Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА ПОЛИЦЕЙСКИХ УРЯДНИКОВ И РЕОРГАНИЗАЦИЯ УЕЗДНОЙ ПОЛИЦИИ В ВОРОНЕЖСКОЙ ГУБЕРНИИ В 1878-1880 ГГ'

ФОРМИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА ПОЛИЦЕЙСКИХ УРЯДНИКОВ И РЕОРГАНИЗАЦИЯ УЕЗДНОЙ ПОЛИЦИИ В ВОРОНЕЖСКОЙ ГУБЕРНИИ В 1878-1880 ГГ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
159
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МВД / УЕЗДНАЯ ПОЛИЦИЯ / ПОЛИЦЕЙСКИЙ УРЯДНИК / УЕЗДНЫЙ ИСПРАВНИК / ВОРОНЕЖСКАЯ ГУБЕРНИЯ / MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS / DISTRICT POLICE / RURAL POLICE / DISTRICT POLICE OFFICER / VORONEZH PROVINCE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Нахимов Александр Павлович, Кирнос Андрей Викторович, Колесников Владимир Александрович

В статье рассматриваются формирование и начальный этап функционирования института полицейских урядников в составе уездной полиции Воронежской губернии в 1878-1880 гг. Проанализированы основные направления реорганизации кадрового состава и первые результаты функционирования уездной полиции Воронежской губернии после проведения уряднической реформы. Выявлены закономерности, а также основные трудности осуществления полицейских функций в сельской местности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Нахимов Александр Павлович, Кирнос Андрей Викторович, Колесников Владимир Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE INSTITUTE OF RURAL POLICE AND REORGANIZATION OF THE DISTRICT POLICE IN THE VORONEZH PROVINCE IN 1878-1880

The article deals with the formation and initial stage of functioning of the Institute of rural police in the Voronezh province in 1878-1880. The main directions of personnel reorganization and the first results of the functioning of the district police of the Voronezh province after the rural reform are analyzed. Regularities and main difficulties in the implementation of police functions in rural areas are revealed.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА ПОЛИЦЕЙСКИХ УРЯДНИКОВ И РЕОРГАНИЗАЦИЯ УЕЗДНОЙ ПОЛИЦИИ В ВОРОНЕЖСКОЙ ГУБЕРНИИ В 1878-1880 ГГ»

МВД РОССИИ: ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ

А. П. Нахимов,

начальник Воронежского института МВД России, кандидат философских наук

А. В. Кирнос,

кандидат политических наук, доцент

В. А. Колесников,

кандидат политических наук, доцент

ФОРМИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА ПОЛИЦЕЙСКИХ УРЯДНИКОВ И РЕОРГАНИЗАЦИЯ УЕЗДНОЙ ПОЛИЦИИ В ВОРОНЕЖСКОЙ ГУБЕРНИИ В 1878—1880 гг.

FORMATION OF THE INSTITUTE OF RURAL POLICE AND REORGANIZATION OF THE DISTRICT POLICE IN THE VORONEZH PROVINCE IN 1878-1880

В статье рассматриваются формирование и начальный этап функционирования института полицейских урядников в составе уездной полиции Воронежской губернии в 1878—1880 гг. Проанализированы основные направления реорганизации кадрового состава и первые результаты функционирования уездной полиции Воронежской губернии после проведения уряднической реформы. Выявлены закономерности, а также основные трудности осуществления полицейских функций в сельской местности.

The article deals with the formation and initial stage of functioning of the Institute ofrural police in the Voronezh province in 1878-1880. The main directions ofpersonnel reorganization and the first results of the functioning of the district police of the Voronezh province after the rural reform are analyzed. Regularities and main difficulties in the implementation ofpolice functions in rural areas are revealed.

Отечественная история изобилует периодами, когда перед российским обществом и государством объективно вставал вопрос не просто о смене эволюционных приоритетов, а о выборе, зачастую трагическом, векторов дальнейшего развития. Одним

из таких поворотных рубежей стали «великие реформы» 1860—1870-х гг., содержание, осуществление, результаты которых предопределили специфику общественных трансформаций России не только на весь оставшийся «имперский» период, но

и в первые годы после Октябрьской социалистической революции. Либерально-бюрократический характер преобразований обусловил исключительную роль в них государства, особенно МВД с его традиционно обширными функциями, среди которых особое место занимало руководство полицейской деятельностью.

Центральным элементом реформ являлись радикальные изменения на селе, прежде всего окончательное освобождение крестьянства от крепостной зависимости, что привело к колоссальному росту количества правоотношений с участием не только сельской общины в целом, но и непосредственно и автономно ее членов. Одной из главных задач в новых условиях в числе прочих являлась необходимость поддержания общественного порядка, надзор за соблюдением законодательства и исполнением крестьянами обязанностей в отношении государства, а также борьба с преступностью. Так, в частности, выросло число имущественных преступлений, совершенных крестьянами. В Воронежской губернии за 1877 год было зафиксировано 1182 преступления, почти половина из которых (545) приходилась на кражи. Всего было осуждено 859 человек, из которых к крестьянству принадлежало 669. Для сравнения: преступников из военного сословия — 73, мещанства — 58. Преступников, имевших потомственное и личное дворянство, насчитывалось в целом 14 [1]. В условиях окончательного перехода юрисдикции в отношении бывших частновладельческих крестьян к государственным структурам остро встала проблема реорганизации уездной полицейской деятельности в сельских местностях, в которых к концу 1860-х гг. проживало более 90% российского населения [2].

Воронежская губерния в контексте развития регионов Центральной России к концу 1870-х гг. по основным параметрам не выделялась из общего ряда. Ее площадь составляла около 58 тысяч квадратных вёрст, а общее количество населения к концу 1877 г. превышало 2,3 млн человек [1]. Административное деление губернии с 1824 г. предусматривало двенадцать уездов. Наиболее крупными в территориальном отношении и самыми многонаселенными являлись Богучарский, Бобровский, Острогожский и Воронежский уезды (табл. 1). Самыми небольшими с этой точки зрения были Задонский и Коротоякский уезды. Плотность населения в среднем по губернии составляла около 40 человек на квадратную версту, наиболее густонаселенными являлись Бирючен-ский (57 человек на квадратную версту), Задонский (54), Воронежский (49), Нижнедевицкий (48)

уезды. Самая маленькая плотность населения к концу 1870-х гг. была зафиксирована в Новохоперском (29) и Бобровском (30) уездах.

Абсолютное большинство населения Воронежской губернии (89,31 %) [1] в конце 1870-х гг. составляло крестьянство, что, с одной стороны, отражало сословную специфику Российской империи, с другой — было естественным в условиях преимущественно сельскохозяйственной экономики региона.

В целом, аграрный характер страны вынуждал имперское руководство регулярно на протяжении всего XIX века обращаться к проблеме реформирования местной полиции [4]. Что касается первых пореформенных лет, то созданная в это время сельская полиция, состоявшая из сотских и десятских, рекрутируемых из местной крестьянской среды, вызвала серьезные нарекания по причине неподготовленности и в силу этого крайне неэффективного функционирования [5].

Не лучшим образом обстояло дело в отношении состава и качества полицейских чинов. Требующее серьезных изменений состояние полицейского дела в Воронежской губернии, совершенствования подготовки полицейских чиновников и улучшения их материального состояния осознавалось местным региональным руководством. В 1876 г. воронежский губернатор князь М. А. Оболенский в своем отзыве о кадровом потенциале, способах и средствах модификации полиции исполнительной иронично заметил, что «настоящий личный состав полицейских чиновников Воронежской губернии настолько удовлетворителен, насколько возможно того требовать при недостаточности обеспечения их материального положения. За весьма немногими исключениями исправники, их помощники и становые приставы честно и усердно несут служебные свои обязанности, и если в делах следственных делают промахи и ошибки, то только по малому знакомству с судебными уставами и обрядами следственного производства, которое приобретают они одною лишь долголетней практикой, так как образования юридического невозможно требовать от людей, начинавших службу в военном ведомстве или окончивших, и то не всегда, только гимназический курс» [6. — Л. 225 об.].

Согласно нормативно установленным штатам уездных управлений полиции Воронежской губернии, в 1862 г. число полицейских чиновников составляло 115 человек (табл. 2), что явно не было достаточным для эффективного осуществления правоохранительных функций.

Таблица 1

Сведения о площади и количестве населения уездов Воронежской губернии в 1877 г. [1; 3]

№ п/п Уезд 1877 год

Площадь (кв. вёрст) Население (чел.)

1 Бирюченский 3866 221 790

2 Бобровский 8159 249 311

3 Богучарский 8468 297 223

4 Валуйский 4074 174 501

5 Воронежский 4642 227 908

6 Задонский 2117 115 321

7 Землянский 3780 175 122

8 Коротоякский 3268 148 463

9 Нижнедевицкий 3288 156 477

10 Новохоперский 5433 156 662

11 Острогожский 7100 241 013

12 Павловский 3694 160183

Итого по губернии 57 895 2 323 974

Таблица 2

Штаты уездных полицейских управлений Воронежской губернии в 1862 г. [6. — Л. 28—29]

№ п/п Уезд Число станов Число штатных чинов полиции Общая сумма на жалование и канцелярские расходы

1 Бирюченский 2 9 7000

2 Бобровский 3 10 7950

3 Богучарский 3 10 7950

4 Валуйский 2 9 7050

5 Воронежский 4 10 11 000

6 Задонский 2 10 7500

7 Землянский 2 10 7950

8 Коротоякский 3 9 7050

9 Нижнедевицкий 2 9 7050

10 Новохоперский 2 9 7000

11 Острогожский 3 11 8400

12 Павловский 2 9 7000

Итого по губернии 31 115 92 900

Таким образом, состояние уездных полицейских управлений Воронежской губернии накануне уряднической реформы не позволяло решать объективно возникшие задачи борьбы с новыми вызовами общеполитической и криминогенной ситуации в территориальных единицах региона.

После проведения в 1860—1870-х гг. на различных правительственных уровнях дискуссий о совершенствовании структуры и усилении личного состава российской полиции ответствен-

ность за подготовку реформы, в том числе и в отношении ее уездного компонента, была возложена на министра внутренних дел А. Е. Тима-шева.

Результатом усилий по преобразованию полиции стало утвержденное 9 июня 1878 г. Александром II «Временное положение о полицейских урядниках в 46-ти губерниях, по общему учреждению управляемых» [7; 8. — Л. 75; 9. — С. 140—142], создававшее новый институт ниж-

них чинов уездной полиции. Первоначально планировалось назначение до 5000 полицейских урядников, которые должны были руководить деятельностью сельских сотских и десятских и находились в подчинении становых приставов. Значительную роль в этом процессе сыграл Л. С. Маков. Будучи еще товарищем министра внутренних дел, он подписал 13 июня 1878 г. циркуляр губернаторам, установив конечным сроком формирования новых уряднических должностей

I ноября 1879 г. [8. — Л. 563 об.] Первыми регионами, где прошли назначения, стали Пензенская (1 июля 1878 г.) и Подольская (30 июля 1878 г.) губернии, а завершился этот процесс в установленные сроки в Перми (1 ноября 1878 г.). Максимальное количество субъектов империи (18) было охвачено этим процессом 1 сентября 1878 г. [10. — С. 363].

Распределение уряднических должностей по губерниям, исходя из специфики местных условий, осуществлялось министром внутренних дел, по уездам — начальниками губерний, по станам

— уездными исправниками. Исправники осуществляли и само назначение на должность из числа кандидатов, годных к полицейской службе, по истечении испытательного срока [7].

К началу весны 1879 г. в стране насчитывалось около 4700 полицейских урядников [8. — Л. 554]. В процессе распределения 5000 должностей урядников их максимальное число было назначено в Волынскую и Подольскую губернии (по 200 чел. в каждую), в 9 губерний — от 125 до 175, в 15 губерний — от 100 до 125, в 20 губерний

— менее 100. В среднем на уезд приходилось по

II участков, а на стан — по 4. Подведомственная уряднику территория в среднем составляла не более двух волостей (в западных губерниях — одна волость) [11. — С. 81]. В дальнейшем, с мая по сентябрь 1879 г., на основании ряда нормативно-правовых актов состав урядников по стране был усилен в целом суммарно на 659 человек [12].

19 июля 1878 г. Л. С. Маковым была утверждена первая Инструкция урядникам, разосланная губернаторам циркуляром от 26 июля 1878 г. № 83 [9. — С. 170—191]. Документ состоял из 42 параграфов и четырёх приложений (к параграфам 10, 12, 31, 37) [13]. В компетенцию урядников входили практически все направления деятельности уездной полиции. Однако их основной обязанностью, по словам сенатора С. Мордвинова, было, «возбуждая преследование по преступлениям и проступкам, производить дознания», составляя соответствующие протоколы и «являться в качестве обвинителей и свидетелей в судебные учреждения по вызовам последних и по поручениям становых приставов» [14]. Они были обязаны проживать на территории закреплённых за ними

участков, не имея права покидать их без разрешения непосредственных начальников и, по возможности чаще (днем и ночью), объезжать или обходить их, посещая населённые пункты, заводы и фабрики.

15 июля 1878 г. в официальном печатном издании Воронежской губернии были опубликованы Высочайшее повеление об усилении средств уездной полиции и Временное положение о полицейских урядниках [15]. Фактически с этого времени начался региональный процесс реформирования уездной полиции, который закончился к 24 октября 1878 г. завершением комплектования должностей новых нижних чинов уездной полиции. 19 августа 1878 г. в Воронежских губернских ведомостях была опубликована Инструкция полицейским урядникам [16]. Чуть позднее на основании утвержденного управляющим МВД проекта была обнародована форма одежды новых нижних чинов уездной полиции [17].

Для осуществления полицейской деятельности в Воронежской губернии в конце 1870-х гг., как, впрочем, и в последующие десятилетия, серьезное значение имели следующие факторы:

- прекращение весной в период разлива рек на продолжительное время транспортного сообщения по причине отсутствия переправ (так, при разливе Дона нарушалась связь с семью уездами);

- плохое качество проселочных дорог в большинстве уездов в весеннее и осеннее время из-за преобладания черноземного грунта;

- «растянутость» площади уездов на большие расстояния, несимметричное расположение уездных городов (Острогожский, Богучар-ский уезды);

- большое количество в некоторых уездах степей (Богучарский, Павловский, Новохоперский уезды), что приводило к тому, что с весны до осени на хуторах в большом количестве скапливались пришлые сезонные сельскохозяйственные рабочие;

- наличие в некоторых уездах больших торговых селений с постоянно действующими базарами и ярмарками (Бутурлиновка, Алексеевка, Калач, Воронцовка), что обуславливало регулярный приток «наезжего торгового люда» и покупателей [18. — Л. 3 об.];

- многочисленное религиозное паломничество в период религиозных праздников к расположенным на территории губернии православным святыням (Задонский уезд);

- наличие узловых железнодорожных станций, непрерывно возраставший грузо- и пассажиропоток по территории губернии;

- абсолютное преобладание в криминогенной структуре губернии преступлений имуществен-

ного характера (особенно конокрадства), совершаемых преимущественно в сельской местности представителями крестьянского сословия.

На территории Воронежской губернии были учреждены 140 уряднических участков (табл. 3). Наибольшее количество должностей урядников (19) было введено в Богучарском уезде, учитывая его территориальную протяженность и связанную с этим необходимость оперативного перемещения нижних чинов полиции. Кроме того, эта административная единица губернии была самой густонаселенной. Местный уездный исправник коллежский советник А. В. Попов имел двадцатипятилетний опыт руководства уездной полицией и энергично в кратчайшие сроки сформировал местный корпус урядников [18. — Л. 230]. Примерно сходная ситуация была в Бобровском и Острогожском уездах. В уездах, которые были чуть менее населены, но расположены компактно или вблизи относительно крупных городских ад-

Отдельные социопрофессиональные особенности формировавшегося уряднического корпуса в пределах всей страны можно выявить, опираясь на материалы, присланные губернаторами в МВД к началу марта 1879 г., а также обобщающий «Отчет по введению в действие положения о конно-полицейских урядниках и о деятельности их по 1 января 1879 г.» [18. — Л. 549— 562 об.]. По сословному признаку из 4888 обследованных урядников 42% — нижние чины армии

министративных центров (Бирюченский, Валуй-ский, Воронежский), существовало 13 или 11 уряднических участков. Наименьшее количество новых должностей (по 8) было учреждено в Задонском, Коротоякском и Нижнедевицком уездах. Впрочем, в целом территориальная организация уряднических участков на территории Воронежской губернии в силу социогеографических условий, прежде всего равнинного характера местностей, в отличие от многих других субъектов Российской империи была относительно пропорциональной.

Как и во многих губерниях, в Воронежской в первое после реформы время в силу различных кадровых причин отдельные урядники осуществляли свои функции в смежных участках (Землянский уезд). Именно поэтому на первых порах количество полицейских урядников не всегда совпадало с количеством урядни-ческих участков. Так, в январе 1880 г. на 140 участках работали 138 полицейских урядников.

из податных сословий, находившиеся в бессрочном отпуске и отставке; 23% — из неподатных сословий, в том числе 392 дворянина, 419 чиновников и их детей, 505 — из детей духовного сословия; 16% — крестьяне и 10% — мещане.

В Воронежской губернии ситуация с сословным составом корпуса урядников несколько отличалась от общеимперских тенденций (табл. 4). Наибольшее количество вновь назначенных на должности (112) составляли нижние военные чины.

Таблица 3

Административная структура уездов Воронежской губернии в 1878—1880 гг. [18. — Л. 56, 78, 114, 135, 147, 156, 198, 231, 258, 279, 306, 339]

№ п/п Уезд Количество

станов волостей сельских обществ сотен десятков уряднических участков

1 Бирюченский 3 23 208 205 501 13

2 Бобровский 4 24 158 168 768 16

3 Богучарский 4 28 181 221 983 19

4 Валуйский 2 16 211 278 2624 11

5 Воронежский 4 15 213 281 2533 11

6 Задонский 2 12 178 229 2604 8

7 Землянский 3 18 273 443 4239 10

8 Коротоякский 2 14 107 181 1887 8

9 Нижнедевицкий 2 13 125 95 376 8

10 Новохоперский 2 14 115 170 563 10

11 Острогожский 4 29 214 242 554 16

12 Павловский 2 19 61 202 1693 10

Итого по губернии 34 225 2044 2715 19 325 140

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 4

Сословный состав урядников Воронежской губернии на 01.01.1880. [18. — Л. 56, 78, 114, 135, 147, 156, 198, 231, 258, 279, 306, 339]

^^.^Сословие Дворянство, Духовенство Нижние Прочие сословия

Уезд чиновничество военные чины

Бирюченский - 1 12 -

Бобровский - - 13 2

Богучарский 1 2 13 2

Валуйский - 1 9 1

Воронежский 1 - 9 1

Задонский 2 1 4 1

Землянский - - 7 3

Коротоякский - 1 6 1

Нижнедевицкий - - 7 1

Новохоперский - - 10 -

Острогожский 1 2 12 1

Павловский - - 10 -

Всего 5 8 112 13

Это превышало 80% всего личного состава урядников Воронежской губернии (рис. 1) и было в два раза больше, чем в целом по стране. Особенно бывшие военные преобладали на низовых уездных полицейских должностях в южных уездах, где находились казачьи поселения — в Богу-чарском (13), Бирюченском (12), Острогожском (12), Новохоперском (10) уездах. В Павловском [18. — Л. 78] и Новохоперском [18. — Л. 135] уез-

В ряде уездов в первые годы после начала реформы по вполне объяснимым объективным причинам, прежде всего из-за неоправданных финансо-

дах все десять урядников в 1880 г. были выходцами из нижних военных чинов. В остальных территориальных единицах Воронежской губернии сословный состав урядников был более-менее равномерным. Только в Задонском уезде количество урядников — выходцев не из нижних военных чинов было сравнимо с числом бывших унтер-офицеров и казаков, состоявших на соответствующих должностях.

вых ожиданий кандидатов на уряднические должности, наблюдалась кадровая «текучка». Показателен пример Новохоперского уездного управления уездной полиции, где за год, с 01.01.1879 по

Сословный состав урядников Воронежской губернии на 01.01.1880 г.

Дворянство и Прочие

чиновничество сословия

5% \ X" 9%

Духовенство 6%

Нижние военные чины 80%

Рисунок 1

01.01.1880, личный состав урядников обновился более, чем наполовину [18. — Л. 135].

Две трети от общей численности урядников в стране составляли лица в возрасте от 25 до 45 лет, 20 лет не достигли только 127 человек, а в возрасте свыше 60 лет было 25 человек [11. — С. 82]. В Воронежской губернии возрастная структура в целом соответствовала общеимперским тенденциям (рис. 2). Почти половину полицейских урядников составляли лица в возрасте от 30 до 40 лет. На урядническую должность не назначались лица, не достигшие 20 лет. Однако некоторые

Образовательный уровень урядников в целом по стране был невысоким. Большая часть не окончила учебных заведений, меньшая — обучалась ранее в четырех-, трех- и двухклассных училищах (353 урядника закончили сельские и церковноприходские школы, 369 — духовные училища и 186 — гимназии) [8. — Л. 552—553 об.]. Говоря о предварительной подготовке кандидатов в урядники в рамках предшествующей службы можно указать, что из отставных и отпускных военных, не занимавших никаких должностей, кроме строевой службы, оказалось 283 нижних чина и 18 офицеров. 307 урядников были набраны из бывших тысяцких Западного края, 314 — из волостных писарей, 387 — из писарей прочих казенных и общественных учреждений. В числе урядников было 265 чиновников, 141 жандарм, 160 чинов городской полиции, 109 почтальонов, 107 учителей народных школ [11. — С. 82].

Большинство воронежских полицейских урядников «первого призыва» грамотность приобрели в домашних условиях (рис. 3). Большое

весьма молодые урядники внесли серьезный вклад в реализацию полицейских функций на местах. Примером может быть двадцатилетний урядник Острогожского уезда дворянин В. А. Менглет, уже в 1879 г. «за похвальную деятельность» награжденный руководством губернии денежной премией [18. — Л. 42]. Самым возрастным урядником Воронежской губернии был урядник первого стана (квартира в селе Нижний Студенец) Задонского уезда шестидесятипятилетний Ф. Т. Тарасов, проработавший в этой должности менее года [18. — Л. 269].

количество вновь назначенных нижних чинов уездной полиции получили минимальное образование на воинской службе, что было вполне естественно, учитывая сословную кадровую составляющую корпуса воронежских урядников. Значительная часть из них обучались в школах кантонистов или полковых школах. Нижние чины, прошедшие (чаще всего неполный) курс обучения в духовных образовательных организациях (семинарии, приходские школы), а также в уездных и сельских училищах, в рассматриваемый хронологический период составили чуть более 30% от всего личного состава урядников Воронежской губернии. Обращает на себя внимание то, что, согласно послужным спискам, 11% нижних чинов уездной полиции в начале 1880 г. вовсе не имели образования. Впрочем, данная статистика не может быть признана вполне корректной, поскольку грамотность являлась одним из важнейших критериев принятия на службу. По всей видимости, в отношении этой категории урядников речь идет

Рисунок 2

либо о самообразовании, либо о домашнем образовании. Больше всего таких урядников было в Новохоперском и Задонском уездах. Три представителя нижних чинов уездной полиции были исключением из общего списка, получив основы образования в Лепельской школе путей сообщения, Воронежской губернской гимназии и частной школе. В целом, образовательный уровень воронежских урядников не вполне соответствовал специфике и сложности задач, которые ставились перед вновь созданным структурным подразделением уездной полиции Воронежской губернии.

Вопрос о качественном составе уездной полиции, и в том числе уровне её образования и профессиональной подготовки, по мере исторического развития российской полиции приобретал всё большее значение. Если первоначально чиновники МВД акцентировали внимание на морально-нравственных качествах кандидатов на полицейские должности, то с течением времени проблемы уровня профессионализма стали все более актуальными.

Достаточно чётко регламентировались взаимоотношения урядников с вышестоящими чинами полиции. Руководство уездной полицией осуществляли исправники (табл. 5). Абсолютное большинство из них (10) имели чин коллежского советника (6 класс). Бобровский исправник А. С. Богомолов являлся статским советником (5 класс), а валуйский исправник А. Л. Агеев носил чин капитан-лейтенанта, что соответствовало 8 классу гражданской и военной службы Российской империи. Как правило, руководители уездной поли-

Осознание необходимости изменения отношения к профессиональной подготовке полицейских становилось всё более очевидным. В преамбуле циркуляра МВД губернаторам от 26 июля 1878 г. № 83 констатировалось: «При большом в настоящее время распространении народного образования, при возникшей, в силу судебной реформы, необходимости все дела о нарушении полицейских постановлений передавать на рассмотрение суда, облекая их в указанную судебными уставами форму, от нижних полицейских чинов требуется уже гораздо более развитости и знания законов, чем в прежнее время» [19].

На повестку дня объективно всё более отчётливо выдвигались проблемы организации профессионального обучения нижних чинов уездной полиции, и в первую очередь её уряднического компонента. В отдельных губерниях практически сразу же после создания института полицейских урядников были созданы соответствующие школы.

ции происходили из дворянского сословия. Исключения были крайне редкими. Так, в рассматриваемый период только два исправника из двенадцати в Воронежской губернии (бобровский и павловский) были выходцами из обер-офицер-ских детей. Средний возраст начальников уездов Воронежской губернии составлял примерно 50 лет. Самым молодым (41 год) был павловский исправник Н. П. Попов, самым возрастным (59 лет) — А. В. Попов из Богучара. К моменту осуществления уряднической реформы руководство

Рисунок 3

уездной полицией в основном оставалось стабильным. Только два исправника (в Задонске и Острогожске) были назначены в 1878 г. «Старожилами» управления уездной полицией Воронежской губернии были бобровский и богучарский исправники, осуществлявшие свои функции более двадцати лет.

Исправник осуществлял общее руководство деятельностью урядников. Однако одна его функция имела стратегическое значение. «Временное положение о полицейских урядниках в 46-ти губерниях, по общему учреждению управляемых» от 9 июня 1878 г. предусматривало, что уездный исправник должен был производить назначение на должность урядника из числа лиц, годных к полицейской службе и прошедших установленные исправником «испытания» [7].

Функции непосредственного начальника над урядниками соответствующего стана закреплялись за становым приставом. В соответствии с требованиями циркуляра от 26 июля 1878 г. № 83 становой пристав, по верному замечанию Ю. В. Тота, «выступал в двух ипостасях: как начальник и как наставник» [10. — С. 367]. Он не только отдавал распоряжения и приказы, но и обязывался «возможно чаще» разъяснять урядникам их служебные обязанности, «порядок обращения с публикой» [8. — Л. 46; 21. — Л. 64]. Таким образом, именно становые приставы оказывались исторически первыми должностными лицами, на плечи которых были возложены обязанности осуществления профессиональной подготовки урядников.

Абсолютное большинство становых приставов Воронежской губернии из общего количества (35) к 1880 году составляли чиновники в классе коллежского асессора (8 класс гражданской службы) (табл. 6). Четыре пристава имели класс титулярного советника (9 класс), по два — коллежского секретаря (10 класс), губернского секретаря (12 класс) и коллежского регистратора (14 класс).

В основном воронежские становые приставы принадлежали к одной из трех сословных групп — дворянству, духовному сословию и т.н. обер-офицерским детям (рис. 4). Только пристав 4 стана Воронежского уезда титулярный советник Ф. Ф. Писемский был мещанином.

Возраст воронежских становых приставов колебался от 35 до 45 лет. Наиболее возрастными чиновниками, осуществлявшими полицейскую деятельность в течение почти 30 лет, были приставы 3 стана Воронежского уезда пятидесятивосьмилетний П. Ф. Крисанов и 3 стана Богучар-ского уезда пятидесятипятилетний С. И. Пуговичников. Самые молодые приставы были назначены

в 3 стан Землянского (Д. Д. Довбня) и 2 стан Ко-ротоякского (Н. П. Бунин) уездов.

Становые приставы Воронежской губернии получали образование, зачастую окончив неполный курс, в уездных училищах или духовных образовательных организациях, преимущественно в семинариях (рис. 5). Отдельные из них обучались в гимназиях, других учебных заведениях или получили домашнее образование.

В ходе анализа состава становых приставов уездной полиции Воронежской губернии не могла остаться незамеченной одна интересная закономерность. Если уездные исправники, в целом, осуществляли свои полномочия достаточно длительные сроки, то подчиненные им приставы в рассматриваемый период довольно часто перемешались по службе. Так, 14 приставов из 35 были назначены в 1878—1880 гг., в период проведения уряднической реформы. Безусловно, данное обстоятельство объяснялось карьерными передвижениями и повышением по классу гражданской службы. Тем не менее представляется весьма убедительной причиной столь масштабного назначения в указанные годы также стремление губернского и уездного руководства обеспечить кадровый состав классных чинов полиции, более подготовленный и восприимчивый к взаимодействию с новыми нижними чинами уездной полиции.

Инициаторы реформы, рассматривая урядников в качестве потенциального кадрового резерва должностных лиц уездной полиции, исходили из возможности назначения на должности становых приставов или их помощников тех из урядников, которые во время службы проявляли особые усердие и способности. Это обусловило акцентирование внимания губернаторов на необходимости «вежливых» и корректных взаимоотношений становых приставов и урядников [8. — Л. 63]. Циркуляром МВД в адрес губернаторов от 4 сентября 1878 г. № 109 критиковалась порочная практика задерживания становыми приставами урядников, прибывавших в становые квартиры по служебной необходимости, и вводились специальные шнурованные книги, в которых становые обязывались фиксировать время прибытия и убытия урядников [9. — С. 226—227]. Большой интерес в контексте рассмотрения модификаций во взглядах правящих элит на роль и место нижних чинов уездной полиции вызывают положения циркуляра от 5 октября 1878 г. № 136, определявшие главной целью полицейских урядников того времени наблюдение за конкретным участком стана и содержавшие запрет губернаторам на формирование из урядников особых команд для патрулирования, караулов и обходов [9. — С. 253].

Таблица 5

Руководство (исправники) уездной полиции Воронежской губернии в 1878—1880 гг. [18 — Л. 55,77,103,134, 155,176, 197,230,248,254,305,338]

№ п/н Уезд ФИО уездного исправника Гражданский/ военный чин Возраст Сословная принадлежность Образование Срок службы в полиции (с какого года) Срок пребывании в должности (с какого года)

] Бирюченский Граженский Н. И. коллежский советник 55 дворянин уездное училище 1859 1864

2 Бобровский Богомолов А. С. статский советник 53 обер-офицерские дети гимназия 1850 1856

3 Богучарский Попов А. В. коллежский советник 59 дворянин гимназия 1855 1855

4 Валуйский Агеев А. Л. капитан-лейтенант 57 дворянин кадетский корпус 1866 18.05.1875

5 Воронежский Климентов Ф. Ф. коллежский советник 48 духовное неполный курс семинарии 1865 1877

б Задонский Коренев Н. К. коллежский советник 45 дворянин уездное училище 1868 1878

7 Землянский Силиверстов В. В. коллежский советник 44 дворянин гимназия 1863 1874

8 Коротоякский Юневич И. С. коллежский советник 50 дворянин неполный кадетский корпус 1868 1868

9 Нижнсдевицкий Яковлев В. К. коллежский советник 46 дворянин неполный курс гимназии 1855 1873

10 Новохоперский Полонский П. П. коллежский советник 51 дворянин неполный курс гимназии 1868 1871

11 Острогожский Посельский А. Н. коллежский советник 48 духовное неполный курс семинарии 19.08.1863 11.05.1878

12 Павловский Попов Н. П. коллежский советник 41 обер-офицерские дети институт 1874 1874

Й3 Q

Сословный состав становых приставов Воронежской губернии

Мещане

3%

Рисунок 4

Образовательный уровень становых приставов Воронежской губернии

в 1878-1880 гг.

Рисунок 5

Таблица 6

Классные чины уездных станов Воронежской губернии в 1878—1880 гг. [18. — Л. 37,39,41, 43, 66, 68,85, 87, 89, 91, 93,95, 97, 99, 101,103,120,122,124,126, 141, 143,145,147, 162, 164, 166, 168,183, 185, 187, 189, 204,206, 208, 210, 212, 214, 216, 218,234, 239, 241, 244, 264, 266,268, 270, 285, 288, 289, 291, 293,295,312,314, 316,318, 320,322, 324, 326)

ю о

№ ii/II Уезд Станован квартира ФИО сганового пристава Гражданский/ военный чин Возраст Сословная принадлежность Образование Срок службы в полиции (с какого года) Срок пребывания в должности (с какого года)

1 Бирюченский

I стан слобода Алексеевка Щеиотьев Н. К. коллежский асессор 42 ? уездное училище 1868 1875

2 стан город Бирюч Клеткин Н. П. коллежский асессор 36 обер-офицерские дети уездное училище 1868 1877

3 стан слобода Волокоповка Жохов М В. коллежский асессор 38 дворянин неполный курс уездного училища 1867 1871

2 Бобровский

1 стан село Тойда Углянский М. И коллежский асессор 36 духовное неполный курс семинарии 1869 1877

2 стан Пригородная слобода города Боброва Родионов П. Я. коллежский асессор 47 духовное духовное училище 1875 1878

3 стан слобода Бугурлиновка Рукин Г. М коллежский асессор 48 духовное неполный курс семинарии 1872 1872

4 стан село Новая Чигла Измайлов И. Н. коллежский асессор 45 духовное духовное училище 1864 13.07.1874

3 Богучарский

1 стан слобода Михайловка Троицкий М. М. коллежский асессор 45 духовное неполный курс семинарии 1871 1874

2 стан слобода Даченков Болховитинов Е. Я. коллежский асессор 37 обер-офицерские дети духовное училище 1874 1879

3 стан слобода Петропавловка Пуговичников С. И. коллежский асессор 55 дворянин уездное училище 1851 1851

4 стан слобода Калач Рукин В. К. коллежский секретарь 43 духовное духовное училище 1856 1875

4 Валуйский

I стан слобода Уразова Харкевич X. Ф. коллежский асессор 44 дворянин уездное училище 1862 1879

2 стан слобода Вейделовка Щелоковский Д. А. коллежский асессор 49 духовное семинария 1848 1868

5 Воронежский

1 стан село Верхняя Хава Кольцов 3. И. коллежский асессор 37 дворянин уездное училище 1868 1869

2 стан село Большая Усмань Сребровский Н. Я. коллежский асессор 37 обер-офицерские дети уездное училище 1866 1867

3 стан город Воронеж Крисанов П. Ф. коллежский асессор 58 дворянин домашнее обучение 1850 1879

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 стан город Воронеж Писемский Ф. Ф. титулярный советник 39 мещанин уездное училище 1870 1879

S? I

se

РЧ

I

о m

I s

se ï

CS

Ss

-M о

CS

to

о

№ п/п Уем Становая квартира ФИО станового пристава Гражданский/ военный чин Bojpaci Сословная принадлежность Образование Срок службы в полиции (с какого гола) Срок пребывания в должности (с какого гола)

6 Задонский

1 стан Село Нижний Студенец Васильев В. С. губернский секретарь 32 обер-офицерские дети неполный курс гимназии 1874 1879

2 стан село Хлевное Гравировский Р. В. титулярный советник 43 духовное неполный курс семинарии 1876 1876

7 Землянский

1 стан село Касторное Марцинский Ф. Ю. коллежский асессор 48 дворянин пансион при гимназии 1872 1872

2 стан село Большая Поляна Демидов В. Л. коллежский асессор 40 духовное семинария 1868 1868

3 стан город Землянск Довбня Д. Д. коллежский секретарь 28 дворянин уездное училище 1876 1879

8 Коротоякский

1 стан село Урыв Морозов 11. С. титулярный советник 39 обер-офицерские дети уездное училище 1871 1878

2 стан слобода Репьевка Бунин Н. П. коллежский регистратор 28 духовное семинария 1875 1880

9 Нижнедевицкий

1 стан город Нижнедевнцк Домашев А А, титулярный советник 46 дворянин уездное училище 1866 1879

2 стан село Роговатое Иваншин А. Д. коллежский асессор ? духовное неполный курс семинарии 1858 1868

10 Новохоперский

1 стан слобода Красное Акульцов Ф. Г. коллежский регистратор 41 дворянин домашнее образование 1870 1879

2 стан село Псски Пономарев Д. И. коллежский асессор 41 обер-офицерскис дети уездное училище 1869 1869

11 Острогожский

1 стан пригородная слобода Новые Сотки Колесников М. Д. коллежский асессор 46 дворянин уездное училище 1856 1870

2 стан слобода Сахуны Точисский Р. Ф. коллежский асессор 46 дворянин высшее реальное училище 1864 1864

3 стан слобода Ольховка Мишин И. А. губернский секретарь 39 дворянин неполный курс гимназии 1878 1878

4 стан слобода Россошь Ильяшенко Е. С. подпоручик 49 дворянин среднее учебное заведение 1870 1879

12 Павловский

1 стан слобода Воронцовка Боев А И. коллежский асессор 42 обер-офицерские дети училище для детей канцелярских служителей 1863 1863

2 стан слобода Козинка Полянский И. Н. коллежский асессор 37 обер-офицерские дети уездное училище 1875 1875

Что же касается взаимоотношений урядников с сотскими и десятскими, то эти полицейские служители, определённые в приложении к § 31 инструкции как «нижние чины уездной полиции ... исполнители распоряжений уездного полицейского управления и приказаний станового пристава», отныне, в соответствии с § 3 Инструкции, передавались в прямое подчинение урядников как своих ближайших начальников, получая от них приказания, «за неисполнение которых отвечают, как за ослушание начальству».

Абсолютное большинство десятских в селениях Воронежской губернии осуществляли свои функции, получив данный статус по очереди или после избрания на сельском сходе (табл. 7). Что касается сотских, то они в основном избирались. Наем в качестве способа формирования должности сельской полиции не приобрел в рассматриваемый период в Воронежской губернии распространения — только 128 из более чем 9 тысяч десятских и 6 из более чем 2 тысяч сотских были наняты на службу. Десятские по найму присутствовали в Бобровском, Воронежском, Нижнеде-вицком и Острогожском уездах; сотские — только в Острогожском уезде. Безусловно такая практика не способствовала профессионализации сельской полиции, хотя и позволяла общине экономить финансовые средства. Урядникам приходилось решать должностные задачи, взаимодействуя не только с непрофессиональными подчиненными, но и зачастую саботирующими полицейские функции исполнителями, воспринимавшими свои обязанности как бремя, отвлекающее от основных сельскохозяйственных занятий.

Еще одной проблемой состава сельской полиции являлась поголовная неграмотность десятских и сотских. Так, в частности, среди сотских читать и писать умели лишь около 4%. Впрочем, даже среди волостных старшин грамотными были только половина. В связи с этим особое внимание уделялось взаимоотношениям урядника с малограмотными и неграмотными сотскими, которым он, в соответствии с § 31 Инструкции, обязывался «возможно чаще прочитывать и разъяснять» фиксированные в приложении к данному параграфу выписки статей закона об их обязанностях и самому руководствоваться ими «в его непосредственной деятельности, по отсутствию сотского, по его нераспорядительности, по важности и т. п.»

Двойственными были взаимоотношения урядников с волостными старшинами и сельскими старостами. С одной стороны, они должны

были оказывать урядникам «содействие», «исполнять все законные их требования» [8. — Л. 83 об.]. С другой стороны, урядникам запрещалось оказывать влияние на деятельность волостного суда, волостных и сельских сходов [8. — Л. 45 об.]. В то же время полностью обойтись без содействия сельской администрации полицейские урядники не могли, в том числе и в вопросах рассмотрения волостными судами протоколов, составленных нижними чинами полиции.

В Инструкции урядникам нормативно закреплялись требования к морально -нравственному облику и служебному поведению урядников. Они обязывались нести службу «по совести», ведя «жизнь честную и трезвую», относясь к «старшим лицам почтительно», быть примером и вне службы, не сквернословить и «не дозволять неприличные шутки», заботясь «о добром имени и чести своего звания» [21. — Л. 64].

Вступая во взаимоотношения с местным населением, урядник обязывался «твердо и настойчиво» требовать «исполнения закона или полицейского распоряжения, . но отнюдь не грубым или обидным образом». Если же он сам подвергался оскорблению, то должен был не совершать «ни словом, ни делом, никакой личной расправы с лицом, его обидевшим», а «составить протокол об этом и препроводить его к становому приставу, для направления дела законным порядком» (§ 33 Инструкции урядникам) [8. — Л. 45 об.].

Из первого состава урядников Воронежской губернии в 1879 г. семеро были поощрены: одному объявлена благодарность [18. — Л. 135 об.], шестеро получили денежную премию [18. — Л. 56 об., 78 об., 198 об., 258 об.].

За служебные проступки вышестоящие начальники (становой пристав, уездный исправник, губернатор) могли налагать на урядников ряд административных взысканий: замечание, выговор, вычет из жалованья, арест до семи суток. В случае совершения преступлений урядники, по решению общего присутствия уездного полицейского управления, подлежали суду.

В первый год после создания нового института нижних чинов уездной полиции в Воронежской губернии были наложены наказания на 36 урядников (табл. 8). Основными причинами увольнения, как правило, были пьянство, служебные проступки и неспособность осуществлять полицейские функции.

Таблица 7

Состав сельской полиции и администрации Воронежской губернии, непосредственно взаимодействовавших с полицейскими

урядниками [18. — Л. 2]

Уезд Десятские Сотские Волостные старшины Сельские старосты

по выбору по найму

по очереди по выбору по найму грамотн. неграмотн. грамотн. неграмотн. грамотн. неграмотн. грамотн. неграмотн.

Бирюченский 506 - - 11 191 - - 13 10 14 189

Бобровский 422 303 43 8 160 - - 12 11 12 156

Богучарский - 973 - 7 244 - - 12 16 10 159

Валуйский - 506 - 6 130 - - 5 11 13 203

Воронежский 53 659 47 4 144 - - 9 6 5 206

Задонский - 478 - 10 97 - - 9 3 10 161

Землянский 34 815 - 7 244 - - 7 11 7 188

Коротоякский - 1476 - 3 129 - - 9 5 5 92

Нижнедевицкий 210 159 7 2 93 - - 7 6 3 129

Новохоперский 154 401 - 5 165 - - 5 9 4 98

Острогожский 141 334 31 8 216 1 5 12 17 7 177

Павловский - 1623 - 5 155 - - 7 11 6 50

Итого 1520 7727 128 76 1968 1 5 107 116 96 1808

Таблица 8

Увольнения, аресты и служебные взыскания полицейских урядников Воронежской губернии в 1879 г. [18. — Л. 56 об., 78 об., 114 об., 135 об., 156 об., 177 об., 198 об., 231 об., 258 об.,

279 об., 306 об., 339 об.]

Уезд Увольнение Взыскание Арест

Бирюченский - 2 -

Бобровский 6 2 -

Богучарский 1 4 -

Валуйский 1 - -

Воронежский 2 - -

Задонский 4 1 -

Землянский 1 1 -

Коротоякский - - 1

Нижнедевицкий - - -

Новохоперский 5 1 -

Острогожский 1 - 1

Павловский 2 - -

Всего 23 11 2

Первые известия о результатах деятельности полицейских урядников в Воронежской губернии относятся к 21 октября 1878 г., когда вновь назначенный на данную должность в Коротоякском уезде Струков пресёк фальшивомонетничество [22]. Интересно, что в списках личного состава нижних чинов коротоякской уездной поли-

ции в 1880 г. урядник с такой фамилией уже отсутствовал [18. — Л. 145—148].

В Воронежских губернских ведомостях в 1878—1880 гг. на основании приказа министра внутренних дел регулярно публиковались сообщения о положительных примерах исполнения урядниками своих должностных обязанностей.

В целом об интенсивности полицейской деятельности нижних чинов уездной полиции Воронежской губернии позволяет судить статистика составленных урядниками и направленных в административные органы правоприменительных актов (табл. 9). Примечательно, что 86% всех протоколов не потребовали корректировки становыми приставами. В Нижнедевицком уезде классный чин только один раз исправил документ, составленный урядником. Абсолютное большинство протоколов были направлены для рассмотрения в мировой суд (57% всех документов) и судебному

Результаты деятельности Воронежской губернии

следователю (24%). Значительно меньшее количество протоколов поступили от урядников на рассмотрение волостных старшин и волостных судов (10%), а также в уездное полицейское управление (9%). В основном эти процессуальные акты касались административных правонарушений. В отношении пресечения преступлений урядники Воронежской губернии главным образом сосредотачивали усилия на предотвращении и расследовании конокрадства. Более подробный анализ результатов полицейской деятельности урядников в 1878— 1880 гг. выходит за пределы темы данной статьи.

Таблица 9

полицейских урядников в 1879 г. [18. — Л. 14]

Уезд Всего составлено протоколов Из них Протоколы направлены

Оставлено без последствий Скорректировано приставом Не потребовало исправлений Не рассмотрены Судебному следователю В мировой суд Волостным старшинам и в волостные суды В уездное полицейское управление

Бирюченский 122 12 48 62 - 14 77 14 5

Бобровский 253 3 20 230 - 114 113 19 4

Богучарский 697 15 116 566 - 143 445 51 43

Валуйский 187 - 16 171 - 38 116 16 17

Воронежский 193 6 9 178 - 42 124 2 19

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Задонский 115 - 39 76 - 23 59 3 30

Землянский 259 7 53 199 - 77 139 9 27

Коротоякский 179 14 13 152 - 47 87 4 27

Нижнедевицкий 210 - 1 209 - 53 104 30 23

Новохоперский 436 5 23 408 - 68 184 131 48

Острогожский 133 11 41 81 - 37 73 8 4

Павловский 351 18 52 277 4 87 204 16 26

Всего 3135 91 431 2609 4 743 1725 303 269

Первый этап формирования института полицейских урядников в Воронежской губернии, как и в пределах всей страны, был приостановлен новыми модификациями в рамках полицейской реформы. Инициатором новшеств в системе полицейских учреждений Российской империи стал сменивший Л. С. Макова на посту министра внутренних дел М. Т. Лорис-Меликов. После его Верноподданей-шего доклада императору от 11 августа 1880 г. в десяти губерниях, включая Воронежскую, в 1880— 1882 гг. были проведены сенаторские ревизии. Особое внимание инспекторов обращалось на изучение полицейской деятельности, прежде всего функционирования уездной полиции [10]. Материалы, собранные в ходе ревизий, содержали резкую критику деятельности нижних чинов уездной полиции, прежде всего урядников. Впоследствии они были аккумулированы в Особой комиссии для составле-

ния проекта местного управления под председательством статс-секретаря М. С. Каханова.

Параллельно с ревизиями М. Т. Лорис-Мели-ков предпринял и непосредственные действия по упразднению института урядников. Его Верно-подданейший доклад от 4 апреля 1881 г., в котором он настаивал на замене нижних чинов уездной полиции подразделениями, сходными по организации с жандармами, был положительно встречен императором [23. — Л. 1—3]. В результате специально созданная Особая комиссия для предварительной разработки вопроса относительно преобразования существующего устройства городской и уездной полиции под руководством товарища министра внутренних дел П. А. Черевина уже на первом своем заседании 2 июня 1881 г. признала институт урядников «неудовлетворительным» и подлежащим замене ниж-

ними чинами, которые будут включены в Отдельный корпус жандармов [23. — Л. 105 об., 110].

Информация о скором упразднении института урядников довольно быстро распространилась в губерниях и отчасти дестабилизировала работу урядников. Нередкими стали случаи оставления службы. В то же время среди официальной элиты Российской империи нашлись сторонники сохранения и дальнейшего развития института полицейских урядников. Так, в письме курскому губернатору И. А. Звегинцову 31 июля 1881 г. директор Департамента полиции В. К. Плеве, являвшийся членом вышеуказанной Особой комиссии, разъяснил, что она «едва ли выскажется в пользу

упразднения урядников» [23. — Л. 86].

Подводя итог первому опыту формирования организационных основ института полицейских урядников в 1878—1880 гг., можно со значительной долей уверенности констатировать его исключительно важное значение для последующего развития уездной полиции Воронежской губернии. По сути, полицейские урядники с момента учреждения данной должности стали центральным структурным звеном правоохранительной деятельности на селе, сохранив свой статус при всех модификациях уездной полиции вплоть до падения монархии в России.

ЛИТЕРАТУРА

1. Статистические сведения о Воронежской губернии за 1877 год // Воронежские губернские ведомости. — 1878. — 11 нояб.

2. Миронов Б. Город из деревни: четыреста лет российской урбанизации // Отечественные записки». — 2012. — № 3 (48). — URL: http://maga-zines.russ.ru/oz/2012/3/m45.html (дата обращения: 01.09.2020).

3. Первая Всеобщая перепись населения Российской империи 1897 года. (Губернские итоги). Т. 1-89. — СПб., 1903—1905.

4. Нахимов А. П., Кирнос А. В., Колесников В. А. Профессиональная подготовка нижних чинов уездной полиции в Российской империи в конце XIX — начале XX века : монография. — Воронеж : Воронежский институт МВД России, 2018. — С. 84 — 92.

5. Фукс В. Суд и полиция : в 2 ч. — М. : Унив. тип., 1889. — Ч. 2. — С. 188.

6. РГИА. — Ф. 1316. — Оп. 1. — Д. 131.

7. Полное собрание законов Российской империи. — Собр. 2-е. — Т. 53. — Отделение I. — № 58610. — С. 398—400.

8. Российский государственный исторический архив (далее — РГИА). — Ф. 1286. — Оп. 53. — Д. 271. — Л. 75.

9. Сборник циркуляров и инструкций Министерства внутренних дел за 1878 г. — СПб., 1880. — С. 140—142.

10. Тот Ю. В. Реформа уездной полиции в правительственной политике России в XIX веке : дис. ... д-ра ист. наук. — СПб., 2003.

11. Краткий очерк деятельности Министерства внутренних дел за двадцатипятилетие. 1855—1880 гг. — СПб., 1880.

12. Белецкий С., Руткевич П. Исторический очерк образования и развития полицейских учреждений в России. — СПб. : Тип. М-ва внутренних дел, 1913. — С. 27.

13. Инструкция полицейским урядникам : [... утверждена Министерством внутренних дел 19 июля 1878 г.]. — [Б. м. : б. и., 1878]. — 45 с.

14. Мордвинов С. Всеподданейший рапорт ревизовавшего Воронежскую и Тамбовскую губернии сенатора. Соображения о переустройстве уездной полиции. — Тамбов, 1881. — С. 9.

15. Воронежские губернские ведомости. — 1878. — № 52. — 15 июля.

16. Прибавление к № 61 официальной части «Воронежских губернских ведомостей» 1878 года // Воронежские губернские ведомости. — 1878. — № 62. — 19 авг.

17. Воронежские губернские ведомости. — 1878. — № 67. — 9 сент.

18. РГИА. — Ф. 1316. — Оп. 1. — Д. 74.

19. ГАРФ. — Ф. 102. — 2-е делопр. — 1882.

— Оп. 317. — Д. 547. — Ч. 1. — Л. 151—152 об.

20. Нахимов А. П., Кирнос А. В., Колесников В. А. Становление профессиональной подготовки нижних чинов уездной полиции в регионах Российской империи в конце XIX — начале XX в. : воронежские экзаменационная комиссия и школа урядников // Вестник Воронежского института МВД России. — 2017. — № 2. — С. 7—27.

21. РГИА. — Ф. 1286. — Оп. 53. — Д. 274.

22. Воронежские губернские ведомости. — 1878. — № 81. — 28 окт.

23. ГАРФ. — Ф. 102. — 2-е делопр. — Оп. 38.

— Д. 258.

REFERENCES

1. Statisticheskie svedeniya o Voronezhskoy gu-bernii za 1877 god // Voronezhskie gubernskie ve-domosti. — 1878. — 11 noyab.

2. Mironov B. Gorod iz derevni: chetyiresta obrascheniya: 01.09.2020).

3. Pervaya Vseobschaya perepis naseleniya Ros-siyskoy imperii 1897 goda (Gubernskie itogi). T. 1—89.

— SPb., 1903—1905.

4. Nahimov A. P., Kirnos A. V., Kolesnikov V. A. Professionalnaya podgotovka nizhnih chinov uezdnoy politsii v Rossiyskoy imperii v kontse XIX

— nachale XX veka : monografiya. — Voronezh : Voronezhskiy institut MVD Rossii, 2018. — S. 84 — 92.

5. Fuks V. Sud i politsiya : v 2 ch. — M. : Univ. tip., 1889. — Ch. 2. — S. 188.

6. RGIA. — F. 1316. — Op. 1. — D. 131.

7. Polnoe sobranie zakonov Rossiyskoy imperii.

— Sobr. 2-e. — T. 53. — Otdelenie I. — # 58610. — S. 398—400.

8. Rossiyskiy gosudarstvennyiy istoricheskiy arhiv (dalee — RGIA). — F. 1286. — Op. 53. — D. 271. — L. 75.

9. Sbornik tsirkulyarov i instruktsiy Ministerstva vnutrennih del za 1878 g. — SPb., 1880. — S. 140—142.

10. Tot Yu. V. Reforma uezdnoy politsii v pravi-telstvennoy politike Rossii v XIX veke : dis. ... d-ra ist. nauk. — SPb., 2003.

11. Kratkiy ocherk deyatelnosti Ministerstva vnutrennih del za dvadtsatipyatiletie. 1855—1880 gg.

— SPb., 1880.

12. Beletskiy S., Rutkevich P. Istoricheskiy ocherk obrazovaniya i razvitiya politseyskih

uchrezhdeniy v Rossii. — SPb. : Tip. M-va vnutrennih del, 1913. — S. 27.

13. Instruktsiya politseyskim uryadnikam : [... utverzhdena Ministerstvom vnutrennih del 19 iyulya 1878 g.]. — [B. m. : b. i., 1878]. — 45 s.

14. Mordvinov S. Vsepoddaneyshiy raport re-vizovavshego Voronezhskuyu i Tambovskuyu guber-nii senatora. Soobrazheniya o pereustroystve uezdnoy politsii. — Tambov, 1881. — S. 9.

15. Voronezhskie gubernskie vedomosti. — 1878. — # 52. — 15 iyulya.

16. Pribavlenie k #61 ofitsialnoy chasti «Voro-nezhskih gubernskih vedomostey» 1878 goda // Voronezhskie gubernskie vedomosti. — 1878. — # 62.

— 19 avg.

17. Voronezhskie gubernskie vedomosti. — 1878. — # 67. — 9 sent.

18. RGIA. — F. 1316. — Op. 1. — D. 74.

19. GARF. — F. 102. — 2-e delopr. — 1882. — Op. 317. — D. 547. — Ch. 1. — L. 151—152 ob.

20. Nahimov A. P., Kirnos A. V., Kolesnikov V. A. Stanovlenie professionalnoy podgotovki nizhnih chinov uezdnoy politsii v regionah Rossiyskoy imperii v kontse XIX — nachale XX v. : voronezhskie ekza-menatsionnaya komissiya i shkola uryadnikov // Vestnik Voronezhskogo instituta MVD Rossii. — 2017. — # 2. — S. 7—27.

21. RGIA. — F. 1286. — Op. 53. — D. 274.

22. Voronezhskie gubernskie vedomosti. — 1878. — # 81. — 28 okt.

23. GARF. — F. 102. — 2-e delopr. — Op. 38.

— D. 258.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Нахимов Александр Павлович. Начальник института. Кандидат философских наук. Воронежский институт МВД России. E-mail: [email protected]

Россия, 394065, г. Воронеж, проспект Патриотов, 53. Тел. (473) 200-50-10.

Кирнос Андрей Викторович. Начальник кафедры теории и истории государства и права. Кандидат политических наук, доцент.

Воронежский институт МВД России. E-mail: [email protected]

Россия, 394065, г. Воронеж, проспект Патриотов, 53. Тел. (473) 200-53-50.

Колесников Владимир Александрович. Профессор кафедры теории и истории государства и права. Кандидат политических наук, доцент.

Воронежский институт МВД России. E-mail: [email protected]

Россия, 394065, г. Воронеж, проспект Патриотов, 53. Тел. (473) 200-53-56.

Nakhimov Alexander Pavlovich. Head of the Institute. Candidate of Philosophical Sciences. Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia. E-mail: [email protected]

Work address: Russia, 394065, Voronezh, Prospect Patriotov, 53. Tel. (473) 200-50-10.

Kirnos Andrey Viktorovich. Head of the chair of Theory and History of State and Law. Candidate of Political Sciences, Assistant Professor.

Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia. E-mail: [email protected]

Work address: Russia, 394065, Voronezh, Prospect Patriotov, 53. Tel. (473) 200-53-50.

Kolesnikov Vladimir Alexandrovich. Professor of the chair of Theory and History of State and Law. Candidate of Political Sciences, Assistant Professor.

Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia. E-mail: [email protected]

Work address: Russia, 394065, Voronezh, Prospect Patriotov, 53. Tel. (473) 200-53-56.

Ключевые слова: МВД; уездная полиция; полицейский урядник; уездный исправник; Воронежская губерния.

Key words: Ministry of internal Affairs; district police; rural police; district police officer; Voronezh province.

УДК 351.74

ИЗДАНИЯ ВОРОНЕЖСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ

УЧАСТИЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИИ НКВД СССР В БИТВЕ ЗА ВОРОНЕЖ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

ВОРОНЕЖСКИЙ ИНСТИТУТ МВД РОССИИ

Н. М. Савицкий, В. А. Григорова, Е. А. Зверков

Воропеж

2019

Участие подразделений НКВД СССР в битве за Воронеж в годы Великой Отечественной войны : учебно-наглядное пособие / Н. М. Савицкий, В. А. Григорова, Е. А. Зверков. — Воронеж : Воронежский институт МВД России, 2019. — 77 с.

Предназначено для курсантов и слушателей всех форм обучения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В пособии рассматриваются основные факты, события и этапы участия подразделений НВКД в битве за Воронеж в годы Великой Отечественной войны.

Савицкий Н. М.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.