Научная статья на тему 'Основные направления творческо-производственной деятельности менеджера социально-культурной деятельности'

Основные направления творческо-производственной деятельности менеджера социально-культурной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2097
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАПРАВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МЕНЕДЖЕР СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CREATIVE PRODUCTION ACTIVITY / CREATIVE PRODUCTION ACTIVITY DIRECTIONS / MANAGER WELFARE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новикова Галина Николаевна

В статье рассматриваются основные направления творческо-производственной деятельности менеджера социально-культурной деятельности, приводятся примеры современных творческих инновационных проектов учреждений культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN DIRECTIONS OF A CREATIVE PRODUCTION ACTIVITY OF THE MANAGER OF WELFARE ACTIVITY

In article the main directions of a creative production activity of the manager of welfare activity are considered, examples of modern creative innovative projects of cultural institutions are given.

Текст научной работы на тему «Основные направления творческо-производственной деятельности менеджера социально-культурной деятельности»

кретной ситуации, разработка и реализация проектов, оптимизирующих деятельность учреждений культуры. Владение логикой и технологией социокультурного проектирования позволяет специалистам более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие и консультационно-методические функции в социально-культурной сфере. Проектные технологии обеспечивают конкурентоспособность специалистов культуры на рынке труда, более того, умение разработать и реализовать социально значимый проект — это ещё и реальный способ обеспечения дополнительного финансирования и развития учреждений и

организаций культуры.

Технологии управления социально-культурными процессами, таким образом, взаимодействуют и дополняют другие технологии, образуя целостность всего социально-культурного процесса. Изложенные виды технологий, их взаимодействие не исчерпывают всего многообразия технологических процедур, применяемых в современной практике работы учреждений культуры. Вместе с тем каждая технология имеет свойство взаимодействовать с другими, дополнять и наслаиваться на однотипные функции, играющие в одних технологиях ведущую роль, в других — сопутствующую, вспомогательную.

Примечания

1. Жаркова А. А. Развитие личности в условиях социально-культурной деятельности: парадигмальный подход // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2010. № 6. С. 90—97.

2. Жарков А. Д. Воспитание общепланетарного сознания личности в условиях социально-культурной деятельности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2011. № 3. С. 108—111.

3. Касаткина С. А. Менеджмент в сфере культуры как вид управленческой деятельности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2011. № 6. С. 199—204.

4. Чижиков В. М. Ресурсный потенциал технологий менеджмента социально-культурной деятельности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 2. С. 112—118.

Основные направления творческо-производственной деятельности менеджера социально-культурной деятельности

УДК [351.858:379.8]-027.21 Г. Н. Новикова

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье рассматриваются основные направления творческо-производственной деятельности менеджера социально-культурной деятельности, приводятся примеры современных творческих инновационных проектов учреждений культуры.

Ключевые слова: творческо-производственная деятельность, направления творческо-производственной деятельности, менеджер социально-культурная деятельность.

82

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 5 (55) сентябрь-октябрь 2013 82-88

G. N. Novikova

Moscow State University of Culture and Arts

MAIN DIRECTIONS OF A CREATIVE PRODUCTION ACTIVITY OF THE MANAGER OF WELFARE ACTIVITY

In article the main directions of a creative production activity of the manager of welfare activity are considered, examples of modern creative innovative projects of cultural institutions are given.

Keywords: creative production activity, creative production activity directions, manager welfare activity.

Социально-экономическая ситуация, сложившаяся в России, предопределяет необходимость более глубокого освоения и дальнейшего развития рыночных форм хозяйствования. Переход на новую систему хозяйствования вынудил, в частности, учреждения культуры и искусства заняться поисками новых направлений управленческой, хозяйственной и творческой деятельности. В результате в социально-культурной сфере возникли экспериментальные площадки современных форм искусства, новые коммерческие учреждения, агентства, получили развитие многообразные проектные формы творческо-производственной деятельности.

Выбор и разработку актуального содержания и инновационных форм творческо-производственной деятельности учреждений культуры определяют документы Министерства культуры РФ и федеральная целевая программа «Культура России (2012— 2016 годы)» [6].

Приоритетными задачами учреждений культуры на ближайшие пять лет становятся:

• сохранение культурных ценностей и традиций народов Рф, материального и нематериального наследия культуры России, использование его в качестве ресурса духовного и экономического развития;

• развитие творческого потенциала нации, обеспечение широкого доступа социальных слоёв к ценностям отечественной и мировой культуры;

• воспитание подрастающего поколения в духе правовой демократии, гражданственности и патриотизма, приобщение к мировой и отечественной культуре, обеспечение свобо-

ды творчества;

• поддержка высокого престижа российской культуры за рубежом и расширение международного культурного сотрудничества.

Вопросы творческо-производственной деятельности на протяжении десятка лет привлекают пристальное внимание научной общественности.

Теории и технологиям культурно-досу-говой деятельности, продюсированию и постановке шоу-программ посвящены работы А. Д. Жаркова, А. А. Жарковой, И. Пригожина, Е. И. Ждановой, А. Ф. Конович и др. Технологические основы социально-культурной деятельности находятся в поле зрения Г. Н. Новиковой, Т. Г. Киселёвой, Ю. Д. Красильникова, творческого коллектива Тамбовского филиала Московского государственного университета культуры и искусств и др.

Вопросам о сценарно-режиссерских технологиях создания культурно-досуговых программ посвящены работы О. И. Маркова, Г. Н. Петровой, И. Г. Шароева, А. И. Чечётина, Д. В. Тихомирова, Г. С. Тихоновской.

Проблемы менеджмента в социокультурной сфере, отдельные его направления деятельности нашли отражения в исследованиях В. 3. Дуликова, Л. С. Жарковой, Г. Я. Тульчинского, В. В. Чижикова, В. М. Чижикова и др.

Большое внимание современная наука социально-культурной деятельности отводит проблемам самодеятельного творчества, среди которых особое место занимают исследования Н. К. Баклановой, Т. И.

Баклановой, А. С. Каргина, Ю. А. Стрельцова, Е. Ю. Стрельцовой и др.

Умение разрабатывать и создавать интересные, глубокие по содержанию, острые по тематике, находящие живой отклик в сердцах участников, яркие формы творческо-производственной деятельности становятся мерилом профессиональной компетентности современных специалистов.

Творческо-производственная деятельность учреждений культуры представляет собой процесс созидания качественно новых, уникальных материальных и духовных ценностей. Она пронизывает все виды, формы и направления деятельности учреждений культуры.

Творческо-производственный процесс носит целостный характер. С одной стороны, для него характерен определённый набор операций (действий), а с другой — присущ комплексный характер, который и обуславливает воспитательное воздействие в ходе самой творческо-производственной деятельности и в результате полученного продукта или оказанной услуги.

Технологии творческо-производственной деятельности имеют как общие этапы создания конечного продукта, так и общие рубежи воспитательного воздействия. Выделить эти узлы и найти пути решения поставленных воспитательных задач с использованием наработанных технологических приёмов и творческого подхода в зависимости от конкретных условий и имеющихся возможностей становится приоритетной задачей.

Творческо-производственная деятельность учреждений культуры осуществляется по нескольким направлениям, которые, исходя из сложившихся социально-экономических и технологических условий, постоянно корректируются, расширяются, уточняются, сужаются или ликвидируются. На современном этапе можно выделить такие направления, как информационно-просветительское, культурно-охранное, художественно-творческое, культурно-досуговое, физкультурно-оздоровительное, социально защитное и реабилитацион-

ное. Каждое из этих направлений обладает огромным потенциалом. Рассмотрим некоторые, наиболее характерные для современного этапа развития.

одним из самых актуальных направлений творческо-производственной деятельности сегодня становится информационно-просветительское. Это направление связано с тенденцией постоянного увеличения и обновления информации, чему способствуют повсеместное внедрение компьютерных технологий, изобретение все новых и новых форм и средств их доставки пользователю.

Как отметил известный российский историк В. Г. Афанасьев: «...информация — это знание, но не все знание, которым располагает человечество, а лишь та его часть, которое используется для ориентирования, для активного действия, для управления» [1, с. 238]. Другими словами, информация может служить также средством манипуляции. именно поэтому вопросы информирования и просвещения, организации обмена информацией, творческого общения, обсуждения злободневных тем, формирования ценностных ориентаций личности в современном мире выходят на первый план.

Информационно-просветительское направление творческо-производственной деятельности связано с разработкой как единичных проектов по отдельному направлению (организация познавательных циклов кинолекций, бесед, встреч с ведущими специалистами по отраслям знаний и интересными людьми, имеющими богатый жизненный опыт, просмотр и обсуждение новинок художественного и документального кино), так и комплексных проектов, которые могут быть связаны, например, с поисковыми работами на местах военных событий и созданием по результатам поиска музеев или комнат боевой славы, а также экспозиций в краеведческих музеях.

не менее интересными могут стать информационно-просветительские творческие проекты по проведению праздничных мероприятий, связанных с памятными юбилейными событиями, возрождением народных

традиций и обрядов, разработкой туристских маршрутов, экологических десантов и т.д.

Учреждения культуры в зависимости от материальной базы, кадровых ресурсов и видов деятельности разрабатывают эксклюзивные творческие проекты, присущие данному учреждению. Так, при современных библиотеках открываются «Интеллект-центры», оснащённые читальными, компьютерными классами и классами для творческой деятельности. Разрабатываются сайты учреждений, формируется база информационных данных, разрабатываются проекты (например, «Военная история моей семьи», «Маленький читатель библиотеки большого города» и др.).

Современные музеи (Эрмитаж, Русский музей в Петербурге, Государственная Третьяковская галерея, Музей изобразительного искусства им. А. С. Пушкина и мн. другие) с помощью информационных компьютерных технологий знакомят своих посетителей с коллекциями и даже проводят для них виртуальные экскурсии по залам музея.

Разработка информационно-просветительских творческих проектов не всегда зависит от величины бюджетных или частных инвестиций. Так, Талдомский краеведческий музей совместно с муниципальным учреждением культуры разработал и реализовал творческий проект для детей младшего и среднего школьного возраста «Новогодняя ёлка военного времени». В поисковую деятельность по реализации этого проекта были включены муниципальные образовательные учреждения, два музея г. Талдом, что позволило собрать богатейший исторический материал и провести интереснейший праздник с использованием атрибутов военного времени. Успех, который сопутствовал этому проекту, послужил стимулом для разработки нового удивительного фольклорного проекта, посвящённого народным ремёслам, — «Как рубашка в поле выросла».

Повторим, что в творческо-производст-венной деятельности учреждений культуры проекты довольно часто соединяют в себе

несколько направлений. В приводимых примерах удачно сочетаются информационно-познавательное и культурно-охранное направления, когда деятельность информационных проектов переплетается с поисковой, охранной и возрожденческой деятельностью. К примеру, проекты поисково-исследовательской деятельности по изучению и возрождению традиционных народных промыслов и ремёсел совмещаются с деятельностью по созданию базы данных народных промыслов и мастеров, проектами организации коллективных и персональных выставок, открытием мастерских, проведением мастер-классов, аукционов, художественных лотерей.

Создание информационного банка памятников истории и культуры, картотеки народных мастеров, реставраторов, коллекций, народных ремёсел и промыслов региона, с одной стороны, может стать отдельным творческим проектом, а с другой — служить источником вдохновения для поиска и разработки очередного проекта.

Художественно-развивающее (творческое) направление является одним из наиболее востребованных в разработке проектов творческо-производственной деятельности учреждений культуры. Это направление имеет общие черты, характерные для всех видов самодеятельного творчества: полифункциональность, активность, добровольность, нерегламентированность, комплексность, самодеятельность и т.д. Среди особенных черт можно выделить такие, как использование многообразия форм содержательного воздействия, социально-психологических механизмов, конкретизация реальных героев, отбор художественных образов.

Являясь частью народной культуры, самодеятельное творчество выполняет организаторские, культуротворческие, информационно-познавательные, рекреационно-оздоровительные, художественные, коммуникативные, педагогические и др. функции. В зависимости от видов и типов культу-роориентированной и культуротворческой деятельности самодеятельное творчество

подразделяется на музыкальное, театральное, хореографическое, изобразительное, декоративно-прикладное творчество, цирковую деятельность, киноискусство, техническое творчество, исполнительское, импровизационное творчество. Особое место занимают коллективы, ориентированные на фольклористику, профессиональные виды и жанры искусства, оригинальные жанры, авторскую самодеятельность, смешанные жанры: народные театры, хоровые коллективы, театры малых форм, КВН, театры буффонады и т.п.

К самодеятельному творчеству тесно примыкают техническое творчество, коллекционирование, поисково-исследовательская деятельность, связанная с получением новой информации и поиском предметных ценностей. Коллекционирование предполагает определённую подготовку в конкретной области знаний и освоение приёмов комплектации и систематизации коллекционируемого материала.

Поиск и исследовательская деятельность могут служить стимулами для формирования любительских объединений, клубов по интересам в области истории, краеведения, искусствоведения, литературы, фольклористики, этнографии.

Созидательная сила художественно-творческого направления творческо-производст-венной деятельности формирует активную жизненную позицию человека и служит мощным фактором его развития и включения в социально значимые отношения. Можно назвать много интереснейших проектов, направленных на развитие самодеятельного художественного творчества, осуществлявшихся по всей России. Значительным культурным явлением стал фольклорный проект канала «Культура» «Вся Россия», собравший лучшие профессиональные и самодеятельные фольклорные коллективы страны.

Тенденциями в развитии культуротворче-ских технологий стали следующие направления: расширение идейно-художественного многообразия репертуара и форм реализа-

ции творческой деятельности, гуманизация художественного творчества, расширение палитры художественных методов и стилей, модернизация самодеятельного творчества, фольклоризация, обращение к традициям религиозного искусства, расширение импровизационных начал, тяготение к синтезу видов, форм и жанров художественного творчества, синкретизм, внедрение информационно-коммуникативных технологий, проведение научно-исследовательской работы по возрождению народного творчества и его поддержка местной властью.

Следующее направление творческо-произ-водственной деятельности — культурно-досуговое направление. Ускорение ритма жизни, тотальная технологизация образа жизни, интенсификация рабочего времени, которое может продолжаться и в домашних условиях, постоянные разъезды, загруженный трафик — все это обуславливает потребность организма в психофизиологической разрядке. Смена видов деятельности и её контрастность с производственной и бытовой деятельностью становятся необходимыми условиями существования человека, снятия накопившейся усталости и преодоления стрессового состояния. Одновременно традиционные формы отдыха и развлечений сегодня становятся полем культурного развития личности, создания жизнерадостного настроения, так как включают так необходимые современному человеку факторы, способствующие рекреации: природные условия, общение с искусством, физические движения, интеллектуальные упражнения, традиции, обряды и ритуалы, интеллектуальные, игровые, зрелищно-развлекательные, физкультурно-оздоровительные компоненты.

Широко востребованным становится поиск новаторских решений при использовании традиционных форм: карнавалов, спортивных фестивалей, презентаций косметической и модной продукции, праздников детского и юношеского творчества. Поэтому современные учреждения культуры используют в рекреационных и оздоровитель-

ных мероприятиях широкую палитру новых средств, методов, форм: разрабатывают музыкально- и театрально-оздоровительные проекты, фитнес-программы, библиотерапию, психогимнастику, вводят элементы экс-трима в развлекательные программы и др.

В частности, игра в организации и проведении досуга становится особенно востребованной формой активной деятельности, любимым развлечением, упражнением в общении, средством удовлетворения интересов, поддержания высокого морального и жизненного тонуса, духовного подъёма личности.

Творческо-производственная деятельность при разработке игровых проектов строится исходя из вида и типа игрового проекта, выбора аудитории, учёта её возрастных, социальных, психологических и личностных особенностей, характера моделируемой ситуации, игрового процесса, способа передачи и переработки информации.

При этом необходимо учитывать три компонента игровых технологий: зрелищно-организационную форму, социально-педагогическую значимость процесса игры, квалификацию ведущего игровой программы.

Социально защитное, или реабилитационное, направление творческо-производ-ственной деятельности сложилось в ответ на необходимость помогать людям, попавшим в сложную жизненную ситуацию (по разным причинам). Для этого разрабатываются программы, направленные на социальную защиту и социальную реабилитацию в зависимости от типа социальной незащищённости. Это могут быть инвалиды детства, военных событий, случайных трагедий; малообеспеченные семьи, неполные семьи, временно безработные и т.д.

Цели и задачи социально защитных технологий: социальная реабилитация, расширение круга общения, развитие творческого

потенциала, самореализация и самовыражение, расширение кругозора, развитие коммуникативных навыков, профилактика деза-даптивных форм поведения.

Социально защитные технологии реализуются в сферах культуры, искусства, образования, досуга, физической культуры и спорта. Артистическая и культуротерапия в структуре социально защитных технологий становится важным направлением формирования пакета услуг для этих категорий населения. Социально защитные методики включают: аутотренинги, танцевальную, музыкальную, библио-, фото-, сказко-, леготе-рапии, игры, средства искусства. Интересны массовые реабилитационные проекты: фестивали слабовидящих и слабослышащих, встречи, конференции, симпозиумы, спортивные состязания и параолимпийские игры и др. Часто реабилитационные, социально защитные проекты довольно дороги, так как нуждаются в специальном оборудовании, хорошей технике, специально подготовленных кадрах. Поэтому поиск учредителей, меценатов и попечителей становится важной задачей на самых первых этапах разработки и реализации социально защитных, реабилитационных проектов.

Творческо-производственная деятельность включает в себя элементы воспитания и обучения, связана с освоением норм поведения, которые сложились в обществе, с формированием личностных черт и качеств личности. Однако достижение этих целей — процесс достаточно сложный, многоэтапный, постепенный. И в связи с этим возникает задача правильной постановки и «инструментовки» главной цели, серии частных целей и конкретизированных задач, поскольку решаются главная и частные цели на базе многофункциональной социально-культурной деятельности и целого комплекса потребностей личности.

Примечания

1. Афанасьев В. Г. Системность и общество. Москва, 1980.

2. Жаркова А. С. Организация деятельности учреждений культуры : [учебник для студентов вузов культуры и искусств]. Москва : МГУКИ, 2010. С. 91—130.

3. Жарков А. Д. Социально-культурная деятельность как способ сохранения и развития общечеловече-

ских ценностей // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 3. С. 98—104.

4. Жданова Е. И. Управление и экономика шоу-бизнеса. Москва : Финансы и статистика, 2003. 173 с.

5. Киселева Т. Г., Красильников Ю. Д. Социально-культурная деятельность : [учебник для студентов вузов культуры и искусств]. Москва : МГУКИ, 2004. С. 143—281.

6. Концепция федеральной целевой программы «Культура России» (2012—2018 г.) [Электронный ресурс]. Режим доступа: fcpkultura.ru

7. Новикова Г. И. Технологии арт-менеджмента : учебное пособие. Москва : МГУКИ, 2004. С. 45—54.

8. Новикова Г. И. Менеджмент творческо-производственной деятельности : учебное пособие. Москва : МГУКИ, 2013. С. 18—30.

СоЦИААЬНО-КУАЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СФЕРА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ МЕНЕДЖЕРОВ

УДК [351.858:379.8]-027.21 Е. В. Чижикова

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье предлагается описание процесса формирования и развития профессионально-управленческой направленности менеджеров социально-культурной деятельности в вузах культуры и искусств.

Ключевые слова: социально-культурная деятельность, профессионально-управленческая направленность, менеджмент социально-культурной деятельности.

E. V. Chizhikova

Moscow State University of Culture and Arts

SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES SUCH AS THE SCOPE OF VOCATIONAL AND MANAGERIAL ORIENTATION MANAGERS

In the article it is proposed that a description of the process of formation and development vocational and managerial orientation managers socio-cultural activities at the University of arts and culture.

Keywords: socio-cultural activities, vocational and managerial orientation, management and socio-cultural activities.

Процесс формирования и развития профессионально-управленческой направленности менеджеров социально-культурной деятельности осуществляется непрерывно в течение всего жизненного цикла профессиональной деятельности. Профессиональная направленность вне зависимости от характера профессии не имеет окончательных преде-

лов в своей завершённости. Специфичность условий труда и сферы деятельности менеджеров социально-культурной деятельности формирует особый психологический склад личности представителей этой профессии, взгляды и представления которых во многом развиваются благодаря приобретаемому опыту, восприятию, ожиданиям, прогнозам и

88

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ Б (ББ) сентябрь-октябрь 2013 88-93

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.