дошкольного и дополнительного образования, Факультет дошкольного образования, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected]
К.М. Алибекова, аспирант 3-го года обучения ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected]
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В настоящее время социокультурная реальность не всегда благоприятно сказывается на развитии молодого поколения, существуют проблемы организации детского досуга. В этой связи актуальным является дополнительное образование. Одна из его основных задач - раскрыть творческий потенциал ребёнка, помочь в социализации. Система дополнительного образования обладает уникальной возможностью создать комплекс условий для полноценного развития каждого ребёнка независимо от первоначального уровня его подготовки. Отсутствие жёстких рамок позволяет каждому ребёнку добиться личного успеха в интересующей его сфере, получить уникальный опыт самореализации. Дополнительное образование обладает способностью объединить в единый процесс обучение, воспитание и развитие школьников, тем самым вносит существенный вклад в процесс социальной адаптации подрастающего поколения.
Ключевые слова: социальная адаптация, дополнительное образование, социокультурная реальность, творческий потенциал, социализация.
На сегодняшний день развитие системы образования характеризуется главным образом усилением значимости дополнительного образования детей в выборе профессии и их становлении в жизни. Сегодня школа не может удовлетворять потребностям развивающейся личности ребёнка.
Исследователи отмечают [1], что социокультурная реальность в России характеризуется главным образом обострением внутренних противоречий личности, в особенности личности ребёнка. Это связано с проблемами воспитания в семье и проблемами организации детского досуга. Все это постоянно наталкивает профессионалов педагогов на мысли о том, насколько устоявшаяся практика отвечает задачам формирования в социуме подростка и насколько она отвечает задачам развития подлинной культуры как высшей человеческой ценности.
Всем детям в период их становления свойственна недостаточная способность адаптироваться к сложным жизненным условиям. Формирование взрослого поведения у учеников происходит в условиях постоянного выбора между тем, что им предлагают институты воспитания и нормами, которые формируются под влиянием специфической субкультуры, присущей среде школьников.
Учреждения дополнительного образования преобразуются в своеобразные центры социально-педагогической поддержки молодёжи.
Основой всех задач учреждений дополнительного образования является раскрытие творческого потенциала ребёнка как личности
Этим и выделяется образовательный процесс, который отличается от базового иным способом руководства:
• создаётся комфортная атмосфера для учащихся;
• реализуется принцип «доминирования интересов детства»;
• учащимся предоставляется выбор вида деятельности, уровня сложности и темпа освоения образовательной программы;
• Формируется творческое сотрудничество детей и взрослых в процессе совместной деятельности [2].
Социализация - процесс становления личности, а также обучения, усвоения ценностей, норм, установок образцов поведения, принятых в данном обществе. Социализация происходит по мере усвоения социального опыта во всех его проявлениях:
• способы, средства производства духовной культуры,
• приёмы чувственного познания, абстрактного мышления,
• определенное мировоззрение,
• ценности,
• нормы поведения,
• взгляды на общество,
• явления и события,
• усвоение принятых данным обществом правил поведения, обычаев, накопленного обществом запаса знаний и умений.
Любой человек состоит в отношениях с обществом, являющихся основополагающими фундамента в становлении личности человека, а также единства и целостности социальной группы и общества [3].
Учреждения образовательного типа перешли на федеральные государственные стандарты (ФГОС), сменили цели и хотят новых методов проведения внеурочной деятельности. Дополнительное образование может внести большой вклад в становление подростков через увеличение их образовательного пространства, расширение числа источников нужной информации, предоставление возможности изучения межпредметных и предметных знаний и умений, что становится вполне возможным за счет консолидации усилий основного и дополнительного образования детей, направленных на сотворения единого пространства, в котором, дополняя друг друга, они формируют полный комплекс условий для полноценного развития личности каждого ребёнка [3].
В соответствии с Законом РФ "Об образовании" ведущей функций системы дополнительного образования для подростков является реализация образовательных программ и услуг в целях удовлетворения потребностей граждан, общества, государства [4]. Что помогает созданию нужных условий для формирования потенциала подростков и их готовности к социальной и профессиональной адаптации.
Отсутствие в учреждениях допоолнбительного образования жёсткой регламентации деятельности, а также хорошие взаимоотношения участников образовательно-воспитательного процесса, наряду с более обширными возможностями по сравнению с другими социально-образовательными институтами создает самые благоприятные условия для социальной адаптации подростков.
Социальная адаптация играет основополагающую роль для подростков как процесс согласования их личностных возможностей с миром вокруг, приспособления к новым условиям жизнедеятельности, а также системе отношений в определённых социально-психологических группах, и, конечно, сопоставление поведения принятым в них нормам и правилам. Для удачного взаимодействия с миром вокруг подростку важно понимать и придерживаться целей и норм, которые приняты в социуме, а также форм поведения, необходимо уметь быстро перестраиваться под меняющиеся условия социальной среды. Но, учитывая возраст подростка и кризис этого периода жизни, социальная адаптация может быть крайне затруднена. В этом случае одну из главных ролей занимает система социальных институтов, среди которых выделяются учреждения дополнительного образования, ведь именно они могут послужить помощью подростку в адаптации к окружающим условиям и совершенствовании своей жизни. Главные положительные стороны дополнительного образования в плане творческого развития и социальной адаптации, по мнению А.Г. Асмолова [5], связано с:
• преобладанием задач саморазвития;
• наличием разнообразной развивающей предметной среды;
• приоритетностью роли самого процесса деятельности над его конечным результатом;
• постоянным взаимодействием с родителями;
• постоянным присутствием игровых моментов;
• эмоциональной составляющей во взаимодействии взрослых и подростков и др.
Эффективность проведение досуга во многом зависит от самого подростка, а также от его личной культуры, интересов и т. д. Деятельность подростка во время досуга определяется его окружающей средой, материальной обеспеченностью, сетью культурно-досуговых учреждений и т. д.
Занятия в рамках дополнительного образования предоставляют хорошие условия для разностороннего развития ребёнка как личности. Для этого педагоги должны хорошо знать и владеть различными формами и методами обучения, конечно же, учитывая возрастные особенности учащихся. Воспитанию положительной мотивации способствуют:
• комфортная атмосфера;
• доброжелательные отношения педагога и учащегося, помощь педагога не в виде прямого вмешательства в выполнение задания, а в виде советов, способствующих выбору правильного решения самим учеником;
• привлечение учащихся к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки.
Все подростки, получившие общее и дополнительное образование, как правило, имеют намного больше возможностей реализовать свой творческий потенциал. Сегодня подросткам и их родителям очень важен тот факт, чтобы система дополнительного образования вместе со школой могла как можно более активно способствовать ребёнку проявить, развить свои индивидуальные способности и правильно выбрать свою будущую профессию.
Дополнительное образование школьников предполагает, как правило, существенное расширение воспитательного «поля», так как включает личность в весьма насыщенную и многогранную жизнь, где существуют все условия для самовыражения.
Библиографический список
В связи с этим, конечно, очень важно наращивать и укреплять позитивный потенциал дополнительного образования, так как он способствует:
• снятию психического напряжения (что, крайне актуально для подростков),
• творческому росту личности.
• познанию окружающей действительности во всём её многообразии,
• удовлетворению потребности в общении и др.
Как отмечает А.Г. Ковалёв [6], дополнительное образование предоставляет возможность преподавателям учитывать интересы подростков для удовлетворения индивидуальных запросов, ведь оно не строго регламентируется в отношении темпа, объёма, а также содержания и способов организации деятельности учащихся, поэтому в ходе внешкольной деятельности можно, как правило, довольно оперативно реагировать на необходимость внесения изменений и поправок в работу, направленную на успешное развитие заинтересованности у подростков к творчеству.
Также отметим, что дополнительное образование способно решить ряд воспитательных задач, направленных на фасилита-цию процесса адаптации личности школьника к современному обществу:
- выровнять стартовые возможности развития личности подростка;
- способствовать выбору его личного дальнейшего пути в образовании;
- обеспечить каждому подростку ситуацию успеха;
- помочь самореализации личности как самих подростков, так и их преподавателям [7].
Педагоги-практики, а также многие учёные, обращают внимание на то, что наступила пора для преодоления всех старых стереотипов восприятия дополнительного образования как нечто второстепенного, ведь оно играет, как правило, важнейшую роль в социализации и социальной адаптации личности ребёнка, так как в наибольшей степени обладает способностью объединения в единый процесс обучения, воспитания и развития детей и подростков.
1. Малакуцкая С.М. Социокультурная адаптация детей в условиях дополнительного художественного образования. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2004.
2. Малышева Е.В., Черняева Т.Н. Социальная адаптированность учащихся в учреждениях дополнительного образования. Available at: https://scienceforum.ru/2016/article/2016027512
3. Гримберг А.А. Дополнительное образование как средство социализации обучающихся. Available at: https://nsportal.ru/blog/ obshcheobrazovatelnaya-tematika/all/2014/10/26/dopolnitelnoe-obrazovanie-kak-sredstvo
4. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 13.07.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015).
5. Асмолов А.Г. Дополнительное образование детей как зона ближайшего развития образования России: от традиционной педагогики - к педагогике развития. Современные технологии социально-педагогического проектирования в дополнительном образовании: материалы к семинару. Санкт-Петербург, 1997.
6. Ковалев А.Г. О системе психологического воздействия. Психология воздействия (проблемы теории и практики). Сборник статей. Москва, 1989.
7. Страчкова Ф.Н., Бабиева Н.А. Некоторые аспекты функционирования системы дополнительного образования школьников. Известия вузов. Северо-Кавказский регион. 2007; 3: Общественные науки.
References
1. Malakuckaya S.M. Sociokul'turnaya adaptaciya detej v usloviyah dopolnitel'nogo hudozhestvennogo obrazovaniya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2004.
2. Malysheva E.V., Chernyaeva T.N. Social'naya adaptirovannost' uchaschihsya v uchrezhdeniyah dopolnitel'nogo obrazovaniya. Available at: https://scienceforum.ru/2016/article/2016027512
3. Grimberg A.A. Dopolnitel'noe obrazovanie kak sredstvo socializacii obuchayuschihsya. Available at: https://nsportal.ru/blog/ obshcheobrazovatelnaya-tematika/all/2014/10/26/dopolnitelnoe-obrazovanie-kak-sredstvo
4. Ob obrazovanii vRossijskojFederacii. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ (red. ot 13.07.2015) (s izm. i dop., vstup. v silu s 24.07.2015).
5. Asmolov A.G. Dopolnitel'noe obrazovanie detej kak zona blizhajshego razvitiya obrazovaniya Rossii: ot tradicionnoj pedagogiki - k pedagogike razvitiya. Sovremennye tehnologii social'no-pedagogicheskogo proektirovaniya v dopolnitel'nom obrazovanii: materialy k seminaru. Sankt-Peterburg, 1997.
6. Kovalev A.G. O sisteme psihologicheskogo vozdejstviya. Psihologiya vozdejstviya (problemy teoriiipraktiki). Sbornik statej. Moskva, 1989.
7. Strachkova F.N., Babieva N.A. Nekotorye aspekty funkcionirovaniya sistemy dopolnitel'nogo obrazovaniya shkol'nikov. Izvestiya vuzov. Severo-Kavkazskij region. 2007; 3: Obschestvennye nauki.
Статья поступила в редакцию 10.10.18
УДК 796.03
Mokeeva L.N., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, V.I. Vernadsky Crimean Federal University (Simferopol, Russia), E-mail: [email protected]
THE QUESTION OF HEALTH-IMPROVING PHYSICAL ACTIVITIES IN SCHOOL. The paper deals with a problem of preservation and education of health-improving efficiency and social activity of students in 10-11 grades and 1 st-year students of GPA. The points of view of the leading experts of the studied area, the results of an interdisciplinary complex program "Health of the Nation" for