Научная статья на тему 'Социальный вектор развития экономики Кемеровской области (на примере потребительской кооперации)'

Социальный вектор развития экономики Кемеровской области (на примере потребительской кооперации) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
281
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ЭКОНОМИКА / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК / ИНТЕГРАЦИЯ / KEMEROVO REGION / CONSUMER COOPERATION / SOCIALLY ORIENTED ECONOMY / FOOD SECURITY / REGIONAL CONSUMER MARKET / INTEGRATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коробейникова Е. В.

В статье проведено исследование места и роли потребительской кооперации на потребительском рынке Кемеровской области. Разработана модель интеграции с другими субъектами рынка с целью усиления социального вектора развития экономики региона

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social vector of development in the economy of Kemerovo region (case of consumer cooperation) (Russia, Kemerovo)

The article discusses the place and the role of consumer cooperation on the consumer market of Kemerovo region. The author develops a model of its integration with other subjects of the market in order to strengthen the social vector in the regional economic development

Текст научной работы на тему «Социальный вектор развития экономики Кемеровской области (на примере потребительской кооперации)»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ

Ш

СОЦИАЛЬНЫЙ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ (НА ПРИМЕРЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ)

Е.В. Коробейникова,

доцент кафедры экономики и управления на предприятии торговли Кемеровского института (филиала) Российского государственного торгово-экономического университета,

кандидат экономических наук katrin-victory@yandex.ru

В статье проведено исследование места и роли потребительской кооперации на потребительском рынке Кемеровской области. Разработана модель интеграции с другими субъектами рынка с целью усиления социального вектора развития экономики региона.

Ключевые слова: Кемеровская область, потребительская кооперация, социально-ориентированная экономика, продовольственная безопасность, региональный потребительский рынок, интеграция.

УДК 334.735 ББК 65.422

Эффективное развитие экономического пространства требует сбалансированности интересов различных субъектов рынка, повышения социальной направленности экономики, ориентированное на более полное удовлетворение потребностей населения, защиты его интересов, роста уровня и качества жизни. Получаемая за счет этого синергия будет способствовать динамичному развитию общественных и экономических систем государства, роста его благосостояния.

Социально-ориентированное развитие экономики региона предполагает выполнение следующих условий:

• обеспечение продовольственной безопасности территорий региона, в том числе повышение самообеспеченности региона продовольственными товарами, поддержка местных товаропроизводителей и сельскохозяйственных предприятий;

• совершенствование и построение более эффективной товаропроводящей системы, способствующей сокращению издержек в сфере обращения и потребления, росту ценовой доступности товаров;

• развитие конкуренции в условиях поддержки малого и среднего бизнеса, в том числе в сельской местности, способствующее росту эффективности деятельности субъектов рынка, с одной стороны, и рост удовлетворенности покупателей — с другой;

• повышение насыщенности потребительского рынка качественными товарами.

Экономика Кемеровской области имеет ярко выраженный производственный уклон, связанный с сырьевой ориентацией региона, что оказывает значительное влияние на экономику. Это подтверждается следующими данными: объем валового регионального продукта в 2011 г. находился на уровне 729,2 млрд руб., наибольшая доля в котором принадлежала добыче полезных ископаемых — 35,7%, второе и третье место занимали обрабатывающая промышленность и торговля, их доля составила 14,1% и 12,1% соответственно. Индекс промышленного производства по сравнению с 2011 г. составил 98,1%, являясь самым низким показателем в Сибирском Федеральном Округе (СФО). В других регионах наблюдалась положительная динамика промышленного производства. Объем отгруженных товаров, выполненных работ, услуг по добыче полезных ископаемых в 2012 г. — 472,3 млрд руб., в обрабатывающих производствах — 370,2 млрд руб. [2].

Оборот производства сельского хозяйства составил в 2012 г. 37,9 млрд руб., что в сопоставимых ценах на 15,5% ниже 2011 г., в СФО объем сельскохозяйственной продукции на душу населения был самым низким в Кемеровской области — 13,8 тыс. руб./ чел.

Среднегодовая численность занятых в экономике региона в 2012 г. — 951,8 тыс. чел., что на 1% выше уровня 2011 г. Оборот организаций Кузбасса в 2012 г. составил более 1,9 трлн руб., что на 0,9% выше 2011 г., в том числе 30% принадлежало оптовой и розничной торговле; ремонту автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования.

Оборот розничной торговли Кемеровской области в 2012 г. достиг более 317 млрд руб., в СФО Кузбасс занимал 3 место по

величине розничной торговли, в целом по России у него 17 место, данный показатель в расчете на душу населения составил 115,7 тыс. руб./чел. Оборот общественного питания в 2012 г. находился на уровне 14,4 млрд руб., что больше уровня 2011 г. на 15,4% [4].

Инвестиции в основной капитал на душу населения в 2012 г. были на уровне 96,3 тыс. руб./чел., что соответствует 3 месту в СФО.

Внешнеторговый оборот Кемеровской области в 2012 г. составил более 13 млн долл. США, доля импорта — 9,8%.

В рамках исследования перспектив развития экономики Кузбасса, возможности усиления ее социальной направленности следует обратить внимание на такую социально-ориентированную систему, как потребительская кооперация. Мировое признание кооперативной модели хозяйствования как эффективной формой ведения бизнеса, как действенного инструмента в решении многих задач социально-экономического характера требует переоценки роли потребительской кооперации в экономике России. А исторически сложившаяся многоотраслевая деятельность потребительской кооперации дает ей огромные преимущества и потенциал для развития, что особо актуально в современных условиях нарастающей конкуренции, вхождения России в ВТО.

В связи с этим необходимо подчеркнуть значение потребительской кооперации в повышении социальной направленности развития экономики не только региона, но и страны в целом, которое обеспечивается за счет:

• удовлетворения потребностей населения в различных товарах и услугах, в том числе в сельской местности, а организация социально-ориентированного формата торговли позволяет снизить расходы конечного потребителя;

• возможности получения дополнительных доходов населения от участия в деятельности как пайщика, заемщика финансовых ресурсов, сдатчика сельскохозяйственной продукции или работника.

• интеграции различных участников рынка (сельскохозяйственных предприятий, личных подсобных хозяйств, производителей продуктов питания и прочих субъектов малого и среднего бизнеса) с целью получения конкурентных преимуществ, что также имеет позитивную тенденцию для потребителя, других хозяйствующих субъектов и государства в целом.

В рамках данного исследования определена роль и место потребительской кооперации в экономике региона, проанализировано ее состояние и тенденции развития, предложены меры по повышению социальной направленности экономики региона на основе задействования потенциала потребительской кооперации.

Потребительская кооперация Кемеровской области по состоянию на 01.01.2013 г. насчитывала 23 тыс. пайщиков, среднесписочная численность работников — 2,8 тыс. человек, совокупный объем ее деятельности в 2012 г. составил более 3,8 млрд руб., налоговые поступления в бюджеты различных уровней — 200,8 млн руб. Совокупный объем деятельности кемеровского облпотребсоюза сформирован на 79,4% за счет торговли и общественного питания, на 7,6% за счет производства товаров народного

299

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ

потребления, на 11,8% за счет объема закупок сельхозпродукции и на 1,1% за счет услуг [3]. Особенности ключевых позиций потребительской кооперации в разрезе отдельных видов деятельности, их вклад в экономику Кузбасса представлен далее.

Данные по состоянию и развитию торговли предприятий Кемеровского облпотребсоюза и его доле на обслуживаемой территории приведены в табл.1.

Розничная торговля потребительской кооперации насчитывала в 2012 г. 500 магазинов и 44 объекта мелкорозничной сети. Наибольшую долю в структуре продаж занимала торговля продовольственными товарами — 76,1% от общего оборота (или 1,2 млрд руб.). В целом доля розничной торговли потребительской кооперации на территории обслуживания составила в 2012 г. 10%, что ниже уровня 2011 г. на 1,1%. Вследствие ориентации розничной торговли потребительской кооперации на продажу продовольственных товаров, ее доля на территории обслуживания несколько выше, а именно — 16,35%.

Товарооборот потребительской кооперации на душу населения на территории обслуживания в 2012 г. составил 4,8 тыс. руб. За последние годы происходило снижение доли продаж пайщикам, основной причиной такой тенденции являлось сокращение численности пайщиков, что свидетельствует о недостаточной работе с населением, в определенной степени закрытости системы, а также вызвано естественной убылью и оттоком населения в сельской местности.

Доля общественного питания по сравнению с розничной торговлей немного меньше, так в 2012 г. на территории обслуживания она составила 8%, что ниже уровня 2011 г. на 1,3%, это связано с сокращением физического объема оборота общественного питания происходившего в последний период.

Значительные проблемы присутствуют в оптовой торговле потребительской кооперации, которая за последние 5 лет сократила свои обороты в сопоставимых ценах на 40%. Она не выполняла в полном объеме свои функции для розничной торговой системы и не выдерживала конкуренции с другими субъектами рынка. В данном виде деятельности потребительской кооперации необходимы кардинальные изменения, в том числе в снабжении собственной розничной сети, требующие создания на базе оптовой торговли оптово-распределительного центра, позволяющего не только сохранить оптовое звено, но и обеспечить ему конкурентные преимущества.

Доля розничной торговли на территории обслуживания в разрезе отдельных предприятий потребительской кооперации,

а также их роль в минимальной обеспеченности торговой площадью представлены на рис.1.

У более 55% предприятий потребительской кооперации доля в розничной торговле на территории обслуживания составила менее 10% и только у трети предприятий системы -доля на территории обслуживания в розничной торговле продовольственными товарами была ниже 10%. Такой разброс в показателях, превышающий в продовольственной рознице на некоторых предприятиях в несколько раз, связан с превалированием в структуре товарооборота продаж товаров продовольственной группы, ориентации магазинов на ассортимент товаров повседневного спроса.

Лидерами по данным рис.1 являлись потребительское общество «Ленинск-Кузнецкая межрайбаза», Пермяковское сельпо, потребительское общество «Беловская межрайбаза», потребительское общество «Ижморское».

В соответствии с установленным нормативом минимальной обеспеченности населения торговой площадью [1] роль предприятий потребительской кооперации существенна, особенно в Яйском, Ижморском и Беловском муниципальных образованиях.

В финансовом рейтинге 100 лучших предприятий Кузбасса в 2012 г. отмечены предприятия потребительской кооперации, так потребительское общество «Ленинск-Кузнецкая межрайбаза» заняла 6 место среди предприятий оптовой и розничной торговли; ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования и 60 место в общем рейтинге. Тяжинскому сельпо принадлежало 14 место в отраслевом рейтинге, Топкинскому потребительскому обществу — 20 место, Мариинскому райпотребсоюзу — 27 место и Кемеровскому райпотребсоюзу — 44 место.

Объем производственной деятельности Кемеровского облпотребсоюза в 2012 г. составил 292,9 млн руб., что в действующих ценах на 6,8% выше уровня 2011 г. и только на 0,8% — в сопоставимых. В разрезе основных видов продукции объем производства составил по хлебу и хлебобулочным изделиям 7 тыс. т, кондитерским изделиям 227 т, колбасным изделиям 30 т, безалкогольных напитков 47,1 тыс. дкл., товарной рыбной продукции 46,1 т.

Динамика производства основных видов продукции в Кемеровской области и доля потребительской кооперации представлены в табл.2. Самый значительный вклад предприятий потребительской кооперации в регионе был по производству хлеба и хлебобулочных изделий, они занимали в 2012 г. 3,83%, по остальным видам продукции доля была менее 0,5%.

Лидерами в производственной деятельности потребительской кооперации являлись Новокузнецкий райпотребсоюз, его доля в общем объеме производства составила 17%, а в производстве хлеба и хлебобулочных — 19,3%, сельскохозяйственный потребительский кооператив «Согласие» (доля 13%), производственно-заготовительное потребительское общество «Северянка» (доля 8,67%).

В последние годы наблюдалась отрицательная динамика, связанная со снижением объемов производства и, как следствие, низкая загруженность производственной мощности предприятий системы. Основными причинами сложившейся ситуации являлись недочеты в управлении сбытом собственной продукции, в том числе в розничной сети потребительской кооперации. Данная проблема требует незамедлительных действий и адекватной политики продвижения собственной торговой марки.

Объем закупок продукции сельского хозяйства предприятиями потребительской кооперации составил в 2012 г. более 456,5 млн руб. Потребительская кооперация является неотъемлемым элементом АПК региона, способствующим развитию сельского хозяйства, в

Таблица 1

Торговая деятельность Кемеровского облпотребсоюза и его доля на территории обслуживания за 2011—2012 гг.

2011 2012 Абс. откл. Темп роста,%

Оборот розничной торговли, млн руб. 2689,7 2865,7 176 106,5

Доля на территории обслуживания,% 11,1 9,9 -1,2 89,4

Количество объектов розничной торговли, шт. 532 544 12 102,3

Торговая площадь, м2 26681 26800 119 100,4

Товарооборот с 1 м2 торговой площади, тыс. руб./м2 100,8 106,9 6,1 106,1

Товарооборот на душу населения на территории обслуживания, руб. 4463,3 4798,3 335 107,5

Объем продаж пайщикам, млн руб. 470,4 463,2 -7,2 98,5

Доля продаж пайщикам,% 17,5 16,2 -1,3 92,4

Оборот продовольственных товаров, млн руб. 1803 2066 263 114,6

Доля на территории обслуживания,% 14,82 16,35 1,53 110,3

Оборот общественного питания, млн руб. 151,3 155,2 3,9 102,6

Доля на территории обслуживания,% 9,3 8,0 -1,3 86,2

Количество объектов общественного питания, шт. 51 52 1 102,0

Количество посадочных мест, шт. 1553 1614 61 103,9

Оборот оптовой торговли, млн руб. 20,7 38,8 18,1 187,8

Количество складов, шт. 59 57 -2 96,6

Складская площадь, м2 17011 17213 202 101,2

Источники: Данные Кемеровского облпотребсоюза, расчеты автора 300

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ

Ш

Яшк!(некое сельпо Чебулпнское ПО Топкпнское ПО Тпсульское сельпо Таштагольское ПО Прокопьевска райпо Пермяковское сельпо Моховское сельпо ПО «Ленинск - Кузнецкая МРБ» ПО «Ижморское» ПО «Беловская МРБ» Предприятия п/к Краппвпнского района Яйсюш райпотребсоюз Тяжтшскпп райпотребсоюз Промышленновсюпг СПС Новокузнецки! райпотребсоюз MapmiHCKini райпотребсоюз Кемеровский райпотребсоюз

□Доля в нормативе минимальной обеспеченноститорговоГшпощадью Доля в розничной торговле продовольственными товарами ■ Доля в розничной торговле

Рис. 1. Доля предприятий потребительской кооперации в торговле на территории

обслуживания в 2012 г.

Источники: расчеты автора по данным Кемеровостата, Кемеровского облпотребсоюза.

том числе за счет закупки и переработки его продукции. Данные по объемам производства сельского хозяйства в Кемеровской области по основным товарным группам и заготовительной деятельности потребительской кооперации приведены в табл. 2.

Наибольший показатель по доле закупок сельхозпродукции потребительской кооперации в объеме производства сельского хозяйства Кемеровской области наблюдался по молочной продукции — 2,07% в 2012 г., по мясной продукции и яйцам — по 1,6% соответственно.

Предприятия потребительской кооперации активно сотрудничали с населением. Так, численность сдатчиков сельскохозяйственной продукции в 2012 г. составила 2170 чел. В разрезе основных видов сельхозпродукции доля населения в закупках потребительской кооперации по картофелю — 71,6%, по молочной продукции — 45,2%, по мясной продукции — 24,5%, по овощам — 11%. Пайщики при сдаче сельхозпродукции получали скидки на покупку товаров или компенсацию, сумма которых в 2012 г. превысила 210 тыс. руб.

Лидерами по объемам закупки сельхозпродукции являлись: по молоку и молочным продуктам — сельскохозяйственный потребительский кооператив «Согласие», на его долю приходилось 45% от общего объема потребительской кооперации, доля на территории обслуживания — 8%; Кемеровский райпотребсоюз, в том числе Кемеровский губернский рынок, доля которого по молоку и молочным продуктам составила — 26,5%, по мясной продукции — 46,1% от общего объема; потребительское общество «Ленинск-Кузнецкая межрайбаза» с долей по молоку и молочным продуктам — 13,3%, по мясной продукции — 6,8%, доля на территории обслуживания по данным товарным группам была на уровне 3,2%.

Несмотря на существующие проблемы в деятельности предприятий потребительской кооперации, следует отметить несомненный вклад этой системы в экономику региона, обеспечение продовольственной безопасности, насыщение его потребительского рынка. Динамичное развитие розничной торговли, занимающей лидирующие позиции в совокупном объеме деятельности Кемеровского облпотребсоюза, делает возможным рассматривать данную систему как одно из приоритетных направлений повышения социальной ориентации экономики Кузбасса. Поэтому, с целью усиления социального и экономического взаимодействия различных субъектов рынка, совершенствования товаропроводя-

Таблица 2

Производство основных видов продукции в обрабатывающей промышленности и в сельском хозяйстве Кемеровской области, доля потребительской кооперации за 2011—2012 гг.

Кемеровская область Кемеровский облпотребсоюз Доля, в%

2011 2012 2011 2012 2011 2012

Производство основных видов продукции

Изделия колбасные, тыс. т. 41,6 38,6 0,03 0,03 0,07 0,08

Хлеб и хлебобулочные изделия, тыс. т. 178 185 7,5 7,1 4,20 3,83

Кондитерские изделия, тыс. т. 90,1 107 0,24 0,23 0,27 0,21

Производство сельхозпродукции и объем закупок Кемеровского облпотребсоюза

Мясо в убойном весе, тыс. т. 126,4 127,8 1,98 2,05 1,56 1,60

Молочная продукция, тыс. т. 396,3 382,5 9,16 7,92 2,31 2,07

Яйца, млншт. 700,4 811,3 12,5 12,9 1,79 1,59

Картофель, тыс. т. 734,6 519,7 0,64 0,35 0,09 0,07

Овощи, тыс. т. 244,8 225,6 1,38 1,35 0,56 0,60

Источники: Данные Кемеровостата, Кемеровского облпотребсоюза, расчеты автора.

30 1

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ

щей системы региона предложена модель взаимодействия, в которой потребительская кооперация выполняет логистические и информационные функции (рис.2).

Логистическо-информационная площадка на базе потребительской кооперации предполагает объединение по следующим направлениям:

1. Организация совместных покупок для населения, крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных кооперативов и прочих субъектов рынка;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Создание информационного портала для обмена информацией по предлагаемым товарам, направлениям по сотрудничеству;

3. Предоставление услуг информационно-консалтингового характера.

4. Организация совместных логистических процессов.

Мультиформатность сотрудничества дает возможность

участвовать субъектам рынка сразу в нескольких направлениях, что обеспечивает большую отдачу и кумулятивный эффект.

Преимущества для участников представлены на рисунке 2, выгода для потребительской кооперации также очевидна, а именно более тесное сотрудничество с пайщиками и населением, что обеспечит приток покупателей, сдатчиков сельскохозяйственной продукции и новых членов, а новые виды

услуг — дополнительный источник получения прибыли предприятиями системы.

Направление «Совместные покупки» предполагает возможность приобретения товаров (услуг) через Интернет-магазин потребительской кооперации по более низким ценам, как в розницу, так и мелким оптом. Ассортиментный портфель — продовольственные и непродовольственные товары, а также специализированный ассортимент для ведения личного подсобного хозяйства, в том числе возможно распространение на этой основе товаров местных производителей. С помощью розничной сети предприятий потребительской кооперации планируется организовать оплату и выдачу выбранного товара. Цена за выбранный товар будет включать себестоимость закупки, организационный взнос, скорректированный на затраты, на доставку (формула 1).

Цр = Цз + Ов х Кд , (1)

где Цр — цена реализации;

Цз — закупочная цена;

Ов — организационный взнос;

Кд — коэффициент доставки.

Данное направление считается наиболее перспективным, и при его развитии планируется скорректировать механизм ценообразования с учетом спроса, то есть конечная цена приобретения будет зависеть от количества покупателей на определенную дату.

Со стороны потребительской кооперации необходимо создать сайт, разработать ассортиментный портфель и заключить договора с производителями (оптовыми предприятиями), организовать прием заявок, отслеживать выполнение поставки и доставки товаров до пунктов выдачи.

Направление «Создание информационного портала для обмена информацией по предлагаемым товарам, направлениям сотрудничества» предполагает размещение на сайте информации о потребительской кооперации, в том числе финансового характера, а также объявлений, рекламной и прочей информации на платной и бесплатной основе. Это сделает потребительскую кооперацию более открытой и повысит лояльность к системе, привлечет внимание со стороны других субъектов рынка, сдатчиков сельскохозяйственной продукции. В рамках этого направления планируется создание личного кабинета пайщика.

Предоставление услуг информационно-консалтингового характера. Данное направление

Цель

Создание оптимальных условий для субъектов рынка, основанных на взаимовыгодном сотрудничестве и направленных на

Со стороны потребительской кооперации:

Создание сайта и его информационная поддержка. Расширение перечня услуг.

Предоставление

Направления

Участники и условия

Преимущества

Совместные

покупки

Свободный

доступ

Минимизация расходов на закупки — повышение ценовой доступности товаров (услуг)

Информационный портал

Свободный доступ, заключение договора

Расширение границ рынка, Реклама, Получение необходимой информации

Консалтинговые

услуги,

Заключение договора

Совершенствование бизнеспроцессов, повышение квалификации персонала

Логистические

услуги

Заключение договора

Аутсорсинг логистических операций — сокращение расходов

Рис. 2. Интеграционная модель взаимодействия субъектов рынка на базе потребительской кооперации

302

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ

Ш

предполагает проведение семинаров, тренингов, конференций на базе образовательного учреждения потребительской кооперации и Кемеровского облпотребсоюза, а также консалтинг в области бухгалтерии, управления, логистики и прочее, что будет обеспечено за счет разработки программ семинаров, тренингов, курсов повышения квалификации, коммерческих предложений и их рассылка потенциальным участникам.

Организация совместных логистических процессов. Задействовав ресурсную базу потребительской кооперации, которая насчитывает более 35 оптовых складов со складской площадью — 16000 м2. Аутсорсинг логистических услуг предполагает возможность предоставления услуг по хранению, транспортировке товаров, подбору поставщиков, в том числе сотрудничество по направлению «Совместные покупки».

Внедрение разработанной модели интеграции в деятельность потребительской кооперации предусматривает использование Интернет-ресурсов, требует создания дополнительных рабочих мест, корректировки организационной структуры, повышения ее мобильности, что планируется провести в рамках дальнейшего изучения выбранной темы, включая разработку поэтапного механизма реализации данного проекта.

Проведенное исследование состояния и тенденций развития предприятий потребительской кооперации Кемеровской области, роли в экономике региона позволило выявить круг

проблем, обобщить и систематизировать практический материал. Современная потребительская кооперация, сочетая в себе элементы диверсификации и интеграции, имеет значительный потенциал для развития на качественно новом, инновационном уровне, от полноты и эффективности выполнения своих социально-экономических функций зависит степень удовлетворения потребностей пайщиков и населения, проживающего на обслуживаемой территории, а также прочих субъектов потребительского рынка.

Главным результатом данного исследования является разработка мероприятий по усилению социального вектора развития экономики Кузбасса на основе Кемеровского облпотребсоюза. Создана модель взаимодействия и сотрудничества потребительской кооперации и сельскохозяйственных предприятий, личных подсобных хозяйств населения, крестьянских (фермерских) хозяйств, местных товаропроизводителей продуктов питания. В этой модели Кемеровский облпотребсоюз выступает интегрирующим звеном, логистико-информационной площадкой для других субъектов рынка Кузбасса. Это будет способствовать развитию дистанционных форм торговли, насыщению продовольственного рынка региона продуктами из экологически чистого сырья, обеспечит поддержку и конкурентное преимущество малого и среднего бизнеса в сельской местности, в том числе за счет сбыта продукции в торговой сети потребительской кооперации.

Литература

1. Закон Кемеровской области от 28.02.2011 № 17-ОЗ «Об установлении нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов» [Электронный ресурс] // URL: http://www.ako.ru/ZAKON/viewzakon. asp?C56367=On (дата обращения: 15.03.2013).

2. Кузбасс в 2012 г. — Кемерово, 2013.

3. Социально-экономическое положение потребительской кооперации Кемеровской области за 2012 год. — Кемерово, 2013.

4. Торговля в Кемеровской области в 2012 г. — Кемерово, 2013.

КОНКУРЕНЦИЯ КАК ГЛАВНЫЙ ФАКТОР ВОСПРИИМЧИВОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА К ИННОВАЦИЯМ (НА ПРИМЕРЕ республики КОМИ)

Н.Ю. Кирушева,

соискатель кафедры банковского дела Сыктывкарского государственного университета

kirusheva.nina@yandex.ru

В статье представлены результаты изучения барьеров входа на товарные рынки продукции лесопромышленного комплекса Республики Коми. Определены факторы, затрудняющие и ограничивающие хозяйствующим субъектам начало деятельности на этом рынке. Выявлены особенности влияния конкуренции на уровень инновационного развития лесопромышленного комплекса Республики.

Ключевые слова: Республика Коми, лесопромышленный комплекс, барьеры входа на рынок, инновации, инновационное развитие, влияние конкуренции на инновационное развитие.

УДК 332.1 ББК 65.30

За последние десятилетия отмечено усиление конкуренции фактически во всем мире. Ее движущей силой являются инновации. Конкуренция не только заставляет постоянно искать и использовать в производстве новые возможности, но и повышать качество продукции, совершенствовать технику и технологии.

В настоящее время конкурентная среда на товарных рынках продукции лесопромышленного комплекса (ЛПК) Республики Коми характеризуется, как умеренно концентрированная. Товарный рынок офисной и упаковочной бумаги в республике представлен в основном продукцией ОАО «Монди СЛПК», ведущего мирового производителя данного вида продукции. Рынок балансовой древесины республики имеет практически одного покупателя, поэтому он относится к монопсоническому.

Рынок плитной продукции (шпона, фанеры, плит, панелей) Республики Коми представлен на 1 января 2013 г. семью организациями. Значительные объемы фанеры реализуются на экспорт (60% в объеме производства фанеры в 2012 г.) [1], древесностружечные и древесноволокнистые плиты менее востребованы на международном рынке (1,2% и 2,3% в объеме производства соответственно) [2] и поэтому реализуются на территории России и Республики Коми. Несмотря на отнесение рынка пиломатериалов Республики к рынкам с развитой конкуренцией, структура лесопромышленного комплекса в целом характеризуется существенными диспропорциями в размещении производства и концентрацией в Центральной зоне (г. Сыктывкар, Усть-Вымский район). В общереспубликан-

303

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.