МВД РОССИИ: ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ
СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ УРЯДНИКА УЕЗДНОЙ ПОЛИЦЕЙСКОЙ СТРАЖИ ЮГО-ЗАПАДНЫХ УЕЗДОВ ВОРОНЕЖСКОЙ ГУБЕРНИИ В 1915 г.
SOCIAL PORTRAIT OF A RURAL POLICE OFFICER OF THE SOUTHWESTERN COUNTIES OF THE VORONEZH PROVINCE IN 1915
В статье на основе формулярных и послужных списков анализируется специфика такой категории населения юго-западных уездов Воронежской губернии по состоянию на 1915 г., как урядники уездной полицейской стражи. Дается половозрастная, конфессиональная, образовательная и профессиональная характеристика служащих.
The article analyzes the specifics of such a category of the population of the south-western districts of the Voronezh Province as of 1915, as a rural police officers ofthe district police guard, on the basis of formal and service records. The gender, age, confessional, educational and professional characteristics of employees are given.
Сложившееся к концу 1870-х гг. состояние уездной полиции Российской империи объективно не позволяло решать основные задачи, стоявшие перед правоохранительной системой в сельской местности [1].
Результатом длительных дискуссий о совершенствовании организационно-правовых основ и кадрового состава российской полиции стало утвержденное 9 июня 1878 г. Александром II «Временное положение о полицейских урядниках в 46-ти губерниях, по общему учреждению управляемых» [2; 3. — Л. 75; 4. — С. 140—142]. Принятие данного нор-
мативного правового акта обусловило возникновение нового, уряднического, института нижних чинов уездной полиции.
Согласно инструкциям урядников 1878 и 1887 гг. на должных лиц возлагался весь спектр направлений деятельности уездной полиции: не только противодействие общеуголовной и политической преступности, осуществление «административного» надзора, но и контроль над состоянием дорог, мостов, проведение пожарных инспекций и т.д. [5; 6; 7].
В целях обеспечения возможного оперативного реагирования урядники обязывались проживать на вверенной им территории, покидать которую без разрешения непосредственного руководства запрещалось. Сбор и постоянное обновление необходимой информации о криминогенной обстановке должны были осуществляться, в первую очередь, в рамках «частых» объездов и обходов своих «зон ответственности» [7. — С. 110—111].
Таким образом, рассматриваемый институт создавался «в видах восполнения существовавшего в организации уездной полиции недостатка низших исполнительных чинов, действовавших постоянно на местах и находившихся в близком соприкосновении с населением, но от него независимых» [7. — С. 252—256; 8. — Л. 60].
Следующий решительный шаг по перестройке организации местной полиции был реализован 5 мая 1903 г. [9]: на территории 46 губерний Европейской России учреждалась полицейская стража, в которую входили две основные категории служащих: урядники и полицейские стражники [7. — C. 421].
Вследствие реформы урядники продолжали исполнять ряд возложенных на них ранее обязанностей, к которым теперь, помимо прочего, добавилось руководство деятельностью стражников [7. — C. 425].
Большинство исследователей сходится во мнении о том, что в качестве одного из важнейших показателей готовности сотрудников правоохранительных органов к выполнению своих служебных обязанностей выступают личностные качества, от особенностей которых напрямую зависит эффективность и продуктивность всей осуществляемой деятельности [10—12].
Ввиду вышесказанного особый интерес представляют социальные характеристики [13] кадрового состава уряднического корпуса Воронежской губернии.
На основе формулярных и послужных списков за 1915—1916 гг., хранящихся в Государственном архиве Воронежской области, нами была создана база, содержащая сведения о 266 служащих. При этом в изученном массиве содержится информация обо всех двенадцати уездах региона. Также, давая общую характеристику выборки, укажем и на некоторые лакуны в делопроизводстве отдельных уездов:
• в Воронежском уезде не была отражена информация о звании, роде занятий на момент поступления на службу [14];
• в Коротоякском — о вероисповедании, образовании (данный недостаток обуславливается
тем, что исправник составлял послужные списки вместо формулярных) [15];
• в Нижнедевицком — об образовании [16];
• в Бирюченском, Богучарском, Валуйском — о месте несения военной службы
1. Несмотря на это, на наш взгляд, стоит говорить о достаточно высоком уровне репрезентативности подготовленной базы. С целью повышения точности составляемого социального портрета нами были выбраны географически близко расположенные (в юго-западной части Воронежской губернии) Бирюченский, Валуйский и Острогожский уезды [17—19].
2. Ввиду существенных отличий правового статуса стражников и урядников принципиально разнился и их кадровый состав. В связи с этим представляется методологически недопустимой ошибка некоторых исследователей по употреблению характеристик урядников при составлении социального портрета стражников [20] или наоборот.
3. Законом от 3 мая 1905 года к кандидату на должность урядника предъявлялись следующие требования:
• русское подданство;
• возраст от 25 лет;
• здоровое телосложение;
• умение составлять протоколы;
• «общее знакомство с полицейской службой и обязанностями полиции по преследованию преступлений»;
• предпочтение отдавалось отставным и уволенным в запас воинским чинам.
По состоянию на декабрь 1915 г. в исследуемом регионе на указанной должности числилось 64 человека (21 — в Бирюченском, 17 — Валуйском, 26 — Острогожском уезде). Их средний возраст составлял 39,6 лет (рис. 1)1. Самым возрастным полицейским урядником был 68-летний И. С. Прачев, обладавший обширным опытом полицейской работы. Будучи ветераном русско-турецкой войны 1877— 1878 гг., отставной старший фейерверкер поступил на службу полицейским урядником 1 апреля 1880 г., вскоре после учреждения данного правоохранительного института [17. — Л. 12—14].
Из 64 урядников юго-западных уездов 85,9% — запасные и отставные нижние чины армии; остальные — чиновники (табл. 1). Среди указанных лиц превалируют выходцы из крестьянской среды. 39 обследованных урядников (61%) закончили воинскую службу в чинах младших — старших унтер-офицеров (в том числе фейерверкеров 17,9% из них), ефрейторов/бомбардиров — 5 (8%).
1 Данные о возрасте одного урядника Острогожского уезда отсутствуют.
Возрастная структура личного состава полицейских урядников полицейской
стражи юго-западных уездов Воронежской губернии в 1915 г.
51—60 лет 21—30 лет
9% ^^ 5%
у /о 41—50 лет
24% 1
31—40 лет
62%
Рис. 1
Таблица 1
Социальный состав урядников юго-западных уездов Воронежской губернии на декабрь 1915 г.
~~ ~~——Сословие Чиновничество Нижние военные чины
Уезд ' —■—
Бирюченский 2 19
Валуйский 1 16
Острогожский 6 20
Всего 9 55
Статистика званий, в которых окончили военную службу урядники юго-
западных уездов (в т.ч. писари)
Подпрапорщик
Рис. 2
Все 100% урядников юго-западных (как и остальных) уездов Воронежской губернии по состоянию на декабрь 1915 года были православного вероисповедания, что лишь незначительно отличалось
Одним из социальных критериев является семейное положение. Так, 62 урядника (96,98% от общего числа в исследуемом регионе) были женаты,
Образовательный уровень урядников на момент учреждения института по стране, как отмечают авторы, был невысоким. Большая часть не окончила учебных заведений, меньшая — обучалась ранее в четырех-, трех- и двухклассных училищах. По результатам ревизии ряда губерний
от общей конфессиональной картины в сельской местности ввиду сравнительно небольшой доли официально учтенных иноверцев (табл. 2).
Таблица 2
1 — не состоял в браке, 1 — вдовец с сыном. У значительной части служащих (70,31%) семья также состояла из 3 и более детей (рис. 3).
Урала и Поволжья в 1880 г. сенатор М. Е. Ковалевский отметил, что формировавшийся контингент урядников отличался «низким уровнем развития», «недостатком необходимых познаний» [1; 3. — Л. 552—553 об.; 24—26].
Статистические сведения о конфессиональной принадлежности сельских жителей юго-западных уездов Воронежской губернии в 1914 г. [21]
Уезд
Бирюченский Валуйский Острогожский
Конфессия
Старообрядцы и сектанты 441 4455 128
Армяно-григориане 9 6 42
Католики 27 8 468
Униаты 5 — —
Протестанты — 14 1746
Иудеи 37 11 55
Магометане — — 1
Семейное положение урядников юго-западных уездов Воронежской губернии
в декабре 1915 г.
холост 1,56%
вдовец 1,56%
женат, без детей 7,81%
женат, до 2 детей 18,75%
Рис. 3
Большинство воронежских урядников «первого призыва», как и личный состав юго-западных уездов в 1915 г., приобрели грамотность в домашних
Так, например, все 100% личного состава Острогожского уезда можно признать малограмотными, поскольку все они проходили домашнее обучение. Напротив, в Валуйском уезде к концу 1915 г. на службе не состояло ни одного нижнего чина уездной полиции, относящегося к данной категории. Наиболее пестрый состав можно увидеть в Бриюченском
условиях (рис. 4). Примечательно отсутствие монолитности в образовательном уровне урядников юго-запада Воронежской губернии (рис. 5).
Рис. 5
уезде, полицейские которого получали образование в духовных образовательных организациях, уездных и сельских училищах, двухклассной министерской школе и т.д. При этом формулярные списки свидетельствуют об отсутствии лиц, получивших минимальное образование на воинской службе (например,
Образовательный уровень урядников юго-западных уездов Воронежской губернии
в 1915 г.
Домашнее обучение 51%
Сельские/народн ые училища и школы 41%
Церковное образование 8%
Рис. 4
25
20
15
10
Сельские/народные училища и школы
Церковное образование
Домашнее обучение
Бирюченский Валуйский уезд Острогожский
уезд уезд
5
0
в полковых школах или школах кантонистов), которые в значительном количестве поступали на службу в Воронежской губернии в 1878—1881 гг. [1].
В целом мы можем констатировать недостаточное соответствие первоначального образовательного уровня урядников специфике и сложности ставившихся перед ними задач.
Ввиду вышесказанного существенное влияние на эффективность функционирования урядников, а в дальнейшем и полицейской стражи, оказала постепенно формировавшаяся с конца XIX века система профессиональной подготовки нижних чинов уездной полиции.
6 февраля 1888 г. воронежский губернатор А. В. Богданович доложил в Департамент полиции об объявленном им требовании для всех последующих кандидатов на должность урядника прибывать в Воронеж «для испытания их в знании инструкции и способностях» [8. — Л. 287— 287 об.]. Только после «предварительных испытаний» губернатор назначал кандидата на вакантную должность «по окончательном убеждении в усвоении кандидатом урядницких прав и обязанностей» [27. — Л. 59—59 об.].
Следующим шагом в становлении региональной системы стало создание при Воронежском губернском правлении экзаменационной комиссии. Согласно циркулярному предписанию губернатора Е. А. Куров-ского от 14.07.1890 № 1597, «исправляющий обязанности урядника» по истечении двух-четырех месяцев стажировки должен был за свой счет откомандировываться исправником в г. Воронеж для сдачи экзамена либо признаваться «неспособным» к несению службы и быть уволенным [27. — Л. 171—172].
Благодаря принятому решению уже в течение полугода были завершены испытания подавляющей части действовавших на тот момент
полицейских урядников региона. В дальнейшем же преимущественно производилась экзаменация вновь поступавших на службу лиц, «исправлявших должности» в уездах в течение двух-четырех месяцев. Предваряло данную процедуру первоначальное испытание со стороны уездных исправников.
В феврале-марте 1899 г. комиссия уже завершала свое функционирование ввиду учреждения новой образовательной организации — школы полицейских урядников [28. — С. 87]. Время обучения в ней, как и в большинстве ее аналогов в Российской империи, ограничивалось двухмесячным сроком [28. — С. 91].
Начало очередного этапа развития воронежской системы профессиональной подготовки нижних чинов уездной полиции связано с открытием команды-школы полицейской стражи 20 октября 1909 года [29]. Шестимесячный курс предполагал «достаточно гармоничное сочетание» теоретического и практического обучения [29. — С. 126]. Образовательный процесс с появлением новой, школьной, формы вышел на иной качественный уровень, неоднократно признававшийся высшими чиновниками ОКЖ как «образцовый» [14; 30].
Проанализировав формулярные списки урядников Валуйского уезда, исполнявших свои обязанности в конце 1915—1916 г., мы пришли к выводу о том, что подавляющее большинство служащих составили выпускники команды-школы (13 человек, 68 %), что в очередной раз подтверждает ее эффективность. 5 нижних чинов не проходили дополнительного обучения, поскольку заняли свои должности в период с 1902 по 1909 г., когда в регионе, по всей видимости, отсутствовала та или иная специализированная форма подготовки (рис. 6).
Профессиональная подготовка урядников Экзаменационная
Команда-школа Валуйского уезда за 1915—1916 гг. комиссия
стражи (получили 11%
свидетельство
ст. стражника,
мл. урядника)
21% _Не проходили
Команда-школа доп. обучение
стражи (получили 21%
свидетельство
урядника)
47%
Рис. 6
В связи с этим представляется вполне обоснованным, что большинство (62%; рис. 7) урядников юго-западных уездов начинали полицейскую службу с должности стражника (16 — конными, 22 — пешими, о 2 точные данные отсутствуют). Прямо противоположная картина наблюдалась в Острогожске, где 14 служащих из 26 сразу были утверждены в своем статусе.
Представленная информация свидетельствует о возможности карьерного роста в рамках уездной по-
Так, например, в декабре 1916 года урядники Ва-луйского уезда Я. Быков и И. Романенко были назначены и.д. полицейских надзирателей г. Валуек (вместо них пришли старшие стражники) [17. — Л. 50]. Годом ранее в городскую полицию перевелся и их коллега Н. Кромаренко [17. — Л. 37].
Важную роль при изучении специфики кадрового состава полицейских органов играет и средний срок службы чинов. Рассматриваемый урядниче-ский корпус положительно отличается относительно низкой «текучкой кадров» по сравнению, например, с Пермским уездом [22].
Это говорит о некоторой стабилизации кадрового состава уездной полиции региона, что не могло не повлиять и на эффективность отправляемой местными правоохранителями деятельности. Более четверти (27%) от общего числа составляли опытные нижний чины, чей стаж службы превышал 10 лет, приблизительно столько же лиц имело стаж от 5 до 10 лет (рис. 8). Напротив, в Пермском уезде средний стаж 73,61% полицейских, окончивших службу в качестве урядников к окончанию существования данного института, составил лишь 2 года [22]. Аналогичная ситуация наблюдалась ранее и в
лицейской стражи: от младшего стражника до старшего урядника. Случаи дальнейшего повышения встречались несколько реже, но все же представлялись возможными. Это обуславливалось введенным с целью повышения статуса нижних чинов законом 1903 года положением, позволявшим прослужившим «в урядническом звании» в течение пяти лет после «выдержания установленного законом испытания» получить право назначения на классные полицейские должности [7. — С. 425; 9].
Воронежской губернии. Например, личный состав урядников Новохоперского уездного полицейского управления за период с 01.01.1879 по 01.01.1880 обновился более чем наполовину [1; 23].
Часть урядников (11 человек, 17,1%) имела и опыт участия «в походах», т.е. различных военных кампаниях (табл. 3). Отдельного внимания, на наш взгляд, заслуживает пример исключенного навсегда из записи за получением ран старшего унтер-офицера Е. О. Горбичева. Поступивший на службу 10.06.1915 в Семейскую волость Острогожского уезда конно-полицейский урядник успел стать ветераном сразу двух войн: в 1904—1905 гг. он принял участие в русско-японской войне, а в 1914—1915 гг. — в I мировой.
Об особенностях правосознания среднестатистического урядника юго-западных уездов Воронежской губернии в конце 1915 года можно говорить лишь с определенной долей условности. В целом, полагаем верным его соотнесение с правосознанием крестьянства, поскольку именно среда рекрутирования во многом предопределяла изначальные установки, уровень правовой компетентности нижних чинов местной полиции [7. — С. 661].
Первоначальные полицейские должности урядников юго-западных уездов
Воронежской губернии
Рис. 7
Таблица 3
Участие урядников юго-западных уездов Воронежской губернии в военных походах
(по состоянию на декабрь 1915 г.)
^^^^ Уезд Поход ^^^^^^^ Бирюченский Валуйский Острогожский
Русско-японская война (1904—1905) 2 1 3
Русско-турецкая война (1877—1878) 2 — —
Маньчжурская война (1900—1901) 1 1 1
I мировая война — — 1 (он же — один из 3 участников русско-японской войны)
ИТОГО: 5 2 4 (см. выше)
Опыт службы в должности урядника
нижних чинов юго-западных уездов Воронежской губернии
(по состоянию на декабрь 1915 г.)
от 20 лет
3% до 1 года
10% от 1 года
до 2 лет / 14%
от 10 до 20 лет
24%
от 5 до 10 лет от 2 до 5 лет
19%
30%
Рис. 8
В свою очередь, М. Д. Карпачев характеризует правосознание воронежского крестьянства начала двадцатого столетия как «переходное». Автор связывает это с натиском рыночных отношений, предопределившим деформацию и последующее разрушение обычного права общинников. Как следствие — распространение пьянства, бесконтрольного поведения, недоверия представителям местной администрации, связанное с низким уровнем грамотности, и прочие негативные проявления указанного процесса. Существовавшие же социально-правовые условия не могли обеспечить быстрого перехода к новому качественному этапу [31].
В период с 1915 по 1916 г. в губернии нами были также зафиксированы случаи увольнения ввиду «несоответствия своему назначению» (например, в Бобровском, Землянском, Павловском уездах), «нерадивого» несения службы (в Воронежском), «неявки» к месту несения службы (в Новохоперском). Также в Павловском уезде в качестве меры дисциплинарного воздействия было распространено смещение на нижестоящую должность — в стражники.
Вместе с тем куда большая часть служащих была награждена различными знаками отличия (воинские ордена, медали, знаки за отличную стрельбу и т.д.) [22] или поощрена за успешную профессиональную деятельность (табл. 4). 60,9 % числившихся в юго-западных уездах на декабрь 1915 г. урядников были удостоены серебряной медали на Аннинской ленте «За беспорочную
К сожалению, приходится констатировать достаточно высокий уровень распространенности делик-вентного поведения у изучаемой категории лиц. Так, из 64 урядников, занимавших должности в юго-западных уездах в декабре 1915 г., за период службы взысканиям подвергалось 13 (рис. 9). Младший полицейский урядник Малакеевской волости 3 стана Валуй-ского уезда Е. Н. Глущенко в течение лета 1915 года дважды подвергался аресту (на 1 и 2 суток соответственно): за посылку в ночной обход стражников без назначения над ними старшего и за содержание казармы в грязном виде. Наиболее распространёнными нарушениями были неисполнение приказов руководства и «недобросовестное» исполнение обязанностей.
службу в полиции», которая предназначалась лицам с пятилетним стажем профессиональной деятельности, отличавшимся подчеркнуто ревностным отношением к исполнению своих функциональных обязанностей.
Также наиболее ответственные урядники поощрялась денежными выплатами и благодарностями. Например, И. Я. Романенко по резолюции губернатора от 14.10.1900 за поимку бежавшего из тюрьмы арестанта была объявлена благодарность. В дальнейшем ему же по распоряжению министра внутренних дел выдавалась премия за «энергичную и умелую деятельность в раскрытии преступления». Подобное отношение к своим профессиональным обязанностям не могло остаться без внимания руководства, и в октябре 1916 г. нижний чин уездной полиции был переведен в г. Валуйки для исправления должности полицейского надзирателя [18. — Л. 2—3].
Взыскания, которым в течение службы подвергались урядники юго-
западных уездов Воронежской губернии, по состоянию на декабрь 1915 г.
Арест на 7
дней и более
21% ^ Строгий
выговор
22%
Арест от 3 до 5 В
суток Арест от 1 до 2
21% суток
36%
Рис. 9
Таблица 4
Сведения о наградах урядников юго-западных уездов Воронежской губернии по состоянию на декабрь 1915 г.
Знак отличия/награда Бирюч Валуйки Острогожск
Кол-во % от общ. числа л/с Кол-во % от общ. числа л/с Кол-во % от общ. числа л/с
Награды, связанные с военной службой Орден Святого Георгия 3 степени 2 9,52 % 1 5,88 % — —
Орден Святого Георгия 4 степени 1 4,76 % — — — —
Серебряная медаль в память о войне 1877—1878 1 4,76 % — — — —
Светло-бронзовая медаль в память о войне 1877—1878 1 4,76 % — — — —
Светло-бронзовая медаль в память о русско-японской войне — — 1 5,88 % 1 3,84 %
Знак отличия ордена Святой Анны — — — — 1 3,84 %
Медаль «За усердие» Серебряная 1 4,76 % — — 1 3,84 %
Золотая 2 9,52 % — — — —
Серебряная медаль на Аннинской ленте «За беспорочную службу в полиции» 18 85,71 % 9 52,94 % 12 46,15 %
Серебряная медаль «За храбрость» 1 4,76 % 1 5,88 % — —
Светло-бронзовая медаль «В память 300-летия царствования дома Романовых» 16 76,19 % 16 94,11 % 20 76,92%
Золотая медаль за встречу Шаха Персидского 1 4,76 % — — — —
Серебряная медаль в память коронования их императорских величеств — — 1 5,88 % — —
Темно-бронзовая медаль «За труды по первой всеобщей переписи населения 1897 года» — — 1 5,88 % — —
Знак за отличную стрельбу — — — — 1 3,84 %
Не имеют поощрений и наград 1 4,76 % — — 4 15,38 %
Таким образом, среднестатистический урядник юго-западных уездов Воронежской губернии в конце 1915 г. представлял собой запасного или отставного нижнего чина армии в возрасте около 40 лет, являвшегося выходцем из крестьянской среды. В подавляющем большинстве они были женатыми и имели 3 и более детей. Как правило, данная категория лиц отличалась наличием достаточного полицейского
опыта, в том числе в нижестоящих должностях, и поощрениями за успешное выполнение своих обязанностей. Уряднический корпус полицейской стражи исследуемого региона представляется хоть и имеющим определенные недостатки, но, в целом, достаточно устоявшимся и одним из наиболее эффективных в Российской империи.
ЛИТЕРАТУРА
1. Нахимов А. П., Кирнос А. В., Колесников В. А. Формирование института полицейских урядников и реорганизация уездной полиции в Воронежской губернии в 1878—1880 гг. // Вестник Воронежского института МВД России. — 2020. — № 3. — С. 9—27.
2. Полное собрание законов Российской империи (далее — ПСЗ РИ). — Собр. 2-е. — Т. 53.
— Отделение I. — № 58610. — С. 398—400.
3. Российский государственный исторический архив (далее — РГИА). — Ф. 1286. — Оп. 53. — Д. 71. — Л. 75.
4. Сборник циркуляров и инструкций Министерства внутренних дел за 1878 г. — СПб., 1880.
— С. 140—142.
5. Инструкция полицейским урядникам : [... утверждена Министерством внутренних дел 19 июля 1878 г.]. — [Б. м. : б. и., 1878]. — 45 с.
6. Инструкция полицейским урядникам : [по соглашению с Министром юстиции утв. Министром внутр. дел 28 июля 1887 г. ]. — СПб. : тип. Н. М. Дурново, 1888. — 20 с.
7. Нахимов А. П., Кирнос А. В., Колесников В. А. Профессиональная подготовка нижних чинов уездной полиции в Российской империи в конце XIX — начале XX века : монография. — Воронеж, 2018. — 685 с.
8. Государственный архив Российской Федерации (далее — ГАРФ). — Ф. 102. — 2-е делопр.
— Оп. 317. — 1882. — Д. 547. — Ч. 2.
9. ПСЗ РИ. — Собр. 3-е. — Т. 23. — Отд. I. — № 2906.
10. Крайник В. Л., Андрианов А. С. Взаимосвязь личностных и профессиональных качеств сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации // Мир науки, культуры, образования.
— 2015. — № 6 (55). — С. 144.
11. Сажинова Е. В., Пшеничная В. В. Личностные качества сотрудников правоохранительных органов, влияющие на эффективность профессиональной деятельности // Полицейская и следственная деятельность. — 2017. — № 1. — С. 63—69.
12. Логина В. В., Ноздрина Д. С. Изучение личностных качеств сотрудников силовых структур в определении эффективности выполнения профессиональных задач // Символ науки: международный научный журнал. — 2020. — № 11. — С. 173—177.
13. Социальный портрет населения: методология, основные характеристики / П. О. Ермолаева [и др.]. — Казань : Артифакт. — С. 17, 18.
14. Государственный архив Воронежской области (далее — ГАВО). — Ф. И-2. — Оп. 9. — Д. 304.
15. ГАВО. — Ф. И-2. — Оп. 9. — Д. 307.
16. ГАВО. — Ф. И-2. — Оп. 9. — Д. 308.
17. ГАВО. — Ф. И-2. — Оп. 9. — Д. 301.
18. ГАВО. — Ф. И-2. — Оп. 9. — Д. 303.
19. ГАВО. — Ф. И-2. — Оп. 9. — Д. 311.
20. Страхов Л. В. Социальный портрет уездного полицейского стражника по материалам Воронежской губернии // Общество и власть : века минувшие и день сегодняшний : материалы Четырнадцатой региональной научной конференции (г. Воронеж, 4 февраля 2020 г.). — Воронеж : Издательский дом ВГУ, 2020. — С. 117—121.
21. Население Воронежской губернии по вероисповеданиям за 1914 г. // Памятная книжка Воронежской губернии на 1916 г. — Воронеж, 1916.
— С. 42 (144).
22. Рязанов С. М. Урядники Пермского уезда в 1878—1917 годах: институциональный, социальный и личностный аспекты // Вестник Пермского университета. Серия : История. — 2012. — № 3 (20). — С. 68—77.
23. РГИА. — Ф. 1316. — Оп. 1. — Д. 74. — Л. 135.
24. Нахимов А. П., Кирнос А. В., Колесников В. А. Формирование первых школ по подготовке полицейских урядников (1879—1881 гг.): проекты и их реализация // Вестник Воронежского института МВД России. — 2019. — № 1. — С. 9—24.
25. Алафьев М. К., Зверев В. О., Алафьев К. М. Институт полицейских урядников: кадровый состав, функции, профессиональная подготовка // Психопедагогика в правоохранительных органах.
— 2020. — № 3 (82). — С. 352—359.
26. Ковалевский М. Е. Извлечение из всеподданнейшего отчета члена Государственного совета и сенатора Ковалевского по ревизии губерний Казанской, Уфимской и Оренбургской. — СПб., 1887. — С. 16.
27. ГАРФ. — Ф. 102. — 2-е делопр. — Оп. 317. — Д. 547. — Ч. 4.
28. Нахимов А. П., Кирнос А. В., Колесников В. А. Образовательные организации системы МВД / НКВД в Воронежском регионе (1888—1942 гг.) : монография. — Воронеж, 2017. — 382 с.
29. Ситников К. А. Совершенствование организационных форм обучения нижних чинов уездной полиции в Воронежской губернии: учреждение учебной команды-школы // Вестник Воронежского института МВД России. — 2020. — № 4. — С. 16—25.
30. ГАРФ. — Ф. 110. — Оп. 11. — Д. 986. — Л. 28—29.
31. Карпачёв М. Д. Правосознание крестьян Воронежской губернии накануне столыпинских аграрных реформ // Вестник ВГУ. Серия : Право.
— 2012. — №1 (12). — С. 14—23.
REFERENCES
1. Naximov A. P., Kirnos A. V., Kolesnikov V. A. Formirovanie instituta policejskix uryadnikov i reorganizaciya uezdnoj policii v Voronezhskoj gubernii v 1878—1880 gg. // Vestnik Voronezhskogo instituta MVD Rossii. — 2020. — № 3. — S. 9—27.
2. Polnoe sobranie zakonov Rossijskoj imperii (dalee—PSZ RI). — Sobr. 2-e.—T. 53. — Otdelenie I.
— № 58610. — S. 398—400.
3. Rossijskij gosudarstvenny'j istoricheskij arxiv (dalee — RGIA). — F. 1286. — Op. 53. — D. 271.
— L. 75.
4. Sbornik cirkulyarov i instrukcij Ministerstva vnu-trennix del za 1878 g. — SPb., 1880. — S. 140—142.
5. Instrukciya policejskim uryadnikam : [... utver-zhdena Ministerstvom vnutrennix del 19 iyulya 1878 g.].
— [B. m. : b. i., 1878]. — 45 s.
6. Instrukciya policejskim uryadnikam : [po soglasheniyu s Ministrom yusticii utv. Ministrom vnutr. del 28 iyulya 1887 g. ]. — SPb. : tip. N. M. Durnovo, 1888. — 20 s.
7. Naximov A. P., Kirnos A. V., Kolesnikov V. A. Professional'naya podgotovka nizhnix chinov uezdnoj policii v Rossijskoj imperii v konce XIX — nachale XX veka : monografiya. — Voronezh, 2018. — 685 s.
8. Gosudarstvenny j arxiv Rossijskoj Federacii (dalee — GARF). — F. 102. — 2-e delopr. — Op. 317.
— 1882. — D. 547. — Ch. 2.
9. PSZ RI. — Sobr. 3-e. — T. 23. — Otd. I. — № 22906.
10. Krajnik V. L., Andrianov A. S. Vzaimosvyaz' lichnostny'x i professional'ny'x kachestv sotrudnikov organov vnutrennix del Rossijskoj Federacii // Mir nauki, kul'tury', obrazovaniya. — 2015. — № 6 (55).
— C. 144.
11. Sazhinova E. V., Pshenichnaya V. V. Lich-nostny'e kachestva sotrudnikov pravooxranitel'ny'x organov, vliyayushhie na e'ffektivnost' professional'noj deyatel'nosti // Policejskaya i sledstvennaya deyatel'nost'. — 2017. — № 1. — S. 63—69.
12. Logina V. V., Nozdrina D. S. Izuchenie lichnostny'x kachestv sotrudnikov silovy'x struktur v opre-delenii e'ffektivnosti vy'polneniya professional'ny'x zadach // Simvol nauki: mezhdunarodny'j nauchny'j zhurnal. — 2020. — № 11. — S. 173—177.
13. Social'ny'j portret naseleniya: metodologiya, osnovny' e xarakteristiki / P. O. Ermolaeva [i dr.]. — Kazan' : Artifakt. — C. 17, 18.
14. Gosudarstvenny j arxiv Voronezhskoj oblasti (dalee — GAVO). — F. I-2. — Op. 9. — D. 304.
15. GAVO. — F. I-2. — Op. 9. — D. 307.
16. GAVO. — F. I-2. — Op. 9. — D. 308.
17. GAVO. — F. I-2. — Op. 9. — D. 301.
18. GAVO. — F. I-2. — Op. 9. — D. 303.
19. GAVO. — F. I-2. — Op. 9. — D. 311.
20. Straxov L. V. Social'ny'j portret uezdnogo po-licejskogo strazhnika po materialam Voronezhskoj gubernii // Obshhestvo i vlast' : veka minuvshie i den' segodnyashnij : materialy' Chety'rnadczatoj regional'noj nauchnoj konferencii (g. Voronezh, 4 fevralya 2020 g.). — Voronezh : Izdatel' skij dom VGU, 2020. — C. 117—121.
21. Naselenie Voronezhskoj gubernii po vero-ispovedaniyam za 1914 g. // Pamyatnaya knizhka Voronezhskoj gubernii na 1916 g. — Voronezh, 1916.
— S. 42 (144).
22. Ryazanov S. M. Uryadniki Permskogo uezda v 1878—1917 godax: institucional'ny'j, social'ny'j i lich-nostny'j aspekty' // Vestnik Permskogo universiteta. Seriya : Istoriya. — 2012. — № 3 (20). — S. 68—77.
23. RGIA. — F. 1316. — Op. 1. — D. 74. — L. 135.
24. Naximov A. P., Kirnos A. V., Kolesnikov V. A. Formirovanie pervy'x shkol po podgotovke policejskix uryadnikov (1879—1881 gg.): proekty' i ix realizaciya // Vestnik Voronezhskogo instituta MVD Rossii. — 2019. — № 1. — S. 9—24.
25. Alafev M. K., Zverev V. O., Alafev K. M. Institut policejskix uryadnikov: kadrovy'j sostav, funkcii, professional'naya podgotovka // Psixopedagogika v pravooxranitel'ny'x organax.—2020. — № 3 (82). — S. 352—359.
26. Kovalevskij M. E. Izvlechenie iz vsepod-dannejshego otcheta chlena Gosudarstvennogo soveta i senatora Kovalevskogo po revizii gubernij Kazanskoj, Ufimskoj i Orenburgskoj. — SPb., 1887. — S. 16.
27. GARF. — F. 102. — 2-e delopr. — Op. 317. — D. 547. — Ch. 4.
28. Naximov A. P., Kirnos A. V., Kolesnikov V. A. Obrazovatel'ny'e organizacii sistemy' MVD / NKVD v Voronezhskom regione (1888—1942 gg.) : monografiya. — Voronezh, 2017. — 382 s.
29. Sitnikov K. A. Sovershenstvovanie organi-zacionny'x form obucheniya nizhnix chinov uezdnoj policii v Voronezhskoj gubernii: uchrezhdenie uchebnoj komandy'-shkoly' // Vestnik Voronezhskogo instituta MVD Rossii. — 2020. — № 4. — S. 16—25.
30. GARF. — F. 110. — Op. 11. — D. 986. — L. 28—29.
31. Karpachyov M. D. Pravosoznanie krest'yan Voronezhskoj gubernii nakanune stoly'pinskix agrarny'x reform // Vestnik VGU. Seriya : Pravo. — 2012. — №1 (12).
— C. 14—23.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Ситников Кирилл Алексеевич. Преподаватель кафедры теории и истории государства и права. Воронежский институт МВД России. E-mail: kirillsa@mail.ru
Россия, 394065, г. Воронеж, проспект Патриотов, д. 53. Тел. 8-920-453-29-83.
Sitnikov Kirill Alexeevich. Lecturer of the chair of Theory and History of State and Law. Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia. E-mail: kirillsa@mail.ru
Russia, 394065, Voronezh, Prospect Patriotov, 53. Те! 8-920-453-29-83.
Ключевые слова: полицейская стража; уездная полиция; урядник; полиция; Воронеж; социальный
портрет.
Key words: police guard; district police; rural police; police; Voronezh; social portrait. УДК 351.74