2. Черногривов П.Н. Последствия реализации Федерального закона 232-Ф3 в части учета экологических требований на примере Томской области // Проблемы окружающей среды и природных ресурсов. — 2008. — № 7. — С.50-52.
3. Курбатова А.С., Башкин В.Н., Касимов Н.С. Экология города: Учебное пособие. — М.: Научный мир, 2004.
4. Плотникова Л.В. Экологическое сопровождение объектов строительства // Экология урбанизированных территорий. — 2006. — № 3.
5. Нужина И.П. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности строительного предприятия: экономический и экологический аспекты [Текст]: учебное пособие. — Томск: Изд-во Том. гос. архит.- строит. ун-та, 2007.
СИСТЕМНАЯ ОцЕНКА ЭффЕКТИВНОСТИ
деятельности потребительской кооперации
Е.В. Коробейникова,
старший преподаватель кафедры экономики и управления на предприятии торговли Кемеровского института (филиала) Российского государственного торгово-экономического университета
В статье обобщена классификация видов эффективности и предложена методика оценки системной эффективности потребительской кооперации. Приведены результаты оценки эффективности деятельности предприятий потребительской кооперации Кемеровской области.
Ключевые слова: потребительская кооперация, эффективность, виды эффективности, методика оценки эффективности, рентабельность.
Современные тенденции развития экономики России привели к необходимости усиления социальной ориентации экономической политики и повышения социальной ответственности бизнеса. Особенно остро эти вопросы стоят в условиях финансово-экономического кризиса. Важное место в развитии социальной направленности экономики занимает такая система как потребительская кооперация.
Потребительская кооперация — это некоммерческая организация, созданная для удовлетворения потребностей своих пайщиков [7]. По содержанию своей деятельности она представляет собой многоотраслевую систему, включающую производство, заготовительную деятельность, торговлю и общественное питание, а также оказание бытовых и прочих услуг населению. Вместе с тем, она является неотъемлемы элементом аграрнопромышленного комплекса, осуществляющим свою деятельность в основном в сельской местности и тесно сотрудничающим с сельхозпроизводителями и сельскохозяйственными кооперативами.
В 2007 г. в системе потребительской кооперации насчитывалось более 50 тыс. магазинов, из них 20 тыс. закупают сельхозпродукцию у населения; почти 7 тыс. предприятий общественного питания. Кроме того, в ее составе осуществляют деятельность: более 8,4 тыс. цехов по производству промышленной продукции (в основном пищевой); 6,7 тысяч приемно-заготовительных пунктов и других объектов по закупке и хранению сельскохозяйственной продукции; около 30 тыс. пунктов по оказанию населению различных бытовых услуг. В состав потребительской кооперации входили более 3 тыс. потребительских обществ с численностью пайщиков около 7 млн чел. Организации потребительской кооперации обеспечивали работой около 300 тыс. чел. Совокупный объем деятельности за 2007 г. составил 173 млрд руб., за 2008 г. — 203,3 млрд руб. [5]
Особенности потребительской кооперации заключаются в том, что она во-первых, удовлетворяет потребности не только своих пайщиков, но и всего населения, проживающего на территории обслуживаемой организациями системы (в основном — это малообеспеченные слои населения). Во-вторых, активно помогает в борьбе с безработицей на селе, обеспечивая трудоустройство, в том числе на временную и сезонную работу. В-третьих, предоставляет возможности профессионального и карьерного роста своих работников. В-четвертых, способствует развитию личных подсобных хозяйств, осуществляя прием излишек сельскохозяйственной продукции у населения, тем самым, повышая самозанятость. В-пятых, решает вопросы социальноэкономического обустройства сельских территорий, организуя детские игровые площадки, художественную самодеятельность, спортивные секции и др. В-шестых, с помощью производства и
реализации собственных продуктов питания из качественного и экологически чистого сырья повышается экономическая безопасность сельских территорий.
Степень и качество реализации социально-экономических функций потребительской кооперации, конкурентная позиция на рынке, возможности и перспективы развития напрямую зависят от эффективности функционирования системы. Вопросы эффективности потребительской кооперации и оценки ее деятельности актуальны и требуют более глубокого рассмотрения.
Анализ литературных источников последних лет показал, что наблюдается усиление внимания к системе потребительской кооперации. Значительный вклад в изучение социально-экономической природы потребительской кооперации, в том числе вопросов, связанных с обеспечением эффективного функционирования, внесли такие ученые как А.Р. Бернвальд, К.И. Вахитов, Г.М. Ефремова, З.А. Капелюк, Л.П. Наговицина, Л.А. Сипко, А.О. Темирбулатов, В.И. Теплов, А.М. Фридман, М.В. Хайруллина, Т.Г. Храмцова и др.
При рассмотрении эффективности деятельности потребительской кооперации преобладает оценка только экономической эффективности, основанная на ресурсном или затратном подходах, что не полностью учитывает социально-экономическую природу данной системы и уровень ее развития в настоящее время. Назрела необходимость в применении системного подхода при характеристике эффективности потребительской кооперации, классификации видов эффективности и разработке методики оценки эффективности.
Эффективность потребительской кооперации — это многоуровневая, комплексная категория, что делает возможным интерпретировать данное понятие как системную эффективность. В связи с этим предлагается следующая трактовка системной эффективности потребительской кооперации. Системная эффективность потребительской кооперации — это совокупность результативных показателей, характеризующих степень удовлетворенности внешних и внутренних потребностей (интересов), учитывающих экономические, социальные, интеграционные, диверсификационные, бюджетные и др. относительные эффекты.
Эффективность потребительской кооперации можно классифицировать по следующим признакам:
1. По направленности: внешняя эффективность; внутренняя эффективность.
2. В зависимости от субъекта: для государственных органов исполнительной власти; для населения; для других субъектов рынка; для работников; для пайщиков.
3. По уровням: уровень предприятия (эффективность потребительского общества); уровень района (эффективность
37 1
районного потребительского общества (районного потребительского союза); уровень региона (эффективность областного потребительского союза); макро уровень (эффективность центрального союза потребительских обществ).
4. По видам деятельности: экономическая эффективность; социальная эффективность; интеграционно-диверсификацион-ная эффективность.
5. По значению показателя: высокое; среднее; низкое; отрицательное.
Экономическую эффективность можно разделить на следующие виды:
1. По отраслям деятельности (эффективность заготовительной деятельности, производства, торговли, услуг).
2. По блокам управления (эффективность управления активами, управления персоналом, управления затратами, эффективность маркетинга и т.д.).
3. По отдельным бизнес-процессам на предприятиях потребительской кооперации (например, в торговле можно выделить следующие бизнес-процессы: выбор поставщиков и закупка товаров; транспортировка, приемка и складирование товаров; организация хранения, предпродажная подготовка; выкладка товаров и организация процесса их реализации и т.д.).
4. По видам продукции (услуг) потребительской кооперации (эффективность каждого вида производимой продукции, оказываемой услуги.).
Обобщенная классификация видов эффективности потребительской кооперации представлена на рис.1.
В настоящее время в экономической литературе существуют различные методики оценки эффективности деятельности организаций, в том числе потребительской кооперации, анализирующие как отдельные стороны управления, бизнес-процессы, направления деятельности и т.д., так и в целом организацию
Внешняя
Эффективность
Внутренняя
По значени^ показателя
Отрицательное
Рис.1. Классификация видов эффективности потребительской кооперации
[1-4, 6, 9, 10]. Методы оценки эффективности деятельности можно разделить на две группы: без расчета интегрального показателя и с расчетом интегрального показателя.
При использовании методов оценки эффективности без расчета интегрального показателя анализируются абсолютное и относительное изменения различных показателей по сравнению с планом и (или) предшествующим годом. В итоге определяется положительная или отрицательная динамика развития предприятия, но общая количественная оценка эффективности не достигается.
При расчете интегрального показателя оценки эффективности могут применяться различные подходы. Известны аддитивные (получаемые путем сложения) и мультипликативные (получаемые путем умножения) индексы. Оценка эффективности
строится на использовании разнообразных статистических и экономико-математических методов, в основе которых может быть: рейтинговая оценка, балльная оценка, анализ темпов прироста показателей, анализ соотношения темпов прироста показателей, факторный анализ и т.д.; с ранжированием, так и без ранжирования.
Оценка системной эффективности потребительской кооперации предполагает всесторонний учет всех обстоятельств и условий функционирования данной системы. Важнейшим условием обоснованности оценки эффективности деятельности потребительской кооперации является использование для этого целой системы социально-экономических показателей, методика расчета которых представлена в табл.1.
Таблица 1
Система показателей эффективности деятельности и методика расчета
Виды эффективности Показатели Методика расчета Условные обозначения
1 2 3 4
Рентабельность активов (Я Т) ' акт Пч Ккт = -100% - ОФр+ОСр Пч — чистая прибыль, руб.; ОФср — среднегодовая стоимость основных фондов, руб.; ОСср — среднегодовая стоимость оборотных средств, руб.
Рентабельность трудовых ресурсов (яр Пч К = .100% тр ФЗП ФЗП — расходы на оплату труда, руб.;
Экономическая Рентабельность деятельности (Я) ' д пч к = -100% д СД СД — совокупный объем выручки от реализации, руб.
Рентабельность собственного капитала (Яс) Пч Кк = -100% ск СК СК — среднегодовая стоимость собственного капитала, руб.
Рентабельность инвестиций (Яи) пч к = И -100% И — сумма инвестиции, руб.
Коэффициент абсолютной ликвидности (Ка6) К = ДС + КФВ абл КО ДС — денежные средства, руб.; КФВ — краткосрочные финансовые вложения, руб.; КО — краткосрочные обязательства, руб.
Процент кооперировано-сти населения (%кооп) Ч % = п -100% кооп т ~¥~ он Чп — численность пайщиков, чел.; Чон — численность обслуживаемого населения, чел.
Прирост пайщиков (Д%п) Чп А% = от -100% 100% п Чп пр Чпот — численность пайщиков в отчетном году, чел.; Чппр — численность пайщиков в прошлом году, чел.
Доля в товарообороте обслуживаемой территории (Д П) '~кооп РТО д = кооп -100% Г*1 кооп Т-) тул от РТОкооп — розничный товарооборот предприятий потребительской кооперации (ПК), руб.; РТОот — розничный товарооборот на территории, обслуживаемой ПК, руб.
Социальная Доля продаж пайщикам в товарообороте (Дпп) РТО дп = п -100% г^пп р то кооп РТОп — объем продаж пайщикам, руб.
Прибыль на одного пайщика (П) ПЧ Пп = 100% п ч п Пч — чистая прибыль, руб.
Соотношение прироста пайщиков и прибыли (Кпр) К = А%п пр А%пр Д%пр — прирост прибыли, %
Соотношение средней заработной платы и прожиточного минимума (Кзп) К = ЗПр зп ПМ ЗПср — средний размер заработной платы, руб.; ПМ — величина прожиточного минимума, руб.
1 2 3 4
Интеграционно- диверсификаци- онная Интегральный показатель рентабельности деятельности скорректированный на структуру совокупного объема деятельности (И IR = ]Г R •СД г СД П1 — Рентабельность ¡-го вида отрасли, %; СД1 — Совокупный объем выручки от реализации ¡-го вида отрасли, руб.; п — количество видов отраслей
Соотношение прироста чистой прибыли к приросту новых видов деятельности (К ) К = л%чп э" А%йд А%чп — прирост чистой прибыли, % А%в — прирост новых видов деятельности, %
Соотношение прироста прибыли к приросту предприятий (Кэп) К = Л%™ эпп л%пред &°%пред — прирост предприятий, %
Доля убыточных предприятий в разрезе отраслей, скорректированная на структуру совокупного объема деятельности (Д)1г) Дуск =Z ДУi • ‘ i=1 СД Ду1—доля убыточных предприятий ¡-го вида отрасли, %;
Этапы оценки системной эффективности деятельности потребительской кооперации:
1. Предложенные показатели представляются в виде матрицы (таблицы) в программе «Microsoft Excel».
2. По каждому показателю находятся максимальное, среднее, минимальное значения, а также определяется методом экспертных оценок рекомендуемое (эталонное) значение. Определяется диапазон изменения показателей.
3. Составляется балльная шкала, в соответствии с которой каждому показателю присваивается балл эффективности, в зависимости от попадания значения показателя в заданный интервал (табл. 2).
Таблица 2
Шкала баллов
Значение балла Пояснения
3 высокая эффективность, показатель равен или больше рекомендуемого значения
2 средняя эффективность, показатель ниже рекомендуемого значения, но выше среднего
1 низкая эффективность, показатель ниже среднего значения, но больше 0
0 «отрицательная» эффективность, показатель меньше 0 или расчет невозможен
1. По каждому виду эффективности рассчитывается итоговый балл (Бэ), путем суммирования «взвешенных» баллов.
п р
Бэ = Б х Кзн Кзн1 ^' ,
1=1 ' ' ' £р
где Бэ — итоговый балл эффективности;
Б 1 — балл эффективности ¡-го показателя;
Кзн1 — коэффициент значимости ¡-го показателя; п — количество показателей;
Р — рейтинг ¡-го показателя.
2. Определяется интегральный балл эффективности (Биэ).
Биэ = Бээ х Кзн1 + Бсэ х Кзн1 + Бидэ х Кзн1,
где Бээ — итоговый балл экономической эффективности;
Бсэ — итоговый балл социальной эффективности;
Бидэ — итоговый балл интеграционно-диверсификацион-ной эффективности.
3. Входящие в систему потребительской кооперации элементы (потребительские общества, союзы) ранжируются, выявляются лидеры и аутсайдеры.
В ходе апробации методики оценки системной эффективности на примере деятельности Кемеровского облпотребсоюза [8] были получены следующие результаты:
Таблица 3
Оценка системной эффективности предприятии потребительской кооперации
Интегральный балл эффективности Рей- тинг
Предприятия потребкооперации Чебулинского района 2,55
Предприятия потребкооперации Топкинского района 2,53
Предприятия потребкооперации Мариинского района 2,42 Лидеры
ПО «Ленинск — Кузнецкая МРБ» 2,35
Предприятия потребкооперации Беловского района 2,29
Промышленновский СПК 2,24
Предприятия потребкооперации Тисульского района 2,17 Потенциал ьные лидеры
Кемеровский райпотребсоюз 2,15
Предприятия потребкооперации Крапивинского района 2,13
Предприятия потребкооперации Ижморского района 2,13
ПО Таштагольское 1,06
Яшкинское сельпо 1,02 Средние
Новокузнецкий райпотребсоюз 1,00
Юргинский райпотребсоюз 0,84
Яйский райпотребсоюз 0,78
Предприятия потребкооперации Прокопьевского района 0,71 Аутсай- деры
Предприятия потребкооперации Тяжинского района 0,59
Методику расчета и результаты такой системной оценки эффективности деятельности потребительской кооперации целесообразно использовать для обобщения и внедрения передового опыта работы предприятий-лидеров, выявления факторов и резервов роста, что позволит повысить эффективность деятельности всей системы в целом.
Литература
1. Бернвальд А.Р., Наговицина Л.П. Новые тенденции в социально-экономическом развитии потребительской кооперации // Регион: экономика и социалогия. — 2007. — №3. — С. 121-131.
2. Вахитов К.И. История потребительской кооперации России: Учебник. — 2-е изд. — М.: Изд.-торг. корп. «Дашков и Ко», 2008. — 400 с.
3. Ковалев, В.В., Волкова, О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. — М.: Проспект, 2005. — 421 с.
4. Методические рекомендации по комплексному анализу финансово-хозяйственной деятельности районной кооперативной организации / Авт. колл. под рук. З.А. Капелюк. — Новосибирск: Сиб УПК, 2000. — 212 с.
5. Основные показатели социально-экономической деятельности потребительской кооперации России за 2008 г. — М., 2009.
6. Оценка эффективности бизнеса / Маршал В. Мейер: Пер. с англ. А.О. Корсунский. — М.: ООО «Вершина», 2004. — 272 с.
7. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь — 5-е изд. перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2006.
8. Социально-экономическое положение потребительской кооперации Кемеровской области за 2007 год. — Кемерово, 2008.
9. Фридман А.М. Экономика предприятий торговли и питания потребительского общества: Учебник. — М.: Изд.-торг. корп. «Дашков и Ко», 2008. — 628 с.
10. Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. — М.: ИНФРА-М, 2002. — 333 с.
РАЗВИТИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕдЖМЕНТА в производстве ортопедической обуви с использованием медицинских И компъютерных инноваций
Д.Р. Гиниятуллов,
директор ФГУП«Санкт-Петербургская фабрика ортопедической обуви»
Т.И. Фурсова,
доцент Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики,
кандидат экономических наук
В статье рассматриваются проблемы технологических и управленческих инноваций в производстве ортопедической обуви. Идентифицированы основные производственные процессы, сформулированы предложения по их развитию с использованием новейших методов диагностики, измерений и передачи информации.
Ключевые слова: технологический менеджмент, процессы производства ортопедической обуви, медицинские и компьютерные технологии.
Быстрые перемены во внешней среде, характеризующиеся высокой степенью использования инновационных технологий требуют соответствующих изменений внутрипроизводственных факторов, повышающих эффективность организационной и производственной деятельности предприятий любой сферы. Предприятия по производству ортопедической обуви не являются исключением, хотя наиболее трудно поддаются преобразованиям. Основные трудности заключаются в том, что они ориентированы на индивидуальный пошив обуви, которая предназначена для больных с деформацией и дефектами стоп различного характера и тяжести. Этим определяется сложность конструкции ортопедических изделии, соответствующих необходимым технологическим и медицинским требованиям. Выбор деталей, соответствующих патологии индивидуальных заказчиков и позволяющих достичь требуемого назначения, включение их в конструкцию ортопедической обуви, в свою очередь, определяют характер технологического процесса производства, который является преимущественно ручным и машинно-ручным.
В последние годы российскими специалистами на все виды патологий стопы разработаны специальные конструкции обуви и обувных изделий, унифицированы виды оснастки, что позволяет наряду с традиционным изготовлением, выпускать ортопедическую обувь и ортопедические изделия на подбор. Это значительно упрощает процесс производства, однако не снижает проблемы необходимости преобразований.
Понимание текущей ситуации, осмысление того, что является действительно существенным в совершенствовании деятельности такого рода предприятий, заставляет искать возможности использования современных технологий, организационных маркетинговых и других инноваций при производстве ортопедической обуви.
Экономической науке известно довольно много методов совершенствования деятельности, которые классифицируются
по различным признакам. Наиболее часто в качестве классификационных признаков используют:
методы реорганизации, базирующиеся на перестройке организационных структур (эволюционная концепция, функциональный подход); [1, 2, 6]
методы реорганизации, базирующиеся на перестройке бизнес-процессов (революционная концепция, реинжиниринг); [4, 5, 7, 8]
методы интеграции процессного и функционального подходов к управлению деятельностью предприятий. [3]
Опыт преобразований, осуществляемых российскими предприятиями показывает, что радикальные изменения возможны в тех видах деятельности, которые обладают высоким запасом технологических инноваций, позволяющих подвергнуть пересмотру практически все операции бизнеса. Такие инновационные проекты под силу крупным корпоративным структурам. Средние и малые предприятия, не обладающие достаточным организационно — техническим потенциалом и финансовыми возможностями, предпочитают эволюционные формы совершенствования, К этой группе относятся и предприятия по производству ортопедической обуви. Сегодня как технологические, так и управленческие инновации являются необходимой основой развития, поэтому необходима их интеграция.
Первый шаг к любой деятельности по совершенствованию — диагностика текущего состояния, его технологических процессов, поиск объекта изменений. Для этого, как правило, составляется список всех процессов, которые имеют ключевое значение, затем документируется каждый из них, описывается качественно, выявляются взаимосвязи между участниками процесса. Считается, что стандартного перечня процессов не существует, тем не менее, теория выделяет следующие бизнес-процессы: процесс разработки новой продукции или услуги; процесс материального обеспечения; процесс создания продукции или оказания услуги; процесс сервисного обслуживания; процесс сбыта.