Научная статья на тему 'Бенчмаркинговые технологии в потребительской кооперации: экономический аспект'

Бенчмаркинговые технологии в потребительской кооперации: экономический аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
135
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕНЧМАРКИНГ / BENCHMARKING / СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА / COMPARATIVE ASSESSMENT / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РЕЙТИНГ / SOCIO-ECONOMIC RATING / ЭТАЛОННОЕ СОПОСТАВЛЕНИЕ / REFERENCE COMPARISON / ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ / CONSUMER COOPERATION / ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / IMPROVEMENT OF ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Леоненко Евгения Ивановна, Попова Наталья Александровна

В статье раскрывается сущность и значение бенчмаркинга в экономическом анализе, рассматриваются основные этапы его проведения, предлагается использовать бенчмаркинговые технологии организациями потребительской кооперации. На материалах Кемеровского союза потребительских обществ проводится рейтинговая оценка социально-экономической деятельности кооперативных организаций, выявляются лидирующие организации и даются рекомендации по изучению и внедрению их передового опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Benchmarking technology in consumer cooperatives: the economic aspect

The article reveals the essence and meaning of benchmarking in the economic analysis, the basic steps of its conducting; it is supposed to use technology benchmarking organizations of consumer cooperatives. On materials of Kemerovo Union of Consumer Societies rating assessment of socioeconomic activities of cooperative organizations is conducted, the leading organizations are identified, and recommendations for the study and implementation of their excellence are made.

Текст научной работы на тему «Бенчмаркинговые технологии в потребительской кооперации: экономический аспект»

бенчмаркинговые технологии в потребительской кооперации: экономический аспект

__Аннотация

В статье раскрывается сущность и значение бенчмаркинга в экономическом анализе, рассматриваются основные этапы его проведения, предлагается использовать бенчмаркинговые технологии организациями потребительской кооперации. На материалах Кемеровского союза потребительских обществ проводится рейтинговая оценка социально-экономической деятельности кооперативных организаций, выявляются лидирующие организации и даются рекомендации по изучению и внедрению их передового опыта.

Ключевые слова: бенчмаркинг, сравнительная оценка, социально-эко-

_номический рейтинг, эталонное сопоставление, потребительская коопе-

_рация, повышение эффективности деятельности

Леоненко Евгения Ивановна

канд. экон. наук, доцент кафедры экономики потребительской кооперации Tutor_jenny@mail.ru

Попова Наталья Александровна

канд. экон. наук, доцент, зав. кафедрой экономики потребительской кооперации eccooper@sibupk.nsk.su

Сибирский университет потребительской кооперации, г. Новосибирск

В современных условиях бенчмаркинг входит в число самых популярных инструментов управления организацией. В России уже известны организации, успешно использующие бенчмаркинг в качестве инструмента повышения эффективности своей деятельности. Одной из основных причин слабого использования данного метода управления, в частности организациями потребительской кооперации, является отсутствие методической и опытной базы для его внедрения. Большинство встречающихся в научной литературе трактовок понятия бенчмаркинга исходят из рассмотрения данного инструмента как одного из направлений маркетингового анализа. Однако бенчмаркинговые технологии могут быть использованы в экономическом анализе.

Сущность бенчмаркинга

Бенчмаркинг - это сравнение показателей организации с эталонными показателями с целью непрерывного улучшения деятельности и повышения конкурентоспособности в результате внедрения передовых идей [1].

Сущность процесса эталонного сопоставления, помимо определения, раскрывают задачи бенч-маркинга:

- оценка своей деятельности и сравнение показателей с показателями других организаций;

- изучение и применение лучшего опыта других в своей организации;

- достижение и опережение «эталонной» организации по рассматриваемым показателям.

Для построения алгоритма бенчмаркингового анализа в конкретной организации необходимо воспользоваться основными этапами. Однако количество шагов при проведении бенчмаркинга может меняться (см. рис. 1).

Учитывая специфику деятельности кооперативных организаций, при выборе одного из видов проведения эталонного сопоставления рекомендуется использовать внутренний бенчмаркинг. Внутренний бенчмаркинг, или внутренний сопоставительный анализ, это процесс проведения сравнения между различными подразделениями организации. Внутреннему сопоставительному анализу могут быть подвергнуты как функциональные отделы или производственные подразделения организации, так и группа компаний, входящих в состав бизнес-структуры. Систему потребительской кооперации можно рассматривать как крупную социально ориентированную бизнес-структуру, основу которой составляют потребительские общества.

Сравнительная оценка является вступительной частью бенчмаркинга и содержит начальные этапы, предшествующие внедрению улучшений. Именно от сбора и анализа информации, определения предмета сопоставления и от поиска эталона зависит будущее организации. Бенчмаркинговый анализ предлагается проводить на основе рейтинговой оценки деятельности, считая научно обоснованный и апробированный метод определения рейтинга важнейшим инструментом при оценке потенциальных возможностей и результативности деятельности объектов исследования.

Рейтинговая оценка дает возможность определить слабые стороны, нуждающиеся в улучшении, сильные аспекты деятельности других организаций

внедрение_

бенчмаркинговых

технологий_

в организациях потребительской кооперации может происходить как науровне

Центросоюза, так и на уровне каждого потребительского общества_

_Источник [1]

_ Рис. 1. Основные этапы проведения бенчмаркинга

__или подразделений, выявить организацию «эта__лон» и предмет эталонного сопоставления. Таким

__образом, можно успешно получить информацию

__для дальнейшего внедрения бенчмаркинга.

кооп =

может

осуществляться _на любом

применением подходов предложенной методики

сопоставительного _анализа

Бенчмаркинг в Кемеровской области

В начале проведения бенчмаркингового анализа была сформирована база данных по коопера-ным организациям Кемеровского областного потребительских обществ за 2012 г. [2]. пределения экономического рейтинга используется следующая система показателей: рентабельность оборота, оборот на одного работника торговли, издержкоотдача, скорость обращения товарных запасов.

Для определения социального рейтинга рассчитываются следующие показатели: доля непродовольственных товаров в общем обороте, доля объема продаж пайщикам в обороте, доля платных услуг в совокупном объеме деятельности, процент кооперирования населения.

Выбор системы показателей ограничен статистическими данными для их расчета. Возможно применение и других показателей, позволяющих оценить социально-экономическую эффективность деятельности потребительских обществ.

Рассчитанная система показателей эффективности социально-экономической деятельности позволила провести сопоставительную оценку организаций и построить социально-экономический рейтинг (см. табл.1).

По общим результатам в социально-экономическом рейтинге Кемеровского союза потребительских обществ Кемеровский райпотребсоюз занял первое место, второе место - Тисульское сельпо и на третьем месте потребительское общество «Ленинск - Кузнецкая межрайбаза». Последние места занимают Яшкинское сельпо, потребительское общество «Беловская межрайбаза» и Моховское сельпо. Данным организациям необходимо серьезно подойти к оценке своих позиций и по возможности перенять передовой опыт организаций-«эталонов», т.к. от результатов деятельности каждого потребительского общества зависит будущее облпотребсоюза. При графическом изображении результатов социального и экономического рейтинга потребительских обществ Кемеровской области, наглядно продемонстрированы организации, где наблюдается превышение результатов социальной работы над результатами хозяйственной деятельности и наоборот (см. рис).

Так, наибольший разрыв между оценкой социальной деятельности и выполнением хозяйственных

в ситуации,_

когда организация превосходит показатели лидера

по некоторым_

параметрам, эти показатели не включаются в показатели для бенчмаркинга

О л4 а? *У йЛ «Л ^ .& л & У & -г>

# # # # Л

«Я

Социальный

- Экономический

Рис. Сопоставление результатов социального и экономического рейтинга организаций Кемеровского облпотребсоюза в 2012 г.

Таблица 1

Результаты рейтинговой оценки социально-экономической деятельности организаций Кемеровского союза потребительских

обществ за 2012 год

Потребсоюзы Экономический рейтинг Социальный рейтинг Социально-экономический рейтинг Места

Кемеровский райпотребсоюз 0,62 0,45 0,54 1

Мариинский райпотребсоюз 0,5423 0,36 0,4519 5

Новокузнецкий райпотребсоюз 0,5433 0,35 0,445 7

Промышленновский СПК 0,58 0,32 0,4476 6

Тяжинский райпотребсоюз 0,68 0,21 0,446 8

Беловская межрайбаза 0,46 0,15 0,3 17

Пермяковское сельпо 0,74 0,27 0,5 4

Моховское сельпо Ижморское потребительское общество 0,32 0,57 0,33 0,29 0,33 0,43 16 11

Крапивинское потребительское общество 0,51 0,3728 0,4417 9

Ленинск-Кузнецкая межрайбаза 0,65 0,4 0,52 3

Прокопьевское райпо 0,6031 0,14 0,37 15

Тисульское сельпо 0,69 0,3728 0,53 2

Топкинское потребительское общество 0,604 0,19 0,4 14

Чебулинское потребительское общество 0,38 0,5 0,439 10

Таштагольское потребительское общество 0,44 0,41 0,42 12

Яшкинское сельпо -0,47 0,06 -0,21 18

_для внедрения

_бенчмаркинга

_необходимо

_выбрать только

одну из эталонных организаций

—из отстающих кооперативных _организаций

задач наблюдается у Пермяковского и Яшкинского сельпо, Таштагольского потребительского общества.

Результаты проведенного сопоставления позволяют получить информационную базу для бен-чмаркинга, оценить собственную организацию, определить эталон и предмет улучшения, в виде конкретных показателей деятельности.

Этапы бенчмаркинга

Одним из наиболее сложных этапов бенчмаркин-га является разработка плана мероприятий по осуществлению процесса внедрения выработанных рекомендаций на основе результатов проведенного сопоставления. Внедрение, как правило,

включает разработку плана внедрения, процедуру внедрения и осуществление контроля. Внедрение бенчмаркинговых технологий в организациях потребительской кооперации может происходить как на уровне Центросоюза, так и на уровне каждого потребительского общества. Если разработка бенчмаркингового анализа осуществляется на уровне Центросоюза, после проведенной методики сопоставительного анализа определяются лидирующие потребсоюзы и потребсоюзы, результаты деятельности которых отстают как от показателей эталонов, так и от средних показателей деятельности кооперативных организаций.

Далее формируются рекомендации для каждой из исследуемых организаций по направлениям улучшения деятельности и срокам исполнения. На уровне потребсоюзов проводятся дальнейшие исследования: проведение сопоставительного анализа потребительских обществ, выявление эталонных организаций, разработка плана внедрения бенчмаркинговых мероприятий. Программа бенчмаркинга может осуществляться на любом из уровней управления, с применением подходов предложенной методики сопоставительного анализа. Так, например, бенчмаркинг может проводиться потребсоюзом без рекомендации Центросоюза, а потребительское общество может самостоятельно осуществлять сравнительную оценку, без участия потребсоюза. Однако при качественном подходе к выявлению лидирующих организаций и «слабых звеньев» следует проводить сравнительный бенчмаркинг по всей системе в целом.

Следует помнить, что идеальными параметрами помимо показателей выявленного эталона могут быть:

- идеальные показатели, недоступные по уровню на момент проведения анализа, но желаемые;

- идеальные показатели, характеризующие предел возможностей организации на момент проведения анализа;

- средние показатели по отрасли.

В проведенном исследовании в качестве идеальных показателей можно рассмотреть результаты организаций, занявших первые три места в рей-

решение_

о внедрении_

улучшений_

принимается группой экспертов по бенчмаркингу,

включающей_

профессионалов в данных областях деятельности...

Таблица 2

Итоговая таблица сопоставительного анализа организаций Кемеровского союза потребительских обществ за 2012 год

Яшкинское сельпо Параметры сравнения Кемеровский райпотребсоюз Тисульское сельпо Ленинск-Кузнецкая межрайбаза

Показатели эффективности экономической деятельности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Рентабельность оборота, % 3,37 2,25 0,94

494,07 Товарооборот на одного работника торговли, тыс. руб. 1573,15 1949,35 3773,44

0,029 Издержкоотдача, руб. 0,051 0,089 0,057

9 Оборачиваемость товарных запасов, раз 10,6 10,3 10,9

Показатели для бенчм аркинга

494,07 Товарооборот на одного работника торговли, тыс.руб. 3773,44

Издержкоотдача, руб. 0,089

9 Оборачиваемость товарных запасов, раз 10,9

Показатели эффективности социальной деятельности

9,82 Доля продовольственных товаров в обороте, % 11,57 16,00 16,91

- Доля объема продаж пайщикам в обороте, % 11,3 5,2 48,4

- Доля платных услуг в совокупном объеме деятельности, % 3,86 0,47 0,24

3,47 Процент кооперирования населения, % 15,69 41,68 10,72

Показатели для бенчмаркинга

9,82 Доля продовольственных товаров в обороте, % 16,91

- Доля объема продаж пайщикам в обороте, % 48,4

- Доля платных услуг в совокупном объеме деятельности, % 3,86

3,47 Процент кооперирования населения, % 41,68

тинге: Кемеровский райпотребсоюз, Тисульское сельпо и Ленинск-Кузнецкая межрайбаза. Критерием выбора организации, внедряющей бенчмар-кинг, является последнее место в социально-экономическом рейтинге.

В ситуации, когда организация превосходит показатели лидера по некоторым параметрам, эти показатели не включаются в показатели для бенч-маркинга.

После заполнения итоговой таблицы сопоставительного анализа определяются параметры отставания организации и, соответственно, выбираются показатели для бенчмаркинга (см. табл. 2). Для внедрения бенчмаркинга необходимо выбрать только одну из эталонных организаций и проводить внедрение улучшений в одной из отстающих кооперативных организаций. Однако в последующей практике необходимо менять партнеров по бенчмаркингу, стараясь сочетать лучшие концепции и методы успешной работы. Решение о внедрении улучшений принимается группой экспертов по бенчмаркингу, включающей профессионалов в данных областях деятельности, ответственных за планово-экономическую работу в организации и уполномоченных по введению изменений. Данной группе экспертов предстоит решать вопросы по нескольким направлениям:

- выявление плюсов и минусов лидирующей организации, установление цели и разработка подробного плана действий;

- необходимость достижения результатов или приближения к результатам лидирующей организации;

- выбор приоритетов при постановке конкретных задач, уменьшающих разницу между показателями;

- формирование команды внедрения мероприятий по улучшению деятельности, сроков исполнения и стоимости необходимых ресурсов. Важно постоянно обновлять базу данных бенчмаркинга и продолжать поиск более совершенных партнеров, более достойных примеров для подражания. Контроль и пополнение базы должен быть поручен ответственному лицу, осуществляющему периодическое сопоставление по предложенной методике. Решения по определению дополнительных действий в процессе улучшения рекомендуется принимать на периодических обзорных совещаниях.

Как правило, процесс бенчмаркинга должен быть сопряжен с постановкой новых целей организации, поэтому ее руководству отводится главная роль в контроле над процессом реализации плана по бенчмаркингу.

контроль_

и пополнение базы_

должен быть поручен ответственному лицу, осуществляющему периодическое сопоставление по предложенной методике

успехи

енчмаркинга что он строится

не н

а на изучении

_последовательности

_действий

_или иного показателя

кош г

Успехи при применении бенчмаркинга обусловлены тем, что он строится не на ранжировании, а на изучении последовательности действий по улучшению того или иного показателя. Общеизвестно, что в любой отрасли, на любом предприятии с определенной периодичностью подводятся итоги деятельности и сопоставляются ее результаты по подразделениям.

Внутренний бенчмаркинг тем и отличается от обычной сопоставительной сводки данных, что предполагает глубокое изучение проблем каждой из организаций, точное установление причин возникновения этих проблем и разработку конструктивных мер по их устранению. Необходимо помнить, что бенчмаркинг - технология очень тонкая и требующая тщательной разработки программы конкретных действий. Самые распространенные ошибки процесса бенчмар-кинга:

- недостаток информации, необходимой для ана-

пеха других пеха других

- попытка прямого копирования успеха других рганизаций;

- сопоставление несопоставимых показателей;

- стремление быстрыми темпами внедрить изменения в работу организации;

- неспособность вовремя принять меры после получения аналитических результатов.

В то же время успешно проведенный бенчмаркинг обеспечивает эффективный подход к оценке ситуации, формирует основу для совершенствования деятельности организации.

Вывод

Процесс бенчмаркинга позволяет добиться в некоторых организациях выдающихся результатов, во многих - отличных, в большинстве организаций - хороших, а в некоторых - незначительных или никаких.

Широкое распространение бенчмаркинга во всем мире свидетельствует о его высокой эффективности. В связи с этим, данный инструмент заслуживает внедрения в практику функционирования организаций потребительской кооперации, с целью повышения конкурентоспособности системы в целом.

Литература

1. Попова Н.А., Леоненко Е.И. Бенчмаркинг как инструмент повышения эффективности деятельности кооперативных организаций: монография. -Новосибирск: СибУПК, 2009. - С. 120.

2. Официальный сайт Кемеровского областного союза потребительских обществ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kemcoop42.ru.

3. Хорошко А.М. Эталонное сопоставление (бенчмаркинг) как один из современных методов совершенствования организации предпринимательской деятельности // Российское предпринимательство. - 2011. - № 2 Вып. 2 (178). - с. 81-84. -http://www.creativeconomy.ru/articles/1l625/.

Evghenia I. Leonenko

Candidate of Science, Economics, Associate Professor of the Chair of Economics of Consumer Cooperatives, Siberian University of Consumer Cooperatives, Novosibirsk

Natalia A. Popova

Candidate of Science, Economics, Associate Professor of the Chair of Economics of Consumer Cooperatives, Siberian University of Consumer Cooperatives, Novosibirsk

Benchmarking technology in consumer cooperatives: the economic aspect

_Abstract

The article reveals the essence and meaning of benchmarking in the economic analysis, the basic steps of its conducting; it is supposed to use technology benchmarking organizations of consumer cooperatives. On materials of Kemerovo Union of Consumer Societies rating assessment of socio-economic activities of cooperative organizations is conducted, the leading organizations are identified, and recommendations for the study and implementation of their excellence are made.

Keywords: benchmarking, comparative assessment, socio-economic rating, reference comparison, consumer cooperation, improvement of activity

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.